В Египте в случае мора «в городе Илифии, пишет Манефон, заживо сжигали людей, которых называли Тифоновыми, и, провеивая их пепел, рассеивали и уничтожали его» Об Исиде и Осирисе, 73). Индийские «Законы Мацу» (II век до н.э.) предписывали: «За всякие заклинания, за наговоры на кореньях, за колдовство всякого рода — в случае неуспеха — штраф в двести [пан]» (Законы Ману, 9, 290). Наказание было сопоставимо со штрафом за грабеж в абсолютной величине — около 2 килограммов золота (Артхашастра, 3, 17). Однако если результатом колдовства будет смерть , то смертная казнь колдуну. (15) Кроме государственного наказания, браминами налагаются религиозные «епитимьи» за такие равные друг другу грехи, как «чародейство и колдовство посредством кореньев, не зажигание священных огней, воровство, неуплата долгов, изучение ошибочных книг и занятие ремеслом танцора и певца» (Законы Ману, 11, 64 и 66). Японские законы гласили: «Если кто-либо из-за ненависти изготовит колдовское изображение или письменное заклинание, или устно проклянет кого-либо и таким путем вознамерится погубить другого человека, то виновного судить, как за заговор с целью убийства со снижением наказания на две ступени (в делах, касающихся родственников, наказание не уменьшать). Если в результате колдовства умрет человек, то в любом случае судить как за действительное убийство Если для колдовства использованы личные вещи государя, то виновного обязательно повесить». (16) Другой японский закон содержал «Индекс запрещенных книг»: «Нельзя в частных домах хранить: астрономические приборы, сочинения по астрономии, китайские карты, гадальные карты, китайские военные сочинения, книгу предсказаний; за нарушение этого запрета — 1 год каторги». (17) «Законы Двенадцати таблиц» древнего Рима, составленные в V веке до нашей эры, предполагали, что виновный в сглазе мог быть приговорен к смертной казни. (18) Тексты этого Закона дошли до нас в неполном виде. В восьмой таблице есть статья (VIII, 8а), начинающаяся с формулировки преступления: «Кто заворожит посевы», (19) но далее обрыв текста и формулировка наказания отсутствует. Впрочем, лакуна восполняется по цитации этого закона Плинием: «По Двенадцати таблицам за тайное истребление урожая назначалась смертная казнь более тяжкая, чем за убийство человека» (Естественная история. 18,3; 12, 8—9).

http://pravmir.ru/chto-bylo-sluchajnym-v...

Заняв в июне 1929 г. должности субститута Гос. секретариата и секретаря шифра, О. стал помощником нового гос. секретаря - кард. Эудженио Пачелли (папа Римский Пий XII в 1939-1958) - и в качестве действительного тайного камергера вошел в состав Тайной палаты (Camera Secreta). В том же году был назначен советником верховной Конгрегации Sanctum Officium. Также он вошел в состав папской комиссии «Pro Russia» . 29 нояб. 1929 г. назначен советником Консисториальной конгрегации. 21 дек. 1931 г. папа Пий XI возвел его в достоинство апостольского протонатария. 21 марта 1934 г. в дополнение к прежним обязанностям О. стал советником Конгрегации Восточной Церкви. Входил в состав папской капеллы. 19 дек. 1935 г. О. получил должность асессора верховной Конгрегации Sanctum Officium. Будучи освобожден от всех постов в Гос. секретариате, он сохранил за собой должности советников в Консисториальной конгрегации и в Конгрегации Восточной Церкви, а также членство в комиссии «Pro Russia». Как асессор Конгрегации Sanctum Officium О. вошел в группу прелатов (prelati officiali) Конгрегации обрядов. Ввиду большого опыта дипломатической работы его назначили также советником Конгрегации чрезвычайных церковных дел (10 янв. 1936). Префектом верховной Конгрегации Sanctum Officium являлся папа Римский. О. как асессор еженедельно лично докладывал папе обо всех текущих делах, получал утверждение разработанных решений. Одним из основных направлений работы верховной Конгрегации было выявление, изучение и осуждение наиболее опасных для католич. Церкви печатных изданий. За первый год работы О. в Индекс запрещенных книг были внесены 10 книг, в т. ч. сочинение пресв. Э. Буонаюти, представителя модернизма . По поручению Пия XI О. подготовил черновой вариант текста энциклики «Divini Redemptoris» (от 19 марта 1937), в к-рой был осужден коммунизм как учение, разрушающее общественный порядок и христ. цивилизацию ( Chenaux Ph. L " Église catholique et le communisme en Europe (1917-1989). P., 2009. P. 104). 20 мая 1937 г. О. представил Пию XI проект декрета о запрещении новых форм частных богослужебных практик в католич. Церкви (декрет обнародован 26 мая 1937 - AAS. 1937. Vol. 29. P. 304-305).

http://pravenc.ru/text/2581735.html

В Египте в случае мора " в городе Илифии, — пишет Манефон, — заживо сжигали людей, которых называли Тифоновыми, и, провеивая их пепел, рассеивали и уничтожали его " (Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 73). Индийские Законы Ману (II век до Р. Х.) предписывали: " За всякие заклинания, за наговоры на кореньях, за колдовство всякого рода — в случае неуспеха — штраф в двести [пан] " (Законы Ману. 9, 290). Наказание было сопоставимо со штрафом за грабеж — около 2 килограммов золота (см.: Артхашастра. 3, 17). Однако если результатом колдовства будет смерть, то колдуну — смертная казнь [ 6 ]. Кроме государственного наказания, браминами налагаются религиозные " епитимьи " за такие равные друг другу грехи, как " чародейство и колдовство посредством кореньев... незажигание священных огней, воровство, неуплата долгов, изучение ошибочных книг и занятие ремеслом танцора и певца " (Законы Ману. 11, 64 и 66). Японские законы гласили: " Если кто-либо из-за ненависти изготовит колдовское изображение или письменное заклинание или устно проклянет кого-либо и таким путем вознамерится погубить другого человека, то виновного судить как за заговор с целью убийства со снижением наказания на две ступени (в делах, касающихся родственников, наказание не уменьшать). Если в результате колдовства умрет человек, то в любом случае судить как за действительное убийство… Если для колдовства использованы личные вещи государя, то виновного обязательно повесить " [ 7 ]. Другой японский закон содержал " индекс запрещенных книг " : " Нельзя в частных домах хранить: астрономические приборы, сочинения по астрономии, китайские карты; гадальные карты; китайские военные сочинения; книгу предсказаний; за нарушение этого запрета — 1 год каторги " [ 8 ]. Законы Двенадцати таблиц Древнего Рима, составленные в V веке до Р. Х., предполагали, что виновный в сглазе мог быть приговорен к смертной казни [ 9 ]. Тексты этих законов дошли до нас в неполном виде. В восьмой таблице есть статья (VIII, 8а), начинающаяся с формулировки преступления: " Кто заворожит посевы… " [ 10 ], но далее — обрыв текста и формулировка наказания отсутствует. Впрочем, эта лакуна восполняется по цитации этого закона Плинием: " По Двенадцати таблицам, за тайное истребление урожая назначалась смертная казнь… более тяжкая, чем за убийство человека " (Естественная история. 18, 3. 12. 8–9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1037...

Важнейшим источником сведений о книгах Европы в эпоху средневековья являются инвентарные описи. Одним из наиболее полных указателей сочинений церковных авторов (673 имени) считается «Catalogus scriptorum ecclesiae» Джона Бостона из Бери (John Boston of Bury), составленный в нач. XV в. и не изданный до сих пор (рукопись хранится в б-ке Кембриджского ун-та). Этот «Каталог» является путеводителем по фондам 195 англ. монастырских б-к. До сих пор составляются подобные каталоги как по существующим фондам (English Monastic Libraries: In 2 vol./By the Rev. J. Hunter. L., 1831; Verzeichnis der Handschriften der Stiftsbibliothek von St. Gallen/Hrsg. v. G. Scherrer. Halle, 1875; La bibliothèque de l " Abbaye de Clairvaux du XIIe au XVIIIe siècle. P., 1979. Vol. 1: Catalogues et répertoires/Publ. par A. Vernet avec la collab. de J.-F. Genest), так и по фондам, некогда известным, но не сохранившимся до наст. времени. До сих пор издаются каталоги фондов нем. б-к: Mittelalterliche Bibliothekskataloge Deutschlands und der Schweiz/Hrsg. v. Königlich Bayer. Akad. d. Wiss. in München. Münch., 4 Bde, 17 Tl.; а также Mittelalterliche Bibliothekskataloge Österreichs/Hrsg. v. d. Akad. d. Wiss. in Wien. W., 5 Bde, 8 Tl. Для комплектования первой публичной б-ки средневек. Европы «Marciana», основанной герц. Козимо Медичи при мон-ре св. Марка во Флоренции (1441, впосл. объединена с б-кой «Laurenziana»), Т. Парентучелли (буд. папа Николай V (1447-1455) и основатель Ватиканской б-ки) составил рекомендательный список книг, впосл. названный «библиографическим каноном своего времени» ( Sforza G. Ricerche su Nicolo V. Lucca, 1884. P. 359). Его основой стали фонды неск. венецианских б-к, Ватиканской б-ки и собрание мон-ря (S. Salvatoris) в Болонье. В списке указаны тексты Свящ. Писания, творения отцов Церкви, церковных писателей первых веков, сочинения Фомы Аквинского, Альберта Великого, а также античных философов и писателей, в т. ч. Аристотеля и его комментаторов. Индексы запрещенных книг (лат. Indices librorum prohibitorum), впервые появились в V в. в переписке Римских пап Иннокентия I и Геласия I и окончательно сформировались в 1564 г. на Тридентском Соборе (изд. в Риме, Венеции, Болонье и Кёльне). «Индексы» были вызваны борьбой с ересями, в XVI в.- борьбой Римо-католической Церкви с протестантизмом. «Индекс» переиздавался с дополнениями до 1948 г. Прекращен по решению II Ватиканского Собора. Полный список всех индексов см.: Petzholdt J. Catalogus indicis librorum prohibitorum et expurgandorum… Dresdae, 1859; Reusch F. Der Index der verbotenen Bücher. Bonn, 1883-1885. 2 Bde. С развитием Реформации, увеличением потока богословских изданий апологетического и полемического содержания развивается запретительная и рекомендательная библиография. Книготорговая библиография

http://pravenc.ru/text/149151.html

церковный законодатель уже к нему не обращается. В канонической традиции он обозначает различные формы участия в миссии церковной иерархии. Наконец, в нормах государственного церковного права это выражение используется для обозначения сотрудничества между церковными и государственными властями в назначении преподавателей, доцентов и профессоров высших учебных заведений всех типов 272 . Во всяком случае, речь всегда идет о различных формах (влекущих за собой разные правовые последствия), в каких компетентная церковная власть поручает верующему осуществление определенной функции от имени церковной иерархии, несущей за это полную ответственность. Наряду с этими правовыми инструментами, предназначенными главным образом играть роль движущей силы, каноническое право обладает другими юридическими средствами – скорее превентивны ми, или собственно защитными – которые обеспечивают объективное осуществление церковного общения. В первую очередь речь идет о церковной цензуре и о процедурах экзамена богословского учения. с) Церковная цензура и процедуры экзамена богословского учения 14 июня 1966 г., вскоре после завершения Второго Ватиканско го собора, Конгрегация вероучения отменила одиозный Индекс запрещения книг 273 . Около десяти месяцев спустя та же Конгрегация издала декрет Ecclesiae pastorum 274 , которым реорганизовала весь порядок проведения книжной цензуры. Этот декрет послужил главным источником для канонов 822_832 о допуске к публикации книг и прочих рукописей, трактующих вопросы веры и обычаев католиков. Новые канонические институты licentia (лицензия, разрешение) и approbatio (одобрение, утверждение) весьма отличаются от прежнего prohibitio (запрета) 275 как по своей природе, так и по юридическим последствиям. Например, если книга выходит без должного церковного одобрения (approbamio), это не значит, что она является запрещенной, со всеми вытекающими отсюда последствиями, установленными прежним каноном 1399 (то есть запретом для всех католиков на ее чтение, печатание, хранение, продажу и распростра нение) 276 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В Египте в случае мора «в городе Илифии, пишет Манефон, заживо сжигали людей, которых называли Тифоновыми, и, провеивая их пепел, рассеивали и уничтожали его» (Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 73). Индийские «Законы Ману» (II век до н.э.) предписывали: «За всякие заклинания, за наговоры на кореньях, за колдовство всякого рода – в случае неуспеха – штраф в двести [пан]» (Законы Ману, 9,290). Наказание было сопоставимо со штрафом за грабеж – около 2 килограмм золота (Артхашастра, 3,17). Однако, если результатом колдовства будет смерть – то смертная казнь колдуну 15 . Кроме государственного наказания, браминами налагаются религиозные «епитимьи» за такие равные друг другу грехи как «чародейство и колдовство посредством кореньев,.. незажигание священных огней, воровство, неуплата долгов, изучение ошибочных книг и занятие ремеслом танцора и певца» (Законы Ману 11,64 и 66). Японские законы гласили: «Если кто-либо из-за ненависти изготовит колдовское изображение или письменное заклинание или устно проклянет кого-либо и таким путем вознамерится погубить другого человека, то виновного судить, как за заговор с целью убийства со снижением наказания на две ступени (в делах, касающихся родственников, наказание не уменьшать). Если в результате колдовства умрет человек, то в любом случае судить как за действительное убийство… Если для колдовства использованы личные вещи государя, то виновного обязательно повесить» 16 . Другой японский закон содержал «Индекс запрещенных книг»: «Нельзя в частных домах хранить: астрономические приборы, сочинения по астрономии, китайские карты; гадальные карты; китайские военные сочинения; книгу предсказаний; за нарушение этого запрета – 1 год каторги» 17 . «Законы Двенадцати таблиц» древнего Рима, составленные b V веке до нашей эры предполагали, что виновный в сглазе мог быть приговорен к смертной казни 18 . Тексты этого Закона дошли до нас в неполном виде. В Восьмой таблице есть статья (VIII, 8а) начинающаяся с формулировки преступления – «Кто заворожит посевы…» 19 , но далее обрыв текста и формулировка наказания отсутствует. Впрочем, эта лакуна восполняется по цитации этого закона Плинием: «По Двенадцати таблицам за тайное истребление урожая назначалась смертная казнь… более тяжкая, чем за убийство человека» (Естественная история. 18,3.12.8-9).

http://azbyka.ru/dobroe-slovo-ob-inkvizi...

L., P. 1018). Рассказ о казни К. и Флиштедена представлен в разд. «Шесть славнейших мучеников Германии» популярного в кон. XVI - XVII в. сочинения лидера женевского кальвинизма Т. Безы (1519-1605) «Образы, то есть истинные изображения мужей, знаменитых учением и благочестием» ( Beza Th. Icones, id est verae imagines virorum doctrina simul et pietate illustrium. Gen., 1580). По словам Безы, кёльнские теологи, воспользовавшись для собственных целей постигшей город эпидемией, «без устали стали кричать, что гнев Божий не будет смягчен, если не казнить лютеран» и убедили жителей в необходимости предать смерти «юношей, отличавшихся образованностью, благочестием и прочими добродетелями», т. е. К. и Флиштедена, к-рые «утвердили истину своей блаженной смертью», причем их стойкость подвигла к покаянию даже тех, кто первоначально были настроены против них (Ibid. P. ср.: Rotscheidt. Clarenbach und Fliesteden in der Darstellung Theodor Bezas. 1929; изображений К. и Флиштедена Беза не приводит). Сведения о К. и Флиштедене даются также в протестант. мартирологах нидерланд. реформатского историка А. К. ван Хамстеде (1525-1562), женевского книгоиздателя и писателя Ж. Креспена (1520-1572) и в ряде др. позднейших сочинений ( Haemstede A., van. De gheschiedenisse ende den doodt der vromer Martelaren. [Antw., 1559]. S. 102-105; Crespin J. Histoire des martyrs/Ed. D. Benoit. Toulouse, 1885. T. 1. P. 269-271; ср.: Rotscheidt. Clarenbach und Fliesteden. 1929; Idem. Clarenbach und Fliestedens Martyrium. 1929). Свидетельством того, что протестант. трактаты о К. имели распространение в католич. землях Европы и воспринимались сторонниками католицизма как опасные для веры, является включение их в Индекс запрещенных книг . Впервые имя К. появляется в венецианско-миланском списке книг, опубликованном в 1554 г., где фигурирует дважды: под буквой A помещено название «Акты Адольфа Кларенбаха» (Acta Adelphi [sic!] Clarenbach; см.: Index des livres interdits/Ed. J. M. de Bujanda e. a. Québec, 1987. T. 3: Index de Venise (1549), Venise et Milan (1554).

http://pravenc.ru/text/1841261.html

Индийские «Законы Ману» (II век до н.э.) предписывали: «За всякие заклинания, за наговоры на кореньях, за колдовство всякого рода - в случае неуспеха - штраф в двести [пан]» (Законы Ману, 9,290). Наказание ыбло сопоставимо со штрафом за грабеж в абсолютной величине – около 2 килограмм золота (Артхашастра, 3,17). Однако, если результатом колдовства будет смерть – то смертная казнь колдуну . Кроме государственного наказания, браминами налагаются религиозные «епитимьи» за такие равные друг другу грехи как «чародейство и колдовство посредством кореньев,.. незажигание священных огней, воровство, неуплата долгов, изучение ошибочных книг и занятие ремеслом танцора и певца» (Законы Ману 11,64 и 66). Японские законы гласили: «Если кто-либо из-за ненависти изготовит колдовское изображение или письменное заклинание или устно проклянет кого-либо и таким путем вознамерится погубить другого человека, то виновного судить, как за заговор с целью убийства со снижением наказания на две ступени (в делах, касающихся родствеников, наказание не уменьшать). Если в результате колдовства умрет человек, то в любом случае судить как за действительное убийство… Если для колдовства использованы личные вещи государя, то виновного обязательно повесить» . Другой японский закон содержал «Индекс запрещенных книг»: «Нельзя в частных домах хранить: астрономические приборы, сочинения по астрономии, китайские карты; гадальные карты; китайские военные сочинения; книгу предсказаний; за нарушение этого запрета – 1 год каторги» . «Законы Двенадцати таблиц» древнего Рима, составленные в V веке до нашей эры предполагали, что виновный в сглазе мог быть приговорен к смертной казни . Тексты этого Закона дошли до нас в неполном виде. В Восьмой таблице есть статья (VIII, 8а) начинающаяся с формулировки преступления - «Кто заворожит посевы…» , но далее обрыв текста и формулировка наказания отсутствует. Впрочем, эта лакуна восполняется по цитации этого закона Плинием: «По Двенадцати таблицам за тайное истребление урожая назначалась смертная казнь… более тяжкая, чем за убийство человека» (Естественная история. 18,3.12.8-9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Осенью 1628 г. Д. переселился в Нидерланды, где провел почти всю оставшуюся жизнь в уединенных научных занятиях. Здесь им были написаны основные сочинения: «Правила для руководства ума» (1627-1629, не окончено), «Рассуждение о методе» (на франц. языке) с 3 приложениями: «Диоптрика», «Метеоры», «Геометрия» (все изд. в 1637), «Метафизические размышления» (на латыни, лат. название: Meditationes de prima philosophia - Размышления о первой философии, изд. в 1641), «Первоначала философии» (на латыни, изд. в 1644, авторизованный франц. перевод изд. в 1647), «Страсти души» (изд. в 1649). Сохранилось ок. 500 его писем. Выступая с требованием пересмотра предшествующей философской и научной традиции, Д., оставаясь добропорядочным католиком, заботился о том, чтобы отрицание им авторитетов и традиции не было в глазах общества отрицанием этики и религии. Когда в 1633 г. рим. инквизиция осудила соч. Г. Галилея «Диалог... о двух главнейших системах мира - Птолемеевой и Коперниковой», Д. отложил работу над почти завершенным большим естественнонаучным трактатом «Мир», в к-ром выражал согласие со взглядами Галилея (изданное в 1664 соч. «Le Monde, ou Traité de la Lumière» - «Мир, или Трактат о свете» является первоначальным наброском текста Д.). Тем не менее рост популярности философии Д., проникновение ее в нидерланд. ун-ты вызывали опасения не только католич., но и кальвинист. богословов, считавших, что «новая философия» ведет к ересям и атеизму. Д. пришлось вступить в полемику, в частности, с проф. богословия Утрехтского ун-та пастором-кальвинистом Г. Воэцием , ответив на его обвинения «Письмом к прославленному мужу Гисберту Воэцию» (Epistola ad celeberrimum virum D. Gisbertum Voetium, 1643), в к-ром разоблачил научное невежество и политические интриги оппонента. Продолжавшиеся преследования Д. в Нидерландах повлияли на его решение отправиться в Швецию по приглашению швед. кор. Кристины, намеревавшейся с его помощью учредить Академию наук. В кон. 1649 г. он прибыл в Стокгольм, где вскоре внезапно заболел и умер. Был похоронен в Стокгольме, в 1666 г. его прах перевезли в Париж и захоронили в аббатстве Сент-Женевьев, в наст. время могила Д. находится в парижской ц. Сен-Жермен-де-Пре. Уже после смерти философа его сочинения вносились в Индекс запрещенных книг .

http://pravenc.ru/text/Декарт.html

выходит его работа «Смех» (Le Rire) о сущности комического, а в 1907 г.- «Творческая эволюция» (L " Évolution Créatrice), к-рая сразу обрела необычайную популярность. Б. читал лекции в 1911 г. в Оксфорде и Бирмингеме, в 1913 г.- в Нью-Йорке. В 1914 г. основные работы Б. были внесены Ватиканом в «Индекс запрещенных книг». В том же году он становится членом Французской академии. Осуществлял дипломатические миссии в Испании и США (1917-1918). Сб. «Духовная энергия» (L " Énergie spirituelle, 1919) посвящен психофизиологической проблеме. Работа «Длительность и одновременность» (Durée et simultanéité, 1922) содержит дискуссию с А. Эйнштейном . Б. был избран первым президентом Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству (1922-1925). В 1928 г. получил Нобелевскую премию по лит-ре за блестящие качества лит. стиля и языка сочинений. Его последнее крупное произведение - «Два источника морали и религии» (Les deux Sources de la Morale et de la Religion, 1932). 2 года спустя вышел сб. эссе «Мысль и движущееся» (La Pensée et le Mouvant). Б. написал завещание, в к-ром точно выразил суть своей гражданской и религ. позиции: «Мои размышления все больше и больше приводили меня к католицизму, в котором я вижу полное завершение иудаизма. Я бы перешел в него, если бы не видел, как годами готовится (большей частью - увы! - по вине определенного числа евреев, абсолютно лишенных морального чувства) чудовищный вал антисемитизма, который вот-вот обрушится на мир. Я хочу остаться среди тех, кто завтра будет гоним. Но я надеюсь, что какой-нибудь католический священник захочет, если ему разрешит Архиепископ Парижа, прочесть заупокойные молитвы на моих похоронах. Если такое разрешение не будет дано, следует обратиться к раввину, не скрывая ни от него, ни от кого-либо еще моей моральной принадлежности к католицизму и того, что я хотел вначале, чтобы эти (посмертные) молитвы были прочитаны католическим священником» ( Delattre. P. 125-138). Б. умер в оккупированном Париже от пневмонии. Б.

http://pravenc.ru/text/78118.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010