Новую эпоху в истории инквизиции начал папа Павел III в 1542 г., учредив для инквизиторов централизованное управление – Священную конгрегацию инквизиции, объединившую и подчинившую контролю папского центра разобщенные до того инквизиционные трибуналы. Главной задачей ее была координация борьбы с ересями, и в первую очередь противодействие распространению протестантизма. Параллельно с конгрегацией инквизиции действовала и как бы дополняла ее конгрегация индекса запрещенных книг. Первый список (индекс) запрещенных книг был опубликован в 1557 г., последний – в 1955 г. В индекс включались книги, которые католикам нельзя было ни читать, ни хранить под угрозой отлучения. Конгрегация инквизиции вела напряженную деятельность, не исключавшую, пока это было возможно, и таких мер, как передача «светской руке» осуждаемых на смерть за ересь или колдовство. К началу XIX в. от этих методов пришлось отказаться. Изменилось и название этого учреждения: оно стало официально называться «Святая служба» («Sanctum officium»), которая была активна до последнего времени. Это она издала в 1949 г. декрет об отлучении сотрудничающих с коммунистами, а в 1959 г. инструкцию, запрещающую деятельность «священников-рабочих». В 1967 г. при общей реформе Римско-католической церкви после II Ватиканского собора конгрегация получила новый статус – вероучительной организации. Ее целью было декларировано способствовать развитию богословской науки. В задачу конгрегации ныне входит попечение о чистоте католического вероучения, образования и прессы, осуждение книг определенной категории, суд по делам, касающимся преступлений против веры. Еще одним из совершенно недозволенных с христианской точки зрения средств борьбы Римско-католической церкви с ее идеологическими противниками и отступниками был интердикт, один из видов духовной цензуры или «кар врачующих» («роепае medicinales»). Он состоял в запрете совершения богослужений, Таинств и христианского погребения для подвергшихся ему лиц и территорий. Различают интердикт местный, частный и смешанный, поражающий всякую территорию, которую изберет местопребыванием лицо, подвергшееся интердикту. Во всех этих случаях интердикт может быть общим или частным. Общий местный интердикт распространяется на округа – от деревни и замка до государства, частный местный интердикт – на отдельные храмы и помещения. Общий личный интердикт поражает целые категории лиц, частный – определенно указанные личности. Наконец по содержанию запрещаемых функций интердикт может быть полным и частичным.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

1. Конгрегация по вопросам веры. Вероучительная конгрегация - наследница конгрегации инквизиции, или «святой службы». Она была создана для борьбы с ересями и, в первую очередь, - для противодействия распространению протестанства. Параллельно ей действовала конгрегация индекса запрещенных книг (то есть контролировался список книг, которыми нельзя было пользоваться, хранить, читать под угрозой отлучения). Первый индекс был опубликован в 1557 г., последний - в 1955 г. На протяжении веков в индекс попадали все некатолические издания, в том числе и Священного Писания (принцип самодостаточности Вульгаты). После 1955 г. были отдельные высказывания папы относительно отдельных книг, произведений искусства, кино и т.д. (например, запрещено слушать христианину рок-оперу «Иисус Христос - суперзвезда»). То есть, в последнее время получается лишь запретить смотреть или читать, а запрета на издание не получается благодаря демократическому настрою общества. В XX веке конгрегация инквизиции вела борьбу с левыми течениями в самом католичестве. Так, в 50-е годы велась борьба с движением священников во Франции, которые стремились быть поближе к рабочим (в России, кстати, тоже были подобные настроения, давшие впоследствии начало обновленчеству). В 1959 г. конгрегация запретила эту деятельность. После II Ватиканского собора конгрегация была переименована из конгрегации инквизиции в конгрегацию по вопросам веры. Задача ее — попечение о чистоте веры и суд по делам, касающимся преступлений против веры. В нее входят 17 кардиналов и 8 епископов. Конгрегация осуществляет цензуру книг, издаваемых католическими изданиями, и контроль за образованием, в том числе и выдачей лицензий на право преподавания в высших католических учебных заведениях (государственных или частных). В практике лишения лицензии на преподавание в католической школьной системе применяется вначале предупреждение от конгрегации, затем вызов и выслушивание по вопросам несоответствия данного лица. Если эти меры не возымеют действия, то лицо лишается лицензии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

интердикт являлся страшным оружием в руках епископата и папства в борьбе за вольности и примат Церкви над государством. Встречая растущую оппозицию мирян и признав все же несправедливость кары, поражающей невинных, интердикт постепенно потерял свою остроту и к началу XVII в. практически перестал существовать». 987 Инквизиция Первый случай, рассматриваемый как деятельность инквизиции, состоялся в 1227 году, когда папа Григорий IX отправил во Флоренцию доминиканца Джованни ди Салерно для пресечения зла, распространяемого епископом Патерноном. Уже в 1233 году папа Григорий IX отправляет специальных комиссионеров, инквизиторов в южную Франция для борьбы с ересью. Сначала на должности инквизиторов назначали доминиканцев, а потом и францисканцев. Первое время инквизиторы были странствующими судьями, потом их деятельность приобрела оседлый характер. Сфера деятельности, организация судов и методы судопроизводства определялись Римом. Папа Урбан IV санкционировал совмещение священного сана и должности инквизитора. Папа Павел III в 1542 году учредил «централизованное управление – «Священную конгрегацию инквизиции», объединившую и подчинившую контролю папского центра разобщенные до того инквизиционный трибуналы. Главной задачей ее была координация борьбы с ересями, и в первую очередь противодействие распространению протестантизма. Параллельно с конгрегацией инквизиции действовала и как бы дополняла ее конгрегация индекса запрещенных книг. Первый список (индекс) запрещенных книг был опубликован в 1557 г., а последний – в 1955. В индекс включались книги, которые католикам нельзя было ни читать, ни хранить под угрозой отлучения». 988 Председателем конгрегации «был папа, а членами 10 кардиналов, 27 советников и 3 квалификатора. Главной задачей конгрегации был контроль за епископскими судами; точных сведений о ней нет, так как члены ее были связаны клятвой молчания». 989 «Конгрегация инквизиции вела напряженную деятельность, не исключавшую, пока это было возможно, и таких мер, как передача «светской руке» осуждаемых на смерть за ересь или колдовство.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

7 Апреля 1738 года римский папа Климент XII особой энцикликой обвинил свободных каменщиков в лицемерии, притворстве, ереси и извращениях. Уже тогда в особую вину им ставились таинственность и скрытность. Виновным в принадлежности к масонам грозило отлучение от католической церкви. В 1751 году энциклику против масонов издал папа Венедикт XIV. Он же в 1758 году расширил «Индекс запрещенных книг» за счет произведения авторов-масонов. Римский папа Климент XIII, в своем бреве-послании от 3 Сентября 1759 года осудил «Энциклопедию» французских «просветителей». Индекс запрещенных книг был отменен лишь папой Павлом VI в 1967 году. Масоны XVIII столетия, пользуясь тайным характером своих объединений, тщательно скрывали не только от профанов, но и от своих «братьев» низших степеней антихристианский, богоборческий характер своих обрядов, мистерий политических целей. Младших «братьев» они заманивали в свои ложи пропагандой квази-христианской этики. Пресвитерианский пастор и доктор теологии Джеймс Андерсон (1680–1739) – автор двух первых редакций Конституций Великой Ложи Англии 1723 и 1738 годов в масонском уставе прописал: « Масон по самому положению своему подчиняется законам морали, и не может стать ни бессмысленным атеистом, ни лишенным нравственности нечестивцем. В старые времена масоны поневоле держались в каждой стране ее местной религии какова бы она ни была, но в наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия действительно обязательна для всех, это та всеобщая, всех людей объединяющая религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем ни называлось наше вероисповедание, и какие бы религиозные догматы ни отличали нас от других людей. Верность этим началам превратит масонство в объединенный центр, поможет связать узами искренней дружбы людей доселе бывших друг другу чужими…» Или: « Масон является мирным подданным гражданской власти, где бы ни приходилось ему жить и работать. Он не примет участия ни в каких замыслах против мира и блага народа» с. 18-20].

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/07/...

Но это мнение папы было отвергнуто кардиналами, которые пуще всего боялись гнева французского короля. Аббат Боссюэ, узнав об этом предложении папы, испугался и сейчас же послал особого курьера в Париж, чтобы побудить короля протестовать против такого намерения. И действительно, Людовик XIV немедленно послал в Рим сочиненный прелатом Боссюэ «молниеносный мемуар». Но это было уже напрасным шагом. Потому что за несколько дней до получения этого «мемуара» папа подписал декрет против книги Фенелона, наперед совершив торжественные молитвы и раздав милостыни. Декрет был издан в форме бревэ, а не буллы, т. е. в форме более скромной и мягкой. Здесь говорилось, что книга Фенелона запрещалась во всех изданиях и переводах, так как из нее верующие знакомились с заблуждениями, уже ранее осужденными Церковью; в книге найдено было 23 положения, которые названы дерзкими, соблазнительными и оскорбительными для благочестивого слуха. Печатание, списывание, чтение и имение книги запрещалось под опасением отлучения. Фенелон узнал об этом папском декрете в марте 1699 г., в то самое время, когда он хотел в церкви взойти на кафедру для проповеди . Темой для проповеди Фенелон на этот раз взял христианское учение о покорности властям. Затем он послал папе письмо, в котором он высказал, что подчиняется папскому решению. Фенелон выставляется католической Церковью как образец покорнейшего сына этой последней. Бароний известен многотомным сочинением, изданным с именем «Церковные летописи». Первые пять томов летописей появились в конце XVI в. и возбудили неудовольствие в испанской инквизиции. В 1594 г. Бароний писал к своему другу Антонию Талпе: «С разных сторон доходят до меня слухи, что будто инквизиторы в Испании запретили мои сочинения. Но я надеюсь на защиту самого папы, который с одобрением относится к летописям. Мне обещает поддержку и префект индекс-конгрегации в Риме. Я слышал, что испанские инквизиторы безо всяких оснований вносят в индекс, кого вздумается; на это все жалуются». Однако с первыми томами летописей в Испании не случилось ничего неприятного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Теперь о конкретных конгрегациях. Первой из них является конгрегация, которая называется Конгрегация по вопросам вероучения. Она – наследница той самой инквизиции, которая в новое время носила также название «святой службы». Инквизиция была учреждена в 1542 г. для противодействия распространению протестантизма прежде всего и для борьбы с феноменами колдовства, ведовства и иных аномальных проявлений религиозного сознания. Собственно инквизиционные трибуналы существуют с начала XIII в. и первоначально были созданы для борьбы с ересью альбигойства – антитринитарной ересью, организованной по принципу тайного общества, очень структурированной, которая является одной из модификаций на протяжении всего Средневековья то здесь то там появлявшегося антицерковного движения, которое в разных странах и в разные времена характеризовалось общими признаками: антитринитаризмом, отрицанием иерархии, иконопочитания, основных догматов христианства, – это и богумилы, и альбигойцы, и жидовствующие стригольники на Руси, все это типологически очень сходные явления. Но инквизиционные трибуналы, созданные в начале XIII в., не имели единого центра и подчинялись больше светской власти, чем Римскому папе. И только в XVI в. создается единый координационный центр – Конгрегация священной инквизиции. Методы, применявшиеся ею, известны. Это и процессы с применением пыток, и наказания от отлучения от Церкви, бичеваний до сожжения на костре (в испанской транскрипции – аутодафе). Параллельно с Конгрегацией инквизиции действовала Конгрегация индекса запрещенных книг, то есть тех книг, которыми католикам нельзя было пользоваться, хранить, читать, тем более тиражировать под угрозой отлучения. Такие списки запрещенных книг регулярно публиковались. Первый индекс был опубликован в 1557 г., последний в 1955-м. После 1955 г. от публикации индекса запрещенных книг отказались. Иной раз бывают заявления Конгрегации по вопросам вероучения о тех или иных отдельных феноменах современной культуры, но, видимо, она ныне в целом такова, как и современное общественное сознание, что скорее нужно публиковать уже индексы разрешенных книг, чем запрещенных, ибо область нравственно дозволенного для христианского сознания постепенно сужается, и сейчас уже невозможно в области религиозной, околорелигиозной литературы публиковать такого рода списки.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

Более объемное представление нам дает Фьоренцо Реати: «… великие вопросы модернистского кризиса: как перейти от истории, реконструированной историками, к истории священной, и от истории — к догматам Церкви? Для Луази и других модернистов никакого перехода не существовало. Следовало просто выбрать между двумя альтернативами» . Пий X осудил модернизм как совокупность всех ересей в 1907 году декретом “Lamentabili” и энцикликой “Pascendi”. Для наиболее ярких деятелей церковной науки, которые были отнесены Ватиканом к числу модернистов, это закончилось экскоммунионом (отлучением от Церкви), а их труды попали в «Индекс запрещенных книг». Ещё через три года была введена антимодернистская присяга для готовящихся к рукоположению, профессоров факультетов теологии и сотрудников епархиальных администраций. Рассмотрим некоторые персоналии. На первом месте хронологическом порядке следовало бы рассмотреть деятельность Дюшена, большее внимание хотелось бы уделить Альфреду-Фирмену Луази, так как первый себя модернистом не считал и не был отлучен от Католической Церкви, в отличие от Луази. Последний себя считал учеником Дюшена. Именно Дюшен стал применять историко-критический метод в анализе истории Церкви. Для того чтобы понять, что из себя представляет модернизм, который можно назвать радикальным, тот модернизм, о котором написано в Советской энциклопедии, уместнее провести обзор жизни Луази. В 1893 году Луази был уволен из Католического университета, где до этого возглавлял кафедру экзегетики, так как распространял неортодоксальные идеи относительно Божественного Откровения. «В 1903 пять сочинений Луази были помещены в Индекс запрещенных книг. В 1907 декрет Священной Канцелярии Lamentabili и энциклика Папы Пия X Pascendi dominici gregis осудили ряд научных положений (курсив мой – П.К.) Луази. Ученый заявил о своем подчинении мнению Апостольского Престола, однако его заявление было признано сугубо формальным и недостаточным. В 1908 Луази был отлучен от Церкви». Луази не смог согласовать свои выводы, полученные при использовании методов историко-филологических наук в изучении Священного Писания, с догматами Церкви. «Он считал Библию и церковную веру результатами длительного исторического развития, а не внезапного внедрения Богом готовых идей в человеческие умы. Луази склонялся к тому, чтобы видеть в этом развитии процесс исключительно посюсторонний, отвергая традиционное учение о богодухновенности Священного Писания. Взгляды Луази на эту проблему становились более радикальными по мере углубления его конфликта с Церковью. В мемуарах Луази оставил свидетельство собственных сомнений в вере» . Луази считал, что проповедь Иисуса Христа и учение Церкви – совсем не одно и то же. Иисус не создавал Церкви и не устанавливал никаких Таинств. Церковные догматы – это не абсолютная истина, а всего лишь выражение духовного опыта, имеющего относительное значение в историческом процессе.

http://bogoslov.ru/article/4795261

по франц. пер.: Recueil de divers traitez de théologie mystique, qui entrent dans la célèbre dispute du quiétisme. Cologne, 1699. P. 91-92). Малаваль почти всю жизнь провел в Марселе. В раннем детстве он ослеп, но с помощью секретаря учился по слуху, получил степени д-ра канонического права и д-ра теологии. В Марселе вокруг него сложился кружок последователей, практиковавших созерцательную молитву. Хотя Малаваль не был клириком, к нему как к духовному учителю обращались за советами миряне и духовные лица. Большую известность получило его соч. «Простой практический способ возвышения души к созерцанию» (Pratique facile pour élever l " âme à la contemplation), 1-я часть к-рого была анонимно опубликована в 1664 г., а 2-я - в 1670 г. (испр. и доп. изд.: Malaval. 1687; ср.: Dudon. Notes et documents sur le quiétisme III. 1912). Сочинение Малаваля было известно как Молиносу, так и Гюйон; т. о., его влияние является одним из объединяющих факторов для итал. и франц. направлений К. В нач. 80-х гг. XVII в., во время квиетистских споров по поводу учения Молиноса, Малаваль выступил в его поддержку; в письмах к римским друзьям и покровителям он побуждал их добиваться в Римской курии благоприятных для квиетистов решений ( Dudon. 1921. P. 139-141). В 1685 г. Малаваль познакомился с соч. «Краткий и легчайший способ молиться» Гюйон и дал ему высокую оценку. После осуждения Молиноса трактат Малаваля был внесен в Индекс запрещенных книг ; Малаваль подчинился этому решению и направил покаянные письма папе Римскому Иннокентию XI (1676-1689) и франц. кор. Людовику XIV (1643-1715). Впосл. апология собственных воззрений и нек-рых мнений франц. квиетистов, а также критика осужденных католич. Церковью положений Молиноса были представлены им в соч. «Письмо аббату Фореста-Колони» (Lettre de Monsieur Malaval à Monsieur l " abbé de Foresta-Colongue. Marseille, 1695). Несмотря на то что этот трактат вскоре после издания также был внесен в Индекс запрещенных книг, Малаваль не подвергался преследованиям.

http://pravenc.ru/text/1684047.html

Притом одно и то же отреченное писание иногда было распространено на Руси в нескольких, независимых друг от друга редакциях 8 . Как бы то ни было, только распространение подобного рода книг, покровительствовавших своим содержанием разным народным суевериям, отдаляя читателей от истинно-богословских, словом церковных понятий и верований, не могло не определить отношения к ним церковной власти, в лице, по крайней мере, некоторых ее представителей-пастырей и не вызывать строгих запрещений. Митрополит Кирилл II в приписываемом ему с вероятностью «поучении попам» прямо возбраняет им чтение отреченных книг, почитая это признаком еретичества «ложных книг не почитайте, еретиков уклоняйтесь, чародей бегайте, глаголющим не от божественных писаний заграждайте уста» 9 , Подобные же запрещения встречаются и в других памятниках. Чтение подобных книг, в особенности касавшихся чародейства и волшебства, вообще считалось предосудительным, и самое держание у себя подобных книг вызывало строгое и резкое осуждение: «иже кто иметь еретическое писание у себя держати и волхованию его веровати, со всеми еретики да будет проклят, а книги те на темени их сожещи» 10 . Чтобы вернее предохранить книжных людей древней Руси от чтения подобных книг, они заносились в особые указатели, «индексы» по образцу подобных индексов, существовавших и употреблявшихся на востоке. Занесенные в подобный индекс книги тем самым как бы осуждались и запрещались в цензурном отношении. Подобных индексов к концу XIV и в начале XV в. у нас на Руси встречается уже несколько 11 , каковым обстоятельством подтверждается как бы цензурная заботливость об изъятии из обращения книг вредных. Один из подобных индексов встречается и у митрополита Киприана, в его молитвеннике, где в помещенной статье о книгах полезных и запрещенных последние прямо объявляются еретическими произведениями 12 . Существование в древнерусской церкви индексов, в смысле каталогов или указателей ложных, апокрифических книг, не подлежавших общему обращению, и запрещение чтения и держания таких книг, под угрозою наказания, дают основание предполагать, что и наша древняя Русь не была чужда, по крайней мере, в общем смысле того, что мы в наши дни мыслим под духовною цензурою.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Со времен Сикста V такое общее дозволение стало правом лишь таких собраний инквизиции, на которых председательствовал сам папа, и притом если добивавшиеся такого дозволения были не итальянцы. Обычным же правилом стало, что инквизиция давала ограничительное право читать запрещенные книги; давалось позволение читать определенные книги, и притом желавший читать должен был представить доказательства, что он занят опровержением еретиков. Интереснейший пример позволения читать все книги, но данного собранием инквизиции под председательством папы, указывает документ, относящийся к ноябрю 1602 г. и касающийся обратившегося в католичество Юста Кальвина или, как он назывался по обращению, Юста Барония. Здесь говорится, что доказательство Барония добыть себе разрешение читать запрещенные книги с целью опровержения их было обсуждаемо в заседании, на котором председательствовал сам Климент VIII. На этом заседании определено: дать Баронию позволение в течение пяти лет читать и иметь все запрещенные книги, но с условием, что он будет держать их скрытно и избегать соблазна и опасности для других. Список с этого определения и самый каталог книг, какие хочет иметь и читать Юст, он должен был сообщить местному епископу. По истечении же пятилетия, а равно в случае смерти Барония, следовало книги у него отобрать, чтобы они не могли попасть в другие руки, и сжечь их. Позднее секретарь индекс-конгрегации мог давать разрешение читать запрещенные книги (за некоторыми исключениями), но только не больше как на три года, а по прошествии их еще один раз на три года и притом давать разрешение на основании свидетельства епископа, генерал-викария, орденского генерала или другого заслуживающего уважения лица – о благонадежности просителя. Этот последний должен был мотивировать свою пользу, и притом не общей ссылкой на то, что книги нужны при его занятиях, а указанием на то, что он хочет опровергать книги, или же что он несет такую должность, которая делает для него необходимым знакомство с запрещенными книгами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010