В преддверии премьеры фильма Алексея Учителя " Матильда " не утихают споры об исторической достоверности сюжета картины, о границах допустимого в искусстве, о праве государства контролировать отечественный кинорынок. В последнее время в связи с угрозами кинотеатрам возник еще один, прежде никогда не поднимавшийся вопрос: существует ли такое явление, как православный экстремизм. О глубинных причинах происходящего в интервью порталу " Интерфакс-Религия " рассказал профессор философского факультета МГУ, доктор политических наук, член Общественной палаты РФ Александр Щипков.      - Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион выступил с официальным заявлением в связи с ситуацией, сложившейся вокруг " Матильды " , и сравнил ее с происходившим вокруг скандального издания " Шарли эбдо " - когда опять выбор сводится к одной дилемме: либо вы на стороне так называемого " Христианского государства " и тех, кто призывает к запрету фильма, либо вы на стороне Алексея Учителя и всех тех, кто поддерживает картину. А третьего как бы и не дано. А вы как относитесь ко всему этому? - Сначала, как мы знаем, поднимался разговор об искусстве - о границах дозволенного, о свободе творчества. Если вы перечитаете " Один день Ивана Денисовича " Солженицына, то у него два зека как раз рассуждают на эту тему на зоне в 1940-е годы Так что разговор не новый, не первый раз поднимается. Но сейчас эта тема переходит совсем в иную плоскость и наполняется совсем иным содержанием - в тему обсуждения " православного фундаментализма " . Некие политические слои начинают заявлять о существовании некого " православного фундаментализма " , источником которого является православие. В информационную среду вбрасываются словосочетания, которые зеркалят известную политическую проблему: " христианское государство " , " православный ИГИЛ " , " православный Талибан " и так далее. Только в Сирии и Афганистане - реальные структуры, а в России - подставные, фейковые, как сегодня принято выражаться. Тема " Матильды " через пару месяцев иссякнет, и на её место готовят новую антихристианскую повестку.

http://pravoslavie.ru/106967.html

Скоро после того, в 1640 году, монашествующие Брестского Симеонова монастыря 192 просили настоятеля Купятицкого прислать им на игуменство одного из двух лиц: Афанасия Филипповича или Макария Токаревского 193 . Иларион Денисович, не желая пускать от себя ни одного из дорогих трудников, отправил третье лицо, но брестские иноки не приняли его. Тогда решено было кинуть жребий, кому ехать в Брест, Макарию или Афанасию, и по воле Божией жребий пал на святого Афанасия. Расставаясь с ним, Иларион Денисович написал брестским инокам, что «с великой скорбью» отпускает к ним «половину себя самого», и при этом прибавил: «Спостраждите во всем ему, да со Христом воцаритеся». По прибытии в Брест на игуменство преподобный прежде всего занялся разысканием старинных грамот, епископских и королевских, которыми утверждались разные права и преимущества за вверенным монастырем. Усмотрев из этих грамот, что «уния со старым Римом, принятая вопреки законам Церкви Восточной, проклята навеки, я, – говорит Афанасий, – открыто в церкви и в разных местах объявлял об этом». Открытое заявление произвело столь сильное действие, что, по словам преподобного, «в месте том Берестейском и во всем округе того воеводства униаты начали испытывать величайшую тревогу». В следующем (1641) году, в сентябре, святой Афанасий отправился на сейм, то есть на собрание государственных чиновников, в Варшаву и выхлопотал у короля Владислава IV 194 за его собственноручной подписью грамоту (привилегий), которой подтверждались все старые преимущества православного братства в Бресте и обеспечивалась на вечное время полная свобода богослужения и обрядов по уставу Восточной Церкви. Но по законам царства Польского, королевский привилегий не мог иметь силы без утверждения его печатью коронного канцлера или подканцлера. Святой Афанасий молился об этом и даже предлагал деньги, но напрасно. – Будете все униатами, – говорили хранители печатей просителю, – так мы и даром запечатаем; знайте, что нам от святого отца, папы Римского, под клятвой запрещено умножать здесь греческую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скоро после того, в 1640 г., монашествующие Брестского Симеонова монастыря просили настоятеля Купятицкого прислать им на игуменство одного из двух лиц: Афанасия Филипповича или Макария Токаревского. Иларион Денисович, не желая пускать от себя ни одного из дорогих трудников, отправил третье лицо, но брестские иноки не приняли его. Тогда решено было кинуть жребий, кому ехать в Брест, Макарию или Афанасию, и по воле Божией жребий пал на св. Афанасия. Расставаясь с ним, Иларион Денисович написал брестским инокам, что «с великой скорбью» отпускает к ним «половину себя самого» и при этом прибавил: «Спостраждите во всем ему, да со Христом воцаритеся». По прибытии в Брест на игуменство преподобный прежде всего занялся разысканием старинных грамот, епископских и королевских, которыми утверждались разные права и преимущества за вверенным монастырем. Усмотрев из сих грамот, что «уния со старым Римом, принятая вопреки законам Церкви Восточной, проклята навеки, я, — говорит Афанасий, — открыто в церкви и в разных местах объявлял об этом». Открытое заявление произвело столь сильное действие, что, по словам преподобного, «в месте том Берестейском и во всем округе того воеводства униаты начали испытывать величайшую тревогу». В следующем (1641) году, в сентябре, св. Афанасий отправился на сейм, т. е. на собрание государственных чиновников, в Варшаву и выхлопотал у короля Владислава IV (1632–1648) за его собственноручной подписью грамоту (привилегий), которой подтверждались все старые преимущества православного братства в Бресте и обеспечивалось на вечное время полная свобода богослужения и обрядов по уставу Восточной Церкви. Но по законам царства Польского королевский привилегий не мог иметь силы без утверждения его печатью коронного канцлера или подканцлера. Св. Афанасий молился об этом и даже предлагал деньги, но напрасно. «Будете все униатами, — говорили хранители печатей просителю, — так мы и даром запечатаем; знайте, что нам от святого отца, папы римского, под клятвой запрещено умножать здесь греческую веру».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) . Данные сведения неверны, т. к. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) стал епископом в 1661, митрополитом - в 1663.) Одновременно с М. в Купятицком мон-ре подвизался прмч. Афанасий (Филиппович) . Как свидетельствует в своем «Диариуше» св. Афанасий, в 1637 г. М. отправили к Киевскому митр. Петру (Могиле) с деньгами, собранными на обновление киевского Софийского собора. М. рассказал митрополиту о бедственном положении Купятицкого мон-ря и получил от него универсальный лист для сбора пожертвований (Диариуш. 1878. Стб. 52). Позже митр. Петр (Могила) поставил М. игуменом Воскресенского мон-ря в Каменце (ныне в Белоруссии). По одним источникам, М. был игуменом этого мон-ря в 1637-1640 гг., по другим - в 1639-1642 гг. После захвата обители униатами М. вернулся в Купятицкий монастырь. Братия брестского во имя преподобного Симеона Столпника монастыря просила игум. Купятицкой обители Илариона (Денисовича) отпустить к ним «на игуменство берестейское» М. либо Афанасия (Филипповича). Игум. Иларион «учинил раду зо всею о Христе братиею» и решил отправить в Брест иером. Климента (Несвицкого). Посланник брестского мон-ря отказался принять этого кандидата. Тогда решено было кинуть жребий «з отцем Макарием, кому ехать до Берестя». Жребий пал на св. Афанасия (Филипповича), к-рый отправился в Брест (Там же. Стб. 62-63). Согласно позднему печатному варианту Жития М., события происходили в 1637 г., что маловероятно, т. к. ответ купятицкого игумена, приведенный в «Диариуше» св. Афанасия, датирован 13 июня 1640 г. После смерти игум. Илариона (Денисовича) братия Купятицкого мон-ря избрала М. настоятелем. Рака с мощами прмч. Макария Овручского в Черкасском Михайловском кафедральном соборе. Фотография. 2013 г. В 1660 г. братия овручского Успенского Заручайского мон-ря избрала М. архимандритом. Обитель страдала от притеснений со стороны иезуитов, василиан , шляхтичей - католиков и униатов, к-рые покушались на ее имущество и земли. М. отстаивал правосл. статус мон-ря, защищал его от притеснений, отказывался от споров о вере с униатами.

http://pravenc.ru/text/2561350.html

Слуцке «едва не больше закона своего церквей, нежели домов», и указано на построенные ими церкви – одну за городом в предместье Царовце, другую в городе Воскресенскую, третью для женского монастыря. Дело арх. Св. Синода 1733 г. 260 стр. 11–15. 803 Дело арх. Св. Синода 1733 г. стр. 86 и след. где находится вся эта переписка. Понеже – писал бискуп к Голембовскому от 25-го февраля 1741 г. – не помня благодеяний несогласные закона греческого не униаты непристойными жалобами утруждают вас, моего господина, и тем невинность мою неправедно порицают, то у мене неповинного ничто больше остается, как сие токмо, чтоб от толь неблагодарных отнять благодеяние до изданной по справедливейшим причинам ингибиции. Хотя бы мне и не надлежало оправдывать себя, ибо по понуждению права делаю то. что закон повелевает, однако ж, в показание вам, моему господину, терпеливости моей, упоминаю о состоянии дела». 804 Там же IV, 232. Письмо его к князю Иерониму Радзивилу от 28 сент. 1754 г. в Арх. сборн. VII, 214. 806 О замешательствах при его избрании Арх. Сборн. VII, 227. Здесь же письма Голяховского к князю Радзивилу 220–231, 233, 235, 236. 808 Грамота киевского митрополита Арсения Могилкнского на предоставление Павлу знания митрополичьего наместника, с присвоением в священно-служении некоторых архиерейских преимуществ, напечатана в Истории росс. иер. VI, стр. 150. М. 1815. 812 Вилен. археогр. соборн. VI 55, 56, 57 и 129. Феодоровская церковь , древнейшая из пинских церквей, и святый Феодор Тирон, в честь которого она построена, считается покровителем г. Пинска. При Феодоровской церкви были братство и школа, из которой поставлялись священники в Туров и Пинск. 816 Денисович, по желанию м. Петра Могилы , описал на польском языке некоторые чудеса Купятицкой иконы Божией Матери. Описание это напечатано при конце книги Тератургимы Афанасия Кальнофайского, изд. в 1638 г. в Киеве на польском же языке (М. Евгения, Словарь дух. пис. I, 197). В 1655 г., когда монастырем завладели униаты, Купятицкая икона перенесена православными монахами в Киевософийский собор, где и ныне находится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1634 году он поручил Илариону Денисовичу настоятелю купятицкого монастыря, стоявшего в одной мили от Пинска, наблюдать за двумя пинскими церквами и монастырем. В 1637 году ему же подчинен монастырь при Воскресенской церкви г. Каменца Литовского (Владимирской епархии), который, т. е. монастырь, митрополит принял в свое ведение, ссылаясь на свои права в качестве патриаршего экзарха управлять церквами во всех епархиях своего округа, особенно там, где нет православного епископа. Иларион Денисович является как-бы владимирским епархиальным наместником. Он назначил Афанасия Филиповича настоятелем монастыря при Рождество-Богородичной церкви в г. Бресте (Владимирской епархии), принадлежавшем епископу Пузине. Афанасию Пузине комисары передали так же две церкви в городе Бельске (Владим. епархии); он, вероятно, ведал православные церкви и в г. Дрогичине той же епархии. Положение неуниатов во всех бывших православных епархиях, оставшихся без архиереев, с каждым днем становилось плачевнее. Униаты оставались верными протестам, заявленным на сейме 1635 г., и не уступали православных церквей. Особенно тяжело стало положение их в Холмской епархии. Тамошний униатский епископ Мефодий Терлецкий не позволял им иметь в Холме ни одной церкви и всякая настойчивость православных в попытках иметь свой храм объяснялась бунтом и строго каралась, или же мнимые бунтовщики в наказание вынуждались отрекаться от православия и принимать унию. То же творилось в местечках Красноставе, Парчове, Острове, Тышове, Грубешовке, Сокале, Люблине, Буске. Комиссары с трудом, но только некоторые церкви передавали неуниатам, даже при несомненном количественном превосходстве православных. В Бельзе в 1636 г. они нашли только пятнадцать униатов и огромное число православных, но присудили последним только три церкви: пятницкую, николаевскую и свято-духовскую, и передали их под юрисдикцию Афанасия Пузины, епископа луцкого. Не лучше, даже хуже было положение православия в смоленской и чернигово-северской областях, где свирепствовал Андрей Золотый Квашнин 996 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Через нисколько лет учитель Владимиров берет уже себе жену – дочь одного из Нижегородских протоиереев, предупреждая ее, что врачи сулят ему смерть от чахотки. Таким образом, род Лаврских и здесь вобрал в себя сливки духовной аристократии по образованию; невесту себе дед мой Василий Григорьевич брал у протоиерея – воспитанника «Невской Семинарии» Матвея Филиппова Филиппова. Вот вам хроника дома Лаврских, восходящая до XVIII столетия». Вот схематический итог сказанного: См. след. стр. 804 Александра Ивановна Лаврская – в девичестве Дубровина, сестра Антонины Ивановны, письма к которой архимандрита Феодора были уже напечатаны. О сестрах Дубровиных и об отношении к ним архим. Феодора см. [ 3 , 21 , 10 ] и соответствующие места самых писем. 805 Архимандрит Феодор был назначен в Петербургский Цензурный Комитет 11-го января 1858 г. Тут с ним имел дело, как с цензором, Добролюбов. Как человек противных убеждений, он, конечно, не мог понять о. Феодора, но в разговоре с товарищем своим о. В. В. Лаврским, выражал благодарность о. Феодору за его «благородное» и «деликатное» отношение в цензурных столкновениях. – Сам о. Феодор ценил Добролюбова выше Чернышевского, с которым тоже имел дело, – называя последнего каким-то ломанным (из рассказов Анны Сергеевны Бухаревой). 806 Состав VII курса (1854–1858 г. г.) Казанской Духовной Академии таков: магистры: Алексей Степанович Павлов , Василий Андреевич Орлов, Василий Иванович Соколов, Валериан Викторович Лаврский, Иван Денисович Знаменский. Кандидаты с правом на магистра: Петр Матвеевич Залесский, Яков Иванович Фортунатов, Григорий Яковлевич Покровский. Кандидаты: Петр Васильевич Аквилонов, Александр Семенович Кузнецов, Александр Григорьевич Воскресенский, Николай Яковлевич Аристов, Александр Степанович Троянский, Димитрий Львович Кузнецов, Тихон Алексеевич Горизонтов, Григорий Яковлевич Порфирьев, Виктор Егорович Благовещенский, Василий Иванович Калатузов, Николай Феодорович Глебов, Феодор Дмитриевич Кудеевский, Александр Степанович Верещагин. Студенты: Василий Григорьевич Терсинский, Лазарь Петрович Беляев, Александр Николаевич Благодаров, Феодор Яковлевич Волков, Михаил Иларионович Масловский, Иван Андреевич Шишов. Многие из этих лиц отличились на разных поприщах (см.: П. В. Знаменский , – История Казанской Духовной Академии, Вып. 3-ий, стр. 392–402). Курс этот считался в летописях Академии «образцово-дисциплинированным» (id., стр. 209). Архимандрит Феодор, бывший в Казанской Академии инспектором с 1855 по 1858 г., особенно сблизился с этим курсом и пользовался у него уважением и любовью, чему способствовали и старания о. инспектора ввести своих студентов в светские дома (ср. id., стр. 203).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2008. С. 124). В нач. XVII в. К. и. была прикреплена к квадратной серебряной позолоченной доске. В 1700 г. митр. Варлаам (Ясинский) украсил образ крестоподобной «шатой» (ризой), внизу были выгравированы стихотворный текст, даты перенесения иконы в Киев и выполнения оклада ( Перепечин. 1891. 24. С. 735). В нач. XIX в. Киевский митр. Евгений (Болховитинов) определил дату явления образа в Купятичах как 22 нояб. 1182 г.; нек-рые авторы пишут, что дата была на самой иконе, однако это представляется сомнительным. В 1852 г. прихожане церкви в Купятичах обращались в Синод с просьбой вернуть из Киева чудотворный образ. Они получили отказ, мотивированный тем, что К. и. являлась одной из наиболее почитаемых святынь в Киеве, ранее принадлежала мон-рю, на тот момент уже не существовавшему, а в купятицкой ц. находилась деревянная копия образа. После Октябрьской революции 1917 г. К. и. вместе с др. церковными ценностями Киева, конфискованными советской властью, как полагают, оказалась в музее Киево-Печерской лавры (Музей культов и быта в Киево-Печерской лавре, ныне - НКПИКЗ). Коллекция драгоценностей значительно пострадала при изъятии исторических и художественных ценностей в 30-х гг. XX в., а также во время Великой Отечественной войны. Судьба К. и. остается неизвестной; возможно, образ трудно идентифицировать среди др. крестов-энколпионов коллекции. Первое научное сообщение о К. и. в 1897 г. опубликовал проф. КДА Н. И. Петров, дав ее описание, сопоставив с др. памятниками и заключив, что она «принадлежит к числу древних энколпионов киевского происхождения» ( Петров. 1897. С. 76). Н. П. Кондаков называл «самым любопытным по значению его для русской древности… бронзовый крест, известный под именем Купятицкой чудотворной иконы Божией Матери и хранимый… вделанным в икону этого имени», он считал его обратной стороной греч. складня XII в. ( Кондаков. 1915. С. 240). Изображение К. и. воспроизводилось в гравюрах различных изданий. На гравюре 1638 г. в Парегроне игум. Илариона (Денисовича) икона, поддерживаемая 4 ангелами со свитками, вписана в овальный барочный картуш.

http://pravenc.ru/text/2462269.html

Кроны и Войкгово, и несколько фольварков, купленных ею на оставленные мужем и свои собственные деньги, и в фундушевой записи выразила свою волю, чтобы при монастыре существовала школа, чтобы настоятель и вся братия монастыря неизменно оставались в послушании Цареградскому патриарху, и отдала этот монастырь «в дозор, в моц и подавано» православному митрополиту. В 1628 г. новогрудский каштелян Василий Коптя по желанию матери своей Аполлонии Волович Война, каштелянши брестской, питавшей особенное благоговение к чудотворной Купятицкой иконе Богоматери, купил село Купятицкое в Пинском повете, устроил здесь монастырь, наделил его землями и крестьянами и подчинил виленскому Свято-Духову монастырю, так как оттуда принял для своего Купятицкого монастыря первого игумена Илариона Денисовича и первых иноков. Около 1630 г. подкоморий Богдан Стеткевич Заверский с женою своею Еленою Богдановною, княжною Соломерецкою, купив село Кутейно в Оршанском повете, основал мужеский Кутеинский монастырь во имя Рождества Христова и посадил в нем игуменом отца Иоиля Труцевича, а мать Богдана, жена брацлавского подкомория Вильгельма Стеткевича княжна Анна Богдановна Огинская с другим сыном своим Яном основала в том же селе, неподалеку от мужеского, только на другой стороне реки Кутеенки, женский монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы, поставив в нем игуменьею Евфросинию Михайловну Киркоровну. В следующем же году та же Анна Богдановна пожертвовала на мужеский Кутеинский монастырь слободу Белковщину, с тем чтобы игумен и братия, если пожелают, устроили там новый монастырь, завели школу еллино-словенского, латинского, польского и русского языков и друкарню, а на женский Кутеинский монастырь пожертвовала имения Свистолки, Тишино и Вораксино, чтобы игуменья и сестры монастыря, если пожелают, устроили в Свистолках новый женский монастырь. Непременным условием при основании и этих монастырей положено было то, чтобы они вечно оставались в православии и под верховною властию Константинопольского патриарха, в зависимости от православного Киевского митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ КАЛЬНОФОЙСКИЙ «Тератургима» Афанасия Кальнофойского. Титульный лист. К., 1638 г. «Тератургима» Афанасия Кальнофойского. Титульный лист. К., 1638 г. (1-я пол. XVII в.), соборный мон. Киево-Печерского мон-ря, автор сочинения о чудесах, совершавшихся в Киево-Печерском мон-ре в 1594-1637 гг.,- «Тератургима». Труд А. К. представляет собой продолжение «Киево-Печерского патерика» митр. Сильвестра (Косова) и написан по инициативе свт. Петра (Могилы) с целью опровержения клеветы униатов и иезуитов , утверждавших, будто в правосл. Церкви нет более чудес. Помимо рассказов А. К. о 64 совр. ему чудесах «Тератургима» содержит подробное описание пещер, всех храмов и построек мон-ря, перечень надгробий похороненных в мон-ре духовных и светских лиц, перечисление знатных благодетелей лавры. В «Тератургиму» вошли разделы, направленные против неверующих в истинность чудес в мон-ре. А. К. также дополнил своими толкованиями описание чудес, совершавшихся от иконы Богородицы в Купятицком мон-ре (см. Купятицкая икона Пресв. Богородицы ), автором к-рого был игум. Иларион (Денисович) . Соч.: Τερατοργημα, lubo Cuda, ktore byy tak w samym witocudotwornym monastyru Pieczarskim Kiiowskim, iako y w obudwu witych pieczarach, w których po woli Boey bogosawieni oycowie pieczarscy, poywszy, ciary cia swoich zoyli. [К.]: Z drukarni Kiiowo-pieczarskiej, 1638. Лит.: Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 855; Евгений. Словарь. М., 1995. С. 48. Б. Н. Флоря Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ИГУМЕН († между 1377 и 1399, возможно, 1392) прп. Киево-Печерский (пам. 29 окт. в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АХИЛА ДИАКОН (конец XIII - XV в.?), прп. Киево-Печерский (пам. 4 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)

http://pravenc.ru/text/77002.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010