Лукою иконе Божией Матери говорят в послании в иконоборцу Феофалу (829–842) три восточные патриархи александрийский, антиохийский и иерусалимский и об этом послании патриархов упоминает импер. Константин Порфирородный (912–959) в историческом слове о нерукотворенном образе Спасителя едесском (Lambec. Bibl. Uindob. VIII. 708). Никифор Каллист (кн. XV. гл. 14) пишет, что сия икона прежде, нежели принесена была в Царьград, находилась в Антиохии, что Пульхерия установила совершать службу Богоматери в построенном ею храме каждую среду, что при храме создан был мужской монастырь. Кодин говорит, что монастырь построен был импер. Михаилом IIІ (842–867). Но кажется, он древнее; ибо еще Дамаскин говорит о монастыре Одигитрии ( τν δηγν). Название Одигитрии – путеводительницы одни из писателей объясняют тем, что Богородица явилась двум слепым и когда они были приведены в ее храм, даровала им прозрение. Кодин говорит, что и другие многие слепые, омывая глаза водою от источника ее, получили зрение, но Дю-Канж думает, что она названа путеводительницею потому, что была брата императорами в войска во время их походов на врагов. И то и другое мнение соединимо: чудеса со слепыми были причиною благоговения царей к иконе. Вошло в обычай износить икону из монастыря во дворец в великой пост в день великого канона, где она оставалась до светлого понедельника. По взятии Царяграда крестоносцами Венециане перенесли сию икону в монастырь Пантократора. Историки: Никифор Грегорас и Пахимер, говоря о вступлении импер. Михаила Палеолога в Константинополь в 1261 году по изгнании крестоносцев, утверждают, что ему, по его распоряжению, предшествовала икона Богоматери Одигитрии та самая, которая написана евангелистом Лукою. Посему надобно полагать, что икона Одигитрии, которою в 1046 году император Константин Порфирородный благословил дочь свою царевну Анну при выдаче ее за черниговского князя Всеволода Ярославича, ныне известная под именем Смоленской в Смоленске, есть список с константинопольского подлинника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Из священных предметов, имеющихся в холодной церкви, особенное внимание заслуживают по их ценности и древности следующие: 1) из св. икон: а) икона Господа Вседержителя, украшенная серебряной ризою с позолоченным венцом; весу в ризе 14 фунтов; б) икона Успения Божией Матери, в серебряной ризе с одиннадцатью сребропозлащенными венцами; гроб же Божией Матери и покров оного унизаны китайским крупным жемчугом; в) кипарисный крест большого размера, поставленный за правым клиросом, почитаемый прихожанами за чудотворный и, г) плащаница, шитая золотом по алому бархату, в золоченой гробнице; лики изображены живописью, а ризы вышиты золотом; 2) из церковной утвари: а) евангелие печати 1668 года; средник и по углам евангелисты серебряные; б) евангелие печати 1698 года, передняя доска на нем серебряная, в средине ее – изображено Воскресение Христово, а по углам – евангелисты; в) евангелие в переплете алого бархата, длиною в 1 аршин 2 вершка, шириною в 12 вершков, весом 1 пуд 28 фунтов, печатанное в 1759 году на александрийской бумаге; передняя доска его украшена сребропозлащенною ризою, на средине которой изображено Воскресение Христово, а по углам – четыре евангелиста; на евангелии имеется надпись вкладчика, сельского крестьянина, следующего содержания: «1777 года месяца Ноября 26 дня на память Св. Великомученика Георгия приложил я сию святую книгу Евангелие Иисуса Христа в церковь Успения Пресвятые Б-цы да Николая Чудотворца села больших Всегодич крестьянин Григорий Леонтьев сын Китаев ради душевной вольны и для поминовения моих родителей и меня в вечную память. Аминь.»; г) напрестольный кипарисный крест в сребропозлащенной ризе с частицами св. мощей следующих 20 угодников Божиих: св. пророка Даниила, ан. Варфоломея, ап. Филиппа, Святителя и Чудотворца Николая, великомученика Антипы, св. чудотворца Тихона, св. чудотворца Спиридона, св. Иоанна Милостивого, св. Пимена Великого , св. Нила Столбенского, св. Антония Римлянина, св. великомученика Меркурия, св. великомученика Прокопия, св. Иоанна Воина, св. благоверного Великого Князя Владимира, св. благоверного Великого Князя Александра Невского, св. Алексия человека Божия, св. первомученицы Феклы, св. великомученицы Марины и св. мученицы Феодосии; на конце рукоятия креста имеется надпись жертвователя: «1691 года Ноября в 20 день пожертвовал сей благословящий крест сытняго дворца стряпчий Григорий Иванов сын Ушаков и приложил в церковь Успения Божией Матери, что в селе больших Всегодичах ради своего и жены и детей здравия и душевного спасения и родителей своих в поминовение»; д) ковчег сребропозлащенный, украшенный финифтью и стразами, весом 8 фунтов и, ж) богослужебные сосуды, украшенные финифтью и стразами; весу в них 6 фунтов 25 золотников.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

часть храма не могла претерпеть радикального вмешательства, и певницы тоже существовали изначально. По мнению Фунтаса, лити также был сооружен в XIV в. Исследователь находит аналогии ему среди лити позднепалеологовских храмов. В лити устроены 2 купола с барабанами и глухой купол. Сооруженный незадолго до 1744 г. экзонартекс примыкает к лити с запада и севера; по мнению Милонаса, одной из причин его возведения было желание защитить росписи внешних поверхностей сев. и зап. стен. Экзонартекс был расписан в 1744 г. на средства иером. Исаии. Две его вост. ячейки незадолго до 1773 г. были трансформированы в парекклисион, апсида к-рого соприкасается с сев. певницей. Он получил название в честь хранящейся в нем иконы Божией Матери «Грозное Предстательство» (XIII или XIV в.), к-рая является вариантом иконографического извода Божией Матери «Страстная» (на ней изображен лишь один ангел с орудиями Страстей - справа). По преданию, эта икона спасла мон-рь от нападения разбойников, сделав его невидимым. В иконостасе парекклисиона находится икона Божией Матери Елеусы, подаренная Феодорой Кантакузиной. Парекклисион расписан в 1773 г. В 1932 г. экзонартекс сильно пострадал от землетрясения; реставрационные работы были проведены в 1976 г. археологическими службами под рук. проф. Е. Цигаридаса. Четырехэтажный вост. корпус, построенный в 1767 г. Александрийским патриархом Матфеем III, был уничтожен пожаром 1980 г. и восстановлен в 1992 г. В 1980-2000 гг. был отреставрирован 4-этажный юж. корпус с архондариком, а затем - сев. корпус (построен в 1890-1891). Отдельный портик входа перед воротами К. на внешней стороне сев. крыла был устроен на средства семьи Кануси (1891). В зап. корпусе, сооруженном после пожара 1856 г., расположены трапезная и поварня. В юго-зап. углу монастырского комплекса возвышается башня. Она была построена в 1508 г. на месте ранее существовавшей башни XIV в. На ее верхнем этаже устроен парекклисион св. Архангелов. Рядом с башней в 1808 г. была воздвигнута колокольня.

http://pravenc.ru/text/2462351.html

На июньском Синоде (журнал 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» 9, 2021). Ярославский чудотворный образ Спаса Нерукотворного после реставрации      Видение протопопу Илие История чудотворного образа Спасителя связана с событиями преодоления Смуты Российским государством в 1612 году. Народное ополчение во главе с Козьмой Мининым и Димитрием Пожарским прибыло в Ярославль в начале марта 1612 года для мобилизации сил и средств, чтобы через несколько месяцев выдвинуться освобождать Москву от польских интервентов. Из-за большого скопления войск в городе началась моровая язва. Как говорится в «Сказании о иконе Господа нашего Иисуса Христа, нерукотвореннаго образа, называемаго обыденнаго, иже есть во граде Ярославле, на Ильине улице, близь монастыря Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских» — памятнике ярославской письменности, в котором запечатлены все чудеса и знамения, связанные с явлением этой святыни, — чтобы спастись от губительного поветрия, жители города решили обратиться к главной защитнице ярославцев, иконе Толгской Богоматери, и «с той иконой около града Ярославля учинить крестное хождение о освобождении от той напасти смертоносной». Архиерейское благословение на крестный ход вокруг города с чудотворной иконой Небесной Заступницы было получено. Но накануне назначенного дня настоятель Успенского собора протопоп Илия увидел необычный сон. Ему велено было найти в часовне возле церкви святителей Афанасия и Кирилла Александрийских икону Спаса Нерукотворного. Когда священник нашел образ и рассмотрел его, то сильно засомневался в истинности своего сонного видения: икона явно много лет пребывала в забвении, под толстым слоем пыли даже не было видно лика. Совсем не верилось, что это тот самый Спас, который спасет ярославцев, да и всю Русь, от моровой язвы и польских захватчиков. Но протопопу снова было во сне велено «без сумления сию икону оттоле взяти, и с нею по граду ходити, и с молебным пением совершати литии», что отец Илия, отбросив всякие сомнения, и сделал, объявив о повелении, полученном во сне, Минину, Пожарскому и всем людям на Соборной площади.

http://pravoslavie.ru/142397.html

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1791 г. тщанием прихожан, освящена 16 июня 1792 г. Холодная. Престолы: во имя Рождества Пресвятой Богородицы; в приделе - во имя свт. Стефана Пермского. Церковь во имя Афанасия и Кирилла Александрийских, построена в 1773 г. тщанием прихожан, освящена 9 сентября 1774 г. Теплая. Престолы: во имя Афанасия и Кирилла Александрийских; в приделе - во имя мчч. Флора и Лавра. Обе одноэтажные, деревянные, с деревянной особой колокольней. В 1829 г. началось строительство новой каменной двухэтажной церкви, во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В верхнем этаже - холодный храм, освящен в 1841 г., в нижнем этаже - теплый, освящен в 1834 г. Престолы: в холодной - главный, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, два придела: по правую руку в честь мчч. Флора и Лавра, и по левую - в честь свт. св. Тихона Амафунского. Приделы освящены: первый в 1849 г., а второй в 1850 г. В нижней церкви был один престол, в честь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. К концу 19-го века кроме каменной существовала еще вторая церковь, во имя св. Стефана Пермского, одноэтажная, в полуверсте от первой. В 1896 г. она была разобрана до основания, и в 1897 г. вновь отстроена и покрыта листовым железом по плану, утвержденному Строительным Отделением Губернского Правления. По новому плану назначено было три престола: во имя свт. Стефана Пермского; во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости; во имя вмч. Пантелеимона. В церкви хранилась икона св. Стефана Пермского, которая издревле почиталась как чудотворная, с частицею св. мощей. Были установлены крестные ходы с этой иконой: по своему приходу дважды в год - в Пасху и в июне месяце. С этой же иконой Указом Св. Синода от 13 Июля 1862 г. за дозволено было отлучаться и в другие приходы Усть-Сысольского и Яренского уездов для совершения молебнов сроком на шесть недель. Такие отлучки бывали нечасто, они зависели от воли жителей. Прихожане Ибского Вознесенского и Межадорского Введенского приходов, по древнему обычаю, принимали св. икону ежегодно, прихожане Чухломского Крестовоздвиженского прихода принимали ее через год. В Вотчинский приход ежегодно приносили икону Введения во Храм Божией Матери из Межадорского прихода в первый воскресный день после Петровского Поста.

http://sobory.ru/article/?object=15146

Красный Сулин. Церковь Екатерины. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Екатерины Александрийской Год постройки:Между 2012 и 2013. Адрес: Россия, Ростовская область, Красносулинский район, город Красный Сулин, улица Вокзальная, 120а Координаты: 47.878723, 40.101133 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм был построен на средства фермера – директора ООО «Пригородное», депутата городского собрания Юрия Александровича Мирошниченко. Юрий Александрович решил построить храм, носящий имя матери. Это один из самых больших на Донской земле деревянных храмов с куполом в форме венца, в честь святой великомученицы Екатерины. 10 мая 2013г. было совершено малое освящение Екатерининского храма. Его совершил епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий. По окончании богослужения он сказал: «Я хотел бы выразить особую благодарность ктитору этого храма Ю. А. Мирошниченко, который на свои средства, на своей земле воздвиг этот храм, и вручить ему архиерейскую грамоту. Также хочу поблагодарить Главу Красносулинского района Н. А. Альшенко. Вручить архиерейскую грамоту директору ООО «Красносулинское ХПП» Н. Ю. Крашенковой за оказанную помощь в строительстве Екатерининского храма». В 2014г. в Шахтинском епархиальном управлении управляющий Шахтинской епархией владыка епископ Игнатий вручил епархиальную медаль «За заслуги перед Шахтинской епархией» ктитору Екатерининского храма Юрию Александровичу Мирошниченко. Эту высокую награды Юрий Александрович получил первым из Сулинского благочиния. Таким образом, владыка Игнатий отметил труды Ю. А. Мирошниченко по строительству храма великомученицы Екатерины. В 2014г. в Екатерининском храме был установлен новый киот и икона Пресвятой Богородицы «Всецарица». Освятил икону и киот благочинный приходов Сулинского округа протоиерей Василий Хадыкин. Икона была написана в Подмосковье на народные пожертвования и средства ктитора храма Ю. А. Мирошниченко. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=32772

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛИДДСКАЯ НЕРУКОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Лидская икона Божией Матери в греческом храме вмч. Георгия Победоносца в Лидде Явление нерукотворного образа Божией Матери апостолам Петру и Иоанну на столпе в Лидде. Клеймо русской иконы Во время правления императора Юлиана Отступника (361-363) в Лидде совершилось новое чудо. В храм были посланы каменотёсы для уничтожения чудотворного образа. Однако как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось более и более внутрь столба. Слава о благодатном образе распространилась по всему миру. С него была сделана копия, которая была увезена в Рим и также прославилась чудотворениями. Существовал еще другой Лиддский нерукотворный образ Матери Божией. Он находился в храме, построенном в Лидде Энеем, которого исцелил апостол Пётр ( Деян. 9, 32 -35). Когда этот храм хотели отнять у христиан иудеи и язычники, то по распоряжению правителя храм был заперт на три дня, чтобы явилось знамение для решения спора. Когда через три дня храм открыли, то увидели в нем нерукотворное изображение Матери Божией, Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829-842). Об этом послании говорит император Константин Багрянородный (912-959) в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе . Использованные материалы Редакция текста от: 09.07.2020 07:34:23 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/9623.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010