Есть еще одна икона, хотя и написанная в другом виде, но известная также под именем Елецкой иконы Богоматери. Она находится в Иерусалиме, в Сретенской церкви и принесена сюда русской монахиней из дворян города Ельца. Египетская икона О Египетской иконе Божией Матери сохранилось очень мало сведений. Известно, во-первых, то, что явление этой иконы, как значится в гравюрах, последовало в 1060 году, и, во-вторых, то, что она издавна почитается иконой чудотворной. Этим и ограничиваются все исторические сведения о ней. Отличительная особенность Египетской иконы состоит в том, что Предвечный Младенец, поддерживаемый правой рукой Богоматери, изображен на ней с развернутым свитком в левой руке. Есть еще другая Египетская икона, на которой Богоматерь «черным зраком преображена», а также изображен святой Савва, архиепископ Сербский, скончавшийся в 1237 году. Египетскую икону Богоматери, празднование коей совершается ныне, не следует смешивать с иконой Александрийской, празднование которой совершается 1-го сентября. 12 января Икона «Млекопитательница» Икона Богоматери, именуемая Млекопитательница, в настоящее время находится на Афоне, в церкви Карейской Келии, принадлежащей Хилендарскому монастырю. Устное предание, до сих пор сохраняющееся в этой обители, говорит, что первоначально эта икона находилась в лавре святого Саввы Освященного, которая расположена в восемнадцати верстах от Иерусалима. Великий основатель единственной лавры на Востоке, св. Савва Освященный перед своей блаженной кончиной обратился к братии, окружавшей его смертный одр, и пророчески сказал, что со временем посетит его обитель соименный ему богомолец царского рода из Сербии, также именем Савва, которому и должна быть отдана икона Богоматери Млекопитательницы от обители в благословение. Св. Савва Освященный мирно отошел ко Господу в четвертое лето царствования Юстиниана Великого, в 532 году. Более шести веков по смерти преподобного пронеслось над основанной им палестинской обителью. Икона Богородицы, именуемая Млекопитательница, неподвижно стояла на своем месте, ожидая исполнения тех пророческих предсмертных о ней завещаний св. Саввы, которые переходили в его монастыре устным преданием из века в век.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

отцов: свт. Петра Александрийского, свт. Спиридона Тримифунтского и прп. Афанасия Афонского. Для соответствия резному декору темплона икона получила оформление из тонированного гипса в виде арочек, опирающихся на витые колонки. Древо Иессеево. Икона. XVII в. (ризница Протата) Древо Иессеево. Икона. XVII в. (ризница Протата) Иконное собрание Протата продолжало пополняться моленными образами, как, напр., написанной по заказу мон. Дионисия иконой «Богоматерь Всех Радость» (Πντων Χαρ) (1632, Θησαυρο. 1997. Σ. 167-168, N 2. 99; Αγιον Ορος. 2006. Σ. 98, N 45). Богоматерь представлена в типе «Умиление»: Еммануил, приникнув щекой к лику Матери, правой рукой обнимает Ее за шею, а Мать поднимает Его на руках, прижимая к Себе. Поля иконы оформлены черненым орнаментом по золоту. Триптих «Второе пришествие», или «Страшный Суд», состоит из изображенной в верхней части полуфигуры Христа в золотых одеждах (Спасителя Судии), благословляющего обеими руками, и образов молящихся архангелов Михаила и Гавриила по Его сторонам. Ниже на створках (многолопастных по очертаниям) в особых колонках записаны имена архиереев, рус. царей, иереев и иеромонахов, ктиторов и дарителей из Угровлахии и Молдавии, монахов и мирян (Ibid. Σ. 99-100, N 47). К 1-й трети XVIII в. относятся иконы кисти иером. Дионисия Фурноаграфиота, пытавшегося возродить образцы Мануила Панселина. Напр., икона «Христос Вседержитель» (Ibid. Σ. 106, N 55) представляет поясное изображение Спасителя, восходящее к фресковому образу Христа на троне с юж. предалтарного столба собора Протата. К числу повторений визант. образцов кон. XIII - нач. XIV в. принадлежит и икона Божией Матери «Одигитрия» (Ibid. Σ. 106-107, N 56). Влияние этого ретроспективного художественного течения на афонских живописцев было значительным и в сер.- 2-й пол. XVIII в. Примером тому служат росписи артели мон. Макария из Галатисты, сочетающие наследие иером. Дионисия Фурноаграфиота с элементами народного искусства. Видимо, мон. Макарию принадлежит икона «Собор Афонских преподобных отцов», как и фреска с аналогичным сюжетом в трапезной монастыря Ватопед (1786).

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Впоследствии возле этого храма возникла обитель, которая также получила название Миасинской. Главной святыней этой обители была находящаяся в ней чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Когда и кем написана она, об этом не сохранилось никаких известий. О дальнейшей судьбе и прославлении этой иконы предание сообщает, что когда на Востоке при императоре Льве Исаврянине (716—741 гг.) возникла иконоборческая ересь, то Миасинская икона Богоматери, по распоряжению гражданских иконоборческих властей, была брошена в озеро. Когда в царствование Михаила III (842—867 гг.) иконоборческая ересь прекратилась и было восстановлено истинное иконопочитание, то чудотворная Миасинская икона из глубины озера, где более ста лет пребывала, поднялась на поверхность и была взята отсюда верующими, которые нашли ее совершенно неповрежденной. Обретение иконы произошло 1 сентября 864 года, в воспоминание чего и установлен праздник «Собор Пресвятыя Богородицы в Миасинах», т. е. собрание верующих для поклонения чудотворной иконе Божией Матери. Александрийская икона Время явления этой иконы неизвестно, и вообще не сохранилось никаких исторических сведений о ней. По изображению на старинных гравюрах икона представляет из себя поясной образ Богоматери с Предвечным Богомладенцем, Которого Она поддерживает правой рукой. 2 сентября Калужская икона Чудотворная икона Калужской Божией Матери находится на месте явления своего, в селении Калужке Калужской губернии. Явилась она в 1748 году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в имении боярина Василия Кондратьевича Хитрова, в с. Тинькове, в семи верстах от Калуги. Две дворовые девушки разбирали на чердаке барского дома старые вещи. Одна из них, по имени Евдокия, отличавшаяся дерзким и легкомысленным характером, вела себя при этом непристойно и говорила неприличные речи, не обращая никакого внимания на замечания своей подруги. Среди разного хлама последняя нашла сверток полотна. Развернув его, она увидела ясное, отчетливое изображение Женщины в темном одеянии, подобном монашескому, с благоговейным лицом читающей книгу. Служанка подумала, что на этом полотне изображена игуменья, и указала на это своей несдержанной подруге. Легкомысленная Евдокия дерзко плюнула на изображение и сказала: «Вот как я боюсь твоей игуменьи». Но едва только она вымолвила это, как тотчас же была поражена невидимой силой: она упала без чувств, руки и ноги ее стали корчиться в страшных судорогах, на губах выступила пена, и она лишилась зрения и языка. Ее подруга доложила обо всем своему господину. По его приказанию бесчувственную Евдокию сняли с чердака, перенесли в комнату и положили под святыми иконами в ожидании ее смерти,

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Впоследствии возле этого храма возникла обитель, которая также получила название Миасинской. Главной святыней этой обители была находящаяся в ней чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Когда и кем написана она, об этом не сохранилось никаких известий. О дальнейшей судьбе и прославлении этой иконы предание сообщает, что когда на Востоке при императоре Льве Исаврянине (716—741 гг.) возникла иконоборческая ересь, то Миасинская икона Богоматери, по распоряжению гражданских иконоборческих властей, была брошена в озеро. Когда в царствование Михаила III (842—867 гг.) иконоборческая ересь прекратилась и было восстановлено истинное иконопочитание, то чудотворная Миасинская икона из глубины озера, где более ста лет пребывала, поднялась на поверхность и была взята отсюда верующими, которые нашли ее совершенно неповрежденной. Обретение иконы произошло 1 сентября 864 года, в воспоминание чего и установлен праздник «Собор Пресвятыя Богородицы в Миасинах», т. е. собрание верующих для поклонения чудотворной иконе Божией Матери. Александрийская икона Время явления этой иконы неизвестно, и вообще не сохранилось никаких исторических сведений о ней. По изображению на старинных гравюрах икона представляет из себя поясной образ Богоматери с Предвечным Богомладенцем, Которого Она поддерживает правой рукой. 2 сентября Калужская икона Чудотворная икона Калужской Божией Матери находится на месте явления своего, в селении Калужке Калужской губернии. Явилась она в 1748 году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в имении боярина Василия Кондратьевича Хитрова, в с. Тинькове, в семи верстах от Калуги. Две дворовые девушки разбирали на чердаке барского дома старые вещи. Одна из них, по имени Евдокия, отличавшаяся дерзким и легкомысленным характером, вела себя при этом непристойно и говорила неприличные речи, не обращая никакого внимания на замечания своей подруги. Среди разного хлама последняя нашла сверток полотна. Развернув его, она увидела ясное, отчетливое изображение Женщины в темном одеянии, подобном монашескому, с благоговейным лицом читающей книгу. Служанка подумала, что на этом полотне изображена игуменья, и указала на это своей несдержанной подруге. Легкомысленная Евдокия дерзко плюнула на изображение и сказала: «Вот как я боюсь твоей игуменьи». Но едва только она вымолвила это, как тотчас же была поражена невидимой силой: она упала без чувств, руки и ноги ее стали корчиться в страшных судорогах, на губах выступила пена, и она лишилась зрения и языка. Ее подруга доложила обо всем своему господину. По его приказанию бесчувственную Евдокию сняли с чердака, перенесли в комнату и положили под святыми иконами в ожидании ее смерти,

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

Полный текст на форуме сайта http://www.вязники-краевед.рф/forum/23-49-1#268 ... В Мстере есть ... приходская церковь во имя св. Иоанна Милостивого. Церковь эта находится вблизи Богоявленской. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-30 гг. за детьми князя Ромодановского значится: «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх, а в церквах образы, книги, ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима…» Из раздельной описи слободы Мстеры 1710 г. видно, что при церкви Иоанна Милостивого с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери был женский монастырь. Когда и кем основан этот монастырь и та ли эта церковь, что и в 1628 г., или уже новая, сведений о том не сохранилось. Можно думать, что это был как бы домовый монастырь княгинь Ромодановских, из коих в синодике некоторые значатся схимонахинями. В 1710 г. в этом монастыре была еще церковь во имя Филиппа Митрополита. В 1764 г. женский монастырь был упразднен и Иоанновская церковь обращена в приходскую. В 1809 г. вместо деревянной церкви устроен существующий в настоящее время каменный храм во имя св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон достопримечательны: храмовая икона св. Иоанна Милостивого древнего письма, изображение св. Иоанна украшено жемчужной ризой, а изображения других святых, изображенных на иконе – серебряной вызолоченной; икона Николая, чудотворца Можайского, икона украшена серебряной вызолоченной ризой; икона св. Троицы в серебряной вызолоченной ризе; древняя икона Воскресения Господня в такой же ризе; древняя икона св. Филиппа, митрополита Московского; а также деисус древнего письма и древняя резная из дерева плащаница. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается около 1200 руб. в год. Дома для членов причта церковные. Приход состоит из части слободы Мстеры, 217 дворов, в коих по клировым ведомостям числится 649 душ муж. пола и жен. пола 722 души.

http://sobory.ru/article/?object=01894

Суерка. Церковь Серафима Саровского. Церковь. Действует.   Престолы: Серафима Саровского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1901 и 1914. Адрес: 627182, Упоровский р-н, с.Суерка,ул.Красноармейская, 15а Координаты: 56.255161, 66.027162 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Суерка Упоровского района – одно из старейших на юге Тюменской области. Основанное в 1610 году Осипом Николаевичем Давыдовым из Великого Устюга, оно именовалось Осипово и прославилось чудотворным образом Смоленской Божией Матери. Во второй четверти XVIII столетия в этих краях свирепствовала моровая язва. Одному из прихожан явилась Богородица и повелела написать Смоленскую икону Божией Матери в Рафайловском монастыре, что и было сделано затворником иеромонахом Макарием. Икона была принесена в Суерку, и после отслуженного перед нею молебна бедствия прекратились. В 1778 году на высоком берегу Тобола был заложен двухэтажный каменный храм с приделами во имя Афанасия и Кирилла Александрийских и в честь Смоленской иконы Божией Матери. Одетая в серебряную ризу и драгоценные камни, икона Смоленской Божией Матери украшалась подношениями прихожан столь щедро, сколь обильны были исцеления от нее. Засуха 1770 года заставила жителей города Ялуторовска обратиться с прошением к епархиальному начальству, в соответствии с резолюцией которого духовное правление постановило приносить икону в город в первое воскресенье Петрова поста. В 1772 году, когда святая икона была поднята из Суерки в девятую пятницу после Пасхи, пошел сильный дождь, продолжавшийся трое суток. От дождя хлеба и травы, к радости жителей, ожили. С тех пор в Суерку собирались тысячи паломников именно в девятую пятницу после Пасхи. Возвращалась икона в родное село через Заводоуковск, приносилась даже до Юргинского, и повсюду встречалась с благоговейным трепетом и почтением. В 1901 году решено было возвести новый храм на месте старой кладбищенской церкви, так как берег, где стояла двухэтажная основанная в 1778 году церковь, размывался. Храм, построенный на средства прихожан и освященный в 1914 году во имя преподобного Серафима Саровского, стал красивейшим памятником архитектуры начала XIX века. Его убранство составляли настенные фрески и точеный иконостас, покрытый сусальным золотом. Однако эту обитель ждали испытания: реп­рессии 1930-х годов унесли жизни служителей храма, а во время Великой Оте­­чественной войны церковь закрыли, превратив в зернохранилище. Чудотворная икона Божией Матери была перенесена в Ялуторовск.

http://sobory.ru/article/?object=25189

Святители Афанасий и Кирилл Александрийские. Икона. 1777 г. (ц. свт. Николая Чудотворца на Песках, Орёл). Фото: М. А. Комова Святители Афанасий и Кирилл Александрийские. Икона. 1777 г. (ц. свт. Николая Чудотворца на Песках, Орёл). Фото: М. А. Комова Несмотря на то что в 1-й пол. XIX в. в Орле иконы в центральных храмах выполняли местные живописцы в академической традиции («Распятие Христово», живописец Н. Озеров, ц. Св. Троицы (Троицы на Кладбище) в Орле), в целом в провинциальном иконном примитиве преобладает прежний принцип копирования - варьирование до неузнаваемости гармонично-торжественных академических произведений, создававшихся под эгидой барокко фольклорного типа, что характерно для «пограничного» искусства, когда «наличествует разница между художественной системой образца и выучкой мастера» («Образ Воскресения Христова и 12 праздников и всех находящихся во граде Болхове 20 храмах с их престолами и праздниками числом 77», иконописец Н. М. Срохан, 1852, Введенская ц. в Болхове). Особенности стиля второго барокко проявлялись более активно в группе живописных икон сер. XIX в. на юж. и юго-зап. землях региона. Эти образы отличаются монументальным характером, динамичной композицией; напряженность колорита создается контрастным сочетанием синих и красных тонов. Сохранение подобной манеры объясняется сознательным следованием основным характеристикам письма икон XVII-XVIII вв., к-рые в регионе снова стали почитать. В то же время стиль написания местночтимых икон Богоматери, несмотря на то что последние выполнялись часто с образцов XVIII в., приобретает классические черты (напр., чтимая Балыкинская икона Божией Матери в орловском Введенском мон-ре, 1-я пол. XIX в., и икона Божией Матери «Споручница грешных» в Ахтырской ц., Орёл, сер. XIX в.). Оригинальным явлением местной иконописной культуры XIX в. стала иконопись «фольклорного» типа, т. н. иконный примитив, в манере исполнения к-рого при следовании традиц. иконописным композициям заметно влияние светской живописи (напр., чтимая икона «Ап. Иоанн Богослов на Патмосе» в Иоанно-Богословской ц. с. Платонова Орловского р-на, 1-я пол. XIX в.). Академическая эстетика оригинала в этих произведениях трансформировалась в духе народного искусства, а вольная трактовка композиции придавала ей иное звучание. К кон. XIX в. в этих работах колорит становится ярким, декоративным, что сближает их с лубочными картинками.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

А нам куда теперь идти из замысловатого притвора Вратарницы? Пойдём в кладбищную церковь , что за воротами Иверской обители. Тут есть предметы, заслуживающие наше внимание. Кладбищная церковь во имя св. Афанасия Александрийского , построенная неизвестно когда, существовала в 1672 году. Ибо тогда написана была местная в ней икона названного великого святителя. Зодчество этой церкви нимало не замечательно. Она, без купола, без колокольни, более длинная, чем широкая, покрытая каменным лещадником, невзрачная, с иконостасом 1762 года, походит на двухэтажный дом. Внизу под полом её в грязи лежат кости и черепа людские, и всем жалуются на Иверских монахов, небрежно содержащих усыпальную костовницу свою, хотя и чающих воскресения мёртвых. В верхнем же ярусе, т. е. в самой церкви на стенах утверждены старинные иконы больших размеров, вынесенные сюда, из монастырских церквей. Я рассмотрел их внимательно и описал. Помещаю здесь своё описание их. 1) Не хороша живопись местной иконы св. Афанасия Александрийского , 1672 года. Волосы на голове и борода сего великого иерарха покрашены красноватою краской с отливом цвета макового. 2) Зато хорошо написана в Москве икона Богоматери, называемой Знамение, или Ширшая небес. У персей её держится Божественный Младенец, а у головки изображены огненные Херувимы и Серафимы с русскими надписями: ХЕРУВИМЪ. СЕРАФИМЪ. Внизу подписано по-гречески: Господи, моление, раба твоего Николая и Евстафия и Зонии 1676 года. Явно, что эту икону в Ивер прислало греческое семейство, жившее в Москве. 3) Той же кисти икона Предтечи, держащего жезл, увенчанный монограммою Христа прислана оттуда же. Ребра Предтечи обнажены. Живопись хороша. 4) Над выходом из церкви к стене прикреплена икона успения Божией Матери, написанная каким-то Иосифом в 7039 (1531) году апреля 6 дня. Этот иконописец киноварью подписал своё имя, год, месяц и день под ножками седалища Пресв. Девы. Живопись его изрядна. Ангелы около Спасителя, принимающего душу Матери своей, едва видны в облаке зелёном.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Так, известны изводы поясного изображения Богоматери с Младенцем на руках под названием «Иверской Божьей Матери» – с прямо сидящим Младенцем и Марией, склонившей к нему голову. Образ стал почитаться в Иверском монастыре на Афоне с XI века. Корсунская икона Богоматери с Младенцем близка по иконографии типу Перивлепты. Подобный же иконографический извод известен также под названием «Иерусалимской Божьей Матери». Вероятно, в XVI веке появляется название «Грузинская» в приложении к иконе Одигитрии, отличие которой состоит в том, что мафорий опускается с головы Марии несколькими свободными складками, открывая ярко-красную подкладку. Этот тип получил распространение в новгородском искусстве XV–XVI веков и восходит к иконе Иверской Богоматери. В иконографии также широко известны зеркальные переводы, когда Младенец изображается сидящим на правой руке Богоматери. Таковы варианты, получившие названия «Александрийской», «Иерусалимской» Богоматери. 111. Богоматерь Умиление – «Елеуса». Византийская икона. 2-я пол. XIV в. В поздневизантийском и древнерусском искусстве широкое развитие получил тип Богоматери «Елеусы», или «Умиления». Его отличительной чертой является лирическая трактовка позы: Богородица прижимает младенца Христа к своей щеке. Известны варианты сидящей или стоящей в рост Богоматери, а также поясные изображения. Причем Младенец может восседать как на левой руке, так и на правой. Например, на фреске в Чарыклы Килиссе (Каппадокия) XI–XII века Мария изображена стоящей в полный рост с Младенцем на левой руке, а на фреске того же времени в Гереме, Каппадокия, – с Младенцем на правой руке. Наиболее выдающимся произведением, изображающим сцену Умиления, является знаменитая константинопольская икона Владимирской Богоматери начала XII века из Третьяковской галереи. Икона была прислана в 1131 году на Русь из Константинополя князю Мстиславу, а затем поставлена Андреем Боголюбским в 1155 году в перенесена в Москву. Икона представляет собой поясное изображение с Младенцем на правой руке.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Алимпий с помощниками Моисеем Якубовичем и Иваном Козельским занимались также росписью стен в соборе). В 1760-1765 гг. живописные работы в мон-ре продолжили местные иконописцы (упомянут Яков-маляр), для которых закупались краски и приобретена кн. «Иконописный подлинник». В 1766-1768 гг. по заказу обители было изготовлено 27 икон на досках. По описи 1768 г. в храме уже был больших размеров список Ченстоховской иконы Божией Матери в драгоценном окладе и несколько образов свт. Димитрия Ростовского в рост (дар неизвестных жертвователей в 1766). В 1774-1777 гг. в обители работали живописцы Максим Якубовский, Трофим-маляр и Василий. Во 2-й пол. XVIII в., по-видимому, был создан новый иконостас для Покровского придела на хорах. После закрытия К. м. этот иконостас в 1796 г. был передан в церковь с. Бортничи. В 1785 г. 3 иконы для мон-ря в самой обители написал Кирилл Ляшкевич (Лятушинский), а живописец Трофим разрисовал оконницы. Иконостас Кирилловского собора. 80-е гг. XIX в. Иконостас Кирилловского собора. 80-е гг. XIX в. «Предста Царица…». Икона из иконостаса Кирилловского собора. XVIII в. Фотография. А. Советова. Нач. XX в. «Предста Царица…». Икона из иконостаса Кирилловского собора. XVIII в. Фотография. А. Советова. Нач. XX в. Пятиярусный резной иконостас собора представлял большую художественную ценность. Дата создания иконостаса неизвестна: одни исследователи относили его ко времени игум. Василия (Красовского), другие - игум. Софрония (Жеребило-Лабунского), третьи - игум. Иннокентия (Монастырского). Сохранились фотографии фрагментов иконостаса ( Maproлiha, Ульяновський. 2005. С. 245-247), выполненные Советовым в нач. ХХ в. в ц. Александра Невского с. Низшая Дубечня Остёрского у. Черниговской губ., куда в 1889 г. были проданы его части (в сельском храме он полностью не поместился и был обрезан). Часть иконостаса осталась на Кирилловском подворье, где иконы в нач. ХХ в. видел Советов: царские врата приделов; икона 9 чинов ангельских; икона свт. Кирилла Александрийского в архиерейском облачении с образом Богородицы в руках; икона Спасителя на престоле в окружении ангелов и с предстоящими святителями Кириллом и Афанасием Александрийскими; икона «Иисус Христос Великий Архиерей»; иконы праздников (все написаны на пролевкашенном грубом холсте).

http://pravenc.ru/text/1840467.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010