Новгороде. После 1918 г. икона оставалась в распоряжении общины Андреевской ц. В февр. 1928 г. община ликвидирована, ее имущество передано в Госфонд ( Галай. 2014. С. 270-271). К 2018 г. местонахождение иконы неизвестно. В обители почиталась икона свт. Алексия, митр. Московского, к-рую до нач. ХХ в. относили к памятникам «греческого письма» и датировали XV или XVI в. На иконе был изображен святитель с распростертой левой рукой, держащей небольшое Евангелие, в котором помещена частица его мощей. Икону украшала серебряная риза с финифтью. Первоначально этот образ обрамляла рама-киот со сценами из жития свт. Алексия; позднее рама хранилась отдельно в ризнице, а сама икона лежала на аналое у левого столпа Благовещенского собора. Анализ содержания житийных клейм и подписей к ним показал, что рама создана не ранее сер. XVII в. В правом приделе Алексиевской ц. находился образ Божией Матери «Скоропослушница» (Афон) с частицами мощей святителей Григория Богослова, Амвросия, еп. Медиоланского, Афанасия Александрийского, сщмч. Харалампия, мч. Меркурия, мч. Трифона, мц. Марины и частицы крови вмч. Димитрия Солунского. В Успенской ц., у сев. стороны, находилась «очень древняя» Смоленская икона Божией Матери, а в приделе - точная копия Толгской иконы Божией Матери и образ прп. Иоанна Лествичника (нач. XVII в.?), на котором имелась стихотворная надпись из 52 строк на тему «Лествицы». Благодаря вкладу нижегородского уроженца архиеп. Казанского и Свияжского Тихона († 1589), к-рый принял монашеский постриг в Н. Б. м., в обители хранился киот (сребропозлащенная доска под слюдяным покрытием) с частицами Ризы и Крови Господней, Древа Креста Господня, мощей св. Иоанна Предтечи, апостолов Матфея, Иакова, брата Господня, Андрея Первозванного, Варфоломея, равноап. Марии Магдалины, первомч. Стефана, святителей Игнатия Богоносца, Иоанна Златоуста, Иоанна Милостивого, митрополитов Петра, Ионы, Алексия, Филиппа, Гурия, архиеп. Казанского, Иоанна, архиеп. Новгородского, вмч. Димитрия Солунского, мц. Татианы, преподобных Сергия Радонежского, Александра Свирского, Евфимия Суздальского и Антония Римлянина. В Н. Б. м. хранился большой напрестольный серебряный позолоченный крест, украшенный жемчугом, с изображениями на лицевой стороне: Господа Саваофа, ангелов и Распятия Господня; на обороте креста изображены святители Московские Петр, Иона, Алексий и Филипп, св. кн. Александр Невский и св. Прокопий Устюжский. Внизу креста - надпись: «лета 7187 (1679) марта 23 дня в сей животворящей крест вложена часть саккоса св. Алексия Митрополита и часть св. мощей благоверного царя Константина и других святых». Др. напрестольный сребропозлащенный крест был пожертвован обители в 1637 г., при архим. Вениамине.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

Волчий Ручей (Ляпуново). Церковь иконы Божией Матери " Знамение " на Волчьем ручье. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: " Знамение " иконы Божией Матери , Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских , Димитрия Солунского Год постройки:Между 1867 и 1880. Адрес: Архангельская область, Красноборский район, Волчий Ручей (Ляпуново) Координаты: 61.598148, 45.778839 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Современное местоположение: д. Волчий Ручей, Красноборский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния. 17 октября 1867 г. состоялось освящение вновь построенного деревянного Знаменского, что на Волчьем ручье, храма. Главный престол освящён в честь иконы Божией Матери «Знамение». Придельный храм во имя вмч. Димитрия Солунского и прп. Пелагии освящён 13 октября 1870 г. Третий престол освящён 13 октября 1880 г. в честь свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских. Первоначально храм Знамения Божией Матери был приписан к Пермогорской Воскресенской церкви. 1 января 1869 г., согласно желанию окрестных жителей, числом 310 человек мужского пола, и особенно во избежание опасности раскола, Знаменская церковь учреждена приходской. К ней были определены священник с причетником, на содержание которых прихожанами нарезана земля и для которых устроены дома. Зверинским В.В. Волчьеручьевская пустынь не описана. Находилась на левом берегу Северной Двины. Ныне деревня Волчий Ручей Красноборского района Архангельской области. Волчьеручьевская пустынь В 1663 году пермогорскому крестьянину Ивану Трифонову явились Пресвятая Богородица и преподобный Кирилл Белозерский, и повелели они Ивану вместе с пермогорским священником Иоанном и другими людьми поискать на Волчьем ручье образ Божией Матери «Знамение» и основать на этом месте пустынь. Икону обнаружили, построили часовню, куда поместили чудотворную икону. Иван Трифонов постригся в монашество в Яиковом монастыре с именем Иаков и проживал при часовне на Волчьем ручье. Приходили к чудотворному образу болящие, не жалели денег за исцеление, выздоравливали. Местные крестьяне Федор Никифорович Жеребцов и Петр Симеонович Пятышев позавидовали, подговорили других граждан, отобрали у Иакова казну и изгнали монаха. Обиженный старец поступил в Яиковский монастырь и оттуда просил Иону митрополита Ростовского приписать Волчьеручьевскую пустыню к Яиковскому монастырю. В 1667 году по указанию Ростовского митрополита Ионы всё имущество и земли Волчьеручьевской пустыни отданы Яиковскому Филипповскому монастырю, но чудотворная икона из часовни на Волчьем ручье передана в соборную церковь в Устюг.

http://sobory.ru/article/?object=36499

Св. Пармен ревностно проповедовал слово Божие при апостолах. По одним известиям, кончина св. Пармена была мирная, по другим – он претерпел мученическую смерть. Смоленская икона Богоматери, называемая Одигитрия (то-есть путеводительница) написана, по преданию, св. евангелистом Лукою. В первый раз предание о написании ее св. Лукою записано у Феодора чтеца (в начале века). Он пишет, что Евдокия прислала из Иерусалима Пульхерии икону Богоматери, написанную апостолом Лукою. Он же приписывает Пульхерии и построение храма Одигитрии. Царица Евдокия была в Иерусалиме в 436–437 году. О написанной евангелистом Лукою иконе Божией Матери говорят в послании к Феофилу иконоборцу (829–842) три восточных патриарха: александрийский, антиохийский и иерусалимский; об этом послании патриархов упоминает император Константин Порфирородный (912–959) в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя едесском. Никифор Каллист (кн. XV гл. 14) пишет, что эта икона, прежде принесения ее в Царьград, находилась в Антиохии. Название Одигитрии – Путеводительницы одни из писателей объясняют тем, что Пресвятая Богородица явилась двум слепым и, когда они были приведены в ее храм, даровала им прозрение. Кодин говорит, что и многие другие слепые, омывая глаза водою от источника ее, получили зрение. Но некоторые думают, что она названа Путеводительницею потому, что сопутствовала императорам в их походах на врагов. И то, и другое мнение могут быть соединены: чудеса со слепыми были причиною благоговения царей к св. иконе. Вошло в обычай износить икону из монастыря, где она находилась, во дворец в великий пост в день великого канона, и здесь она оставалась до светлого понедельника. По взятии Царьграда крестоносцами, венециане перенесли эту икону в монастырь Пантократора. Историки Никифор, Грегорас и Пахимер, говоря о вступлении императора Михаила Палеолога в Константинополь в 1261 году, по изгнании крестоносцев, утверждают, что ему, по его распоряжению, предшествовала икона Богоматери Одигитрии, – та самая, которая написана евангелистом Лукою. Поэтому надо полагать, что икона Одигитрии, которою в 1046 году император Константин Мономах благословил свою дочь, царевну Анну, при выдаче ее за Черниговского князя Всеволода Ярославича, ныне известная под именем Смоленской, есть список с Константинопольского подлинника. Русские путешественники XIV и XV веков: Стефан Новгородец, дьяк Александр, диаконы Игнатий и Зосима видели икону Одигитрии в монастыре ее в Царьграде, творящую чудеса каждый вторник. По взятии Царьграда турками в 1453 году, этой иконы уже не было в нем. Автор стихов на взятие Царьграда спрашивает: «где святые мощи? Где святые иконы? Где Одигитрия Госпожа и Владычица мира? Говорят, вознеслись на небо». Римляне думают, что эта св. икона находится у них в церкви блаженного Августина в Риме; но как и когда она туда перенесена, этого они не показывают ясно и доказательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С иконы было сделано неск. списков. В 1855 г. Городское об-во Ростова заказало местному художнику-иконописцу А. Ф. Крылову список с иконы с ростовскими святыми на полях для 128-й ростовской дружины Ярославского ополчения, участвовавшего в Крымской войне 1853-1856 гг. После возвращения дружины список был поставлен в Успенском соборе Ростова (ныне в ГМЗРК). В. и. «Ростовская» как главная Богородичная святыня Ростова в XIX в. изображалась на иконах с избранными ростовскими святыми и на гравюрах с видами Ростова. В. И. Вахрина, Л. А. Щенникова II. В Ярославле, в Спасском соборе Спасо-Преображенского мон-ря, находилась икона Богоматери с ростовыми изображениями свт. Афанасия Александрийского и прп. Сергия Радонежского на полях (118 ´ 92 см; 60-е гг. XVI в., ЯИАМЗ). Икона повторяет образ чудотворной В. и., но ее композиция имеет нек-рые отличия, придающие изображению своеобразие. Письмо иконы тщательное, мастеровитое. Она могла быть создана либо по заказу митр. Московского Афанасия, либо самим митрополитом-иконописцем, поновлявшим В. и. В. и. в Вел. Новгороде Первые В. и. появились в Вел. Новгороде в XVI в. благодаря известным «московским гостям» Сырковым ( Щенникова Л. А. Культ иконы Богоматери «Владимирской» в Вел. Новгороде//НИС. 2003. Вып. 9 (19). С. 290-315). В сер. XVI в. государев дьяк Ф. Д. Сырков основал мон-рь в честь сретения Владимирской иконы. Храмовая икона главного монастырского собора была привезена из Москвы, о чем упоминается в грамоте государей-соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей Новгородскому митр. Корнилию. В источниках XVII в. эта икона неоднократно называется чудотворной; в день праздника В. и. 26 авг. в Сыркову пуст. из Вел. Новгорода ежегодно совершался крестный ход, установленный, вероятно, в XVI в. Согласно описям XIX в., в мон-ре было множество В. и., 2 из к-рых почитались как чудотворные. Одна из них (104 ´ 72 см), в богатом окладе, была храмовым образом Владимирского собора и являлась точным списком древней святыни. Другая (65 ´ 56 см), в старинном драгоценном уборе, находилась в алтаре этого собора. На ее полях были изображения Новгородских архиепископов Моисея и Никиты. Видимо, обе иконы были созданы московскими иконописцами по заказу Сыркова. Местонахождение этих икон в наст. время неизвестно.

http://pravenc.ru/text/154962.html

Зубовка. Воскресенско-Мироносицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1906 г. освящен Соборный храм в честь Святой Троицы с приделами Рождества Пресвятой Богородицы и Преп. Иоанна Рыльского. Соборный храм высотой почти 35 метров был построен в византийско-русском стиле, увенчан пятью главами с позолоченными крестами, радовал прихожан обилием света, широкими окнами и блестящим паркетным полом. В 1908 г. в монастыре была построена колокольня. В 1922 г. монастырь закрыли, разграбили, Троицкий собор и колокольню разрушили, а на территории обители организовали детский дом. До наших дней от бывшей обители сохранились часть монастырских стен, сестринские корпуса и самая первая монастырская церковь — в честь святых Жен-Мироносиц, в которой до недавнего времени располагался сельский клуб, а также полуразрушенный трапезный корпус с домовой церковью в честь Иверской иконы Божией Матери – без окон и дверей. 26 апреля 2015 г., в праздник святых Жен Мироносиц Воскресенско-Мироносицкий женский монастырь был возрожден. В Мироносицком храме состоялось архиерейское богослужение. В настоящее время обитель имеет статус подворья Христорождественского женского монастыря, а насельница этого монастыря монахиня Вера (Сергеева) назначена начальницей обители. 21 мая 2016 г. в обитель вернулась ее главная святыня – Иверская икона Пресвятой Богородицы, написанная на святой горе Афон. Эта икона располагалась в сребро-позолоченной сени над царскими вратами главного придела Троицкого собора. Во время чтения акафиста ее спускали на шёлковых шнурках для благоговейного поклонения молящихся. По углам иконы, в ковчежцах, вложены частицы мощей: святого апостола Андрея Первозванного, святителя Афанасия, Патриарха Александрийского священномученика Фоки и преподобного Нила Афонского. После закрытия обители икона пребывала в Покровском соборе г. Астрахань. Еще одна из монастырских икон Пресвятой Богородицы — «Нерушимая Стена» из иконостаса придела Троицкого собора в честь Преп. Иоанна Рыльского, освященная св. прав. Иоанном Кронштадтским, ныне пребывает в Рождество-Богородицкой церкви села Никольское, где от нее проистекают многие чудеса и исцеления. В настоящее время в монастыре особо почитается икона Пресвятой Богородицы «Экономисса». http://vosmon.ru/about-monastery/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=49427

«Блаженное Чрево», зачавшее Спасителя (26 декабря, в день «Собора Пресвятой Богородицы»); ею просил игумена Саровского Пахомия преподобный Серафим благословить его на затвор. Икона «Трех радостей», где изображены радующиеся Спаситель Младенец, Матерь Его и отрок Иоанн Креститель, – в Москве на Покровке (26 декабря). «Помощь в родах» (того же числа): Божия Матерь стоит с воздетыми на молитву руками с Богомладенцем на персях; ясно, что к Ней прибегают в трудные моменты деторождения. «Нечаянная Радость» – в Кремлевской церкви. Изображена Божия Матерь с Богомладенцем, а перед Ней преступный человек, обличаемый голосом от иконы и покаявшийся, вопреки чаянию (9 декабря). «Взыскание погибших»: Богородица написана в виде Девы, с распущенными власами; на правом колене Ее стоит Спаситель, левою рукою обнимая шею Матери. В Москве несколько храмов: один – при Александрийском сиротском приюте. Может быть, здесь эта икона напоминает о тех погибших девушках, которые безбрачно рождали детей, а потом их брали в сиротский дом на воспитание (5 февраля). «Споручница грешных»: прославилась в сороковых годах в Москве в доме Дмитрия Бонческула; с лика Богородицы истекали капли; после чудес перенесли ее во храм святителя Николы на Хамовниках. Матерь Божия, как поручительница грешных, держит руки Сына Богомладенца. Кругом Нее на четырех свитках надписи стихами: «Аз споручница грешных Моему Сыну»; другая: «Сей Мне дал за них руце слышати сих выну»; внизу справа: «Да тии, иже выну радость Мне приносят», потом слева: «Радоватися вечно чрез Меня испросят» (7 марта). «Феодоровская» – это благословенная родовая икона дома Романовых; названа так по имени храма святого Феодора Стратилата, где была сия икона. Копию с нее инокиня Марфа, мать первого Романова, принесла из Костромы в 1613 году в Москву. В этот день, 14 марта, в древности «Патриарх у праздника бывает служит со властьми». «Ильинская» в Чернигове; на первоначальной иконе надпись: «Чудодейственное течение слез на оном образе видимо было 1662 года с 16 по 24 число месяца апреля».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Торжок. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: " Знамение " иконы Божией Матери , Екатерины Александрийской Год постройки:1784. Адрес: г.Торжок, улица Гражданская, д.6 Координаты: 57.039346, 34.953359 Проезд:рядом с Георгиевской церковью Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Знаменская церковь построена в 1784 году.Закрыта в 1930 году. В настоящее время в церкви размещаются: компьютерная фирма ООО " Крона " , инспекция по охране историко-культурного наследия, фонд социального страхования. Источник информации: «Краеведческий альманах». 2004 год, г.Торжок. Крестознаменская церковь посвящена чудесному событию, бывшему 7 мая 357 г. в Иерусалиме - явлению на небе креста, состоявшаго из света и распростёртого от Голгофы, места распятия Спасителя, до Елеонской горы, места его вознесения. Чудесно явившееся на небе крестное знамение светом своим превосходило сияние солнца (событие это было в полдень), и многие из жителей видели это дивное явление, описанное затем Иерусалимским патриархом святым Кириллом. Каменное здание Знаменской церкви было построено в 1784 г. На втором этаже её был храм, посвящённый Знамению Честного Креста, на первом - храм святой великомученицы Екатерины в память о существовавшей рядом раньше Екатерининской церкви. Церковь закрыли для богослужений в 1930-1931 гг. Её здание дошло до нас в перестроенном виде, искажающем облик храма. По материалам издания Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. - Тверь, " Лилия Принт " , 2002. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " расположена рядом с церковью Георгия Победоносца. Каменная церковь иконы Божией Матери " Знамение " с приделом святой великомученицы Екатерины Александрийской возведена в 1784 году на месте деревянной обители клетского типа, сожженной литовцами. Объемная храмовая композиция, ядром которой является двухсветный четверик, несущий массивный световой восьмигранный объем, завершенный куполообразной кровлей и луковичным венчанием, снаружи оштукатурена и окрашена. К четверику примыкают алтарная апсида, трапезная в одной связи с ярусной колокольней и притвор. В верхнем храме, освященном в честь Знамения Честного Креста, хранилась древняя икона Успения Божией Матери, в нижнем Екатерининском храме - икона Знамения Пресвятой Богородицы, написанная в 1761 году. Большей частью иконы были написаны художником Пешехоновым. Храм закрыт и разграблен в 1930-1931 годах.

http://sobory.ru/article/?object=11693

1/14 1 Преподобного Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок.428). Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители (в память обретения Её иконы) (864) Черниговской-Гефсиманской (1869), Александрийской, Миасинской (864) и именуемой «Всеблаженная» (в Казани) (1905) икон Божией Матери. Тропарь преподобному Симеону Столпнику, глас 1 Терпения столп был еси,/ревновавый 2 праотцем, преподобне:/Иову во страстех, Иосифу во искушениих,/и безплотных жительству, сый в телеси,/Симеоне отче наш,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 2 Вышних ищай, нижним совокупляяйся,/и колесницу огненную столп соделавый,/тем собеседник ангелом был еси, преподобне,/с ними Христу Богу моляся/непрестанно о всех нас. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Симеоне,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Богородичен, глас 1 Радуйся, обрадованная Богородице Дево,/пристанище и предстательство рода человеческаго,/из Тебе бо воплотися Избавитель мира,/едина бо еси Мати и Дева,/присноблагословенная и препрославленная,/моли Христа Бога мир даровати всей вселенной. Тропарь Божией Матери ради иконы Её, именуемой «Всеблаженная», глас 4 Торжество днесь празднуем светлое,/се бо предлежит, о Всеблаженная, икона Твоя Всечестная,/к ней же, любовию сердца вси приходяще, Владычице, поклоняемся и тепло Тебе вопием:/избави нас от бед и обстояний. Кондак, глас тойже Во праздник Твой сошедшеся, вернии,/священное ко славе Божией торжество Твое, Владычице, днесь всеблагоговейно совершаем,/любовию же чтуще честную икону Твою,/Тебе песнословим вси в радости:/радуйся, Дево Честная Всеблаженная. Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ Твой святый,/имже точиши исцеления/всем с верою притекающим. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее, именуемой «Черниговская-Гефсиманская», глас 5 Пречистая Владычице Богородице,/упование всех инаго упования не имамы разве Тебе,/Всенепорочная Владычице моя, Госпоже Богородице,/Мати Христа Бога моего./Темже помилуй и избави мя от всех зол моих/и умоли Милостиваго Сына Своего и Бога моего,/да помилует окаянную душу мою,/и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего. Читать далее Источник: Полный тропарион : Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых угодников Божиих и икон Божией Матери на каждый день года/[Сост.: Т. С. Олейникова]. - М. : Ставрос (Тип. АО Мол. гвардия), 2003-./Кн. 1. 2003. – 429 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный Афанасий представился в своей обители в глубокой старости и был погребен на одном из мысов Рощинского озера. Над могилой была воздвигнута церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Нашествие Литвы и шведов в начале XVII века истребило письменные свидетельства о времени и трудах первоначальника пустыни. До этого несчастного события обитель процветала: храмы Божии удивляли своим благолепием, хозяйство изобиловало всеми угодьями. В начале XVIII столетия, Божиим попущением, Сяндемская пустынь сгорела дотла, и, как видно из надписи закладного креста, в 1720 году церковь святителей Кирилла и Афанасия выстроена вновь. Местность Сяндема очень живописна. Обитель расположена почти в средоточии кругообразной поляны, имеющей в поперечнике до 400 сажень; окружность ее составляет густой хвойный лес, а два озера разливаются по северной и южной сторонам и заливами своими образуют множество восхитительных видов. На возвышенном перешейке этих озер стоит деревянным храм Успения Божией Матери, воздвигнутый попечителем Андрусовой пустыни валаамским игуменом Иннокентием. В это время были обретены честные мощи преподобного Афанасия. После пожара при копании рва под фундамент нынешней церкви обрели святое тело его нетленным, причем даже четки и хартия с разрешительной молитвой в руках угодника Божия были совершенно целы. Несколько суток святые мощи оставались на земной поверхности и потом 2 мая погребены в прежней могиле. Над мощами внутри храма воздвигнута рака красного дерева с образом преподобного; у южных дверей есть также его икона во весь рост, а за левым клиросом изображено посещение Пресвятой Богородицы, кото­рого преподобный Афанасий сподобился вместе с преподобным учителем своим. Память чудесного обретения мощей стали отмечать 2/15 мая (старый стиль/новый стиль), а день тезоименитства – 18/31 января. В годы проведения монастырской реформы в России Сяндемский мужской монастырь закрыли и долгие годы монастырь стоял безмолвен и безлюден. Лишь в XIX веке монастырь вновь восстановили в духовных штатах. По отчетам о состоянии видно, что в обители стояли два храма: деревянный — во имя Успения Божией Матери с папертью и колокольней и каменный — во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, в котором нетленно почивали под спудом мощи прп. Афанасия Сяндебского чудотворца. Во вновь отстроенной в 1865 году церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских мощи преподобного были захоронены у стены под правым клиросом.

http://sobory.ru/article/?object=30786

Основываясь на этой публикации и документах Вотчиненой церкви, хранящихся в архивах Вологды, Великого Устюга и Сыктывкара, составлен данный очерк. В 1596 году в погосте Вотча было три церкви: Рождества Пресвятой Богородицы, святомученников Флора и Лавра, святых Афанасия и Кирилла Александрийских. 23 июня 1599 года от удара молнии церковь святого Афанасия и Кирилла Александрийских сгорела. Вместе с ней сгорели сотные книги Сысольской земли, государевы и земские грамоты, а также городовые Запасы. В 1616 году жители возводят новую церковь в честь тех же Афанасия и Кирилла. В 1718 году они ходатайствуют о построении новой церкви Фрола и Лавра. По благословлению епископа Вологодского и Тотемского воздвигнута. Но и она просуществовала недолго. В 1773 году жители воздвигают новую церковь во имя святых Афанасия и Кирилла Александрийских с приделом в честь великомучеников Фрола и Лавра. К тому времени церковь Рождества Пресвятой Богородицы прохудилась, и в 1790 году здесь воздвигают новую церковь того же имени. Она просуществовала до 1829 года, когда с благословения Онисифора, епископа Вологодского и Тотемского, было завершено строительство каменных церквей: двухэтажная Рождества Пресвятой Богородицы и другая - Афанасия и Кирилла Александрииских с приделами во имя Святого Тихона Амафунского и святомученников Флора и Лавра. В 1834 году на месте бывшей Стефановской пустыни (ее уже не было в 1764 году) воздвигнута каменная одноэтажная церковь во имя Стефана Пермского и освящена в 1842 году. Эта кладбищенская церковь существовала до 1893 года и была разобрана из-за опасности разрушения свода. Во вновь построенные каменные храмы от прежних церквей и монастырей перешли образы святителя Стефана Пермского, Нерукотворного Спаса, икона Иисуса Христа, Божьей Матери " Неувядающий цвет " , святителя Афанасия Александрийского, святой крест. cbs-sykt.ru В с. Вотча издревле существовал монастырь, основанный в конце XIV в. свт. Стефаном Пермским и упраздненный до 1739 года. В окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года упоминалась пустыня Афанасия и Кирилла Александрийских, а также приходская церковь Пресвятой Богородицы, что в Вотчинской волости Яренского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=15146

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010