Архиеп. Владимир (Ужинский; † 16 дек. 1855) после ухода на покой от управления Казанской епархией собирался поселиться в пустыни. В 1847 г. по созданному архиереем плану и под его наблюдением был построен 2-этажный келейный корпус. Средства были выделены из архиерейского дома. Руководил работами строитель иером. Виталий, бывш. эконом архиерейского дома. В 1866 г. была возведена теплая ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с 2 приделами: во имя свт. Афанасия Великого, еп. Александрийского, и Всех святых, соединенная с 2-этажным настоятельским корпусом и впосл. с каменно-деревянным корпусом братских келий (1893). В Скорбященский храм помещица Лихачёва пожертвовала Толгскую икону Божией Матери и Нерукотворный образ Спасителя в серебряных позолоченных ризах. В 1887 г. под церковью соорудили амосовскую печь, в 1892 г. храм украсили 34 «живописными картинками» - писанными масляными красками изображениями на стенах и сводах. В мон-ре были построены неск. корпусов, в т. ч. 2-этажный братский (1830) с кухней и трапезной (1-й этаж каменный, 2-й деревянный), большой 2-этажный кирпичный настоятельско-братский корпус с крыльцом (с 10 окнами по фасаду на 2-м этаже и 8 окнами на 1-м этаже) (1889), деревянный странноприимный дом с мезонином (1888), покрытый железом. В кон. XIX в. из «дикого камня» была построена ограда, со стороны горы представлявшая собой опорную стену (как частичная защита от разрушения склона), со стороны реки - парапет (52 саж.). Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1866 г. Фотография. 2014 г. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1866 г. Фотография. 2014 г. Над св. источником, у к-рого, по легенде, останавливался прп. Макарий, издавна ставили часовни. В 1892 г., при игум. Димитрии, на средства свияжского купца Ф. Т. Каменова над источником возвели сруб и часовню на каменном фундаменте. В часовне находились икона «Живоносный Источник», Смоленский образ Божией Матери и икона прп. Макария. Ежегодно 25 июля, в день памяти легендарного основателя М. С. м., совершался многолюдный крестный ход от монастырского храма к св. источнику с освящением воды. Близ пустыни располагалось древнее кладбище, называвшееся в народе «Вздыхалка». С кон. XVI в. на нем хоронили именитых граждан г. Свияжска, а также насельников и сестер свияжских мон-рей.

http://pravenc.ru/text/2561270.html

Она привезла на Русь щедрое приданое. После венчания Иван III принял в герб византийского двуглавого орла – символ царской власти, поместив его и на своей печати. Две головы орла обращены на Запад и Восток, Европу и Азию, символизируя их единство, а также единство («симфонию») духовной и светской власти. Собственно же приданым Софьи была легендарная «либерия» – библиотека, привезенная будто бы на 70 подводах (больше известная как «библиотека Ивана Грозного»). Она включала в себя греческие пергаменты, латинские хронографы, древневосточные манускрипты, среди которых были неизвестные нам поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона и даже уцелевшие книги из знаменитой Александрийской библиотеки. Увидев деревянную Москву, обгоревшую после пожара 1470 года, Софья испугалась за судьбу сокровища и на первое время спрятала книги в подклет каменной церкви Рождества Богородицы на Сенях – домовой церкви московских великих княгинь, построенной по приказанию святой Евдокии, вдовы Дмитрия Донского. А собственную казну, по московскому обычаю, положила на сохранение в подпол кремлевской церкви Рождества Иоанна Предтечи – самой первой церкви Москвы, стоявшей до 1847 года. По преданию, она привезла с собой в подарок мужу «костяной трон»: его деревянный остов весь был покрыт пластинами из слоновой и моржовой кости с вырезанными на них сюжетами на библейские темы. Этот трон известен нам как трон Ивана Грозного: царь именно на нем изображен скульптором М. Антокольским. В 1896 году трон установили в Успенском соборе для коронации Николая II. Но государь приказал поставить его для императрицы Александры Федоровны (по другим данным – для своей матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровне), а сам пожелал короноваться на троне первого Романова. И ныне трон Ивана Грозного – самый древний в кремлевском собрании. Софья привезла с собой и несколько православных икон, в том числе и, как предполагают, редкую икону Божией Матери «Благодатное Небо». Икона находилась в местном чине иконостаса кремлевского Архангельского собора. Правда, по другому преданию, эта икона была привезена в древний Смоленск из Константинополя, а когда город захватила Литва, этим образом благословили литовскую княжну Софью Витовтовну на брак с великим московским князем Василием I. Икона, которая сейчас находится в соборе, – список с того древнего образа, исполненный по повелению Федора Алексеевича в конце XVII века. По традиции москвичи приносили к образу Божией Матери «Благодатное Небо» воду и лампадное масло, которые исполнялись лечебными свойствами, поскольку эта икона обладала особой, чудодейственной целительной силой. И еще после свадьбы Ивана III в Архангельском соборе появилось изображение византийского императора Михаила III, родоначальника династии Палеолог, с которой породнились московские правители. Так утверждалась преемственность Москвы Византийской империи, а московские государи представали наследниками византийских императоров.

http://pravoslavie.ru/791.html

Новгороде. После 1918 г. икона оставалась в распоряжении общины Андреевской ц. В февр. 1928 г. община ликвидирована, ее имущество передано в Госфонд ( Галай. 2014. С. 270-271). К 2018 г. местонахождение иконы неизвестно. В обители почиталась икона свт. Алексия, митр. Московского, к-рую до нач. ХХ в. относили к памятникам «греческого письма» и датировали XV или XVI в. На иконе был изображен святитель с распростертой левой рукой, держащей небольшое Евангелие, в котором помещена частица его мощей. Икону украшала серебряная риза с финифтью. Первоначально этот образ обрамляла рама-киот со сценами из жития свт. Алексия; позднее рама хранилась отдельно в ризнице, а сама икона лежала на аналое у левого столпа Благовещенского собора. Анализ содержания житийных клейм и подписей к ним показал, что рама создана не ранее сер. XVII в. В правом приделе Алексиевской ц. находился образ Божией Матери «Скоропослушница» (Афон) с частицами мощей святителей Григория Богослова, Амвросия, еп. Медиоланского, Афанасия Александрийского, сщмч. Харалампия, мч. Меркурия, мч. Трифона, мц. Марины и частицы крови вмч. Димитрия Солунского. В Успенской ц., у сев. стороны, находилась «очень древняя» Смоленская икона Божией Матери, а в приделе - точная копия Толгской иконы Божией Матери и образ прп. Иоанна Лествичника (нач. XVII в.?), на котором имелась стихотворная надпись из 52 строк на тему «Лествицы». Благодаря вкладу нижегородского уроженца архиеп. Казанского и Свияжского Тихона († 1589), к-рый принял монашеский постриг в Н. Б. м., в обители хранился киот (сребропозлащенная доска под слюдяным покрытием) с частицами Ризы и Крови Господней, Древа Креста Господня, мощей св. Иоанна Предтечи, апостолов Матфея, Иакова, брата Господня, Андрея Первозванного, Варфоломея, равноап. Марии Магдалины, первомч. Стефана, святителей Игнатия Богоносца, Иоанна Златоуста, Иоанна Милостивого, митрополитов Петра, Ионы, Алексия, Филиппа, Гурия, архиеп. Казанского, Иоанна, архиеп. Новгородского, вмч. Димитрия Солунского, мц. Татианы, преподобных Сергия Радонежского, Александра Свирского, Евфимия Суздальского и Антония Римлянина. В Н. Б. м. хранился большой напрестольный серебряный позолоченный крест, украшенный жемчугом, с изображениями на лицевой стороне: Господа Саваофа, ангелов и Распятия Господня; на обороте креста изображены святители Московские Петр, Иона, Алексий и Филипп, св. кн. Александр Невский и св. Прокопий Устюжский. Внизу креста - надпись: «лета 7187 (1679) марта 23 дня в сей животворящей крест вложена часть саккоса св. Алексия Митрополита и часть св. мощей благоверного царя Константина и других святых». Др. напрестольный сребропозлащенный крест был пожертвован обители в 1637 г., при архим. Вениамине.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

156. Миниатюра Александрийской хроники на папирусе 157. Коптский рельеф Божией Матери с Младенцем в Каирском Музее Один местный иконографический тип рано возникает в Александрийском искусстве древнейшего периода и столь же рано исчезает, не оставляя после себя никаких следов. В настоящее время известны пока лишь два-три изображения этого типа, причем два относятся к грубым коптским погребальным стелам, а третье находится в Александрийской хронике 170 , писанной на папирусе и находившейся в собрании В. Голенищева, ныне поступившем в Московский Музей имени Императора Александра III. Особенность этого типа заключается в том, что Божия Матерь изображена (рис. 156) в нем с Младенцем на левой руке, но правую руку она поднимает вверх, в знак не то молчания, не то молитвенного обожания божественного Младенца. На стелах Божия Матерь изображена сидящей на троне, а у миниатюры низ как раз оборван, и от него остался только маленький кусок, на котором нельзя с точностью различить положение Божией Матери. Профессор Стриговский, издатель Александрийской хроники и одного из барельефов (рис. 157), приходит к выводу, что мы имеем в этом образе соединение двух типов – древнехристианской Оранты и византийской Одигитрии: Оранта изображалась всегда стоящей, а типом Одигитрии доселе называется изображение Божией Матери, то стоящей, то сидящей на престоле. Мы не знаем точно, когда именно появилась чтимая икона Одигитрии в Константинополе, но ее копии представляют Божию Матерь неизменно стоящей, причем, однако, фигура Богоматери изображается или целиком во весь рост, или только по грудь; но последнее никак не может значить того, что это есть изображение Божией Матери, сидящей на престоле. Далее, сомнительно, чтобы всякое, встречающееся на пространстве VI–VIII столетий, изображение Божией Матери, стоящей и держащей Младенца на левой руке, было непременно копией образа Одигитрии, как то, по-видимому, полагают, разбирая миниатюру Сирийского Евангелия 586 года. Напротив того, общее сходство сирийской миниатюры с образом Одигитрии доказывает только одно: что этот иконописный тип был именно в Сирии обычным в древнюю эпоху. Далее, в этом Александрийском типе, говорят, можно найти объяснение самому названию «Одигитрии», которое должно, будто бы, значить «руководительство людей к молитве»: заключение это не отвечает, как в свое время увидим, реальной истории иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена богато. Из св. икон обращают на себя внимание: 1) образ Господа Вседержителя; 2) Иверская икона Божией Матери, приложенная графом Н. Марк. Ивелич; риза на ней серебряная (29 фун.), украшена жемчугом и драгоценными камнями, золотою цепью и серьгами из фермуара княгини Ивелич; на иконе – звезда генерала Титова; 3) икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и Успения Пресв. Богородицы приложенная храмоздателем Наумовым и 4) икона Вознесения Господня в серебряной вызолоченной ризе, писана на кипарисной деке. Но самую большую драгоценность составляет напрестольное Евангелие – печ. 1689 г. в серебряном вызолоченном окладе, приложенное храмоздателем Наумовым; Евангелие весит 1 п. 33 фун., помещается в особом киоте за престолом против горнего места. На верхней доске в средине чеканное изображение Преображения Господня, по углам 4 Евангелистов, а в промежутках – Моление И. Христа о Чаше, приведение Его к Пилату, бичевание Его у Пилата и представление Его народу Иудейскому в терновом венце. На нижней деке – крест, окаймленный драгоценными камнями. – На сгибе или корешке переплета – чеканные изображения – Николая Чудотворца, Трех святителей, Вознесения Господня, Благовещения Пресв. Богородицы. Напечатано Евангелие на александрийской бумаге очень крупным шрифтом. Начальная буква каждого стиха написана золотом; поля украшены разными золотыми и разноцветными узорами. – На обороте второго листа находится красноречивая подпись: «Благословением Отца, поспешением Сына и содействием Св. Духа, молитвами неусыпаемыми Богоматери.... силою Честнаго и Животворящаго Креста, помощию Проповедателей Евангелия во всю вселенную, яко труби небеснии, св. угодников Божиих.... снисканием и поспешением обещальника к украшению сего Евангелия и ко преданию на престол Льва Прох. Наумова в Верхнем Ландехе каменную церковь Вознесения Господня дерзнухом мы грешнии и недостойнии, первии в гресех, последний в человецех и не снискатели сего изукрашества сподобихомся описати тиснение сего св. Евангелия, окружихом каймами всякия разные травы чернилом, росписею и златом и всяким ухищрением не своим умышлением, но надеянием на помощь Всещедраго Бога введохом в печать сея Книги многия слова златом, понеже сии слова в книгу не напечатаны были». В конце подписи названы имена трудившихся художников. Год работы не известен.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Решением Владикавказского горсовета от 30 августа 1991 года предоставлен в бессрочное пользование земельный участок во Владикавказе для строительства собора святого великомученика Георгия Победоносца. Строительство собора на территории бывшего кладбища, расположенного между улицами Барбашова и Таутиева, было начато 18 октября 1996 года. За основу архитектурно-планировочного решения взят кафедральный собор, существовавший во Владикавказе в начале XX века. Основные работы по возведению храма выполнены к 2003 году, работы по завершению строительства продолжаются в настоящее время. В октябре 2010 года состоялось историческое событие – Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II передал в дар Свято-Георгиевскому собору частицу мощей святого покровителя храма – Георгия Победоносца. Храм святого Георгия Победоносца в Байконуре Храм святого великомученика Георгия Победоносца был построен относительно недавно. Закладка первого камня состоялась 21 сентября 1997 года, а 1 июня 2005 года храм был освящен архиепископом Чимкентским и Акмолинским Елевферием. Освящение было приурочено к 50-летнему юбилею города Байконур. Над входом в храм установлена икона святого великомученика Георгия Победоносца, подаренная главой администрации Байконура А. Ф. Мезенцевым. В округлых проемах на фасаде установлены иконы благословляющего Спасителя, Божией Матери, святого великомученика Георгия Победоносца, преподобной Марии Египетской и святителя Спиридона Тримифунтского. Главная храмовая святыня – икона святого великомученика Георгия Победоносца с частицей мощей святого воина – подарена Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Так же им подарена икона Казанской Божией Матери, которая побывала в космосе. Изображения Византийская традиция Уже к VI веку были сформированы два основных типа изображения святого Георгия. Первый тип: мученик, как правило, с крестом в руке, в хитоне, поверх которого плащ. Второй тип изображения – воин в доспехах, с оружием: щит, меч, копье в руках, пеший или конный. Великомученик Георгий изображается безбородым юношей, с густыми, кудрявыми волосами, доходящими до ушей (завитки волос часто в виде кружков, расположенных друг над другом рядами), иногда с венцом на голове.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Св. Евангелие на большой александрийской бумаге .., серебряные золоченые сосуды церковные, две шапки архимандричьих, на них образы серебряные золоченые и обнизаны жемчугом, плащаница шитая золотом и серебром, а венцы низаны жемчугом; 3 креста серебряные золоченые с мощами; 2 кадила серебряные золоченые, три ризы серебряные объяриные – одни с травами, крест и звезды жемчужные; четвертые ризы бархатные зеленые – оплечья шиты золотом и серебром, подризник камчатый красный и т. д. (Описание Докум. и Д. Архива Св. Синода, т. 10, 66, стр. 148)... «Образ Иоанна Предтечи в окладе, венец и цата ожерелье жемчужное, за слюдою, оправа серебряная позолоченная, привезенный из Азова,... св. Евангелие крыто черным бархатом – евангелисты серебряные золоченые, сосуды серебряные, напрестольный крест деревянный с мощами обложен серебром позлащен, крест запрестольный, образ Казанской Божией Матери запрестольный – оклад, венец и цата серебряные позлащены, убрус и ожерелья вынизаны жемчугом, привесу серьги золотые, у царских дверей завеса тафтялая желтая; царские двери резаные позлащены – у них образ Спасителев местный, на нем венец и цита серебряные позлащены, ожерелье жемчужное; по левую сторону образ Смоленской Божией Матери, венец и цата серебряные позлащены, убрус ожерелья жемчужные. привесу двои серьги серебряные позлащены; местный образ Иоанна Богослова – венец и цата серебряные позлащены; две двери – северные и южные – на них архидиаконы Стефан и Лаврентий, местная икона собор Пресв. Богородицы, икона Иоанна Предтечи молящегося, икона Казанской Божией Матеря; в деисусах образ Спасителя, Богородицы и Предтечи, 2 архангела с 5 венцами серебряными, 6 апостолов с серебряным вызолоченным венцом; 2 медных паникадила; хоругвь писана по камке с образами Спасителя и Предтечи; книги – устав, апостол, псалтирь со следованием. минея общая с праздниками, минея общая святых, служебник, большой требник, 2 ермология, каноники малый и книга жития Предтечева, 2 ризы, 2 подризника, 2 поручи и 2 епитрахили; укропник медный, блюдо и тарелка оловянные, медная водосвятная чаша, большой выносной слюденный фонарь». (Там же, 475, стр. 776–777).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Москва. Церковь Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, (Воскресения Словущего) на Сивцевом Вражке. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревянный храм на этом месте существовал еще в начале XVI века. Нынешнее здание построено в середине XIX века, включает части прежнего кирпичного храма, относящегося к концу XVII - началу XVIII века. Этот храм, пострадавший в 1812 г., был обновлен в 1815-1817 гг., а в 1836 г. началась его перестройка. Были выстроены новые колокольня и трапезная, а над четвериком возведен крупный классицистический барабан (ранее четверик завершался пятиглавием). Освящение перестроенной церкви произошло 19 сентября 1856 г., причем по желанию благотворителя центральный Спасский престол был переименован в Воскресенский. С этого времени главный престол посвящен в честь Воскресения Словущего, а приделы сохранили прежнее посвящение — свт. Афанасия и Кирилла и свт. Николая. В 1899 г. происходило обновление храма, причем алтари приделов были выдвинуты вперед, в одну линию с главным. Во время войны 1812 г. в храме несколько дней хранилась чудотворная Смоленская икона Божией Матери, вывезенная из осажденного Смоленска. Церковь закрыта в 1932 г. Здание занимали различные мелкие предприятия, склады, последним из них был " Электромеханический завод распределительных устройств " . В 1970-х гг. храм стал реставрироваться, в нем намечалось открыть концертный зал. Во второй половине 1970-х гг. здание поставлено на государственную охрану. В 1992 г. храм возвращен верующим. В том же году освящен придел свтт. Афанасия и Кирилла, а в 2003 г. - главный престол Воскресения Словущего. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, святителей, на Сивцевом Вражке церковь (Филипповский переулок, дом 3 (Большой Афанасьевский переулок, дома 16–18)). Первый храм был основан здесь в XVI в., на подворье Кирилло-Белозерского монастыря. Во время разорения Москвы в Смуту храм был сильно разрушен и долго не восстанавливался. В конце XVII в. выстроили каменное здание церкви, причем с 1681 г. главным являлся престол во имя Спаса Нерукотворного Образа. В начале XVIII в. упоминается придел во имя святого Николая Чудотворца (существует и поныне). Во время Отечественной войны 1812 г. в этом храме некоторое время находилась вывезенная из Смоленска чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Вслед за этим храм был разграблен французскими солдатами и сгорел в пожаре Москвы. В 1815–1816 гг. на средства прихожан восстановлен придел во имя святых Афанасия и Кирилла, а в 1817 г. – главный храм во имя Спаса Нерукотворного Образа. В 1837–1856 гг. церковь перестроили заново в стилистике ампира, тогда же построили новую колокольню и трапезную. Главный престол освятили в 1856 г. в честь Воскресения Словущего, однако, храм продолжали называть по приделу во имя Афанасия и Кирилла. В двухъярусном иконостасе (архитектор П.П. Зыков) сохранялось несколько старинных икон.

http://sobory.ru/article/?object=02250

Калуга. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Добавить фотографии Вид с северо-востока. Между куполами храма на дальнем плане видна Рождественская церковь в Ромоданово, а справа от колокольни виден купол Успенской церкви. Источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/13001/ Иванов Дмитрий 1 января 1900 Открытка конца 19 века. Вид с востока: слева - храм Калужской иконы Божией Матери при архиерейском доме, справа - Богоявленская церковь (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6465/) Иванов Дмитрий 1 января 1878 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Богоявленская церковь, предположительно существовала в начале XVII в. В 1626 г. эта церковь описана как Богоявленская с приделом во имя влмч. Варвары с приделом во имя св.Николая, деревянная, с 7-ю колоколами. Каменная построена прихожанами в 1735 г. с двумя приделами во имя Афанасия Александрийского и Богоматери " всех скорбящих радостей " . Новая колокольня построена в 1832 г. Храм, выстроенный в стиле классицизма, по словам архитектора В.М. Фехнер, отличается " торжественной монументальностью " . Церковь имеет форму куба. С боков куба вытянутая полукруглая средина с живописным изображением; над куполом светлый большой восьмигранник, с круглым куполом; крест - с маленькой коронкой. Колокольня трехъярусная, четырехгранная. По данным Д.И. Малинина, в храме было очень много старинных икон XVI в. и XVII в. Среди них почитались икона влмч. Варвары, икона пр.Сергия Радонежского, Тихвинская, Воскресения Христова, Богоявления, Николая Чудотворца иконы. Церковь сохранилась до наших дней. При ремонте церкви выяснилось, что стены храма, колокольня в очень плохом состоянии. Церковь постепенно разрушается. Информация с сайта:нттр=zkaluga.narod.ru/churches/ Богоявленская Церковь, по-видимому, существовала уже в начале XVII в., так как в описи Бегичева и Пчелина 1617 г. упоминается Богоявленская сотня. Но в описи 1626 г. этой церкви мы не находим; она, вероятно, сгорела в 1622 г. На ее месте в 1626 г. стояла церковь великомученицы Варвары с приделом во имя святителя Николая, деревянная. Но в 1685 г. эта церковь описана как Богоявленская, деревянная, с 7-ю колоколами. Каменная построена прихожанами в 1735 г. с двумя приделами- во имя Афанасия Александрийского и в честь иконы Богоматери Всех скорбящих Радости. Появление двух приделов объясняется увеличением числа прихожан, в состав которых входили и рабочие полотняных фабрик купеческих домов Чернова, Торубаева и Билибина. Новая колокольня вместо обветшавшей построена благотворителями Торубаевыми в 1832 г.; тогда же поновлена и трапеза, а в 1849 г. расширена. Из икон чтился древний образ Афанасия Великого. В церкви было Евангелие 1628 г. московской печати.

http://sobory.ru/article/?object=01851

визант. работы из ризницы свт. Фотия, митр. Московского. К. на лицевой стороне «малого саккоса» (сер. XIV в.) представлен в рост, под арочным обрамлением, одетым в фелонь; на шитой епитрахили с более поздним жемчужным низанием на лицевой стороне - в медальонах погрудно он сам рядом со свт. Афанасием (погрудно), оба в крещатых саккосах, К.- в узнаваемой шапочке (нач. XV в., все в ГММК); на лицевой епитрахили новгородской работы (кон. XV - 1-я пол. XVI в., Игнашина. 2003. Кат. 18. С. 43). В ряду святителей, епископов и митрополитов миниатюрная фигура К. в крещатых ризах находится на полях иконы «Богоматерь Владимирская, с праздниками» (ок. 1514, ГММК), списка чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Как правило, изображение К. в ряду святителей присутствует на царских вратах, точнее, живописной декорации их столбиков - напр., из придела в честь Рождества Пресв. Богородицы новгородского Софийского собора (ок. 1558), из собрания И. С. Остроухова (2-я пол. XVI в., ГТГ), из надвратной ц. во имя Преображения Господня (1595) Кириллова-Белозерского мон-ря (КБМЗ), из придела прп. Варлаама Хутынского ц. прор. Илии в Ярославле (Иконы Ярославля. 2009. Т. 2. 144. С. 202-213). Святители Кирилл и Афанасий Александрийские и Леонтий Ростовский. Икона. Кон. XV в. (НГОМЗ) Святители Кирилл и Афанасий Александрийские и Леонтий Ростовский. Икона. Кон. XV в. (НГОМЗ) Изображения К. появлялись в храмах, связанных с личным покровительством, патрональным и мемориальным значением. Уникальный цикл деяний (или жития) К. встречается в домонг. храме, Кирилловской ц. в Киеве, к-рая была построена в княжеском мон-ре черниговским кн. Всеволодом (Кириллом) Ольговичем ( Блиндерова. 1980; Марголина. 1998; Маргол i на, Ульяновський. 2005). На стенах юж. апсиды, где располагался диаконник и придел К., святой представлен в 16 композициях (2 переписаны в XIX в., ок. половины сохр. фрагментарно), большая их часть иллюстрирует учительскую, просветительскую деятельность К. как предстоятеля Александрийской Церкви, а также участника III Вселенского Собора (подробнее см.: Матюшкина.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010