Цит. по: Дагаев Н. К. История ветхозаветного канона. URL: Относительно того, в каком значении Иерусалимский собор назвал эти книги «каноническими», есть разные мнения. Так, проф. П. А. Юнгеров , сопоставляя эти два соборных определения, делает вывод, что перечисленные книги «наравне со всеми другими каноническими книгами, должны считаться неизменной частью Священного Писания и в этом смысле каноническими.. Умолчано о термине богодухновенность в приложении к неканоническим книгам, термине, который, как видно было из всей предыдущей истории ветхозаветного канона, имеет здесь существеннейшее значение. Таким образом, православный богослов освобожден от обязанности признавать неканонические книги богодухновенными наравне с каноническими и тем существеннейше отличено православное учение о ветхозаветном каноне от католического» (Введение в Ветхий Завет . URL: . Другие исследователи считают, что «признавая книги, отсутствующие в евр. каноне, Свящ. Писанием и каноническими книгами, Иерусалимский Собор порывает с традицией вост. отцов ограничивать число канонических книг евр. каноном», а определение Константинопольского собора представляется им «более уравновешенным» (Селезнёв М. Г. Канон библейский//Православная энциклопедия. Т. 30. URL: http://www.pravenc.ru/text/1470227.html#part_24). В виду того, что данный вопросоответ был исключен из издания Св. Синода, а в «Пространном христианском катехизисе» Священным Писанием Ветхого Завета были признаны только книги иудейского канона, а остальные лишь «предназначенны Отцами для чтения вступающим в Церковь », мы склонны признать существование глубокого различия во взгляде на «неканонические» книги в определении Иерусалимского собора и в русской богословской традиции. Впрочем, «решения Соборов XVII в. не могли поставить точку в дискуссии греч. богословов о каноничности спорных книг. О том, что дискуссия не завершена, говорит, например, тот факт, что на I Всеправославном совещании на острове Родос (1961) по подготовке Всеправославного Предсобора предлагалось включить вопрос о каноне ВЗ в повестку дня Собора» (Селезнёв М.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

В составе ветхозаветных книг, которые Тридентский собор считает каноническими, находятся следующие неканонические книги: Книга Варуха, Послание Иеремии; Первая и Вторая Маккавейские; Товит, Иудифь, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, и неканонические добавления в Книгах Даниила и Есфири. После Тридентского собора в Католической Церкви возникло учение о протоканонических и девтероканонических книгах, признанное позднее всеми католическими богословами. Это учение имело целью выразить мысль о равенстве авторитета канонических и неканонических книг и в то же время объяснить существующие между ними различия. Согласно этому учению, разделение ветхозаветных книг на книги 1-го и 2-го канона указывает на различие не авторитета, а времени признания данных книг каноническими. Протоканоническими называются книги, принятые в канон первыми вследствие того, что относительно их божественного происхождения и авторитета никогда не было сомнения. Девтероканонические книги, то есть стоящие в каноне на втором месте,– это те книги, относительно которых в Поместных Церквах в продолжение какого-то промежутка времени существовало более или менее сильное сомнение, но которые после тщательного исследования удостоились признания Вселенской Церкви. 6.4 Новое и Новейшее время (XVII–XX вв.) Четвертый период истории ветхозаветного канона в христианской Церкви обнимает Новое и Новейшее время – XVII–XX века. В этот период в Западной Европе развивается и все более набирает вес протестантский взгляд на канон Ветхого Завета, согласно которому содержание ветхозаветной части Библии должно полностью соответствовать еврейскому канону, вследствие чего неканонические книги объявляются апокрифами, а потом и совсем исключаются из изданий Библии. Распространение этих протестантских воззрений стало причиной для обсуждения на соборах Православной и Католической Церкви вопроса о каноне. Особый повод к этому обсуждению подало появившееся в 1629 году «Исповедание» Кирилла Лукариса, Патриарха Константинопольского. В нем признаются каноническими книги, перечисленные в 60-м правиле Лаодикийского собора, а неканонические книги в протестантском духе объявляются апокрифами. Это «Исповедание» было осуждено на соборах Константинопольском и Иерусалимском (оба собора имели место в 1672 г.), где рассматривался вопрос о ветхозаветном каноне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Если верить в Бога, но не быть крещённым, можно ли спастись? Похожие вопросы 3 Ответа Когда мы верим кому-то - врачам, проводникам в незнакомой местности, инструкторам по технике безопасности - мы принимаем их слова всерьез и делаем то, что они говорят. Вера в Бога - это вера Его слову. Если мы верим Господу Иисусу, мы принимаем святое Крещение - и это очень важно, именно через Крещение Бог дает нам прощение грехов и жизнь вечную. Как Христос говорит Евангелии, " Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет " ( Мар.16:16 ), или, в другом месте, " истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие " ( Иоан.3:5 ) Если мы не хотим исполнить такое необременительное повеление, то увы - спасительной веры у нас еще нет. Нет, нельзя. Бог сказал об этом ясно в Своем Евангелии: " Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие " . ( Ин.3:5 ). «А без Крещения никто не может надеяться на вечное спасение – хотя бы он был благочестивейшим из благочестивых». Прп. Иоанн Дамаскин «Кто уверовал, но не крестился, а остаётся ещё оглашённым, тот и не спасён». Блж. Феофилакт Болгарский . В догматическом определении Иерусалимского собора 1672 сказано об этом следующее: Мы веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, в высшей степени необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ).. А не возродившиеся, поскольку они не получили отпущения наследственного греха, необходимо подлежат вечному наказанию, и следовательно, не могут без крещения быть спасены. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 61  чел. Всего просмотров 5.6 млн. Всего вопросов 4033 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/esli-verit-v-bog...

Протестантские посланники (английские, голландские и шведские) всегда почти старались оказывать ему полное сочувствие и благовременную помощь в стеснительных обстоятельствах. Не предполагая в них первоначально злого умысла, Кирилл Лукарис часто обращался к ним с просьбами, прямо высказывал им свои нужды, не раз пользовался их защитою и никогда ни пред кем не скрывал своих искренних, но благонамеренных 4 , отношений к ним. Иезуиты же, для которых Кирилл Лукарис был заклятым врагом, постоянно клеветали на него пред турецким правительством, несколько раз низводили его с патриаршей кафедры, несмотря на всю приверженность к нему православных; из ненависти к нему они начали распространять мысль, будто он заразился протестантскими мнениями и написал даже исповедание веры в протестантском духе и, наконец, успели испросить у султана смертный приговор своему неустрашимому противнику. Этому знаменитому патриарху суждено было не только при жизни со скорбию невинно выслушать название предателя православия, но и по смерти подвергнуться даже анафеме, от которой он был освобожден определением Иерусалимского собора 1672 года. Он пал жертвою своей ревности о благе православной церкви, и хотя смерть не примирила с ним жестоких врагов его, хотя споры о нем долго волновали восточную церковь , но добрая память о нем никогда не умирала в православном народе на востоке, где он совершил свой великий жизненный подвиг и где, по проискам врагов, кончил мученически жизнь свою, полную славы и тяжких страданий. Вот что пишут о нем митрополиты, архимандриты и игумены Царьградские в соборной грамоте своей к русскому царю Михаилу Феодоровичу от 10 декабря 1644 года: «Когда патриаршествовал на святом и вселенском патриаршем престоле в Константинополе блаженнейший и приснопамятный бывший старый патриарх Кирилл, был он добрый пастырь сей церкви Христовой, сиял и освещал не только своим учением и мудростию, но и деяниями, что да воздаст ему Господь Бог , и при его времени, как сидел он на своем престоле, украшено было все православие, ибо повседневно творил он добро, и что имел, подавал бедным, помощь творил странным и научал глаголу евангельскому и православию словесное стадо православных христиан» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Для извлечения из Св. Писания принципов церковного законодательства церковь имеет свои определенные правила, которыми она в этом случае руководствовалась и продолжает руководствоваться. Предписания Св. Писания, касающиеся основных истин веры и церковного устройства, церковь всегда принимала и сохраняла как непререкаемые и безусловно обязательные законы. Но в Св. Писании есть еще и другие предписания, которые не содержать в себе таких основных истин, а касаются лишь отдельных вопросов устройства и управления церкви. Значение и обязательную силу этих предписаний определяла сама церковь, применительно к обстоятельствам своего дальнейшего существования и, соответственно этим обстоятельствам, прилагала их на практике 48 . Кроме постановлений догматического характера, в Св. Писании есть много и таких предписаний, которые имеют лишь историческое значение и касаются тогдашнего положения церкви в мире; как таковые, они не могут иметь ни общеобязательного значения, ни безусловной важности для всех времен, при всех различных изменениях положения церкви в мире. Эти различные частные предписания в Св. Писании необходимо всегда отличать от основных истин и брать их в связи с этими последними, иначе можно прийти к ложным выводам и на основании одного частного, взятого вне связи с целым, предписания, имевшего значение для тогдашнего состояния церкви, но неприложимого к нынешнему ее состоянию можно вывести совсем ошибочное учение даже об основных вопросах церковного устройства. Для этого церковь имеет свои точно определенные законы, которые нашли свое выражение в ее вселенском законодательстве и поэтому имеют навсегда безусловно обязательную силу; они состоять в том, что при извлечении из Св. Писания предписаний, долженствующих иметь силу закона, и при их объяснении каждый раз необходимо следовать указанию и учению самой церкви, которое содержится в ее непрерывном предании, в постановлениях Вселенских соборов и в общем голосе пастырей и учителей церкви. «Аще будет исследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное (предстоятели церкви), разве как изложили светила и учители церкви в своих писаниях», определяет 19 канон Трулльского собора, «ибо иначе повредим Евангелию в главном предмете, или паче сократим проповедь в единое имя без самые вещи» говорит 91 канон св. Василя Великого. На Иерусалимском соборе 1672 года относительно этого было постановлено следующее: «веруем, что это божественное и священное писание сообщено Богом, и потому мы должны веровать ему без всякого рассуждения, не так, как кто захочет, а как его истолковала и передала кафолическая церковь » 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Православная Греческая Церковь , неизменно содержа св. веру в том точно виде, в каком она проповедана св. Апостолами, объяснена и утверждена вселенскими Соборами, никогда не имела нужды в символических книгах, и со времен св. Иоанна Дамаскина никогда не издавала их. И наша православная Русская Церковь , точно так же, как и Греческая, до самого XII века не имела никакой нужды собственно в символических книгах, довольствуясь в познании своей веры писаниями древних святых Отцов и изложением веры св. Иоанна Дамаскина 7 .Но в XII веке плевелы лжеучения, брошенные в нашу Церковь иностранцами, заставили ее помыслить о предостережении чад своих от заразы и составить полнейшее изложение апостольской и отеческой веры. Эта потребность особенно ощущена была, по местным обстоятельствам, на западе России, и бывший тогда Киевским Митрополитом известный ревнитель православия Петр Могила решился составить для нашей православной Церкви такую символическую книгу, которая бы одобрена и утверждена была согласием восточных Патриархов, как законных преемников власти апостольской, и служила бы поэтому твердым, непреложным и непререкаемым образцом нашего исповедания. Сия то книга его известна у нас под именем Православного исповедания. Важность этой книги заставила нас взять ее за предмет особенного исследования, которое, впрочем, мы ограничиваем одною историческою стороною; потому что содержание и внутреннее достоинство ее в нашей Церкви поставляет ее для каждого сына Церкви выше всякого рассмотрения и суждения. Исследование свое, для надлежащей отчетливости, разделим на несколько частных отделов. I) О сочинителе книги Православного исповедания В Русской Церкви никто и никогда не сомневался в том, что сочинителем этой книги был Преосвященный Киевский Митрополит Петр Могила. Но некоторые иностранцы, одни по неведению, а другие по ложным заключениям приписывают ее иным. Издатель ли, или кто-нибудь другой, написавший предисловие к изданию Норманнова Латинского перевода вместе с оригиналом этой книги, полагает, что она сочинена Патриархом Нектарием. A Николай Берг, кажется, более склонен к той мысли, что Петром Могилою сочинен был только краткий Катехизис, который будто бы распространен был Мелетием Сиригом, проповедником Константинопольской Церкви, и в подтверждение своего мнения приводит свидетельство Иерусалимского Собора, бывшего в 1672 году 8 . Но оба это писатели равно ошибаются. Первый из них не обратил внимания на то, что сам Нектарии в своей грамоте, приложенной к этой книге, прямо свидетельствует, что именно Петр Могила был сочинителем ее; а последний неправильно понял смысл соборных слов и приводит их отрывочно и притом в неверном Латинском переводе. Собор Иерусалимский прямо говорит, что Мелетий Сириг только объяснил и исправил некоторые места в этой книге, где нужно было. Между тем как сочинение этой книги Собор приписывает именно Петру, Киевскому Митрополиту 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Н. всячески способствовал созданию и реформированию школ и академий. После уничтожения стараниями иезуитов типографии патриарха Кирилла Лукариса в К-поле (1628) грекам приходилось печатать книги либо на Западе (Венеция, Женева и др.), либо в укр. землях. В 1680 г., опираясь на поддержку господаря Молдавии Иоанна Дуки, Д. Н. основал в Яссах, в мон-ре Четэцуя, греч. типографию ( οσθεος. Ιστορα. XII 12. 1; Фонкич. 2004. С. 467-468), в к-рой были изданы антилат. полемические сочинения визант. и поствизант. богословов: «О главенстве папы» Иерусалимского патриарха Нектария, предшественника Д. Н., сочинения св. Симеона , архиеп. Фессалоникийского, и «Изъяснение церковного последования» св. Марка Евгеника , митр. Эфесского. Однако вскоре, во время войны австро-польско-венецианского альянса с Османской империей, типография погибла ( Яламас. 1996. С. 232, 237). Только в 1690 г. уже в Бухаресте при поддержке валашского господаря Константина Брынковяну Д. Н. издал трактат Максима Пелопоннесского «Против схизмы» и направленный против кальвинистов сборник, состоящий из сочинения Мелетия Сирига «Опровержение кальвинских глав Кирилла Лукариса» и актов Иерусалимского Собора 1672 г. В 90-х гг. Д. Н. возобновил издание книг в Яссах. За годы после отъезда из Иерусалима Д. Н. возвращался туда лишь 2 раза, пребывал там с сент. 1678 по весну 1679 г. и с весны по авг. 1685 г. Во время последнего посещения Иерусалима он смог погасить долг иерусалимских груз. мон-рей и т. о. воспрепятствовать их переходу к армянам-григорианам и католикам; кроме того, он инициировал реставрацию прп. Саввы Освященного лавры в Иерусалиме ( οσθεος. Ιστορα. XII 11. 1-3). Тот факт, что свой кафедральный город Д. Н. посетил в последний раз за 22 года до кончины, был обусловлен изменившейся политической ситуацией в Палестине. Османская империя, теснимая с 1683 г. военными действиями альянса австрийцев и венецианцев, пошла на уступку своей союзнице Франции, требовавшей передачи всех палестинских святынь католикам.

http://pravenc.ru/text/180353.html

100 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. 102 Еп. Феофан говорит: «Существо дела спасения состоит из нескольких пунктов: надо веровать, надо заповеди исполнять, надо благодать стяжать и проч. Но в Писании пункты эти не написаны в одном каком-нибудь месте, а в разных: в одном сказано одно, в другом – другое. Чтобы познать истинно весь образ спасения, надобно все эти пункты собрать воедино и собрать все, ни одного не пропуская. Вот в этом деле все претыкающиеся и претыкаются. Начнет иной собирать, не понимая, как это следует, уткнет глаза на один или два пункта, выдернет их из общего Писания и кричит: нашел, вот путь спасения! Иной кричит: веруй, и ты спасен! – а иной: стяжи благодать, и больше тебе ничего не нужно, – иной же: люби, и придешь к блаженному концу. Все такие положения в Писании строго предписываются, но ни одно из них поодиночке не обнимает всего дела спасения. Надо их все совокупить, и тогда получится полное представление настоящего образа спасения». Письма к одному лицу. 1881 г. 5 стр. 11–12. 107 Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. 112 κρσις – разбор, суд (судебное производство), решение, приговор, осуждение (результ. судеб. производ.). Κρνω – отделяю, разбираю, сужу, предаю суду, обвиняю, осуждаю. 123 Изложение православной веры Восточной Церкви , составленное патриархом Иерусалимским Досифеем, было рассмотрено на соборе Иерусалимском в 1672 г. и признано выражением истинной православной веры. Соответствие истинной вере, чистота этого изложения была засвидетельствована всеми восточными патриархами и другими многочисленными архипастырями Греко-Восточной Церкви, когда они послали его от себя в 1723 г. Великобританским христианам, как истинное изложение православной веры. В то же время первосвятители восточные послали его Русскому Святейшему Синоду, вместе со своими грамотами об утверждении его. Принятое нашим Святейшим Синодом, как точное изложение православной веры, это изложение позднее (в 1838г.) было отпечатано им под сохраняющимся и по настоящее время у нас заглавием «Послание патриархов православно-кафолической Церкви о православной вере ». Послание имеет значение символической книги для всей Православной Греко-Российской Восточной Церкви. Никитский С. Вера Правосл. Восточ. Грек. – Российс. Церкви по ее символич. книг. Тетр. 1-я: вероучение. 1889 г., стр. III, 50–51.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010