Да, официальному следствию известен один культпросветработник Николай Аверин. Однако накануне Пасхи в Оптиной действовала преступная группа, чему есть многие запротоколированные общественно-церковной комиссией подтверждения. Шли филигранная техническая подготовка и психическая атака: священникам подбрасывали «подметные письма» с гробами, а вся округа знала, что монахов собираются «подрезать». Все трое братьев были убиты на послушаниях: звонари о. Трофим и о. Ферапонт во время пасхального звона, о. Василий по дороге на исповедь в скит. Все было продумано. Но убийца не учел той великой христианской любви, ради которой и ушли в монастырь трое прекрасных молодых людей. Первым, мгновенно, был убит о. Ферапонт. Но тут же пронзенный о. Трофим все-таки подтянулся на веревках и ударил в набат, на миг, последним своим дыханием подняв по тревоге монастырь. Тем же мечом с гравировкой «сатана 666», так же предательски, в спину, был смертельно ранен отец Василий. Однако с момента набата сюда уже бегут люди. И 12-летней девочке Наташе дано было увидеть, как вдруг исчезло на время страдание с обращенного в небо лица батюшки и он дивно просветлел… Целый час уходила из него жизнь. Все его внутренности были перерезаны. В таких случаях, говорят врачи, люди страшно кричат от боли. Отец Василий молился. И с ним молилась, заливаясь слезами, Оптина. А в его лице, как сказал на панихиде 18 апреля нынешнего года духовник монастыря схиигумен Илий, уже отражалась временами пасхальная, воскресенская радость… Сюда, в Оптину и Козельск, на дни памяти новомучеников Оптинских собрались представители всей России. Десять лет назад оптинский священник сказал: «Мы потеряли трех монахов, а получили трех Ангелов». Свидетельства их помощи множатся чуть ли не с каждым днем: исчезают раковые опухоли, излечиваются пьяницы и наркоманы, устраиваются самые сложные дела, а появившийся вдруг о. Трофим выводит из сжавшегося кольца чеченских бандитов единственного оставшегося в живых солдата. Убийцы тогда добились обратного эффекта. В онемевшую Оптину приехали лучшие звонари страны, к колоколам тянулись подростки и даже многочисленные бабушки о. Трофима, которых он так радостно опекал. А после сорокового дня, пришедшегося на Вознесение Господне, многие, до того не помышлявшие о монашестве, ступили на путь воинов Христовых.

http://pravmir.ru/krasnaya-pasxa-v-optin...

Другой из старейших монахов Монастыря, схимонах Трофим, весьма замечательный подвижник, жизнь которого могла бы послужить благим примером для многих, после кончины Старца читал часть его записок. Слова Старца о любви Божией, о смирении, о том, чтобы «держать ум свой во аде, и не отчаиваться», и другие — произвели на него глубокое впечатление. Помню нашу встречу с ним у «малой порты» Монастыря. Остановив меня он сказал: — Теперь я увидел, что Отец Силуан достиг в меру Святых Отцов… Кончина его меня убедила. — Отец Трофим, — позволил я себе сказать, — неужели полвека совместной жизни в Монастыре вас не убедили в этом, а только кончина? — Я всегда любил его и радовался, встречаясь с ним, но мне казалось, что слишком прямо (непосредственно) говорит он с Богом, и я, правду сказать, боялся за него. — Как же он говорил, что вы боялись за него? — Он хоть очень просто, но как-то так смело и дерзновенно говорил о молитве и о Боге, как об одном Отце, что я, бывало, останавливал его и говорил: «перестань, отец…» Мне казалось, что он потерял страх Божий. — А когда вы его останавливали, то как он отвечал? — Он всегда был ровный. Остановлю, и он замолчит. — А сердился ли он, когда вы его останавливали? — О, нет! Он был мягкий человек и не помню, чтобы он когда-нибудь рассердился. — Отец Трофим, вы же знаете, что прельщенные всегда бывают непослушливы и обижаются, если их порицают. Как же вы не обратили на это внимания? — Так вот Бог скрыл от меня… Уж очень был он прост… Я только теперь понял свою ошибку. — А что вы скажете о его записках? — Я сказал уже вам, что он пришел в меру Святых Отцов. Один Сербский епископ, несколько раз посетивший Святую Гору и очень полюбивший Старца, узнав о его кончине, написал в своем миссионерском журнале некролог под названием: «Человек великой любви», где между прочим говорит о нем следующее: «Об этом дивном монахе можно только сказать — сладостная душа. Не только я почувствовал эту сладостную душу, но и каждый поклонник афонский, которому пришлось встретиться с ним. Силуан был высок, крупен, с большой черной бородой, и своим внешним видом не сразу располагал к себе незнакомого. Но довольно было одного разговора, чтобы полюбить этого человека… Он говорил о безмерной любви Божией к человеку, и приводил грешника к тому, чтобы он сам себя строго осудил». Рассказав затем о некоторых беседах со Старцем, епископ пишет:

http://predanie.ru/book/69621-starec-sil...

Павла в храме, возмутили (в Иерусалиме) весь народ и наложили па него руки, крича: мужи Израильские! Помогите! Этот человек (т. е. Павел) всех повсюду учит против закона и места сего (т. е. храма); при том и еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие. Ибо пред, тем они видели с ним в городе Трофима Ефесеянина и думали, что Павел ввел его в храм. Весь город пришел в движение и сделалось смятение в народе и схватили Павла, повлекли его и хотели убить, но тысяченачальник защитил Апостола и тайно переслал его в Кесарию, из которой, по заявлению самого ап. Павла, потребовавшего по праву Римского гражданина, пред Кесарем суда над собой, он препровожден был в Рим ( Дeяh. XX, 27–30; XXVI, 32 ). Так как дееписатель поименно не перечисляет спутников ап. Павла от Кесарии до Рима, то думают, что в числе их был Трофим, который будто бы путешествовал с ап. Павлом до столицы тогдашнего мира и там разделял узы апостола. Предание сообщает, что ап. Павел, по освобождении своем из первых римских уз (в 63 г.), в сопровождении Трофима и других, путешествовал в Испании и, проходя Галлию, оставил там Трофима, посвятив его во епископа в г. Арле, (Арелат. Бароний, 63 an. 4) 12 . «Но это предание трудно согласить с сказанным во 2-м послании ап. Павла Тимофею, о том, что Апостол оставил в Милете Трофима. „Ераст остался в Коринфе, писал ап. Павел, а Трофима оставил больного в Милете“ ( 2Tuм. IV, 20 ). Вероятно, пробывши несколько времени в г. Арле, Трофим снова сделался спутником ап. Павла и на время, по болезни, был оставлен в Милете, а затем по выздоровлении, он отправился в Рим, где заключен был в темницу и вместе с ап. Павлом скончался мучеником, усекнутый во главу мечом вместе с Аристархом и Пудом». Св. Трофим, по всем известным спискам, причисляется к лику св. 70 Апостолов, но кроме вышесказанного о нем, нет достоверных сведений о дальнейшей его деятельности. Восточная и западная церкви согласно считают св. Трофима мучеником, пострадавшими, в Риме, при императоре Нероне, вместе с ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Отец Феодосий был монахом в полном смысле этого слова, подвижник и муж духовноопытный, под руководством игумена Филарета стяжавший редкий дар непрестанной умно-сердечной молитвы Иисусовой. В Глинской пустыни он долго занимал должность уставщика и благочинного 395 . В 1844 г., вместе с отцом Арсением, перешел в Святогорскую пустынь и был братским духовником. На новом месте продолжал совершенствоваться, восходя от силы в силу духовной жизни. Для более безмолвного творения Иисусовой молитвы отец Феодосий уходил в лес. Живший в тесной прихожей келлии послушник Трофим замечал, что по возвращении из леса лицо его старца сияло какой-то необыкновенной светлостью. Отец Феодосий не только сам занимался непрестанным творением молитвы, но и других старался приучить к этому спасительному упражнению. Вечером, после правила, отпустив приходивших к нему исповедоваться братий, он призывал к себе того же Трофима и заставлял его по четкам громко и не спеша произносить молитву Иисусову. Послушнику сперва очень страшно было творить молитву под наблюдением старца, но последний ободрил его. Он сказал, что страх происходит от врага спасения, более всего ненавидящего творение молитвы Иисусовой. Страх прошел, уступив место умильнопокаянному чувству, при котором у Трофима обильно лились слезы. Видя его усердие, преданность и простосердечие, отец Феодосий иногда открывал смиренному Трофиму тайны своей подвижнической жизни. Так, однажды, придя из леса в порванной рясе, он просил Трофима зашить ее. Трофим осмелился спросить: «Как и чем порвана ряса?» Феодосий откровенно ответил: «Боролся в лесу с бесами: напали они на меня стаей, все хотели четки из рук вырвать и кричали, чтобы не молился я молитвой Иисусовой. Но Бог помог, четки удержал, хотя и порвались они местами, зато уж рясе досталось». Сказав это, подвижник строго приказал сего никому не говорить, а сохранить в тайне. В келлии отец Феодосий не имел кровати, а спал на полу. Трофим там заметил клопов и хотел залить их кипятком. Старец не позволил ему. «Клопы, – сказал он, – своими угрызениями напоминают мне неусыпающего червя, который уготован грешникам, и вызывают во мне покаяние. Не лишай меня этих насекомых, чтобы я потом не жалел». Под духовным руководством отца Феодосия просияли добродетелями ученики его: архимандрит Герман, затворник иеросхимонах Иоанн, иеромонах Иоанникий и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Младший священник Покровской церкви Василий Михайлович Пришлецов был женат на Анисье Васильевне, дочери своего предшественника, священника Василия Игнатьевича. Этот Василий Игнатьевич был дед моей матери, но в какой степени, не знаю. Он жил девяносто лет, если не больше; и многие последние годы он —22— 1827 г. неподвижно лежал на одре болезни, так что от лежания, как мне сказывали, прогнили некоторые части его тела. Я помню только уже его кончину и был со своей матерью при его отпевании. Служба была, без сомнения, очень продолжительна; но так как она для меня была новой, невиданной, то я выстоял её без особенного отягощения. О. Василий Пришлецов не имел, подобно о. Сапоровскому, большой учёности; он, кажется, и не окончил даже курса в семинарии: но он отличался особенной скромностью, кротостью и благодушием. Детей у него не было, но он воспитывал какого-то родственника сироту Феодора, который окончил курс во Владимирской семинарии и почему-то поступил на службу в Томскую епархию. Диакон Иван Васильевич Зефиров, сын, помянутого выше, священника Василия Игнатьевича. Отличался необыкновенным здоровьем, но голос имел какой-то гугнивый, весьма неприятный для слуха; тем не менее прихожане терпели его, как доморощенного, и даже уважали его как человека, исправного по службе, трезвого по поведению и притом очень зажиточного. У него было только двое детей – сын Василий и дочь Анна. Сын его был не много моложе меня. При Благовещенской церкви были родственники, хотя и не близкие, – старший священник о. Трофим и диакон Василий Прокофьевич Соловьев – тот и другой были в родстве с нами по своим жёнам. О. Трофим – учёный, честный и суровый старец. Он пользовался в своём кругу большим уважением и был даже несколько лет благочинным. В семействе своём был грозен. У него был сын и две или три дочери. Сын его Игнатий был юноша не бойких дарований, и отец, при его воспитании, не щадил своего жезла. Старшая дочь его, Анисья Трофимовна, была за помянутым выше диаконом Покровской церкви Иваном Васильевичем; а младшую он пристроил на своё место, выдав за студента семинарии Ивана Петровича Минервина. Когда о. Трофим был свободен от чреды служения при своей приходской церкви, и особенно, когда он был за штатом, он часто служил у нас в Горицах, по пригла-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

на 1 января 1950 года: 25 священников, 7 диаконов; на 1 января 1951 года: 29 священников, 5 диаконов; на 1 января 1952 года: 30 священников, 6 диаконов; на 1 июля 1952 года: 34 священника, 6 диаконов . Случались случаи извержения из сана за канонические проступки. 12 марта 1952 года священник Василий Волков лишен сана за троеженство: женился в третий раз в возрасте 70 лет, вследствие чего прежние жены подали апелляцию епископу Гавриилу. «За неблаговидное для священнослужителя поведение» лишен сана диакон Казанской церкви города Устюжны Семен Груздев . Положение с духовными кадрами накануне «хрущевской оттепели» было тяжелым. 3 мая 1952 года при посещении уполномоченного епископ Гавриил жаловался, что не укомплектована Казанская церковь в Устюжне (три священника больны). Изверженный из сана священник Василий Волков внес нестроения в Успенской Чернецкой церкви Грязовецкого района, бесхозяйственность, воровство церковных сумм вплоть до того, что нечем было расплачиваться с церковными работниками. Посланный в эту церковь священник Николай Антонов три месяца жалование получал из епархиальной казны. Владыка Гавриил обронил фразу, которая могла бы стать роковой для храма: «Хоть церковь закрывай!» И.М. Игнатов, тем не менее, разгадал намерение мудрого архипастыря – прикрыть количественный рост и «раздувание штатов» в епархии. Он считал, что важнейшей задачей уполномоченного является «добиваться ограничения штатного состава духовенства и энергичного вмешательства при принятии духовных лиц из других областей и в состав вновь посвящаемых». Штат священнослужителей увеличивался и молодел очень медленно. На 1 января 1954 года состояло 22 священника, 5 диаконов (до 40 лет – 1, 41–55 лет – 8, старше 55 лет – 19) . На 1 января 1957 года – 35 священников, 14 диаконов (до 40 лет – 12, 41–55 лет – 7, старше 55 лет – 31) . И.М. Игнатов ездил по церквям области, наблюдая за их финансово-хозяйственной деятельностью, слушая проповеди, внимательно следя за контингентом посещающих богослужения. Много внимания он уделял самому большому приходу епархии – Воскресенскому собору Череповца, открытому 29 декабря 1946 года. На рубеже 1940–1950-х годов в этом городе шло крупное строительство металлургического завода, пущенного в 1955 году. Население города стремительно увеличивалось, на строительстве было задействовано более 20 тыс. рабочих, среди которых могли быть и верующие. В 1952–1953 годах уполномоченный часто посещал этот город и Воскресенский собор. Его интересовал вопрос посещения храма новыми рабочими и проповедническая деятельность настоятеля Михаила Смирнова, с которого не спускало глаз МГБ. В финансовом отношении это была самая доходная община епархии, штат духовенства состоял из трех священников и одного диакона. Имелся постоянный хор с наемным регентом.

http://pravoslavie.ru/31686.html

47 . Василий (Капалин), иеромонах. Преподобный Григорий Синаит – учитель исихазма. – Загорск, 1973. Машинопись. – 103с. 48 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Ангелы и бесы в духовной жизни по учению Восточных отцов./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983. Статьи. Доклады. Переводы. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.69–113. 49 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Афон в духовной жизни Православной Церкви./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983. Статьи, доклады, переводы. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.39–68. 50 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Православное духовное предание. Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы»./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983 годов. Статьи, доклады, переводы. – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.7–38. 51 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы ./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983 годов. Статьи, доклады, переводы. – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.114–208. 52 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – 446с. 53 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Святой Григорий Палама – личность и учение./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983 годов. Статьи, доклады, переводы. – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.209–229. 54 . Васильев А.А. История Византийской империи. От начала Крестовых походов до падения Константинополя./Вступ. статья, примеч., научная ред., пер. с англ. и именной указ. А.Г. Грушевого. – СПб.: Изд-во «Алетейя», 1998. – 583с. 55 . Вениамин (Милов) , архимандрит. Жизнь и учение преподобного Григория Синаита . Б.м., б.г. Машинопись. – 266, 186с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

В сент. 1951 г. патриарх Алексий перевел приходы Москвы под свое управление. Управляющий делами Московской Патриархии протопр. Николай Колчицкий в беседе с Трушиным так объяснил решение патриарха: «Мы с патриархом думаем в ближайшее время дать указание, чтобы наше духовенство [по г. Москве] работало так же, как и все рабочие и служащие, полную неделю и имели бы один выходной. Если в каждой церкви ежедневно будет служить все назначенное духовенство, то оно быстрее и больше будет исполнять требы, а значит, у нас не будет жалоб со стороны верующих на отказ священниками выполнять требы» (Там же. Д. 23. Л. 86). В действительности патриарх стремился максимально укрепить столичные приходы при угрозе их закрытия, к-рая была особенно ощутима в 1951-1952 гг., когда впервые с послевоенного времени был закрыт храм в Московской обл., а у церкви в с. Акулове Кунцевского р-на власти в 1951 г. отняли прицерковный дом. В 1951-1952 гг. в Московской обл. из-за отсутствия священников пустующими являлись 5 церквей, в связи с чем Трушин мог говорить о «безжизненности» этих приходов. Основной способ укрепления приходов состоял в увеличении их штатов. Трушин негативно оценил тот факт, что патриарх стал «лично ведающим назначениями служителей культа к церквам г. Москвы». Уполномоченный констатировал, что начиная с 1952 г. патриарх из года в год увеличивал штаты священников и расширял штатное расписание приходов столицы, благодаря чему в 1952-1958 гг. число священников в Москве увеличилось на 44 чел. (Там же. Д. 50. Л. 9). При попытках Трушина «пресечь такую деятельность» патриарх обращался к Карпову, в итоге угроза закрытия московских храмов отпала. Во время антицерковной кампании 1958-1964 гг. (см. в ст. Хрущёв Н. С.) был закрыт только храм на Преображенской пл., являвшийся кафедральным собором Крутицкого митрополита. К 1952-1954 гг. относятся первые после войны случаи снятия с регистрации православных общин и изъятия храмов для нужд гос-ва под разными предлогами (в частности, из-за строительства рядом с храмами спецобъектов с режимной территорией).

http://pravenc.ru/text/2462071.html

1597 Алтарь не имел нижнего этажа, от алтаря под храмом шел первый этаж, где располагались кухня и келлии (АСЕУ. Донесение епископа Сумского и Ахтырского Евстратия Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 3 мая 1952 г.). 1599 АУПЦ. Заявление председателю Сумского облисполкома трудящихся от коллектива монашеской общины Глинской пустыни от 8 апреля 1946 г. 1601 АГР. Договор о передаче в пользование мужского монастыря Глинская пустынь зданий и культового имущества 14 мая 1951 г. 1605 Там же. Инвентарная опись имущества, находящегося в ведении монастыря Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни Шалыгинского района Сумской области по состоянию на 25 июня 1952 г. 1606 АСЕУ. Донесение епископа Сумского и Ахтырского Евстратия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 3 мая 1952 г. 1608 Там же. Донесение епископа Сумского и Ахтырского Евстратия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 3 мая 1952 г. 1609 До середины 1950-х годов в Глинской пустыни между утреней и литургией был перерыв, во время которого читали правило ко Причащению и проводилась исповедь богомольцев (Там же). 1610 Регентом правого клироса (а также и кузнецом Глинской пустыни) был монах Всеволод (в миру Василий Владимирович Белых). Он родился 15 июля 1888 г. в с. Шерекино Льговского района Курской области, окончил 3 класса начальной школы. С 1916 по 1933 г. Василий работал кузнецом на заводе в г. Льгове; с 1933 по 1936 г. отбывал заключение за религиозные убеждения, затем работал кузнецом в льговском лесничестве. Василий был женат, в 1952 г. овдовел и поступил в Глинскую пустынь. В монашество он был пострижен в 1956 г. В его послужном списке сказано: «Монах Всеволод Белых отличается исключительным смирением, кротостью, послушанием и трудолюбием; обладает хорошим голосом и знаток пения, несет послушание регента». Отец Всеволод подвизался в Глинской пустыни до самого ее закрытия (АСЕУ. Послужной список монаха Всеволода (Белых)). 1611 В 1957 г. часы богослужений были другие: в будние дни вечерня начиналась в 16 часов, затем с 18 до 19 часов длилось повечерие, утреня начиналась в полночь и заканчивалась в 3 часа ночи, с 6 часов утра до 8 служили литургию. По праздникам всенощное бдение начиналось сразу после повечерия в 19 час. и заканчивалось лишь в полночь. Утреннее богослужение продолжалось с 6 до 11 часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

А. Купрессов. Заочники были со всех епархий. Просуществовал заочный сектор 20 лет, его постепенное закрытие началось в 1962 г. (в ходе так называемых хрущевских гонений) и закончилось в 1968 Летом 1952 г., когда митрополит приехал в Москву на сессию Синода, он описал в дневнике бывшую там ситуацию в Отделе внешних сношений, а также кто и как именно, препятствует открытию подготовленного Учебным комитетом заочного сектора в Московской духовной академии (см. публикацию, 16 июля 1952 г). Ситуацию с заочным сектором подтвердил и митрополит Николай (Ярушевич), а после состоявшегося через несколько дней совместного заседания Хозуправления и Учебного комитета митрополит Григорий уже сам хотел оставить пост его председателя (см.: публикацию 25 и 30 июля 1952 г.). В итоге заочный сектор в Московской духовной академии так и не был открыт при жизни владыки , но в течение года митрополит Григорий добился решения вопроса о достойных оплатах преподавателей обеих – Московской и Ленинградской духовных школ (см.: публикацию, 2 августа 1952 г., 16 октября 1953 г.). Кстати, епископ Борис (Вик) все-таки стал, как того желал, епископом Саратовским и Вольским. Он продолжил начатое владыкой в Саратове дело, и в 1946 г. открыл Богословско-пастырские курсы (с 1947 г. – Саратовская духовная семинария). С владыкой Григорием (судя поего д невниковым записям) они более или менее нормально взаимодействовали в рамках общих дел. В октябре 1951 г. архиепископ Берлинский и Германский Борис был назначен временно управляющим экзархата Московской патриархии в Западной Европе и вернул многих эмигрантов в лоно Русской Православной Церкви (см.: публикацию, 5 сентября 1948 г., 16 июля 1952 г.). Духовная академия в Киеве, разрешенная к открытию в апреле 1946 г.,в те годы так и не была открыта. В конце 1948 г. Г. Г. Карпов, недовольный деятельностью экзарха митрополита Иоанна предлагал митрополиту Григорию все-таки возглавить Украинский экзархат,но он отказался (см. публикацию, 17 ноября 1948 г.). Следует отметить, что владыку Григория любили направлять «туда, где трудно».

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010