Самое удивительное в житии Трифона – то, сколь рано начинает он творить чудеса Пожалуй, самое удивительное в биографии Трифона – то, сколь рано начинает он творить чудеса. Традиционно житие преподобного включает в себя лишь несколько прижизненных знамений, как правило связанных с хозяйственным обустройством монастыря (изведение источника, обеспечение голодающей братии продовольствием и тому подобное), однако завершается значительным перечнем посмертных чудес. Прижизненные исцеления по молитвам преподобного описываются агиографами, как правило, с большой осторожностью. Совсем иначе построено повествование в Житии Трифона. Будучи юношей лет двадцати, Трофим встречает в храме города Орлова купца Иакова Строганова, который, узнав в нем верного слугу Божьего («видя блаженнаго отрока в церкви стояща со страхом Божиим и прилежно молящася»), обращается к нему с просьбой помолиться о тяжело больном сыне: «Аз же требую твоих святых молитв, да будеши ходатай и молеблик к Богу о мне и о сыне моем». Трифон, хотя и отрицает свою возможность исцелить умирающего ребенка («Человече, сие дело, о нем же глаголеши, не наше, но Божие»), становится на молитву, и молитва его бывает услышана: «сын его Максим от телесныя скорби свободися, и соблюдаше их Бог во вся дни живота их». Что же делает «новоначального» подвижника, не монаха, не старца, не ученого богослова, а простеца и поселянина чудотворцем? Как удалось юноше Трофиму стяжать такую благодать? Ответ дает само Житие – только что преподобный претерпел глумления и побои от слуг Строганова, которые, посмеявшись над его обликом нищего скитальца, сбросили его с высокого берега реки («видяху бо блаженнаго странна и пришелца и похва//(л. 56 об.)тивше его, ругающеся, и вергоша в подгорие к реце»). Оказавшись в лютый мороз в ветхой и заплатанной одежде в снежном сугробе, Трофим с кротостью и словами благословения встречает обидчиков, спустившихся откопать его. О случившемся знал и сам Строганов. Не это ли происшествие более, нежели благочестивый облик преподобного, подвигло купца обратиться к молитвенной помощи убогого мальчика? Как бы то ни было, Строганов, как и любой другой русский, знал, что Господь слушает убогих и обидимых, скорбных и беззаветно кротких, одним словом – Господь скорее всего призирает на молитву блаженных, юродивых странников, в облике которого и явился в Пермскую землю юноша Трофим .

http://pravoslavie.ru/107409.html

На Божественной литургии Великой Субботы – это 4/17 апреля – канонарх отец Василий». Эта литургия совершается вместе с вечерней Святой Пасхи. Отец Василий исповедовал и с исповеди приходил читать паримии, потому что в храме почти никого из братии не было. Это обычное дело: к Великой Субботе все настолько устают, что на литургии Великой Субботы перед Святой Пасхой многие экономят силы. Отец Илий всегда служит эту литургию. Все служащие диаконы читали пятнадцать паримий, и то не хватало чтецов. Мне пришлось идти к месту исповеди и просить, чтобы отец Василий оставил исповедь и шел читать паримии. И здесь я заметил, что в паримии пророка Исайи вместо слов Светися, светися, Иерусалиме (Ис. 60, 1) он прочел: «Светися, светися, Новый Иерусалиме» . «Отец Василий также читал канон Великой Субботы на пасхальной полунощнице – она совершается перед самой Светлой заутреней (это около 23.30). Святую проскомидию к пасхальной литургии совершал также иеромонах Василий с иеродиаконом Н.». Проскомидийного иеромонаха не должны были ставить читать канон, а его поставили – то ли из-за голоса (из-за четкости произношения), то ли из-за того, что другие отказались читать… По этому случаю облачены они были, отец Василий и иеродиакон Н., в красное, все же остальные служащие были в белом. Кто-то по незнанию спросил батюшку: «Ты не рано?» Он ответил: «Мы уже воскресли…» «Звон к Святому Евангелию, читаемому на Божественной литургии Святой Пасхи, сложный и очень красивый, был исполнен удивительно четко. Братия благодарили звонарей. Вообще все эти дни звон был мощный. Звонили иеродиакон Л., инок Ферапонт, инок Трофим, послушник А.». «В расписании отец Василий был еще записан на проповедь в Светлую Субботу, на 24 апреля. Этой проповеди он уже не говорил… Самый день Пасхи, 5/18 апреля – Светлое Христово Воскресение, Пасха. После Божественной литургии, свитающи (так записано в летописи) иеромонах Василий, инок Ферапонт, инок Трофим окончили жизнь земную смертью, по общему мнению, мученическою. Отец Василий направлялся в Скит на святую литургию для совершения исповеди. Отец Трофим и отец Ферапонт звонили в колокола. Так все они пребывали на иноческом послушании».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Иеромонаху Василию дано было встретиться с этим духом ада 18 апреля 1993 года. И была тогда в Оптиной Пасха красная. Часть третья ПАСХА КРАСНАЯ Пасхальная ночь Местные жители вспоминают, как еще в недавние времена на Пасху по домам ходили отряды активистов и, шныряя по чужому жилью, как у себя дома, искали пасхальные яйца и куличи. Пойманных «с поличным» клеймили потом на собраниях, изгоняя с работы. Возможно, из-за этих утренних обысков в здешних краях вошло тогда в обычай справлять Пасху как Новый год. То есть поздно вечером в Страстную Субботу садились за праздничный стол, а после возлияний шли на Крестный ход. Словом, работы для милиции на Пасху хватало. Но такой тяжелой Пасхи, как в 1993 году, в Оптиной еще не было — гудящий от разговоров переполненный храм и множество нетрезвых людей во дворе. А в 11 часов вечера, как установило потом следствие, в монастырь пришел убийца. Рассказывает оптинский иконописец Мария Левистам: «В пасхальную ночь многие чувствовали непонятную тревогу. А мне все мерещилось, будто в храме стоит человек с ножом и готовится кинуться на батюшек. Я даже встала поближе к батюшкам, чтобы броситься ему наперерез. Подозрительность — это грех, и я покаялась в этом на исповеди. А батюшка говорит: „Мария, ты не на нож бросайся, а молись лучше“». Запомнился случай. На амвоне у входа в алтарь стоял мальчик Сережа и невольно мешал служащим. В миру этот мальчик прислуживал в алтаре и теперь, стесненный толпой, жался поближе к алтарной двери. Инок Трофим, носивший записки в алтарь, постоянно наталкивался на него и, наконец, не выдержав спросил: «А ты чего здесь вертишься?» — «Думаю, — ответил мальчик, — можно ли мне войти в алтарь?» — «Нет, — сказал инок Трофим. — И чтобы я больше тебя здесь не видел». Мальчик очень удивился, когда инок Трофим разыскал его потом в переполненном храме и сказал виновато: «Прости меня, брат. Может, в последний раз на земле с тобой видимся, а я обидел тебя». Виделись они тогда на земле действительно в последний раз. Инокиня Ирина и другие вспоминают, что в ту пасхальную ночь инок Ферапонт стоял не на своем обычном месте, но как встал у панихидного столика, так и застыл, потупясь, в молитвенной скорби. Инока теснили и толкали, но он не замечал ничего. Вспоминают, как некий подвыпивший человек попросил поставить свечу за упокой, пояснив, что у него сегодня умер родственник, а сам он, поскольку выпивши, касаться святыни не вправе. Свечу передали иноку Ферапонту. Он зажег ее и забылся, стоя с горящей свечой в руке. На инока оглядывались с недоумением, а он все стоял, опустив голову, с заупокойной свечой в руке. Наконец, перекрестившись, он поставил свечу на канун и пошел на свою последнюю в жизни исповедь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

О Господи Иисусе, воскресение наше и жизнь наша единственная, помоги нам Своею силою и Своей милостью воскреснуть и жить Тобою – во спасение и в жизнь вечную. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 19 сентября 1. Свв. мученики Трофим, Савватий и Доримедонт . В правление императора Проба [Прова] в III столетии, когда над Антиохией начальствовал некий Аттик, пришли в сей град два христианина, Трофим и Савватий, оба знатные и уважаемые граждане. Но именно в то время близ Антиохии проходило скверное празднество с жертвоприношениями Аполлону и Дафне. Аттик прилагал нарочитые усилия, чтобы все граждане приняли участие в этом гнусном торжестве. А поскольку некоторые [соглядатаи] увидели, что Трофим и Савватий, пришельцы из других краев, уклоняются от участия в нем и донесли о том Аттику, то последний привлек их к суду. И так как не отреклись они от Христа, то игемон подверг мучениям сначала одного из них, а затем и другого. Избив и измучив Трофима, послал он его во Фригию, к некоему Дионисию, еще более жестокому мучителю христиан, а сам вывел из темницы Савватия и стал его судить. Когда спросил он его, кто он и какого звания, Савватий ответил: «Звание и достоинство мое, и отечество, и слава, и богатство – это Христос, Сын Божий, вечно Сущий; Его Промыслом стоит и управляется вселенная». За это [исповедание Савватия] били и терзали и строгали железом, пока под плотью не показались его кости. В сих мучениях он и скончался. Трофима же мучитель Дионисий подверг лютым истязаниям и держал его в темнице, готовя еще более бесчеловечные пытки. Тогда пришел к Трофиму в каземат некий сенатор Доримедонт, тайный христианин. Когда об этом узнал мучитель, то принялся истязать обоих с одинаковой жестокостью и в конце концов бросил их к зверям. Однако звери к ним не прикоснулись. Святой Доримедонт нарочно схватил медведицу за уши и повлек ее за собой, чтобы она его растерзала, но медведица при том лишь умилялась. Тогда напоследок мучитель приказал усечь мечом святых Савватия и Доримедонта, что и было исполнено. Души этих святых мучеников ныне царствуют на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Радость радостью, но разговоры о смерти не прекращались. Летом 1992 года о. Трофим сказал приунывшей паломнице: «Лена, чего киснешь? Жить осталось так мало, может быть, год. Унывать уже некогда. Радуйся! Вот», — и он подарил ей букет полевых цветов. Летом того же года он помогал на сенокосе местному жителю Николаю Жигаеву, сказав в минуту короткого отдыха: — Знаешь, чую, умру я скоро. — Ну, выдумал… — удивился Николай. — Ты мужик сто пудов — проживешь сто годов! И с чего ты взял, что умрешь? — Сам не знаю. Сердцем чую. Но полгода еще проживу. Перед Рождественским постом того же года инок Трофим сказал знакомым: «До Рождества доживу, а до Пасхи не уверен». А за неделю до смерти он отдал знакомому хранившиеся у него документы паломника Николая Р., сказав: «Отдашь Николаю, когда вернется в монастырь». Николай вернулся в Оптину после убийства. И все же инок Трофим готовился жить и говорил радостно: «Надо всем-всем подарить подарки на Пасху». Чтобы успеть купить подарки, он занял деньги у иеромонаха В., поскольку перевод из дома задерживался. И после смерти в келье инока нашли стопку нарядных платков, предназначенных для подарков. Он готовился праздновать Пасху. Что означает эта постоянная готовность к смерти при одновременной готовности жить? Москвич Геннадий Богатырев вспоминает, как он рассказал иеромонаху Василию о пророчествах, указывающих на близкий конец света. А о. Василий сказал: «Пророк пророчит, а Господь как хочет». Все в руках Божиих, и лишь Господь волен прервать нашу жизнь или продлить ее. И все же трем оптинским братьям была присуща убежденность, что рано или поздно, а придется пострадать за Христа. Возможно, это связано с тем, что им дано было обрести веру еще в те годы гонений, когда неизбежен был вопрос: а пойдешь ли за Христом, если за это убьют? Вот почему обратим особое внимание на те обстоятельства, при которых трое будущих новомучеников впервые вошли в храм. Тут истоки их духовной родословной, и об этом следующий рассказ. «Святые зорко следят за своим потомством»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Незадолго до смерти инок Трофим сказал своему другу: " Ничего не хочу — ни иеродиаконом быть, ни священником. А вот монахом быть хочу — настоящим монахом до самой смерти " . Как раз перед Пасхой инока Трофима готовили к монашескому постригу. Но в глазах Господа, вероятно, он был уже монахом. Оптинские преподобномученики являлись некоторым верующим после своей кончины, а иноки Трофим и Ферапонт были одеты при этом в мантии. 5/18 апреля 1993 года инок Трофим вместе с другими двумя оптинскими иноками принял мученическую кончину. Все они были захоронены на братском кладбище. В 2005 году над могилами новомучеников была возведена часовня. Инок Ферапонт (Пушкарев) (†5/18 апреля 1993) Из автобиографии: " Я, Пушкарев Владимир Леонидович, родился в 1955 году 17 сентября в селе Кандаурово Колыванского района Новосибирской области. Проживал и учился в Красноярском крае. Воинскую службу в Советской армии проходил с 1975 по 1977 год, а с 1977 по 1980 год — сверхсрочную службу. До 1982 года работал плотником в СУ–97. Затем учеба в лесотехникуме — по 1984 год. После учебы работал по специальности техник-лесовод в лесхозе Бурятской АССР на озере Байкал. С 1987 по 1990 год проживал в городе Ростове-на-Дону. Работал дворником в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы. В настоящее время освобожден от всех мирских дел… " . В Оптину пустынь Владимир пришел пешком из Калуги в конце июня 1990 года, а 22 марта 1991 года был одет в подрясник. 14 октября 1991 года послушник Владимир был пострижен в рясофор с именем Ферапонт (в честь преподобного Ферапонта Белоезерского, Можайского), а в пасхальное утро 5/18 апреля 1993 года принял мученическую кончину. Подвизаясь в монастыре, отец Ферапонт ежедневно исповедовался, а когда была исповедь на всенощной, то и дважды в день. И в этом неустанном подвиге покаяния прошла вся его короткая иноческая жизнь. Тщательно исполняя все монастырские послушания, инок Ферапонт, однако, так умел отрешаться от всего земного, постоянно пребывая в молитве, что многие из братий даже не знали его. Однажды приезжий иконописец шел по монастырю и спрашивал: " Где мне найти отца Ферапонта? " . Встречающиеся оптинские братия с удивлением переспрашивали друг друга: " А кто у нас отец Ферапонт? " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Инокиня Сусанна продолжает: «Мы ждали о. Трофима в Шамордино на Светлой седмице, а выпало ехать на погребение. Припала я к гробу о. Трофима и плачу о своем: не приедешь, говорю, о. Трофим, ты к нам больше в Шамордино, не наладишь уже звонницу и не достанешь, как обещал, колокол-подголосок. Помолилась я о. Трофиму о помощи в устройстве звонницы. А сама думаю: нет больше о. Трофима, и надо браться за дело самим. Как раз в следующее воскресенье после Пасхи я проводила экскурсию по Шамордино и все думала про себя: вот обещал нам о. Трофим достать колокол, а теперь-то где его взять? Даже обратилась к паломникам с просьбой — может, кто поможет достать колокол? Только это сказала, как в монастырь входит военный и говорит мне: „Я вам колокол привез. Кому отдать?“. И привез он как раз такой колокол-подголосок с веселым звоном, какой обещал нам достать о. Трофим. А история у этого колокола такая. Лет двадцать назад офицер строил дачу близ Шамордино, и солдаты выкопали из земли колокол — явно шамординский, других ведь храмов поблизости нет. На Пасху офицер повез этот колокол в Оптину — в дар монастырю, но из-за убийства дороги были перекрыты, и он не попал в монастырь. На Светлой седмице он дважды пытался отвезти колокол в Оптину, но каждый раз машина ломалась. „Тогда я понял, — рассказывал офицер, — что шамординский колокол должен вернуться в Шамордино, и к вам моя машина сразу пошла“. Дивен Бог во святых своих! По молитвам новомученика Трофима Оптинского, мы уже через три месяца имели полный набор колоколов и хорошо налаженную звонницу. И все свершалось силою Божией — при немощи в нас. Помню, летом перед Казанской нам вдруг привезли из Калуги пожертвованные театром колокола. На Казанскую у нас престол. И я так загорелась желанием, чтобы на праздник был полнозвучный звон, что, не благословясъ, тут же бросилась переделывать звонницу. Спустила вниз колокола на веревках — на это силы хватило. А вот поднять многопудовые колокола вверх, установив их на новый звукоряд, — на это сил уже нет. Стою в растерянности на разоренной звоннице, а тут матушка игуменья идет: „Ох, Сусанна, что ты натворила? Смотри, не будет звона к Казанской, по тысяче поклонов будешь бить“.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Шестнадцатый день. Поуч. 1-е. Свв. муч. Трофим и Фала. (Чем объясняется дивное терпение мучеников?) I. Свв. мученики Трофим и Фала, память коих ныне, были родными братьями и оба священниками. Они проповедывали веру Христову и обличали нечестие язычников, несмотря на то, что в их время было страшное гонение на христиан. Жили они в III веке в г. Лаодикии, в Карии, правитель которой Асклипиодот приказал убить их камнями. Но бросаемые камни не касались мучеников, а обратно отлетали и поражали самих мучителей. Наконец Асклипиодот велел распять их, и св. мученики со креста не переставали учить народ и с молитвою скончались. Асклипиодот после казни сих св. мучеников умер в ужасных страданиях. II. Страдания свв. муч. Трофима и Фалы, распятых на кресте и оттуда поучающих народ, изумляют нас, братие, и невольно заставляют нас спросить: чем объясняется их дивное терпение? а) Размышляя об этом, мы находим, что первою опорою их непоколебимой терпеливости в перенесении ужасных мучений за имя Христово была живая, твердая уверенность в Божественности лица Иисуса Христа. Уверенность свою в божественном величии Христа Спасителя приобретали святые мученики не чрез научение только от мужей, известных мудростию и святостию жизни, прославившихся даром чудотворений и особенными знамениями обитающей в них благодати Божией, – от мужей, запечатлевших истину своего учения кровию, но и чрез собственное видение Самого Иисуса, не раз являвшегося им и во сне и наяву в небесной славе, чрез опытное свое дознание торжества силы Христовой над бессилием языческих богов. При столь полной уверенности в Божестве Христа распята, как было мученикам не решаться на все ужасы мучений, на всякого рода лишения, когда исповедуемому ими Христу дерзали предпоставлять ложных богов, заставляли их отрекаться от Него? Вменяю вся тщету быти за превосходящее разумение Христа Иисуса Господа моего. Благоволю в немощех, в досаждениих, в бедах, в изгнаниих, в теснотах по Христе ( Фил. 3, 8 ; 2Кор. 12, 10 ), свидетельствует о себе апостол Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Елена 26 октября 2017, 11:35 Спаси Господи за это интервью. Молите Бога о нас новомученики Оптинские Василий, Ферапонт и Трофим... скорые помощники и молитвенники о душах наших. Сергей Дяченко 23 декабря 2016, 22:22 Спаси Господи за интересный материал! Ольга 5 июля 2016, 22:35 Возлюбленные о Господе братья: отец Василий, иноки Трофим и Ферапонт, молите у Престола Всевышнего о нас грешных... Татьяна 21 апреля 2016, 08:21 Большая благодарность редакции,за размещении интервью с отцом Василием.Помощи Божией во всех ваших трудах. Бекки Тэтчер 18 апреля 2016, 10:53 Спаси Господи любимый сайт за возможность услышать голос о.Василия. Очень их люблю, поражаюсь их подвигу. О.Василий, о.Ферапонт, о.Трофим, иолите Бога о нас! Ника 29 декабря 2015, 19:11 Господи, это чудо какое-то! Слышать голос современного тебе святого! Необыкновенно! плачу... Каким родным стал мне отец Василий! Святые Оптинские новомученики молите Бога о нас! Сколько слов можно еще сказать, но это первое чувство поистине бесценно! Юрий 27 декабря 2015, 13:58 Сказано было в 1993 году, а как будто о нынешнем, 2015. Ирина 24 декабря 2015, 16:57 Слова отца Василия укрепляют. Благодарю редакцию за предоставленное интервью, не знала даты рождения, спаси Бог. Александр 23 декабря 2015, 22:43 мудро,коротко,полезно Любовь Семеновна Андруша 23 декабря 2015, 20:46 Со Святыми упокой,Господи убиенных - отца Василия, иноков Ферапонта и Трофима! И по их молитвам помилуй нас грешных! елена лагута 23 декабря 2015, 19:58 Собираюсь, собираюсь приступить к молитве, но всё откладываю, тяну время, то тем - то этим займусь. А вот послушала отца Василия, и всё ... . Глаза плачут, а на сердце тепло и радостно. " Иди!- говорит,- молись, дщерь неразумная " Иду, отец Василий, ты только моли Бога о нас. Михаил 23 декабря 2015, 13:26 Святые новомученики Оптинские, молите Бога о нас! Лидия 23 декабря 2015, 13:11 Огромное спасибо! Эта запись бесценна!большое утешение! Екатерина 23 декабря 2015, 12:50 Уважаемые редакторы сайта! Убедительная просьба - убрать рейтинг, голосование в некоторых случаях! Некоторые статьи, материалы должны быть вне рейтинга! И выступления Святейшего Патриарха, и интервью убиенного иеромонаха Василия и некоторые другие! На что провоцируются люди, когда им дается возможность давать оценку речи самого Патриарха?!

http://pravoslavie.ru/60924.html

Преподобный Трифон Среди дремучих лесов Архангельской губернии, вблизи нынешнего города Мезени, селение Малая Немнюжка (ныне село) возрастила в себе сего угодника Божия – первого строителя двух первых монастырей Вятской страны. Отец его, Димитрий, оставил его сиротой в малолетстве, и добродушная мать (имя ей Пелагия) воспитала его в страхе Божием. За то и оставил Трофим – так называли его по крещении – вечную по себе память, о которой в писанин говорится: память праведного с похвалами. Добронравный и тихий отрок чем более возрастал, тем более любил ходить в церковь и слушать слово Господне, – это духовное семя вечной жизни. Наполняя сердце божественным желанием, он стал тяготиться мирской суетой: скоро наскучила ему эта жизнь ради плоти, и он сделался задумчив и молчалив. Наконец только одно у него и было в помышлении, – покинуть свой дом и куда бы скрыться от родных своих. Старшие приметили такое намерение брата и, по простоте ума, присоветовали молодой своей работнице нарядиться и лаской наедине склонить юношу к супружеской жизни. Лесть не удалась, и сердце целомудренного еще сильнее отвратилось от всего, что в мире: испросив у матери благословение как бы на дело, он, уже более в свой дом не возвращался. Далеко от своей страны, близь Устюга (города), в одном селении Трофим зарабатывал в поте лица себе пропитание. И здесь такое же искушение: усердие к труду и тихая покорность полюбились всем и, вот предложена невеста, и готово уже все в венцу. Увидя такое принуждение себе, влекомый всегда одним желанием, – как спасти душу, – Трофим уходит и отсюда тайно. Убегая от прелести мира, Скиталец бедный останавливается в городе Орлове (ныне село Пермской губерния в 10 верстах от Усолья) и здесь проводит плачевное жительство при храме, как неимеющий, где главу приклонить. И вот, по прошествии одного года, постигло его искушение такого рода: тут жил богатый помещик Строганов, и у него было много приказчиков; вышли они прогуливаться по берегу высокому и крутому и встретили на нем пришлеца бедного, изможденного, с печальным взором.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010