Выходи на ектенью!“ А он захлебнулся от слез и слова вымолвить не может… Невозможно передать, какой стоял стон в храме… Я отпустил дьякона, поэтому ектеньи провозглашал сам. Когда надо было возглашать „Христос Воскресе!“, – я не мог кричать, только сказал один раз. Все плакали. Объявлять не нужно было: все уже знали… После литургии мы пошли в монастырь. Тогда я и увидел этот страшный нож. Убиенные братия были накрыты черной тканью. Я знал, что это лежали мученики, но тогда было впечатление ужаса». Убийца выбрал момент, когда двор обители был почти пуст. Тем не менее, нашлось несколько очевидцев. Первым был убит инок Ферапонт, пронзенный насквозь ударом в спину. Затем о. Трофим – также в спину. Отец Трофим успел несколько раз уда рить в колокола набатным звоном. Потом упал. В это время о. Василий направлялся к воротам, выходящим на дорожку к Скиту. «Он услышал, что звон прекратился, – вспоминает о. М., – какие-то крики. Он, вообще, немного плохо видел. Убийца набежал прямо на него. Отец Василий спросил: „Что там случилось?“ Тот ответил: „Ничего“, – сделал шаг, поворот, отошел за спину о. Василия и с маху пронзил его». Тринадцатилетняя паломница из Киева Н. П. вспоминает: «Я под бежала и вижу, что о. Трофим приподнимается, ударяет в колокол, падает и стонет: „Боже мой, помилуй мя!“… Отец Ферапонт весь в крови лежал. Потом смотрю, еще один батюшка упал, старается приподняться. Мы подбежали, оказалось, что это о. Василий. Я спрашиваю: „Батюшка, что, что такое?“ А он хочет что-то сказать, но не может. Прямо на дорожке в Скит лежал у ворот… Отца Василия сразу в храм отнесли, к мощам преподобного Амвросия… Думали, что он будет жить, потому что он все признаки жизни подавал. Я когда подбежала, у него четки вдалеке были – он их рукой искал». Убийца, убегая, бросил возле о. Василия черную шинель с чужими документами и самодельный меч длиной 666 мм и с выгравированными на нем цифрами: «666». «В день похорон неожиданно пошел снег, – писал один из друзей о. Василия еще по жизни в миру. – Он падал густыми, мокрыми хлопьями… А в храме прощались с убиенными, тепло и сладко пахло ладаном и воском свечей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Тринадцатилетняя паломница из Киева Н. П. присутствовала в Киеве на обретении мощей владыки Владимира, митрополита Киевского и Галицкого. Ее благословили отвезти в Оптину частицы облачения святителя-мученика. Она приехала в обитель в Страстную Субботу. Эти святыни она вручила отцам Трофиму и Василию во время Пасхальной Литургии во Введенском соборе, а о. Ферапонту – в Скиту. Вспоминают, что в Пасхальную ночь о. Ферапонт стоял возле канона. Его теснили, но он как бы не видел никого, – кто знает, как высоко душа его воспарила? Когда ему передали свечу для поставления на канон, он зажег ее, но поставил не сразу, а долго стоял с ней, склонив голову и как бы благоговейно прислушиваясь к никем не слышимому голосу… Но вот он медленно перекрестился и, поставив свечу, пошел на исповедь. «За несколько часов до убийства, – вспоминает иеромонах Д., – во время пасхального богослужения у меня исповедовался о. Ферапонт. Я был тогда в страшном унынии и уже совсем был готов оставить монастырь, а после его исповеди мне стало как-то светло и радостно, как будто не он, а я поисповедался: “Куда уходить, когда тут такие братья!..” – Так и получилось: он ушел, а я остался». Служба кончилась. Народ стал расходиться и разъезжаться под ликующий звон колоколов – на звоннице были иноки Трофим, Ферапонт и иеродиакон Лаврентий… Потом они пошли разговляться. Когда монастырский двор уже почти опустел, на звонницу пришли отцы Трофим и Ферапонт и начали звонить вдвоем… И тут к ним метнулась черная тень: блеснула сталь… иноки упали один за другим. Последние звуки колокола прозвучали набатом. Мученическая кровь обагрила доски помоста под колоколами. Из далекого совхоза в Кемеровской области прислал письмо отец инока Ферапонта, участник Великой Отечественной войны Л. С. Пушкарев. Он очень сокрушался о том, что не смог побывать на похоронах сына… «Мой единственный сын, – писал он, – погиб от руки дьявола, антихриста…. Я не верю, что нет его. Нет тела, но душа его живая». Инок Трофим 1 Леонид Иванович Татарников (так звали убиенного инока-мученика в миру) родился 4 февраля 1954 года в Сибири, в поселке Датой Тулунского района Иркутской области. Отец его, Иван Николаевич Татарников, был местный житель, а мать, Нина Андреевна, приехала вместе с родителями сюда в 1933 году из Белоруссии, спасаясь от голода. Младенец появился на свет болезненным и кричал почти беспрерывно – думали, что он не жилец на свете… Около двух лет Нина Андреевна маялась с ним, а потом, по настоянию своей бабушки, окрестила его в православном храме, и он затих, стал здоровым и улыбчивым.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Когда Трофима поставили на склад, то стало иначе. Раньше один „доброделателъ“ многое брал со склада без благословения, чтобы одаривать людей. А тут пришел он на склад, а Трофим ему говорит: „Если благословят, хоть все забирай. Не мое это, а Божие“. Тот раскричался: „Я людям помогаю, а ты не любишь людей! Где твоя христианская любовь?“ А Трофим говорит: „Господь тут хозяин, а не мы с тобой. Если ты, а не Бог в монастыре хозяин — вот тебе ключи от склада, а я ухожу“. Положил он на стол ключи от склада, а „доброделателъ“ тут же ушел». Жизнь инока Трофима, как и жизнь каждого человека, не обходилась без искушений. Но вот итог многолетней работы по сбору воспоминаний о новомучениках: никогда ни один человек не слышал от инока Трофима, инока Ферапонта, иеромонаха Василия ни одного слова осуждения. Рассказывает столяр-краснодеревщик Николай Яхонтов: «Один брат сильно осуждал монастырское начальство. Приходит к о. Трофиму и говорит возмущенно: „Мы молиться сюда приехали, а не в хозяйственной деятельности увязать. А тут один автопарк чего стоит!“ А о. Трофим говорит: „Брат, зачем мы сюда приехали — душу спасать или других осуждать? Тут Господь хозяин, Божия Матерь игуменья. Если что не так, Божия Матерь поправит. А мы кто такие с тобой?“» Об автопарке в монастыре. По древней традиции паломников в Оптиной кормят бесплатно, а за стол садятся порой 500 человек. Вот и уходят в рейсы монастырские машины, чтобы купить продукты не у перекупщиков, а где подешевле. А еще уходят в горы машины за воском для свечей и развозят православную литературу. Шоферы в монастыре всегда очень нужны. Когда после смерти инока Трофима стали разбирать вещи в его келье, то из них выпали водительские права, чему удивились: «Как?» Права профессионала-водителя нашли также в келье инока Ферапонта, и опять удивились: «Как?» Водительские права были и у иеромонаха Василия, но он их даже в монастырь с собой не взял, зная: человека с правами тут же посадят за руль, начнутся бесконечные поездки, и тогда прощай монашеская жизнь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Но жену Пилата называют одни Проклой (Полный Месяцеслов. Симбирск, I860, под 27 окт.), а другие Клавдиею, а большинство оба имени приписывают супруге Пилата – Прокла – Клавдия. Иные в св. Клавдии упоминаемой в послании к Тимофею, видят супругу славного римлянина Авла – Руфа – Пруденция, а большинство считает её только знатной и богатой римлянкой принявшей Христову веру. В Германии существуете, легенда о римской мученице, девице Клавдии, пострадавшей при Нероне. Есть предположение, что Клавдия, супруга св. Пуда, была младшая сестра Юлии, супруги ап. Филолога и дочь Персиды упоминаемой ап. Павлом в послании к Римлянам (XVI, 12) Но кто бы ни была св. Клавдия, упоминаемая в послании к Тимофею, ей, наравне с св. Прискиллою, супругою св. ап. Акилы, св. Иоанн Златоуст воздает особые похвалы за благочестивую жизнь, за подвиги, подъятые ими для блага св. Церкви и за особое попечение о св. ап. Павле, во время его уз и за благотворение нуждам христиан римской церкви (Толкование на 2-е послание к Тимофею. С.-Петербург, 1859. 148 стр.). Святой апостол Трофим Трофим был асиец (из Малой Азии), родом из г. Ефеса, ученик и спутник ап. Павла (от Ефеса до Иерусалима), где был невольным виновником возмущения злобных иудеев против его учителя (апостола Павла). Св. Лука повествует что во время второго путешествия ап. Павла, вознамерившегося возвратиться из Еллады (чрез Македонию) в Сирию, его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, Солуняне – Аристарх и Секунд, Гаий из Дервии, Тимофей и Асийцы Тихик и Трофим ( Деян. ХХ, 4 ); но последний, как видно из последующего сказания св. дееписателя, не оставлял ап. Павла и в дальнейшем его пути. По прибытии в Иерусалим св. Павел, по совету председателя Иерусалимской церкви Иакова, брата Господня, для отклонения подозрения со стороны иудействующих христиан, выполнив обет назорейства (остриг волосы) и взяв издержки по этому обряду за себя и четырех лиц, подвергавшихся тому же обету (из проживавших в Иерусалиме ( Деян. ХХ, 23–24 ). Когда уже оканчивались семь дней очищения, тогда иудеи, увидевши ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Отец Трофим обладал чистым от всякой зависти сердцем, о чем оставил прекрасное свидетельство архимандрит Софроний (Сахаров) . Он писал: «Из старейших монахов монастыря схимонах Трофим весьма замечательный подвижник, жизнь которого могла бы послужить благим примером для многих. После кончины старца [Силуана] читал часть его записок... [они] произвели на него глубокое впечатление. Помню нашу встречу с ним у малого порта монастыря. Остановив меня, он сказал: „Теперь я увидел, что отец Силуан достиг в меру святых отцов... Кончина его меня убедила“» 404 . 14 апреля 1937 года отца Трофима постригли в схиму, облачение в ангельский образ только подчеркнуло его ангельский характер. Братия с огромным уважением относилась к почтенному старцу и старалась при всяких обстоятельствах спрашивать его мнение. Простодушный и открытый ко всем отец Трофим никому не отказывал в совете и делал это с такой наивной простотой, что никто никогда не заподозрил его в самомнении или гордости. Наоборот, все знали и чувствовали, что он говорит по любви и исключительно из собственного опыта. Дата смерти отца Трофима не установлена, но наверняка можно предположить, что преставился он между 1956 и 1958 годами, так как именно в этот период статистика о смертях и отсутствует в архиве монастыря. Епископ Кассиан (Безобразов) Епископ Кассиан (в миру Сергей Сергеевич Безобразов) родился в 1892 году в городе Санкт-Петербурге в семье сенатора Сергея Владимировича Безобразова и супруги его Веры Антоновны Арцымович. В 1914 году он окончил историко-филологический факультет Петербургского Императорского университета и там же занимался преподавательской деятельностью. Во время революции был арестован и сослан в Туркестан. В 1922 году вернулся в Петроград, смог с родителями выбраться в Сербию, а оттуда в Париж, где стал профессором Богословского института. Сергей Сергеевич женился на рабе Божией Любови, которая вскоре умерла, не оставив ему детей. После ее смерти, 7 июня 1932 года, он решил принять монашество и в церкви Сергиевского подворья в Париже митрополитом Евлогием (Георгиевским) был пострижен в мантию с именем Кассиан. Там же 10 июня 1932 года он был рукоположен в иеродиакона, 13 июня того же года в иеромонаха, а 28 декабря 1936 года был возведен в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Многие из мужей апостольских оставили Рим, когда началось там гонение, в том числе были Лука и Трофим, которые отправились в Галлию, конечно, по смерти ап. Павла, своего учителя Трофим, после болезни своей, задержавшей его на Милите, прибыл к Павлу в Рим. Отправясь затем в Галлию, средоточием проповеди своей избрал Арл. Согласно древнему преданию 673 св. Петр определил его епископом в этот город. Это заставляет предполагать, что он получил рукоположение от этого Апостола подобно Клименту, другому ученику ап. Павла, который был впоследствии епископом римским. Апостолы Петр и Павел, по единению своему во Иисусе Христе, различных школ не составляли, а потому, как мы видели, многие из учеников их, как Марк и Силуан, смотря по обстоятельствам, следовали то за тем из них, то за другим; таким образом, можно сказать, что Трофима определил св, Петр 674 епископом в Арл. Крискент, находившийся в Галлии, уже в продолжение нескольких лет, основал там несколько Церквей, а преимущественно Церковь Вьенскую. Весьма вероятно, что эти же Апостолы основали Церкви, которые во втором столетии уже существовали на берегах Гаронны. 675 Трофим в Деле Евангельском подвизался с таким рвением, что заслужил именование: «источника, от которого потоки веры протекли через всю Галлию. 676 Крескент предоставил Трофиму южные провинции Галлии, а сам пошел к северу до главного города первоначальной Германии, до Майнца. 677 В центральных же провинциях Галлии благовествовал Лука. «Служение божественному слову, говорит св. Епифаний, 678 препоручено было св. Луке, который преимущественно проповедовал в Галлии». Слова эти, сопоставляя их с преданиями древней Арморики, 679 заставляют предположить, что св. Лука оказывал ревность свою преимущественно в той части Галлии, которую называют Кельтической. Св. Ириней 680 действительно повествует, что во втором столетии там существовали Церкви, и свидетельствует, что вера их была чиста как в Церквах Германии прирейнской, основанных Крескентом. Св. Лука пришел в Галлию, вероятно, после св. Трофима, потому что Евангелие свое, по всей вероятности написал он в Риме, после смерти Апостолов Петра и Павла и несколько прежде книги Деяний и Апостольских. 681

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Павлом (по восточ. преданию) или с ап. Петром (по западным преданиям). О том, что св. Трофим был спутник и сотрудник в проповедании слова Божия ап. Павлу, есть указания в службе (15 апр.) св. ап. Аристарху, Пуду и Трофиму: «премудрый Трофим и Аристарх вкупе, и Пуд чудный, яко ученицы Слова, и священнии Павлу спутницы, священными песньми да восхвалятся» (1-й стих 6-й песни канона; 1-й стих 3-й песни и друг.). «Павлу явистеся мудрии спутницы, гонения с ним многовидна и беды, славнии, будущия ради жизни, веселящеся претерпесте» (1-й стих 4-й песни канона). О мученической кончине св. Трофима вместе с ап. Павлом есть также указание в службе сим апостолам, а также в причислении их к 70 апостолам: «Двунадесяти учеников явистеся втории ученицы Христови, славши, с Павлом бо прошедше всю землю, беды подъясте многи, и с ним священную кончину прилете» (2-й стих 7-й песни канона). «Священнейший лик священных Христовых седмьдесят составшеся ученицы с Павлом всю землю ученьми божественнаго света просветисте» (3-й стих 1-й песни канона). В Четьи Минее св. Димитрия (под 4 января) сказано: «Трофим святый его же апостольские Деяния воспоминают (XX гл.), и Павел святый в Послании втором к Тимофею: «Трофима же (рече) оставих в Милете боляща. Сей с Пудом и Аристархом во всех гонениях Павлу святому последова и наконец при усечении его в Риме от Нерона вси трие усекновсни суть» (л. 46). Память св. Трофима в правосл. церкви совершается 15 апреля вместе с св. Аристархом и Пудом, а также 4 января в соборе св. 70 Апостолов. У католиков память его положена в г. Арле (или Арелате) 29 декабря. Святой апостол Артема Имя Артемы сокращенное от имени Артемидор или Артемон – Артемий. Св. Артема во всех известных списках причисляется к св. 70 апостолам. Весьма скудны сведения о нем в Священном Писании. Имя его упомянуто однажды ап. Павлом в Послании к Титу (гл. III, 12); из этого стиха видно, что Артема был спутником св. апостола и пользовался его особым доверием. В греческой Минее (Синаксарь Никодима Святогорца , октябрь 30 ч.) сказано о нем: «Артема был епископ в Листре, и как ревностный последователь Христов упразднил всякое заблуждение и коварства демонов».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Он считал, что человеку следовало бы поучиться у них этим двум свойствам. Ослы, имея такия прекрасные качества, не по разуму имеют их, поэтому они не святые. А люди, имеющие разум, также бывает, не хотят приобрести этих прекрасных качеств, поэтому они тоже не святые. Отец Власий после вступления в монашество стал писать дневник, благодаря которому мы знаем его как наблюдательного и захватывающего рассказчика. Изследуя его записи, мы имеем возможность восстановить историю повседневной жизни монастыря в 50-х годах XX века. Преставился отец Власий 20 февраля 1963 года. Схимонах Трофим (Кочин) Схимонах Трофим 402 (в миру Тихон Григорьевич Кочин) родился в 1870 году в мещанской семье города Старобельск Харьковской губернии. Его мать звали Матроной. Тихон был последним ребенком в многодетной семье Кочиных. Самый старший из них Павел был на 14 лет старше Тихона, но именно он сыграл решающую роль в судьбе младшего брата. Павел был по природе очень добрый и любвеобильный человек, с детства был послушен родителям и вел церковный образ жизни. Еще с ранних лет он решил стать монахом, но по требованию родителей был вынужден жениться. Семейная жизнь не помешала Павлу продолжать церковную жизнь. Более того, он вскоре стал старостой местной церкви и почти каждый день бывал там по делам. Маленький Тихон всегда сопутствовал старшему брату и наслаждался рассказами его о святых и из истории христианской Церкви. Он тоже решил стать монахом, но ему помешало то, что он был военнообязанным. И только после военной службы в 1900 году он смог осуществить свою давнюю мечту. 12 августа 1900 года Тихон приехал на Афон и поступил в Русский Пантелеимонов монастырь, где вскоре, 12 апреля 1902 года, был пострижен в рясофор c именем Трофим. Все это время он проходил послушание в муларне среди мулов. Но это тяжелое послушание только укрепляло его в вере. В 1904–1905 годах во время Русско-японской войны Тихон отбывал воинскую повинность – воевал в Маньчжурии и чудом остался жив. Ужасы войны и потеря любимых товарищей еще более укрепили его в намерении полностью посвятить свою жизнь Богу. После окончания войны он вернулся в родную обитель и подвизался на Космодемьянской келлии и на Старом Руссике.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После убийства Лена от нервного потрясения тяжело заболела. Она таяла в больнице на глазах у врачей, а Трофим часто являлся ей во сне. Когда Лена была уже, думали, при смерти, Трофим сказал, тревожась, что надо строить ей домик. «Какой домик? — недоумевала Лена. — Он про что, про гроб говорит?» Ярче всего Лена запомнила два сна. Сразу после убийства она увидела Трофима стоящим в святом углу у икон в пурпурной мантии из неизвестной богатой ткани. Лена пала в слезах к его ногам, а Трофим укрыл сестру своей мантией, и ей стало радостно и тепло. Но чаще она чувствовала во сне, что брат сердится на нее. Как-то Лена увидела его во сне измученным и с такой скорбью в глазах, что она вздрогнула, услышав как наяву его голос: «Устал я уже молиться за вас. Все нутро изорвал ради вас, а вы все не идете в храм». И однажды Елена, уверовав, вошла в храм. Муж Елены Андрей, шофер-дальнобойщик, не препятствовал Лене ходить в церковь, однако смысла в этом не видел. Но когда мать Нина дала ему иконку преподобного Серафима Саровского из кельи о. Трофима, он из уважения к родственнику повесил ее у себя в кабине и ушел с этой иконой в дальний опасный рейс. Водители шли с грузом плотной колонной, держа наготове монтировки, чтобы в случае нападения защитить свою жизнь и груз. Вдруг машина у Андрея сломалась. Замыкающий колонну остался его прикрывать, а колонна ушла вперед. Когда, починившись, они нагнали колонну, им сказали: «Счастливые вы! Пока вы чинились, на нас напали и разграбили груз». Водитель, замыкавший колонну, теперь следовал везде за Андреем, решив: «он счастливчик» и шоферское счастье везет. А дальше было вот что — на лесной дороге, по которой только что прошла колонна, перед машиной Андрея упало дерево. Пока он и следовавший за ним водитель искали объезд, на колонну снова напали грабители. Из всей колонны довезли груз целым только Андрей и шофер, следовавший за ним. «Счастливых совпадений» в том рейсе было так много, что Андрей остановил машину у церкви и спросил батюшку: «Какой святой шоферу помогает?» «Святитель Николай», — был ответ. Так появилась в кабине Андрея вторая икона — святителя Николая-Чудотворца, подаренная ему, кстати, в день возвращения из рейса мамой о. Трофима.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

С крыльца храма Трофим увидел инока Ферапонта. Оказывается, он первым пришел на звонницу и, не застав никого, решил сходить к себе в келью. «Ферапонт!» — окликнул его инок Трофим. И двое лучших звонарей Оптиной встали к колоколам, славя Воскресение Христово. Первым был убит инок Ферапонт. Он упал, пронзенный мечом насквозь, но как это было, никто не видел. В рабочей тетрадке инока, говорят, осталась последняя запись: «Молчание есть тайна будущего века». И как он жил на земле в безмолвии, так и ушел тихим Ангелом в будущий век. Следом за ним отлетела ко Господу душа инока Трофима, убитого также ударом в спину. Инок упал. Но уже убитый — раненый насмерть — он воистину «восста из мертвых»: подтянулся на веревках к колоколам и ударил в набат, раскачивая колокола уже мертвым телом и тут же упав бездыханным. Он любил людей и уже в смерти восстал на защиту обители, поднимая по тревоге монастырь. У колоколов свой язык. Иеромонах Василий шел в это время исповедовать в скит, но, услышав зов набата, повернул к колоколам — навстречу убийце. В убийстве в расчет было принято все, кроме этой великой любви Трофима, давшей ему силы ударить в набат уже вопреки смерти. И с этой минуты появляются свидетели. Три женщины шли на хоздвор за молоком, а среди них паломница Людмила Степанова, ныне инокиня Домна. Но тогда она впервые попала в монастырь, а потому спросила: «Почему колокола звонят?» — «Христа славят», — ответили ей. Вдруг колокола замолкли. Они увидели издали, что инок Трофим упал, потом с молитвой подтянулся на веревках, ударил несколько раз набатно и снова упал. Господь дал перед Пасхой каждому свое чтение. И Людмила читала накануне, как благодатна кончина, когда умирают с молитвой на устах. Она расслышала последнюю молитву инока Трофима: «Боже наш, помилуй нас!», подумав по-книжному: «Какая хорошая смерть — с молитвой». Но эта мысль промелькнула бессознательно, ибо о смерти в тот миг не думал никто. И при виде упавшего инока все трое подумали одинаково — Трофиму плохо, увидев одновременно, как невысокого роста «паломник» в черной шинели перемахнул через штакетник звонницы и бежит, показалось, в медпункт. «Вот добрая душа, — подумали женщины, — за врачом побежал».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010