Недостойни есмы милости Божия, обаче страданий ради ваших Христос Бог наш да ущедрит и помилует всех нас, в помощь вас призывающих. Да утверждается же Церковь русская кровьми и страдании вашими во спасение душ наших» (см. Службу Святым новомученикам и исповедникам Российским, 1983 г.). Господи! «В руке Твоей власть над Землею». Ты владычествуешь над царством человеческим, и кому хочешь, даешь его. И, зная это, мы смиренно умоляем Тебя, Господи: «Воздвигни в правители страны нашей человека потребного, мужа по сердцу Своему» ( 1Цар. 13:14 ), дабы он, исполняя благую волю Твою, направлял россиян к вере, покаянию и спасительной жизни в Церкви Православной. Во славу Твою. Аминь. Март 95– февраль 96. Воспоминания: Первые сорок лет моей жизни О моих ближайших предках Мой прадед Трофим с женою Вассою состояли в дворне одного помещика Тамбовской губернии. Работая вместе с теми, кто строил храм и дом в господской усадьбе, Трофим и сам научился «по чертежу» ставить здания. Впоследствии строители двух семей составили артель и стали брать самостоятельно подряды на сооружение в селах приходских храмов. Трофим в артели был за старшего. Приехав в Самарскую губернию со своей артелью, Трофим построил в селе Клевенка кирпичный храм во имя Казанской иконы Божией Матери и навсегда остался жить в этом селе. Сын Трофима и Вассы–Трифон, по жребию от общества, был отдан в солдаты, и, отслужив многие годы (последнее время состоял в отряде, охранявшем царский дворец в Санкт-Петербурге), возвратился в возрасте более сорока лет в родное село – в Клевенку. Бывая в церкви, Трифон как-то пожаловался местному священнику на то, что остался без семьи: «Какая девка за меня такого, служилого, пойдет?!». А священник возьми да и предложи ему: «Есть в селе хорошая девка Дуня, хороших родителей, но она с бельмом на одном глазу... Взять бы тебе ее». Трифон ответил: «А что же, если она пойдет за меня, – возьму». Так вскоре и состоялась свадьба восемнадцатилетней невесты Евдокии и Трифона, свыше сорокалетнего жениха. Детей у них было немного: старший сын, названный по отцу Трифоном (1858 г. р.), дочь Гликерия и младший сын Василий (1878 г. р.), мой отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Для инока Трофима православная, а особенно старинная книга была величайшей драгоценностью, а свою келейную библиотеку он собирал из книг преимущественно на церковно-славянском языке. Многие творения святых Отцов были тогда еще недоступны, но в монастырь часто жертвовали ветхие дореволюционные книги. И тогда любитель книг проявил смекалку — освоил профессию переплетчика, получив послушание в переплетной мастерской. Отданные в переплет книги он уносил на ночь к себе в келью. Утром ходил с покрасневшими глазами, но сиял. А еще ради свободного доступа к книгам он благословился помогать в монастырской библиотеке. Рассказывает петербургская журналистка, а ныне послушница Зоя Афанасьева: «Я приехала в Оптину пустынь поработать в архивах, не подозревая, что отныне останусь здесь. Я тогда только что пришла к Богу и так боялась батюшек, что на исповеди у меня буквально каменело лицо. Я не могла никому открыться и терзалась в одиночестве многими сомнениями. И тут Господь послал мне инока Трофима, которому я могла сказать все. Познакомились мы так. Я работала тогда на послушании в библиотеке монастыря, а инок Трофим помогал нам. Помню, увидел меня в первый раз и говорит: „О, новая матушка! Сразу видно — санкт-петербургская дама“. А на мне тогда была телогрейка и огромные кирзовые сапоги, которые мне благословили в монастыре. У меня два высших образования, но вскоре я обнаружила, что не знаю и не понимаю многого, что уже прочел и усвоил инок Трофим. Монахи — народ просвещенный, и наша отечественная литература не случайно вышла из монастырей. Вспоминаю, с каким благоговением о. Трофим брал в руки старинные церковные книги — у него даже менялось лицо. А однажды он бережно положил передо мною старинное рукописное Евангелие и сказал, что уже в самом начертании букв дышит дух монахов-переписчиков прежних веков. Он старался уловить этот дух и переписывал Евангелие от руки, срисовывая титлы. А еще он сказал, что у души особая связь с церковно-славянским языком. В ту пору в монастыре долго жила и работала паломница Ирина. „Когда о. Трофим станет иеромонахом, — сказала она, — он будет моим духовным отцом, потому что я могу ему сказать все и получить ответы на все мои вопросы“.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Отец Трофим молится обо мне. Кто собирает сведения для их канонизации? Валерий 18 апреля 2016, 20:49 Спасибо за статью.Молите Бога о нас грешных мученики о.Василий,о.Трофим и о.Феропонт. Неонила Батура 25 февраля 2016, 21:25 Спаси Господи за статью.Книгу читала и она еще больше укрепила меня в вере.Книгу дарю своим друзьям и новым знакомым.а у самой не было и вот мне ее тоже подарили .жду пост .что бы опять ее прочесть!Смиренно прошу молитв у отцов Василия.Трофима.Ферапонта молитв о моей семье и о заблудшем сыне Кирилле! 24 декабря 2015, 01:41 Вот уже нет и Нины Александровны с нами! Какую память о себе и убиенных монахах оставила ! Царствие небесное отцам Василию,Ферапонту, Трофиму , р.б. Нине ! Молите Бога о нас грешных. Когда была в часовне у убиенных монахов , там ,в тиши ,чувствуется их присутствие, рука сама потянулась за песочком в подсвечник, даже себе не могла объяснить этого порыва... Крючкова Ольга Владимировна 27 августа 2015, 11:59 ОльгаК. 27.08.2015г. Уважаемая Нина Александровна! Как мне выразить свою огромную благодарность Вам за книгу " Пасха Красная " ? Шлю Вам земной поклон! Спаси Вас Господь! Во славу Божию, не имею права не рассказать. Книга эта- не просто книга о трех братиях Оптиной Пустыни, убиенных на Пасху 1993 года. Эта книга- живое, яркое наследие святости в наши дни. Душа человека,мучительно ищущая Бога, имеет возможность соприкоснуться с Небесным через эту книгу и получить реальную, живую, настоящую, долгожданную, незабываемую помощь от Него(даже в очень тяжелых жизненных ситуациях) по молитвам Оптинских новомучеников.Наконец-то становится понятно, что Бог нас, недостойных, грешных, но кающихся, любит!!! Да так, что и выразить-то сложно! Не перестаю удивляться, как моментально быстро приходят на помощь,-только позови!- отцы Василий,Трофим и Ферапонт! Сколько раз в этом убеждаюсь на собственном опыте. Пресвятая Богородице, спаси нас! Преподобне отче Амвросие, моли Бога о нас! Преподобные старцы Оптинские, молите Бога о нас! Новомученики Оптинские, отец Василий,отец Трофим и отец Ферапонт, молите Бога о нас!

http://pravoslavie.ru/60919.html

— Чем Бог пошлет. И годы спустя вспоминается, как в Страстную Субботу уходит в монастырь через луг беспечная молодежь, еще не ведая, что завтра нам предстоит пережить такую боль, после которой уже не будет смешливой студентки Есфири, а будет инокиня Фотинья. И общины больше не будет — почти все уйдут в монастырь. Словно уготовляя нас к пониманию грядущего, Господь дал перед Пасхой каждому свое чтение. Оптинский иконописец Мария Левистам, в ту пору доярка по послушанию, вспоминает, что перед Пасхой читала о том, что мученичеству за Христа всегда предшествует бескровное духовное мученичество. Это важная мысль для понимания христианского подвига мученичества. Убивают сегодня, к несчастью, многих, и в каких же муках уходит порой из жизни человек. У каждого свой крест, но не на каждом знак святости. Есть крест и разбойника, хулившего Христа. Вспоминают, что перед Пасхой инок Трофим читал книгу Сергея Нилуса «Близ грядущий антихрист или царство диавола на земле». Книга потрясла Трофима, и он зачитывал из нее отрывки друзьям. Кто-то при этом спросил его: «А ты не боишься, что тебя убьют?» А иеродиакон Серафим запомнил ответ: «Знаешь, я к смерти готов». В последнем письме к родным, еще далеким от церкви в ту пору, он умоляет их спешить в храм: «Дорог каждый день. Мир идет в погибель». Возможно, эти строки — отзвук прочитанного. Но возможно и иное — царство диавола было рядом и заявляло о себе. Вспоминают, что Великим постом в переплетную мастерскую, где работал тогда по послушанию инок Трофим, пришел некто, объявивший, что монахов надо убивать и скоро их начнут резать. — Да ты что, брат, говоришь? — сказал ему инок Трофим. — Лучше садись и супу поешь. Я супчик сварил. — Не хочу. У вас суп постный. Идем лучше к нам — мы рыбой угостим. — Кто ж Великим постом рыбу-то ест?! — Ты наш, наш! — сказал гость, схватив на прощанье инока за руку. Гость ушел, а инок Трофим продолжил работу. Он осваивал тогда тиснение и для пробы оттиснул на титульном листе помянника трех Ангелов — один повыше, а двое по бокам пониже. Три Ангела трубят в трубы, созывая человечество на Страшный Суд.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

В монастырской летописи позже запишут: « Самый день Пасхи, 5 (18) апреля - Светлое Христово Воскресение, Пасха. После Божественной Литургии, свитающи, иеромонах Василий, инок Ферапонт, инок Трофим окончили жизнь земную смертью, по общему мнению, мученическою. Отец Василий направлялся в скит на святую Литургию для совершения исповеди. Отец Трофим и отец Ферапонт звонили в колокола. Так, все они пребывали на иноческом послушании ». После трапезы иноки Трофим и Ферапонт вернулись на монастырскую звонницу. Всего звонарей было трое, но пошли продолжать звон только они. Называемый Уставом «целодневный звон» возвещает людям о Христе Воскресшем столько, сколько хватает сил у звонарей. Но через несколько минут пасхальный звон оборвался. Крики женщин, ощущение тревоги, вторгшееся в монастырь, заставило монахов выйти из келий. В предрассветных сумерках растерянные братия увидели на помосте звонницы двоих неподвижно лежащих иноков. Понять, как в страшном сне, было ничего невозможно. Вид крови, неподвижность лежащих, наконец, дали понять, что произошло нападение. Совместить понятия праздника, смерти, насилия кажется невозможным. Наступление Пасхи после поста непреложно, незыблемо действие Промысла и вот что-то нарушает ход событий. Душа не хочет понимать этого, не может вместить. Отец Ферапонт убит - и вот уже пожилой монах рыдает над ним, как мать. Отец Трофим умирает на наших глазах. Его ранили, когда он звонил, стоя на подставке звонницы, которая находится на значительной высоте от земли, и он, падая оттуда, еще хватался за колокола... Звон не прервался резко, а окончился каким-то неожиданным хаосом... Потом закричала женщина... Попытки сделать искусственное дыхание бесполезны, они только усугубляют страдания. Становится ясным, что братия были сражены ударами большого ножа, чуть ли не меча... Вскоре этот клинок и был найден на пути бегства убийцы. «Вон еще третий», - на дорожке, ведущей к скитской башне, на земле лежал еще один монах. Невозможно было сразу узнать, кто именно из братии лежит перед нами, так было обескровлено лицо батюшки.

http://bogoslov.ru/article/297511

Людмила Аркадьевна 3 декабря 2013, 17:58 На одном дыхании прочитала " ПАСХУ КРАСНУЮ " . Пока читала -плакала. Очень хотели с сыновьями поехать в Оптину Пустынь и Господь дал такую возможность.Очень часто обращаюсь в молитвах к новомученникам оптинским отцу Василию, инокам Ферапонту и Трофиму. Всегда помогают. Молите о нас, грешных, отец Василий, инок Ферапонт и инок Трофим! Анна 26 сентября 2013, 00:09 Красную Пасху я прочитала наверное в 2005 или в 2006 году не отрываясь три раза и почти сразу поехала в Оптину. С тех пор я ежедневно поминала их об упокоении, т.к. они не прславлены РПЦ. А сегодня я поняла, что имею право молиться им, хотя уже и в Красной Пасхе были описаны первые чудеса, которые совершали новомученики. Иеромонах Василий, инок Феропонт и инок Трофим - молите Бога о сыне моем Михаиле со чадами, дочери Фотинии со чадами и обо мне грешной Анне Ольга 2 сентября 2013, 01:20 Святые преподобномученики Василие, Ферапонте, Трофиме, молите Бога о моем муже тяжко болящем Георгии и верните его в Церковь и ко мне/ фатиния 18 августа 2013, 23:16 Оптинские новомученники иеромонах Василия ,инока Трофима ,инока Ферапонта молите Бога о мне грешной Фатинии помогите мне выбраться из долговой ямы, помогите мне встать на ноги,выучить чад моих,и привезти мужа и чад к Господу Богу. р.Б. Ольга 7 августа 2013, 10:04 Молите Бога о нас отец Василий, отец Трофим и отец Ферапонт. Прошу о помощи, чтобы мой муж р.Б. Андрей снова смог исповедоваться и причащаться. Помогите, Христа ради. Светлана 29 июля 2013, 18:31 Спаси Господи! Ольга 29 июля 2013, 10:37 когда мне попала книга " Пасха Красная " , я прочитала ее, как на одном дыхании. Я, коренная Братчанка, даже не знала, что отец Трофим -наш молитвенник, что матушка его стоит рядом со мной на службах. Такой мне дар Божий в жизни!Но, так печально, даже в нашем небольшом городе мало кто знает о нашем молитвеннике- отце Трофиме.На службах в Храме стояла рядом с матушкой отца Трофима и не знала!Я всегда мечтала посетить Оптину, но все не могла. А теперь я просто обязана съездить к нашему заступнику перед Господом.

http://pravoslavie.ru/53333.html

Вот рассказы шамординских сестер об уборке картошки в 1992 году. Осень выдалась на редкость дождливой. Картофелеуборочные комбайны вязли в грязи, и от них пришлось отказаться. Но если мужской монастырь все же справлялся с уборкой, то на шамординских сестер, работающих на соседнем поле, было жалко смотреть. Почти постоянно моросил мелкий дождь со снегом, сапоги и телогрейки за ночь не просыхали. И сестры ходили в поле простуженными, боясь, что картошка уйдет под снег. Над шамординским полем стоял немой молитвенный вопль о помощи. И тут помогать им приехал на тракторе инок Трофим. Прокопав несколько рядков, он выскакивал из кабины, хватал в каждую руку сразу по два ведра картошки, собранной сестрами, бежал с ней к машине, высыпал. И опять копал, бежал и сиял, подбадривая уставших. А еще он катал на тракторе послушницу Юлию, а послушнице было тогда десять лет. Сколько же веселых «неправильных» действий совершал при жизни инок Трофим! И смысл их открывается лишь ныне. Ведь суть не в том, чтобы спасти картошку, но в том, чтобы спастись духовно, не впав в уныние среди надсадных трудов. Инокиня Сусанна вспоминает: «Работал инок Трофим так радостно, что и у нас уже весело работа пошла. А он бегает с ведрами, шутит, сияет. А потом благословился у благочинной испечь картошку для сестер. Быстренько развел костер на опушке, опрокинул туда вверх дном ведро картошки, а тут обед привезли. Мы согрелись у костра и так утешились печеной картошкой, что получился вроде праздник у нас. И вот что удивительно — инок Трофим прокапывал рядки по 2–3 раза, и каждый раз попадалась отличная крупная картошка. С этого поля мы обычно собирали пять машин картошки, а тут накопали тридцать». Рассказывает инокиня Иустина: «Рабочих рук в монастыре не хватает, и однажды уже после смерти о. Трофима на уборку картошки смогли послать лишь четверых — меня, одну болящую сестру и двух стареньких паломниц. Тракторист накопал нам в этот день очень много рядков, а ночами бывали заморозки, и выкопанную картошку нельзя было оставлять в поле. Но разве вчетвером столько убрать? Мы падали от усталости, выбившись из сил, а день уже клонился к вечеру. И тут я стала что есть мочи молить о. Трофима о помощи и запела стихиру: „Святии мученицы, иже добре страдаша и венчашася, молитеся ко Господу спастися душам нашим“. И вдруг откуда ни возьмись выходят на поле много сестер — человек десять, наверно. Я даже глазам своим не поверила.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Отец Ферапонт пришел в монастырь в 1990 году. Весной 1991 года Пасха совпала с Благовещением – ему благословили подрясник. В октябре 1991 года послушника Владимира постригли в иночество с именем Ферапонт, в честь преподобного Ферапонта Белозерского. Иноки Трофим и Ферапонт меньше трех лет были монахами Оптиной Пустыни. Представим, как нужно было любить Бога и нести подвиг молитвы и послушания монашеской жизни, чтобы за столь короткое время достичь такой духовной высоты, чтобы сподобиться пострадать за Христа на Пасху! Со всей России едут православные люди в Свято-Введенскую Оптину Пустынь, чтобы помолиться нашим великим святым  преподобным старцам Оптинским. И постоянно горят свечи и молится православный народ в часовне над могилками Оптинских новомучеников иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима. В своей книге, посвященной Оптинским новомученикам " Пасха Красная " Нина Александровна Павлова пишет:   " Трое оптинских братьев – это молодая православная Россия, и вместе со всеми они вошли однажды в храм. Но вошли с той огненной верой в Господа, с какой кровоточивая жена устремилась к Христу, уверовав, что исцелится, коснувшись его ризы. Не для того ли Господь прославил в чудотворениях трех Оптинских новомучеников, отдавших жизнь за православную веру, чтобы услышала страдающая Россия глас Господа нашего Иисуса Христа: «Дерзай, дщерь, вера, твоя спасе тя»? "   Пасха 1993 г. Оптина Пустынь. Недавно закончилось Пасхальное богослужение, радостно и торжественно звонили оптинские колокола. Между Введенским и Казанским соборами находился небольшой дощатый помост, над которым была устроена временная звонница. Знаменитую оптинскую колокольню в то время только начинали восстанавливать. Иеромонах Василий шел в скит, но услышал, что в колокольном звоне неожиданно произошел сбой. Повернулся к звоннице и в это время сатанист ударом в спину пронзил отца Василия мечом. Колокольный звон сбился потому, что за минуту до этого сатанист, подкравшись, нанес смертельные удары звонарям. Смертельно раненный отец Трофим, умирая, успел еще несколько раз ударить в колокол. Оба звонаря, иноки Ферапонт и Трофим, возвещали Христово Воскресение колокольным звоном, когда их пронзили мечом. На мече у сатаниста было начертано число Зверя – 666. И удары он наносил подлые и трусливые, как все, что творят сатанисты. Иноки Ферапонт и Трофим скончались сразу же на колокольном помосте.

http://radonezh.ru/2023/04/25/viktor-sau...

НЕ ПОЙМУ ПОЧЕМУ О.ФЕРАПОНТ И О.ТРОФИМ, ОНИ ВЕДЬ НЕ БЫЛИ ИЕРОМОНАХАМИ? Павел 19 апреля 2013, 17:56 Спаси Господи! ТаняСем 19 апреля 2013, 15:20 Какая замечательная статья,прочитала с грустью и в то же время с радостью,что убиенные Оптинские батюшки возле Господа нашего рядышком!!!И тоже скажу,как та матушка Галина- " Очень одиноко нам рабе Божьей Татьяне и младенцу Иулиании " ,может и нашу мольбу услышат отец Василий,отец Трофим,отец Ферапонт и помолятся за нас грешных Богу нашему Иисусу Христу!!!!Помоги нам всем Господи и прости нас грешных!!!! Анастасия 19 апреля 2013, 09:15 Упокой, Господи, души убиенных рабов Твоих Святых новомучеников иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима, и ихже святыми молитвами Помилуй и Спаси нас. lyudmila toll 19 апреля 2013, 08:09 Дорогие отцы святые Оптинские иеромонах Василий инок Ферапонит инок Трофим.Низко вам кланяемся , вы у Престола Божия предстоите и молитесь о душах наших грешных . Спасибо вам что вы есть! я в слезах по вам ....сожалею что мало знала до сей поры о вас , не пришлось и Оптину повидать, а теперь уж очень далеко от России живу но не горе а радость охватывает сердце, что вы такие святые таки мудрые ,такие молитвенные ... помолитесь о нас помогите нам грешным Кийсу и Людмиле по милости Божией , иметь возможность посещать святые места Земли Матушки . Особая мечта наша Святую Землю посетить и в Оптину конечно же очень хочется помолиться поклониться в святой часовне вашей . дивны дела Твои Господи. Нина 19 апреля 2013, 01:21 Святые мученики Ферапонт, Трофим, Василий, молите Бога о нас, яко мы усердно к Вам прибегаем, скорым помощникам и молитвенникам о душах наших. Говорят, что нельзя их оплакивать, что хорошо им у Господа. А я сколько читала, столько и плакала. Пусть Господь меня простит и сподобит попасть в Оптину!!! Ирина 18 апреля 2013, 23:53 Святые Мученики Христовы, молите Бога о нас, грешных ! Кафолик 18 апреля 2013, 23:16 Монахи! Христина 18 апреля 2013, 19:10 Спаси Господи! Ольга 18 апреля 2013, 18:23

http://pravoslavie.ru/60903.html

Это случилось около 1564 года, когда Московское царство стояло на пороге опричнины, готовой наложить кровавую печать на весь русский мир. Пройдет немного времени, и опричники с особой жестокостью обрушатся на Новгород Великий и его владения на Русском Севере, в которых проживал род Подвизаевых. Конечно, вряд ли родные Трофима могли предвидеть, как скоро и трагично изменится их жизнь. Потому и желали любым способом удержать юношу в родном селе. Да и сам Трофим только в этом случае мог рассчитывать на поддержку живших в довольстве родственников. Если же он решался оставить отчий дом, то полностью предавал себя в руце Божии (Прем. 3, 1). Даже сегодня это непростой шаг. Можем ли мы представить, что означало оставить свое отечество в столь непростые времена? Но Бог, от Которого стопы человека исправляются (Пс. 36), утвердил Трофима в решении оставить родительский дом. Юноша не имел возможности поступить послушником в Соловецкий монастырь или другую прославленную обитель. " Виной " тому, как предположил исследователь жития протоиерей Андрей Дудин, могло быть незнатное происхождение преподобного. Известно, что в крупные и состоявшиеся монастыри в те годы принимали преимущественно выходцев из знатных родов, на содержание которых родные могли внести существенный вклад. Простолюдинам же нередко приходилось начинать путь с небольших и недавно созданных обителей. Трофим с посохом странника направился в Устюг Великий, а это без малого семьсот верст пути. Почему он избрал Устюг, доподлинно неизвестно, но здесь в его судьбе принял участие священник Афанасьевской церкви Иоанн, в ком Трофим обрел своего духовного наставника. Священник одобрил желание юноши не вступать в брак и направил его в городок Орел на реке Каме 3 , бывший в те годы негласной столицей обширных владений Строгановых. С этого времени на долгие пятнадцать лет жизнь молодого подвижника оказалась связанной с пермскими лесами, которые стали для него пустыней первых монашеских подвигов и молитв. В пермских лесах Описывая пермский период в жизни преподобного, агиографы, как правило, описывают его труды и подвиги в Пыскорском монастыре 4 , где в возрасте 23 лет Трофим принял монашеский постриг с именем Трифон. Днем инок посещал церковные службы и исполнял труды послушания для братии: пек хлеб, готовил пищу, рубил дрова в лесу, на своих плечах носил в монастырь, ухаживал за больными. К утрени он являлся одним из первых, из церкви же выходил последним и в молчании шел в свою келью. Ночи инок проводил в молитвенных подвигах. Постели у него не было, для отдыха он ложился на землю. Летом, когда бывает много комаров, Трифон до пояса обнажал для них свое тело, а пищей для него были хлеб с водой, да и то в малом количестве.

http://e-vestnik.ru/history/trifon_vyats...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010