Новый, ныне существующий, каменный храм до 1832 г. был однопрестольный, во имя св. Николая Чудотворца; в 1832 г. усердием прихожан, устроен правый придел, во имя Скорбящей Божией Матери. Антиминс главного престола освящен митрополитом Исидором 24-го декабря 1881 г. Антиминс придела – Никанором епископом Ревельским, сентября 19-го 1830 года. Длина храма, кроме стен и притвора, 10 саж., с притвором – 12 саж. 13 верш., ширина – 6 саж. 9 верш., высота с куполом 11 саж. В храме достопримечательна икона Николая Чудотворца древняя и особенно уважаемая, в сребропозлащенной ризе, устроенной, как видно по надписи, мая 9-го дня 1830 года, старанием священника Симеона Вашневского и деревни Городища крестьянина Константина Пахомова, с прочими прихожанами. Икона перенесена из старой церкви. На ней святитель изображен не в митре, а в скуфье. В церкви хранятся: 1) церковная опись, краткая, 1752 г., с следующим заглавием: «Ведомость, учиненная по силе присланного, ее императорского величества самодержицы всероссийския, Святейшего Правительствующего Синода члена, преосвящ. Стефана, архиепископа Великоновгородского и Великолуцкого, духовной консистории Обонежской пятине, в Тихвинское духовное правление, ноября 17-го дня 1752 г., указа тоя-ж Обонежской пятине николаевского Городищского погоста, церкви св. Николая Чудотворца, когда и кем та церковь построена, сколько в ней церковных вещей, святых образов и при ней церковной, по званиям, утвари». 2)      План и межевые книги на церковную землю, от 6-го сентября 1779 г., утвержденные в 1780 году. По первой межевой книге показано: пашни 24 дес. 1,324 квадр. саж., мелкого дровяного лесу, с сенокосом, 9 дес.; под поселением, огородами и гуменниками – 600 кв. саж.: под церковью и кладбищем – 196 кв. саж.; под дорогою –120; под бичевником и ручьем – 1 дес. 6 кв. саж. Итого 35 дес. 480 кв. саж., а за исключением неудобности – 33 дес. 1,964 кв. саж. По второй межевой книге, кроме вышепоказанного количества, еще значится: пашни 3 дес. 2,331 кв. саж.; лесу и сенокосу 1 дес. 1,866 кв. саж. Итого 5 дес. 1,917 кв. саж., а за исключением неудобности 5 дес. 1,797 кв. саж. В подписях планов и межевых книг читаем: «при сем межевании были... священник Трофим Васильев, дьячок Трофим Максимов, пономарь Филипп Васильев»; а далее: «к сей межевой книге Солецкого прихода священник Федор Петров, а священник погоста Городища Трофим Васильев, дьячок Трофим Максимов, пономарь Филипп Васильев, к сему плану и межевой книге, за упрямством руки не приложили». Следовательно, при генеральном межевании, здешний причт не соглашался принять данную ему землю, как неудобную. Такова эта земля и доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Когда они говорили сие, идолопоклонники заметили, что они не поклоняются языческим богам и, схватив их, повели к властелину и судье своему Аттику-Илиодору. Он велел их разлучить друг от друга и сначала привести к нему святого Трофима, которого и начал допрашивать о имени, жизни и вере. Святой отвечал: — Имя мое — Трофим, родился я от свободных и благородных родителей, но, подпав под власть греха, сначала жил нечестиво, пока чрез святое крещение не получил истинной свободы и благородства. Тогда судья спросил: — Какой ты веры? Трофим отвечал: — Я уже сказал тебе, но слушай, — я скажу еще яснее: я — христианин, раб Христа и желаю быть жертвою Христу. Судья спросил: — Читал ли ты императорские указы о христианах? — Прочел, — ответил святой, — но что они нам? Между благочестием и бесовским обольщением такая же разница, как между днем и ночью. Эти слова привели мучителя в гнев; он велел обнажить святого Трофима и, растянув за руки и за ноги, быть без всякого милосердия. Мученика били так долго, что земля обагрилась кровью. Потом судья велел перестать бить его и сказал: — Принеси богам жертву, Трофим. — иначе я пошлю тебя во Фригию 2 ], к мучителю Дионисию. Сей Дионисий был повсюду известен своею лютостью и бесчеловечием. Святой Трофим отвечал: — Для меня не важно, тобою ли я буду убит, или кем другим, ты ли замучишь меня, или Дионисий: смерть, всё равно, будет только одна, потому что у вас обоих одно намерение: убивать тех, кои служат истинному Богу. Судья еще более разгневался и велел повесить святого на дерево и терзать его тело. Тогда его тотчас же обступили палачи с острыми орудиями, коими они терзали мученика, строгая его тело до костей и даже до самых внутренностей. Он же, претерпевая всё, тихо и кротко говорил: — Господи, помоги рабу Твоему! Тогда судья спросил: — Где же твой Христос? Мученик отвечал: — Христос мой — со всеми, призывающими Его — Он и от меня не отлучается, и явное знамение Христова со мною присутствия в том и заключается, что я легко переношу мучения, кои невозможно было бы перенести человеческому естеству, если бы страдальцам не помогал Сам Бог.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   Как обычно, я все строю на основании своей жизненной практики. В конце первой части книги о блаженном Силуане я говорю о моей встрече с отцом Трофимом. Он много лет неизменно нес послушание на огороде. Он был большой любитель покаянного плача и жил свято. Но в беседе, приводимой в книге, я говорю:    — Отец Трофим, что же Вы не заметили за полвека жизни с Силуаном, где он был, что он знал, как любил его Господь?    Сам отец Трофим с осторожностью относился ко всяким видениям и всему, что превосходит меру человека кающегося, живущего еще в борьбе с грехом, еще не победившего своих страстей... И вот, он мне говорит:    — При жизни я любил отца Силуана.    Разговор был после того, как он прочитал записки Силуана, которые я дал ему и читая которые он вынес впечатление, что Силуан достиг меры великих Отцов. Тогда я спрашиваю:    — И как Вы остановились на таком решении?    — Смерть его меня убедила в этом.    Я говорю:    — Полвека жизни Вам недостаточно было, чтобы узнать его, и только смерть показала Вам, что сей муж достиг совершенства?    Итак, по какому-то непостижимому для меня Промыслу меня толкнуло как бы сильным ветром в монастырь святого Пантелеимона, и там я положил начало своему монашеству. Я узнал Силуана после того, как ему стал известен мой ответ отцу Владимиру на вопрос «Как спасаться?». — «Стой на грани отчаяния, а когда невмоготу, выпей чашку чая». Это слово моего отчаяния убедило Силуана, что мне можно говорить о том, о чем с другими отцами не удавалось. То есть даже отец Трофим — один из лучших отцов, блаженный и, конечно, спасенный, — был прав, когда не хотел выходить за границы покаяния. И большего он не мог понести, и большего он не мог воспринять. Тот уровень, на котором жил блаженный Силуан, или тот горний хребет, по которому он шествовал, служа Богу, стоял много выше уровня, которого достиг отец Трофим при жизни своей на Земле. Так в одном и том же монастыре можно увидеть и высшие степени познания, возможного для человека; и «средние» меры святости (не совершенства, но все-таки святости); и даже — невежество. Пример тому отец Владимир, ученик отца Трофима, — у него, как сказал старец Силуан, было недостаточное понятие о том, что превосходит меру покаяния. И Силуан всю жизнь был как бы «придавленный» в своем монастыре. «Придавленный» — из-за черты, свойственной действительно людям бесстрастным: они подчиняются другим и не пытаются доминировать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Блаженны праздника, песнь 7-я, на 6. Святые мученики Трофим, Савватий и Доримедонт († 276) пострадали за Христа в царствование римского императора Проба (276–282). Однажды в г. Антиохии совершался языческий праздник: приносились жертвы, лилось вино, творилось бесчиние. Пришедшие в город христиане Трофим и Савватий, с горечью смотря на это шумное и непристойное торжество, молили Господа наставить заблудших на путь спасения. Их схватили и привели к правителю. На допросе святые твердо исповедали свою веру и на принуждения отречься от Христа отвечали решительным отказом. Во время жестоких пыток святой Савватий скончался, а святого Трофима отправили на еще более страшные мучения в город Синнад к правителю Фригии Дионисию, известному палачу и истязателю. Обутый в железные сапоги с острыми гвоздями, святой Трофим три дня шел пешком, подгоняемый конной стражей. Все способы пыток использовал искусный мучитель, чтобы сломить мужественного христианина – святой Трофим лишь повторял слова Писания: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» ( Пс. 33, 20 ). Страдальца бросили в темницу, где его стал посещать тайный христианин – сенатор Доримедонт. Он ухаживал за святым Трофимом, омывая и перевязывая его раны. Когда об этом стало известно мучителям, святого Доримедонта стали заставлять отречься от христианства, а потом вместе со святым Трофимом бросили на съедение зверям. Мученики остались нетронутыми. Тогда их усекли мечом. В той же день Благовернаго великаго князя Феодора и чад его, благоверных князей Давида и Константина, Смоленских и Ярославских чудотворцев НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры праздника 3 и святых 5. Глас 8. Подобен: Что вас наречем: Преподобне отче Феодоре,/просвещенный благодатию/Святыя и Преславныя/и Единосущныя Троицы,/светом Безначальнаго Света,/и тем всю землю просвети/и многия наша грехи потреби,/отче преподобне,//моли о спасении душ наших. Светлости духовныя/ты был еси исполнен,/отче преподобне Феодоре,/противу труду твоему великому, святе./Темже ныне/во тьме сущия ны греховней просвети,/яко дерзновение имея к Богу/и Спасу всех,//моли спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пелагея Кравцова рассказывала, что приехав в монастырь на рассвете, она тоже оглянулась в недоумении: «Что с отцом Трофимом? Еле-еле ходит». И когда он упал в храме, многие подумали — иноку Трофиму плохо. Но он тут же встал и продолжил земные поклоны, не давая себе послабления. Инокиня Одринского Никольского монастыря Нектария (Садомакина) вспоминает, как Великим постом приехала в Оптину и, увидев на звоннице инока Трофима, пошла к нему. Было пустынно, он звонил один. Тихо падал снег, и удары большого колокола по-великопостному скорбно гудели над землей. С последним ударом инок Трофим припал лицом к колоколу, будто вбирая в себя эту гудящую скорбь. А инокиня с острой жалостью увидела его изможденное лицо и покрасневшие от бессонных ночей глаза. «Как же устал и измучен инок Трофим!» — подумалось ей. Но подумалось об этом мельком, ибо потом была литургия, а благодать церковной службы настолько преображала инока, что он опять сиял и летал. Вспоминает старенькая паломница-грудница Капитолина, ухаживавшая тогда за цветами на могилках Оптинских старцев: « Работаю на Цветниках, а о. Трофим рядом работает на звоннице, обновляя к Пасхе колокольную снасть. Летает, как на крыльях, даже подрясник парусит! Все он делал красиво. На трактор садится, будто взлетает. Я однажды не выдержала и призналась: „Простите, о. Трофим, но я любуюсь, когда вы пашете землю“. А он в ответ: „А я землю люблю“. Все он любил — Бога, людей, все живое». Это был удивительно солнечный инок, излучавший такую радость, что один послушник той поры с горечью признавался потом, что согрешил тогда в мыслях против о. Трофима. Вот, подумал он, все постятся и еле ноги таскают, а тут такая мощь и торжество плоти, что вряд ли усердствует в посте человек. Именно этому послушнику дано было одним из первых узнать ту посмертную тайну новомученика Трофима, когда никакой торжествующей плоти не было и в гроб положили изможденное тело постника. Он был тайный аскет, но аскет радостный и являющий своею жизнью то торжество духа над плотью, когда по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского «душы носит тело свое».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Река Осма. Август 1877 года Как русские болгар освобождали 3 марта, 2015 Как русские болгар освобождали В День освобождения Болгарии от османского ига «Правмир» предлагает читателям фрагмент из романа Елены Зелинской «На реках Вавилонских», герои которого – реальные, не вымышленные люди, стали участниками и очевидцами войны c Турцией. 12 апреля 1877 года Император Александр II издал манифест о войне с Турцией. Полк мобилизовался быстро и выступил с походом из Бобруйска в Киев. 15 июня 1877 года русские войска перешли реку Дунай по понтонному мосту, наведенному саперами у Зимницы, и вторглись на турецкую землю. Пройдя кампанию от Зимницы до Константинополя, Трофим Васильевич Магдебург серьезно ранен не был, шрамы не считал, однако легкие надорвал и, вернувшись с полком из Турции, вышел в отставку. Осел не в Бобруйске, а в теплом и уютном Нежине, где купил дом на берегу реки Остер. На покое прожил еще десять лет. Старших сыновей, Василия и Владимира, отправил в военные училища – не было это даже поводом для раздумий. Григория, который больше других братьев тянулся к учебе, отдал в знаменитый Нежинский лицей. В Нежине родились у Трофима Васильевича и Марии Александровны младшие дети: Яков, Павел, Константин и дочка Женечка. Трофим Васильевич говаривал, что долг свой перед Отечеством он выполнил, родив шестерых сыновей, а дочка – это уже для него, Божий дар. Отставной майор был немолод, но бодрость духа не терял. На боли в груди не жаловался, терпел, однако кашель выдавал угнездившуюся в легких болезнь. Мария Александровна лечила его собственноручно изготовленными декохтами, он, посмеиваясь, называл жену полковым лекарем, однако выпивал душистые отвары покорно. Расположившись у окна в кресле с потертыми бархатными подлокотниками, и зимой и летом крест-накрест повязанный жениным пуховым платком, Трофим Васильевич пыхтел трубкой и листал «Календарь Черниговской губернии». Вечерами Мария Александровна зажигала свечу и садилась за штопку, натянув на деревянный грибок детские носки. Трофим Васильевич подвигался ближе к огню, так, чтобы печным жаром прогревало спину, и рассказывал сыновьям бесконечные истории про Бову-Королевича, как называло Михаила Скобелева-второго все Русское войско. Мальчики, розовея в отсветах пламени, смотрели, как пишет круги вишневая трубка, как сплетается из теплого воздуха и жарких искр и гарцует на вычищенном жеребце Белый генерал.

http://pravmir.ru/reka-osma-avgust-1877-...

Валентина 19 ноября 2013, 16:28 Валентина, Кишинев: Уважаемая Нина Александровна,спасибо за книгу " Красная Пасха " . Читала и перечитываю,особенно в трудных ситуациях. И каждый раз открываю для себя что-то новое. Не раз помогли мне Оптинские новомученики Василий,Ферапонт и Трофим. Особенно в дороге. Только призываешь их на помощь - братья родные, Оптинские новомученики Василий, Ферапонт и Трофим помогите благополучно доехать и сразу подьезжает какой-то транспорт. Словно, " пчелки " Божии. Вообще, такое чувство, что они рядом и так спокойно и радостно на душе. Дивен Бог во святых своих. А то, что не канонизировали Оптинских новомучеников может это промысел Божий. Все в свое время. У Господа своя мера прославления. Спаси Господи! Павлова Светлана 30 октября 2013, 15:13 Сердечная и душевная благодарность Нине Павловой за удивительно живую и светоносную книгу " Пасха Красная " , так же как и за эту статью. Слово искреннее вызвало слезы, возвращающие жизнь замороченной и уставшей душе. Спаси Господи нас, многогрешных, молитвенным заступлением святых оптинских мучеников! Светлана, Волгоград Серафима 28 октября 2013, 17:14 Всегда любила монастыри,а когда увидела фильм " Россия,которую мы любим " сразу заинтересовалась оптиной пустынью. Потом купила книгу " Пасха красная " и теперь у меня есть несколько самых любимых монастырей. В числе их оптина и шамордино. р.б.Мария 8 августа 2013, 11:49 Спасибо за статью. В то время, когда это произошло, я была еще ребенком. Осталмсь отрывочные воспоминания, т.к. отец был очень верующим и об этом дома говорили. Теперь обязательно прочту книгу. СлаваБогу за все! р.б.Фотиния 24 мая 2013, 12:31 собираю любую информацию о новомучениках, 6 летний сын уж больно их почитает. Спаси Господи за такую статью! Молите Бога о нас грешных, о.Василий, иноки Феропонт и Трофим. Надежда 3 мая 2013, 04:27 о.Василий,о.Ферапонт,о.Трофим, моли Бога о нас грешных!Анастасия,огромное спасибо, Вам за такую трогательную и святую статью!Пусть Хранит,Вас,Ваш Ангел!!!

http://pravoslavie.ru/60919.html

В.А. Юлин Основные даты жизни священномученика митрополита Серафима (Чичагова) 9 января 1856 г. – родился в г. Санкт-Петербурге. 29 января 1856 г. – крещен в церкви святого благоверного князя Александра Невского при Михайловском артиллерийском училище г. Санкт-Петербурга. 1866 г. – кончина отца Михаила Никифоровича Чичагова. 1869 – 1874 гг. – обучался в 1-й классической гимназии г. Санкт-Петербурга, затем в Пажеском, Его Императорского Величества корпусе. 28 июля 1870 г. – зачислен в пажи к Высочайшему двору. 25 декабря 1874 г. – окончил курс в старшем специальном классе Пажеского корпуса по 1-му разряду. Произведен в камер-пажи. 1874 г. – зачислен на службу в Гвардейскую артиллерийскую бригаду Преображенского полка. 4 августа 1875 г. – произведен по экзамену в подпоручики и направлен в 7-ю конно-артиллерийскую бригаду. 14 сентября 1875 г. – прикомандирован к 1-й Его Величества батарее Гвардейской конно-артиллерийской бригады. 15 сентября 1875 г. – в связи с упразднением 7-й конно-артиллерийской бригады переведен в 5-ю конно-артиллерийскую батарею. 13 августа 1876 г. – переведен в 1-ю Его Величества батарею Гвардейской конно-артиллерийской бригады прапорщиком. 30 августа 1876 г. – произведен в подпоручики. 23 августа 1877 г. – 20 сентября 1878 г. – участвовал в Русско-турецкой войне. 23 декабря 1877 г. –за мужество и храбрость в сражениях с турками под Горным Дубняком 12 октября и под Телишем 16 октября 1877 г. награжден орденом Святой Анны 4-й степени (с надписью «За храбрость»). За осаду и взятие Плевны пожалован саблей с дарственной надписью от Императора. 16 апреля 1878 г. – произведен в поручики. 7 мая 1878 г. – за переход через Балканы 13–19 декабря 1877 г. награжден орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом. 7 мая 1878 г. –за сражение под Филиппополем 3,4 и 5 января 1878 г. награжден орденом Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом. 16 июля 1878 г. –награжден светло-бронзовой медалью в память войны 1877–1878 гг. 1878–1908 гг. – был духовным сыном протоиерея Иоанна Сергиева – святого праведного Иоанна Кронштадтского .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Мир вам! Гр. Амвросий, 4 января года Хорошо. По времени и по надобности. Немудрено, что протянется ввод во владение. Мир вам! Гр. Амвросий, 4 января 1878 года Читай о нем по 1-й кафизме. Ничего не делать, положиться на волю Божию. Бог благословит – пора! Ксению отпустить – дойдет. Мир вам! Гр. Амвросий, 13 янв[аря] 1878 года Бог благословит, если успеешь, одеваться на пятой неделе. Помози Господи, чтобы была истинная послушница. А у нас не нашли мухояр . Бог да простит тебя. Помози Господи! Отложить постройку келлии еще на год, пока наберешь денег. Теперь не нужно, после сама узнает. Не нужно. Пусть другой кто напишет. Можно написать, что в Белевском монастыре, а у кого она теперь живет, не нужно обозначать. Если ты покойна духом, то одевайся, а если не совсем покойна, тогда можно и подождать. Бог простит и да поможет. Бог да благословит всех вас. Гр. Амвросий, 21 марта 1878 года О деньгах потолкуем после. Все это искушение, Бог даст – все пройдет. И слава Богу! Бог да простит и да поможет. Можно, если придется отложить, а пока переправит настоятельница. Чтобы поправить. Когда будет удобно приехать в Опт[ину]. Как она захочет – тет[ка]? Это после, по соображению. Не нужно до времени никому писать, что тебя одели, после напишешь. Тяни. Всех вас Бог да благословит. Мир вам! Гр. Амвросий, 24 марта 1878 года Если будет потребность, то нужно лечиться. Можно и призанять на одеванье. Отслужи молебен Божией Матери Скоропослушнице и целебнику Пантелеймону и свт. Николаю. Мир тебе! и прочим! Гр. Амвросий, 3 апреля 1878 года Деньги получил покойному о. Клименту па милостыню. Мир тебе! и всем мир! Гр. Амвросий, 30 апреля 1878 года Не дожидаться их. Дети, они в конце мая только домой приедут. Можно бы поехать в Алех[ино], если бы там было кому ходить за больными. Мир тебе и твоим! Гр. А[мврос]ий, 12 мая 1878 года Так неудобно. Когда пройдет лихорадка. Неудобно на своих лошадях, удобнее по железной дороге. Если лихорадка не помешает. Мир гр. Глафире! Гр. А[мврос]ий, 19 мая 1878 года

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

210 См.: АСС. Дело об акафисте. 1876. 14/632; Дела в СПбДЦК за 1874–1876 гг. [Издания акафиста св. прор. Божию Илии см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 211 См.: АСС. Дела об акафисте: 1877. 22/802; 1868. 42/1362; Дело в СПбДЦК за 1877 г. [Издания акафиста св. вмч. Димитрию, Солунскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 212 См.: АСС. Дело об акафисте. 1878. 7/1374; Дело в СПбДЦК за 1878 г. [Издания акафиста св. равноап. великому князю Владимиру см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 213 См.: АСС. Дело об акафисте. 1878. 10/1377; Дела в СПбДЦК за 1876, 1878 гг. [Издания акафиста свт. Арсению Тверскому, чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 214 См.: АСС. Дело об акафисте. 1878. 32/1399; Дело о службе. 1890. IV отд. 1 стол. 8; Дело в МДЦК за 1877 г. и в СПбДЦК – за 1878 г. [Издания акафиста прп. Даниилу, Переяславскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 215 См.: АСС. Дело об акафисте. 1880. 59/597; Дела в МДЦК за 1878, 1880, 1884 гг. [Издания акафиста свв. бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 217 См.: АСС. Дело об акафисте. 1881. 31/118; Дела в МДЦК за 1872, 1881 гг. [Издания акафиста св. благоверной княгине Евдокии, в инокинях Евфросинии, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 218 См.: АСС. Дело об акафисте. 1881. 15/102; Дела в СПбДЦК за 1874, 1881 гг. [Издания акафиста прп. Ефрему, Новоторжскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 220 АСС. Дело об акафисте. 1881. 162/249; Дела в МДЦК за 1870 г. и в СПбДЦК – за 1879, 1881 гг. [Издания акафиста свтт. Суздальским Феодору и Иоанну см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 221 См.: АСС. Дело об акафисте. 1882. 3/78; Дела в СПбДЦК за 1881, 1882 гг. [Издания акафиста св. князю Михаилу Тверскому см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 222 См.: АСС. Дело об акафисте. 1882. 67/142; Дела в СПбДЦК за 1881, 1882 гг. [Издания акафиста прп. Кириллу, игумену Белоезерскому, чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».]

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010