28 июля праздник Смоленской иконы Пресв. Богородицы установлен в благодарность пресв. Богородице за чудеса, бывшие от этой иконы, как то: при нашествии татар за избавление от осады Смоленска в 13 стол. (в 1237 г.) и за избавление нашего отечества от нашествия французов и с ними двадцати народов в настоящем столетии (в 1812 г.). Икона эта по преданию, написана св. Евангелистом Лукою, подобно Владимирской иконе пресв. Богородицы, ею благословлена в путь в Россию греческая царевна Анна, супруга св. равноапост. Князя Владимира. Владимир Мономах перенес икону в Смоленск, отчего она стала называться Смоленскою. Называется еще икона эта Одигитриею, с греческого Путеводительницей, потому что Пресв. Богородица однажды явившись двум слепцам в Константинополе привела их во Влахернскую церковь к сей своей иконе, от которой они получили прозрение. В 14 стол. (в 1396 г.), во время нашествия Тамерлана на южные области России, икона Смоленская, по великому уважению к ней народа, перенесена была в Москву. В 15 же стол. (в 1436 г.), при велик. кн. Василии Темном и митрополите моск. Ионе, по просьбе жителей Смоленска, снова была возвращена туда. Возвращение иконы в Смоленск было совершено с великим торжеством. Вел. князь, митрополит, духовенство, войско и народ с крест. ходом провожали икону две версты за город, где, по совершении молебствия со слезами отпустили из Москвы в Смоленск, оставив у себя список с чудотвор. иконы. На месте молебствия впоследствии времени (в 1524 г.) при вел. Кн. Василии Иоановиче, в память возвращения Смоленска от Литвы, построен Новодевичий монастырь, в котором поставлен список с чудотв. иконы Смоленской. В самый же день возвращения, 28 июля, установлен праздник в честь Смоленской иконы с крестным ходом в монастырь. Чрез Смоленскую икону пресв. Богородица помогла нашим соотечественникам против татар и французов таким образом. Когда Батый, хан татарский, осадил Смоленск, тогда один праведный воин Меркурий от иконы слышал голос, повелевавший идти в стан неприятельский убить татарского исполина. Меркурий действительно убил исполина устрашившего русских воинов и, побораемый свыше молниеносными мужами, в присутствии светлой жены, т. е. Самой Богородицы, Меркурий избил множество татар, так что ужас объял их, и Батый отступил от города. В нашествие французов, чудотворная Смол. икона накануне Бородинской битвы носима была по лагерю для благословения и укрепления русского войска на великий подвиг борьбы за веру и отечество, и действительно одушевила их крепко стоять против сильного врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

2. Абалакский-Знаменский , мужской, 3-го класса, Тобольской губ. и округа, при селе Абалакском, в 26 вер. к вост. от Тобольска, на правом берегу р. Иртыша. Учрежден в 1785 г. преосвящ. Варлаамом I, по приказанию которого сюда был переведен мужской Богоявленский-Невьянский мон. из Пермской губ. и назван Знаменским в честь известной во всей Сибири чудотв. иконы Знамения Божией Матери Абалацкой. Икона эта писана в 1637 г. протодиаконом Софийского Тобольского собора по случаю явления Богоматери в селе Абалаке некоей благочестивой вдовице Марии, почитается всеми жителями края и ежегодно переносится в Тобольск 8 июля в воспоминание чудесного избавления в 1665 г. от беспрерывных дождей, угрожавших неурожаем и голодом. Сулоцкий, “Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалакскою”, Москва, 1853 г.; Березин, “Абалацкий мон. и чудотвор. икона Знамения Б. М.”, Казань, изд. 1848 г.; “Ист. Росс. Иерар.”, III, 59; Ратшин, 522; “Опис. монаст.”, 1817 г., 1; Проценко, “М-ри в России”, 2; Спасский, “Сибир. Вестн.”, 1818 г. I, 117; Зверинский, “Список насел. мест Тобольский губ.”, CLXXXIII; “Тобольские губ. ведом.”, 1857 г., 12 (Икона Абалатской Знамения Бож. Мат.), 14 (Торжественное приношение в Тобольск Абалакской Бож. Мат. и сопровождение ее обратно); 1858 г., 43 (окрестн. Тобольска: Абалакский мон.); 1865 г., 43 (Абалак. Знамен. мон.); Зан. И. Р. “Геогр. Общ.”, 1861 г., I, Отд. II, 116 (копия с иконы в Знаменском соборе гор. Семипалатинска); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1843 г., 95 (надел. лесом); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 326; “Известия Археол. Общ.”, 1859 г., I, 356 (икона Знам. Бож. Мат.); 1863 г., IV, 422 (древние иконы в Тобол. епар.); 1868 г., VI, 96 (камен. церкви XVII ст.); “Временник Общ. ист. и древн.”, 1849 г. III, Спасский, “Список с чертежа Сибир. земли”, 11, примеч. 3 (об основ. м-ря и иконе); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 239 (о явлении Бож. Матери и иконе в 1636 г. 25 июля); 1775 г., VII, 361 (в 1680 г. в селе Абалаки сгорели от молнии 2 церкви и колокольня).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Какой праздник 21-го Ноября? 21-го Ноября празднуется Введение во храм Пресв. Богородицы родителями, по обету, для жизни там до совершеннолетия. (Ист.– там же) Какой и в память кого установлен праздник 6-го Декабря? 6-го Декабря праздник Святителя и Чудотвор. Николая. Установлен в память сего великого святителя. (Ист. – там же.) Какой праздник 25-го Декабря и сколько времени он продолжается? 25-го Декабря праздник Рождества Христова в городе Вифлееме в вертепе (в пещере, куда загоняли скот). Продолжается он три дня, почему и назван трехдневным праздником. (Ист.– Матф. 2, 1–12 ). Что служится в сей праздник после обедни? В сей праздник после обедни служится молебен в память избавления России от французов в 1812 году. Как называются все указанные праздники? Все указанные праздники – это все праздники, так называемые непереходящие, т.е. бывающие постоянно в одни и те же числа месяцев. Кроме непереходящих, какие праздники есть еще? Кроме непереходящих, есть еще праздники переходящие, т.е. бывающие ежегодно в разные числа месяцев. Какие переходящие праздники? Переходящие праздники, это: 1) Вход Господень в Иерусалим, иначе Вербное воскресенье, 2) Пасха или Светлое Христово воскресенье, 3) Вознесение Господне и 4)Пятидесятница, или Троицын день. Когда празднуется и в память чего установлен праздник Входа Господня в Иерусалим? Праздник Входа Господня в Иерусалим празднуется за 6 дней до Пасхи. Установлен в память бывшего за 6 дней до Пасхи торжественного входа Спасителя в Иерусалим. Праздник сей называется иначе Вербным воскресеньем потому, что за утреней в сей праздник стоят с вербою в руках, подобно тому, как некогда шествовавшего в Иерусалим И. Христа встречали с пальмовыми ветвями в руках Иудеи (Ист.– Иоан. 12, 1–18 ). Когда празднуется и в память чего установлен праздник Пасхи или Светлого Христова воскресения? Какие особенности имеет сей праздник? Светлое Христово воскресение, иначе Пасха, празднуется в разное время, в числа от 22-го Марта до 25-го апреля. Установлен сей праздник в память того, как Христос Спаситель распятый и умерший на кресте за наши грехи воскрес. (Ист. Матф. 28, 1 – 15 .) Праздник Пасхи или Светлого Христова воскресения – первый и главный у нас праздник, праздник праздников. Празднуется целую неделю, 7 дней, почему и называется семидневным праздником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Умоли Господа Бога даровати в царствовании его крепкий и ненарушимый мир, благочиние, просвещение умов и сердец и земли плодоносне, пастырем святыню, законам правду и силу, военачальником мудрость и непобедимое мужество, градоначальником суд, воинству преданность вере, Царю и отечеству, и неодолимую храбрость, всем же православным христианам здравие и благочестие. Сохраняй обитель твою святую от всех наветов 114 вражиих, да словом и делом прославляется в ней всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь. (Из акаф. 1860 г.). 11-е число. Память свящ.-муч. Антипы Пергамского. Священномученик Антипа был учеником Иоанна Богослова и епископом Пергамской церкви в Малой Азии. Не смотря на то, что в его время страшно гнал христиан император Диоклетиан, св.. Антипа усердно обращал ко Христу язычников. Император велел бросить его в раскаленного медного быка, в идольском капище. Тело его не сгорало от огня и было погребено христианами. Св. Антипа обладал даром исцелять болезни, особенно зубную. Чудотвор., икона его с мощами находится в Москве в церкви его имени. Тропарь, гласа 4-й. Идольския лести упразднил еси, Антипо, и диавольскую поправше силу, пред богоборцы дерзновенно 115 Христа исповедал еси. Темже с Ангельскими чины в вышних водворяяся, Владыце всех словословие принося, и о нас молебное благодарение предлагавши, благодать цельбы даруя. Сего ради 116 тя чтим, священномучениче Антипо, моли Христа Бога, да спасет души наша. Молитва, О, преславный священномучениче Антипо и скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся 117 тебе от Господа дар болящия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради 118 к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный прибегаю и твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя небеснаго испроси мне болящему исцеление от удручающая мя зубныя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего: но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. (Из акаф. 1897 г.). 12-е число. Св. Василий епископ Рязанский. Сначала он был епископом в Муроме. Здесь по наветам духа злобы, горожане восстали против него, и он, став на разложенную на воде реки свою мантию, удалился в Рязань. Рязанский князь Олег принял его и имел к нему особенное уважение. Его уважал и св. Алексий, митрополит московский. Скончался он в 1360 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

588. Перекомский или Перекопский – Николаевский – Розважский , мужской, заштатный, Новгородской губернии и уезда, в 20 верстах от Новграда, близ р. Веренды, впадающей в 3 вер. ниже в оз. Ильмень. На настоящем месте он начал свою жизнь только в начале XVI ст., когда игумен Роман, ученик преп. Ефрема, перенес из Верендовского Николаевского (см. это сл.) камен. церковь св. Николая, построенную в 1407 г., дерев. Богоявления и мощи преп. Ефрема. Монастырь перестроен в 1806 г.; мощи преп. Ефрема покоятся в богатой раке; память преподобного чтится церковью 16 мая и 26 сент. В 1764 г. монастырь упразднен. В 1796 г. сюда переведены иноки Николаевского-Розважского м-ря и с этого времени к нему приписана часовня с Чудным крестом, что у Волховского моста в Новгороде. “Ист. Росс. Иерар.”, V, 466; Ратшин, “Полн. собр. ист. свед. о монаст.”, 386; Проценко, “М-ри в России”, 37; “Словарь ист. о свят. в России”, III; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. III, 71; Макарий, “Археол. опис. церков. древн.”, I, 639; Озерецковский, “От Спб. до Ст. Руссы”, 90; “Новгор. сборн.”, IV, Отд. 6, 62; “Новгор. губ. в.”, 1851 г., 47 (Указат. свят. и древн. Новгор.; Чудный крест в принадл. м-рю часовне близ моста в Новгороде); “Пут. по св. мест. Русск.”, II, 267; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.”, 28; Вихров, “Новгор. святые места”, 47; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 41, 127 (преп. Ефрем); Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 113, 61; Ключевский, “Жит. свят.”, 263, 463; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 30, 448 (жит. преп. Ефрема); “Известия Археол. общ.”, 1861 г., II, 85 (о приписке часовни); “Временник Общ. ист.”, 1850 г., VI, 113 (писцов. кн. 1583 г.); 1856 г., XXIV, запись о ружн. церк. и м-р. 1577–89 г., 38 (руга игум. Никодиму и 18 старцам); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. I, 150 (в 1744 г. имел 26 душ крест.); 1861 г., I, Отд. 3, 27 (Древ. церк. обряды в Новг.), II, Отд. 3, 30 (Обозр. древн. мон. рукоп. и книг); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.”, I, 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память перенесения мощей преп. Ефрема 16 мая); “Русск. истор. библиот.”, IV, 853 (Палинодия 1621 г.; 16 мая память преп. Ефрема Перекопского м-ря Новгород., нового чудотвор.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

6. Мир с Богом человеку, или покаяние святое. Киев. 1664 г. 7. Небо новое зновыми звездами, сотворенное, т.е. Преблагословенная Дева Мария Богородица с чудами своими за старанием наименьшего слуги своего недостойного иеромонаха Иоанникия Голятовского, ректора и игумен. брат. Киев. Рок. 1665 свету ся явила. Львов. 131. 8. Меч духовный, еже есть глагол Божий на помощь Церкви воюющей из уст Христовых поданный, или книга проповеди слова Божия, юже сооружи Господу поспешествующу и слово утверждающу. Лазарь Баранович епископ Черниговский, Новгородский и проч. Киев. 1666 г. 8. 9. Книга преподобного и богоносного отца нашего Никона игумена Черныя горы, написася во святой обители Густине в монастыре общежительном Прилуцком, Святыя Живоначальныя Троицы, при отцу Авксентии игумену Густинском 1670 г. 2. 10. Пречестнии Акафисты всеседмичныя с стихиры и каноны имже приличныя и прочия благопотребныя моления с месяцесловом, пасхалиею и лунным течением, новотипом в св. великой чудотвор. Киево-Печерской Лавре, ставропигии святейш. архиепископа Константина града нового Рима и вселенского патриарха, по благословению всечестного отца Иннокентия Гизиела архимандрита тоя св. обители печ. изобразившася в лето от Р. Хр. 1677. 50. 11. Во славу Господа Бога в Троице Лиц в единстве естества славимого псалтирь царя и пророка Давида художеством рифмотворным равномерно слоги и согласно, конечно, по различных стихов родом преложенная. Москва. 1660 г. Стихотворил иеромонах Симеон Полоцкий . 12. Обед душевный иеромонаха Симеона Полоцкого . 1681. 3. 13. Книга сия, содержащая историю, или повесть святого и преподобного отца нашего Иоанна, иже от Дамаска, о преподобном отце Варлааме пустынножителе и о Иоасафе царе Индийстем. Москва. 1681 г. 10. 14. Пролог, или свойственнее рещи синаксарий; месяцы Март, Апрель и Май. Москва. 1685 года. Надпись на книге: «из книг дьяка Михайла Воинова дана Кириллова монастыря Белозерского архимандриту Иринарху в Валаамскую пустыню в первосозданный храм Преображения Господня вкладу в вечное поминовение по родителех и дабы имена их прочими были внесены в синодик 1719 года». 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

старец Моисей Озеров, да монаст. слуг 2, да на том же монаст. подворье живут разн. чинов люди из оброку в избах; далее их перечень); “Русск. истор. Библиот.», I, 143, 156, 161, 187, 190, 191, 548, 552, 553, 562, 579, 589, 591, 629, 679 (памятники смутн. времени; назван Осипов); III, 172 (царь Иоанн Грозный около 1567 г. из городка Старицы ехал на Осифов м-рь, а в Осифове м-ре встретил царя сын его царев. Иван); IV, 849 (Палинодия 1621 г.; память преп. Иосифа, игум. Лямского чудотвор., 9 сентяб.); V, 223, 86 (в 1656 г. власти Иверского м-ря принесли в дар архимаидриту Иосифова м-ря: объярь двоеличная, травчатая, дороги двоеличные, 10 золотых), 964, 393 (запись 1697 г. датчанина фон Розенбуша архим. Алексею о построении галеры); VI, 819, 120 (послание 1493 г. игумена Иосифа к Нифонту, еписк. Суздальск., о еретиках); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1867 г., т. I, вып. 2, Матер. для археолог. словаря, 34 (инок Исаия Борода в 1569 г. пожертвовал м-рю нотный рукопис. сборник, при игум. Леониде); 1869 г., т. II, вып. 1, 8 (инок м-ря Вассиан, в мире Василий Шемякин, знаток безлинейного пения, 1572 г.); 1873 г., т. III, вып. 3, 31 (Паисий, живописец, расписывал церковь Успения, построенную в м-ре преп. Иосифом). 846. Казанская, мужская пустынь, ныне погост Казанская пустынь, Олонецкой губ., Вытегорского у., на границе Кириловского у. Новгород. губ., в 128 вер. к вост.-юго-вост., по тракту из гор. Кирилова в Каргополь, при оз. Климентовском. Существовала в 1675 и в 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», IV, 319; “Памят. кн. Олон. губ.», 1867 г., Отд. III, 14. 847. Казанская – Богородицкая, мужская пустынь, упраздненная, Костромской губ. и уезда, близ гор. Костромы. В 4 вер. к сев.-зап. от Костромы существует ныне деревня Казанка. В 1731 г. упоминается в ней строит. Иосиф. До 1745 г. принадлежала к Синодальной области и в 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», IV, 319; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 885. 848. Казанская – Рябинина, мужская пустынь, ныне погост Рябинина Пустынь, Вологодской губ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Основательнее считать, что он учрежден около 1642 г. и имел выдающееся положение, так как архим. Матвей в 1679 г. пожалован белою шапкою. Архим. Афанасий, “Сведения об Енисейск.-Спасском м-ре», помещено в “Памят. кн. Енисейск. губ. на 1863 г.», 298 – 345; “Ист. Росс. Иер.», IV, 87; Ратшин, 98; “Акты истор.», V, 211; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 173; “Опис. монаст.», 1817 г., 101; “Город. поселения», II, 222; “Памят. кн. Енис. губ. на 1865–66 год.», 10, 81; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 323, 4; “Дополн. к Акт. истор.», V, 28 (Гр. 1667 г. по челобитн. Старца Корнилия и соловаров Жилиных о споре земли); VIII, 48 (Акты 1679 г. о монастыр. землях; стр. 200, старец Ефрем; 204, черн. поп Евфимий); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. I, 145 (в 1744 г. имел 453 душ. крест.); 1866 г., II, Отд. 2, 304 (Матер. для ист. Сибири); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VII, 1727 г., 109 (архим. Даниил отрешен от должности); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1831 г., кн. 4, 101 (кратк. известие); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1775 г., 357 (архим. Матвей). 1167. Спасо – Преображенский или Спасоказанский, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), в г. Казани, внутри кремлевских стен, у ворот Спасских. Основан в 1556 г. св. Варсонофием, прибывшим в Казань вместе со св. Гурием, первым епископом Казанской епархии. Св. Варсонофий в 1567 г. назначен епископом Тверским, где оставался до 1569 г., и потом возвратился вновь в построенный им монастырь, в котором скончался в 1576 г.; мощи же его обретены 1596 г. 4 октября, в каковой день чтится его память, и положены в соборном храме Преображения, существующем с 1601 г. Здесь также погребены ученики св. Гурия, Иона и Нектарий. До 1640 г. здесь покоились мощи св. Гурия, первого архиеп. Казанской епархии, перенесенные в Благовещенский городской собор. При м-ре находится миссионерский приют, учрежденный в 1875 г. братством св. Гурия. “Жизнь святит. и чудотвор. Гурия, архиеп. Казан. и Варсонофия, еписк. Тверского», СПбург, 1853 г.; Заринский, “Очерки древней Казани», 96–127 (подробное описание); “Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

677. Борколабовский – Вознесенский или Ворколабовский, женский, заштатный (с 1795 г.), Могилевской губ., Старобыховского у., в 12 вер. к сев. от Быхова, на прав. берегу Днепра, при рч. Лихве. Основан в 1623 г. Богданом Стеткевичем на урочище, называемом «борок». В соборном храме Вознесения находится чудотвор. икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 г. кн. Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. При присоединении края в 1771 г. в штат не положен, но при издании штатов в 1795 г. оставлен на своем содержании. При м-ре существует школа. “Ист. Росс. Иер.», III, 428; Ратшин, 176, 178; “Опис. монаст.», 1817 г., 17; Безъ-Корнилович, “Ист. свед. о Белорус.», 205; “Могилев. губ. вед.», 1851 г., 2; “Извл. из отч. Об.– Пр.», 1849 г., 81 (надел. лесом); 1884 г., 249 (школа); Строев, “Спис. иер. и наст.», 505, 506, 508; “Акты Зап. Р.», V, 18 (Ж. гр. 1641 г. Богд. Стеткевича на влад. остров. Борком с условием, чтобы навсегда пребывала в православии под надзор. Оршан. Кутеин. игуменов; игуменья Фотинья Киркоровна); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии показан в числе благочестивых); “Архив юго-зап. России», ч. 1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа, 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 678. Боровенская – Гордеева – Архангельская или Николаевская, мужская пустынь, ныне погост Сытенский – Боровенский, Новгородской губ., Валдайского у., в 35 вер. к сев. от Валдая, при оз. Боровном. Существовала еще в XVI ст. и в 1581 г. в нем были церкви св. Николая и арх. Михаила, а игуменом тогда был Исаия. В 1656 г. значилась приписною к Иверскому м-рю, а в 1690 г. приписана к Новгород. архиер. дому; в 1764 г. обращена в приход. Нынешняя церковь во имя арх. Михаила построена в 1812 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 428, 741; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Географ. Общ.», VIII, прилож., 263; “Акты истор.», V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; роспись приписн. м-рей); “Памятн. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 18; Строев, “Спис. иер. и наст.», 118, 76; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 30; “Временник Общ. ист. и древн.», 1852 г., XIII, 18 (Расходн. книга митроп. Новгор. Никона 1652 г.; уплочено 4 руб. за рыбу черн. попу Никодиму да старцу Ефросиму); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 198, 139 (Челобитье XVII ст. игум. Тихона на крестьян в неповиновении); “Русск. истор. Библиот.», V, 285, 97 (в 1656 г. Боровенский-Никол. м-рь имел 17 дворов крестьян), 922, 379 (грам. 1690 г. митроп. Корнилия властям Ивер. м-ря о смерти строителя Венедикта Буторина и о дознании, что именно он взял при жизни из Ивер. м-ря, уезжая в Боровенский).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

56. Богородицкий – Казанский , женский, общежительный, при гор. Мокшане, Пензенской губ. Он основан в 1700 г., упразднен в 1764 г. и церковь его обращена в городское кладбище. Около церкви образовалась женская община, признанная правительством в 1861 г., причем за нею утверждена пожертвованная земля. В 1881 г. община переименована в общежительный монастырь. (“Ист. Росс. Иер.”, V 94; “Памят. кн. Пензен. губ. на 1864 г.”, 98; “Сенат. ведом.”, 1862 г., 9; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1881 г., 130, ст. 840; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1861 г., 17 (учрежд.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 961 (строит. Никифор, 1722–27 г.). 57. Богородицкий – Казанский – Ключегорский , женский, общежительный, Самарской губ., Бузулукского у., Таллинской волости, в 70 вер. к сев.-вост. от Бузулука, при селе Ключегорье (Талла). Существовавшая здесь с 1875 г. женская община в 1880 г. переименована в женский монастырь. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1880 г., 66, ст. 458; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1880 г., 98; 1884 г., 247. 58. Богородицкий – Лесненский , женский, 1-го класса, при посаде Лесно, Седлецкой губ., Константиновского у., в 12 вер. к зап. от уез. гор. Янова. С 1754 до 1863 г. здесь существовал католич. монастырь ордена паулинов, который за участие монашествующих в мятеже был закрыт, а костел с чтимою народом иконою Божией Матери передан православному ведомству и обращен в правосл. церковь . В 1884 г. с целью противодействия латино – польской пропаганде между воссоединенным из унии местным населением разрешено здесь учредить жен. общину с устройством при ней школы для девочек, больницы и богадельни. В 1889 г. община возведена на степень монастыря 1-го класса. Икона Божией Матери, известная под именем Леснинской, явилась русским пастухам в 1683 г. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1884 г., 55; 1889 г., 106; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 254; Батюшков, “Холм. Русь”, 118, 173 (изображение чудотвор. иконы), прилож., 3 (объяснение к рисунк.); “Церковн. вед.”, 1889 г., 32, 307 (возведение в м-рь), 37, прибавл., 1091 (слово по случаю преобразов. общины в м-рь) 1101 (торжество открытия м-ря); 1890 г., 12 (штат).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010