Лаврентий никогда никому не отказывал в этом, давал и давал без счета, уповая на милость Божию и на обетование, что рука дающего не оскудевает, что и сбывалось над ним всегда. Он никогда ни у кого ничего не просил, никогда не подыскивал богатых благотворителей для своей обители, всех равно ласково и нелицеприятно принимал, угощал, утешал, назидал, чем мог, и во всех своих нуждах на Бога и Пресвятую Богородицу всю свою надежду возлагал молитвенно, и по молитве его, все нужное для него являлось невидимо: находились и благотворители, и жертвователи, которые исполняли все благие его предначинания и желания касательно благолепия и благоустройства Иверского монастыря, его храмов, зданий, утвари, ризницы, одним словом – всего того, в чем чувствовалась надобность. В Иверском монастыре он сделал весьма много для его внутреннего и внешнего благосостояния. В 1858 году сделана им серебряная рака высокой, художественной работы академика Верховцева, для святых мощей святого праведного Иакова, Боровичского чудотворца, стоимостью в 5,850 р.; затем на чудотворную икону Иверской Богоматери сделана золотая риза с драгоценными каменьями, высокой, художественной работы того же академика, стоимостью в 15,600 р.; исходатайствованы в 1861 году у казны острова на Валдайском озере с огромным лесом, которые составляют красу обители и прочное обеспечение для нее во всех хозяйственных ее потребах; вычищен и позолочен иконостас в соборном храме монастыря; куплено для него новое изящное, посеребренное паникадило, стоимостью в 1,000 р.; установлены с Высочайшего разрешения крестные ходы с чудотворной Иверской иконой, которую стали носить из Иверского монастыря в гг. Демянск и Боровичи, и теперь она ежегодно с 21 мая совершает шествие свое по этим городам и сопредельным с ними селам, что доставляет духовное утешение их жителям и немалую пользу вещественную для Иверского монастыря. Много утвари и ризницы ценной приобретено при нем для обители; все храмы ее обновились благолепием как внутренним, так и внешним; много зданий жилых в ней исправлено, обновлено, вновь сооружено; самое число братий в Иверском монастыре почти удвоилось во дни настоятельства о. Лаврентия, что дало ему возможность улучшить пение в обители, сделать службу Божию в ней благолепной, порядок примерный, так что посетители из Петербурга и Москвы, бывавшие прежде в Иверском монастыре и потом посещавшие его при о. Лаврентии, не узнавали его и бывали поражаемы тем порядком и благочинием, с каким совершалось в нем богослужение. Улучшено хозяйство Иверского монастыря во всех отношениях, ибо о. Лаврентий, как сам сельский уроженец, был не чужд многих хозяйственных знаний и в обители своей прилагал их к делу с уменьем и пользой. Вообще, добрый труженик много сделал для Иверского монастыря во дни своего настоятельства в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На церковном Соборе 1654 года был поставлен вопрос об исправлении певческих книг, то есть о приведении напевов и текстов в соответствие с существующим произношением, и создана комиссия авторитетных знатоков-умельцев для выполнения этой работы, чему помешала начавшаяся эпидемия. Широко распространенная ныне пятилинейная нотация в музыке и в церковном пении впервые появилась при Патриархе Никоне . С именем Святейшего Патриарха связано строительство трех монастырей Русской Церкви. Первым таким строением стала Иверская обитель на Валдайском озере, начатая в 1653 году, двести лет спустя после падения Константинополя. Сам Первосвяти- тель вспоминал о ее создании так: «Аз смиренный Никон, Божиею милостию Патриарх, от многих времен собрався в мысли своей, дабы во славу святому Имени Божию, идеже благоволит святая Его благодать, сотворил обитель на пользу себе и хотящим спасться...». Он много думал о месте создания монастыря, и однажды, в день памяти пренесения мошей «иже во святых отца нашего свя- шенномученика и исповедника Филиппа, Митрополита, внезапу прииде мне, – говорит он, – в мысль в святей велицей соборней и апостольстей церкви Пресвятая Богородицы честнаго Ея Успения» об острове на Валдайском озере, который запомнился ему еще тогда, когда он был митрополитом Новгородским. Царь подарил Патриарху облюбованную им землю для монастырского строения. Первоначально были построены деревянные храмы в честь Иверской иконы Богоматери и святителя Филиппа. Сюда же из Иверского монастыря на Святой Горе Афон была принесена точная копия чудотворной Иверской иконы Богоматери. Из Москвы в новооснованный монастырь были принесены ковчеги с частицами мощей Российских Первопрестольников Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а из Новгородского Боровичского монастыря – мощи праведного Иакова, которого Святейший Патриарх в книге «Рай мысленный» назвал «великочестным гражданином Града Нового Церкве Божия Иерусалима». Чудотворную Иверскую икону Святейший Патриарх «всякими лепоты украси со многим тщанием, и киот устрои великий и прекрасен и позлащен». И в последующее время Святейший Патриарх делал различные вклады в этот монастырь: иконы, кресты со множеством частиц святых мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На церковном Соборе 1654 года был поставлен вопрос об исправлении певческих книг, то есть о приведении напевов и текстов в соответствие с существующим произношением, и создана комиссия авторитетных знатоков-умельцев для выполнения этой работы, чему помешала начавшаяся эпидемия. Широко распространённая ныне пятилинейная нотация в музыке и в церковном пении впервые появилась при Патриархе Никоне . С именем Святейшего Патриарха связано строительство трёх монастырей Русской Церкви. Первым таким строением стала Иверская обитель на Валдайском озере, начатая в 1653 году, двести лет спустя после падения Константинополя. Сам Первосвятитель вспоминал о её создании так: «Аз смиренный Никон, Божиею милостию Патриарх, от многих времен собрався в мысли своей, дабы во славу святому Имени Божию, идеже благоволит святая Его благодать, сотворил обитель на пользу себе и хотящим спастися...». Он много думал о месте создания монастыря, и однажды, в день памяти пренесения мощей «иже во святых отца нашего священномученика и исповедника Филиппа, Митрополита, внезапу прииде мне, – говорит он, – в мысль в святей велицей соборней и апостольстей церкви Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Успения» об острове на Валдайском озере, который запомнился ему ещё тогда, когда он был митрополитом Новгородским. Царь подарил Патриарху облюбованную им землю для монастырского строения. Первоначально были построены деревянные храмы в честь Иверской иконы Богоматери и святителя Филиппа. Сюда же из Иверского монастыря на Святой Горе Афон была принесена точная копия чудотворной Иверской иконы Богоматери. Из Москвы в ново-основанный монастырь были принесены ковчеги с частицами мощей Российских Первопрестольннков Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а из Новгородского Боровичского монастыря – мощи праведного Иакова, которого Святейший Патриарх в книге «Рай мысленный» назвал «великочестным гражданином Града Нового Церкве Божия Иерусалима». Чудотворную Иверскую икону Святейший Патриарх «всякими лепоты украси со многим тщанием, и киот устрои великий и прекрасен и позлащен», И в последующее время Святейший Патриарх делал различные вклады в этот монастырь: иконы, кресты со множеством частиц святых мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

На церковном Соборе 1654 года при Патриархе Никоне был поставлен вопрос об исправлении певческих книг, то есть о приведении напевов и текстов в соответствие с существующим произношением, и создана комиссия авторитетных знатоков-умельцев для выполнения этой работы, чему помешала начавшаяся эпидемия. Широко распространенная ныне пятилинейная нотация в музыке и в церковном пении впервые появилась при Патриархе Никоне. С именем Святейшего Патриарха связано строительство трех монастырей Русской Церкви. Первым таким строением стала Иверская обитель на Валдайском озере, начатая в 1653 г., двести лет спустя после падения Константинополя. Сам Первосвятитель вспоминал о ее создании так: “Аз смиренный Никон, Божиею милостию Патриарх, от многих времен собрався в мысли своей, дабы во славу святому Имени Божию, идеже благоволит святая Его благодать, сотворил обитель на пользу себе и хотящим спастися…”. Он много думал о месте создания монастыря, и однажды “во един от дни преже помянутаго года на память пренесения мощей, иже во святых отца нашего священномученика и исповедника Филиппа, Митрополита, внезапу прииде мне, — говорит он, — в мысль о святей велицей соборней и апостольстей церкви Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Успения”, об острове на Валдайском озере, которое запомнилось ему еще тогда, когда он был митрополитом Новгородским. Царь подарил Патриарху облюбованную им землю для монастырского строения. Первоначально были построены деревянные храмы в честь Иверской иконы Богоматери и святителя Филиппа. Сюда же из Иверского монастыря на Святой Горе Афон была принесена точная копия чудотворной Иверской иконы Богоматери. Из Москвы в новооснованный монастырь были принесены ковчеги с частицами мощей Российских Первопрестольников Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а из Новгородского Боровичского монастыря — мощи праведного Иакова, которого Святейший Патриарх в книге “Рай мысленный” назвал “великочестным гражданином Града Нового Церкве Божия Иерусалима”. Чудотворную Иверскую икону Святейший Патриарх “всякими лепоты украси со многим тщанием, и киот устрои великий и прекрасен и позлащен”. И в последующее время Святейший Патриарх делал различные вклады в этот монастырь: иконы, кресты со множеством частиц святых мощей.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-patriarh-n...

Наконец, письма Никона необходимо точно датировать: ни в одном из них нет точной даты составления; вероятно, поэтому при издании текстов посланий Никона в XIX в. неверно названы годы их написания. Между тем по содержанию и указанным в посланиях месяцам и населенным пунктам, через которые проезжал патриарх, время составления писем можно точно определить. Первое письмо помечено в тексте 26 января: Никон написал царю из владимирского Рождественского монастыря, где он находился вместе с неким попом Стефаном 82 1, л. 1). Согласно записям в книге расходов патриаршего Казенного приказа, поход патриарха Никона во Владимир состоялся 23 – 29 января 1653 г.: 26 января, в четверг, Никон ходил из Владимира в монастыри Боголюбов и Покровский, а 27 января патриарх служил литургию в Рождественском монастыре, после чего кормил братию и раздавал монастырским властям денежную милостыню 83 . Таким образом, первое письмо Никона можно датировать 26 января 1653 г. 84 . Второе письмо – из Иверского монастыря – в содержании не имеет дат, но в записи на обороте об отправлении письма с Федором Ртищевым есть помета – 27 февраля 2, л. 1 – 2). Никон рассказывает царю о чудесном явлении огненного столпа над Иверским монастырем «от четвертка против пятка в нощи в третий час», свидетелями которого были жители окрестных деревень. О своем месте пребывания в момент составления письма Никон говорит: «...добро есть нам зде быти, и сени сотворены есть». Значит, патриарх Никон писал царю из строящегося Иверского монастыря, где от очевидцев он и узнал о чудесном явлении. Согласно литературным и документальным источникам, в конце февраля 1654 г. 85 Никон приезжал в Иверский монастырь, к строительству которого он приступил годом раньше 86 . Посещение валдайского монастыря Никоном было связано с перенесением туда в это время мощей святого Иакова Боровичского чудотворца из Духова монастыря. Мощи святого были привезены в Иверский монастырь 24 февраля (еще в январе патриарх Никон отправил за ними архимандрита Иверского монастыря Дионисия I, архимандрита новгородского Вяжицкого монастыря Евфимия и игумена Спасского монастыря из Старой Руссы; в селе Едрове процессию с мощами святого встречал новгородский митрополит Макарий) 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Получалось, что мощи были выставлены в церкви без санкции властей, к тому же духовенство «распространяло суеверия». Уполномоченным немедленно были вызваны епископ Арсений и настоятель Знаменской церкви. О характере их беседы можно судить только из донесения В. Хевронова. По его свидетельству, они повторили слова верующей старушки. Уполномоченный заявил, что не верит в эту легенду, с помощью которой прикрывают незаконные действия, обвинил в сокрытии информации о выставлении мощей для поклонения. Обвинения выпали и на долю районных организаций, а также руководства музея, которые не обратили внимания на случившееся. Епископ Арсений добавил, что Патриарх о мощах преподобного Нила знает, они расположены в зимней церкви с его согласия. В 1995 году состоялось перенесение мощей преподобного Нила Столбенского из Знаменской церкви города Осташкова в Нилову пустынь. Охлаждение советского государства к Русской Православной Церкви во второй половине 1948 года остановило процесс возвращения мощей святых. Без ответа оставались официальные ходатайства Патриарха и епархиальных архиереев о возвращении мощей святителей Никиты Новгородского, Питирима Тамбовского, преподобных Серафима Саровского , Иакова Боровичского, Симеона Верхотурского. Имелись обстоятельства, делавшие возвращение святынь относительно безопасным для всевластия советских руководителей. Священство было подконтрольным, открытых храмов по сравнению с количеством поданных заявлений – немного, общество в целом к возврату мощей оставалось равнодушным. Те м не менее, возврат мощей приостановился. Храм святой Анны Кашинской в Санкт-Петербурге Церковь в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской в Санкт-Петербурге – первый храм святой Анны Кашинской, построенный и освященный в честь этой святой. И сегодня он остается единственным храмом в России, целиком посвященным Анне Кашинской. История храма тесно связана с городом Кашин Тверской области. В 1894 году на Выборгской стороне в Петербурге на участке, пожертвованном потомственным почетным гражданином Ф.П. Кручининым, было открыто подворье Кашинского Сретенского монастыря. Сначала планировалось построить часовню, которая и была освящена 3 апреля 1894 года в честь святителя Николая Чудотворца в память спасения цесаревича Николая Александровича при покушении на него в японском городе Отсу. На освящение собралась «такая масса народа, что движение по проспекту не только конное, но и пешее было прекращено».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рассказ о сне Никона отсутствует в краткой редакции «Известия» И. Шушерина, автор которой, вероятно, по-другому понял этот эпизод: Никон добился в своей жизни всего сам, своим трудом, но сам же и разрушил то, что создал, а когда попытался вернуть, собрать всё заново, уже не достиг прежнего величия. Такая трактовка могла «снизить» образ главного героя 470 . Второе видение патриарху Никону – некоего «благообразного юноши» – было, как свидетельствует И. Шушерин, в Ферапонтовом монастыре, в ссылке. Никон, а с ним и протопоп московского большого собора Михаил, как рассказывает автор, очутились в неизвестном огромном каменном здании, и Михаил звал Никона на освящение некоей церкви. Вместе они проследовали из палаты в палату, дивясь красоте сооружения. И тут появился некий юноша, который интересовался у Никона, нравится ли ему здание и знает ли он, чьё оно. Затем юноша сообщил Никону, что здание это построено его, Никона, терпением и призвал патриарха к усердию в прохождении жизненного пути 471 . Включение рассказов о видениях в жизнеописания людей для дальнейшего их прославления – общее место в агиографии. «Известие» о Никоне, созданное после смерти патриарха, в определённой степени готовило почву для прославления как самой личности патриарха Никона , так и его деяний. Однако рассказы о собственных видениях Никона, которые находятся в его сочинениях, представляют значительно больший интерес, поскольку выражают собственную точку зрения автора-визионера на определённые события его биографии и не являются плодом художественного вымысла агиографа, составляющего посмертное жизнеописание патриарха. Мне известны семь рассказов о видениях патриарха Никона , которые записаны самим автором. По тематике их можно разбить на две группы. Первую составят видения, содержание которых связано с прославлением валдайского Иверского монастыря, возводимого по инициативе патриарха Никона в Новгородской епархии с 1653 г. В феврале 1654 г. патриарх Никон перенёс в монастырь частицы мощей четырёх московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и мощи святого Иакова Боровичского чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Софии-Премудрости Божией. Память св. князя 4-го октября и 10 февраля. См. ист. Росс. Иер. I 276, ист. кар. II 28–30, 34 и примеч. 45. 5-го числа Святой преподобной Харитины – инокини Преподобная Харитина была родом княжна Литовская. Еще в цветущих летах девства своего, она, оставив знаменитый род свой и отечество, прибыла в Новгород и поселилась в женском монастыре св. ап. Петра и Павла, что на Синичьей горе. Здесь, приняв иноческий образ, Харитина за добродетельную жизнь поставлена была настоятельницею обители и до самой кончины была образцом смирения, чистоты и иноческого жития для подчиненных. Иные полагают, что Харитина была обручена с благоверным князем Новгородским Феодором, братом Александра Невского, который, как известно, скончался в тот самый день, в который назначено было сочетание его браком с приисканною отцом его невестою. Быть может, внезапная кончина жениха и была причиною удаления княгини Харитины, как невесты его, в Новгородскую женскую обитель для принятия на себя иноческого образа и уневещения небесному жениху – Христу. Время кончины препод. Харитины, равно как и обретения мощей её, достоверно не известно. Св. мощи препод. Харитины почивают под спудом в юго-западном углу Петро-Павловской, что на Синичьей горе, церкви, где была прежде женская обитель. Петро-Павловская же церковь состоит в 2-х верстах от Новгородского кремля к юго-западу и почитается древнейшею из всех церквей Новгородских, за исключением Софийского собора. Основание её вместе с бывшею обителью женской относится к 1092 году. Эта церковь Петро-Павловская, ныне кладбищенская, несмотря на все перемены, долженствовавшая быть в течение семи веков, сохранила свое первоначальное устройство. Память препод. Харитины местно празднуется 5-го числа октября месяца. См. ист. Росс. Иер. IV, 96 и Слав. истор. о свят. прав. в Русс. ц. стр. 240 . 23-го числа Св. праведного Иакова Боровичского, нового чудотворца Касательно того, кто был родом св. Иаков, где жил и где скончался, кроме не подтверждаемого никакими историческими памятниками, народного верования в то, что св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Тропарь, глас 8 Глас апостола твоего Павла услышав глаголюща, мы юроди Христа ради; раб Твой Галактионо, юрод бысть на земли Тебе ради Христе Боже; тем же и ныне память его почитающе, тебе ся молим, Господи спаси душа наша. Кондак, глас 4 Во юродство претворився волею, мира сего красоты отнюдь возненавидел еси; плотская мудрования увядил еси, постом и жаждею, и зноем, и студению мраза, от дождя и снега, и от прочия воздушныя тяготы, никогда же уклонився душею; и очистил еси себе яко злато в горниле, Галактионе блаженне. Сказание о чудотворце Иакове Боровичском, Новгородском 2, 4 Христа ради юродивом Память его празднуется месяца мая в 22-й день и месяца октября в 23-й день † ок. 1540 Кто был сей угодник Божий? Точных сведений не отыскано. «Не ведомо нам, кто он и откуда, – говорит Славеницкий, – мы только благодарим блаженного Иакова. Он просиял Христовою силою чудотворений, подобно древним великим святым. В блаженном отроке сильный и дивный муж пришел к нам в русскую страну – охранять и соблюдать веру нашу во Христа». По слухам, блаженный Иаков быль простой, но усердный к делу судовщик и принял на себя суровое юродство. Скончался же убитый громом. Самое первое явление прославившегося раба Божия было чудное. Надобно представить себе быстроту течения Мсты, особенно страшно-бурную силу ее в весеннее время, когда самая сильная и ловкая рука гребца с трудом у берега может править ладьею. По этой-то реке против течения ее волн, во время вскрытия ее, на третий день Пасхи, в 1452 г., несло громадную льдину (накру). Это было у грозных Боровичских порогов: но льдина неслась наперекор массам воды, сбрасывающимся с порогов. Густой пар, как бы дым, поднимался со льдины, плывшей между камнями. На ней увидели дубовую колоду: гроб без крышки с почившим отроком. Как ни дивно было плавание льдины, крестьяне встретились с мыслью об ответе за мертвое тело и положили проводить мимо селения гроб. Принесли шесты и длинными шестами оттолкнули льдину от берега. Льдина, однако, не слушалась и возвратилась к берегу. Веревками обмотав колоду, повлекли с льдиною по течению Мсты и отвели версты за две от села Боровичи. На рассвете следующего дня льдина опять явилась у берега, на прежнем месте. Ее вновь отвели по реке, но и в третий раз возвратилась она к тому же месту. Старшинам ночью, не одному и не двум, явился во сне отрок, тот самый, которого видели они в колоде, и с упреком говорил: «Зачем, будучи христианами, немилостиво гоните меня, христианина? Если хотите знать мое имя, то я – Иаков, одноименный святому апостолу Иакову». Старшины поутру передали один другому видение, и вслед за ними народ поспешил на берег, чтобы благоговейно снять гроб со льда. Мощи были поставлены в часовне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

11 августа 1572 года у гроба Гликерии был исцелён человек от болезни глаз. Это стало основанием для местной канонизации праведной Гликерии. Днём памяти было выбрано 13 мая – память её тезоименной святой Гликерии Ираклийской. Примерно такова же история святого праведного Иакова Боровичского (память 23 октября): в 1540 году в селе Боровичах Новгородской епархии были обретены нетленные мощи неизвестного отрока. Его имя было открыто некоторым селянам в сонном видении, и от мощей начались чудеса. Святые праведные Артемий Веркольский (1545) и сестра его Параскева Пириминская (сер. XVI в, общая память 20 октября) были жителями села Верколы Пинежского уезда Архангельской губернии: прав. Артемий в 12-летнем возрасте погиб от удара молнии во время сельскохозяйственных работ, его сестра также скончалась в юном возрасте. Оба прославлены от Господа нетлением мощей и чудесами. Ваня и Яша, страстотерпцы Особняком в православной агиографии стоит история святых праведных Иакова и Иоанна Менюжских (ок. 1566–1569, память 24 июня), родных братьев, скончавшихся в 3х и 5летнем возрасте при ужасных обстоятельствах. Старший мальчик, увидев, как отец убивает барана, в отсутствие родителей затеял игру с младшим и убил его, не ведая, что творит. Когда же он осознал содеянное, видя горе и ужас родителей, то спрятался в печи за дровами. Мать не знала, что её сын там, зажгла огонь и ребёнок погиб. Издревле эти дети почитались как страстотерпцы: Всеблагой Господь, видящий всех, живущих на земле, зная незлобие и невинность сих младенцев, почтил нетлением нескверные и непорочные тела их, сопричислив к лику своих святых: одного как неповинно убитого, а другого как принявшего за убийство мученическую кончину от огня.  Фото: santosepulcro.co.il Оплакав детей, родители облекли их в погребальные одежды, положили во гробы и предали их тела земле по христианскому обряду при церкви во имя Святителя и чудотворца Николая, что в Медведском погосте. Спустя несколько дней после погребения отроков Иоанна и Иакова гробы их явились плавающими на малом озерке, отстоящем в двух поприщах (или верстах) от Менюжского монастыря.

http://azbyka.ru/deti/deti-mucheniki-v-p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010