Для завершения портрета архиепископа следует упомянуть связанные с его именем рукописи. В Евангелии Андрейчины , замечательном образце староукраинского искусства, вкладная запись архиепископа Леонида вымарана. Возможно, также была опущена память об опальном архиепископе в Краткой редакции Жития Ефрема Новоторжского. Остается вопрос, в каком источнике она могла сохраняться (и кроме того – вопрос о том, когда архиепископ мог побывать в Борисоглебском монастыре). Известно, что в 1572 г. архиепископом Леонидом был канонизирован Иаков Боровичский. Тропарь Ефрему Новоторжскому был создан с ориентацией на тропарь Иакову Боровичскому, что устанавливает возможную связь между канонизациями этих святых: «Божественною свыше просвтився благодатию, преподобне, многимъ терпнием во временнй жизни подвигъ соврьшилъ еси, тм же источаеши чюдесъ благодать, иже врою приходящим к рац мощей твоихъ, Ефреме преблаженне. Да вси зовем ти: слава Давшему ти крпость, слава Внчавшему тя, слава Дйствующему тобою всмъ исцление» (Ефрему Новоторжскому, тропарь, глас 1, 28 января). И для сравнения: «Божественною благодатию просвтився, и по смерти даруеши исцление притекающим к рац мощей твоих, премудре Иакове. Тм же и мы нын чтем честных мощей принесение, веселяще вкуп душа и тлеса. Тм вси вопием ти: слава Давшему ти крпость, слава Венчавшему тя, слава Дающему тобою всм исцления (перенесение мощей Иакова Боровицкого, Новгородского чудотворца, тропарь, глас 1, 23 октября) . Почитание Ефрема Новоторжского в конце XVI в. отражается во включении тропаря и кондака в перечень тропарей и кондаков новым чудотворцам и службы святому в различные сборники. Службе Ефрему Новоторжскому посвящена статья В. Легких, которая ставит ее в контекст служб XVI в., показывая многочисленные заимствования из служб другим русским святым: Димитрию Прилуцкому, Феодору Смоленскому, Варлааму Хутынскому и другим . По замечанию Г. С. Гадаловой, в середине XVII в. служба Ефрему Новоторжскому сама становится образцом для службы на перенесение мощей Арсения Тверского .

http://bogoslov.ru/article/6192625

23. Димитриевская родительская суббота. Апостола Иакова, брата Господня по плоти. Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца. Сщмч. Владимира Амбарцумова, пресвитера Московского . В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление. Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия. Служба ап. Иакова совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостола, глас 4-й – 3, и мученичны Октоиха, глас 3-й (2-й: «Велия Креста Твоего, Господи, сила…», 3-й: «Велия мученик Твоих, Христе, сила...», 4-й: «Пророцы, и апостоли Христовы…»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – апостола, глас 6-й: «Кровию мучения…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…». Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Боже, Заступник мой еси Ты...», со стихом. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (с заупокойными припевами: «Блажени, яже избрал...», и проч.). «Слава» – апостола, глас 8-й: «Началопастыря Христа…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево…». Примечание. «На стиховне мученичен 1-й, и мертвена два кир Иоанна Дамаскина» (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды . Примечание. На субботнем богослужении с «Аллилуиа» припевы вечерних стиховных стихир в службе 2-го и 8-го гласов приводятся в Октоихе на ряду. При совершении субботней службы 1-го, 3-го – 7-го гласов припевы заимствуются с утренних стиховных стихир Октоиха (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 748).

http://patriarchia.ru/bu/2022-11-05/

Лаврентий, митрополит Казанский и Свияжский (в схиме Левкий) Инок Новгородского Вяжищского монастыря. В 1654 году был иеродиаконом и патриаршим ризничим в Москве. В 1654 году участвовал в перенесении мощей святого Иакова Боровичского († ок. 1540; память 23 октября/5 ноября) в Иверский монастырь, в переносе мощей тверского князя Михаила Ярославича с установлением крестного хода, который с той поры стал обязательным в Тверской епархии (30 сентября). 16 апреля 1654 года патриархом Никоном рукоположен в архиепископа Тверского и Кашинского. 24 сентября 1654 года был освобожден Смоленск, который в течение сорока лет был занят поляками, и патриарх Никон назначил временно управлять Смоленской епархией архиепископа Лаврентия, который оставался на ней с марта по декабрь 1655 года. А в 1656 году, по определению Московского Собора, был назначен в Смоленск и постоянный епископ, бывший Суздальский Филарет. 26 июля 1657 года переведен в Казань с возведением в сан митрополита и оставался на этой кафедре до своей кончины. Был участником многочисленных церковных Соборов 50–60-х годов XVII века. Перед смертью принял схиму с именем Левкия. Скончался 11 ноября 1672 года. Погребен в Казанском кафедральном соборе, в склепе под главным алтарем. Преосвященный Лаврентий с благословения патриарха первый носил белый клобук и саккос с колокольцами и осенял дикирием и трикирием. Митрополит Лаврентий увеличил число братии в Раифской Богородицкой пустыни и на собственные средства соорудил там три церкви. Святитель Лаврентий показал великую любовь к Смоленскому чудотворному образу Пресвятой Богородицы, находящемуся в Седмиезерной Богородицкой Вознесенской пустыни. Он сам «красными ногами» (см. Ис. 52:7 ) ходил в эту обитель воздать благоговейное поклонение святыне. Совершил там всенощное бдение и литургию и властью, данной ему от Святого Духа, узаконил принесение святой иконы в Казань ежегодно 25 июня навеки неизменно, в благодарную память избавления от моровой язвы. Он же приказал составить для душевной пользы всех описание начала Седмиезерной пустыни и чудес от образа Пресвятой Владычицы Богородицы Смоленской.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 4 июня 2024 года 22. Вторник 5й седмицы по Пасхе. Мч. Василиска. Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского. Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (службу зри 23 октября) . Служба мч. Василиска не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского, в соединении со службой Триоди (Б) . А. На вечерне кафизма 6я (если накануне совершалась бденная служба в честь Владимирской иконы Божией Матери, то кафизмы нет). На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (Преполовения), глас 1й – 3, и мученика, глас 4й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2й: «Егда пришел еси…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 4й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 3й: «Преполовившуся празднику…». По Трисвятом – тропарь мученика (общий), глас 4й: «Мученик Твой, Господи, Василиск…» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября). «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8й (дважды). «Слава» – тропарь мученика (общий), глас 4й: «Мученик Твой, Господи, Василиск…» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября), «И ныне» тропарь Преполовения, глас 8й. Кафизмы 7я и 8я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50й. Каноны: праздника Преполовения 2й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3й песни – кондак мученика, глас 8й; седален мученика, глас 1й. «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас 8й (см. в среду Преполовения, по 3й песни канона). По 6й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4й (см. в среду Преполовения). На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Преполовения: «Чашу имеяй…» (см. в среду Преполовения). «Слава, и ныне» – тот же светилен.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

23. Неделя 22-я по Пятидесятнице. Глас 5-й. Апостола Иакова, брата Господня по плоти. Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца. Сщмч. Владимира Амбарцумова, пресвитера Московского . Служба ап. Иакова славословная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 6, и апостола, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Кровию мучения...», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и стихиры апостола, глас 1-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – апостола, глас тот же: «Во огненней зари...» (см. славник на хвалитех утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Се исполнися Исаиино проречение...» . На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – апостола, глас 8-й: «Началопастыря Христа...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневестная Дево...» . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 11-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и апостола на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос апостола, глас 4-й; седален апостола, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 5-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава» – светилен апостола, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-05/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 5 ноября 2024 года 23. Вторник. Апостола Иакова, брата Господня по плоти. Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца. Сщмч. Владимира Амбарцумова, пресвитера Московского . Служба ап. Иакова славословная, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры апостола, глас 4й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 6й: «Кровию мучения…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры апостола, глас 1й (со своими припевами). «Слава» – апостола, глас 8й: «Началопастыря Христа…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Владычице, приими…». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 2й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Вся паче смысла…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 2й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Вся паче смысла…». Кафизмы 7я, 8я и 9я. Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется . По 1м и 2м стихословии – малые ектении и седальны апостола (по дважды); по 3м стихословии – малой ектении нет , седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18й кафизмы. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2й на 4 и апостола на 6. Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1е «зри»). Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – седален апостола, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос апостола, глас 4й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Боровичи. Церковь иконы Божией Матери " Умиление " . Карта и ближайшие объекты К юго-востоку от Свято-Духова монастыря, на берегу реки Мсты, находилась большая деревянная шатровая церковь в честь иконы Божией Матери «Умиления». Храм этот был построен на святом для боровичан месте. Здесь в 1452 г. были погребены мощи св. Иакова, Боровичского чудотворца. В 1806 г. церковь сгорела, на ее месте сразу же была построена временная деревянная часовня. В 1830 г. боровичане просили благословения Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Серафима на строительство на месте часовни большого каменного храма. Благословение получено не было, т.к. место было признано неудобным для строительства большого каменного храма. Только в 1871 г. вместо временной часовни, была построена каменная крестовокупольная часовня. В 1881 г. эта часовня была освящена в церковь иконы Божией Матери «Умиления». Храм был расписан с наружной и внутренней стороны, имел высокий световой барабан, 5 глав, украшенных крестами. Он был окружен красивой металлической оградой. Каменный храм, построенный на месте деревянного в XIX веке, в связи с общероссийским почитанием прп. Серафима Саровского, был освящен в честь иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской. Об этом свидетельствует роспись храма. По сохранившимся фотографиям этой церкви ясно видно изображение иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевское с наружной стороны северной стены храма. Народное предание объясняет название храма тем, что боровичане, не сразу поняв значимость явления святых мощей, отталкивали их, но после чудесного вразумления и покаяния они погребли мощи. Говоря при этом, что они теперь умилили Богородицу, т.к. явление мощей св. Иакова было в праздник Иверской иконы Божией Матери. Поэтому часовня, а впоследствии церковь, получила название «Умиление». В настоящее время храм освящен в честь иконы Божией Матери «Умиления» Новгородской. Икона под таким названием находилась в г. Новгороде, в Троицкой церкви. Прославление ее совершилось 8 июля 1337 г. Икона Божией Матери, находившаяся в иконостасе, невидимою силой была поставлена на воздух, и из очей Богоматери истекали слезы. Архиепископ Новгородский Алексий принял икону на свои руки и поставил ее в особо устроенный киот. В память этого чуда было постановлено ежегодно 21 июля отмечать праздник в честь иконы Божией Матери “Умиления”. Церковная летопись упоминает о многих чудесных знамениях, бывших от этой иконы. С правой стороны от алтаря были изображены Спаситель и Пресвятая Богородица. С левой – св. Николай. В других нишах были изображены апостолы Петр и Павел, Пантелеймон-исцелитель, св. блг. влк. кн. Александр Невский, и образы других святых украшали стены этого прекрасного храма. Внутри храма был небольшой иконостас с высокими царскими вратами. Напротив него находился свечный стол. С левой стороны – большая икона Иверской Божией Матери. С правой – икона св. Пантелеймона, около которой стояли певчие.

http://sobory.ru/article/?object=00842

23/5 Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Преподобного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540). Преподобного Елиссея Лавришевского (ок. 1250). Тропарь апостолу Иакову, брату Господню по плоти, глас 2 Яко Господень ученик, восприял еси, праведне, Евангелие,/яко мученик, имаши еже неописанное дерзновение,/яко брат Божий, еже молитися, яко иерарх;/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 4 Отчее Единородное Бог Слово,/пришедшее к нам в последняя дни,/Иакове Божественне,/перваго тя показа Иерусалимлян пастыря и учителя/и вернаго строителя таинств духовных./Темже тя вси чтим, апостоле. Величание Величаем тя,/апостоле Христов Иакове,/и чтим болезни и труды твоя,/имиже трудился еси/во благовестии Христове. Тропарь преподобному Иакову Боровичскому, Новгородскому чудотворцу, глас 1 Божественною благодатию просветився,/и по смерти даруеши исцеление/притекающим к раце мощей твоих, премудре Иакове;/темже и мы ныне чтим честных мощей твоих пренесение,/веселяще вкупе души и телеса./Тем вси вопием:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 8 Верою и любовию/твое честное пренесение празднующих, блаженне,/сохрани и соблюди от всякия злобы и соблазна змиина,/имаши бо дерзновение ко Владыце всех Христу Богу,/Егоже моли спасти люди,/молящия тя, да вси вопием ти:/радуйся, отче Иакове,/всея Российския земли удобрение. Величание Ублажаем тя,/святый праведный Иакове,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарьпреподобному Елиссею Лавришевскому и святителю Лаврентию, епископу Туровскому, глас 3 преподобне отче наш Елиссее,/с Лаврентием чудным подвизался еси, учителю своему подражая,/земную славу и честь стопам Христа повергли есте,/темже Господь увенча вас/нетленным венцем славы Своея. Кондак, глас 2 Вечная память ваша,/преподобнии Елиссее и Лаврентие,/темже поминайте чтущих свято ю/и испросите земли нашей благочестие/и душам спасение. Читать далее Источник: Полный тропарион : Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых угодников Божиих и икон Божией Матери на каждый день года/[Сост.: Т. С. Олейникова]. - М. : Ставрос (Тип. АО Мол. гвардия), 2003-./Кн. 1. 2003. – 429 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Праведный Иаков Боровицкий (Боровичский), Новгородский чудотворец (мощи явились в 1540 г.) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 23 окт. в день перенесения мощей, 22 мая в день тезоименитства со св. апостолом Иаковом и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Был Светлый Вторник 1540 г. Река Мста только что вскрылась. Против самых страшных Боровицких порогов, где стояло село Боровичи Новгородской области, крестьяне увидели быстро несущуюся против бурного течения огромную льдину. Густой пар, как дым, поднимался с нее. На ней стоял гроб без крышки, представлявший собой обгорелую дубовую колоду, а в нем лежал почивший отрок. Крестьяне не поняли, что это явление благодатное. Они испугались судов и дознаний и поспешно оттолкнули льдину длинным шестом. Но льдина вернулась. Тогда они обвязали колоду веревкой и оттащили ее за две версты. Но утром она опять вернулась. Ее опять отвели, но она опять вернулась. Тогда ночью святой отрок явился некоторым сельчанам и сказал им: «Зачем вы, будучи христианами, гоните меня, христианина? Если вы хотите знать мое имя, то я — Иаков, единоименный св. апостолу Иакову, брату Господню по плоти». Тогда святые мощи были вынуты из воды и положены на берегу, и от них стали истекать исцеления. Посте же освидетельствования их духовными властями они были положены в Свято-Духовской Боровичской церкви, при которой был устроен монастырь. Но при Патриархе Никоне мощи были перенесены в основанный им валдайский Иверский монастырь, где и почивали в открытой раке до нашего времени. Существует предание, согласно которому св. праведный Иаков был усердный к своему делу судовщик и нес подвиг юродства ради Христа. • Достоверных сведений о происхождении св. Иакова не сохранилось. Село Боровичи расположено на р. Мсте (ныне город в Новгородской обл.). • Валдайский Иверский монастырь находится в 3 верстах от г. Валдая (Новгородская обл.), в нем есть храм во имя прав. Иакова Боровичского. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437810/

Новгородские милиционеры раскрыли кражу из Свято-Духова монастыря XIV века 21 июля 2006 г. 11:11 Сотрудники Боровичского РОВД Новгородской области раскрыли кражу, совершенную в одном из самых древних российских монастырей — Свято-Духовой обители в городе Боровичи. Как сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе УВД Новгородской области, в ходе оперативных мероприятий были задержаны трое подростков в возрасте 15, 16 и 18 лет, которые подозревались в совершении ряда краж из ларька частного предпринимателя. «В ходе расследования уголовного дела, возбужденного по факту кражи, была установлена причастность задержанных к совершению ряда других преступлений, в том числе с территории Свято-Духова монастыря, где они похитили мраморную доску с его названием», — рассказали в милиции. «В настоящее время проверяется, что еще пропало в монастыре во время его «посещения» задержанными», — добавил собеседник агентства. Сам монастырь был основан не позднее 1327 года, но точная дата не установлена, так как монастырские архивы погибли во время пожара в 1732 году. Достоверно только то, что основан он в начале XIV века, во время царствования великого князя Московского Ивана Калиты. Большую известность монастырь получил во второй половине XV века в связи с перенесением в него в 1545 году мощей святого Иакова. Царь Иван Грозный, имея большую любовь к новоявленным святым и чудотворным иконам, наделил монастырь пахотными землями и угодьями. В 1724 году в монастыре некоторое время находились мощи святого благоверного князя Александра Невского при торжественном перенесении их, по указанию Петра I, из Владимира в Санкт-Петербург. Во время первой мировой войны часть зданий монастыря использовалась под лазарет, а в феврале 1918 года уездная комиссия города Боровичи приняла постановление о закрытии Свято-Духова монастыря. В годы Великой Отечественной войны на территории бывшей Свято-Духовой обители находился госпиталь для военнопленных. Позднее долгое время на территории монастыря была воинская часть. 14 сентября 2000 года Свято-Духов монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, в 2002 году на храм Святого Духа были вновь воздвигнуты золотые купол и крест. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/127620.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010