10 сентября того же года, по прошению архимандрита Моисея и по усердному желанию граждан города Старой-Руссы, с благословения Амвросия, митрополита Новгородского, и при грамоте, подписанною преосвященным Евгением, епископом Старорусским, в монастырь сей принесены в дар от Новгородского Софийского собора, для благолепия и украшения св. обители, части мощей святых угодников Божиих, числом 50, а именно: 1) Никиты, епископа Новгородского, 2) Иоанна, архиепископа Новгородского, 3) священномученика Антипы, епископа Пергамского, 4) преподобного Антония Римлянина, 5) апостола Андрея Первозванного, 6) Евфимия, архиепископа Новгородского, 7) Иоанна Златоустог о, 8) преподобного Иоанна Дамаскина , 9) преподобного Макария Египетского, 10) преподобного Ефрема Новоторжского, 11) Преподобных отец в Синае и Раифе избиенных, 12) святой мученицы Параскевы, 13) святого благоверного князя Феодора Ярославича, 14) святого Моисея, архиепископа Новгородского, 15) св. великомученика Никиты, 16) св. Епифания, епископа Кипрского, 17) св. мученика Иоанна воина, 18) св. апостола Иакова, брата Господня, 19) святых Гурия и Варсонофия, святителей Казанских, 20) св. великомученика Феодора Тирона, 21) св. апостола Анании, 22) ризы св. Ионы, архиепископа Новгородского, 23) святых благоверных князей Феодора и Давида Ярославских, 24) св. четыредесяти мучеников иже в Севастии, 25) св. великомученика Пантелеймона, 26) св. Николая, архиепископа Мирликийского, 27) св. великомученицы Варвары, 28) св. великомученика Георгия, 29) св. благоверного князя Михаила Черниговского, 30) преподобного Алексея, человека Божия, 31) преподобного Евфимия Суздальского, 32) св. Стефана, епископа Пермского, 33) св. Климента, папы Римского, 34) св. мученика Меркурия, 35) св. мученика Прокопия, 36) св. младенцев, избиенных Иродом в Вифлиеме, 37) св. архидиакона Стефана, 38) св. Иакова Боровичского, 39) св. мученика Христофора, 40) св. мученика Иакова Персиянина, 41) св. мученика Феогния и других Кизическпх мучеников, 42) Антипатра, 43) Феостиха, 44) Артемия, 45) Феодота, 46) Магна, 47) Фавмасия, 48) Филимона, 49) Руфа и 50) преподобного Моисея Мурина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Значит, патриарх Никон писал царю из строящегося Иверского монастыря, где от очевидцев он и узнал о чудесном явлении. Согласно литературным и документальным источникам, в конце февраля 1654 г. 85 Никон приезжал в Иверский монастырь, к строительству которого он приступил годом раньше 86 . Посещение валдайского монастыря Никоном было связано с перенесением туда в это время мощей святого Иакова Боровичского, чудотворца из Духова монастыря. Мощи святого были привезены в Иверский монастырь 24 февраля (ещё в январе патриарх Никон отправил за ними архимандрита Иверского монастыря Дионисия I, архимандрита новгородского Вяжицкого монастыря Евфимия и игумена Спасского монастыря из Старой Руссы. В селе Едрове процессию с мощами святого встречал новгородский митрополит Макарий) 87 . В тот же день патриарх Никон привёз в валдайский монастырь частицы мощей трёх московских святителей и чудотворцев – Филиппа, Петра и Ионы, которые были положены в специально изготовленный для них серебряный ковчег 88 . 25 февраля, в субботу, в соборной церкви патриарх Никон сам переложил святые мощи Иакова Боровичского чудотворца в новоустроенную сребро-позлащённую раку 89 . Таким образом, можно заключить, что второе письмо царю Никон написал 27 февраля 1654 г. 90 . Ещё два письма – о проезде через Можайск и прибытии в Москву – относятся к 1655 г. В письме о проезде ночью через Можайск сообщается о прибытии Никона днём 2 февраля в село Кубенское, находившееся в 56 вёрстах от Москвы 3, л. 1). А в другом письме Никон говорит о своём прибытии 3 февраля в Москву после морового поветрия 4, л. 1, 2). В июле 1654 г. эпидемия моровой язвы охватила Смоленские земли и Москву. По воле царя Алексея Михайловича, находившегося в то время в польском походе, 24 июля 1654 г. патриарх Никон выехал из Москвы с вверенным ему царским семейством сначала в Троице-Сергиев монастырь 91 , а в конце августа в Калязинский монастырь 92 . К началу 1655 г. эпидемия начала ослабевать 93 , и в начале февраля по Смоленской дороге патриарх Никон вернулся в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

является выпись из писцовых книг об имуществе и угодьях боровичского Свято-Духова мон-ря, относящаяся к 1582 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 1, 2). Согласно этому источнику, «над чюдотворцом над Яковом», т. е. над гробом святого, находился «образ местный в окладе апостол Христов Яков, и чудотворец Яков, да Никола Чудотворец». Он принадлежал к числу характерных для позднего средневековья надгробных композиций, где фигуру местночтимого рус. святого сопровождал образ его небесного покровителя (иногда, как и в данном случае, их память совершалась в один день); дополнительный образ свт. Николая Чудотворца, очевидно, отражал его почитание как ходатая за умерших. Создание подобных произведений с фигурами святых в молении, восходивших к иконографии надгробных портретов, обычно соответствовало начальному этапу почитания рус. чудотворцев. Однако в 1582 г. в мон-ре существовало еще одно изображение И.- «образ Якова чюдотворца в деянье, на золоте», т. е. самостоятельная житийная икона святого (судя по определению «чюдотворец», это был образ И., а не ап. Иакова, брата Господня, названного в том же тексте «апостолом Христовым»). Из-за отсутствия более поздних аналогий с этим уникальным памятником состав житийного цикла остается неизвестным. Возможно, житийный образ был написан после того, как в 1572 г. неск. новгородских клириков, посланных архиеп. Леонидом в Боровичи для сбора сведений о чудесах от мощей И., констатировали, что «много от него исцеление» ( Голубинский. Канонизация святых. С. 113-114). В кон. XVI - 1-й трети XVII в. частицы мощей И. помещались в напрестольные кресты, следов., Новгородские архиереи могли заказывать и его изображения. На это указывают и данные Чиновника новгородского Софийского собора XVII в. о совершавшейся 23 окт. службе «вкупе» ап. Иакову, брату Господню, и И., с «полиелеосом», каноном и чтением последнему ( Голубцов А. П. Чиновник Новгородского Софийского собора//ЧОИДР. 1899. Кн. 2. С. 44-45), что предполагает наличие праздничной иконы. В XVII в. иконы И., вероятно, создавались прежде всего для церквей Боровичского мон-ря - на это косвенно указывают данные о деревянном надвратном храме во имя святого, существовавшем в 1658 г.

http://pravenc.ru/text/200241.html

Являлся и многим другим блаженный Кассиан, не забывал же и своей обители, даруя ей не только блага духовные, но и временные, через то свидетельствуя о непрестанном своем покровительстве собранной им братии. Память преподобного Кассиана празднуется 2/15 октября — день преставления, и 21 мая/3 июня — день тезоименитства. Май 22 Иаков Боровичский, Новгородский, праведный Преподобный Иаков Боровичский — Новгородский чудотворец. О происхождении блаженного Иакова, жизни его и кончине его нет достоверных сведений. По местному преданию, он в отрочестве принял на себя суровый подвиг юродства Христа ради. По церковным песнопениям, святой Иаков, «от младенства Богу прилепився, Того стопам последовал», победил «плотския страсти воздержанием», «благодать духовную восприял», своим «жестоким житием на земли Ангелы удиви, демоны же устраши и человеки просвети» и «ныне на небесех предстоя всех Царю Христу». Прославил Господь святого подвижника после кончины. В 1540 году, на третий день Пасхи, к селению БоровичиНовгородской области) по реке Мсте против течения приплыла большая льдина, на которой стоял гроб (дубовая колода) без крышки, а в нем лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами оттолкнули льдину к середине реки, но она возвратилась к берегу. Так повторялось трижды. Ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня». Мощи святого отрока были сначала помещены в часовне, а в 1544 году перенесены в Святодуховской храм. Тогда же было установлено ему празднование. Господь, прославляя Своего угодника, даровал мощам святого Иакова целительную силу. Полиелейное празднование установлено с 1572 года. В «Иконописном подлиннике» о святом Иакове сказано: «Подобием млад, наг, препоясан платом». В 1657 году патриарх Никон часть мощей святого перевез на Валдай, в Иверскую обитель. Часть святых мощей осталась в Духовом Боровичском монастыре (Новгородской епархии), другая хранилась в Авраамиевом ските (бывшей Финляндской епархии). Память преподобного Иакова совершается два раза в год: 22 мая/4 июня и в день перенесения честных его мощей 23 октября/5 ноября. Май 23 Леонтий, епископ Ростовский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В книге «Рай мысленный» патриарх рассказал о чуде, свершившемся в Едрове в момент перенесения мощей из Боровичей. Женщина по имени Мария поведала патриарху об исцелении дочери, которая не видела шесть лет и внезапно прозрела. За время от явления мощей Иакова Праведного и до открытия их сохранились точные, хотя и самые краткие, сведения о шести чудесных исцелениях. За время с открытия святых мощей в 1545 г. и до перенесения их из Боровичей в Валдай в 1654 г. достоверно известны также шесть чудесных исцелений. Особенно часты были исцеления от глазных болезней. В Святодуховском соборе в Боровичах остался ковчег с частицами мощей святого Иакова. «Кто именно был в кратковременном житии своем на земле благоугодивший Господу отрок, святой Иаков Праведный, именуемый Боровичским чудотворцем, кто были его родители и откуда нетленные мощи его приплыли к боровичскому берегу, об этом нет достоверных сказаний, ни письменных, ни устных. Есть несколько легенд и народных верований. Но говорить о их вероятности опасно, как бы не солгать на святого. Да и напрасны домогательства ума человеческого в том, что скрыла от него Десница Божия: ...святые угодники Божии не земного, но горняго отечества ищут, не земнородным, но небесным племенем хвалятся, не плотским родителем, но духовным Отцом, вездесущим и всеблагим Богом, величаются, и не в земном, но в небесном граде вечно жительствовать тщатся. И так будем твердо знать и помнить, что сей досточудный угодник Божий есть именитый гражданин великого града Сиона, Иерусалима небесного». P.S. В рукописном отделе Государственного Исторического музея в Москве нам удалось обнаружить рукописное житие XVII в. – житие святого Иакова Боровичского с подробным описанием совершенных от его мощей чудес. Житие представляет большой исторический интерес, как живое свидетельство религиозной жизни одного из древних поселений Новгородской земли. Сказание о преподобном отце нашем Арсении Новгородском 2 Христа ради юродивом Память его празднуется месяца мая в 8-й день и месяца июля в 12-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

соседствует с блж. Феодором. На иконе 75 новгородских чудотворцев 1728 г. (ГТГ), исполненной свящ. Георгием Алексеевым, к-рый в качестве образца использовал изображение древа Киево-Печерских святых и икону Симона Ушакова «Древо государства Московского» 1663 г., Н. вместе с блж. Феодором представлен слева, во 2-м ряду сверху, на одном уровне с новгородскими князьями и яренгскими святыми, а праведные отроки изображены в др. рядах ( Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. 9(39). С. 91-95; Комашко Н. И. Русская икона XVIII в. М., 2006. Кат. 160. С. 189). На близкой по композиции иконе работы того же мастера из собрания П. И. Щукина с 28 святыми (1726, ГИМ) новгородские юродивые уже не представлены; нет их и на иконе кон. XVIII в. с изображением 28 новгородских святых в молении образу Софии Премудрости Божией (из собрания Н. Н. Померанцева, НГОМЗ), где тема юродивых и праведных мирян представлена образами святых Иакова Боровичского, Артемия Веркольского, а также Михаила Клопского (в монашеских одеждах). Тем не менее и в XIX в. Н. и блж. Феодор включались в состав новгородских святых, и такие изображения имели довольно широкое распространение (ср. также композицию с древом новгородской святости под названием «Описание новгородских чудотворцев» (рубеж XVIII и XIX вв., НГОМЗ), на к-ром не показаны сами образы святых, но приводятся их имена в кругах: Геров Г. П. Рисунок древа новгородской святости кон. XVIII - нач. XIX в.//Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. СПб., 2015. Вып. 6. С. 214, 216). На иконе 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ) они показаны слева вверху, рядом с прав. девой Гликерией и прп. Харитиной Новгородской (длинная седая борода блж. Феодора и короткая русая борода Н. позволяют предположить, что иконописец перепутал внешность этих святых, изображавшихся в одинаковых одеяниях). На хромолитографии «Собор всех святых Новгородских угодников» 1902 г., изданной Е. И. Фесенко в Одессе, оба юродивых представлены в верхней части композиции, в центре, рядом со св.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Настоятелями и насельниками В. м. являлись буд. архиереи: Аарон (Еропкин) , Дамаскин (Аскаронский), Антоний (Знаменский) , Феофилакт (Русанов) , Иустин (Вишневский) , Амвросий (Протасов) , Амвросий (Рождественский-Вещезеров) , Владимир (Ужинский) . Среди старцев В. м. известен молчальник мон. Пахомий († 1886), стяжавший дары молитвы и прозорливости. Др. чтимым подвижником был настоятель В. м. архим. Лаврентий (Макаров; 1854-1876), прежде служивший наместником Киево-Печерской лавры . Архим. Лаврентий установил крестные ходы с чудотворной Иверской иконой Божией Матери в Валдай, Демянск, Боровичи и по уездам Новгородской и соседних губерний. В 1848 г. после крестного хода прекратилась сильнейшая эпидемия холеры, в память об этом событии в 1849 г. определением Синода были утверждены ежегодный крестный ход из мон-ря вокруг г. Валдая и совершение молебнов с 28 июля по 6 авг. Крестные ходы совершались и в престольные праздники - Успения Божией Матери, Богоявления, в день памяти св. Иакова Боровичского (23 окт.). В 1858 г. попечением архим. Лаврентия были изготовлены новая рака для мощей св. Иакова, новая золотая риза с драгоценными камнями для Иверской иконы. При архим. Лаврентии был позолочен иконостас Успенского собора, отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, устроена гостиница для паломников. После открытия в 1861 г. мощей свт. Тихона Задонского на родине святителя в с. Короцком Валдайского у. была основана жен. общежительная община, в создании которой архим. Лаврентий принимал деятельное участие. Архим. Лаврентий погребен в зап. притворе Успенского собора. К нач. XX в. при В. м. действовала школа грамоты для 10 мальчиков-сирот, живших в мон-ре. К 1918 г. число братии В. м. составляло ок. 70 чел.- монахов и трудников, обитель владела ок. 5 га монастырских угодий и 200 га садов, огородов, пахот, пастбищ. 1917-2003 гг. Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679–1689 гг. Фотография. 2002 г. Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679–1689 гг. Фотография.

http://pravenc.ru/text/153903.html

21) Общецерковное празднование сщмч. Филиппу II, митр. Московскому и всея Руси († 23.12.1569, пам. 9 янв.), установлено в 1652 г. (на 17 июля) в связи с перенесением мощей свт. Филиппа из Соловецкого мон-ря в Москву (в 1669 г. празднование перенесено на 3 июля). В 1591 г. гроб с телом сщмч. Филиппа был перенесен из Твери в Соловецкий монастырь. Е. Е. Голубинский полагал это установлением местного празднования (с. 118). При Патриархе Иоасафе I (1634–1640) служба свт. Филиппу была включена в богослужебные Минеи. Местное празднование на переложение мощей установлено 31.05.1646 (грамота Патриарха Иосифа в Соловецкий мон-рь от 29.04.1646). 22) 21.02.1657 Патриарх Никон перенес часть мощей прав. Иакова Боровичского († ок. 1540, пам. 23 окт.) в Валдайский Иверский монастырь, что, вероятно, явилось основанием к установлению общецерковного почитания. «Панихидная память» святому была установлена 6.10.1544, а 8.02.1572, вероятно,— местное празднование. 23) Общецерковное празднование свт. Арсению, архиеп. Тверскому, вероятно, установлено в 1665 г. в связи с перенесением мощей по благословению Патриарха Никона . Местное празднование было установлено Собором 1547 г. Имена названных святых включены в месяцесловы Уставов 1682-го и 1695 гг. (за исключением прп. Корнилия Комельского, блгв. кн. Георгия Владимирского, блж. Прокопия Устюжского, прп. Кирилла Новоезерского, свт. Арсения Тверского, отсутствующих в месяцеслове Устава 1682 г.). Установление соборной памяти «всех святых новых чудотворцев Российских» послужило примером для установления местных соборных памятей, одни из которых складывались задолго до сер. XVI в., а другие стали образовываться позже: ок. 1549–XVII в.— Собор Новгородских святителей (4 окт., в день памяти блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, и 10 февр., в день памяти блгв. кнг. Анны Новгородской). Начало соборного празднования восходит к 1439 г., когда архиеп. Новгородский Евфимий (Вяжицкий) установил местное почитание свт. Иоанна, архиеп. Новгородского († 7.09.1186), и уставное панихидное поминовение кн.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

В 1865-1872 гг. к северу от Свято-Духовского собора был сооружен теплый трапезный храм, освященный в 1872 г. во имя И., в том же году надвратный храм переосвятили в честь Иверской иконы Божией Матери. В Боровичском мон-ре память явления мощей И. праздновалась во вторник Светлой седмицы, 23 окт. совершался крестный ход из городского собора в мон-рь. На месте первоначального погребения святого на берегу Мсты существовал колодец с целебной водой, над которым была устроена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Умиление». В 1806 г. церковь сгорела. В 1832 г. над колодцем возвели деревянную часовню, перестроенную в камне в 1871 г. 10 лет спустя на месте часовни воздвигли ц. в честь иконы Божией Матери «Умиление», в храме хранилась часть гробовой колоды И. Чудотворения, связанные с И., продолжались на Новгородской земле и в XIX в. Автор «Описания боровичского Свято-Духова монастыря с его окрестностями» (СПб., 1865) записал 2 чуда, связанные с обнаружением кладов по молитвам к И. В нояб. 1863 г. боровичскому крестьянину явился «светловидный юноша» и указал на зарытый в земле клад - бочку с серебром и золотом, которую крестьянин привез затем в Боровичскую обитель. В том же году бедняк Тимофей Семёнов из дер. Новоселицы обнаружил кувшин со старинными серебряными монетами и слитками, что спасло его от разорения. В 1919 г. Иверский монастырь был преобразован в трудовую артель, в 1927 г. закрыт. 1 февр. (или 30 марта) 1919 г. мощи И. были вскрыты (обнаружены «кости, соединенные высохшими связками» - см.: Семеновский. Данные науки о мумификации трупов//Революция и церковь. 1919/1920. 9/12. C. 42; Отчет VIII (ликвидационного) отдела народного комиссариата юстиции VIII Всероссийскому съезду советов (Сводка вскрытий «мощей», произведенных по почину трудящихся в пределах Советской России в 1918, 1919 и 1920 гг.)//Там же. С. 78). В 1947 г. была отклонена просьба Московской Патриархии о возвращении Церкви в числе др. святынь мощей И. В «Деле о мощах Иакова» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. 608) записано, что 10 июля 1947 г.

http://pravenc.ru/text/200241.html

Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Мати Христа Бога нашего,/и чтим чудотворный образ Твой,/имже спасла еси/нас от руки вражия. 22/4 Мученика Василиска (ок. 308). Мученика Иоанна-Владимира, князя Сербского (1015). Преподобного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540). Память святых отец Второго Вселенского Собора (381). Тропарь мученику Василиску, глас 4 Мученик Твой, Господи... (общий мученику). Кондак, глас 8 Во страдании крепок и мужествен явился еси, и в чудесех предивен,/явленно Христово имя преднося, мучителя посрамил еси./Тем тя почитаем, Василисче, присно зовуще, всечестне:/радуйся, мучеников светлая доброто. Величание Величаем тя,/страстотерпче святый Василисче,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа/претерпел еси. Тропарь мученику Иоанну – Владимиру, князю Сербскому, глас 4 Крест, явльшийся тебе с Небесе, светел проповедал еси,/просветив языки ясно, Владимире славне,/обагреньми кровей твоих украсився,/сподобился еси почестей нетленных,/предстояй Троице,/тем со дерзновением/моли спастися нам. Ин тропарь, глас тойже 17 Крест, явльшийся тебе с Небес в блистании, всем проповедал еси,/просветив языки верно, Владимире славне./Искуплением же, кровьми твоими возблистав,/сподобился еси мзды нелестныя, предстоя Троице./Темже дерзновенно моли Христа спастися нам. Кондак, глас 8 Яко сокровище многоценное/и источник, точащ земным токи,/недуги очищающия,/нам подадеся тело твое священное,/болезнем различным подающе исцеление/и благодать Божественную притекающим к нему, да зовем ти:/радуйся, княже Владимире. Величание Величаем тя,/страстотерпче святый княже Владимире,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа/претерпел еси. Тропарь преподобному Иакову Боровичскому, Новгородскому чудотворцу, глас 1 Божественною благодатию просветився,/и по смерти даруеши исцеление/притекающим к тебе, премудре Иакове:/темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение,/веселяще вкупе души и телеса./Тем вси вопием:/слава Давшему ти крепость!/Слава Венчавшему тя!/Слава Действующему тобою всем исцеления!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010