Сиятельнейший граф Милостивый государь! Вашего высокографского сиятельства покорный слуга убогий Никодим. 20 октября 1783 г. Просьбу сию Румянцев от себя сообщил в св. Синод таким образом 24 : В св. правительствующий Синод от генерала-фельдмаршала, сенатора, киевского, черниговского и новгородско-северского генерал-губернатора и кавалера графа Румянцева-Задунайского представление. Придержащегося старых церковных обрядов в селениях ведомства Новгородско-Северского, Курской и Новороссийской губернии находящегося общества старец Никодим подал мне прошение о присоединении их при старообрядчестве к Восточной Греко-российской церкви через посредство прописанных в оном пунктов. Я в рассуждении сего доброго их намерения и что присоединение их к нашей церкви может послужить к их просвещению, оную просьбу при сем в св. правительствующий Синод представлю на благоусмотрение. На подлинном подписано: Гр. Румянцев-Задунайский 26 октября 1783 г. с. Вишенки. В то же время граф Румянцев-Задунайский сделал представление и в правительствующий Сенат 25 следующего содержания: В правительствующий Сенат доношение. По просьбе ко мне общества, придержащегося старых церковных обрядов, от старца Никодима о присоединении их при старообрядчестве к Восточной Греко-российской церкви посредством прописанных в оном пунктов, написнное от меня в св. правительствующий Синод представление в правительствующий Сенат при сем представляю. На подлинном подписано: Граф Румянцев-Задунайский. 26 октября 1783 г. с. Вишенки. Глава 2 Вторичное путешествие Никодима в Санкт-Петербург 1783 года – Беседа его на пути, в Москве, с преосвященным Платоном. – Прошение, поданное Никодимом Платону. – Успех Никодима в Торжке среди старообрядцев. – Письмо новоторжских старообрядцев к санкт-петербургскому митрополиту Гавриилу. – Рекомендательное письмо Свешникова в Санкт-Петербург, врученное Никодиму. – Прошение Никодима митрополиту санкт-петербургскому Гавриилу. – Особое прошение князю Потемкину-Таврическому. – Новые ласки Потемкина к Никодиму. – Прошение Никодима в св. Синод – Извещение стародубцев об успехах в Санкт-Петербурге. – Письмо Никодима из Санкт-Петербурга в свой монастырь об усердии к раскольникам Потемкина. – Внезапный отъезд Потемкина из Санкт-Петербурга. – Высочайшее повеление Императрицы Екатерины II, выхлопотанное Потемкиным для старообрядцев при его отъезде. – Радость и слезы Никодима по этому случаю.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/iskanie-...

Архиепископ проводил активную внешнюю политику, отстаивая интересы Новгорода в отношениях с западноевроп. гос-вами, рус. великими княжествами, а также с «младшим братом» Новгорода Псковом. В 1333 г., во время боевых действий московского и новгородского войск под Торжком (начавшихся из-за обострения вопроса об уплате «выхода» в Орду), В. К. вел в Переяславле мирные переговоры с московским вел. кн. Иоанном Даниловичем Калитой , к-рые, несмотря на предлагаемый новгородцами откуп (500 р.), не привели к заключению мира. Сразу после окончания переговоров В. К. поехал в Псков, где был принят «с великою честью» (до этого визита Новгородские епископы не были в городе 7 лет). В Пскове В. К. крестил св. Михаила , сына блгв. тверского вел. кн. Александра Михайловича , в 1341 г. мальчика привезли к архиепископу «грамоте учится». В июне 1334 г. во Владимире В. К. участвовал в хиротонии Сарайского еп. Афанасия. 16 февр. 1335 г. в Новгород приехал вел. кн. Иоанн Калита и был заключен мир; в том же году В. К. со знатнейшими боярами нанес ответный визит в Москву, где «чести великои много видел». После заключения новгородско-московского союза обострились новгородско-псковские отношения. «Подъезд» В. К. в Псков в 1337 г. закончился разрывом: псковичи не позволили архиерею вершить суд в городе, В. К. покинул Псков, «прокляв» горожан. В 1340 г., во время конфликта между Новгородом и московским кн. Симеоном Гордым из-за «черного бора» (дани Орде), В. К., прибыв в Торжок во главе новгородской делегации, способствовал заключению мира. В 1341 г. он принимал в Новгороде митр. Феогноста с многочисленной свитой, при этом «тяжко же бысть владыце и монастырем кормом и дары». В 1346 г., во время визита В. К. в Москву для приглашения в Новгород вел. кн. Симеона, митрополит наградил архиепископа крещатыми ризами (полиставрием). В 1339 г. новгородские послы, в т. ч. от владыки (его племянник Матфей), заключили договор со Швецией «по старым грамотам». 6 янв. 1342 г. в Юрьеве (Дерпте) был заключен договор с Ригой, Готским берегом и нем. городами, урегулировавший торговлю воском; с рус. стороны «владыка Новгородский» в договоре был назван первым. В 1348 г. на предложение швед. кор. Магнуса Эриксона прислать своих «философов» для диспута о вере В. К. с посадником и тысяцким от имени всех новгородцев ответили: «Аще хощеши уведати, коя вера лучши, наша ли или ваша, пошли к Цесарьскому граду к Патриарху, занеже мы прияли от гричь правоверную веру, а с тобою не спираемся про веру». Шведы начали принудительно крестить в католичество ижорян и захватили крепость Орехов, вскоре они были разбиты новгородцами в Ижорской земле, Орехов после осады был освобожден.

http://pravenc.ru/text/150805.html

всепокорнейшее прошение. Мы нижайшие новгородско-северского наместничества новоместского уезда, состоящого между вновь учрежденным Злынским и Зыбковским посадами подведомого Злынский ратуше Успенского старообрядческого монастыря монашествующие и бельцы слушали, по заведенной просьбе покойного нашего строителя и первого снискателя благословенного священства монаха Никодима, данное бывшим в С.-Петербурге просителям от его светлости князя Григория Алексадровича Потемкина объявление, в котором объясняется, что Высочайшим Ее Императорского Величества повелением наши старообрядческие слободы велено приписать к таврической епархии, и которые старообрядцы поселившись на землях таврической области объявят свое соединение с материю нашей святой соборной и апостольской грекороссийской Церковью, то навсегда будут пользоваться зависящим от таврического архиерея священникам по их обычаю, и те, кои еще пребудут в прежних своих селениях жители, желающие прибегнуть к пастырям церковным, могут на том же основании пользоваться. А как получили мы подлинное сведение с присланного письма от его святейшества Гавриила митрополита новгородского и с.-петербургского к его преосвященству Илариону епископу новгородско-северскому, чтобы оное Высочайшее повеление исполнить и помянутые слободы принадлежащими к его епархии не почитать, а вашему высокопреосвященству сообщить обстоятельную о том ведомость, то уже мы ныне и отдаемся под благоразумное руководство вашего высокопреосвященства, представляя вашему архипастырству к удовлетворению нашему нижеследующее: 1) Что мы желаем быть в соединении святой соборной апостольской греко-российской Церкви на жительстве в помянутом Успенском Никодимовом монастыре под паствой вашего высокопреосвященства и по всем духовным делам принадлежать дикастерии вашего архипастырства. 2) В оном монастыре с вашего архипастырского благословения и повеления при получении освященного антиминса в новопостроенной часовне чтоб по желанию нашему сооружен был алтарь во имя Пресвятой Богородицы честного и славного Ее Успения, и чтобы освятить оную церковь по чиносодержанию первенствующей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/iskanie-...

Уже в двенадцать лет Александр участвовал в масштабном сражении. Ярослав взял с собой сына во время похода в 1234 году на город Юрьев (Дерпт). Битва новгородско-владимирского войска Ярослава Всеволодовича против Ордена меченосцев ставится на один уровень с Ледовым побоищем. Существует мнение, что сообщение о затонувших под треснувшим льдом рыцарях являлось переносом элементов описания битвы на реке Омовже 1234 года, в которой новгородско-владимирские войска под командованием Ярослава Всеволодовича разгромили рыцарей Ордена меченосцев, применительно к сражению на Чудском озере. Обстоятельства не благоприятствовали Федору и Александру во время их первого княжения в Новгороде. Дождливая осень 1228 года погубила значительную часть сгнившего на полях урожая, приведя в следующем году к голоду. Разлившийся во время таяния снега Волхов затопил город. Начались выступления городских низов, приобретшие антивластную направленность. В этих условиях Федор Данилович организует бегство малолетних князей из Новгорода. Новгородская первая летопись старшего извода сообщает именно о бегстве, совершенном ночью. Понятно, что это не могло не произвести впечатления на малолетних князей 194 . И при втором княжении Федора и Александра в Новгороде с 1230 года от имени их отца Ярослава ситуация повторилась. Вновь начался голод, еще более страшный, чем прежде. Имелись прецеденты людоедства. Начался антикняжеский мятеж, масштаб которого потребовал прибытия Ярослава в Новгород. Очень похоже в этом отношении проходили детские годы Ивана Грозного и Петра I. И, по-видимому, детские годы Александра, проведенные под дамокловым мечом перманентной крамолы, формировали его взгляды как сторонника жесткой княжеской власти. И фактически с него стали закладываться принципы будущего политического устройства Руси-России, как самодержавной модели государственности 195 . Из «Истории Российской» Василия Татищева, с характерной для нее минимизаций теоретических отступлений и интерпретаций, можно получить представление об Александре Невском, как человеке глубоко верующем и убежденном приверженце Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это определение собора было вызвано действительною болезнью русского духовенства, преимущественно в новгородской епархии, где многие священнослужители предавались пьянству до самозабвения, особенно «от светлыя недели вербныя до всех святых». 49 Определение Владимирского собора, при всей его строгости, не исправило нравов русского духовенства. Собор 1503 г. снова обличал в пьянстве все русское духовенство. В частности определение Владимирского собора не исправило нравов новгородско-псковского духовенства. О низком нравственном уровне последнего достаточно свидетельствует вмешательство мирян в церковные дела. В 1392 году митрополит Киприан писал в Новгород грамоту о подсудности духовенства архиепископу Иоанну, о неотнимании мирянами Софийских отчин и церковных пошлин. 50 Такая же грамота была написана в Новгороде митр. Феодосием в 1463 году. 51 В 1467 году митрополит Филипп снова писал новгородскому архиепископу Ионе, запрещая мирянам отнимать села и имения, отписанные монастырям. 52 Подобные же грамоты писались и в Псков. В 1395 году митрополит Киприан писал псковичам, чтобы миряне не судили попов без святительского суда и не отнимали сел и земель церковных. 53 В первой половине XV в. новгородский архиепископ Симеон прислал в псковский Святогорский монастырь грамоту о соблюдении общежительного устава, несуждении игумна и старцев мирскими судьями и обращении имуществ умерших братий в достояние обители. 54 В 1418 г., в тот же Святогорский монастырь писал митр. Фотий о том, чтобы миряне не вступались в духовные дела. 55 Все приведенные нами грамоты показывают, что если бы новгородско-псковское духовенство возвышалось над мирянами своим нравственным авторитетом, то миряне никогда не позволили бы себе попыток подчинить нравственную и имущественную жизнь духовенства своей земской юрисдикции. Кроме грамот о низком нравственном уровне особенно псковского духовенства говорят и другие свидетельства. В пьянстве и корыстолюбии, которое заставляло духовенство каждую церковную требу обращать в источник доходов, как известно, обличали духовенство стригольники, что видно из послания константинопольского патриарха Антония псковичам об обличении стригольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

9) Иеромонахов, священников и диаконов прежде всего в рассуждении содержания старообрядчества церковного отлучившихся Греко-российской церкви, которые согласно сему себя объявят и по справке явится, что правильному запрещению не подлежат, каковых из-под наименования по состоявшемуся в 1776 году указу св. Синода 19 светских (мирских) исключить и позволить им отправлять всякое по их званию священнослужение церковное. Постриженных же при старообрядчестве всякого звания и рода мужского и женского пола не перестригать, и впредь желающих в монашество по силе законов дозволить постригать. 10) Вышеименованный Успенский монастырь, не включая в штат, оставить на своем пропитании; монашествующих же как в оном, так и в прочих монастырях и селениях, сколько сему согласных будет, подушных окладов и рекрутских наборов освободить: и в подначал из прочих епархий не пересылать и из вышеписанного Успенского монастыря в другие епархии не переводить. 11) Дозволить впредь желающим соблюдать старообрядчество церковное, состоять под паствой имеемого быть при старообрядчестве епископа. 12) Как здешних, так и в прочих в Великороссийских городах, купцов и мещан имеемых состоять под паствой того епископа, как бритью бород и ношению немецкого платья не принуждать. Но как разных вер общества, так и мы нижайшие имеем состоять под благоуправляемым вашим опекунством и руководством вашего благополучия, да и пользуемся особенными вашей светлости милостями; почему и возымели смелость доложить вам высокомилостивому государю и отцу: не соблаговолите ли в случае относительных до такового нами предприятия обстоятельств оказать вспомоществование к содействию, где принадлежит, и продолжать свою высокую милость, за что на и всегда во весь наш век прославлять имя вашей светлости и Всевышнего молить обязуемся 20 . 1783 года сентября дня. Мы нижеподписавшиеся Новгородско-Северского наместничества разных посадов содержащие старообрядчество купцы и мещане дали сей приговор, по общему нашему совету, Новгородско-Северского ж наместничества, новоместского уезда слободского Успенского монастыря строителю монаху Никодиму в том, чтоб явиться ему в св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/iskanie-...

И если что найдётся в сих, неугодное Богу и не полезное душе, нашего ради неразумия; да не будет того. Но воля Божья совершенна и благоприятна да бывает, Аз же прощения прошу. Если же кто об этом лучше и полезнее разумеет, пусть так и творит, а мы о нём радуемся. Если же кто в наших писаниях пользу найдёт, и обо мне, грешном, помолится, да обрету милость пред Богом. Конец списанию Нилову. После сего приписано тем же переписчиком, который писал слова сии: «В Богом избранных иночествуя во времена сии явленного, и ревнителя древних святых Отцов, старца Нила Сорского пустыни, нового скита, трудолюбно подвигом сотворившего, прежде бывшего Кирилловой обителью собраны от Писаний Боговдохновенных святых Отцов 11 глав, духовной мудростью, особенным образом отделанных, на спасение душам нашим. И к Богу отошёл месяца Мая, в 7 день, за полтора часа ночи, в третью неделю по Пасхе, Святых Мироносиц. Лета по седьмой тысяче 16. Нам образ сим жительством показал». Нищевский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в уезде Переславля Рязанского и был приписным к Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю. Новгородско-Северский Спасский монастырь Новгородско-Северский Спасский или Преображенский монастырь . Мужской, Черниговской Епархии 1 класса монастырь, находящийся внутри Новгорода Северского. Построен в половине XVII столетия Черниговским Архиепископом Лазарем Барановичем. С 1785 года, по учреждению Новгородо-Северской Епархии, был он Кафедральным Преосвященного Новгородо-Северского; в 1797 году, 1 Сентября, по упразднению этой Епархии, именным указом Архиерейский Новгородо-Северский дом велено обратить в первоклассный монастырь, и 13 числа туда назначен Новгородского Юрьевского монастыря Архимандрит Иоанн со степенью того Юрьева, но, по оставлению в Северском монастыре настоятелем уволенного от управления Могилёвской Епархией Епископа Илариона, Иоанн от 31 Декабря определён в Новгородский Антониев монастырь со степенью Юрьева же и Семинарии Ректором. По кончине же Преосвященного Илариона, случившейся в 1799 году, определён настоятелем Архимандрит Нижегородского Печерского монастыря и кавалер Иероним, который и доныне там настоятельствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

396 ...въскоре и неукрашено... – Такая уничижительная характеристика следующего далее «Послания многословного» делает весьма вероятным, что, хотя автор его, анонимный «калугер», назван во вступительном «Сказании» в третьем лице, вступление это принадлежит ему самому: другому автору было бы странно так отзываться о сочиненин, предлагаемом им читателю; автору-монаху, напротив, подобала именно такая самоуничижительная скромность. 398 ...от начала при Владимире. – Владимир I Святославич (ум. в 1015 г.), киевский князь, при котором на Руси христианство было признано государственной религией. 399 Едина церкви в Иерусалиме древняа, еаже о разрушении Христос рече... – Речь идет о храме Соломона, разрушенном в 70 г. императором Титом после победы в Иудейской войне. 407 Охтаик. – Октоих (греч. – осмигласник) – богослужебная книга, включающая в себя службы дней недели в восьми вариантах, связанных с «гласами», т. е. мелодиями. 408 ...Устав... – Типик (типикон) – книга, содержащая указания, в какие дни и часы, при каких службах и в каком порядке исполняются тексты из богослужебных книг. 412 ...Петру в плащаницы всяко животно показав... – Имеется в виду рассказ в Деяниях апостольских о спустившейся с неба к апостолу Петру «плащанице» (некий сосуд, большое полотно) с различными животными и птицами и о небесном гласе, приказавшем Петру есть всякую пищу ( Деян.10:10–16 ). 414 ...В всяком языце... приат ему есть. – Повеление, отменяюшее запрет общаться с иноплеменниками и устанавливающее равенство всех «языков» перед Богом, содержится в том же рассказе из Деяний апостолов ( Деян.10:35:36 ). На этот библейский текст ссылались уже новгородско-московские еретики, с которыми полемизировал в конце XV в. Иосиф Волоцкий . 417 ...«Дух же речию глаголеть... познавшим истину». – 1Тит.4:1–3. Этот текст привлекался и новгородско-московскими еретиками в их выступлениях против монашества. 421 ...а нищиа псы... чада мы есмы... – Изложение учения еретиков здесь несомненно тенденциозно. Выступления против церковной благотворительности были характерны для реформационных движений, вполне вероятна при этом и ссылка на евангельскую заповедь: «Несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом» ( Мр.7:27 ), но едва ли при этом еретики объявляли единственными «чадами», познавшими «истину», самих себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Любопытно, что для описания Батыева нашествия 1237 г. автор Повести привлекает более поздние известия (1270 г. – о смерти Романа Рязанского, Повесть о разорении Москвы Тохтамышем в 1382 г.). Далее Повесть о разорении Москвы Тохтамышем становится основным источником при описании бедствий 1237 г.: Редакция A Московский свод 1479 г. видя … град разорен, церкви позжены (295); Редакция А, как видим, соответствует летописному тексту (Троицкой, Новгородско-Софийских), а редакции Б х (316) и Б 2 (337) его распространяют: «град разорен, земля пуста, церкви позжены, святых образы ободраны и переколоты», – что свидетельствует о существовании у Б х и Б 2 отдельного протографа (редакции Б). Продолжим сопоставления: Редакция Б 2 Московский свод 1479 г. Кто бо не возплачетца такие погибели, или кто не возрыдает о селице народа людий, или кто не пожалит множество … людей напрасно нужною смертью сконьчашася, или кто не постонет сицеваго пленениа (316). Кто не въсплачется таковыя погыбели славнаго града сего, или кто не взрыдает о селице народе людий, или кто не жалуеть селика множества християньска напрасно и нужно скончавшася, или кто не потужит и не посетует сицеваго зряи пленения 788 . Указанный фрагмент появился в Повести о разорении Москвы Тохтамышем лишь в Новгородско-Софийских летописях (в Троицкой летописи его не было). Но вместо фразы «Кто не жалуеть толика народа людей» 789 в Московском своде 1479 г. дается чтение «Кто не взрыдает о селице народе людий», затем добавляются слова «напрасно и нужно скончавшася», – и все эти изменения отразились в Повести о Николе Заразском. Текст Повести лучше представлен в редакции Б х , в Б2 пропуск из-за гаплографии (337 – после слов «народа людий»), в А имеются редакционные изменения. Сравниваем тексты далее: Редакция A Московский свод 1479 г. Сий бо град Резань и земля Резанская изменися доброта ея, отиде слава ея, и не бе в ней ничто благо видети, токмо дым, и земля 790 , и пепел. А церкви все погореша, а великая церковь внутрь погоре и почернеша. Не един бо сий град пленен бысть, но ини мнози. Не бе бо во граде пениа, ни звона, в радости место всегда плач творяще (296).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прибывшим в С.-Петербург с прошениями старообрядцам. Из объявления моего известно вам, как милосердно Ее Императорское Величество Всемилостивейшая наша Монархиня снизойти изволила к удовлетворению вашему; от вас уже самих теперь зависит, под благоразумным руководством архиерея Таврического, воспользоваться выгодами вам данными. Сей пастырь имеет вскоре следовать в свою епархию через Кричев, где все, как священного, так и мирского чина желающие на предложенном основании приступать к сему делу, могут и к нему являться. На подлинном: К. Г. Потемкин. Августа 27-го дня 1785 года. Успокоенная Потемкиным и принятая ласково при прощании депутация старообрядческая приняла милости императрицы с большой радостью и по совету Потемкина, приготовлявшего тогда путешествие императрицы в Крым, поспешила в Стародубье. Потемкин по всей вероятности рассчитывал довести до конца дело Никодима после путешествия Екатерины по Новороссии. Глава 4 Возвращение депутации в Покровский монастырь.– Письмо Иоасафа и Евдокима к Румянцеву-Задунайскому.– Прибытие депутации в Успенский монастыря к графу Румянцеву.– Особое письмо к нему же от архимандрита Иоасафа.– Предложение Румянцева новгородско-северскому наместническому правлению.– Указы сего правления уездным исправникам и слободским ратушам.– Перечисление старообрядческих слобод в ведомство таврической епархии.– Письмо по этому случаю с.-петербургского митрополита Гавриила к епископу новгородско-северскому Илариону.– Устройство Потемкиным Корсунского монастыря в своей области.– Вызыв архимандрита Иоасафа в св. Синод.– Назначение его настоятелем Потемкинского старообрядческого монастыря.– Возвращение Иоасафа из С.-Петербурга.– Прошение Иоасафа с братией к Потемкину-Таврическому.– Письмо Потемкина по этому случаю к Амвросию таврическому.– Грамота Амвросия на новостроющийся монастырь. Возвратившись в Покровский монастырь, из числа депутатов монахи Иоасаф и Евдоким послали тотчас же копию с объявления князя Потемкина графу Румянцеву-Задунайскому, как начальнику края, при следующем 42 от себя письме.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/iskanie-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010