В этот же день Преосвященный Арсений соединился по телефону с Архиепископом Курским и Белгородским Ювеналием для обнаружения подтверждений того, что найденные мощи являются именно мощами святителя Иоасафа Белгородского . После дальнейших разысканий факт этот был установлен. И вот в солнечный день праздника Смоленской Иконы Божией Матери при огромном стечении народа, по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, мощи Святителя Иоасафа были торжественно переданы Митрополитом Минским и Гродненским Филаретом для вечного упокоения их в родных пределах. Мощи святого Иоасафа вернулись к своей пастве именно в то время, когда вернулось в Русскую Землю строительство Церкви Христовой. Новое обретение явилось как бы благословением великого строителя церковного здания новым подвижникам – строителям дня сегодняшнего. Такой смысл придал этому явлению Владыка Филарет, и слова его истинны. Много потрудился для дела строительства Церкви Христовой святитель Иоасаф Белгородский . Труды великого подвижника и послушника Божия не оставлены Господом нашим Иисусом Христом без внимания, «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» ( 1Кор. 15, 53 ). Нетленные мощи святителя Иоасафа, пребывая с нами, возрождают в нас нетленную радость и ревность к домостроительству Божию, ибо говорит Господь: «кто остался между вами, который видел этот Дом в прежней славе его, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как-бы ничто? Но ободритесь ныне... и производите работы, ибо Я с вами» ( Агг. 2, 3–4 ). Молитва святителя Иоасафа Белгородского «Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! В час смерти моея приими дух раба Твоего в странствии суща, молитвами Пресвятыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь.» 1 Житие новоявленного угодника Божия святителя Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского. М., 1911, с. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Летопись Русской Жизни Телеграмма министра Императорского Двора Курск. 12-го декабря Императорский поезд, следуя с Их Величествами и Августейшими детьми из Севастополя в Царское село, имел остановку на станции Белгород… Депутации имели счастье приветствовать Его величество хлебом-солью и поднести икону святителя Иоасафа. Ея Величество Государыня Императрица Александра Федоровна изволила принять букет от курского дворянства и иконы и рукоделия от белгородского женского монастыря и женских гимназий и ремесленного училища. Государь Император поблагодарил депутации за хлеб-соль и святые иконы, и с Августейшим семейством проследовал в Троицкий собор, где их Величество молилось у раки новопрославленного святителя Иоасафа, после чего изволили проследовать в Императорский поезд. Войска, учебные заведения и местное население восторженно приветствовало проезд Их Величеств по городу. 31 Петрозаводск, 25 декабря «Вот я возвещаю Вам великую радость, потому что сегодня родился Спаситель Mipa». Долго и напряженно ждали народы этой радости, ждали, «как иссохшие деревья ждут дождя». Истомились они от нравственных страданий и мук, нигде и ни в чем не находя «мира и утешения». Непроглядный мрак окутывал землю, и люди бродили словно в могильной темноте… Одно у них было утешение: вот придет «желаемый всеми народами, придет Спаситель и научит новой жизни». Лучшие люди верили, что Он «восстановит на земле золотой век», что Он «возвестит мир народам», и люди, под влиянием Его учения, перекуют свои мечи на орала и копья свои на серпы, и не поднимет народ на народ меча, и не будет более учиться воевать (Npop.Ucaiя). «Смотри, как земной шар колеблется, земля и море и глубокое небо волнуются; смотри, как все восторгается перед наступлением новой эры!» (Вергилий) И вот эта новая эра наступила… Начались не новая страница, а новая жизнь и новая история жизни. Занялась заря новой жизни. Взошло солнце правды и осветило светом разума, светом любви и добра и красоты всю землю… Небожители приветствовали появление Его восторженною песнью: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!»…

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Труды Белгородской Православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Выпуск 3 Источник Раздел I. Материалы научных конференций Христианское измерение современности. Выступление на XIII Международных Иоасафовских образовательных чтениях Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, Председателя Синодального Миссионерского отдела Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе досточтимые отцы, братья и сестры, участники XIII Международных Иоасафовских образовательных чтений! Сегодня, перед праздником святителя Иоасафа, епископа Белгородского Чудотворца, мы традиционно открываем наши Иоасафовские чтения, проходящие под девизом «Традиции и новации: культура, общество, личность», которые являются региональным этапом Международных Рождественских чтений. Они призваны дать оценку нашему сегодняшнему состоянию и наметить план действий на будущий год. Наши чтения стали неким камертоном для Белгородской митрополии, который задает тон нашей дальнейшей деятельности, и одновременно площадкой, где можно обменяться мнениями, дать оценку происходящим событиям. Сама тема Международных Рождественских чтений «Традиции и новации: культура, общество, личность» призывает нас задуматься над евангельскими словами: «Вы – соль земли» ( Мф.5:13 ). Почему христиане – «соль земли»? Потому что соль сберегает от тления, от порчи, соль все очищает. Соль всему придает вкус. Также и мы с вами должны сохранить все лучшее, что заповедано нам Господом и святыми апостолами Православной Церкви, и очистить наше сегодняшнее мировоззрение от ржавчины бездуховности, от всего того, что не несет спасительного, духовного начала, и дать свое христианское измерение происходящим событиям. Особое значение для современности приобретает образование, и прежде всего духовно-нравственное образование в учебных заведениях всех уровней. В Новом Завете мы читаем: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» ( 1Ин.4:1 ). Так любимый ученик Христа апостол Иоанн Богослов предупреждает нас от лжепророков и говорит о том, как мы можем узнать дух истины и дух заблуждения. Далее он продолжает: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ), «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» ( 1Ин.4:20 ). А отцом лжи является дьявол , потому что «он не устоял в истине, ибо нет в нем истины» ( Ин.8:44 ). От нашего исповедания зависит наше спасение, и именно оно определяет образ жизни человека. Поэтому приобщение учащихся к основам православной культуры напрямую связано с тем, каково содержание рассказа обучающего и цель нашего благовестия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Василий Демьянович раскрыл Библию, и его взгляд остановился на 132-м псалме: Как хорошо и как приятно жить Братьям вместе! Это - как драгоценный елей на голове, Стекающий на бороду, бороду Ааронову, Стекающий на края одежды его; Как роса Ермонская, сходящая На горы Сионские, Ибо там заповедал Господь Благословение и жизнь на веки. - Ну что ж, старина Василий, - сказал он сам себе, - надо выполнять данный обет. Он отвел пса Пиратку и лошадь на соседний участок, подарил знакомому егерю свое, надо сказать, отличное Зауэровское ружье, положил в котомку Библию, иконы и большой ломоть хлеба и отправился в монастырь. Монастырские каменные святые врата были выбелены известкой, и над входом парящие архангелы трубили в золотые трубы, извещая грешный мир о Страшном суде. Полукруглая надпись на арке ворот гласила: Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы. Монастырский придверник провел Василия Демьяновича к игумену. Тот, высокий худой постник, похожий на св. Иоасафа Белгородского, приветливо принял его в своих покоях. - Ну что, брате, зачем пожаловал к нам в монастырь? - Желаю жизни постнической и во вся дни жизни моей Богу послужить желаю по обету. - Ну что ж, это похвально. Я вижу по тебе, что ты работный человек. И какое ты знаешь ремесло? - Я, отец игумен, русский человек. К чему приставите, все буду выполнять. А если точнее, то могу и плотником, и каменщиком, и землекопом, и косить, и за лошадьми ходить, и в огороде могу, и пчел знаю. - А молитву Господню Отче наш знаешь? А как же, и Отче наш, да и всю Библию назубок. - Ну, это ты, брат, однако, перехватил. Библию назубок и сам наш архиерей не знает. - Я не хвастаюсь, отче, спросите. - Хорошо. А перечисли-ка ты мне всех царей иудейских по порядку. Василий Демьянович потер лоб рукой и начал: - Цари еще неразделенного Израильского царства: Саул, Иевосфей, Давид, Соломон. После разделения царств цари иудейские: Ровоам, Авия, Аса, Иосафат, Иорам, Охозия, Иоас, Амасия, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия, Манассия, Амон,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2079...

Василий Демьянович раскрыл Библию, и его взгляд остановился на 132м псалме: Как хорошо и как приятно жить Братьям вместе! Это — как драгоценный елей на голове, Стекающий на бороду, бороду Ааронову, Стекающий на края одежды его; Как роса Ермонская, сходящая На горы Сионские, Ибо там заповедал Господь Благословение и жизнь на веки. - Ну что ж, старина Василий, — сказал он сам себе, — надо выполнять данный обет. Он отвел пса Пиратку и лошадь на соседний участок, подарил знакомому егерю свое, надо сказать, отличное Зауэровское ружье, положил в котомку Библию, иконы и большой ломоть хлеба и отправился в монастырь. Монастырские каменные святые врата были выбелены известкой, и над входом парящие архангелы трубили в золотые трубы, извещая грешный мир о Страшном суде. Полукруглая надпись на арке ворот гласила: Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы. Монастырский придверник провел Василия Демьяновича к игумену. Тот, высокий худой постник, похожий на св. Иоасафа Белгородского , приветливо принял его в своих покоях. - Ну что, брате, зачем пожаловал к нам в монастырь? - Желаю жизни постнической и во вся дни жизни моей Богу послужить желаю по обету. - Ну что ж, это похвально. Я вижу по тебе, что ты работный человек. И какое ты знаешь ремесло? - Я, отец игумен, русский человек. К чему приставите, все буду выполнять. А если точнее, то могу и плотником, и каменщиком, и землекопом, и косить, и за лошадьми ходить, и в огороде могу, и пчел знаю. - А молитву Господню Отче наш знаешь? А как же, и Отче наш, да и всю Библию назубок. - Ну, это ты, брат, однако, перехватил. Библию назубок и сам наш архиерей не знает. - Я не хвастаюсь, отче, спросите. - Хорошо. А перечисли-ка ты мне всех царей иудейских по порядку. Василий Демьянович потер лоб рукой и начал: - Цари еще неразделенного Израильского царства: Саул, Иевосфей, Давид, Соломон. После разделения царств цари иудейские: Ровоам, Авия, Аса, Иосафат, Иорам, Охозия, Иоас, Амасия, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия, Манассия, Амон,

http://azbyka.ru/fiction/poslednyaya-nad...

На почве чистоты духа возможна дерзновенная молитва и благодатные состояния. «Стяжавайте благодать Духа Святого, – говорил преподобный Серафим Саровский . – Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей пользы, то есть вящшем приобретении даров Духа Святого» (С. Нилус. Дух Божий на преподобном Серафиме Саровском . Гл. III). Верующая душа стремится приблизиться к Господу, дабы быть едино с Ним. Здесь существо спасения. Знаменательно при сем непосредственное при молитве обращение ко Господу лиц спасаемых. Образом такого непосредственного обращения верующей души является всем известный канон Иисусу Сладчайшему, в котором многократно повторяется такое умилительное обращение ко Господу: Иисусе мой, сладчайший Иисусе. Тот же дух и строй чувствуется, например, в следующем гимне святителя Димитрия Ростовского : Иисусе мой прелюбезный, сердцу сладосте, Едина в скорбех утеха, моя Радосте. Рцы души моей: «Твое есмь Аз спасение, Очищение грехов и в рай вселение». Мне же Тебе, Богу, благо прилеплятися, От Тебе милосердия надеятися. Никто же мне в моих бедах грешному поможет, Аще не Ты, о Всеблагий Иисусе Боже!.. То же замечается и в ежечасной молитве святителя Иоасафа Белгородского : «Буди благословен день и час, в онь же Господь мой Иисус Христос мене ради родился, распятие претерпе и смертию пострада...» Этой же цели служит и творимая иноками по четкам молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Спасение личного человеческого духа не может быть иным, как только личным. Когда ученики Христовы при своей благовестнической деятельности явили полноту сил, то они с восторгом сообщили об этом Спасителю: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах ( Лк.10:17–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

«Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов“ ( Мф. 26; 27 ); в Елеосвящении: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего; и если он соделал грехи, простятся ему“ ( Иак. 5: 14–15 ). Таким образом, при искреннем покаянии, каждый согрешающий член Церкви имеет возможность получить полное прощение грехов и освящение благодатью Св. Духа, подающейся в святых ее таинствах. Нераскаянные же грешники, участвующие недостойно в принятии св. таинств Церкви, не только невидимо, но и видимо отсекаются от нее судом Самого Бога: «суд им давно готов, и погибель их не дремлет..., ибо знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания ( 2Пет. 2: 3, 9 ). «Кто ест и пьет (Тело и Кровь Христа) недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» ( 1Кор. 11: 29–30 ). В-третьих, Церковь называется «святою“ потому, что «ее учение свято, что, следуя этому учению, каждый может достигнуть святости и спасения, ибо в своем учении Церковь есть «столп и утверждение истины“ ( 1Тим. 3: 15 ). 3) Какие видимые доказательства святости Православной Церкви и того, что она именно одна – Церковь Христова? Что православная Церковь свята и есть именно Церковь Христова, это ясно доказывают постоянно совершающиеся в ней знамения и чудеса: «Уверовавших же, сказал Спаситель, будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками, будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы“ ( Мр. 16: 17–18 ). Открытие и в наше безверное время чудотворных мощей святителей Божиих Феодосия Черниговского, Серафима Саровского , Янны Кашинской и Иоасафа Белгородского , источающих великие чудеса, чудеса от святых икон и исцеления, известные и за границей, совершавшиеся молитвенником Русской земли отцом Иоанном Кронштадтским и другими людьми, угодившими своею жизнью Богу, непреложно удостоверяют нас в том, что Дух Святой пребывает в Церкви нашей и теперь, всегда и неотлучно. И в наше время, по молитвам Церкви и ее служителей, слепые прозревают, хромые исцеляются, больные давними и тяжкими недугами сразу делаются здоровыми на глазах многочисленных верующих и неверующих людей. Только упорствующие и нарочито закрывающие глаза пред истиной не верят совершению в наше время в Православной Церкви чудес, но тысячи и сотни тысяч свидетельствуют о них, как очевидцы, и обличают пред Христом неверующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Пребывая в мире ты можешь остаться и добрым иноком, только храни себя от всех соблазнов.    Понадеешься на себя – погибнешь: надейся на милость Божию, усердно постись и молись на всякий час Богу. С Божией помощью можешь спастись и в миру, а без Бога и в стенах святой обители можешь погибнуть...В твоей пастырско-иноческой жизни да будет тебе помощником и спутником твой новый покровитель – святитель Божий Иоасаф Белгородский. Он так же по своему положению, как архиерей, жил и вращался среди мира. Но мир его не захлестнул, наоборот, святитель Иоасаф многих возвел к Богу от грешного мира. Подражай его жизни и прибегай к его святым молитвам. МИЛОСЕРДНЫЙ ГОСПОДЬ! молитвами Пречистой Своей Матери, в храме Коей воспринял ты ныне ангельский образ и молитвами святителя Иоасафа Белгородского, да укрепит тебя, да утешит и поможет в твоем славном делании пастыря- инока.    АМИНЬ. Виды неверия    Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой» (Иоан.ХХ,28).    Открыто и прямо исповедал Спасителя нашего Богом впервые тот Апостол, который менее других соглашался верить воскресению Господа. В день Своего преславного воскресения Христос Спаситель явился ученикам Своим уже поздним вечером, когда они сидели в горнице запершись, страха ради иудейского. Спаситель вошел к ним, дверем затвореным, и сказал им: «Мир вам». Ученики несказанно обрадовались воскресшему Спасителю,Который показал им Свои язвы, для уверения истинности своего воскресения. Тогда не было среди учеников Христовых Апостола Фомы. И вот, явился Фома и говорят ему ученики Спасителя: мы видели Господа. Но Фома отвечает: пока не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю... Спустя неделю, в воскресный день вечером опять явился Господь ученикам Своим, и Фома уже с ними. Господь прямо обращается к Фоме и говорит: «Подай перст свой сюда, и посмотри руки Мои, подай руку твою, и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но веруюшим». И из уст Апостола Фомы полились восторженные слова: «Господь мой и Бог мой» (Иоан.ХХ,19—28).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б четверг Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою — в собрании святых. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6, 8а пятница Прокимен, глас 7 Возносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию ног Его,/ибо свято оно. Стих: Господь воцарился: пусть гневаются народы. Пс 98:5, 1а Аллилуия, глас 1 Стих: Вспомни сонм Твой, который Ты приобрёл от начала. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли. Пс 73:2а, 12 суббота Прокимен, глас 8 Веселитесь о Господе,/и радуйтесь, праведные. Стих: Блажены те, кому прощены беззакония и у кого покрыты грехи. Пс 31:11а, 1 При службе за упокой 2–й прокимен, глас 6 Души их среди благ водворятся. Ср. Пс 24:13а Аллилуия, глас 4 Стих: Воззвали праведные — и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их. Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:18, 20 И за упокой Стих: Блажен, кого избрал и приблизил Ты, Господи. И память их в род и род. Ср. Пс 64:5; 44:18а Сборник двенадцати месяцев: Сентябрь 1. Преподобного Симеона Столпника и новый церковный год Прокимен, глас 3 Велик Господь наш, и велика крепость Его,/и разум Его неисчислим. Стих: Хвалите Господа, ибо благо петь псалом, хвала Богу нашему да будет сладостна. Пс 146:5, 1 И преподобному, прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом смерть святых Его. Пс 115:6 Зачало 282 и преподобному зачало 258. Аллилуия, глас 4 Стих: Тебе подобает, Боже, песнь на Сионе, и Тебе воздадут обет в Иерусалиме. Стих: Благословишь Ты венец года благости Твоей, Господи. Пс 64:2, 12а И преподобному, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Пс 111:1 4. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

В 1905 году на Белгородскую кафедру был назначен архиепископ Питирим (Окнов), который еще раньше, служа в Петербурге, был почитателем святителя Иоасафа. Владыка активизировал процесс прославления епископа Белгородского Иоасафа, двухсотлетие со дня рождения которого как раз отмечалось в 1905 году. К этому времени в Синоде накопилось множество свидетельств людей, описавших знамения и чудеса, произошедшие по молитвам святителя. И Синод в очередной раз дал отказ. Божиим Промыслом случилось так, что, когда была проложена железная дорога в Крым, Белгород оказался тем городом, через который дважды в год проезжали члены царской фамилии. И вот, зная о ходатайствах, уже не раз поступавших в Синод, которые были подтверждаемы документами об исцелениях у мощей святителя, в 1904 году император, проезжая через Белгород, посетил пещерку, молился в ней и воочию убедился в стопроцентном нетлении мощей святителя Иоасафа. Документально подтверждено, что инициатором канонизации святителя Иоасафа был император Николай II. После торжественной канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в которой приняла участие вся царская семья, император поручил Синоду заняться изучением дел, связанных с канонизацией святителя Иоасафа. Тем не менее, все это тянулось до 1910 года, когда была создана специальная комиссия. Она прибыла в Белгород для освидетельствования мощей. В комиссию входили и врачи, проверившие достоверность более ста исцелений и подтвердившие, что объяснить их иначе, чем чудом, нельзя. Приведу лишь один случай помощи от нетленных мощей преосвященного Иоасафа беременной женщине в 1803 году. За два месяца до родов княгиня Екатерина Друцкая-Соколинская испытывала столь жестокие беспрестанные муки, что боялась не родить и умереть. Она обещала угоднику Божию Иоасафу назвать его именем младенца мужского пола, если он родится, и если она останется живой, то прийти с ним поклониться его мощам, что и было исполнено. На основании решения комиссии Святейший Синод направил Николаю II доклад и ходатайство о назначении дня канонизации святителя Иоасафа. 10 декабря 1910 года по старому стилю царь написал на докладе очень красивые слова: «Благодатным предстательством святителя Иоасафа да укрепляется в державе Российской преданность праотеческому Православию ко благу всего народа русского. Приемлю предположения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием. Николай». Не знаю, ведал ли император, что ставит свою подпись в день кончины святителя Иоасафа.

http://pravoslavie.ru/48756.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010