При непосредственном участии Преосвященного Питирима состоялось и торжество прославления великого Угодника Божия Феодосия Углицкого, 9-го сентября 1896 года. Вскоре после означенного торжества Владыка получает самостоятельную кафедру и назначается епископом Тульским и Белевским, откуда, через 7 лет, переводится на кафедру епископа Курского и Обоянского и, спустя короткое время, возводится в сан архиепископа. Здесь, в 1906 году, и состоялось мое знакомство с Преосвященным Питиримом, связанное с делом собирания мною материалов для жития Св. Иоасафа Горленка, епископа Белгородского, и предположенного прославления Святителя. Отзывы о Преосвященном Питириме были исключительно восторженными. По словам П.Ф.Монтрезор, представительницы Курской аристократии и местной старожилки, Преосвященный пользовался такой любовью, как ни один из его предшественников, а, между тем, всегда был неуверен в себе, всегда чего-то боялся и жил точно под угрозой каких либо огорчений и испытаний. Мое личное впечатление от знакомства с Владыкою в полной мере подтвердило ее слова. Преосвященный Питирим встретил меня с большою любовью, всем сердцем отозвался на мою просьбу облегчить мне труд изучения архивов Консистории и монастырей Курских и Белгородских, снабдил меня письмом к своему викарию, епископу Белгородскому Иоанникию, благословил предстоящие труды иконою Знамения Божией Матери и проявил горячее участие в деле. При прощании со мною, Владыка подарил мне «Книгу Правил» в роскошном переплете и сказал: «Эту книгу никто не читает; многие не знают о том, что она существует; а между тем здесь закон Божий, Апостольские Правила и постановления Вселенских Соборов»… Как ни приветлив был Преосвященный Питирим, однако я не мог не заметить, что Владыка делал чрезвычайные усилия для того, чтобы казаться спокойным… В действительности же он был до того расстроен, так нервно истерзан, что с трудом говорил от мучительных спазм в горле. Я не решался спросить о причинах волнения у Владыки и только впоследствии узнал, что таково было обычное состояние духа Преосвященного, всегда жившего под гнетом всяческих подозрений, в атмосфере неправды, недоговоренных слов и невысказанных сомнений.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Я сделала «недовольную морду» и пошла… В глубине души засветилось что-то радостное, хотелось поблагодарить, поклониться батюшке, но я этого не сделала, а только просто под дождем пошла. Село Песчаное стояло высоко. Дорога на Павловку за селом сразу спускалась вниз, под гору. Прошла я только село наше, и дождь перестал лить. И отчего-то так радостно мне стало! Спустилась вниз, перешла поле. Дальше опять подъем, на холме — сосновый лесок небольшой. Пошла через лесок, чтобы в деревне в грязи не увязнуть. Так и дошла до большой асфальтированной дороги «Каменка — Обоянь». Что делать? Иду. Впереди мостик деревянный через речку, а на другой стороне — дубовый лесок. Радует, что хотя и очень далеко идти, но все-таки нет распаханных полей и грунтовых жидко-грязных дорог. Под ногами — крепкая дорога. И вдруг откуда ни возьмись «козлик» — машина военного времени. На всякий случай подняла руку. «Козлик» остановился: садись. Взял меня шофер и довез до самой Обояни. «Козлик» мчался по степной дороге, а у меня душа пела от удивительной милости Божией. От Обояни до Белгорода — автобус. В Белгороде отчеты наши принимала женщина-бухгалтер, назначенная уполномоченным. Сидели бедные старосты церковные в очереди, понуро ждали придирок к их отчетам. Формы отчетности нарочно были запутанные, а мужички старенькие, полуграмотные, всякий только в душе Бога молил, лишь бы сдать отчет, а то служить в храме на праздник запретят. В тот день сдать отчет мне уже не удалось. Ночевала при церкви Святого Иоасафа Белгородского в нетопленной комнатушке, где были только столы и скамейки, как в школьном классе. Утром отстояла в храме утреню и одна из первых сдала отчет. И все-таки придрались: почему я не привезла квитанцию об оплате взноса нашей церкви в «Фонд мира»? Мы эти деньги внесли в отчет. Я просто не знала, что нужно квитанцию с собой захватить. Пообещала, что, вернувшись в Песчаное, вышлю квитанцию почтой. Отправляюсь в обратный путь. Уже 3 декабря. Вечером — праздничная всенощная. Как бы к ней успеть вернуться? Доехала от Белгорода до Обояни на автобусе и не ожидала, что будет там автобус Обоянь-Каменка. Этим путем можно с другой стороны добраться до села. Еще радость — с утра подморозило, земля окаменела, грязь замерзла.

http://azbyka.ru/fiction/krestu-tvoemu-p...

К офиц. полнофигурному варианту с подробным жизнеописанием святителя относился также портрет И. 1844 г. работы «курского живописца» (?) Сергея Моисеева, принадлежавший некогда Белгородскому архиерейскому дому ( Жевахов. 1907-1909. Т. 1. Ч. 3. Вкл.; Кобец и др. 2006. С. 68). Сохранился близкий по типу, упрощенный по живописи ростовой образ на холсте посл. трети XIX в. (ЦАК при образовательно-методическом центре «Преображение» в Белгороде): И. в светлом подризнике и в облачении ярких синего, малинового, зеленого цветов, с добавленными впосл. нимбом и надписью. Тогда же выполнен небольшой по размеру, холодный по колориту портрет из частного собрания в Белгороде: фигура И. поставлена на орлеце в церковном интерьере, вверху слева - большое облако с образом благословляющего Спасителя в сиянии. Группа портретов И. 2-го извода, имеющих не столь парадный характер, тоже довольно многочисленна и вариативна. На изображениях святителя в др. типе облачения (в архиерейской мантии, черном клобуке) его полуфигура обычно развернута вправо. К этому ряду можно отнести 2 идентичных по изводу портрета И. 1-й пол. XIX в. из Николо-Иоасафовского собора в Белгороде и нач. XIX в. из собрания ГМЗРК (опубл. как экспонат Ростовского музея церковных древностей, т. е. Белой палаты, дар камергера Высочайшего двора Д. А. Булатова, см.: Жевахов. 1907-1909. Т. 1. Ч. 3. Вкл.). Вероятно, это тоже списки более раннего оригинала, где у И. характерное широкоскулое лицо. На портрете из собора написано: «(koni)»; по деталям изображения он почти полностью совпадает с портретом, пожертвованным Е. Апостоловой в 1803 г. в Троицкий мон-рь Белгорода (см.: Там же; согласно опубл. подписи: «1798 года генваря 10 дня заболела и 1803 года, как только обещала изображение Святителя Иоасафа сделать, тот час начала выздоравливать, в чем свидетельство даю сим его изображением Елисавета Апостолова»), т. е. мог быть скопирован позднее. Особенностью иконографии является жест десницы святителя - раскрытая к зрителю ладонь (для средневек. канонического искусства - жест приятия благодати), что редко встречается на портретах духовных лиц. Др. специфическая деталь - жезл в левой руке, змеевидное навершие к-рого украшено высоким крестом с драгоценными камнями; на мантии скрижали красного цвета. На портретах имеются биографические тексты (на одном - под изображением, на другом - справа вверху), а на ростовском полотне - также и герб святителя.

http://pravenc.ru/text/578038.html

Только что приведенное нами поучение Виктора Петровича, случайно взятое из его «Пролога», является типичным поучением по отношению ко всем его поучениям, заключающимся и в других сборниках его поучений: «Четии Минеи в поучениях», Поучения по руководству «Афонского» и «Печерского Патериков», Житий святых: «Серафима Саровского» и «Иоасафа Белгородского» и др. Во всех этих поучениях простой, ясный язык, одинаковое построение: в начале излагается событие из жизни того или иного святого, а затем из него делается религиозный или нравственный вывод. В некоторых же поучениях, наоборот, сперва ставится какой-либо вопрос из нравственной жизни верующего, или указывается какое-либо затруднение, встречающееся в жизни человека, а, затем, приводится пример, как в подобного рода случаях поступали святые. В конце тех и других поучений выводится наставление для руководства в духовной жизни. Этого рода проповеди Виктора Петровича были излюбленными у крестьян, которые всегда с большой охотой шли послушать его. Но, как видно из сообщений сельских священников, и не только непосредственные слушатели, крестьяне любили эти поучения, но и вообще все те, которым приходилось слышать эти проповеди от своих пастырей, заимствовавших поучения из названных трудов В-ра П-ча. Эти сборники поучений покойного переведены и на некоторые инородческие языки. «Главною заботою нашею, пишет о. протоиерей в предисловии к его «Четии – Минеям», при составлении последних поучений, – было то, чтобы они были доступны понятию простого народа и, через приведенные в них примеры из житий святых, послужили народу на пользу в его религиозно-нравственном развитии и преуспеянии». «А эти примеры, как говорит В.П. в предисловии к своему «Прологу», приняты им в проповеди потому, что «нет добродетели, которую бы святые не украсили себя, нет подвига, которого бы не совершили, и что, после слова Божия, мы нигде не найдем лучших уроков ко спасению, кроме жизни их. И  вот, все это и побудило нас воспользоваться таковыми уроками из Пролога, и сии уроки предложить вниманию вашему, читатели благочестивые, с целью утвердить вас в вере, укрепить в надежде и соделать совершенными в любви».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/

1910 года. Ноября 8 дня. В ответ на это приветствие Виктор Петрович произнес своим детям духовным последнюю речь. Эта была его лебединая песнь. Выслушаем ее. «Когда в глухую осень, после продолжительной дождливой, мрачной погоды, проглянет неожиданно луч солнца, а за ним настанет и прекрасный, ясный день, тогда мы, как дети любимую мать, встречаем его, и тихая, но глубокая радость наполняет наше сердце. Вот такая-то радость наполняет и мое сердце, дорогие мои дети духовные, теперь, когда я вижу вас посетившими меня при старости и болезни и разделившими со мною мое одиночество; вот теперь я особенно утешаюсь, видя вас у себя. Утешаюсь, ибо я всегда любил вас и люблю. Я всегда любил вас, как пастырей кротких, смиренных как пастырей-труженников, как пастырей-молитвенников. Я всегда любил вас за вашу простоту Евангельскую, за вашу откровенность, за ваше снисхождение к моим немощам и недостаткам; я всегда утешался вами и всегда радовался вам и за вас. Спасибо же вам за все, и особенно, конечно, за то, что вы сейчас не прерываете духовно-родственного и молитвенного общения со мною и собрались сюда проститься со мною. Простите же и благословите меня вашими святыми молитвами в путь далекий, неведомый и ведомый, в путь радостный и страшный, в путь к милостивому, но праведному Судии. Простите и благословите! Со своей же стороны и вас всех прощаю и благословляю и на всех вас призываю воздействующее благословение Божие. В заключение, от всего сердца прошу всемилостивейшего Господа, да пошлет Он всем вам благоденствие, во всем благопоспешение, спасение ваших душ, и да сохранит вас на многие и многие лета. Аминь!» Так проводили любимого батюшку прихожане и сослуживцы. Казалось, что В.П. оставил свой приход по слабости здоровья, более уже не работник, но на деле оказалось не так.  – Поселившись на покой, постоянно обогреваемый любовью своих детей и друзей, В.П. продолжал трудиться и здесь, сколько позволяли ему силы, его полуслепые глаза и доживающий организм. Здесь он пишет проповеди в дополнение к поучениям по «Прологу», пишет «Поучения по руководству Киево-Печерского Патерика», «Поучения по руководству жития преподобного Иоасафа Белгородского», начинает новый сборник «Поучений по Добротолюбию», но обрывается… Все это он написал в продолжение одного года с небольшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/

верст (или 472300 кв. км). Апапель — это открытое, по их понятию и верованиям, капище, холм, где пребывает злой дух, держащий в тисках своего влияния язычников. На этом холме могут лежать жертвы в виде оленьих рогов, мяса, табака, убитых ездовых собак, умилостивляя злого духа. Широкое распространение болезней среди животных. Каюр — возница, который управляет собаками, везущими нарты. Способ управления прост. Каюр говорит собакам: ках-ках, кгхыр-кгхыр, тай-тай, поть-поть. Это означает — направо, налево, быстрее, остановиться. Собаки понятливы и весьма послушны. (Прим. авт.) Это облачение тунгусы мне вышили оленьими жилами, окрашенными в разные цвета; краску они сами изготавливают из разных трав. Так же художественно они украшают и свой наряд. А коряки вышили орлец, который был вложен в гробницу с мощами святителя Иоасафа Белгородского , когда в 1911 г. в Белгороде я принимал участие в его прославлении. (Прим. авт.) Притча о богаче и Лазаре ( Лк. 16:19-31 ). До 1917 года, в отсутствие в Русской Церкви Патриарха, митрополит С.-Петербургский имел в Святейшем Синоде статус «первоприсутствующего», т.е. главы. Шифр — вензель Государыни, который получали институтки на выпуске, знак фрейлинского звания/ Зимнее помещение. Русский перевод: Пойди по дорогам и изгородям, и убеди прийти, чтобы наполнился дом Мой. Ясак — подать. Здесь: небольшие ладьи. Пелоч (полач) — сеть. Бат — долбленая лодка. Имеются в виду алеуты, кадьяки, колоши и другие племена. Оставляется (ц.-слав.) — прекращается. Титул епископа, ошибочно присвоенный А.Е. Анисимовой. Углубление в кости. Рукоположил. Рекомендуем 1 Комментарий Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2626  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

Во-вторых, трудовики и кадеты. Весьма выразительно описывает «печаль» о крестьянской общине, до которой им по большому счету и дела-то никакого не было, А.И. Солженицын. Россия была вовлечена в войну, и в феврале 1917 военного года в Госдуме обсуждался вопрос о поставках хлеба и ценах. И тут вдруг Керенский вспомнил, как П.А. Столыпин «разрушил сельхозобщину». Солженицын приводит выступление Керенского на заседании Госдумы 14 февраля 1917 г. по поводу доклада А.А.Риттиха: «…этот господин, которого здесь в Думе многие называют «гениальный», это первый ученик Столыпина свою школу прошел не разрушении сельскохоз. общины (тепло любимой издали трудовиками и кадетами), весь его «патриотический порыв» – это классовый сговор помещиков. И получилось в обычном сумбуре Керенского, что свободная торговля так же плоха, как и разверстка, нетвердые цены, как и твердые, экономический анархизм, как и государственное насилие… Правый блок молчит: «Если истина не на нашей стороне, то пропадай и истина»… Фракция же русских националистов давно предлагала отказаться от твердых цен» (см.: Солженицын А.И. Март семнадцатого//Нева. 1990. С.23-29). Риттих Александр Александрович был последним министром земледелия Российской империи. Он окончил Александровский лицей с большой золотой медалью, служил в земском отделе Министерства внутренних дел, в 1901–1902 гг. неоднократно временно исполнял обязанности помощника начальника Переселенческого управления. В 1902–1903 гг. он одновременно и делопроизводитель Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности под руководством С.Ю. Витте. Руководил составлением систематического свода трудов местных сельскохозяйственных комитетов. Материалы совещания позднее стали одним из источников «столыпинской» аграрной реформы. И едва ли был прав Керенский, назвав А.А. Риттиха учеником П.А. Столыпина, скорее наоборот. «Справа» П.А. Столыпина критиковали некоторые руководители Союза Русского народа, считая, что он их «перессорил», и, очевидно, ревнуя его к новой фракции националистов, которую Столыпин создал.

http://bogoslov.ru/article/1977345

Я не преклонялся перед ним», – писал Л. Тихомиров. «Но... скажу, что за свыше 20 лет, в течение которых я знал целый ряд наших государственных деятелей, не вижу, ни одного, который был бы выше Столыпина по совокупности правительственных способностей. Внутренними опорами у П.А.Столыпина в его деятельности, которых не обнаруживалось у других, были “вера в Бога и в Россию”. У него были необычайно чуткие русские инстинкты… Он, по общеинтеллигентскому несчастью, не знал православной веры, что порождало его ошибки в церковной политике. Но кровь предков громко говорила в нем, и его душа была глубоко русская и христианская. Он так верил в Бога, как дай Господь верить его служителям пред алтарем», – было написано в Московских ведомостях. Великая заслуга Столыпина состояла в том, что он боролся с революцией не как глава полиции, а как государственный человек. Он понял, что родил революцию космополитизм «наверху», и чтобы вырвать из-под ног революции почву, надо призвать к возрождению русского национального чувства. И здесь сама революция помогла премьеру, ибо без ее испытаний, когда практически царило «безвластие», призыв к этому возрождению, возможно, звучал бы напрасно. «После целого века космополитических мечтаний «наверху» русская политика наконец-то пошла тогда по руслу реальных русских интересов, гордого сознания русского достоинства и русской чести», – писали в сентябре 1911 года в «Новом Времени». По поводу земельной реформы, которая не была доведена до конца и по причине гибели Столыпина, и вследствие начавшейся войны и революции, и за которую он до сих пор, как при жизни, повергается критике как разрушитель «общины», «Новое Время» писало, что «община» давно уже развалилась, и если прежде она кого-нибудь охраняла, то к началу она века скорее «всех истощала». Это была археологическая святыня наших народников, на которую продолжали молиться, хотя все краски с нее уже сошли, и она не являла никакого образа.  И от политического безумия и вырождения, которое продемонстрировали две первые Думы и которое могло бы наступить ранее 1917 года, спас государство также  П.А.

http://bogoslov.ru/article/1977345

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранный угодниче Христов, новоявленный светильниче земли Белгородския, святителем слава и мучеником радование, священномучениче Никодиме, тя, яко достойнаго преемника святителя Иоасафа почитаем и помощи и предстательства у Престола Божия от тебе просяще, песненными похвалами тя ублажаем: Радуйся, святителю Никодиме, земли Белгородския славо и украшение. Икос 1 Ангеле земный и Небесный гражданине, богомудре святителю Христов Никодиме, вемы, яко много может молитва твоя, Владыку умилостивляющая. Темже память твою светло празднующе, молим тя, избави нас от всякия скорби и нужды, и сохрани от всех козней вражиих нас неврежденными, да в умилении сердца воспоим тебе сицевая: Радуйся, измлада Господа возлюбивый; Радуйся, ангельски на земли поживый. Радуйся, в житии твоем святителю Иоасафу поревновавый; Радуйся, в творениих своих его прославивый. Радуйся, в подвизех неустанно пребываяй; Радуйся, чистоту сердечную стяжавый. Радуйся, христиан непостыдное упование; Радуйся, монашествующих наставление. Радуйся, святителю Никодиме, земли Белгородския славо и украшение. Кондак 2 Видеша тя, богомудраго иерарха, не точию словом паству научающа, обаче добродетельным житием по Бозе пример показующа и отеческою любовию вся покрывающа, людие возблагодариша Всемилостиваго Бога, даровавшаго им таковаго добраго пастыря, с любовию пояху Ему: Аллилуия. Икос 2 Разум просвещенный имея, достойно Богу в архиерейстем сане послуживый, любовь искреннюю паствы своея стяжал еси, едина от них живот свой за тя положише, егда богоборцы заключиша тя в темницу, тая, добрая жена священника, прииде умолити за тя властителя, ничтоже успеше, токмо жизни лишишася. Таковей любви паствы твоея умиляемся и тебе поим: Радуйся, правило веры и образ благочестия; Радуйся, архиерейскаго сана в Бозе величие. Радуйся, апостолом дивный подражателю; Радуйся, паствы неленостный учителю. Радуйся, ангельских ликов сотаинниче; Радуйся, мученических полков сопричастниче.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Объемная композиция крестообразного в плане собора состоит из одночастной полукруглой апсиды, узкой и длинной трапезной с четырехколонным тосканским портиком. Боковыми одноэтажными рукавами креста и массивным световым восьмериком, поставленным над средокрестием храма. Восьмерик завершен восьмигранной крышей со световым барабаном, несущим купол в форме маковицы с яблоком и крестом над ним. Над западным входом и приделами поставлены пять небольших барабанчиков, завершенных шатрами с яблоками и крестами над ними. Невысокий цоколь выделен большой толщиной стены, фасады приделов и апсиды завершены фризом, декорированным лежащими нишками и ступенчатым карнизом; трапезной – раскрепованным фризом с частыми зубчиками и плоским карнизом. Простенки трапезной закреплены пилястрами, приделов и апсиды – лопатками. Лучковые окна в апсиде и приделах обрамлены ленточными наличниками (двойными в верхней части), над лучковыми окнами трапезной размещены круглые нишки с ликами святых. Внутри храм перекрыт восьмилотковым сводом на тромпах, апсида – конхой, боковые ячейки приделов перекрыты парусными сводами, средние ячейки – крестовыми, с распалубками над всеми окнами в приделах. Трапезная перекрыта цилиндрическим сводом. Помещения сообщаются через арочные проемы. Деревянный резной позолоченный иконостас с выдвинутой вперед центральной частью имеет по два яруса икон в боковых частях и четыре яруса в центральной части. Верхний ярус представлен одной иконой. В пышном декоративном решении иконостаса использованы древнерусские и барочные формы. Нижние ярусы разделены раскрепованным антаблементом. Иконы первого яруса, вставленные в рельефные рамы с полукруглым завершением, фланкированы фигурными полуколоннами. Резные царские врата имеют килевидные завершения, над ними в уровне второго яруса размещена арочная дуга. Трехчастная центральная часть иконостаса фланкирована резными башенками и завершена ажурной резьбой растительного характера. Главная вертикальная ось увенчана крестом. Все стены и плафоны расписаны ковровым рисунком из растительного орнамента с обилием цветочных мотивов, среди которых изображены пророки, праотцы и вновь причисленные к лику святых. Отдельно стоящая надвратная колокольня во время военных действий была частично разрушена. В 1990 году первоначальный облик колокольни восстановили по сохранившимся старинным фотографиям. Ее объемная композиция состоит из четверика со скругленными углами и арочным проходом ориентированным по оси запад-восток, и верхнего яруса в форме барабана, немного расширяющегося к верху. Завершена колокольня куполом и высоким шпилем с яблоком и крестом. Арочные проемы звона ориентированы по сторонам света. В уровне импостов на обоих ярусах пропущена профилированная горизонтальная тяга. Фасады завершены гладким фризом, ограниченным полочкой и профилированным карнизом. Уровень пола верхнего яруса выделен таким же профилем, что и импосты.

http://sobory.ru/article/?object=13462

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010