«Возгревай во мне дар священства». О земной жизни и подвиге священномученика Григория Златорунского 22 ноября 2022 г. 12:11 Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 11, 2022 , PDF-bepcuя ). Григорий Васильевич Златорунский родился 4 января 1877 года в станице Михайловской Кубанской области в семье псаломщика. С малых лет он рос глубоко верующим христианином. В 1894 году, после окончания Екатеринодарского духовного Григорий был назначен на должность псаломщика в Рождество-Богородицкой церкви села Новобурукшунского Александровского уезда Ставропольской В 1896 году вступил в брак с девицей Татианой Евфимовной, в котором у них родилось трое дочерей: Мария (21 сентября 1897 года), Людмила (16 сентября 1899 года) и Клавдия (25 марта 1904 года). Начиная с 1898 года Григорий Васильевич свыше десяти лет прослужил в диаконском сане на приходах Кубани и Все это время он также преподавал в церковно-приходских школах и за усердное исполнение обязанностей был отмечен в 1902 и 1904 годах благодарностями вышестоящего начальства, а в 1909 году государственной наградой — юбилейной серебряной медалью «В память 25-летия церковно-приходских После успешной сдачи богословского экзамена отец Григорий в марте 1909 года хиротонисан во и определен на священническое место Покровской церкви села Голицыно Кубанской Судьбоносной вехой в его пастырском служении стало участие в торжествах в честь прославления святителя Иоасафа Белгородского в 1911 У нетленных мощей святого он молился: «Святителю отче Иоасафе… Возгревай во мне дар священства, помоги достойно ходити своего звания!» Паломничество укрепило молодого священника в необходимом утверждении святой веры в душах его паствы и ограждении ее от влияния сект, ересей и раскольников. С этого момента гораздо больше внимания он стал уделять вразумлению заблудших в вере и жизни людей, с которыми приходилось встречаться в разных жизненных ситуациях. В 1912-1913 годах отец Григорий приобрел первый опыт миссионерской в том числе и в форме печатного слова. Сохранились публикации в журнале «Ставропольские епархиальные ведомости», где пастырь дает разъяснения по таким вопросам, как истинное значение воинской необходимость крещения польза поста для души и тела Учение Слова Божия он излагает в популярном в то время жанре путевых заметок. Публицистику автор воспринимал как одну из форм пастырского служения и строго следовал правилу, что пастырям, поставленным на страже Христовой Церкви, должно всеми силами бороться с ложным учением сектантов, запрещая, увещевая и обличая благовременно и безвременно. Противосектантскую направленность имела также его статья «Сыны века сего догадливее сынов света (Лк. где священнослужитель, опираясь на личный миссионерский опыт, писал: «Яд сектантской закваски действует иногда медленно, но результат этого действия ужасен: если со стороны православных пастырей не будет вовремя принято должных мер к вразумлению колеблющихся и сомневающихся, то хромлющее соделается сыном

http://patriarchia.ru/db/text/5979406.ht...

Возлюби душа твоя святителя Белгородскаго Иоасафа, его же писании твоими дивно прославил еси, умоляя о спасении души твоея, и не оставит я молитвеник крепкий тщетна, испросише у Господа ти кончину чудну, мучеником сопричастну. Темже молим тя, священномучениче Никодиме, вкупе со святителем Иоасафом, моли Христа Бога даровати душам нашим велию милость. Нощная тма безбожия объяла землю Русскую, и угасоша светильницы благочестия в сердцах хритианских. Ты же, отче святителю Никодиме, Свет Христов выну приявый, озарил еси всю вселенную. Темже молим тя просвети помраченныя страстьми души наша, да вселится в нас Свет Невещественный Божия благодати Слава, глас 5. Подобен: Р адуйся, Живоносный Кресте: Милостивому архипастырю Иоасафу подражая, и сам милостив сотворился еси, на страдания и нищету вдов и сирот призревая, братство любви и помощи во имя святителя Белгородскаго учредил еси, егоже молитвами на оную кафедру достойно возшел еси. Темже молим тя, досточудне святителю Никодиме, не остави нас сирых и безпомощгых молитвенным твоим предстательством. И ныне, Богородичен догматик из 1 прилож. Вход. Прокимен дне. И чтения три. Притчей чтение: П амять праведнего: Премудрости Соломоновы чтение: У ста праведнего каплют премудрость: Премудрости соломоновы чтение: П раведник аще постигнет: или П охваляемому праведнику возвеселятся людие: На литии стихиры, глас 2. Подобен: Е гда от древа: Возлюбил еси, яко мудрый муж, безсмертие и потщался еси душу и тело твое в благочестии соблюдати, благоуханием девственаго целомудрия Богу приятное сотворил еси и со ангельскими лики в Небеснем Царствии вселился еси, священномучениче Никодиме, моли Бога в чистоте сохранитися нам. Возгореся на Земли Белгородстей новый светильник Божия блгодати и озари нас светом Небесныя радости. Темже молим тя, угодниче Христов святителю Никодиме, просвети нас Светом Христовым, да очистимся от всякия нечистоты. Блажен ты еси, отче Никодиме, яко обрел еси спасительную премудрость Божию, та бо и приведе тя к Премудрому, научающему верных истине и исподняющему сердца Духа Святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вдруг раздается команда войскам: «Накройся», – Государь выступает вперед, сам принимает команду и обнажает шашку. Еще не смолкли звуки пения хора, как с крепости загремел салют. Государь сам командовал парадом. «Слушай на караул»! Бьют барабаны, музыка играет Преображенский марш, а с крепости гремит и несется гулом над Днепром торжественный салют в память Царя-Освободителя. Снова последовал призыв к молитве, солдаты обнажили головы, протодиакон громогласно на всю площадь произнес: «Христолюбивому российскому непобедимому воинству многая лета!». Митрополит осенил крестным знамением Царя и народ и с крестом в руке подошел к памятнику, кропя его святой водой. Государь, митрополит, певчие и духовенство обошли памятник крестным ходом, крестьянский хор исполнял в это время кантату. Затем раздалась команда церемониальному маршу, войска перестроились, стали бить барабаны, и Державный Вождь русских сил стал во главе, повел войска мимо памятника, салютуя шашкой своему державному деду. Затем Государь встал у памятника и пропустил парад, стоя с обнаженной шашкой. К памятнику поставили почетных парных часовых от 6 саперного батальона, и началось возложение венков. Первый серебряный венок возложил наследник королевич болгарский Царю-Освободителю Болгарии. Последовала длинная процессия венков, крестьянские депутации при возложении венков кланялись перед памятником в землю. «Ура» в десятки тысяч голосов провожало Царя и Царицу по всем улицам до дворца. В половине третьего состоялся прием волостных старшин и крестьянских депутаций во дворе дворца. Государь вышел к ним в сопровождении Столыпина, бар. Фредерикса и некоторых лиц свиты и дежурства. Государь обходил крестьян и очень многих расспрашивал об их житье и о том, откуда они. В 5 часов 5 минут Государь прибыл в дом генерал-губернатора, где собрались земские деятели шести новых земств Западного края. Здесь же находились и министры. 31 августа Государь Император выезжал на маневры за 45 верст от Киева. По пути народ собирался задолго до приезда Государя, а за городом по местам остановок и там, где были построены триумфальные арки, стекалось все окрестное население [ 1] .

http://bogoslov.ru/article/1977345

В настоящее время паломнические потоки внутри Русской Православной Церкви постоянно возрастают. Даже западный бизнес начинает проявлять к этой теме повышенный интерес, и мы получаем предложения о том, как с помощью западных коллег можно было бы организовать это, как можно было бы построить гостиницы и так далее. Не исключено, что можно будет привлекать и инвесторов. Но самое главное — мы должны сегодня осознать, что паломничество является важной частью совместной духовной жизни народов. Кроме того, оно имеет также свои положительные социальные, экономические и политические последствия и измерения. Очень важная тема, которую подняли некоторые архиереи, — это перенесение святынь. У нас в этом году юбилей прославления святого Иоасафа Белгородского. Вы знаете, что его нетленные мощи находятся в Белгороде. Создана комиссия, которая прорабатывает все возможные вопросы, связанные с принесением этих мощей на территорию Украины. Согласованы с российскими пограничными, таможенными и санитарными властями все темы, связанные с переносом мощей. Изготовлена соответствующая рака, в которой могут храниться эти мощи. Есть некоторые проблемы, связанные с тем, что не до конца завершены согласования российской и украинской стороны. Но я очень надеюсь, что мы успеем это согласование завершить. Здесь присутствует Преосвященный Сергий Солнечногорский , который несет ответственность за эту программу. Такого рода программы могут осуществляться и в будущем. Перенесение святынь воодушевляет людей. Каждый, наверное, был свидетелем, когда принесение святыни, чудотворного образа, святых мощей поднимает огромную волну духовного энтузиазма. Люди часами стоят, чтобы только приложиться, помолиться! Достаточно сказать, что Москва — современный мегаполис со всеми его проблемами — вдруг в такие дни преображается, и люди могут видеть на улицах Москвы километровые очереди тех, кто желает прикоснуться к святыне. Некоторых современных людей это просто поражает, потому что массовые проявления религиозности в одном месте мы не всегда можем наблюдать. И по причине стиля жизни современных людей, который не всегда дает возможность регулярно посещать храм, а иногда и по причине невозможности организовать церковное торжество в каком-либо месте.

http://patriarchia.ru/db/text/1549114.ht...

2 сентября самочувствие Петра Аркадьевича немного улучшилось, он пожелал причаститься и сам вслух читал положенные молитвы. После причастия он даже потребовал зеркало, осмотрел свой язык и лицо, и сказал врачу: «Ну, кажется, и на этот раз я выскочу». Телеграмма министра Императорского Двора: «3 сентября в 6 часов вечера Его Величество изволил возвратиться в Киев. Государь Император прямо с вокзала проследовал к лечебнице братьев Маковских, где изволил посетить статс-секретаря Столыпина, после чего отбыл во дворец. На другой день Государь Император снова посетил больного». К вечеру 4 сентября состояние П.А. Столыпина резко ухудшилось. 5 сентября он тяжко страдал, и начиная с 6 часов вечера периодически впадал в забытье и иногда выкрикивал фразы, которые относились все к делам управления Россией: «возьмите письмо», «подайте письмо», «подайте красный карандаш». В 8 часов вечера стал холодеть, дыхание было затруднено, слова становились все бессвязнее. Присутствовавший чиновник особых поручений записывал все, что можно было разобрать, но ясно было повторено лишь одно слово: Финляндия. Окончательной причиной рокового исхода явился отказ от работы его сердца, переутомленного непосильной работой последних лет. 5 сентября вечером, в 10 часов 12 минут, Петр Аркадьевич тихо скончался. Одиннадцатое покушение на его жизнь стало последним. Из Чернигова Государь вернулся в Киев 6 сентября рано утром и прямо с парохода проехал в больницу. Он преклонил колена перед телом своего верного слуги, долго молился, присутствовавшие слышали, как он много раз повторил слово «прости». Дочь П.А. Столыпина М.П. Бок писала, что в присутствии Государя была отслужена панихида. Похороны П.А. Столыпина 9 сентября в Киево-Печерской лавре носили величественный характер. Масса народа с утра устремилась в лавру. Храм и трапезная были переполнены, а за стенами лавры оставались огромные толпы народа, терпеливо ожидавшего, когда можно будет поклониться дорогой могиле. При торжественной тишине и образцовом порядке все по очереди подходили к усопшему, с благоговением прикладывались к образку, лежавшему в гробу, целовали простреленную в двух местах руку Петра Аркадьевича.

http://bogoslov.ru/article/1977345

Верхопенье, Духовно-краеведческий центр во имя святого Иоасафа Белгородского (г. Грайворон), Историко-театральный музей М.С. Щепкина, Мемориальный культурный музей В.Г. Шухова (г. Грайворон), дом-музей генерала армии Ватутина, парк регионального значения «Ключи», Государственный природный заповедник «Белогорье», Белгородский союз художников, Белгородскую галерею фотоискусства В.А. Собровина, Белгородский союз фотохудожников, клуб «Аэро-камера». Этот список сам по себе грандиозен, впечатляющ, поучителен! Один он о многом говорит. В этой беседе я убедился, сколь высок круг интересов: сельскохозяйственная практика и наука, экономические показатели, жизнь человека, его характер. Поразился я и широкому знанию литературы, о которой он подробно расспрашивал, показывая глубину знакомства с книгами и авторами, жизнь ведь часто не оставляет времени работающему человеку на чтение. Горин время находил, сам увлекался литературой, книгой. Высказывал своё мнение о многом, о селе, деревне, о «Жатве» Николаевой, «Кавалере Золотой звезды Бабаевского», будоражащих публикациях в «Правде» Ивана Васильева из Пскова, Леонида Иванова из Омска. Да, работник такого масштаба знал много, учился сам. У нас в стране всегда были мудрецы-земледельцы, вносящие свой созидательный вклад в жизнь. Они выступали за улучшение жизни крестьянина, его хозяйства, его условий проживания, его бытия, но против очернения его усилий, объявления его неперспективным. Помню спор Белова с казаками на Дону: «У вас тут оглоблю ткни, вырастет дерево!» Сошлись в конце концов на том, что надо работать и тут, и там. Вспомнили народного академика с Южного Урала Мальцева и великого организатора председателя колхоза «Рассвет» Кирилла Орловского из Белоруссии, партизана, Героя Советского Союза с войны и Героя Социалистического Труда за поднятый колхоз, вспомнили и дважды Героя Социалистического Труда с Украины Макара Посмитного, который, как и многие селяне, был избран в Верховный Совет СССР депутатом. Помню, как на него обрушили свои язвительные, «убийственные» вопросы в Англии журналисты Би-Би-Си: Господин Макар Иванович, как Вы относитесь к демократии, к правам человека?» Макар Иванович - человек бывалый, отвечал спокойно и уверенно: «Демократию мы уважаем, развиваем, любим». Потом подумал и ударил по столу кулаком: «Но у себя в колгоспи (колхозе) я люблю порядок». Вот так все эти умелые созидатели любили демократию, но чтобы в доме был порядок! Таков «порядок» был в колхозе у Горина. Стоит тут и спортивный центр, и детский сад, школа. На вопросы о цели его жизни он отвечал: «Чтобы люди жили лучше». Просто и, главное, созидательно и со смыслом. Пятьдесят лет во главе колхоза! Его памятники в родной Бессоновке и в Белгороде напоминают во имя чего жил этот человек.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/25/uy...

Радуйся, радостный жителю Горняго Иерусалима; Радуйся, яко на главе твоей сияет царская диадима. Радуйся, яко победитель, венец славы от Господа восприявый; Радуйся, немощныя бесовския дерзости силою Божиею сокрушивый. Радуйся, святителей славо и мучеников радование; Радуйся, князей бесовских плач и велие рыдание. Радуйся, райский цвете благоуханный; Радуйся, достойный наследниче Земли Обетованной. Радуйся, ратниче Божий непобедимый; Радуйся, Церкви столпе несокрушимый. Радуйся, благодати приснотекущий источниче; Радуйся, за землю Русскую дерзновенный молитвениче. Радуйся, святителю Никодиме, земли Белгородския славо и украшение. Кондак 13 О, священная главо, иерарше достоблаженный, богомудре святителю Никодиме, услыши убо малое моление наше и Богу благоутробному принеси, да помилует нас рабов Своих и не помянет грехов и беззаконий наших. Темже вси исполнившись благодарения за вся милости Его безмерныя, вкупе с тобою вечно будем воспевати благодеющему Богу: Аллилуия. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангеле земный и Небесный гражданине, богомудре святителю Христов Никодиме, вемы, яко много может молитва твоя, Владыку умилостивляющая. Темже память твою светло празднующе, молим тя, избави нас от всякия скорби и нужды, и сохрани от всех козней вражиих нас неврежденными, да в умилении сердца воспоим тебе сицевая: Радуйся, измлада Господа возлюбивый; Радуйся, ангельски на земли поживый. Радуйся, в житии твоем святителю Иоасафу поревновавый; Радуйся, в творениих своих его прославивый. Радуйся, в подвизех неустанно пребываяй; Радуйся, чистоту сердечную стяжавый. Радуйся, христиан непостыдное упование; Радуйся, монашествующих наставление. Радуйся, святителю Никодиме, земли Белгородския славо и украшение. Кондак 1 Избранный угодниче Христов, новоявленный светильниче земли Белгородския, святителем слава и мучеником радование, священномучениче Никодиме, тя, яко достойнаго преемника святителя Иоасафа почитаем и помощи и предстательства у Престола Божия от тебе просяще, песненными похвалами тя ублажаем:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Владыке Хризостому (Мартишкину). «Ваше Высокопреосвященство, дорогой незабвенный Владыко! Сердечно благодарю за утешение, радость. После праздничной усталости снова утешусь всей полнотой радости высшего наслаждения молитвенного общения с Вами. Глубоко преданный, искренне почитающий архимандрит Серафим». Письма архимандрита Серафима Архиепископу Курскому и Белгородскому Хризостому. «Ваши беседы я слагаю в сердце своем. Наедине, вникая в них, извлекаю для себя уроки назидания. Последняя такая беседа была кратенькая, при участии отца архимандрита Геннадия. Был поднят вопрос о принятии мной схимы. Размышляя о сем высшем духовном подвиге, благоговея пред ним и соразмеряя свои и душевные, и телесные силы, пред собой поставил вопрос: смогу ли достойно понести сей подвиг? Сознавая свое недостоинство, я пришел к решению: с благодарностью Вашему Преосвященству свято хранить в сердце преподанное Вами святительское благословение на принятие мной схимы до времени, когда почувствую потребность и решимость на сей подвиг. Как всегда, так и в сем полагаюсь на волю Божию». Из письма архимандрита Серафима владыке Леониду (Полякову). «Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященный дорогой, родной, зело любимый и незабвенный Владыко! Неизреченная радость наполнила мое сердце, когда, прочитав Вашу открытку, я узнал о Вашем намерении посетить мое недостоинство. Дорогой Владыко! «Откуда это мне?!» Неужели это возможно?! Неужели удостоен я буду сего?! Преклоняюсь пред Вашим смирением и снисхождением к моему недостоинству и прошу удостоить меня сей чести Вашего посещения. Вы спрашиваете, как добраться из Харькова в Готню? Вопрос этот легко разрешим. В Харькове Вас встретит матушка Иоасафа, будет подана автомашина, которой Вы и прибудете на наше подворье в Готне. Прошу, родной Владыко, сообщите заблаговременно, когда в Харькове Вас встретить и где на аэродроме». Часть 6. Проповеди и публикации, посвященные отцу Серафиму Слово ко дню Ангела Слово ко дню Ангела отца Серафима, произнесенное Александром Макрицким 78 2/15 января 1979 года в Ракитном.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О правых партиях рассказывает в своей книге «Альтернатива справа. Национально-патриотическое движение в России: историческая традиция, идеологические направления и перспективы». СПб. 1999. проф. С.В.Лебедев (см.: http://www.lindex.le.../Text/lebedev/03.htm ) Не слишком расположенный к Столыпину и русскому вопросу автор Арон Авербух считает, что у черносотенников и у будущей русской партии были очень похожие программы: «Основанная в СПб 1906 году, в самый разгар смут, охвативших всю Россию, когда с особою силою проявился сепаратизм окраин, газета " Окраины России " , в 1908 году ставшая учредителем " Русского окраинного общества " , писала: " до последних лет забота о целости России... ложилась целиком на плечи правительства... Теперь наступило другое время... теперь все мы ответственны за будущность нашего Русского государства... А в наши дни " освободительной " вакханалии... эта ответственность еще усугубляется " . В деле управления окраинами мы видим ‘шатания власти " . Поэтому, " очевидно, задача русских людей сводится к тому, чтобы бодрствовать и содействовать власти держаться ясного и определенного пути " . Точно так же мотивировали свою русификаторскую пропаганду и Совет объединенного дворянства, и черносотенные " Союзы русского народа " , возглавляемые А.И. Дубровиным, Марковым 2-м, Пуришкевичем и др., и провинциальные националистические и черносотенные организации, и правые газеты, субсидируемые правительством. Таким образом, национализм, как и черносотенство, было неким движением " снизу " , ставившим целью помощь правительству одновременно с контролем над ним. В третьеиюньский период проповедь и политика национализма достигли кульминации». И далее этот автор пишет: «За мышиной возней создания партии умеренно-правых, их поэтапного объединения с националистами стоял факт капитуляции Столыпина перед Дурново (П.Н. - лидер правых. - прим. Л.А.) и Ко. Не успев начать «реформы», он заявил, что время их еще не приспело, а центр тяжести должен быть перенесен на «национальные задачи», т.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Дело в том, что 22 декабря 2012 года на юбилее у друзей я не удержалась и нарушила пост - съела курицу. А 23 декабря, в день памяти почитаемого мною святителя Иоасафа Белгородского, «трудоустроившего» меня много лет назад в отдел гуманитарных проблем газеты «Московская правда», не пошла в храм. Приехав из гостей домой, в 14.20 я обнаружила, что в кранах нет воды - замерзли трубы. «Это наказание Божие», - подумала я, так как совершенно точно оставляла струю воды, ведь в позапрошлую зиму вынуждена была до весны таскать воду в канистрах от соседей. Прорыдав до ночи и вызвав утром мастера, я заплатила ему за труды 500 рублей и еще долго надеясь на чудо... Но чудо не произошло - воды не было. Постепенно я смирилась. В праздничные новогодние дни запасалась водой у соседки Татьяны (дай Бог ей здоровья!) - возила на тачке канистры, бидоны, бутылки и другие сосуды с водой. Я научилась ценить и беречь каждую каплю. И вот 8 января, вернувшись домой, я стала свидетелем настоящего рождественского чуда - спустя 16 дней из кранов вдруг потекла вода - и поверьте, нет ничего прекраснее (на данный момент, по крайней мере), чем звук журчащей воды!. Святки - это двенадцать дней с Рождества (Коляды) до Крещения. Нередко к ним примыкает и рождественский Сочельник: святки - это время «от звезды и до воды» (т. е. от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды). Лично для меня выражение «от звезды до воды» теперь имеет самый конкретный смысл - пока мы смотрели спектакль о Вифлеемской звезде, в моих замерзших трубах потекла вода!!! Хотя никакой оттепели и плюсовой температуры в эти дни не было! Теперь никто не разубедит меня, что чудес не бывает. Значит, надо просто набраться терпения и ждать, когда уверует и исцелится мой любимый брат (начнет ощущать свои больные ноги, и его перестанут мучить головные боли), когда Господь подаст ему не только улучшение физического зрения, но и дарует духовное. Людмила Окорокова, подводя итоги праздника, сказала: «Господь был с нами!!!» Но Он с нами не только в Рождественскую ночь, Он с нами всегда. Он слышит наши молитвы и, испытав нашу веру, обязательно поможет. Поэтому ждите чуда каждый день и каждую ночь - мы не знаем, какие из них станут для нас НЕОБЫКНОВЕННЫМИ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010