В 1905 году на Белгородскую кафедру был назначен архиепископ Питирим (Окнов), который еще раньше, служа в Петербурге, был почитателем святителя Иоасафа. Владыка активизировал процесс прославления епископа Белгородского Иоасафа, двухсотлетие со дня рождения которого как раз отмечалось в 1905 году. К этому времени в Синоде накопилось множество свидетельств людей, описавших знамения и чудеса, произошедшие по молитвам святителя. И Синод в очередной раз дал отказ. Божиим Промыслом случилось так, что, когда была проложена железная дорога в Крым, Белгород оказался тем городом, через который дважды в год проезжали члены царской фамилии. И вот, зная о ходатайствах, уже не раз поступавших в Синод, которые были подтверждаемы документами об исцелениях у мощей святителя, в 1904 году император, проезжая через Белгород, посетил пещерку, молился в ней и воочию убедился в стопроцентном нетлении мощей святителя Иоасафа. Документально подтверждено, что инициатором канонизации святителя Иоасафа был император Николай II. После торжественной канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в которой приняла участие вся царская семья, император поручил Синоду заняться изучением дел, связанных с канонизацией святителя Иоасафа. Тем не менее, все это тянулось до 1910 года, когда была создана специальная комиссия. Она прибыла в Белгород для освидетельствования мощей. В комиссию входили и врачи, проверившие достоверность более ста исцелений и подтвердившие, что объяснить их иначе, чем чудом, нельзя. Приведу лишь один случай помощи от нетленных мощей преосвященного Иоасафа беременной женщине в 1803 году. За два месяца до родов княгиня Екатерина Друцкая-Соколинская испытывала столь жестокие беспрестанные муки, что боялась не родить и умереть. Она обещала угоднику Божию Иоасафу назвать его именем младенца мужского пола, если он родится, и если она останется живой, то прийти с ним поклониться его мощам, что и было исполнено. На основании решения комиссии Святейший Синод направил Николаю II доклад и ходатайство о назначении дня канонизации святителя Иоасафа. 10 декабря 1910 года по старому стилю царь написал на докладе очень красивые слова: «Благодатным предстательством святителя Иоасафа да укрепляется в державе Российской преданность праотеческому Православию ко благу всего народа русского. Приемлю предположения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием. Николай». Не знаю, ведал ли император, что ставит свою подпись в день кончины святителя Иоасафа.

http://pravoslavie.ru/48756.html

Мощи занесли в алтарь ближайшего к музею Спасо-Преображенского собора. Нам сообщили, что предположительно это мощи епископа Иоасафа Белгородского. Одним из убедительных аргументов идентификации был обнаруженный в районе печени разрез. История его возникновения такова. Мощи вскрывались в декабре 1920 года с целью доказать, что это мумия. При мумификации удаляются все внутренние органы и первым делом печень. Именно поэтому приглашенный из Харькова профессор – известный патологоанатом, впоследствии бальзамировавший тело Ленина, – сделал Н-образный разрез в районе печени. У нас хранятся документы, подтверждающие, что печень и все внутренние органы оказались на месте, что мумификация не проводилась. Разрез был не зашит, а прикрыт. И когда мы увидели и этот разрез, и другие совпадения, известные по описанию мощей святителя Иоасафа (у него была передавлена переносица, отсутствовал большой палец на левой ноге), то убедились, что ошибки быть не может, – это его мощи, в этом нет никаких сомнений. И вот 17 сентября 1991 года, то есть день в день через 80 лет со дня канонизации, мощи прибыли в Белгород. Тогда на Белгородскую землю впервые приехал Святейший Патриарх Алексий II, было торжество. - Мощи святителя Иоасафа стали первой святыней, в силе которой я смогла убедиться на собственном примере. Вы знаете о многих чудесах святителя Иоасафа. А есть книги, в которых они описываются? - Да, многие чудеса описаны в только что вышедшей книге «Прославление святителя Иоасафа Белгородского. Документы». Она издана нами специально к юбилею вместе с книгой «Пещерка святителя Иоасафа». Как и предыдущие издания о святителе, такие как «Белгородский чудотворец. Жизнь и прославление», мы готовили обе книги вместе с краеведом Александром Крупенковым. Две трети книги составляют фотокопии оригиналов архивных документов Святейшего Синода, большинство из которых публикуется впервые. Их нет даже в архивах Москвы – подлинники находятся на Украине. Документы охватывают период с конца декабря 1908 года по октябрь 1913 года. Их след отыскался в Харькове в 2009 году. Конечно, в книгу не могли войти все случаи чудесных исцелений от мощей святителя Иоасафа. Кто подсчитает, сколько прозрело слепых, заговорило немых от рождения, поднялось с одра расслабленных, стало ходить параличных – и до, и после прославления?! Хочу обратить ваше внимание на то, что впервые за всю историю освидетельствования мощей разных святых люди не только рассказывали о произошедших с ними чудесах, но и принимали на Кресте и Евангелии клятву, произнося очень серьезные для православного верующего слова.

http://pravoslavie.ru/48756.html

Божьим промыслом случилось так, что, когда была проложена железная дорога в Крым, Белгород оказался тем городом, который два раза в год проезжали члены Царской фамилии. И зная о том, что такие ходатайства уже поступали в Синод и были подтверждаемы документами об исцелениях у мощей святителя, Император Николай II, проезжая через Белгород в 1904 году, посетил пещерку, молился в ней и воочию убедился в 100-процентном нетлении мощей святителя Иоасафа. Канонизация Иоасафа Белгородского – Отец Олег, наверняка в книге говорится об участии в торжествах 1911 года членов Царской семьи. – Документально подтверждено, что инициатором канонизации святителя Иоасафа был Император Николай II. В 1905 году на Белгородскую кафедру был назначен архиепископ Питирим (Окнов), который еще раньше, служа в Питере, был почитателем святителя Иоасафа, который родился в 1705 году. Владыка активизировал процесс прославления епископа Белгородского Иоасафа, 200-летие со дня рождения которого как раз отмечалось в 1905 году. За это в время в Синоде накопилось множество свидетельств людей, описавших знамения и чудеса, которые произошли по молитвам святителя. И Синод в очередной раз дал отказ. Но после посещения Николаем II пещерки святителя Иоасафа, эта тема оказалась в поле его зрения. После торжественной канонизации Преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в которой приняла участие вся Царская семья, Николай II поручил Синоду заняться изучением дел, связанных с канонизацией святителя Иоасафа. Тем не менее все это тянулось до 1910 года, когда была создана специальная комиссия, которая прибыла в Белгород для освидетельствования мощей. В нее входили и врачи, проверявшие достоверность более ста исцелений и подтвердившие, что объяснить их иначе, чем чудом, нельзя. Приведу лишь один случай помощи от нетленных мощей Преосвященного Иоасафа беременной женщине в 1803 году. За два месяца до родов княгиня Екатерина Друцкая-Соколинская испытывала столь жестокие беспрестанные муки, что боялась не родить и умереть. Она обещала угоднику Божию Иоасафу назвать его именем младенца мужского пола, если он родится, и если она останется живой, то прийти с ним поклониться его мощам, что и было исполнено.

http://pravmir.ru/velikij-chudotvorec-sv...

В это время мать моя задумала ехать в Белгород по делу и помолиться Св. Иоасафу; я прошу ее и меня взять с собою, а она отвечает: «как же тебя взять, детка, когда ты ходить не можешь, молись Св. Иоасафу, если тебе будет лучше завтра, я тебя возьму». Я помолилась вечером Св. Иоасафу и на утро встала совершенно здоровая. Поехала с матерью в Белгород, была у Св. Иоасафа и с тех пор не болела лихорадкой. Второе исцеление я получила уже замужем в 1897 г. Заболел у меня мальчик полуторагодний дизентерией и болел 9-ть месяцев; что я с ним ни делала и как ни лечила, никакое медицинское средство ему не помогало, а все ему было хуже и хуже. Наконец, когда уже не было никакой надежды на его выздоровление, я повезла его в Белгород к Св. Иоасафу, и вот как только я выехала из дому, ему стало лучше, а когда побыла у Св. Иоасафа и приложила ребенка к Его мощам, он совершенно выздоровел и больше не болел. Теперь в сентябре я заболела воспалением легких и вот молила Святителя Иоасафа, чтобы он помог мне перенести эту болезнь, и действительно, я легко перенесла эту болезнь и приехала поблагодарить Св. Иоасафа. Села нижней Ольшанки, жена священника, Анна Соловьева. Я, нижеподписавшаяся, даю настоящую клятву пред Всевидящим Богом в том, что все, сказанное мною о исцелении моем от Св. Иоасафа, есть истинная правда, в удостоверение чего целую Святое Евангелие и Животворящий Крест Спасителя и Бога нашего. Жена священника Анна Соловьева. К присяге приводил духовник, иеромонах Агапий. Курской губ., Корочанского уезда, хутора Тюрина, крестьянин Владимир Георгиевич Каленкин, 1-го сентября 1907 года заболел умопомешательством и несколько дней содержался на цепи. 15 сентября был привезен в г. Белгород на поклонение нетленно почивающему Святителю Иоасафу, где, после панихиды, его силою приложили к мощам Угодника, и с тех он стал приходить в разум. 14 октября еще раз посетил пещеру, причем уже сам без надзора приложился к мощам и тут же заявил, что по молитвам Святителя Иоасафа он теперь почти здоров, что и свидетельствует пред Святым и Животворящим Крестом и Евангелием Спасителя нашего Иисуса Христа клятвою и своею подписью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Ко всем этим заботам по обновлению лавры, осложнявшим и без того нелегкий труд управления ею, к концу наместничества в ней св. Иоасафа присоединяются новые, вызванные перестройкой обветшавшего Троицкого подворья в Москве 2095 . Едва ли будет несправедливостью, если скажем, что для св. Иоасафа, строгого подвижника и углубленного молитвенника, служение в качестве наместника Троице-Сергиевой Лавры было тяжелым крестом: как наместник лавры, самой богатой и самой знаменитой обители в России 2096 , он —636— был не только руководителем подведомых ему иноков, но и администратором, по обязанности соприкасавшимся с самыми разнообразными сторонами вне-монастырской жизни 2097 . Но эта обременительная для св. Иоасафа деятельность имела в его жизни особое значение: за время своего наместничества в лавре он приобрел широкий практический опыт и большие практические знания: они оказались ему необходимыми в самом скором времени на новом высшем служении, – служении епископском. В ночь с 1-го на 2-ое января 1748 г. умер Антонии Черновский, митрополит Белгородский и Обоянский. Указом императрицы Елисаветы Петровны (от 15 марта 1748 г.) повелено Святейшему Синоду произвести во епископа Белгородского наместника Троице-Сергиевой лавры и архимандрита Иоасафа Горленко, который, согласно высочайшему повелению, и был вызван в Петербург для хиротонии. 1 июня 1748 г. совершено было наречение Иоасафа Горленко Белгородским епископом, а 2-го состоялась самая хиротония в Петропавловском соборе в присутствии Государыни и императорской фамилии: хиротония совершена «синодальным преосвященным Синодом, архиепископом Псковским и Нарвским с присутствующими преосвященными Иларионом, епископом Крутицким. Арсением, архиепископом Переяславским, Платоном, епископом Владимирским, с епархиальными архиереями Антонием-Вятским и Порфирием – Суздальским» 2098 . Святитель Иоасаф вступил на Белгородскую кафедру на 43-м году от рождения и 23-м от пострижения в монашество. Эти 23 года прошли в непрерывных трудах, все более и более возраставших и как бы подготовлявших его к занятию епископского престола. Но вместе с этими тру-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Все свои доходы с вотчин Белгородского архиерейского дома употреблял он на подаяние и помощь неимущим. Особенно любил он творить милостыню свою втайне «да неувесть шуйца, что творит десница» ( Мф. 6:3 ). Так, пред великими праздниками христианскими имел он обыкновение посылать преданного себе келейника в жилища бедности, к лицам, известным ему крайнею нищетой, – с подаянием деньгами и одеждою. Этому келейнику дана была заповедь – положив дар у окна или порога дома, три раза стукнуть в стену для привлечения внимания хозяев, самому же удаляться поспешно. Самое одеяние посланного изменялось им из иноческого в простонародное, и лишь догадывались облагодетельствованные, из какого источника течет к ним милостыня. Предание народное утверждает, что сам святитель любил лично разносить под покровом ночи подаяния свои неимущим. Предание это подтверждается одним рассказом из келейных записок архимандрита Наркиса» (сына родной сестры преосвященного Иоасафа 19 ). Святитель Иоасаф, по дошедшему до нас преданию, переодевшись в послушническую одежду, в зимнюю ночь отправлялся в дома нищеты и там, нарубив дров в полуразвалившемся сарае, несет вязанку их на крыльцо убогого домика, и сам никем незамеченный удаляется прочь. Хозяйка дома лежит больная, и малые детки остаются в нетопленной хате. Прозорливость ли, чуткость ли отзывчивого сердца привели святителя в этот уголок истинной нужды, сказать трудно, но поступок его говорит сам за себя. Вот другой случай из того же предания. По поручению святителя, келейник, купив на базаре воз дров и уплатив за них деньги, дает адрес, по которому они должны быть доставлены, при этом строго наказывает не называть имени купившего дрова. Трогательно почтение святителя Иоасафа к своим родителям. Занимая высокое положение епархиального архиерея, он не забывал и своих «стариков», изредка навещая их. Вот одна трогательная встреча св. Иоасафа с родителями. Когда карета преосвященного подъехала к родительскому дому, Андрей Дмитриевич (отец святителя) со всей своей семьей и домочадцами вышел на крыльцо для встречи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

1907 г. октября 14 дня. Корочанского уезда, Нечаевской волости, хутора Тюрина, крестьянин Владимир Каленкин. Приводил к присяге иеромонах Неофит. Курской губернии, Корочанского уезда, села Лучек, крестьянка Агафия Евтихиевна Чеканова заявила: сего 1907 года в августе месяце, имея один лишь правый глаз здоровый (левый около десяти лет, как испорчен), я лишилась, благодаря болезни головы, и сего последнего, и слепота моя продолжалась более двух месяцев. В октябре месяце по молитвам Святителя Иоасафа, которому я молилась и мазала взятым у гроба сего Угодника из лампады маслом больной мой глаз, болезнь, несмотря на 84 летний возраст, прошла совершенно, так что я теперь вижу им очень хорошо, о чем и пришла заявить монастырскому начальству. 1907 года сентября 25 дня. Курской губ., Корочанского уезда, села Лучек, крестьянка Агафия Евтихиевна Чеканова, а за нее неграмотную, по ее личной просьбе, расписался Яков Дьяченко. Я, нижеподписавшаяся, даю настоящую клятву пред Всемогущим Богом, в том, что все сказанное мною об исцелении моем от мощей Святителя Иоасафа есть истинная правда. В удостоверение чего целую Святое Евангелие и Животворящий Крест Спасителя и Бога нашего. За неграмотную расписался Яков Дьяченко. К присяге приводил духовник иеромонах Агапий. А вот назидательный рассказ одной вдовицы о дивной помощи ей от св. Иоасафа. В 1809 году, лишившись мужа, оставшись вдовою с четырьмя детьми, запутана делами, до всего моего состояния касающимися, вся в долгах, я ни на кого из смертных надежды не полагала, а к одному Богу притекала, Божией Матери и ко всем святым. Все это время с 1809 года по сей 1818 год я не имела покою: ездила по делам то в Курск, то в Москву и напоследок в Петербург. Милостию Бога моего кончила дело в пользу мою: присылается указ к исполнению, и я еду сама в Курск по сему ходатайствовать, боясь еще каких претолкований и притеснений от моего сильного соперника, велеречивого, исполненного большого ума, и ко всему этому имеющего семь тысяч душ. Приехавши, явилась к моим судиям, принята была ими хорошо и заверена в моей правости; но вдруг за мною является мой соперник, своим велеречием толкует указ и решение общего собрания иными словами и оборотами и те же судии мне говорят, что все имение по сему указу должно от меня отойти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

И вот вынесли гроб с мощами святителя Иоасафа. Такого я никогда не видел и вряд ли увижу - почти все больные, стоящие и лежащие вдоль дороги, исцелялись: слепые прозревали, глухие слышали, немые начинали говорить, кричать и прыгать от радости, у калек выпрямлялись больные члены. С трепетом, ужасом и благоговением смотрел я на все происходящее - и не выпускал из виду того скрюченного. Когда гроб с мощами поравнялся с ним, он раздвинул руки - раздался страшный хруст костей, будто что-то разрывалось и ломалось внутри него, и он стал выпрямляться с усилием - и встал на ноги. Какое потрясение было для меня! Я подбежал к нему со слезами, потом схватил какого-то журналиста за руку, просил записать... В Петербург я вернулся другим человеком - верующим. Рустик 30 сентября 2013, 00:46 НЕПРИДУМАННЫЕ РАССКАЗЫ Святитель Иоасаф Белгородский Тогда я учился в Санкт-Петербургской Духовной академии. Знаний у меня было много, а веры настоящей не было. На торжества по случаю открытия мощей святителя Иоасафа я ехал с неохотой и думал об огромном скоплении народа, жаждущего чуда. Какие могут быть чудеса в наше время? Приехал - и зашевелилось что-то внутри: такое увидел, что невозможно было оставаться спокойным. Со всей России съехались больные, калеки - столько страданий и боли, что трудно смотреть. И еще: всеобщее ожидание чего-то чудесного поневоле передавалось и мне, несмотря на мое скептическое отношение к предстоящему. Наконец прибыл Император с Семьей и было назначено торжество. На торжествах я уже стоял с глубоким волнением: не верил и все же ждал чего-то. Трудно нам сейчас представить себе это зрелище: тысячи и тысячи больных, скрюченных, бесноватых, слепых, калек лежали, стояли по обеим сторонам пути, по которому должны были пронести мощи святителя. Особое мое внимание привлек один скрюченный: на него нельзя было смотреть без содрогания. Все части тела срослись - какой-то клубок из мяса и костей на земле. Я ждал: что же может произойти с этим человеком? Что ему может помочь? Иерей Андрей 16 сентября 2013, 19:20

http://pravoslavie.ru/1926.html

2419 При обширности епархии и разбросанности поселенных мест Белгородским архипастырям было трудно иметь тщательный и постоянный надзор за духовенством, – руководить его жизнью и деятельностью. Живого непосредственного общения между Белгородскими архипастырями и пастырями не было, потому что до святителя Иоасафа епископы Белгородские тяготились поездками по епархии в виду их утомительной продолжительности. Вследствие этого приходское духовенство находилось почти во всецелом ведении так называемых Духовных Приказов или Правлений. Последние, пользуясь удаленностью от архиерея, «из бездельных прихотей и корыстей» снабжали своими подписями заручные прошения прихожан за известного кандидата на освободившееся место священника или диакона и свидетельствовали, что избранные от прихожан – «люди доброжительные, в церковном пении и чтении совершенно искусные и никакого подозрения за ними нет»; на деле же очень часто оказывалось совершенно иное. 2420 Страдая от произвола и самоуправства прихожан и помещиков, духовенство в тоже время, опираясь на власть избирателей, – прихода и помещика, мало чувствовало свою зависимость от епархиального епископа. Непослушание его распоряжениям было, поэтому, нередким явлением среди духовенства. —196— Предшественники святителя Иоасафа на Белгородской кафедре, за немногими исключениями, почти не прилагали стараний к тому, чтобы поднять умственный и нравственный уровень пастырей: одни не делали этого по кратковременности пребывания на кафедре, другие по личным недостаткам, или же потому, что были иноземцы, почти не знавшие местной жизни. Особенно печально было епископствование непосредственного предшественника святителя Иоасафа молдаванина митрополита Антония Черновского, человека безнравственного и корыстолюбивого. 2421 Отсюда неудивительно, что приходское духовенство и в отправлении своих прямых обязанностей, и в своей частной жизни было далеко, за незначительными исключениями, от сознания и исполнения своего долга. При отсутствии проповеди, устной и книжной, церковное Богослужение было главным религиозно-воспитательным средством.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Список, хранившийся в Церковно-археологическом музее Киевской Духовной академии, стал источником для первой публикации «Брани...» в 1892 году. Среди читателей и почитателей поэмы – священномученик Никодим (Кононов) ( 1918 г.), епископ Белгородский, который в составленном к прославлению святителя в 1911 году акафисте воспел: «Имея оружие непобедимое – Крест, на сердце твоем верою начертанный, противу страстей и грехов смертных, возстающих на ны, крепко ополчился еси, и, Господу победы на тыя враги даровавшу, сложил еси песнь честным добродетелем, ейже внимающе, и мы благодарными усты сице ти воспеваем....» Идея переиздания поэмы святителя Иоасафа в наши дни принадлежит ведущему научному сотруднику Белгородского областного государственного историко-краеведческого музея Андрею Игоревичу Папкову. Работая с каталогами Российской государственной библиотеки, он обнаружил поэму святителя Иоасафа, изданную в 1892 году. Сделал ксерокопию и с предложением о переиздании обратился к настоятелю Преображенского кафедрального собора г. Белгорода протоиерею Олегу Николаевичу Кобец. Идея была поддержана и творчески развита: было предложено сделать современный поэтический перевод этого произведения, созданного на церковно-славянском языке, и поэтому не совсем понятного современному читателю. Автор современного поэтического перевода поэмы, клирик Николо-Иоасафовского собора города Белгорода, член Союза писателей и Союза журналистов России, протоиерей Игорь Кобелев. Поэма святителя Иоасафа является лучшим образцом поэзии того времени, да и во многом является образцовым произведением.В современном поэтическом переводе она появилась лишь в 2002 году. Около 8 месяцев о. Игорь работал над переводом, а самое сложное было – разбивать длинную строку святителя на более короткие и находить соответствующие рифмы. Книга, содержащая вступительные статьи, церковно-славянский текст поэмы и ее современный поэтический перевод, была выпущена в свет белгородским издательством «Крестьянское дело» тиражом всего 500 экземпляров в октябре 2002 г. и сразу же стала раритетом: нигде не продавалась, а весь тираж (кроме 100 экземпляров в качестве гонорара автору перевода) был распределен по библиотекам учреждений культуры Белгородской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010