С кем же мы будем, братья и сестры: с Ним или без Него? С Ним – значит со святым Саввой, святым Стефаном Дечанским, святым Иоанникием Девичским, святым Петром Коришским и всеми святыми и честными предками нашими, которые, когда нужно было, умели животы свои положити за души своя. Без Него – значит без них и против них. Да не забудете никогда сие первостепенно важное знание: Кто есть Христос и кто вы, братья и сестры! Это – моя первая молитва Ему и мое первое благословение вам и нашим молодым семинаристам. Живите же всегда так, как диктует вам сие знание, дабы и по смерти жить с Ним в Царстве Его непреходящем». Владыка Павел больше тридцати трех лет исполнял обязанности епископа Рашко-Призренского, епархии, включавшей в себя территорию Косова и Метохии, а также область Рашки. В течение этого времени он был вынужден противостоять многочисленным проявлениям агрессии против Церкви и против сербского народа со стороны представителей мусульманского албанского населения региона при молчаливом согласии, а иногда и одобрении коммунистического государства. Было ясно, что с того времени «где-то было решено, что Косово и Метохия больше не будут сербскими», напишет он позже 13 . Он никогда не искал конфронтации в отношениях с албанцами, которые вели себя очень агрессивно, но права Церкви отстаивал неутомимо. Между 1959 и 1986 годами он направил Священному Архиерейскому Синоду сорок три рапорта относительно случаев злоумышленных действий, совершенных в отношении монахов, верующих, храмов и монастырей его епархии, невзирая на те неприятности, которые могли у него возникнуть в отношениях с коммунистической властью 14 . Сам владыка часто становился жертвой агрессии. На улицах, по которым он по собственной воле ходил без сопровождения, несмотря на опасность, прохожие выкрикивали оскорбления в его адрес, толкали, были с ним грубы. Бывало, его выталкивали из общественного транспорта, которым он пользовался по своей скромности. Однажды на автобусной остановке в Приштине разъяренный албанец неожиданно ударил его по лицу, да так, что от удара его епископская скуфейка отлетела в одну сторону, а сам он – в другую. Он встал, поднял скуфью, надел ее, с грустью и состраданием посмотрел на своего обидчика и, не сказав ни слова, спокойно продолжил путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ ДЕВИЧСКИЙ [серб. Joahukuje Девички] († 2.12.1430), прп. (пам. серб. 2 дек., 26 апр.; в РПЦ 26 апр.), пустынник, чудотворец. Основным источником сведений о жизни И. Д. является его краткое Житие. Он был родом из обл. Дукля (ныне Черногория), по др. данным, из обл. Хвосно (Косово и Метохия) ( Jycmuh (Попович). 1977); рано покинув отчий дом, он 70 лет прожил в пещере в ущелье р. Црна, притока р. Ибар. По преданию, здесь ранее подвизался прп. Петр Коришский (XIII в.). Вокруг И. Д. собралось большое число последователей, в пещере были устроены храм во имя арх. Михаила и монашеская обитель (см. Црна-Река , муж. мон-рь). Когда слава стала тяготить И. Д., он оставил мон-рь, ушел в глухие леса обл. Дреница и поселился в долине ручья в дупле бука. Здесь он тоже возвел храм, к-рый позже, ок. 1434 г., 2-й ктитор серб. деспот Георгий Бранкович (см. ст. Бранковичи ) заменил большим в благодарность за исцеление дочери-девицы; в память об этом возникший здесь мон-рь стал называться Девич . Житие И. Д. и служба ему, написанные, как предполагается, насельником мон-ря Девич в XV в., следуют традициям исихазма и почти не содержат биографических сведений. Согласно Житию, святой скончался в глубокой старости 2 дек. 1430 г. Недавно болг. исследователь Т. Моллов выдвинул предположение ( Моллов. 2004), что И. Д. жил в XIII - 1-й четв. XIV в. Основанием для этого он считает наличие памяти И. Д. под 26 апр. в месяцеслове серб. пергаменного Евангелия (1329), открытого В. И. Григоровичем в б-ке афонского мон-ря св. Павла и сгоревшего в нач. XX в., но известного исследователям XIX в., и мнение еп. Рашско-Призренского Павла (Стойчевича ; впосл. патриарх Сербский) об основании храма в мон-ре Црна-Река в XIII в. ( Павле 1989). Однако, если в месяцеслове упомянут «св. Иоанникий» без определения «Девичский» ( Григорович В. И. Очерк путешествия по Европ. Турции. М., 18772. С. 21; Донесения В. И. Григоровича о его путешествии по слав. землям. Каз., 1915. С. 63), то речь идет, по всей видимости, о Сербском архиеп. св. Иоанникии I , кончина к-рого, по др. источникам (напр., по записи в Никодимовом типике 1319 г.), приходится на 27 апр. (Типик архиеп. Никодима/Уред.: Л. Београд, 2004. 1. С. 105а). В свидетельстве Григоровича возможна погрешность при записи (примеров тому достаточно - см.: Г. nampujapx и охридски архиеп. Никодим//ЗРВИ. 1982. Бр. 21. С. 224-225). Версия Моллова не является новой, поскольку память в месяцеслове Евангелия 1329 г. предположительно отнесена к И. Д. еще в книге Л. Павловича ( 1965. С. 130), хотя и фигурирует в разделе об архиеп. Иоанникии (Там же. С. 78).

http://pravenc.ru/text/578010.html

Знаете, что ещё поразило? Такая простая вещь, как некое видимое благополучие края, которое абсолютно не вяжется с объективными цифрами. На Косове демографический взрыв, там больше 50% населения моложе 25 лет. Это уникальная ситуация в Европе среди албанцев. При этом 75% этих молодых людей - безработные. Но ощущение, что всё процветает. Едешь по Косову - везде строятся огромные дома. Рядом с домами стоят мемориалы партизанам, которые, по мнению косовских албанцев, " выиграли войну с сербами " . Через несколько километров стоят эти мемориалы с развевающимися над ними албанскими флагами, то есть они эту память о случившемся не только максимально сохраняют, но и всячески пропагандируют. Создается ощущение, что в крае огромное количество денег. Не спрашивайте меня, откуда, они, но явно не заработаны тяжёлым трудом. Это производило сильное впечатление по контрасту с 1986-м годом... Тогда мы совершали поездку по монастырям всей Сербии и в конце ее приехали на Косово. Меня поразила та бедность, которую мы увидели на Косове в сравнении с остальной частью Сербии, где мы были до того. Теперь же сербские территории, граничащие с Косовым, выглядят заброшенными и нищими на фоне богатеющего и процветающего края. Источники этого процветания остаются непонятными при существующем уровне безработицы, при наличии многодетных семей. Кто-то говорит, что эти деньги от присутствия НАТО и ООН (там в определённые времена было больше 30 000 международных чиновников с большими зарплатами), кто-то говорит о наркотраффике... Объяснений много. Но реальность такова: к сожалению, никак нельзя сказать, что зло наказано, а добро торжествует. - Сува Река. Церковь Святого Георгия, вторая половина XIV века. Старое кладбище XIX века. В июне 1999 года взорвана, кладбище уничтожено взрывом. К осени 2005 года территория расчищена... Митровица. Монастырь Святого Иоанникия Девичского. С 12 по 14 июня 1999 года монастырь захвачен, разграблен и осквернён. В марте 2004 года полностью сожжён. Могила святого Иоанникия Девичского раскрыта и осквернена. Здания 19 века уничтожены....Призрен. Церковь Святого пророка Илии 1866 года. Летом 1999 года осквернена и заминирована.... Разграблена, осквернена, заминирована, забросана гранатами... Мы листаем журнал " Распятое Косово " . Более ста храмов разрушено в молчаливом присутствии размещённых в крае сил НАТО и ООН. Что говорят о ситуации на Косово и Метохии сами миротворцы? Не кажется ли им их собственное присутствие в крае марионеточным? Конечно, не раз спрашивали об этом участники миссии ЮНЕСКО офицеров, несущих службу на Косове и в Метохии...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Женский монастырь Девич Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Девич (серб. Манастир Девич) был основан в 1434 году на том месте, где в пустом стволе дерева подвизался святой Иоанникий Девичский. Относится к Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Монастырь Девич был основан в 1434 году на том месте, где в пустом стволе букового дерева подвизался исихаст XV века святой Иоанникий Девичский . Монастырь находится в густых лесах, в пяти километрах от города Србица. Ктитор — деспот Джурадж Бранкович — построил обитель в знак благодарности за излечение его больной дочери-девицы. Отсюда и произошло название — Девич. Во время турецкого ига монастырь неоднократно подвергался осквернению, сожжению и разрушению, однако неизменно восстанавливался и реконструировался. Сегодня в Девиче насчитывается несколько церквей: Введения во храм Пресвятой Богородицы, святого Иоанникия и святого Георгия. В них сохранились три слоя фресковой росписи: XV, XVI и XIX веков. Ранее монастырь располагал богатейшим собранием книг, переписанных в собственной мастерской, которые хранились здесь на протяжении столетий. В 1941 году, во время итальянской оккупации Косова, храмы и келейные корпуса были разграблены и взорваны албанскими нацистами. В пожаре сгорели все старинные книги и иконостас с древними иконами. Пещера святого Иоанникия Девичского, находящаяся на холме севернее монастыря, также подверглась разорению. В 1950 году Девич, больше похожий на груду камней, был восстановлен трудами игуменьи Параскевы и сестер. Современное состояние [ править править код ] В 1999 году, сразу после вывода из Косова Югославской армии и прихода французского контингента КФОР в район Србицы, в монастырь ворвались албанцы — члены ОАК. С 12 по 14 июля длилась оккупация монастыря. На протяжении трех дней святыню оскверняли и грабили. Монахини вместе со своим духовником отцом Серафимом стали пленниками, и все это время подвергались физическим и моральным издевательствам. В результате отец Серафим был избит, а самую молодую сестру один из бандитов принуждал снять апостольник, на что она ответила решительным отказом.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

18 марта 2004 года, на волне захлестнувшего Косово и Метохию террора, обитель вновь подверглась разорению. Военные, под охраной которых находился Девич, эвакуировали монахинь и позволили шиптарам беспрепятственно войти. После этого монастырь был полностью сожжен, гробница святого Иоанникия Девичского вскрыта и осквернена (албанцы разводили в ней огонь). Когда военные начали эвакуировать насельниц обители, в суматохе забыли восьмидесятилетнюю монахиню, ставшую свидетельницей происходящего. Вот что рассказала мать Ангелина: «Было около четырех часов дня, когда я, уставшая, пришла из сада и сказала, что не пойду обедать. Почувствовала себя плохо (как будто в предчувствии чего-то недоброго) и задремала. Не знаю, сколько прошло времени, -меня разбудили крики и шум. Встав, я увидела, что вокруг никого нет, и только откуда-то доносится протяжное завывание (возможно, звук сирен - прим. авт.). Через разрушенные ворота обитель начало заполнять войско в черном. Это была ОАК. И я подумала, что только что отдала Богу душу!» Сестры, эвакуированные на вертолете, вскоре заметили отсутствие матери Ангелины. Они попросили солдат вернуться. Вечером монахиня была доставлена на базу КФОР в Србице, а оттуда переправлена в больницу Косовской Митровицы.Но даже по прошествии года мать Ангелина говорила, что до сих пор перед ее глазами стоит разъяренная толпа, выкрикивающая призывы к нападению, и огонь, пожирающий дерево и камень. Через некоторое время сестры вернулись - от Девича остались только обожженные стены. Церкви, кельи и хозяйственные постройки были разграблены, сожжены и разрушены. Монастырские ценности: церковные колокола, исторические книги кресты и многое другое - украдены. Водопровод и канализация разрушены. Система отопления демонтирована. Монастырский скот похищен. Святыня вновь была восстановлена монахинями при помощи французских и испанских военных. В настоящий момент в монастыре живут пять сестер, которые своими силами обрабатывают монастырские угодья. Наибольшим духовным сокровищем Девича по-прежнему являются мощи святого Иоанникия, находящиеся под спудом. Он особо любим сербским народом как великий чудотворец и целитель, по молитвам которого и сегодня происходят МНОГИЕ чудеса. Одно из них - незримое присутствие и заступничество святого Иоанникия за свою обитель. Ведь только явной милостью Божией многократно оскверненный и разрушенный монастырь снова возрождается, чтобы своим неугасимым светочем рассеивать окружающую его кромешную тьму " (3) .

http://pravoslavie.ru/88870.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕВИЧ мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Находится близ Србицы (Косово и Метохия). Церковь была возведена ок. 1434 г. серб. деспотом Георгием Бранковичем (см. ст. Бранковичи ) в благодарность за возвращение зрения его дочери по молитве прп. Иоанникия . В честь этого чуда святой, к-рый был здесь потом похоронен, и возникший при церкви мон-рь получили наименования «Девичский» и «Девич». В 1458 г. сын Георгия Григорий (Гргур) даровал Д. колокол, к-рый ныне хранится в мон-ре Дечаны. Вероятно, в Д. была книжная школа, т. к. в 1872 г. в мон-ре хранилось ок. 100 рукописей и более 10 печатных книг. Фрагмент росписи ц. Введения во храм Богородицы мон-ря Девич. XV в. Фотография. 2004 г. Фрагмент росписи ц. Введения во храм Богородицы мон-ря Девич. XV в. Фотография. 2004 г. Во время первой мировой войны венг. солдаты планировали уничтожить гробницу прп. Иоанникия, но не успели. Весной 1941 г. итал. солдаты сняли колокола, а в окт. албанцы зверски убили игум. Дамаскина (Бошковича), разорили и взорвали храм. Гроб святого был завален грудой камней и кирпича, но не поврежден. В 1947 г. мон. Параскева начала возобновление обители. 13-16 июля 1999 г. албанцы разграбили и подожгли мон-рь и захватили в плен насельниц. Вскоре обитель была частично обновлена, в ней проживало 8 сестер. Хотя Д. находился под защитой франц. контингента КФОР, в сер. марта 2004 г. 2 тыс. албанцев окружили и подожгли мон-рь, в гробнице прп. Иоанникия развели костер. Насельниц удалось эвакуировать. Через месяц после погрома они вернулись и стали налаживать жизнь в монастыре. В наст. время обновлены сев. часть жилого корпуса и трапезная. Храм покрыт новой крышей, службы проходят среди обгоревших стен. Введенская ц. после 1557 г. была восстановлена. В разное время к храму были сделаны пристройки с севера и запада, с востока устроена надгробная часовня из тесаного камня над местом погребения прп. Иоанникия. Сохранилась только юго-вост. капелла, прямоугольная в плане, с полуциркульным сводом и 3-гранной снаружи и полукруглой внутри апсидой. Совр. храм также прямоугольный в плане, с полуциркульным сводом.

http://pravenc.ru/text/171543.html

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXV — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 25-й том «Православной Энциклопедии» продолжает публикации материалов на букву «И». Его открывает статья «Иоанна деяния», посвященная раннехристианскому апокрифу, который описывает служение св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Завершает том крупный материал, повествующий об Иосифе (Шумлянском, 1643-1708), епископе Львовском и Каменец-Подольском, который в 1700 г. открыто перешел в унию вместе со своей епархией и положил начало Униатской церкви в Галиции. 25-й алфавитный том энциклопедии - преимущественно биографический. Среди древних святых, о которых рассказывают материалы тома: преп. Иоанникий Великий (846) из византийского монастыря Антидион на Олимпе Вифинском; преп. Иоанникий Девичский, сербский святой (1430 г.). В числе русских православных святых, носивший имя Иоанникий, о которых рассказывает том энциклопедии, следует отметить преп. Иоанникия Радонежского (XIV в.), ученика преп. Сергия Радонежского; святителя Иоанникия (Руднева, 1826 — 1900 гг.) митрополита Киевского и Галицкого, преп. Иоанникия (Гомолко, 1912 г.), настоятеля знаменитой Глинской пустыни. Отдельный материал посвящен священномученику Иоанникию (Липовацу), митрополиту Черногорско-Приморскому, убитому в 1945 г. партизанами-коммунистами. 25-й том знакомит читателей с Ионафаном, сыном 1-го царя Израильского Саула, Иоасом, 9-м царем Иудейский (835-796 г. до Р.Х.), Иоафамом, 11-м царем Иудейским (ок. 740-731 г. до Р.Х.), а также двумя правителями по имени Иохаз – 11-м Израильским царем (814-800 г. до Р.Х.) и 17-м царем Иудейским (ок. 609-608 г. до Р.Х.). 25-й том представляет масштабный комплекс статей, посвященных православным святым, иерархам, церковным деятелям, которые носили имя Иоасаф. В этом ряду особое внимание обращают на себя материалы о свт. Иоасафе (Скрипицыне, 1555 г.), Митрополите Московском и всея Руси, который возглавлял Русскую Церковь в период малолетства великого князя Иоанна IV — будущего царя Иоанна Грозного, и свт. Иоасафе (Горленко, 1705-1754 гг.), епископе Белгородском и Обоянском.

http://pravenc.ru/shop/657836/

2-е изд., т. 1, СПб., 1858. 2 . Лактанций . Творения. Пер. Е. Карнеева, Т. 2. СПб., 1848. 3 . Федорова Е. В. Императорский Рим в лицах. М., МГУ, 1979. Преподобнаго Иоанникия Девиченскаго (Службу зри 2 декабря) Тропарь, глас 1: Пощением, молитвами и благодатию Божественною просветився,/земныя концы светло озаряеши благочестно,/чудес благодать от Бога прием,/исцеляеши недуги, духи же лукавыя от человеков отгоняеши,/иже с верою притекают к раце мощей твоих святых,/преподобне отче наш Иоанникие./Слава Давшему ти благодать,/слава Укрепившему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной Воеводе: От юности, Богомудре, возлюбив ангельское житие,/вся красная оставил еси,/зайде бо, якоже звезда от мира,/востек к разумному и праведному солнцу, Христу,/от Него же приемь благодать исцеления,/различныя недуги врачуеши притекающих к священней раце твоей./Темже и мы, совершающе любовию всечестную твою память, вопием ти:/радуйся, отче Иоанникие. Преподобный Иоанникий Девиченский Преподобный Иоанникий Девиченский (или Девичский) родился в Диоклетии Фотинской (Черногорское Приморье, Сербия). С юных лет он удалился в пустынное место на реке Ибре, где начал свои монашеские подвиги. Здесь он вместе с другими монахами-подвижниками вел суровую иноческую жизнь в пустынных горах. В строгости своей жизни святой Иоанникий подражал и следовал преподобному Антонию Великому , не давая сна своим очам, пока не освободил душу и тело от страстей. К преподобному Иоанникию стекались многие подвижники, им был создан монастырь на Черной Горе, но сам он удалился в одну из пещер Девичской пустыни (в области Дреницы, западное Косово) для совершенного безмолвия. Сербский деспот (правитель) Юрий Бранкович (1427–1456), узнав о подвигах преподобного, вместе с ним создал в пустыни церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В тяжелые для Сербии и всего православного Востока времена, когда турки захватили Константинополь и независимое Сербское государство пало, святой Иоанникий явил собой образец христианского подвижничества, стал «украшением постников, светилом светильников и Церкви своей утверждением непоколебимым».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Председатель Санкт-Петербургского Славянского комитета, а ранее - консул на Балканах Александр Фёдорович Гильфердинг так описывает состояние Девича в 1857 году: " Монастырь Св. Иоанникия Девичского находится в пяти часах от Вучитрна, на границе Дукадьина, в волости, называемой Дреница. Мы переправились по разваливающемуся старинному мосту через Ситницу, текущую в низменных лугах, и скоро добрались до гор, ограничивающих Косово поле. Более четырёх часов ехали мы по высотам, то подымаясь, то спускаясь, то следуя по направлению лощин, поросших лесом, и не встречали ни деревушки, ни избы, ни души человеческой. Наконец, в поляне, окружённой лесистыми горами, увидели мы монастырь, обнесённый довольно высокою и крепкою стеною. Мы въехали в монастырь; я слез с лошади и поместился на диван-хане. Никто не выходил к нам. После многих тщетных попыток, люди докликались какого-то слуги и послали сказать игумену о нашем приезде. Долго, долго ждали мы игумена... Он рассказал мне только, что обитель страждет от албанцев, составляющих население всей окрестности, и имеет очень мало доходу, потому что албанцы отняли прежние её владения, а поклонников бывает очень мало, хотя мощи Св. Иоанникия пользуются великим уважением в народе; но монастырь живёт в такой глуши, что немногие отваживаются туда (добраться)... Монах, составляющий с игуменом и ещё одним иноком всю братию Девичской обители, стал повествовать мне..., о том, как Св. Иоанникий, сын богатых родителей, бежал из отцовского дома, чтобы удалиться от мира, и долго жил в совершенной безвестности и уединении в лесу, где теперь стоит монастырь; как народ, мало помалу, стал узнавать о его подвигах и стекаться к нему; как Юрий Бранкович, государь Сербский, услышав об его чудесах, привёл к нему свою дочь, слепую, и он возвратил ей зрение, омыв ей глаза водою из источника, который и теперь показывают близ монастыря; как Иоанникий, безпрестанно тревожимый в своём уединении, удалился в Чернорецкие горы и вселился там в пещеру... Бедный игумен Паисий... Недели через три, только что я возвратился в Сараево, мне написали, что игумена застрелили албанцы... " (2) .

http://pravoslavie.ru/88870.html

Кроме того есть и другие древние монастыри, но они в запустении, или в развалинах, напр. Чернорецкий, Кореииский, св. Марка, Гричаницкий, Девичский, Чернорецкий основан преп. Иоанникием, современником сербского десуота Юрия Бранковича (1427– 1456 г.). Здесь 70 лет подвизался преп. Иоанникий. Хранится еще церковь в утесе, и пещера, где он молился. В церкви стоит рака с мощами юноши Петра Коришского, подвизавшагося в царствование Душана в горах близ Призрена. В этом монастыре один только монах, и богослужение совершается только в великие праздники 141 . Кориииский основан на месте подвигов юноши Петра, почивающего в Чернорецком монастыре. Селом же Кориша владеют арнауты 142 . Марков основан двумя братьями, призренскими купцами, но разорен турками: здесь одна церковь с 3 или 4 монахами 143 . Гричаницкий, основанный (1322 г.) Стефаном Урошем III, назначен был для кафедры епископа липлянского 144 . Здесь некогда почивало тело св. князя Лазаря, перенесенное отсюда в монастырь раваницу на фрушской горе. Теперь гречаницкий монастырь до того беден, что священник совершает в нем службу в холщевом облачении 145 . Диьвичскиии монастырь св. Иоанникия, близ бедного города Вучитрна, построен сербским деспотом Юрием Бранковичем (1427– 1456 г.) на том месте, где больная дочь его, девина, исцелена была преп. Иоанникием, которого н мощи здесь почивают. Тут игумен со двумя иноками 146 . Святые сербской церкви Сербскою церковию причислены к лику святых многие цари и святители сербские. Из царей сербы благоговейно чтут память князя Владимира-Иоанна (у 1015 г.), Стефана, в монашестве Симеона, Немани (у 1200 г.), Стефана Первовенчанного (+ 1224 г.), Драгутина (у 1316 г.), Мил утина (у 1320 г ) , мать их Елену (у 1306 г.), Стефана Дечанского (у 1336 г.), сына его Уроша Гу 1337 г.), Лазаря (у 1389 г.) и некоторых других. Св. князь Владимир-Иоанн был сын Петрислава. Дед его Хвалимир отдал Петриславу, старшему сыну во владение Зету (Черногорию), второму Хвалимир Иребинье и Хльвну, а младшему Мирославу– Подгорье (Захлумье).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010