Старец имел обыкновение каждый день совершать один круг по четкам с такими словами: – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, пусть все чужое, все беззаконное и неправедное, все, что вредит душе, отойдет имиже Ты Сам веси судьбами. Пусть его украдут, попросят, пусть в нем появится у кого-то нужда, или пусть разобьется, или испортится. Лишь бы только не иметь к этому большого пристрастия и слабости, что тяготит душу. Давая советы своему ученику монаху Феодору, он говорил: – Мы прожили тридцать восемь лет вместе. Ты знаешь, на что я отвечаю «да» и на что «нет». Когда я уйду из этой жизни, всегда рассуждай: если бы жив был старец и я спросил бы его об этом, что бы он ответил? Итак, ничего не бойся. Если человек не погрешает, Бог не попустит ему пострадать от чего-либо, а если пострадает по зависти лукавого, Бог дарует ему терпение, и он опять выходит с прибылью. Я имел благословение познакомиться с этим редкостным старцем, получить благословение из его святых рук и услышать из его благословенных уст множество афонских историй. От него я получил и сведения для составления биографии знаменитого папа-Харитона Духовника 181 . 166 Фустанелла – короткая мужская юбка белого цвета со сборками, часть национального греческого костюма и воинского обмундирования. – Пер. 167 Конечно же, речь идет о награде в будущей вечной жизни, как и Господь говорит: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут ( Мф.6:19–20 ). 169 Мы составили отдельную биографию этого удивительного афонского исихаста: «Букет из Сада Пресвятой Богородицы», издание исихастирия Святого Григория Паламы (Ανθοδσμη απ τ Περιβλη τς Παναγας Εκδσεις I, Ησυχαστηρου «Αγιος Γρηγριος Παλαμς», Κουφλια 1996). – Авт. 170 К сожалению, в Греции среди тепло-хладных христиан распространен обычай сразу после возглашения этих радостных слов идти домой и разговляться. По этому поводу один греческий священник печально шутил: «Да воскреснет Бог – и расточатся врази Его». – Пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преславная Приснодева, Матерь Христа Бога! Принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасёт Он по молитвам Твоим души наши. Молитва святого Иоанникия Надежда моя – Отец, прибежище моё – Сын, покров мой – Дух Святой; Троица Святая, слава Тебе! Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе. Хор: Слава, и ныне, Господи, помилуй. (3) Благослови. Священник говорит отпуст малый: Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых помилует и спасёт нас, как Благой и Человеколюбец. Хор: Аминь. После отпуста священник произносит чин прощения (см. в конце полунощницы вседневной). Примечания 1 В праздники вместо этих тропарей читай тропарь праздника. 2 В часослове отмечено: «читается в кельях» 3 Следует знать, что следующие две молитвы по церковному уставу читаются со дня отдания праздника Воздвижения Креста Господня (22 сентября) до недели Ваий.   ПОЛУНОЩНИЦА ВОСКРЕСНАЯ Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе. Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3) Псалом 50 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, – да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Ты окропишь меня иссопом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, – тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Одного последователя Манихейской секты мучители стали сечь, но он скоро отпал от христианства и изъявил согласие поклониться солнцу. 4. Пред. Иоанникий великий Учение, полученное от Духа Святого Преп. Иоанникий, пася стадо отца, не учившись в школе, был обучен Духом Святым, – и был добродетелен, кроток, смирен, терпелив, благопокорлив, Богу молился по целым дням. Крестное знамение ограждает стадо скотов Отходя на молитву, отрок Иоанникий ограждал крестом стадо свое, и ни волки, ни хищники не трогали его до вечера. Добрые дела суетны без правой и благочестивой веры Преп. Иоанникий, поступивши на службу, впал в иконоборческую секту; но в Олимпийской горе он встретился с прозорливым иноком, который ему сказал: «если ты христианин, то, как презираешь св. иконы? Суетны все твои добродетельные труды, если не имеешь благочестивой веры». Преп. Иоанникий удивился этому и попросил прощения, обещаясь исправиться. Пост и молитва дают воину силу и дух Преп. Иоанникий, будучи при царе, непрестанный соблюдал пост и всю ночь молился, долу преклоняясь; и на войне показал необыкновенную храбрость – в общей сечи и в единоборстве. Исцеление похоти плотской У одной инокини была девица, которая весьма была мучима похотью плоти; преп. Иоанникий велел ей положить на свою шею ее руку, и помолился о ней со слезами, чтоб ее похоть перешла на него; так и случилось. Похоть плоти мучит и святых Вскоре после сего ощутил в себе преп. Иоанникий большой пламень похоти плотской. Святым лучше смерти желает, нежели осквернить свою плоть Мучимый страстною похотью, преп. Иоанникий решился броситься в одну пещеру, в которой был страшный змей, и пожелал лучше умереть, нежели осквернить тело свое; но змей и не коснулся его; преп. Иоанникий нарочно дразнил его, желая быть съеденным, но змей издох, – с тех пор погибли мысли скверные, угасла страсть, прекратилась похоть, и возвратился мир в плоть его. Блажен и скотов милующий Иноки с дозволения преп. Иоанникия поймали на пути одного козла и желали снять кожу для меха; но он, погладивши козла и желая научить братий миловать души животных и отсекать свои желания, отпустил козла на волю. Зависть всегда бывает в лицемерном

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

По устроению Божию, Иоанникий был послан со своим отрядом на восток и, на возвратном пути оттуда, проходил чрез гору Олимп 7079 , на которой в то время жил один инок, отличавшийся особою прозорливостью. Сей инок, узнавши от Духа Божия, что мимо него идет с отрядом Иоанникий, вышел из своей пустынной келлии и сказал ему: – Чадо Иоанникий! Если ты называешься христианином, то почему презираешь икону Христа? Все твои подвиги в добродетельной жизни напрасны, если ты не имеешь правильной веры. Услышав сие, Иоанникий удивился, что его назвал по имени тот; кто его не знал, и что о его делах знает человек, никогда его не видавший. Понявши, однако, что говоривший с ним исполнен Духа Божия и что он узнал все его дела в силу своей прозорливости, Иоанникий упал пред ним на землю, кланяясь ему и прося у него прощения. Он говорил, что согрешил по неведению, и обещался воздавать подобающую честь и поклонение иконе Христа и изображениям всех святых. С этого времени блаженный Иоанникий начал усердно почитать святые иконы и глубоко раскаивался в том, что, по невежеству своему, презирал их. Желая загладить свой грех, он стал изнурять себя постом и различными способами умерщвлять свою плоть. Пребывая в сенях царского дворца, он ложился на голую землю, молился по целым ночам, вкушая очень немного пищи; однако, когда ему приходилось бывать на общей трапезе с воинами, он старался скрыть от них свое постничество. Когда он провел целых шесть лет в таковых подвигах, на Греков ополчились с большими силами Болгары и стали опустошать Фракию 7080 . Царь Греческий вышел против них со всем своим войском, в котором находился в то время и блаженный Иоанникий. Когда оба войска, сойдясь, начали сражение и Болгары стали одолевать Греков, то Иоанникий показал чрезвычайную храбрость, поражая иноплеменников, как новый Давид; он, пред лицом самого царя, спас свой отряд от вражеских мечей, мужественно отражая нападение врагов и посекая их, как тростник. Он избавил также одного знатного греческого вельможу, вступившего в бой с Болгарами, которого те уже захватили было в плен: бросившись на них, Иоанникий одних зарубил мечом своим, других разогнал и, таким образом, освободил плененного вельможу. Царь, обратив внимание на его храбрость, спросил о его отечестве, происхождении и имени и повелел всё это записать в памятную книгу 7081 , чтобы, по окончании сражения, можно было почтить такого храброго воина высоким саном и другими подарками. Между тем Иоанникий, увидевши одного болгарина, страшного видом, подобно Голиафу, – который загородил путь Грекам и убивал их, – устремился на него и тотчас обезглавил его. Таково было мужество блаженного Иоанникия в борьбе против врагов видимых; оно предуказывало собою его будущую борьбу с врагами невидимыми и победу его над ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Это Он благословляет через священника. Иоанникий Радовался старец Иосиф благодатному состоянию отца Ефрема: «Это я его сделал таким!» В то же время, он всячески побуждал его к подвижничеству, и особенно, одним напоминанием: «Иоанникий тебя ожидает...» Монах Иоанникий жил в скиту святой Анны и был ровесником отца Ефрема. Крепкий человек высокого роста, он был истинным чадом послушания. Познакомившись со старцем Иосифом и став его учеником, он был настолько предан ему, что говорил: «Отче, Бога я не видел, но видел тебя». Прошло время, и как-то старцу Иосифу приснился сон: вот он идет по дороге к какому-то городу; на подступах к нему он вдруг видит прекрасный загородный домик. «Чей это такой чудесный домик?» – спрашивает он. И слышит голос: «Этот дом был твой и отдан даром Иоанникию». Старец Иосиф рассудил так: либо отец Иоанникий обретет благодать, либо умрет. И действительно, через некоторое время этот крепкий на вид человек был поражен наследственной скоротечной чахоткой, от которой он очень быстро умер. Старец Иосиф утешал его в страшных предсмертных страданиях, призывая к терпению, дабы тот венец, который уже был уготован ему от Христа, стал бы еще более сияющим. Отвечал ему Иоанникий: «Ах, отец, умереть бы мне поскорее, очень уж мне больно. Пусть венец и не будет таким уж ярким...» В последний день, перед самой его смертью , старец Иосиф зашел к нему и сказал: «Иоанникий, когда вместе с Ангелом будешь уходить от нас, зайди попрощаться с нами». – «Хорошо, отец, благословите». И в тот час, когда отец Иоанникий уже совсем отходил, монах, ухаживавший за ним, увидел, что он чем-то взволнован. Когда он спросил о причине, умирающий попросил удалить женщину, которая якобы находилась в келлии. Однако тут же успокоился: «Нет, нет, оставьте Ее – это Пресвятая». Тогда монах спросил: «Отец Иоанникий, а как ты понял, что это Пресвятая?» – «Я Ее попросил прочитать «Богородице Дево», – ответил Иоанникий. – И Она прочитала целиком». – А какую одежду носит Пресвятая? – Красную 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Katunaks...

Старуха жаловалась, что ей приличнее было бы иметь посох, но Иоанникий ответил: жезл дается той, которой он приуготован. Опечаленная старица обратилась к Евстратию: ради чего святой отец дал посох не мне, а моей дочери? Евстратий ответил: отец быть может чувствует близость твоей кончины и предсказывает игуменство твоей дочери. Старица вскоре заболела и скончалась, оставив настоятельство своей дочери (§ 33). 459 Сделавшись известен многим и постоянно осаждаемый посетителями, Иоанникий решился переселиться в неприступную пустыню «Воронову Голову» (Κρακος Κεφαλ), где ранее получил предсказание от двух старцев, для чего взял с собою Евстратия. Прибыв в Мерилукоми (Μεριλοκωμις), 460 святой сказал: скоро мы встретимся со стадом овец и за ними собак; смотри, не бойся их нападения. Когда они встретились со стадом, псы смиренно подошли к святому, припали к его стопам и лизали их. Иоанникий велел Евстратию позвать пастухов, чтобы те показали им дорогу, ведущую в Трапезу (Τρπεζα). Евстратий не мог окликать их, ибо не знал их имени, – но Иоанникий сказал: сначала позови Феофилакта, затем Христофора. Когда пастухи пришли к ним, то на вопрос ответили: один из нас потерял свою овцу и идет на её розыски. Иоанникий просил одного показать им дорогу, говоря, что овца у них найдется, что и случилось. Пастух показал дорогу и вернулся к своему стаду. Между тем дорогою Иоанникий сказал Евстратию: скоро встретятся нам путешественники, которых бы я не хотел видеть: иди впереди меня, а я последую за тобою. Путники, встретив Евстратия, сказали: благослови, отче! из какого ты монастыря? Как ты, странствуя по непроходимым горам, не видишь восстания? На это Евстратий ответил: Кто имеет Бога с собою, тот не один, не подвергается вреду и всегда бесстрашен. Иоанникий стоял около Евстратия, но путешественники его не видели. Когда они ушли, святой снял с себя род покрывала (τν τς οκσεως γκον περιαρων) и сказал Евстратию: молитва твоя, подобно палатке, скрыла меня от глаз их (§ 34). 461 Достигнув гор Антидиева монастыря, Иоанникий выстроил себе небольшую келью и предался здесь подвигам, полагая, что здесь он сокрыт от народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Находясь в таком положении, я начали усердно молиться Пресвятой Богородице и просил Ее о помощи... Слышу: на колокольне пробило 12-ть часов; в это время отворилась калитка, ко мне вышел монастырский духовник и начал звать меня: Иоанникий, где ты?“ Я отозвался, и они объявили мне, что настоятель принимает меня снова в обитель, а послушание назначает на братской кухне. Какова же была моя радость! И как мне было не благодарить Царицу Небесную!“ Такими образом Иоанникий, согласно распоряженью настоятеля, поступил в послушание на кухню. Братскими поваром в то время был вышеупомянутый старец монах Феодот, к которому Иоанникий всегда питал особенную любовь и благоговейное уважение. Под его-то началом и должен был Иоанникий трудиться и нести свою эпитимию. О старце Феодоте уже было замечено, что он отличался высокими добродетелями и даром прозорливости, который он смиренно прерывал под видом юродства; при этом он постоянно был спокоен духом и всегда весел, как дитя. По всем этим качествам души старец Феодот служил для Иоанникия истинным утешением во время испытания. Он утешал Иоанникия, нередко предсказывая ему перемену его горькой участи на лучшую. Так, однажды они вдвоем носили ушатом воду; Феодот, между прочим разговором, обратясь к Иоанникию как бы шутя, сказал ему: „Оце бачь Иоанникий, теперь носы ушатом воду, а буде те, шо будешь золоту шапку носити 5 .“ Разумеется, в то время Иоанникий не понимал, о чем говорил старец. Он вспомнил слова его и понял их смысл лишь тогда, когда-еще при жизни Феодота 6 получил митру. Два месяца монах Иоанникий трудился на кухне, неповинно неся эпитимию. Наконец настоятель убедился в его невинности и скоро представил его к рукоположение во иеродиакона. 1824 года ноября 12-го Иоанникий был рукоположен в сан иеродиакона Преосвященным Владимиром, Епископом Курским и Белоградским. С какою чистотою сердца и с каким благоговением приступал он к таинству священства, об этом можно судить по действии на него благодати во время хиротонии. Когда Архиерей возложил руку на голову его, призывая Духа Божия на пророчествуемого, он ощутил, что чрез голову в сердце его полилась какая-то сладостная теплота и разлилась по всему телу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ею пользовался и большую часть ее внес в свою историю Анастасий, римский библиотекарь; пользовались Константин Порфирогенет, Кедрин и другие продолжатели хроник, византийские хронисты, называемые scriptores post Theophanem. 5 . Иоанникий Великий, в житии которого упоминается о нескольких монастырях на Олимпе и его окрестностях. 389 Сын поселян (родился 742 год) из села к северу от Аполлониады, в отрочестве горный пастух, неграмотный, но склонный к молитвенному созерцанию, в зрелой юности, благодаря величественному росту и силе, взятый в гвардию императора Льва Хазарина, отличившийся богатырскими подвигами в войне с болгарами, – Иоанникий на военной службе заразился иконоборством, господствовавшим в войске, так что не хотел и слышать об иконах, не чтил даже иконы Христа Спасителя. Но Бог, зная его прошлое и будущее, готовил ему просветление. Когда, после военных походов, Иоанникий шел на лагерную стоянку в Вифинию и проходил мимо Олимпа, то здесь встретил его олимпийский отшельник и сказал: «Иоанникий! Если ты христианин, то почему не чтишь Христовой иконы?» Иоанникий поклонился старцу, просил прощения и стал ревностным чтителем икон. Теперь же со всей силой ожило в нем отличавшее его в отрочестве благочестивое настроение. Недолго остался он на военной службе, хотя взыскан был наградами и отличиями за свои подвиги. Оставив все, он удаляется в пределы Олимпа, живет строгим отшельником то в пещерах и уединенных молельнях, то в разных монастырях и скитах, по которым странствовал, ища то большего уединения, то большего назидания. В житии обозначаются следующие монастыри и скиты в горных пустынях Олимпа, в которых разновременно проживал Иоанникий: Авгаров, Антидиев, Утотелаос, Трихаликс и Враново (του κρακας), так названные большей частью от горных местностей Олимпа, носивших эти названия. Чаще и долее живал он на горе Трихаликс и на Антидие, где основал и свой скит с церковью св. Евстафия. Будучи аввою в своем ските, Иоанникий не имел, однако же, священного сана, оставаясь простым иноком.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

С некоторыми благочестивыми старцами Иоанникий до такой степени сблизился духовно, что души их жили как бы единою жизнью. Это единение друзей по духу выражалось иногда в некоторой общности их видений. Для примера приведем случай, о котором рассказывал нам сам Иоанникий (в последствии Илиодор). Однажды иеродиакон Иоанникий, идя от утрени, увидел старца Феодота и пригласили его пить чай. „Приготовляйся, сказали старец, я сейчас приду.“ Пришедши в келью, Иоанникий приготовил, что нужно, и стал поджидать старца Феодота; сидя в ожидании, Иоанникий погрузился в легкую дремоту, и ему представилось следующее: 7 Представилось мне, так рассказывал Иоанникий, будто я вышел из келии и направился в восточную сторону монастыря. Дойдя до места, где в настоящее время цветники, я вдруг очутился в каком-то прекрасном саду; я начал ходить по саду, рассматривая по истине чудную его красоту. Природа всего, что там я встретил, была мне совсем незнакома и на земную природу не похожа. Там стояли в дивном порядке какие-то деревья, украшенный различными как-бы златоблестящими листьями и цветами и изобиловали различными прекрасными плодами. На них гнездилось бесчисленное множество разнородных пернатых, которыми красота, сладкое пение и порхание привлекали взор и услаждали душу. Внизу расстилалась зелень, испещренная различными цветами удивительной красоты. Веяние тонкого ветра, тихо колеблющего различные растения, разносило неземное благовоние; словом все там было не от мира сего. Удивляясь невиданными красотами, я ходили и наслаждался созерцанием. „Не рай ли это Божий, думали я, о котором повествует нам Слово Божие?“ Но вот мой взор обратился в восточную сторону, и я вдруг вижу старца Феодота, идущего мне на встречу в своем всегдашнем одеянии, в замасленном коротком надряснике. Подойдя ко мне. он с улыбкою обратился ко мне: „А, ты здесь?“ Я спросил его о том, чей это сад. „Мой“, ответил он. Как бы не доверяя ему, я сказал: „Если сад твой, то не можешь ли ты дать мне каких-либо плодов?“ Подойдя к ближайшему дереву, он снял с него три яблока и подал мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Скончался митрополит Сливенский Иоанникий (Неделчев), иерарх Болгарской Православной Церкви 09.01.2024 В возрасте 84 лет после продолжительной болезни скончался иерарх Болгарской Православной Церкви митрополит Сливенский Иоанникий (Неделчев) , сообщает «Православная жизнь» со ссылкой на сайт Болгарского Патриархата. «С глубоким прискорбием Священный Синод Болгарской Православной Церкви сообщает, что сегодня, 9 января 2024 года, после продолжительной болезни скончался митрополит Сливенский Иоанникий», − говорится в сообщении. В ближайшие дни Синод соберется на внеочередное заседание, определит день и время отпевания и погребения новопреставленного иерарха, а также назначит нового наместника епархиальной кафедры. Митрополит Сливенский Иоанникий, в миру Иван Георгиев Неделчев, родился 2 марта 1939 года в селе Пет Могили Сливенского округа. Окончил Духовную семинарию в городе Черепиш в 1958 году. После прохождения воинской службы поступил в 1960 году в Софийскую духовную академию. 1 апреля 1961 года принял монашеский постриг и 28 августа того же года − сан иеродиакона. 17 марта 1963 года рукоположен в иеромонаха. После окончания с отличием Софийской академии направлен на специализацию в Московскую духовную академию, где учился в аспирантуре по практическому богословию. По возвращении в Болгарию 1 августа 1966 года назначен протосингелом Сливенской митрополии. 24 ноября 1968 года возведен в достоинство архимандрита. С 1970 года проходил специализацию на Старокатолическом богословском факультете в Берне. С декабря 1971 года по 1975-й − вновь протосингел Сливенской митрополии. 20 апреля 1975 года хиротонисан во епископа Величского в Софийском патриаршем Александро-Невском соборе и назначен викарием Сливенской епархии. 23 марта 1980 года избран клиром и народом в митрополиты Сливенские, а 13 апреля того же года утвержден на Сливенской кафедре решением Священного Синода Болгарской Православной Церкви. В 2009 году был председателем Богослужебной комиссии и Комиссии по освидетельствованию чудес при Священном Синоде. 20 апреля 1975 года архимандрит Иоаникий хиротонисан во епископа Величского и назначен викарием Сливенской митрополии. 23 марта 1980 года избран митрополитом Сливенским. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 09.01.2024 17:28:42

http://drevo-info.ru/news/29551.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010