Вышел в свет XXV алфавитный том «Православной энциклопедии» 15 марта 2011 г. 18:00 Вышел в свет новый, 25-й, алфавитный том «Православной энциклопедии». 25-й том продолжает публикацию материалов на букву «И». Его открывает статья «Иоанна деяния», посвященная раннехристианскому апокрифу, который описывает служение св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Завершает новый том крупный материал, повествующий об Иосифе (Шумлянском, 1643-1708), епископе Львовском и Каменец-Подольском, который в 1700 г. открыто перешел в унию вместе со своей епархией и положил начало Униатской церкви в Галиции. Как и предыдущий, 25-й алфавитный том энциклопедии получился преимущественно биографическим. Среди его материалов — статьи, посвященные многочисленным святым, иерархам, другим церковным и религиозным деятелям, которые носили имена Иоанникий, Иоасаф, Иов, Иона и Иосиф. Среди древних святых, о которых рассказывают материалы нового тома: прп. Иоанникий Великий (846) из византийского монастыря Антидион на Олимпе Вифинском; прп. Иоанникий Девичский, сербский святой, скончавшийся в 1430 г.; прп. Иоанникий Новый из Мусчела, румынский подвижник монашеской жизни 1-й пол. XVII в. В числе русских православных святых, носивший имя Иоанникий, о которых рассказывает новый том энциклопедии, следует отметить прп. Иоанникия Радонежского (XIV в.), ученика прп. Сергия Радонежского; святителя Иоанникия (Руднева, 1826-1900 гг.) митрополита Киевского и Галицкого, память которого с 1987 г. отмечается в день Собора Тульских святых (святитель был уроженцем Тульской губернии.), прп. Иоанникия (Гомолко, 1912 г.), настоятеля знаменитой Глинской пустыни. В томе имеются статьи, рассказывающие о новомучениках ХХ в. — преподобномученике Иоанникии (Дмитриеве) Оптинском, расстрелянном в 1937 г. и канонизированном в 2000 г. Юбилейным Собором Русской Православной Церкви, и о преподобномученице Иоанникии (Кожевниковой, 1937 г.). Не только в советской России имели место гонения на Церковь и ее служителей. Так, отдельный материал в новом тому посвящен священномученику Иоанникию (Липовацу), митрополиту Черногорско-Приморскому, убитому в 1945 г. партизанами-коммунистами.

http://patriarchia.ru/db/text/1429871.ht...

1. Сохранению христианского присутствия угрожает опасность из-за нападений исламских фундаменталистов на храмы и представителей духовенства. Примеров — немало. Прежде всего, это злодеяния против наших братьев и сестер во Христе, в масштабах геноцида осуществляемые в Сирии — на земле, по которой ходили апостолы, а также по всему ближневосточному региону; сюда же относятся нападения на коптов в Египте, разрушение сербских церквей и монастырей в Косово и Метохии, теракты в Нигерии, Пакистане, Индии, Китае и многих других местах на земном шаре. Осведомленные международные организации сообщают, что лишь за один год происходит около 3500-4000 инцидентов с нападениями на христиан, а также случаев осквернения христианских храмов и монастырей. Несомненно, самыми ужасными примерами таких нападений являются нападения албанских экстремистов на сербские святыни в Косово и Метохии во время мартовского погрома 2004 года. В то время была подожжена церковь святителя Николая, а также сербские деревни в Гнилане. Поджоги были также в Липляне, Урошеваце, Джаковице и других местах. Конак (монашеские кельи — прим.) монастыря Святых архангелов в городе Призрене был снесен до основания; в том же городе были сожжены церкви Богоматери Левишской (XIII век) и святого Георгия (XVI век). В ходе разгула албанских экстремистов была разрушена Призренская семинария и оказались осквернены многие сербские кладбища. Не пощадили даже монастырь Девич близ Србицы и находящуюся в нем гробницу преподобного Иоанникия Девичского. Кроме церковных реликвий, уничтожены бесчисленные церковные книги с именами крещеных, венчавшихся и умерших — и это сделано не случайно, а с целью стереть следы присутствия сербов и самого Православия в Косово и Метохии. Еще один пример варварского нападения — захват Святой Софии Константинопольской, самого известного храма православного мира. В этом контексте «Центр защиты христианской идентичности» направил письмо Президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану, которое я подписал и лично передал в Посольство Турции в Белграде, о чем мы проинформировали всех высших религиозных и политических лидеров мира, включая Вселенский Патриархат, Святой Престол, Московский Патриархат, а также все Поместные Православные Церкви.

http://pravoslavie.ru/146256.html

Соглашение Я бы хотела сказать, хотя слова недостаточны, что мы совершили самый худший поступок за всю историю нашей страны. Я уверена в том, что Соглашение подписано для того, чтобы мы вступили в ЕС. Но история не простит нам этого. Мы не получили никаких гарантий, ничто не изменилось к лучшему, но мы как будто ожидаем, что это случится. Но до сих пор этого не случилось. Всем известно, что самые крупные обещания всегда следуют до того, как ты что-то получишь. Но если эти обещания сейчас маленькие, какими они будут потом? Сербы живут в гетто, а чужие присваивают наши православные монастыри. Монахини В нас стреляли в 1998 году, а в 1999-м в течение нескольких дней мы были в тотальной блокаде, в окружении сотен беснующихся албанцев. Даже тогда мы не покинули святыню. Не покидали ее до тех пор, пока албанские боевики не сожгли наш монастырь, нас эвакуировали тогда на вертолете иностранные военные. Слава Богу, большая часть монастыря восстановлена, и в прошлом году вокруг святой обители построена каменная стена, которая, кроме нескольких сторожевых собак, является нашей единственной защитой. До Второй мировой войны наш монастырь обладал более чем половиной имущества Сербской Православной Церкви в Косово и Метохии. В этом священном месте хранятся мощи святого Иоанникия Девичского, известного даром исцелений. Злодеи Известно, что насильники и грабители не выбирают средств. К сожалению, мы сами заслужили такое бедствие. Мы оставили веру, Бога, мы внимали учителям различных идеологий, а албанцы настигли нас как кара. Как меч Божий. Хотим мы в этом признаться или нет... Защищаться намного легче… Потому что каждый будет убит своим оружием, и кто возьмет нож, от ножа и погибнет. Мы вообще не должны завидовать их видимым успехам, у нас нет причин для этого. Они строят, воздвигают, но нигде нет заводов, производства. Нигде нет основания. Это подтверждает, что все это строится за счет преступной деятельности. Я уверена, что такое здание рухнет, но для нас это не имеет никакого значения. Для нас ничего не значит их гибель, в которой я убеждена, если погибнем и мы.

http://pravoslavie.ru/62964.html

В городе Печ на Косово с середины XIII века до 1766 года находился центр Сербской Церкви, что отражено и в полном титуле Предстоятеля нашей Церкви — «архиепископ Печский, митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский». В Косово и Метохии находятся многочисленные церкви и монастыри, которые являются не только уникальными памятниками архитектуры и искусства (четыре из них внесены ЮНЕСКО в список мирового наследия — монастыри Дечаны, Грачаница, комплекс Печской Патриархии и церковь Богородицы Левишской), но и святынями сербской истории. На протяжении всей многовековой истории албанцы демонстрировали крайне агрессивное отношение к нашим церквям и памятникам, часто их грабили, оскверняли, разрушали. А сколько было разрушено православных храмов в ходе первой и второй мировых войн? До сих пор свежи воспоминания о разрушениях в ходе военных столкновений 90-х годов прошлого века, а особенно о погромах марта 2004 года, когда было осквернено и разрушено большое количество церквей, а в гробнице почитаемого сербами святого преподобного Иоанникия Девичского был разожжен костер... Корр.: – А какие Вы видите перспективы сербского присутствия в крае в сложившихся обстоятельствах? Епископ Моравичский Антоний: – Сегодня то минимальное, что жизненно необходимо гарантировать — это сохранность культурно-исторических ценностей сербской православной культуры в Косово и Метохии, возможность свободного и полноценного функционирования церквей и монастырей и их беспрепятственного посещения проживающими в крае сербами и многочисленными паломниками. Конечно, Сербия не может забыть то сербское меньшинство, которое сейчас составляет всего 10% от населения автономии. Мало кто сейчас помнит, что сербская составляющая населения сократилась до этой маленькой цифры совсем недавно — в конце 90-х годов, в результате последствий жестокого вооруженного конфликта и ужасной натовской бомбардировки. Конечно, Сербия не может оставить перенесших столько невзгод и напастей сербских людей на произвол людей, являющихся причиной всех этих бед.

http://pravoslavie.ru/36480.html

В мае 1957 г. иеромонах Павел был избран, а в сентябре того же года хиротонисан во епископа Рашко-Призренского — эта епархия на Косово и Метохии. Епископ Павел активно строил здесь новые храмы и восстанавливал разрушенные или обветшавшие. Много путешествовал и служил во всех приходах своей епархии. Особенно заботился о Призренской семинарии, где преподавал церковное пение и церковнославянский язык. Патриарх занимался и научными трудами. Он автор монографии о монастыре святого Иоанникия Девичского, также с 1972 г. он печатал статьи, которые позднее были изданы в трехтомнике «Да станут нам яснее некоторые вопросы нашей веры»; некоторые выдержки из этого труда недавно были опубликованы в переводе на руский язык. Также владыка Павел занимался редактированием и подготовкой к изданию многих богослужебных книг. В 1988 году Богословский факультет в Белграде присвоил ему степень доктора богословия (honoris causa). Долгое время он был председателем синодальной комиссии по переводу Священного Писания Нового Завета. Этот перевод был официально одобрен Церковью и издан в 1984 г. Также епископ Павел был председателем синодальной богослужебной комиссии, которая готовила к изданию служебник на сербском языке. В ноябре 1990 г. по решению Священного Архиерейского Собора СПЦ епископ Павел был избран Предстоятелем Сербской Церкви, став преемником заболевшего патриарха Германа. Интронизация Патриарха Павла состоялась 2 декабря 1990 года в кафедральном соборе Белграда. Период патриаршества Его Святейшества Павла выпал на очень тяжёлое время: распад Югославии, война с хорватами и боснийцами и натовская агрессия в середине 1990-х годов, затем волнения в Косово и вторая агрессия НАТО против Сербии, отделение Черногории, где при поддержке властей возникла и поддерживается раскольническая «Черногорская Церковь», наконец, насильственное и противозаконное отторжение Косово от Сербии. Во всех нелёгких событиях, Патриарх поддерживал и утешал свою паству. Патриарх был известен своим очень скромным образом жизни, был доступен и прост в общении, внимателен к своим клирикам и пастве. Люди искренне любили своего Патриарха, многие считали его современным святым. Его авторитет был велик и во Вселенской Православной Церкви. С первосвятительскими визитами Патриарх Павел посещал свою паству не только в странах бывшей Югославии, но и сербов в Австралии, Америке, Канаде и Западной Европе.

http://bogoslov.ru/article/507675

29 мая 1957 года архимандрит Павел был избран епископом Рашско-Призренским. 21 сентября 1957 года в белградском кафедральном соборе состоялась епископская хиротония, которую возглавил Святейший Патриарх Сербский Викентий. 13 октября 1957 года поставлен епископом Рашко-Призренским в кафедральном соборе Белграда. В годы служения на Рашко-Призренской кафедре активно строил на территории епархии новые храмы, восстанавливал старые и разрушенные. Трудился в Призренской семинарии, где читал лекции по церковнославянскому языку и церковному пению. Много путешествовал, служил во всех храмах своей епархии. В 1990 году избран Сербским Патриархом, став 44-м Предстоятелем Сербской Православной Церкви . За время Патриаршего служения Его Святейшества было восстановлено и основано большое количество епархий. В 1992 году восстановлена семинария в Цетине (Черногория). В 1994 году была открыта Духовная академия святого Василия Острожского в Србине (Фоча), в 1997 году — семинария в Крагуеваце (филиал семинарии святого Саввы в Белграде). Была организована Пресс-служба Сербской Православной Церкви. В этом году на майском заседании Священного Синода было принято решение об открытии Православного богословского факультета в Университете города Ниш. В 1993 году в Белграде была основана Академия иконописи и реставрации Сербской Православной Церкви, в состав которой вошло три факультета: иконописи, фрескописи и реставрации. В 2002 году предмет «Основы религии» вернулся в школы, а Богословский факультет воссоединился с Белградским университетом, из корпуса которого был исключен в 1952 году. Святейший Патриарх Павел известен также своими научными и богословскими трудами. В 1988 году Богословский факультет Сербской Православной Церкви присудил ему звание почетного доктора богословия. Автор монографии «Девич, монастырь святого Иоанникия Девичского» (опубликована в 1989 год, второе издание — 1997 год). В Вестнике Сербской Православной Церкви 1972 года опубликованы его работы по литургике в форме вопрос-ответ, из которых позднее был составлен трехтомный труд «Да станут нам яснее некоторые вопросы нашей веры» (I, II, III тт., 1998 год). Под редакцией Его Святейшества в издательстве Священного Синода Сербской Православной Церкви выходили Требник, Молитвослов, Дополнительный требник, Великий (или Большой) Типик и другие богослужебные книги. Он возглавлял Литургическую комиссию при Святом Архиерейском Синоде, которая подготовила и издала Служебник на сербском языке.

http://patriarchia.ru/db/text/252366.htm...

Я никогда не пойду на это, никакой ценой! " Епископ Артемий родился 15 января 1935 года в Леличе близ Валева. По благословению архимандрита Иустина (Поповича) поступил в Православную семинарию Святого Саввы в Белграде. В 1960 году поступил на Православный богословский факультет Белградского университета. 20 ноября того же года в монастыре Челие архимандритом Иустином (Поповичем) был пострижен в монашество. В 1964 году, по окончании богословского факультета, рукоположён в сан иеродиакона епископом Шабацко-Валевским Иоанном (Велимировичем) и направлен в монастырь Крка преподавателем вновь открытой семинарии Трёх Святителей. В этом монастыре епископом Далматинским Стефаном (Боцей) рукоположён в сан иеромонаха. В 1968 году он поехал для прохождения аспирантуры сначала в Париж, затем поступил на богословский факультет Афинского университета, который окончил, защитив докторскую диссертацию на тему «Тайна спасения по святому Максиму Исповеднику». В 1977 году назначен профессором семинарии святых Кирилла и Мефодия в Призрене. С 1978 года подвизался в монастыре преподобного Иоанникия Девичского на Чёрной Реке. В мае 1991 года Архиерейским собором Сербского патриархата избран епископом Рашско-Призренским и Косовско-Метохийским. 23 июня того же года в Печском патриаршем монастыре состоялась его епископская хиротония. 4 мая 2010 года Архиерейский собор Сербского патриархата большинством голосов почислил епископа Артемия на покой, формально заподозрив его в финансовых злоупотреблениях. Решения собора Артемий не признал, и 19 ноября на следующем Архиерейском соборе был лишён сана. Сторонники епископа Артемия быстро распространились по территории Сербии, и его юрисдикция стала крупнейшей " альтернативной " православной юрисдикцией в стране. К середине 2013 года под омофором епископа Артемия действовали несколько храмов, всего под юрисдикцией епископа Артемия находятся более трёх десятков священников. 28 мая 2015 года Архиерейский собор Сербского патриархата предъявил Артемию ультиматум о покаянии и возвращении в лоно канонической церкви, в противном случае пригрозив усилить канонические прещения.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/23/ne...

Святейший Павел, Патриарх Сербский, Митрополит Белградо-Карловацкий Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 16 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 сентября 1914 — †15 ноября 2009) Святейший Павел (в миру Гойко Стойчевич), 44-й Предстоятель Сербской Православной Церкви, родился 11 сентября 1914 г. (на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи) в селе Кучанцы. В то время оно находилось на территории Австро-Венгерской империи, а сейчас находится в Хорватии. Отец его был серб, а мать — хорватка; оба они умерли, когда их сын был ещё младенцем, и воспитывала его тётя. Будущий Патриарх с детства был слаб здоровьем, поэтому его не привлекали к обычным деревенским работам, а отправили учиться. В 1929 г. Гойко окончил гимназию в Белграде, а затем поступил в Духовную семинарию в Сараево, которую окончил в 1936 г. Продолжил образование в Белградском университете, поступив сразу на медицинский и на богословский факультеты. Первый он оставил после второго курса, а второй окончил перед началом Второй мировой войны. Во время войны будущий Патриарх по приглашению своего школьного друга поселился в монастыре Святой Троицы на Овчаре и стал там послушником. Затем он преподавал детям беженцев Закон Божий в местечке Баня Ковиляча. В это время он заболел туберкулёзом; по прогнозам врачей, жить ему осталось три месяца. Гойко перешёл в монастырь Вуян, где получил от Господа исцеление. После окончания войны он в 1946 г. принял постриг с именем Павел в монастыре Благовещения на Овчаре и тогда же был рукоположен в сан иеродиакона. С 1949 по 1955 г. иеродиакон Павел нёс различные послушания в обители Рача. В 1950/51 учебном году преподавал в Призренской семинарии в честь святых Кирилла и Мефодия. В 1954 г. рукоположен во иеромонаха. С 1955 по 1957 г. изучал Священное Писание Нового Завета и литургику на богословском факультете Афинского университета. В начале 1957 г. возведён в сан архимандрита, а уже 29 мая 1957 г. был избран и в сентябре хиротонисан во епископа Рашко-Призренского (епархия расположена в Косово и Метохии) в кафедральном соборе Белграда. В своей епархии епископ Павел активно строил новые храмы и восстанавливал разрушенные или обветшавшие. Часто совершал архипастырские поездки по епархии, служил во всех её приходах. При этом Владыка не оставлял научной работы и преподавательской деятельности; особенно он заботился о Призренской семинарии, где преподавал церковное пение и церковнославянский язык. В числе его трудов — монография о монастыре святого Иоанникия Девичского. Статьи, которые он публиковал с 1972 г., были в дальнейшем объединены в трёхтомном издании “Да станут нам яснее некоторые вопросы нашей веры”, выдержки из которого были опубликованы в русском переводе. Особо следует упомянуть, что епископ Павел занимался редактированием и подготовкой к изданию многих богослужебных книг. В 1988 г. богословский факультет Белградского университета присвоил ему учёную степень доктора богословия honoris causa.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-pavel-patr...

Когда человек находится в беде, тогда познаются его настоящие друзья. И сейчас на помощь приходят те, кто действительно любят сербский народ, и это, говорю с сожалением, немногие страны. Их можно пересчитать на пальцах одной руки. Среди них, что нас очень радует, великая страна - Российская Федерация во главе с ее президентом В.В. Путины м, который с правительством России поддерживал и поддерживает нас во всех наших страданиях и испытаниях. Московский Патриархат и другие Поместные Православные Церкви поддерживают нас. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий неоднократно высказывал свою поддержку, и в последний раз на Парламентской ассамблее выступил и сказал правду Европе о том, что происходит в Косове. Мы собрались сегодня в этом храме под покровом Божией Матери, под покровом первоверховных апостолов Петра и Павла, под омофором сербских угодников, косовских мучеников, святителя Саввы, святых сербских мучеников чьи мощи покоятся в Косове, святого Стефана Дечанского, преподобного Иоанникия Девичского помолиться Всемилостивому Богу и Пресвятой Богородице, чтобы разрешить эту несправедливость в отношении сербского народа, который живет в своих вековых домах. Уповаем, что Господь Своей рукой и Своим промыслом наставит светских властителей, дабы они отменили суверенитет Косова и вернули его Сербии и сербскому народу. Пусть Господь и Матерь Божия помогают нашему народу во веки веков. Аминь. После молебна епископ Антоний в комментарии порталу Патриархия.ru отметил, что сегодня сербский народ нуждается в молитвенной поддержке всех православных христиан. Текст комментария приводится ниже. Как православные христиане просим всех Поместных Церквей и у российских братьев, чад Русской Православной Церкви горячо вознести молитвы Всемилостивому Богу, чтобы справедливо разрешилась сложившаяся ситуация. Мы ожидаем молимся и ожидаем поддержки всех Поместных Православных Церквей. Мы знаем, что Русская Православная Церковь всегда с нами, всегда помогала в ситуациях, когда сербский народ страдал. Не только в Косове и Метохии, но и когда были бомбардировки Сербии 10 лет тому назад, когда была война в Хорватии, в Боснии - Русская Православная Церковь всегда горячо молилась о сербском народе (...).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

1. Сохранению христианского присутствия угрожает опасность из-за нападений исламских фундаменталистов на храмы и представителей духовенства. Примеров — немало. Прежде всего, это злодеяния против наших братьев и сестер во Христе, в масштабах геноцида осуществляемые в Сирии — на земле, по которой ходили апостолы, а также по всему ближневосточному региону; сюда же относятся нападения на коптов в Египте, разрушение сербских церквей и монастырей в Косово и Метохии, теракты в Нигерии, Пакистане, Индии, Китае и многих других местах на земном шаре. Осведомленные международные организации сообщают, что лишь за один год происходит около 3500-4000 инцидентов с нападениями на христиан, а также случаев осквернения христианских храмов и монастырей. Несомненно, самыми ужасными примерами таких нападений являются нападения албанских экстремистов на сербские святыни в Косово и Метохии во время мартовского погрома 2004 года. В то время была подожжена церковь святителя Николая, а также сербские деревни в Гнилане. Поджоги были также в Липляне, Урошеваце, Джаковице и других местах. Конак (монашеские кельи — прим.) монастыря Святых архангелов в городе Призрене был снесен до основания; в том же городе были сожжены церкви Богоматери Левишской (XIII век) и святого Георгия (XVI век). В ходе разгула албанских экстремистов была разрушена Призренская семинария и оказались осквернены многие сербские кладбища. Не пощадили даже монастырь Девич близ Србицы и находящуюся в нем гробницу преподобного Иоанникия Девичского. Кроме церковных реликвий, уничтожены бесчисленные церковные книги с именами крещеных, венчавшихся и умерших — и это сделано не случайно, а с целью стереть следы присутствия сербов и самого Православия в Косово и Метохии. Еще один пример варварского нападения — захват Святой Софии Константинопольской, самого известного храма православного мира. В этом контексте «Центр защиты христианской идентичности» направил письмо Президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану, которое я подписал и лично передал в Посольство Турции в Белграде, о чем мы проинформировали всех высших религиозных и политических лидеров мира, включая Вселенский Патриархат, Святой Престол, Московский Патриархат, а также все Поместные Православные Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5927229.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010