Именно эти фрески были использованы при оформлении книги «Песни южных славян», входящей в Библиотеку всемирной литературы (11 том 1 серии). Адрес: Монастырь Грачаница, Грачаница, 10500, Косово. Электронная почта: gracanicamanastir@gmail.com Страница монастыря в Фейсбук Подробнее... Женский монастырь Девич [ править править код ] Монастырь Девич был основан в 1434 году на том месте, где в пустом стволе букового дерева подвизался исихаст XV века святой Иоанникий Девичский. Монастырь находится в густых лесах, в пяти километрах от города Србица. Ктитор — деспот Джурдж Бранкович — построил обитель в знак благодарности за излечение его больной дочери-девицы. Отсюда и произошло название — Девич. Во время турецкого ига монастырь неоднократно подвергался осквернению, сожжению и разрушению, однако неизменно восстанавливался и реконструировался. Сегодня в Девиче насчитывается несколько церквей: Введения во храм Пресвятой Богородицы, святого Иоанникия и святого Георгия. В них сохранились три слоя фресковой росписи: XV, XVI и XIX веков. Ранее монастырь располагал богатейшим собранием книг, переписанных в собственной мастерской, которые хранились здесь на протяжении столетий. Наибольшим духовным сокровищем Девича по-прежнему являются мощи святого Иоанникия, находящиеся под спудом. Он особо любим сербским народом как великий чудотворец и целитель, по молитвам которого и сегодня происходят многие чудеса. Одно из них — незримое присутствие и заступничество святого Иоанникия за свою обитель. Адрес: Manastiri 100 Llausha, Kosovo. Телефон: +383 28 582833 Электронная почта: manastirdevic.drenica@gmail.com Страница монастыря в Фейсбук Подробнее... Женский монастырь святой Параскевы в Улие (Лепосавич) [ править править код ] О времени постройки и основателе монастыря Святой преподобномученицы Параскевы Римской нет точных упоминаний. Считается, что фундамент монастыря относится к временам средневековья, и хартия святого короля Милютина является тому подтверждением. В ней упоминается деревня Улие с церковью в честь Входа Господня в Иерусалим, которую король Милютин подарил монастырю Баньска. Как и многие православные святыни, эта церковь была разрушена во время турецкого владычества на Балканах.

http://azbyka.ru/palomnik/Косово_(монаст...

Современная очевидица - Наталия Батраева - пишет: " Монастырь Девич был основан в 1434 году на и месте, где в пустом стволе букового дерева подвизался исихаст XV века святой Иоанникий Девичский. Монастырь находится в густых лесах, в пяти километрах от города Србица. Ктитор - деспот Джурдж Бранкович - построил обитель в знак благодарности за излечение его больной дочери-девицы. Отсюда и произошло название - Девич. Во время турецкого ига монастырь неоднократно подвергался осквернению, сожжению и разрушению, однако неизменно восстанавливался и реконструировался. Сегодня в Девиче насчитывается несколько церквей: Введения во храм Пресвятой Богородицы, святого Иоанникия и святого Георгия. В них сохранились три слоя фресковой росписи: XV, XVI и XIX веков. Ранее монастырь располагал богатейшим собранием книг, переписанных в собственной мастерской, которые хранились здесь на протяжении столетий. В 1941 году, во время итальянской оккупации Косова, храмы и келейные корпуса были разграблены и взорваны албанскими нацистами (игумена Дамаскина (Бошковича), как и его предшественника Паисия, албанцы убили - А.П.). В пожаре сгорели все старинные книги и иконостас с древними иконами. Пещера святого Иоанникия Девичского, находящаяся на холме севернее монастыря, также подверглась разорению. В 1950 году (по другим данным - в 1947 г.) Девич, больше похожий на груду камней, был восстановлен трудами игуменьи Параскевы и сестер. В 1999 году, сразу после вывода из Косова Югославской армии и прихода французского контингента КФОР в район Србицы, в монастырь ворвались албанцы - члены ОАК. С 12 по 14 июля длилась оккупация монастыря. На протяжении трех дней святыню оскверняли и грабили. Монахини вместе со своим духовником отцом Серафимом стали пленниками, и все это время подвергались физическим и моральным издевательствам. В результате отец Серафим был избит, а самую молодую сестру один из бандитов принуждал снять апостольник, на что она ответила решительным отказом. С 1999 до 2002 года монастырь охраняли русские войска, их военная база находилась неподалеку. За это время в Девиче крестились около тридцати русских солдат.

http://pravoslavie.ru/88870.html

Над местом погребения И. Д. была устроена часовня из тесаного камня. Гробница, обозначавшая в часовне место захоронения святого, неск. раз осквернялась из-за многочисленных нападений на мон-рь Девич. Во время первой мировой войны в поисках сокровищ ее разбил венг. офицер. Весной 1941 г. албан. нацисты почти стерли часовню с лица земли (могилу завалило камнями, поэтому она уцелела), а также уничтожили источник и пещеру И. Д. на холме близ мон-ря. В июне 1999 г. Девич был вновь разграблен и подожжен албанцами, к-рые разбили мраморную плиту гробницы святого. В сер. марта 2004 г. 2 тыс. албанцев развели в гробнице костер и сожгли обитель. Однако мощи святого сохранились, т. к. они все время находились под спудом. Почитание И. Д. распространилось в Сербии (он считается покровителем Косова и Метохии), Болгарии и России. Вероятно, во 2-й пол. XVIII в., в эпоху национального возрождения, имя И. Д. было включено в список святых из болг. народа, помещенный в «Истории славяноболгарской» прп. Паисия Хиландарского (1762), в зографскую «Историю вкратце о болгарословенском народе» (1785) ( Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19702. С. 641). Но список имеет и самостоятельную рукописную традицию. Так, он представлен в сборнике кон. 10-х гг. XIX в. хиландарского происхождения (Ath. Pantel. Собр. Ксилургу. N 14. Л. 11). Фрагменты службы И. Д. с кратким Житием преподобного находятся в рукописном сборнике рус. извода 1757 г. (САНУ; Каталог рукописа и старих штампаних Зб. Српске akaдeмuje. Београд, 1901. 21/32). В монастыре Девич сохранилось несколько настенных изображений И. Д. (в 2004 они пострадали при пожаре и пока не расчищены): в сев. парекклисионе он представлен как преподобный со свитком, на к-ром надпись: «Первый ктитор места сего» (2-я пол. XV в.); в часовне над погребением - изображение святого и композиция «Успение прп. Иоанникия» (святой лежит на одре, архиерей, диакон и группа монахов совершают отпевание; 1578). Также известны изображения И. Д. в притворе монастыря Печская Патриархия (1565) и в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Млечане на северо-западе Косова и Метохии (1601-1602). Единственный известный храм во имя Иоанникия Девичского находится в мон-ре Девич.

http://pravenc.ru/text/578010.html

П. посетил почти все Православные Поместные Церкви, участвовал в различных межцерковных ассамблеях и торжествах, напр. в праздновании 1900-летия пророческого Откровения ап. Иоанну Богослову на о-ве Патмос, в праздновании 2000-летия Рождества Иисуса Христа в Вифлееме, присутствовал на канонизации новомучеников и исповедников Российских в Москве (2000) и на торжествах по случаю 100-летия прославления прп. Серафима Саровского в Дивеево (2003). Помимо церковного служения П. занимался научной работой. Он подготовил исследования «Девич, монастырь св. Иоанникия Девичского» (Девич, манастир св. Joahukuja Девичког. Београд, 1989, 19972) о древнем монастыре Девич , «Молитвы и просьбы» (Молитве и молбе. Београд, 1990), «Вопросы (и ответы) чтецу перед поставлением» (и одговори) чтецу пред производство. Београд, 1988). Более 20 лет публиковал статьи в виде вопросов по церковному богослужению и ответов на них в ж. «Гласник Сербской Православной Церкви» (см. в ст. «Гласник» ): впоследствии эти статьи вошли в 3-томный сб. «Пусть будут ясны некоторые вопросы о нашей вере» (Да нам буду jachuja нека наше вере. Београд, 1998). Усилиями П. были напечатаны 300 экз. Октоиха (Београд, 1970), вышло 2-е издание, с дополнениями «Србляка» (Београд, 1986) и др. Много лет он был председателем Комиссии Архиерейского Синода СПЦ по переводу НЗ, итогом работы к-рой стало 1-е офиц. издание серб. перевода НЗ (Нови Завет. Београд, 1984) и 2-е, исправленное, издание (Нови Завет. Београд, 1990). Также он был председателем Литургической комиссии при Архиерейском Синоде, подготовившей к печати «Служебник» на серб. языке (Служебник. Београд, 1986). Доктор богословия Белградского богословского фак-та (1988) и почетный доктор наук Свято-Владимирской ДС в Нью-Йорке (1992). Награжден орденом Св. Гроба Господня с лентой (Иерусалимской Православной Церкви; 1994), премией Фонда единства православных народов (2002), звездой Карагеоргия 1-й степени (2007) и др. П. очень любил богослужения и ежедневно служил литургию, где бы он ни находился. Отличался крайней скромностью, отказался от положенной патриарху зарплаты, получал от Синода только пенсию как бывш. Рашско-Призренский епископ, сам себе шил одежду и обувь, чинил часы и церковную утварь, переплетал книги, занимался уборкой и приготовлением пищи, никогда не имел прислуги, по Белграду часто передвигался на общественном транспорте или пешком.

http://pravenc.ru/text/2581921.html

В начале XVI столетия явилась Чудотворная Лепавинская икона Богородицы. С 1550 года она была главной святыней Лепавинского монастыря , основанного двумя иноками Царской Лавры Хиландар . А в 1943 году она удивительным образом сохранилась во время немецкой бомбардировки, полностью уничтожившей монастырские постройки. Это одна из немногих икон Богородицы, о которой создано особое повествование под названием «Чудеса Пресвятой Богородицы Лепавинской». Празднование иконе установлено на 15 (28) августа. В храме Пресвятой Богородицы (в Печской Патриархии на Косово и Метохии) на специальном резном позолоченном троне сохраняется чудотворная икона Богородицы Печской, выполненная по образу, написанному апостолом Лукой. Акафист Божией Матери в честь Её иконы написал митрополит Белградский Михаил (1859–1881, 1889–1898) («Радуйся, защитница и спасительница рода сербского крестоносного!»), а авва Иустин (Попович) посвятил Богородице следующую молитву: О преблагословенная и богоблагодатная Матерь, защитница и посредница, Дева Мария, прими усердные моления наши, которые приносим Тебе, и услыши молебные гласы человеков из рода сербского, кто угодил Сыну Твоему и Богу нашему Господу Спасу Иисусу Христу, кто стоит пред Престолом Всевышнего и украшает обители этой Сербской Патриархии и есть слава верных Богу сербов. Это: Савва, Арсений, Савва Второй, Никодим, Ефрем, Даниил, Евстафий, Григорий, Макарий, Максим, Спиридон, Иаков, Иоанникий, Савва Третий, Никон и Кирилл. Милостиво воззри на молитвы Симеона Мироточивого, Стефана Первовенчанного, Владислава, Феоктиста, Милутина, Стефана Дечанского, Уроша Младого, Лазаря великомученика и Владимира; всевосхваляемых цариц, княгинь и деспотисс: Анны, Анастасии, Елены и Ангелины; святых Георгия, Стефана, Максима, Иоанна, Петра Коришского, Иоанникия Девичского, Прохора Пчиньского, Иоанна Рыльского, Гавриила Лесновского, Илариона Осоговского, Илариона Меглинского, Евфимия, Нестора, Василия Захолмского и Петра Цетиньского. Не забудь, Пресвятая, тех, кто служил, и тех, кто сейчас служит в святой обители сей и стоит пред чудотворной иконой Твоей; сохрани святые обители, где денно и нощно молятся смиренные иноки и богобоязненные священники.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/chudotvo...

Фрески в монастыре XV века. Кроме изображения св. Иоанникия Девичского в одежде великосхимника с надписью на фреске «первый ктитор места сего», сохранился лик св. Акакия, сюжеты «Свадьба в Кане Галилейской» и «Исцеление расслабленного». Помимо этого слоя, существует второй слой фресок (XVI в.) и третий (XIX в.). У монастыря были: свои земельные имения в селах Лауша, Лудович, Лепина (в Косово), Бича (в Метохии), виноградник в районе Велика-Хоча, дома и магазины в г. Вучитрн, мельницы, гостиницы, пекарню, молокозавод, - всего 60 га земли и 250 га лесов. С 12 по 14 июня 1999г., сразу после вывода югославского контингента безопастности из Косово и прихода французского контингента KFOR в этот район, в святой храм вломились вчерашние сосели – сегодняшние члены так называемой ОАК (UCK). Три дня длилась оккупация монастыря, три дня святыню разрушали, оскверняли и грабили. Три дня длился ужас физических истязаний, через который прошли монахини вместе со своим духовником отцом Серафимом. Некоторые из них получили серьезные телесные повреждения. 6. Монастырь св.Уроша с храмом Успения Богородицы (село Шереник, г.Горне Неродимле) До окончания реконструкции в 1996г. Монастырь после взрыва Монастырь св.Уроша с церковью Успения Пресвятой богородицы построила св.царица Елена во второй половине XIVb. Монастырь находится в черте села Шареник, к западу орт города Горне Неродимле. Патриарх Паисий обнаружил в монастыре мощи св. царя Уроша. 1649 годом датируется рукопись жития св. царя, созданная патриархом Паисием. В конце июня 1999 г., после прихода американского корпуса KFOR, албанские экстремисты взорвали и разрушили монастырь. 7.Монастырь и храм св. Архангелов (село Верхнее Неродимле, г.Урошевац) Монастырь и храм св.Архангелов XIV века в селе Верхнее Неродимле восстановлен в 1700 г. Древнейший слой фресок относится к XIV –XV векам. После прихода американского контингента KFOR албанские экстремисты монастырь разграбили, подожгли и взорвали. Также ими была срублена исполинская черная сосна, которую в 1336г. посадил сам царь Душан. Кладбище осквернено, могильные памятники сброшены и разбиты. Разрушение храма, как и прочие акты вандализма, наглядно демонстрируют стремление албанцев уничтожить сербские корни.

http://pravoslavie.ru/40101.html

В моих выводах о европейской культуре есть много катастрофического, но это и неудивительно, ибо я говорю о самом катастрофическом периоде человеческой истории, об апокалипсисе Европы, ужасы которого раздирают и ее тело, и ее дух. Несомненно, вся Европа заминирована вулканическими противоречиями, которые, если их не устранить, вскоре могут разорваться окончательным уничтожением европейской культуры. Судьба Европы – это одна из главных славянских тем. Когда же настоящий славянин мыслит о судьбоносных, вечных темах, он забывает обо всем преходящем и временном. Посмотри, разве дивный Растко, самый лучший и самый типичный славянин в нашем народе, не отрекся от царского престола, только бы разрушить мучительную проблему жизни? Разве он не спал двадцать лет на земле с камнем вместо подушки под головою? Разве он двадцать лет не питался только растениями и травою? Разве он двадцать лет день и ночь не молился чудесному Господу Иисусу, чтобы Он разрешил его вековечные проблемы? Воздвигнутую на опасном водоразделе между двух культур зеницу нашей души жжет огненный вопрос: европейский человек или святосаввский Богочеловек? От ответа на этот вопрос зависит судьба нашей народной души и во времени, и в вечности. Если вы желаете, чтобы душа нашего народа заблистала неугасимым светом, если вы желаете, чтобы она из бренной стала непреходящей, из бесславной – славной, из смертной – бессмертной, из временной – вечной, из человеческой – богочеловеческой, тогда изберите святосаввского Богочеловека. Если вы выберете Его, что вам сотворит человек? Что смерть? «Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа?» ( 1Кор 15, 55 ). Выбрав Его, вы станете в ряду славянских бессмертных, в ряду лучших и высших представителей славян, в ряду главных зодчих православной культуры: святого Саввы Сербского и святого Сергия Радонежского, святого Симеона Мироточивого и святого Димитрия Ростовского , святого Прохора Пчиньского и святого Тихона Задонского , святого Гавриила Лесновского и святого Серафима Саровского , святого Иоанна Рыльского и святого Иоакима Осоговского, исповедника Тихона, Патриарха Вероссийского, и исповедника Варнавы, Патриарха Сербского, митрополита Антония Храповицкого и епископа Николая Охридско-Жичского, святого Иоанникия Девичского и преподобного Иоанна Кронштадтского , Гоголя и Достоевского, Хомякова и Флоренского.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Митрополит Иоанникий заявил о неприемлемости франко-германского проекта соглашения с Косово Подгорица, 18 марта 2023 г. Митрополит Черногорский и Приморский г. Иоанникий заявил, что предложение Сербии так называемого франко-германского проекта соглашения с Косово неприемлемо, если оно определяется как основа для дальнейших переговоров о статусе Косово и Метохии, и при этом в нем Косово рассматривается как независимое государство.      «Это соглашение не было подписано Сербией. Однако, если текст соглашения определен как условие для дальнейших переговоров, и в нем Косово трактуется как независимое государство, то это совершенно неприемлемо», – сказал владыка в интервью радио «Светигора» по случаю девятнадцатой годовщины мартовского погрома сербского народа и святынь на Косово и Метохии, произошедшего 17-18 марта 2004 года. Владыка напомнил, что это соглашение было заключено странами, которые тогда были якобы гарантами мира и безопасности для сербского народа и его святынь в крае. «17 марта 2004 года немецкие солдаты контингента КФОР и пальцем не пошевелили, в то время как албанские террористы грабили и поджигали святые места: девять церквей в Призрене, в том числе Богородицы Левишки, семинарию и резиденцию епископа Рашко-Призренского. Вот что из себя представляла для нас немецкая защита. Французы также позволили албанским террористам разграбить и поджечь Девичский монастырь и разрушить гробницу св. Иоанникия Девичского», – напомнил митрополит Черногорско-Приморский. По его словам, нельзя забывать двуличие, проявленное в то время немцами и французами. «Еще меньше безопасности для нашего народа и его святынь на Косово и Метохии несет так называемое франко-германское соглашение», — заключил митрополит Иоанникий. 18 марта 2023 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/152551.html

Славословие великое и отпуст. Стихира утренняя по славословии. Слава, глас 5. Самогласен: Святии Сербстии просветителие и учители,/преподобнии кральи, царие и князи,/Симеоне мироточивый, Савво равноапостольный,/Арсение чудотворче, Стефане первовенчанный,/Владиславе и Савво вторый,/со Феоктистом всехвальным и Евстратием,/преславный Милутине, Никодиме,/Данииле, Иоанникие, Ефреме,/во премудрости предивный и во страданиих адамантный,/светлый и великий чудотворче,/царю Стефане Дечанский, и Елено;/слава и Урошу младому,/отрасль его честна и свята;/преславный и великий княже Лазаре,/иже пролия кровь свою/за веру и отечество и достояние твое./Слава тебе, всехвальна царице и великая княгине/деспотице, госпоже Анно,/Анастасие, Елено и Ангелино;/святии славни деспоти:/Георгие, Стефане, Максиме,/Иоанне, Сирмийския и Крушедольския обители./Слава во бранех, воине Стефане Щиляновичу,/великий целебниче приходящим к тебе с верою./Святый Петре Корижский,/Иоанникие Девичский, Прохоре Пшинский,/Иоанне Рыльский, Гаврииле Лесновский,/Иларионе Осоговский, Иларионе Меглинский,/Ефреме, Евфимие, Несторе,/иже во Дечанстей пустыни постившиися,/святый Василие, новый чудотворче Захолмийский,/Петре Черногорский, архиерею преосвященный,/иже всех вас прославляем и славим,/яко великия столпы и предстатели/рода Сербскаго крестоноснаго,/молите Бога о душах наших, спастися нам. И ныне, храма. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона святаго, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой,/внегда молитимися к тебе. Апостол Деяний, зачало 29. Аллилуия, глас 4. Праведник, яко финикс, процветет,/и яко кедр, иже в Ливане, умножится. Стих: Насаждени в дому Господни/во дворех Бога нашего процветут. Евангелие от Иоанна, зачало 52. Причастен: В память вечную: Святой Стефан Сербский жил в конце XIII–haчaлe XIV веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Министерство юстиции Сербии помогает женскому монастырю в Косово и Метохии Белград, 28 ноября 2011 г. Монастырь Девич. 2011 г. Фото: иером.Игнатий (Шестаков) Министерство юстиции Сербии приняло решение о выделении денежных средств на нужды женского монастыря Девич, расположенного на территории Косово и Метохии. 5 миллионов динаров пойдут на строительство стены вокруг обители и ее земель. Эта сумма выделяется из доходов Дирекции по управлению имуществом, изъятым у представителей криминала. В монастыре Девич в настоящее время подвизается около десяти монахинь. Местное сербское население изгнано из этого района, и обитель постоянно подвергается угрозам со стороны местных албанцев. Игуменья монастыря мать Анастасия говорит о том, что сестры все время опасаются нападений со стороны албанцев. Они считают строительство стены необходимой мерой для защиты монастырского имущества. Никаких форм сотрудничества с местным населением не существует, все время происходят кражи и уничтожение монастырской собственности, несмотря на то, что монастырь охраняют французы из контингента КФОР. В свою очередь епископ Рашко-Призренский Феодосий подчеркивает, что монастырю очень тяжело выжить в таком окружении и ему предстоит столкнуться с еще большими трудностями, если КФОР осуществит свое намерение прекратить охрану монастыря. Монастырь Девич принадлежит в числу величайших сербских святынь на территории Косово и Метохии. Он был построен в XV веке (около 1434 г.) и связан с именем преподобного Иоанникия Девичского. Обитель неоднократно подвергалась погромам и нападениям со стороны местных албанцев в XX веке. Последний раз он был разгромлен, ограблен и сожжен толпой албанцев в 2004 году. Православие.Ru 28 ноября 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/50119.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010