Когда же они были на пути в греческую землю, на них во множестве напали лютые псы, которых святой поразил слепотою, так что пленники прошли среди них без вреда для себя. На той горе, где постился преподобный, невдалеке жил один инок, по имени Епифаний, известный своим подвижничеством. Диавол возбудил в нем чувство зависти к Иоанникию, и он стал враждовать против блаженного, завидуя той славе, какою прославлял Иоанникия Бог, сказавший: " Ибо не оставит [Господь] жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию " (Пс. 124:3). Т. е. Бог не попустить грешникам одолеть праведников. Из зависти, Епифаний замыслил погубить неповинного и чистого сердцем Иоанникия, для чего поджог хворост, бывший в изобилии на той горе, где спасался преподобной, чтобы Иоанникий в том пожаре сгорел вместе с своею келлией. Но Бог, спасший от огня отроков в Вавилоне (Дан.3), сохранил невредимым и угодника Своего, блаженного Иоанникия. Блаженный же, видя злобу врага своего, не разгневался на него, и даже не огорчился, но, желая добром победить зло и незлобием разрушить вражду, пришел со смирением к Епифанию, спросил его о причине гнева и умолял о прощении. Когда же тот, в ярости, ударил палкою с острым железным наконечником святого в живот, чтобы проколоть его, то Господь, " Ибо не оставит [Господь] жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию " (Пс.124:3), сохранил святого невредимым от удара. Это и было тем искушением блаженному, о котором предсказали ему два прежде упомянутые пустынника, давшие ему левитонар и сказавшие при том: - К концу твоей жизни тебе будет причинено искушение от завистливых людей, но горькие последствия этого искушение падут на главу врага, ты же не потерпишь никакого зла. Достигши глубокой старости, преподобной отец наш Иоанникий, уже изнемогал и телом от многих трудов и подвигов, пришел в Антидиеву обитель и, построив там небольшую келлию, затворился в ней; если же и случалось ему когда выходить из келлии, то, проходя обыкновенною дорогою, он оставался невидимым для тех, кого не желал встретить.

http://pravicon.com/info-2512

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В МОСКВЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Положение ризы Господней в Москве Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве Празднование 10 июля Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном - они ясно различаются в Священном Писании: " Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий " ( Ин. 19, 23 -24; Пс. 21, 19 ). Риза Господня , вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачица , как и Хитон Господень , оказалась в Грузии . В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до XVII века, когда персидский шах Аббас I , опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича , шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием , архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном III , прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге : одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе . Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы - в Киево-Софийском соборе , в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

http://drevo-info.ru/articles/13362.html

Недавно я беседовал с одним образованным человеком, христианином. Он мне говорит: зачем вы, православные епископы и священники так усердно боретесь с обновленцами, католиками, лубенцами, иоанникиевцами, самосвятами и другими сектанствами. Вам нужно напротив, объединиться со всеми ими против общего врага – неверия. Ведь все эти неправославные религиозные общества: католики, обновленцы и другие – ведь они тоже веруют в Бога, как и вы. У всех вас один и тот же враг – безбожие. А боретесь друг с другом и тем распыляете свои силы. Это на руку неверию. Смотрите как безбожие растет. Не сегодня-завтра оно разобьет каждого из вас поодиночке и будет торжествовать полную победу над верою. Вопрос очень серьезный: над этим вы хорошо подумайте!.. Тебе, дорогой друг, приходилось, вероятно не раз слышать подобные речи. Они как будто подкупают своей праведностью. Но в действительности, такие суждения совершенно неправильны. По сознанию вселенской Церкви Божией, все, кто именует себя христианами, но не состоят в общении с православною Церковью, те еретики и раскольники (2 Всел. Соб. Прав. 6, Василия Вел. 1; см. Мф. 18:17 ). А все еретики и раскольники объединены общим чувством – враждебности против вселенской православной Церкви. Между собою обновленцы, самосвяты, или католики с лютеранами борются, но когда идет речь о святом православии, они бросают свои оружия и единодушно устремляются против Святой Церкви Божией. Припомни, дорогой друг, последние дни земной жизни Спасителя нашего. Приводят Господа к Пилату на суд. Пилат, узнав, что Спаситель из Галилеи, послал узника к Ироду, который, посмеявшись над Спасителем, опять послал обратно Его к Пилату. «И сделались, – замечает св. Евангелист, – в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом» ( Лк. 23:6–12 ). Католичество – эта древняя ересь – также злобно ненавидит Святую Церковь Божию Православную, как обновленческие раскольники и безбожники. Может ли быть у нас единый религиозный фронт с злейшими врагами Церкви Божией? Напротив, все они: и католики и обновленцы, и лубенцы-иоанникийцы, и самосвяты и прочие сектанты, они уже составили единый фронт с бозбожием против нас, православных. Апостол Иаков замечает: «Не знаете ли вы, что дружба с миром есть вражда против Бога. Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак. 4:4 ). Что представляют по своему существу ереси и раскол? Это подделка, фальсификация истины. По внешнему виду некоторые раскольники мало чем отличаются в своих богослужебных ритуалах от православных (например, обновленцы).

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

10 августа 2013 года исполнилось 10 лет со дня кончины священника Константина Галериу (1918–2003), одного из самых крупных румынских богословов и духовников. Предлагаем читателям сайта беседу отца Константина; вопросы ему задавал архимандрит Иоанникий (Бэлан) . – В Ветхом Завете мы получили от Бога в качестве закона жизни десять заповедей (см.: Исх. 20: 2–17; Втор. 5: 6–21). В Новом Завете Бог даровал нам девять блаженств (см.: Мф. 5: 3–11). Имеются ли сходства и различия между этими двумя дарами Божиими? – Сходство заключается в том факте, что и у закона, и у блаженств Один и Тот же Автор – Бог; оба они – дар любви и попечения о нас. – А различия? – Самое важное различие указывает нам Святое Евангелие: «закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). – Как вы объясните это Божественное слово? – В этом откровении показано, как дарованы были нам и закон, и блаженства . Закон был дан через человека, через Моисея. Дан он был на горе Синайской и в «духе страха» (ср.: Ис. 11: 3) по причине нашего греха, при громах и молниях(ср.: Исх. 19: 16). Блаженства дарованы нам были Самим Сыном Божиим, соделавшимся Человеком. Слов а «дан чрез Моисея», а благодать «пришла через Иисуса Христа» показывают, что Сам Автор блаженств, Бог, пришел к нам, Он здесь присутствует. Они [блаженства] тоже были даны на горе в знак того, что они приходят свыше, но в духе смирения, кротости, милости и мира Божественного. А если пришел к нам Сын Божий, ставший Человеком, то есть пришла полнота, из которой мы берем «благодать на благодать» (Ин. 1: 16), тогда это означает, что в даре блаженств, предложенном нам лично Богом, мы имеем полноту благодати, путь совершенства. – Из этого коренного отличия вытекают и другие? Не могли бы вы их показать. – Да! Вдумаемся в это. Закон был дан Промыслом Божиим, чтобы заградить путь зла вниз – наклонную плоскость падения нашего. Он словно крик, словно приказ: «Стой, останови, останови зло» – то есть грех, тлен, смерть . Поэтому он являет собой ряд запретов: «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим; не делай себе кумира; не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; не убивай; не прелюбодействуй; не кради»(Исх. 20: 3–15).

http://pravoslavie.ru/63387.html

Для молитвы больше всего нужно сердце (версия для печати)/Православие.Ru Для молитвы больше всего нужно сердце Православие.Ru , 21 июля 2011 г. Архимандрит Арсений (Папачок) Перевела с румынского Зинаида Пейкова Вопросы задавал Архимандрит Иоанникий (Балан) 19 июля 2011 года в возрасте 96 лет отошел ко Господу архимандрит Арсений (Папачок) – старейший и один из самых почитаемых ныне румынских старцев. Он был представителем золотой плеяды румынских духовников ХХ века, которые не имеют себе равных по истовости и всецелой жертвенности своей веры, опыту подвижничества в суровых условиях безлюдной пустыни, подобно аввам из древних патериков, – опыту, сочетающемуся с духовной мудростью, тонкостью проникновения в тайники человеческой души и недюжинными литературными дарованиями. Старец Арсений подвизался в непроходимых лесных дебрях румынских гор вместе с отцом Клеопой (Илие), подвергался преследованиям со стороны богоборческих властей, сидел за исповедание веры в тюрьме. С 1975 года он был духовником монастыря во имя святой Марии в городе Текиргёл под Констанцей. Предлагаем вниманию читателей ответы старца на некоторые актуальные вопросы духовной жизни. Архимандрит Арсений (Папачок) – Как можно стяжать дар смирения и слез на молитве? – Смирение не может прийти само по себе, без того, чтобы ты в духовном течении жизни не думал, что ничего не можешь сам без благодати Божией. Спаситель говорит: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 5). 113-е правило Карфагенского Собора гласит: «Но если всё же кто-нибудь говорит, будто он что-нибудь может без Христа, да будет анафема» . Брат, неужели ты не знаешь, что если ты мнишь о себе и гордишься, то это от тебя отошла помощь Божия? Ибо сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4: 6; 1 Пет. 5: 5). Подумай же о том, что без благодати Божией ты – прах и пепел. А если ты полагаешь, что вот, Господь терпел тебя до сих пор и так будет всегда, тогда с великим страхом поостерегись, ибо Бог долго терпит, но иногда и предваряет события!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

К сему присоединяюсь и я, многогрешный, и молю вас, дорогие мои сотрудники, снисходите друг ко другу в немощах, не осуждайте ближнего, «почитайте один другого высшим себя» ( Флп. 2:3 ), «носите бремена друг друга, и таким образам исполните закон Христов» ( Гал. 6:2 ). В Христе Бог вещает всем вам, Его служителям: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13:34–35 ). Но как достичь этой любви, спросите, если наше грешное человеческое сердце бунтует против немощей ближнего собрата нашего. Нужно молиться усердно, хотя и не хочется, о тех, к кому чувствуете неприязнь, и благодать Божия смягчит и наше сердце и тех, о ком молимся, как и поучает нас св. Апостол: «признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усердная молитва праведного» ( Иак. 5:16 ). Я узнал, что среди вас, возлюбленные, наблюдается легкое отношение к обновленческому расколу: говорить об обновленцах строго и резко, по мнению некоторых из вас, – это признак нелюбви, или как выражаются иные, «нетактично»... Необходимо помнить вам, возлюбленные, что обновленческий раскол – это лютый и злой враг Церкви Божией и Бога. Обновленчество, равно как и католическая ересь, протестанство, самосвятство, ионникиевщина-лубенщина или нынешний ВВЦС, а также и всевозможные секты, это – фальсификация христианства, это подделка истины, лукавая и тонкая. Неверие открыто идет против Бога, а указанные религиозные общества отрывают человеческие души от Церкви Божией Православной, а через это и от Самого Бога, ибо вне церкви Божией православной Господь не знает Своих верующих ( Деян. 2:47 ), и кто идет против Церкви Божией Православной, тот идет и против Бога, как о сем свидетельствует святой Киприан Карфагенский: «Кому церковь не мать, тому и Бог не Отец». А посмотрите вы на деятельность обновленцев. Все они, как и католики и протестанты, и самосвяты и иоанникиевцы -лубенцы и ВВЦС и иные секты и расколы – идут сообща против Церкви Святой Божией Православной: радуются ее горю и завидуют распространению.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Кто из вас не жалуется на разруху и экономическую, и финансовую, и в путях сообщения. Всё минуется. Дружными усилиями народа – всё можно поправить. Но кто исправит нравственную разруху человеческих душ и, главное, кто даст силы исцелить её, кроме Христа? Ведь недостаточно только обличать. Нельзя же всё бить, и бить, и бить. Надо протянуть руку и поднять утопающего. Это сделать может один Христос. К Иоанну Крестителю в пустыню стекалось множество народа со всей Иудеи. Он учил их и готовил путь ко Христу. И ныне невидимой рукой своею собирает он нас в храм. Наши лица обращены к Христу: «паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца»... Но как некогда, так и ныне, чтобы достойно встретить Христа, надо исполнить слова пророка: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» ( Лк.3:11 ). «Не клевещите... Никого не обижайте...»( Лк.3:14 ) «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное...»( Мф.3:1 ) «Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния " ( Лк.3:7,8 ). Аминь. 21 января 1922 г. Произнесено в храме Преображения во Спасском за всенощной (на день мученической кончины св. Филиппа, митрополита Московского) Всенощная была совершена по чину Успенского собора Святейшим Патриархом Тихоном и митрополитом Крутицким Евсевием. Сослужили: протопресвитер Н. А. Любимов, протоиереи Пшеничников, Вишняков, Пятикрестовский, Заозерский, Благовещенский, Орлов, Ермонский, игумен Иоанникий, священники Берёзкин, Покровский, Свенцицкий, Мерцалов, Ярошевский, Светинский, великий архидиакон Розов, протодиаконы: Ризоположенский, Тулузаков, Солнцев, Румянцев. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Более трёхсот лет тому назад царский опричник Малюта Скуратов задушил святого митрополита Филиппа, заключённого в монастырской тюрьме. Ныне, совершая молитвенную память мученической его кончины, мы будем вспоминать великое дерзновение его архипастырского служения. Но, вспоминая подвиги его, можем ли мы не вспомнить и о той непроглядной тьме царствования Иоанна, среди которой Господь судил возжечься на Руси этому великому светочу Православной Церкви! «Никтоже может двема господинома работати» ( Мф.6:24 ) – никто не может служить двум господам – вот евангельские слова, решившие судьбу молодого царедворца, перед которым открывалась широкая дорога людской славы и земных почестей. Долгие годы колебалась его душа и в шумной придворной жизни тосковала о молитвенном уединении – служила «двум господам». Здесь, в храме, благодатная сила Божественных слов осияла его разум, укрепила его волю – и он избрал себе Господина навсегда. Он вышел из храма и тайно, ни с кем не прощаясь, оставил Москву. Его влекло туда, на дальний Север, в Соловецкий монастырь, где и суждено было начать подвижническую жизнь смиренному иноку Филиппу...

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Впрочем, говорил отец Фотий вполне разумно и обладал прозорливостью. Занимался он изготовлением ложек и продавал их довольно дешево. Если ему давали больше денег, не брал. Часто он жил на подаяния. В то же время Фотий непрестанно совершал молитву, повторяя «Богородице Дево, радуйся». Как-то его спросили, видел ли он Пресвятую Богородицу, и он с готовностью ответил: «Много раз... я видел Иверскую...». Хотя он ни разу не был в Иверском монастыре. Говорят, что преподобный Савва, Христа ради юродивый, и неизвестный святой Евдоким из Ватопедского монастыря 314 – это одно и то же лицо. Он проводил жизнь, свойственную Ангелам и бесплотным. В пустынных местах он питался дикой травой, в городах и селениях – тем, что давали в качестве милостыни. У него не было ни каливы, ни постели, ни одежды, ни друзей, ни знакомых... Ходил отец Савва совершенно обнаженным, если не считать тряпицы, покрывавшей самые сокровенные части тела. Он руководствовался словами Священного Писания : Мы безумны Христа ради... Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне ( 1Кор.4:10,11–13 ). Как-то шел отец Савва в один город на Кипре, нагой, «безумный», не имеющий пристанища. Одна женщина сказала: «Какое прекрасное тело у этого человека». Святой, с одной стороны, чтобы пресечь стремление к неге и удовольствию, а с другой – чтобы вразумить женщину не восхищаться суетными и плотскими предметами, пошел и упал в некое вместилище грязи и нечистот. Оттуда он выбрался черным и измазанным, источая зловоние. Этот случай потряс многих очевидцев, особенно ставшую причиной этому женщину, которая горячо и со слезами каялась. Дионисий, Христа ради юродивый (1814–1880) из скита Кавсокаливия, однажды в Великую Пятницу тайно молился в кириаконе в темном углу у дверей. Он думал, что никто его не видит, весь был поглощен молитвой, а ум его пребывал в неком экстатическом состоянии, так что казалось, что он находится в мире ином.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

а) Она есть прямая вражда на Бога, источника и подателя всякого блага . Завидуя благополучию ближняго, человек ничего себе от этого не приобретает: ему не приятно самое добро, или счастие ближняго, – ему не желательно распространение в мире царствия Божия, которое и состоит в утверждении между людьми добра, следовательно завистливый человек – противник Самого Бога. б) Зависть есть грех по преимуществу сатанинский . Завистию диавола вошел в мир грех, а с ним и смерть ( Прем. 2, 24 ). «Диавол» человекоубийца искони – и ныне соделывает чадами своими тех, которые в зависти добру ближняго являются на стороне врагов Божиих, так как, по слову св. апостола Иоанна, «всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца» ( 1Иоан. 3, 15 ) и он подобен «Каину», который был от лукавого и убил брата своего: а за что убил его? за то, что «дела его были злы, а дела брата его праведны» (ст. 12). Врагами Божиими и Богоубийцами сдедались «иудейские старейшины» так же по зависти к И. Христу, Которого учение, чудеса и вся жизнь располагала весь народ уважать Его более, нежели их. И сколько зла всегда делала зависть в мире! сколько погибло от нея людей благородных, славных своими великими деяниями на пользу человечества! в) Зависть есть гибельная язва для общества . Только там, где в общественных отношениях царствует любовь, которая «есть союз совершенства» ( Кол. 3, 14 ), где дарования и труды на пользу общую поддерживаются общим уважением и не дается зависти людской возможности злодействовать, только там возможно счастие и процветание общества. «Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» ( Иак. 3, 16 ), говорит св. апостол Иаков. (См. 42 «Моск. Епарх. Вед.» 1879 г.). г) Приведем здесь один весьма назидательный рассказ о гибельности этого порока . Три путешественника нашли однажды на дороге драгоценную находку. Надлежало разделить ее поровну между всеми троими; находка была так велика, что часть каждого была бы весьма значительна. Но диавол тотчас явился с своими спутниками – духом зависти, коварства и жадности. Полюбовавшись своею находкою, путешественники сели отдохнуть, чтобы подкрепить себя пищею, но каждый думал не о пище, а о том, как бы одному завладеть сокровищем. Нужно было кому-нибудь из них сходить в ближайший город, чтобы купить припасов для их обеда. Один отправился. Двое, оставшиеся на месте, согласились убить третьяго, когда он возвратится, чтобы разделить между собою часть его. Между тем отправившийся за припасами отравил их ядом, чтобы, по смерти обоих товарищей, богатства остались ему одному. Когда он возвратился, то немедленно убит был своими спутниками, которые, поев принесенной им пищи, оба умерли. А драгоценная находка осталась на месте ждать других подобных безумцев, или руки более достойной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Для совершения третьего нападения изобретательный и коварный враг всего доброго выдумывает следующее. Он принимает на себя образ молодого человека, родственника преподобного Петра Афонского. Итак, он приходит к нему, радостный и взволнованный встречей после стольких лет разлуки, и рассказывает святому о том, что его родственники беспокоятся и скорбят, узнав о его скитаниях и случившемся кораблекрушении 200 . И даже сообщает, что сам святитель Николай поведал им об этом спрятанном в афонских лесах потерянном, но многожеланном сокровище. – Итак, давай, – говорит, – поедем вместе к друзьям и родственникам, которые с нетерпением ждут тебя. Подвиг безмолвия можно проходить и там, у нас есть много монастырей и уединенных келий. Скажи мне, чем можно более угодить Богу: уходом из мира или доставлением пользы душам человеческим? Тем, что ты будешь один молча бродить среди этих сухих скал, или тем, что наставишь на истину множество людей, тебя ожидающих? Или ты не помнишь, что говорит пророк: если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста ( Иер.15:19 )? Преподобный смутился. Это смущение было для него знаком того, что юноша, который с ним беседовал, был не от Бога. Он склонил голову, прослезился и с мужеством и дерзновением ответил: – Запомни раз и навсегда, что на это место меня привел не Ангел, не человек, но Сам Бог и Пресвятая Богородица. И если не будет на то их собственной воли, то я не могу выйти отсюда. Принявший на себя вид юноши демон, как только услышал имя Пресвятой Богородицы, исчез. Через семь лет произошло четвертое бесовское нападение на мужественного предводителя афонского подвижничества. Преподобному Петру явился некий якобы Ангел Господень с обнаженным мечом и, встав перед входом в пещеру, сказал: – Изыди, истинный служитель Христов, изыди, чтобы услышать тайны Божии и душеполезное слово. – А кто ты, желающий поведать мне слово благое и душеполезное? – спросил его преподобный. – Я Архистратиг Божий, посланный сообщить тебе добрую весть. Мужайся, крепись и радуйся, ибо уготован для тебя Божественный престол и неувядаемый венец. Итак, теперь время тебе оставить место сие и идти в мир, чтобы принести пользу многим душам человеческим. Потому и иссушил Господь источник, из которого ты пил, что Он желает переселить тебя отсюда.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010