«Если они, как справедливо рассуждал Кирилл, хотели доказать, что мы защищаем ересь Аполлинариеву, то лучше бы они пришли сюда и обличили нас, а не бесчинствовали; мы никогда не одобряли мнений ни Аполлинария, ни Ария, ни Евномия; напротив, мы всех сих еретиков предаем проклятию, а с ними и Нестория, нового богохульника». Обращались к Иоанну и с третьим приглашением прийти на собор и доказать справедливость его обвинений на Кирилла; Иоанн опять отказал и потому собор Кириллов решил взаимно отсечь Иоанна и его союзников от сообщества церковного и сообщить обо всем этом императорам. Таким образом, в Ефесе составились две стороны, из коих каждая поражала другую проклятиями. И та, и другая партия старалась склонить на свою сторону народ, сановников, клириков и монахов Константинопольских и отправляла в столицу одно за другим послания с целью противников своих обличить в неправоте, а себя представить правыми. И надобно отдать полнейшую справедливость сочленам собора св. Кирилла, что они в своих сообщениях и объяснениях обнаруживают гораздо больше сдержанности и без всякого сравнения превосходят противную сторону в правдивости. Правда была на стороне св. Кирилла и его собора; это сознание своей правоты сообщало сторонникам и друзьям св. Кирилла крепость и терпеливость в различных злоключениях, кои отселе начинают надолго преследовать их. На стороне противной была сила, не согрешая можно сказать, темная. Могло быть, что эта тьма искушений и бед разогнана была бы скорее светом истины, если бы разлитию этого спасительного света истины не препятствовали различные сиятельные комиты и графы, которые, как помянутые нами выше Кандидиан и Ириней, по дружбе к Несторию возгорели желанием вметаться в дело догматическое и предложить свои услуги при дворе, так неглубоко понимавшем тонкости истинно богословского православного вероучения... 29 или 30 июня пришел от императоров ответь на донесения Кандидиана, Нестория и св. Кирилла. Ответ был заметно неблагоприятен для св. Кирилла и защищаемого им дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

защитников православия и себя представляют чуть не замученными до смерти. «То, на что осмеливаются Кирилл и Мемнон, говорится между прочим в послании к префекту, превосходит всякое зверство варваров; не осталось никакой жестокости, которой бы они не употребили против нас; мы, как во время войны, подвергаемся постоянным нападениям»; несчастные умоляют «похитить их от явной смерти, призвав в Константинополь»; если этого не будет, они «погибнут совершенно и сделаются добычею неистовства». Насколько справедливы были все эти жалобные вопли, это всего лучше объясняет дальнейшая история. Заметим, что на стороне Иоанна и партии его были комит Кандидиан и граф Ириней: уже само по себе невероятно, чтобы, состоя под столь сильной охраной, Иоанн и сторонники его могли подвергаться таким жестоким притеснениям, на какие жалуются в своих посланиях; и дальнейшая история действительно показывает, что все оные описания бедствий были, если не совершенная выдумка, по крайней мере, в несколько раз преувеличены против того, что могло быть в действительности. В действительности только и было стеснительного для противников православия, что защитники его не позволяли еретикам входить в святые храмы; но на такую меру они имели неоспоримые права; что же касается до прочих видов притеснения, то мы, на основании и памятников исторических, и соображений по действительному историческому течению дел, должны сказать, что страдальцами за православие были не Иоанн и его сторонники, а скорее св. Кирилл, Мемнон и братия их. Защитники православия, по получении приведенного выше указа императорского, со своей стороны послали было объяснение к императору, в котором изображали ему истинное положение, дела, чтó, на каком основании и в каком виде они сделали относительно Нестория; но это донесение к императору от православных было задержано противниками православия. Соучастники Нестория в Константинополе, как только узнали о низложении его, не известно в каких видах захотели было утаить это низложение; для сего они сторожили на кораблях и на дорогах и не позволяли никому из членов святого собора ни входить в Константинополь, ни выходить из него; входили и выходили только те, кто держал сторону врага Христова (Деян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Иоанн и сочлены его нашли все это совершенно противозаконным и со своей стороны приступили к суду над Кириллом и его собором. Между обвинениями на Кирилла и Мемнона значилось: они заперли от сторонников Нестория святые церкви, св. места мучеников, св. гробницу апостола, не дозволив даже епископам совершать праздник св. Пятидесятницы; Мемнон, собрав множество поселян, привел город в смятение, посылал своих клириков в домы епископов – сторонников Нестория и угрожал им самыми худыми последствиями, если они не присоединятся к беспорядочному их собранию; по внушению злой своей совести, они все возмутили и привели в смятение, внесли смуты в церковные дела, презрели благочестивую грамоту и нарушили церковные постановления с тою целью, чтобы не было подвержено исследованию их еретическое злоучение, которое находится в их главах недавно отосланных Кириллом в царственный город, в каковых главах весьма многое сходно с нечестием Ария, Аполлинария и Евномия. За все таковые главы Иоанн и сочлены его нашли справедливым Кирилла и Мемнона, как зараженных неизлечимою болезнью, низложить, а прочих, вовлеченных в их заблуждение, отлучить от общения, пока они, сознав свой проступок, не произнесут анафемы на еретические главы Кирилла. О соборе своем и об определениях его Иоанн и сочлены его отправили со своей стороны донесение к императорам, императрицам, клиру, народу и сенату Константинопольскому. Во всех этих посланиях Иоанн усиленно старается обвинить Кирилла и выставить правоту свою. В частности, в послании к императору испрашивают, чтобы осуждение на Кирилла и Мемнона было утверждено императорской властью. В удивление приводит и невольно возбуждает, против себя негодование эта до крайности поспешная и бесхарактерная выходка епископа Антиохийского. Того кроткого, миролюбивого и благосовестливого Иоанна, какого мы видели в приведенном выше послании его к Несторию, теперь, в определении собора, составленном им против собора Кириллова, вовсе и узнать нельзя. «Вы, – гласит определение к сочленам собора Кириллова, -побуждаемые дерзостью, бесчинием и еретическим образом мыслей, собрались отдельно и произвели всякого рода замешательства в городе и святом соборе, с той целью, чтобы не подвергались исследованию главы, согласные со зловерием и нечестием Аполлинария, Ария и Евномия».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Как видно, из всех рассуждении относившихся к этому предмету, главным предметом разногласия было собственно время празднования Пасхи. Восточные христиане, как еще во время св. Поликарпа и Поликрата Ефесского, так и теперь – в начале 4-го века держались обычая праздновать христианскую Пасху в то же время, как Евреи праздновали Пасху иудейскую. Как у Евреев праздник Пасхи всегда начинался 14 ч. месяца Нисана, так и христиане Церкви Восточной всегда праздновали свою Пасху в тот же день, когда приходилась Пасха иудейская, не обращая внимания на то, будет ли то первый, или второй, или пятый, или какой другой день недели. В основания свои христиане сии приводили такие рассуждения: Иисус Христос праздновал с учениками Своими Пасху во время праздника иудейского; и последователи Его не могут считать себя свободными от обязанности подражать этому примеру; ближайший ученик и наперсник Христов, св. Иоанн, указал христианам так именно праздновать Пасху, и предание его верно хранится в Церкви ефесской. С течением времени в защиту этого празднования начали приводить и другие доказательства. Так, когда восточным христианам доказывали, что 14-го Нисана Христос Спаситель не мог совершить пасхи еврейской, потому что Он в это время пострадал, то христиане восточные, с одной стороны, не будучи не состоянии представить какое-нибудь опровержение против этого нападения на них, но, с другой, не желая отказаться и от своей прежней практики, начали отстаивать свой обычай на других основаниях; они именно рассуждали: ежели Спаситель 14-го Нисана уже предан быль на страдания, то ученикам Его прилично и необходимо праздновать день Его страданий, как день искупления; вследствие сего в день страданий Спасителя учреждаема была пасхальная вечеря – литургия – с вечерею любви. Если примем во внимание, что в восточных церквах большинство верующих было из Иудеев, для которых особенно дорого было если не полное сохранение, по крайней мере воспоминание праздника древнего, заповеданного еще Моисеем, то поймем силу одушевления, с какою защищали эту практику державшиеся обычая восточного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Как происходило это совещание, кто именно был защитником св. Кирилла, не известно; известно только, что защитники св. Кирилла были преодолены; тотчас же по совещании составлено и отлучение «Египтянина». Сущность обвинения на св. Кирилла выражена была так: «Кирилл и бывшие с ним все сделали самовластно и противозаконно и потому надлежат за сделанное отлучению от церкви и другим наказаниям». Уже приготовлена была бумага дли подписи императору, как на сторону защитников св. Кирилла успел прибыть врач и синкелл (домашний секретарь) Кирилла – Иоанн. Этот благочестивый и как видно смелый и решительный человек успел свона восстановить поруганную правду. «С прибытием Иоанна большая часть начальников, по выражению Иринея, как бы изменилась, так что и слышать не хотели от него, Иринея о том, о чем прежде перед ними или даже ими самими было рассуждаемо». Как видно из дальнейшего хода дел, врачу и синкеллу Кириллову Иоанну удалось только приостановить, но отнюдь не вовсе расстроить нечестивое предначертание противников св. Кирилла, слишком сильных, чтобы можно было легко и скоро поразить их. Блалоговременным прибытием защитника св. Кирилла сделано было только то, что отселе мнения сановников, занимавшихся рассмотрением спорного дела, разделились: одни желали, чтобы оставалось в силе все, что было доселе сделано тою и другою стороной, т. е. низвержение и отлучение как св. Кирилла и Мемнона, так и с противной стороны Нестория; другие требовали, чтобы все эти взаимные отлучения были преданы забвению, чтобы собор из нескольких епископов занялся снова переисследованием дела и определением учения веры; иные требовали, чтобы наряжена была следственная комиссия из Константинополя, для пересмотра всего дела на месте. Император, как видно запутавшийся в этих бесконечных взаимных доносах и в обвинениах со стороны споривших сторон, признал полезным для умиротворения споривших сторон низложить Нестория, св. Кирилла и Мемнона. С таким указом он и посылает в Ефес комита Иоанна, который по приведении в исполнение воли царской должен был сделать то, что признает полезным относительно веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Кирилл, отчасти побуждаемый тягостным положением большинства епископов, уже собравшихся, отчасти опираясь на смысл императорского указа, который требовал, чтобы епископы собрались в Ефес на самый день пятидесятницы, и который угрожал царским гневом тому, кто не поспешит тотчас прибыть к назначенному времени в Ефес, решил более не откладывать начало дела и открыл собор в храме Богоматери. Как судить об этом смелом, решительном действии св. Кирилла? Не принимая на себя не принадлежащего нам права укорять или оправдывать св. мужа, мы желали бы указать испытующим такие вопросы на те побуждения, коими движим был муж святой. Святым Кириллом управляла ревность о славе Богоматери, и движимый сею ревностью, он мог допустить и поспешность, тем паче, что, по словам его, «некоторые из восточных епископов, посланные Иоанном наперед, возвестили отцам собора: господин еп. Иоанн повелел сказать вашему благочестию: «делайте свое дело» 66 . Перед днем открытия собора посылали приглашения к Несторию и к сторонникам его, епископам: звать Нестория на собор отправились четыре епископа. Несторий и его епископы все отвечали двусмысленно: «посмотрю, и если мне нужно будет пойти, приду»; однако в день открытия собора не явились. Когда в начале заседания прочитан был императорский указ о созвании собора, и когда нотариус Петр, пресвитер Александрийский, изложил кратко все обстоятельства, по требованию коих собран настоящий собор (т. е. о начале лжеучений несторианских, о переписке по сему делу между Кириллом, Несторием и папою Целестином ), то сочлены собора заявили о необходимости послать за Несторием, чтобы учение благочестия установилось по общему суждению и соглашению. Епископы, составлявшие прежде депутацию для приглашения Нестория на собор, объявили, что они ходили к Несторию, но что он ответил так неопределенно. Решили опять послать за Несторием, отправились три епископа и на сей раз с формальным предписанием от лица собора; они снова убеждали Нестория прибыть и не уклоняться от дела, особенно потому, что императоры повелели, оставив все, заняться утверждением веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

С 1901 года: (20 сентября) Иоанн (Кратиров), епископ Саратовский и Царицынский (во внимание к его долговременной полезной деятельности на поприще служения духовному просвещению в средней и высшей школах), † 1909 г. февр. 12 на покое. Заслуженный ординарный профессор С.-Петербургской Духовной Академии Михаил Иванович Каринский (во внимание к его многолетней глубоко-полезной преподавательской деятельности и философским трудам высокой научной ценности). Заслуженный ординарный профессор Казанской Духовной Академии Пётр Васильевич Знаменский (во уважение к его учёно-литературной и многолетней профессорской деятельности). —885— Ординарный академик Императорской Академии Наук, Феодор Иванович Успенский (во уважение к его многочисленным и ценным научным трудам по церковной и гражданской истории Византии и церковной археологии). С 1902 года: (18 сентября) Арсений (Брянцев), архиепископ Казанский и Свияжский (во уважение его многоплодной педагогической, пастырской и архипастырской деятельности и просвещенного содействия к изданию богословских учёных трудов), впоследствии – Харьковский и Ахтырский. † 1914 г. апр. 28. Нафанаил (Соборов), епископ, управляющий Московским Спасо-Андрониевым монастырём (во внимание к его свыше пятидесятилетней педагогической, пастырской и архипастырской деятельности). † 1907 г. апр. 29. Иоанн (Митропольский), епископ Аксайский (во уважение его профессорской службы в Академии и учёных трудов по истории древней церкви и современных инославных исповеданий и сект), † на покое 1914 г. мая 2. Благочинный придворных соборов в Москве, настоятель Верхоспасского собора, протоиерей Николай Васильевич Благоразумов (во уважение его долговременной педагогической и духовно-административной деятельности и богословско-литературных трудов). † 1907 г. дек. 21. Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии Григорий Александрович Воскресенский (во уважение к тридцатилетнему профессорскому служению его в Академии и многочисленным и плодотворным научным трудам его по современному славяноведению, по русской литературе и особенно по исследованию истории древне-славянского рукописного новозаветного текста).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так, повторяем, по тогдашнему счету, т.е. по счету 1864 года. После того из епископов и архиепископ один (Филофей Успенский) достиг сана митрополита Киевского, скончался в 1832 году; другой Парфений Отснов, из болгар – митрополита Нишавского, а из остальных начальников, наставников и воспитанников Академии периода 1814–1864 года достигли епископского и архиепископского сана, считая по порядку курсов, следующие лица: Поликарп (Гонорский), – епископ Балохнинский († 1891); Палладий (Пьянков) , – епископ Олонецкий († 1882); Иоанн (Соколов) , – епископ Смоленский († 1869); Макарий (Миролюбов) , – архиепископ Донской; Амвросий (Ключарев) , – архиепископ Харьковский; Серафим (Протопопов), – епископ Самарский († 1891), Андрей (Поспелов) – епископ Муромский († 1868), Платон (Троепольский), – епископ Томский († 1876), Амфилохий (Казанский), – епископ Угличский; Неофит (Неводчиков), – епископ Туркестанский; Виссарион (Нечаев) , – епископ Костромской; Василий (Левитов), – епископ Пензенский († 1892); Григорий (Медиоланский), – епископ Пензенский († 1882); Вениамин (Карелин), – епископ Рижский († 1874); Игнатий (Рождественский), – епископ Костромский († 1883); Павел (Попов), – епископ Тотемский († 1874); Никодим (Белокуров), – епископ Дмитровский († 1877); Поликарп (Розанов), – епископ Екатеринбургский († 1891); Алексий (Лавров-Платонов) , – архиепископ Литовский († 1890); Михаил (Лузин) , – епископ Курский († 1887); Антонин (Державин), – епископ Витебский; Хрисанф (Ретивцев) , – епископ Нижегородский († 1888); Израиль (Никулицкий), – епископ Вологодский; Симеон (Линьков), епископ Минский; Иоанн (Митропольский) , – епископ Аксайский; Кирилл (Орлов), – епископ Ковенский († 1890); Сергий (Серафимов), – епископ Вятский. Таким образом, собор святителей из питомцев Академии за одно время с 1814 по 1861 год делается еще многочисленнее, нежели каким он был в 1864 году. А сколько еще после того воспитавшихся сделалось архиереями Исчисление и поименование архиереев периода 1814–1864 годов, см. в Исторической записке о Московской духовной академии, помещенной в юбилейном сборнике, 1864 год, на стр. 33–34

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Троицкой, в Полях, свящ. Ник. Ал-др. Соловьева Троицкой, в Приюте Цесаревны Марии, свящ. Иоан. Петр. Троицкого Троицкой, на Пятницком кладбище, свящ. Вас. Симеон. Казанского —44— Троицкой, в Серебрениках, свящ. Ал-дра Дим. Харитонова Троицкой, в Странноприимном доме графа Шереметева, прот. Иоанн. Тих. Розанова Троицкой, в Сыромятниках, свящ. Вас. Филипп. Барбарина Троицкой, на Хохловке, свящ. Павл. Конст. Розанова Троицкой, на Шаболовке, свящ. Вас. Феод. Руднева Успенской, на Вражке, свящ. Ал-дра Пав. Поройкова Успенской, в Гончарах, свящ. Никит. Ал-др. Ремезова Успенской, на М. Дмитровке, свящ. Серг. Иоанн. Сеньковского Успенской, в Казачьей, прот. Ал-дра Симеон. Ильинского Успенской, в Кожевниках, свящ. Вас. Серг. Модестова Успенской, в Крутицах, свящ. Феод. Дим. Воздвиженского Успенской, на Могильцах, прот. Феод. Март. Ловцова Успенской, на Остоженке, свящ. Вас. Стефан. Митропольского Филаретовской, в Епархиальном женском училище, свящ. Ал-дра Вас. Никитина Филипповской, на Мещанской, свящ. Ал-ия Ник. Добролюбова Флоро-Лаврской, на Мясницкой, свящ. Ал-дра Дим. Касимова Харитониевской, в Огородниках, прот. Валент. Вас. Остроумова Христа Спасителя собора, прот. Ал-ия Иоан. Соколова Христорождественской, в Кудрине, свящ. Ал-ия Иоан. Борзецовского —45— Феодоро-Студитской, у Никитских ворот, свящ. Феод. Петр. Преображенского 2) Чрез начальства духовных семинарий и училищ: Волоколамского духовного училища – смотрителя Мих. Конст. Казанского Дмитровского духовного училища–смотр. Вас. Яковл. Розанова Московской дух. сем. – ректора архим. Парфения Нижегородской дух. семинарии – ректора прот. Генн. Вас. Годнева Оренбургской духовной семинарии – инспектора Ал-дра Яковл. Зеведеева Рязанского дух. учил. – смотрит. прот. Иакова Егор. Головина Слуцкого духовн. учил. – помощн. смотр. Митроф. Мих. Журавского Ставропольской дух. семин. – инспект. свящ. Ник. Плат. Малиновского Сызранского дух. училища – помощн. смотр. Яков. Ал-еев. Зеленева Тамбовской духов. семин. – ректора прот. Павла Ильича Соколова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Троицкой, в Серебренниках, свящ. Ал-дра Дим. Харитонова Троицкой, в Сыромятниках, свящ. Вас. Филипп. Барбарина Троицкой, на Хохловке, свящ. Павла Конст. Розанова Троицкой, на Шаболовке, свящ. Вас. Феод. Руднева Троицкой, в Шереметьевской больнице, свящ. Иоанна Тихон. Розанова Успенской, на Вражке, свящ. Ал-дра Павл. Поройкова Успенской, в Гончарах, свящ. Никиты Ал-др. Ремезова Успенской, на Дмитровке, свящ. Серг. Иоанн. Сеньковского Успенской, в Казачьей, прот. Ал-дра Симеон. Ильинского Успенской, в Кожевниках, священ. Вас. Серг. Модестова Успенской, в Крутицах, свящ. Феод. Дим. Воздвиженского Успенской, на Остоженке, свящ. Вас. Стеф. Митропольского Успенской, в Печатниках, священ. Вас. Петр. Никольского Успенской, на Покровке, прот. Ильи Феод. Касицына —46— Филаретовской, в Епарх. женском училище, свящ. Ал-дра Васильев. Никитина Филипповской, на Мещанской, священ. Ал-сия Ник. Добролюбова Флоро-Лаврской, на Мясницкой, свящ. Ал-дра Дим. Касимова Харитониевской, в Огородниках, прот. Валент. Вас. Остроумова Христорождественской, в Кудрине, свящ. Ал-сия Иоанн. Борзецовского Феодоро-Студитской, у Никитских ворот, свящ. Феод. Петр. Преображенского 2) Чрез начальства духовных семинарий и училищ: Архангельской духовной семинарии ректора прот. Ал-дра Евф. Орлова Вифанской духовной семинарии – ректора архимандрита Парфения Владимирской духовной семинарии – ректора архимандрита Никона Волоколамского духовного училища – смотр. Ник. Ник. Былова Вятского духов. училища – преподавателя Серг. Семен. Липягова Дмитровского духов. училища – смотр. Вас. Яков. Розанова Едннецкого духов. училища – смотр. Ал-сея Ив. Троицкого Ефремовского духовного училища – смотр. Вас. Иван. Прозоровского Иркутской духовной семинарии – ректора архим. Евсевия Костромской духов. семинарии – ректора архим. Менандра Московской духов. семинарии – ректора архим. Климента Нижегородской духов. семинарии – ректора прот. Геннад. Вас. Годнева —47— Оренбургской духовной семинарии – инсп. Ал-дра Яковл. Зеведеева Петрозаводского духов. училища – смотр. Дим. Иван. Любецкого

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010