Илья Александрович — см. Зеленый (Зеленой) Илья Александрович Илья Иванович, врач — 125, 163 Илья Пророк (Илия) — святой из г. Фесва; обличитель идолопоклонничества; явился свидетелем преображения Иисуса Христа; пользуется особым уважением в православии, а также в католичестве и иудаизме — 136 Иннокентий — архимандрит, настоятель Супрасальского Благовещенского монастыря Гродненской губернии Литовской епархии — 224 Иннокентий, духовник — Иннокентий (1833–1893) — иеромонах, духовник Троице–Сергиевой лавры — 225 Иннокентий, эконом — возможно, Иннокентий (Данилов Иван Александрович) (1848–?) — иеромонах Киево–Михайловского монастыря (с 1870 г.); соборный эконом Троице–Сергиевой лавры (с 1874 г.), архимандрит (с 1879 г.); с 1885 г. служил в Тихвинском монастыре, с 1899 г. управлял Алеутской епархией; позже — настоятель ПсковоПечерского монастыря — 224 Иннокентий (Попов–Вениаминов Иван Евсеевич) (1797–1879) — выпускник Иркутской Духовной семинарии (1821); миссионер в Америке (с 1824 г.), протоиерей (с 1839 г.), архимандрит (с 1840 г.) и епископ Камчатский (с 1840 г.), архиепископ (с 1850 г.); митрополит Московский и Коломенский (с 1868 г.), священно–архимандрит Троице–Сергиевой лавры, настоятель кафедрального Чудова монастыря; член Святейшего Синода; в 1870 г. основал в Москве Православное миссионерское общество; знакомство отца Николая с Иннокентием состоялось по дороге его в Японию зимой 1860/61 г. (см.: Барсуков И. П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883 и др.) — 72, 94, 98, 199, 231, 243, 258, 260, 286, 288–289 Иоанн — 261 ИоаннИоанн Иоаннович (1554–1582) — сын Иоанна IV Васильевича Грозного; убит отцом в Александровской слободе — 275 Иоанн, отец — см. Демкин И. И. Иоанн, отец в московском Торговом ряду — 251 Иоанн, преосвященный — Иоанн (Митропольский Стефан) (1836–1914) — выпускник (со степенью магистра) Московской Духовной академии (1862) и преподаватель этой академии (1862–1870); архимандрит (с 1868 г.) и епископ Алеутский (с 1870 г.); член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) и московской Конторы Святейшего Синода (с 1877 г.); настоятель московского Симонова монастыря (с 1881 г.); епископ Аксакайский (с 1889 г.); духовный писатель, автор книги «Из истории религиозных сект в Америке» (М., 18761882. Вып. 1–4) — 258, 287

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

е. к Несторию, прося и его с его стороны о нужных уступках дли устроения общего мира. Послание Иоанна Антиохийского к Несторию, писанное им еще прежде открытия собора Ефесского, весьма замечательно. Оно проникнуто таким благородным тоном, таким глубоким, пониманием дела и таким искренним, непритворным миролюбием, что по всем этим свойствам составляет едва не самой первой важности (конечно, посли догматического послания св. Кирилла Александрийского ) произведение из всего, что относилось до истории несторианских споров. «Владыке моему, – начинает Иоанн, – боголюбивейшему и преподобнейшему епископу Несторию Иоанн о Господе желает всякого блага». Упомянув после этого приветствия о каких-то личных переговорах своих по делу Несториеву с сиятельнейшим Комитом Иринеем и уверив Нестория в полвейшей своей любви и преданности ему, Иоанн между прочим писал: «в том, что буду советовать тебе, можно видеть и ручательство за нашу искренность в отношении к тебе и немалую в нас заботливость руководиться любовью по Боге: прими меня за доброго советника, не отвергай полезного в том, что буду говорить тебе, не отвергай того, что будет сказано по любви к тебе и к Богу». Что же Иоанн хочет советовать Несторию? Он советует Несторию «подчиниться общему, повсюдному требованию православных епископов, принять исповедуемое повсюду учение ο соединении Божественного и человечекого естеств в Иисусе Христе, принять самые выражения этого учения по изложению Кирилла и не отвергать всеми употребляемого и защищаемого слова: Богородица. В учении о спасении нас Христом, Царем всего мира всего лучше употреблять слово употребляемое многими отцами, соответствующее истине спасительного рождения Его от Девы. Если твой ум мыслить так же, как отцы и учители церкви (а это мы знаем о тебе, владыка, чрез посредство многих общих нам друзей), то для чего же тяготишься открыто сказать благочестивую мысль словом, соответствующим этой мысли, и притом в такое время, когда началось такое беспокойство от твоих толкований веры? Без сомнения, тебе известно, боголюбивейший, что везде в далеких от нас и близких к нам местах все пришло в движение, везде слышен говор об одном и том же; какая-то сильная буря вдруг застигла церкви, везде верующие со дня на день отделяются одни от других вследствие этого толка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Подписались Несторий и с ним десять епископов. Что в этом донесении наполовину наговорено напраслины, это само собою ясно как Божий свет. Употреблять воинскую силу, когда в Ефесе был сиятельный придворный сановник, и когда этот сановник несомненно держал сторону Нестория, Мемнон не мог и обмолвиться, и если бы осмелился, то не мог бы привести своего желания в осуществление. Или опять: чтобы члены собора взяли на себя смелость угрожать Несторию смертью, это опять нелепость едва вообразимая. Что же касается до того обвинения, что Мемнон, митрополите Ефесский запер дли еретиков церкви и св. места мучеников, то, как начальственный епископ всех этих святынь, Мемнон вполне мог и даже должен был не допускать до сей святыни псов. В таком положении находилось дело, как наконец прибыл в Ефес со своими восточными епископами Антиохийский еп. Иоанн. Еще до прибытия своего в Ефес Иоанн уже предуведомлен был графом Иринеем, которого послал к нему Несторий, предуведомлен о том, что сделал св. Кирилл или, точнее, что сделали отцы собора под председательством св. Кирилла, относительно Нестория. Епископы православные старались было склонить Иоанна на сторону свою и для сего прямо по прибытии его послали к нему депутатов, но Иоанн этой депутации не принял. На другой же день по своем прибытии Иоанн открыл свой собор, составив его отчасти из своих спутников, отчасти из епископов, прежде бывших и состовлявших сторону Нестория; сюда пристали и некоторые из епископов, присутствовавших на соборе, бывшем под председательством Кирилла, но после перешедщих на сторону Несторианскую: всех епископов с ним было 43 68 . Сюда явился со своими слугами и чиновник императорский Кандидиан. Он принес сочленам собора Иоаннова жалобу на членов собора Кириллова, что он, Кандидиан, уговаривал тех епископов дожидаться прибытия еп. Антиохийского, но что те епископы не только не послушались его, а даже выгнали будто бы его из своего собрания на том основании, что он не имел права участвовать в их постановлениях. Затем Кандидиан объяснил сообщникам Иоанна в виде жалобы все, что сделано было собором Кирилловым против Нестория.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Император в строгих выражениях высказывал свое негодование на епископов, приехавших на собор, за то, что они увлеклись взаимным раздражением и вели дело по страсти; их дело было заниматься разьяснением и изложением истин веры, а не составлением приговоров и отлучений. Все, что сделано было тою и другою стороною, до сих пор должно быть оставлено без значения; епископы должны заняться снова рассмотрением дела сообща и в согласии: для этого именно, он, император, сделал распоряжение, чтобы никто из членов собора не оставлял Ефеса, доколе не сделано будет все нужное. Император не теряет еще надежды устроить дело мирным соглашением епископов. Предлагая членам собора дело на новое рассмотрение, император в заключение писал: «да будет вам известно, что наше величество заботится не о людях или о святейшем и благочестивеешем Несторие, но о самой истине и ее догматах» 70 . Получив такое предписание от императоров, Иоанн Антиохийский от лица своего и от лица сочленов своих почел нужным представить императорам некоторые объяснения, отчасти в видах самооправдания, отчасти в видах благоустроения желаемого императором всеобщего соглашения. «Прочитав с бесчисленными похвалами императорские повеления и назвав вселенную блаженной потому, что она находится под таким скипетром и управляется такой властью», Иоанн Антиохийский находит нужным объяснить государям, что он не напрасно подверг отлучению св. Кирилла и братию его. Св. Кирилл и братия его, по объяснению Иоанна, от самого начала попирали императорские повеления; они захотели возобновить и утвердить учение Ария, Евномия и Аполлинария; не обращая внимания на императорские повеления, осмелились безрассудно произнести несправедливое осуждение против престола царствующего над градами – града Константинополя. Из всех этих действий св. Кирилла Иоанн и сочлены его усматривали, что истинное благочестие подвергалось опасности, и вот, чтобы спасти благочестивую веру, необходимым, нашли произнесть на мнимых разорителей ее осуждение; представив такое объяснение своих действий, Иоанн уместным находит в этом же донесении молить императоров, воспитанных в православном учении, чтобы они твердо содержали сию веру, защищали и сохраняли ее невредимою, так как в этом заключается для них надежда на успех во всех делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Не менее обидно для святого собора, и опять ничем иным, как только обманом может быть объяснено и то, что в императорском указе имена Иоанна Антиохийского и сторонников его, равно как и имена некоторых Пелагиан, осужденных святым собором, поставлены наравне с досточтимыми отцами собора святого и что высочайший указ императорский обращен ко всем епископам, без различия правых и неправых. За сим отцы православные описывают императору, что сделал Иоанн Антиохийский со своими сторонниками в отношении к святому собору, как они отделились от прочих отцов собора; по причине таковых-то действий сочленов Иоанна Антиохийского отцы истинного собора находят невозможным поддерживать с ними общение, частью потому, что они не хотят подписывать низложение Нестория и сами с ним во всем согласны, частью потому, что дерзостью своей по отношению к председателям истинного собора они сами обнаружили отпадение от канонов церковных, частью, наконец, потому, что они решились лгать пред императором и обманывать его. Затем собор умоляет императоров освободить св. Кирилла и Мемнона, позаботиться об охранении веры, наследованной от отцов, напечатленной Духом святым и на сердце самих императоров, выраженной в определених св. собора против Нестория. Если императорам желательно во всей подробности узнать о неприятных столкновениях отцов святого собора со сторонниками Иоанна Антиохийского, то они всего лучше бы сделали, если бы позволили святому собору послать от себя доверенных в Константинополь. Одновременно с этим донесением святого собора к императору, св. Кириллу удалось послать из-под стражи письмо к клиру и народу константинопольскому, где св. Кирилл, так же как и собор, объясняет, что и комит Иоанн, и указ императорский представляют все дело неправильно: неправда, будто Кирилл и Мемнон низложен святым собором; поэтому-то св. Кирилл находит нужным предупредить духовных константинопольских, особенно архимандритов, чтобы они, когда комит Иоанн возвратится в Константинополь, воспрепятствовали ему передавать императору неправильные сведения об истинном положении дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Перечетши еще некоторые вины сочленов собора Кириллова, определение Иоаннова собора постановляет: «ты, Кирилл Александрийский , и ты, Мемнон, епископ сего городя, знайте, что вы низложены, лишены епископства и отлучены от всякого церковного священнодействия, как зачинщики и вожди беспорядка и беззакония, виновники нарушения отеческих правил и императорских предписаний». Прочие сочлены собора Кириллова подвергались также отлучению от церкви, доколе не предадут проклятию еретические главы, изданные Кириллом Александрийским (разумеются его анафематизмы), противные евангельскому и апостольскому учению. Такую неожиданную перемену в отношениях Иоанна Антиохийского к делу св. Кирилла и Нестория мы ничем иным не можем изъяснить, как только тем, что Иоанн с первого же разу стал под сильным влиянием с одной стороны Кандидиана, с другой – епископов-сторонников Нестория. Что касается до убеждений, то об убеждениях в настоящий раз и речи быть не может, потому что дальнейшая история показывает, что убеждения Иоанновы сходились с учением св. Кирилла. Узнав, что Иоанн Антиохийский заявил такие неожиданные отношения к спорному делу, святой Кирилл почел нужным обратить на это обстоятельство особенное внимание своих сочленов. Кирилл и Мемнон снова приглашают и собратий своих – епископов на собор 69  и сами являются в качестве обвинителей на Иоанна перед собором прочих епископов; они представляют от двоих себя жалобу на Иоанна, что он поступил в отношении к ним неправильно, и требуют соборного решения о поступке Иоанновом. Смысл жалобы Кирилла и Мемнона был таков, что каковы бы ни были действия св. Кирилла и Мемнона, руководивших общим делом, во всяком случае Иоанн должен был заранее объявить о своем соборе и пригласить на собор обвиненных им епископов. Но он составил свой собор и на нем определил так, что другая сторона ничего об этом не знала: это было против всяких правил церкви. Это уклонение Иоанна от объяснения соборного не без оснований было признано епископами собора Кириллова за доказательство бессилия противников поддержать и доказать справедливость обвинений, взводимых ими на Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Прежде чем перейдем к дальнейшему изложению последующих обстоятельств, заметим здесь, что в приведенном исповедании значительно сглажены резкости лжеучения чисто несторианского, исповедание обнаруживает значительный поворот на сторону православия, от чего, как показала история дальнейшая, между самими Несторианами произошло разделение, так как некоторые из их же стороны не хотели сего исповедания подписать, напр., Александр, епископ Иерапольский. Как бы то ни было, только заметно, что сама противная, еретическая сторона высказала значительную уступку стороне православных; она принимает слово «Богородица». Это одно важное обстоятельство, которое нужно принять к сведению при соображении дальнейшего хода дел. Между тем и ходатайство друзей православия, бывших в Константинополе, перед императором не осталось безуспешным. Они пишут между прочим отцам собора Ефесского, что император начинает, наконец, лучше думать об отцах истинного собора. Каким способом совершилась эта благотворная перемена, для нас осталось неизвестным; мы знаем только, что император на просьбу истинных отцов православия склонился и пожелал лично слышать депутатов с той и другой стороны. Указ императора о приглашении депутатов с той и другой стороны в Константинополь до нас не сохранился, и мы знаем о нем уже из последующего хода дел. Комит Иоанн объявил эту волю государя той и другой стороне и спорившие епископы отправляют от себя по 8 человек в Константинополь; со стороны православных отправились два папских легата, Ювеналий еп. Иерусалимский, Флавиан Филиппийский, Фирм – Кессарии Каппадокийский, Феодот Анкирский, Акакий Мелетинский и Евоптий Птолемаидский (из Африки); со стороны противников отправились: Иоанн Антиохийский, Иоанн Дамасский, Имерий Никомидииский, Павел Емизский, Макарий Лаодикийский, Апрингий Халкидский, Феодорит Кирский  и Елладий Птолемаидский (из Финикии); св. Кирилл и Мемнон все еще оставались под стражей. Те и другие из депутатов снабжены были от своих сторонников, остававшихся в Ефесе, инструкциями, сущность которых состояла в том, что православные не должны были входить в соглашение с Несторианами, доколе не будет подписало низложение Нестория, a несторианская сторона не должна была входить в соглашение с православными доколе не будут отвергнуты анафематизмы Кирилловы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Что это точно так, видно из настоящих дел: Запад, Егивет, даже Македония решительно отделились от единения, какое благодать Божия даровала церквам многим потом и трудами святых и славных епископов». Убеждая Нестория принять опороченное им слово «Богородица», Иоанн приводит Несюрию на память какой-то им обоим известный пример из недавней практики церкви Антиохийской. Епископ Павел в одном из своих толкований сказал какие-то слова, которые не были одобрены и самим Несторием и всеми, кто их слышал; поднялась тревога; опасаясь, что эта тревога может произвести разделение, благоразумный епископ по прошествии немногих дней явился к народу и, краснея от стыдливости, исправил прежние слова свои, ко благу церковному. Так же поступить, советует Иоанн и Несторию. Отважиться на такой решительный шаг для Несторин должно быть тем менее стеснительно, что он, как свидетельствовал за него Иоанн, не ошибался по образу мыслей. «Я знаю, – пишет между прочим Иоанн, – что тобою часто и многим говорено было, что ты не самый смысл благочестивого верования устраняешь, а не одобряешь только выражения его; убеждаю же тебя сказать то самое, в чем ты не ошибаешься по образу мыслей, ты только употребишь слово и имя, которое составлено многими отцами, употребляемо было ими и устно и в книгах; от этого имени не отказывался ни один из церкивных учителей; тех, которые употребляли его, было много и притом знаменитых, а не употреблявшие не осуждали употреблявших. Прошу же тебя, прими от нас этот совет, сделай то, к чему тебя убеждаем, не давай повода новому мнению внести в церковь несогласие и разделение. Я писал к тебе это послание в присутствии многих благочестивейших епископов, благорасположенных к твоему благочестию; эти епископы: Архелай, Апрингий, Феодорит, Илиад, Мелетий и Макарий. Все они, твердо держась учения церкви и согретые, как и я, любовью к тебе, просят тебя, владыко, чтобы ты показал покорность, вникнув в содержание тех писем, которых сила грознее бури: она не возмутит, не встревожит, если будем уступчивы, но она низринет, если станем противиться ей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

В Кливленде в храме св. Феодосия 13–26 ноября 1946 года начались занятия «Седьмого Всеамериканского Собора». Открыл его митр. Феофил, являвшийся председателем такового. Митрополит Анастасий 14–27 октября приветствовал Собор от имени Архиерейского Синода. На Соборе присутствовали: митр. Феофил, архиепископы Тихон, Виталий, Иоасаф, Леонтий, епископы Иероним, Вениамин, Иоанн. Прибывший незадолго перед этим епископ Серафим присутствовал в качестве гостя. Такое положение последнего на Соборе представляется непонятным после приведенной выше телеграммы митр. Феофила, уполномочивавшего его представлять Сев.-Американскую Церковь на Архиерейском Соборе в Мюнхене и срочно вызвавшего его в Америку. Согласно Наказу, избраны были вице-председателями протоиереи Александр Кукулевский и Иасон Каппанадзе, староста Св. Троицкого Каф. Собора в Чикаго г. Коблош и председатель Федерации Русских Православных Клубов Молодежи г. Николай Коба. Секретарями были выбраны: протоиереи В. Лиликович, И. Козицкий, Василий Демидов, Н. Митропольский, А. Е. Безсмертный, Владимир Чанас, г. Андреев и В. Кудров. («Р. А. П. В.» 12, дек. 1946 г.). Начало Собора, казалось, не предвещало того, что произошло в дальнейшем. Определенные сторонники «патриархии» не были избраны членами президиума и секретариата. Забаллотированным оказался руководитель этой группы, прот. Иоанн Чепелев. Еще 27 ноября, по газетному сообщению, архиеп. Леонтий говорил: «… Моя совесть не позволяет мне подчиниться патриарху. В будущем Карловацкий Синод переберется в Америку, а потому нам не нужно прерывать связи с Карловацким Синодом». Но постепенно стала проявляться «работа» сил разрушения. Определенная группа вела кампанию против митрополита Анастасия. Важность разрыва с «Карловцами» всячески старался доказать архим. Иоанн (кн. Шаховской), присутствовавший на Соборе в качестве гостя. Митр. Феофил не созывал совещания архиереев, которое имелось в виду собирать ежедневно. Архипастыри, разобравшись в обстановке, могли бы своевременно воспрепятствовать вредной агитации. Той же группой затем к разложению присоединено было устрашение. Говорилось, что, в случае неподчинения Москве, многие карпато-русские приходы перейдут к «экзарху патриарха». Передавалось, что к митр. Феофилу приезжала из Пенсильвании депутация от священников и мирян, которая определенно об этом и заявила.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Говорится в указе и еще о некоторых мелких предостережениях, какие должен был принять к сведению Кандидиан, напр., чтобы на соборе не начинали никаких изысканий посторонних, не относящихся к главному делу и т. под. Но вот одно важное для уразумения последующей истории замечание: в самом же этом указе, подписанном императорами, значилось, что вместе с Несторием, боголюбезнейшим епископом великоименитого града, отправился на собор знатнейший муж Ириней. Хотя правда в прибавлено, что Ириней этот отправился на собор единственно из дружбы к Несторию и ни в каком отношении не должен был принимать участия в делах святейшего собора, но с знатными вельможами тяжело бороться, и этот Ириней, как покажет дальнейшая история, много зла причинил в делах церковных. К назначенному в императорском указе сроку собралось 159 епископов, не считая Нестория и приставших к нему еще до открытия собора шести или семи епископов. Прошло 16 дней за срок, назначенный в императорском указе для открытия собора, а некоторые из митрополитов все еще не являлись в Ефес; весьма важное обстоятельство для собора составляло замедление Иоанна, епископа Антиохийского, с несколькими епископами его округа. Иоанн, как объяснял в письме к Кириллу, замедлил от невообразимых трудностей путешествия; он уже 30 дней находился в пути, не давая себе никакого послабления; некоторые из сопутствовавших ему епископов давно подверглись расстройству здоровья; Иоанну и спутникам его оставалось еще 5 или 6 дней пути до Ефеса. Между тем собравшееся в Ефесе епископы начинали тяготиться все более и более продолжаемою отсрочкою открытия собора; некоторые начинали подвергаться болезни; св. Кирилл находился в затруднении, открывать ли заседания собора или дожидаться прибытия Иоанна с епископами его округа; по смыслу краткого послания, какое прислал с дороги уже Иоанн Антиохийский к св. Кириллу, можно было догадываться, что Иоанну хотелось бы, чтобы отцы собора еще несколько подождали его. Кандидиан, чиновник императорский, положительно настаивал, чтобы отцы собора дождались Иоанна с его епископами; но св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010