Декрет об изгнании Нестория, Деян. всел. соб. т. 2. стр. 298). Получив известие о позволении возвратиться в Александрию, а может быть и по возвращении своем в Александрию, св. Кирилл еще раз писал к императору Феодосию обширное послание, где спокойно, тоном много потерпевшего, но всепрощающего страдальца, изображает истинный ход дел во все время Ефесского собора, и это послание, рисующее нам в величественном свете св. Кирилла, производит особенно умиротворяющее впечатление из всех пямятников относящихся к истории Ефесского собора 74 . Таким благотворным, утешительным результатом разрешились эти бурные прения, возмутившие весь тогдашний христианский мир. Благодаря участию благонамеренного и благочестивого императора, темная крамола лжеучения обессилена и иеизменным защитникаме православия воздано должное по справедливости. Но внутренего примирения между спорившими сторонами и теперь еще не последовало; противники православия, защитники Нестория все еще крепко настаивали на своих прежних требованиях, и, не смея вредить безопасности защитников православия внешним образом (так как их безопасность была обеспечена хранителями общего спокойствия), изощряли против них свое слово. Особенно крепко за Нестория стоял и особенно сильно нападал на святого Кирилла Феодорит; к Феодориту примкнул Александр епископ Иеранольский, Мелетий Мопсуетский, Андрей Самосатский; все они и с ними немало других сообщников составляли партию противодействия православным, которое продолжалось долгое время и по закрытии Ефесского собора. Нам остается рассмотреть еще один памятник, существенно относящийся к истории Ефесского собора, – правила сего собора. Автор «Опыта курса церковного законоведения», блаженной памяти преосвященный Смоленский Иоанн замечает, «что Ефесский собор особых правил для церковного благочиния, как другие соборы, не составлял (т. 2. стр. 241). Те правила, которые помещаются с именем Ефесского собора в собрании церковных канонов, преосвященный Иоанн называет извлечением из окружного послания, отправленного от лица собора ко всем церквам. Но такое суждение о правилах Ефесского собора не подтверждается ни собранием деяний соборных, ни самым содержанием правил сего собора; и на основании хода самых деяний соборных и из рассмотрения самых правил с большей основательностью можно сказать, что правила св. Ефесского собора были составлены отцами св. собора как особые, положительные правила, а не состевляют только «извлечения из окружного послания». Деяния Ефесского собора показывают, что послание от лица собора было разослано само собою, а правила при этом послании были сами по себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Депутаты уже достигли Халкидона, как здесь получено было императорсвое распоряжение, чтобы они остановились здесь для взаимных совещаний и ожидали прибытия императорского 71 . Император прибыл в Халкидон и рассуждения начались; православные прежде предъявили желание, чтобы освобождены были из-под стражи св. Кирилл и Мемнон, чтобы Несторий был низложен и учение его было подвергнуто проклятию; партия противная заявила, что она не согласится вступить ни в какие сношения со сторонниками св. Кирилла, с этими (мнимыми) отступниками от православной веры, доколе они не отвергнут еретические главы (анафематизмы Кирилловы). Феодорит Кирский (один из членов комиссии, бывших в Халкидоне) начал было укорять православных: «они утверждают, что одно естество во Христе Божеское и вместе человеческое» (см. посл. Феод. к епископу Иерапольскому; Д. В. соб. т. I, стр. 828). Иоанн Антиохийский приписывал было православным убеждения, что Бог подвержен страданиям, что одно естество и тела, и Божества (см. бесед. Иоанна Антиох. в Халкид. Д. В. С. т. I, стр. 836); и другие из епископов, составлявших эту же комиссию, заявили на православных обвинение, будто они учат, что страдало божество Единородного Сына Божия, а не человечество, которое Он принял ради нашего спасения; что из Божества и человечества произошло одно естество; будто Божество подвергалось некоторой перемене, и изменилось в плоть (т. I, стр. 842). Все эти и подобные обвинения на православных не имели для себя никакого основания: истинные выразители церковного учения были весьма строги и точны в своих выражениях, чтобы могли допустить где-нибудь и когда-нибудь выражения подобные тем, какие приводили им в укоризну 72 . Как скоро защитники прарославия улучили возможность изложить свое учение спокойно, без прежнего шума и препирательств от противной стороны, то скоро же и оказалось, что им приписывают лжеучения измышленные, что сами они вовсе не преподают такого учения, какое приписывают им. Иоанн Антиохийский и сторонники его обвиняли, напр., св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Епископам же, находившимся в Ефесе, предписывалось, чтобы они приложили особенное попечение к тому, как бы разрешить все недоумения, уничтожить все соблазны, чтобы им можно было возвратиться домой в мире и единодушии. По прибытии в Ефес комит Иоанн нашел там все, как и следовало ожидать, в величайшем смятении; к нему явилась и та, и другая из споривших сторон с доказательствами своей невинности и виновности противников. Для всестороннего, основательного рассмотрения дела, Иоанн назначил было собраться вместе еписконам той и другой стороны. Несторий и его сторонники пришла на место собрания чуть не до свету; но как только прибыл св. Кирилл и прочие отцы православные, то тотчас же потребовали, чтобы Несторий с места совещаний был удален, как низложенный; сторонники Нестория напротив потребовали, чтобы удален был с места совещаний св. Кирилл; поднялся сильный и продолжительный шум. Не видя возможности устроить дело мирным соглашением, комит нашелся вынужденным взять под стражу руководителей той и другой стороны – Нестория, св. Кирилла и Мемнона. Понятно, что такое распоряжение должно было привести обе спорившие стороны еще в большое беспокойство. Положение их и отношения их к указу императорскому всего яснее открываются в их переписке с константинопольским духовенством и императорским двором в это время. Отцы православного собора писали к императору, что указ его императорского величества, объявленный и приведенный в исполнение комитом Иоанном, произвел во всех них глубокое смущение; из этого указа они, православные, заключают, что «в правдолюбивые» уши императора, неизвестно каким путем, прокрались ложь и обман. В указе императорском представлено дело так, будто низложение св. Кирилла и Мемнона есть дело решенное всем святым собором; между тем это сделано не святым собором, который составляет свои определения в согласии с Римским апостольским престолом, в согласии со всем западом, в согласии с Африкою и Иллириком; низложение Кирилла и Мемнона есть дело только незначительного числа епископов, отступивших от истинного собора и не заслуживающих уважения; что же касается до собора епископов право верующих, то этот многочисленный союз пастырей удивляется сим двум епископам, их ревности о православной вере, считает их достойными величайшей награды как от людей, так и от Христа Господа; оный святой собор признал достойным низложения одного только Нестория – изобретателя новой ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Иннокентий Московский (Попов-Вениаминов, Вениаминов Иван Евсеевич ; 1797–1879), святой, митрополит. Духовный писатель. В 1840 г. пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. В 1850 г. архиепископ. С 1868 г. митрополит Московский и Коломенский. Его попечением создано Православное Миссионерское общество, в 1870 г. учреждена Японская Православная духовная миссия. Составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него катехизис, Евангелие и многие молитвы. В 1977 г. причислен к лику святых. Иоанн (Максимович Михаил Борисович; 1896–1966), святой, архиепископ. Из рода святителя митрополита Иоанна Тобольского . Вместе с семьей эмигрировал в Королевство СХС (с 1929 г. Югославия). В 1925 г. закончил богословский факультет Белградского университета. В 1926 г. пострижен в монашество. До 1929 г. законоучитель в сербской гимназии в г. Великая Кикинда. Преподаватель и воспитатель в духовной семинарии св. апостола Иоанна Богослова Охридской епархии в г. Битоли. В мае 1934 г. хиротонисан во епископа Шанхайского, викария Пекинской епархии. С 1945 г. архиепископ. С приходом к власти коммунистов в Китае переехал с паствой на Филиппинские острова. Добился разрешения на въезд в США русских беженцев, нашедших временное убежище на Филиппинских островах. С 1951 г. архиепископ Западно-Европейский. В 1962 г. переехал в США. С 1962 г. архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский. В 1994 г. РПЦЗ причислен к лику святых. Иоанн (Митропольский Стефан; 1836–1914), епископ. В 1870 г. хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. В Америке пробыл семь лет. С 1881 г. настоятель Симонова монастыря в Москве. С 1889 г. епископ Аксайский, викарий Донской епархии. В 1910 г. уволен на покой. Иоанн ( Соколов Иван Александрович; 1877–1968), митрополит. В 1928 г. хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии. С 1929 г. епископ Кимрский, викарий Калининской епархии. С 1931 г. Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии; с 1934 г. Подольский, викарий Московской епархии, затем Егорьевский, викарий Московской епархии. С января 1936 г. Волоколамский, викарий Московской епархии. С 1936 г. Брянский, затем Вологодский и Тотемский. С 1937 г. архиепископ Архангельский. С 1938 г. в заключении, освобожден при пересмотре дела. С 1941 г. архиепископ Ульяновский (выехал в Ульяновск вместе с митрополитом Сергием (Страгородским) в качестве его духовника). С 1942 г. Ярославский и Ростовский. С 1944 г. митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины. С 1964 г. на покое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Иоанн Дамаскин , преподобный. Точное изложение Православной веры. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2003 . – 384 с. Иоанн Кронштадтский , прав. Моя жизнь во Христе. – М.: Сибирская благозвонница, 2010. – 543 с. Иустин (Попович) , преподобный. Догматика Православной Церкви: Эсхатология. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2005. – 144 с. Макарий (Булгаков) , митрополит. Православно-догматическое богословие. Т. V. – СПб., 1853. Малиновский Николай, протоиерей. Очерк православного догматического богословия. Том II. – Сергиев Посад, 1912. – с. 50. Сильвестр (Малеванский), архимандрит. Опыт Православного догматического богословия. Том V. – СПб., 2008. Помазанский Михаил , протопресвитер. Православное Догматическое богословие. – М.: Даръ, 2005. – 464 с. Марк (Лозинский) , игумен. Отечник проповедника. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1996. Зеленков В.Т. Выписки из святоотечественных и других книг (служащих к изучению различных сторон церковной жизни). – М., 1911–1912. Слово на Св. Крещение 40.26//Творения святых Отцов. Т. 3. – М.: Изд. МДА, 1848 . Блаженного Петра Хрисолога (Златослова), архиепископа града Равенны поучительных слов том первый. Слово 19. О укрощении морской бури. – 1794 г. – 110 с. Энциклопедия православной веры от А до Я в изречениях святых Отцов. – Клин: Христианская жизнь, 2004. – 671 с. Иоанн (Митропольский), епископ Аксайский. История Святых Вселенских Соборов. Вып. 1-й. – М., 1871. Филарет (Гумилевский), архиеп Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. Т. 3. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. – с. Макарий (Оксиюк), митрополит. Эсхатология св. Григория Нисского . – М.: Паломник, 1999 . Серафим (Роуз) , иеромонах. Приношение православного американца. – М.: Российское отделение Валаамского общества Америки, 2003. Олег Стеняев, протоиерей. Беседы на Книгу святого пророка Божия Даниила. – М., 2001 . Соловьев С.М.. История России с древнейших времен, в 20-и томах. – М.: Изд-во Мысль, 1989. Соловьев В.С. Собрание сочинений. Том III. – СПб.: Изд-во товарищества

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Кирилл Александрийский со своей стороны писал к Иоанну еп. Антиохийскому, Акакию Верийскому и Ювеналию Иерусалимскому; содержание всех сих посланий почти одно и то же; Кирилл уведомляет поименованных епископов о волнениях в церкви Константинопольской, изъясняет свои первые попытки к умиротворению этой церкви, сообщает об ответе Нестория на эти миротворные попытки, о том, как судит обо всем этом папа с епископами запада. Целью всех этих сообщений св. Кирилл поставляет возбудить в помянутых служителях церкви Божьей ревность к святому делу, для того, чтобы всем им, при единодушии и ревностном усердии, препоясав себя поясом любви ко Христу, спасти людей, подвергшихся опасности, и не дать померкнуть в церкви свету истины. «Все мы, пишет св. Кирилл в одном из этих посланий, в единомыслии между собою, определив для себя план, будем писать к нему (Несторию) и народу. Если мы будем иметь успех и возвратим его от настоящего образа его мыслей к истине, то мы приобрели брата и спасли пастыря. А если наше намерение останется безуспешным, то он сам будет виновником своей судьбы и сам по своей вине вкусит плодов дел своих». «Надобно нам, – пишет Кирилл в послании к Ювеналию, еп. Иерусалимскому, – непременно писать к христолюбивому и благочестивейшему императору и ко всем государственным сановникам и советовать им, чтобы они человека не ставили выше благочестивой веры во Христа, но утвердили в истинной вере вселенную и избавили стадо Христово от злого пастыря, в томь случае, когда он не примет от всех нас вразумлений». Акакий Верийский и Ювеналий Иерусалимский с первого же раза выразили решительное негодование против Нестория и просили Кирилла принять на себя дело учителя, чтобы ослабить Несториево учение и тех, которые его услышали и им отторгнуты от веры. «Теперь, когда волнуется это мысленное море, – писал Акакий Верийский в ответе Кириллу, – скажи ему (Несторию) слова Господа и грозно скажи ему: умолкни, утихни». Иначе отнесся к этому делу Иоанн Антиохийскии: соглашаясь с помянутыми епископами предоставить Кириллу руководство в открытой брани с несторианством, и даже присоединив к просьбе Акакия и Ювеналия и свою просьбу об этом Кириллу, Иоанн не излишним почел обратиться со своим дружеским участием и к противной стороне, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

187. 188. Малахия, пророк В. З. 39–41. Малеин, А.И. 72. 717. Малинин, А.П. 286. 430. Малинин, В.Н., проф. 489. 683. Малиновский, H. П., прот. 161–164. 655. 676. 677. Мальбранш, Н. 409. Мансуров, П. Б. 520. Мария, сестра Лазаря Вифанского. 53. Марков, А.В. 366. 487. 605. Марков, С., свящ., прот. 637. 656. Марр, И. Я. 502. 583. Мартынов, А. В., проф. прот. 669. Марфа, сестра Лазаря Вифанского. 53. Массильон, Ж.-Б. 301. Матфей, Евангелист. 33. 50. 368. Мельников, Ф. Е. 149. Меньшиков, М. О. 631. Мечников, И.И. 227. 400. Мещерский, см. Евдоким М. Мефодий, Славянский апостол, св. 264. 741. Мефодий Смирнов , в мире Михаил, еп. Псковский. 546. Милаш(ъ), см. Никодим(ъ) М. Минин, П. М. 87. 237. 239. 472. 473. Минос, царь. 118. Минуций Феликс . 84. 559. Мисаил, Рязанский архиеп. 603. Митропольский, см. Иоанн М. Михаил Семенов, иером., архим. 197. 240. 299. 300. 309. Михаил, Сербский архим. 379. Михаил Федорович Романов, царь. 372. 716. Мишин, А.К. 291. Мищенко, Ф. И., проф. 50. Моисей, пророк В. З. 4. 19–21. 30. Моравский, М. 128. Морозов, Н.А. 45. —77— Муравьев, В. И. 4. 101. Муретов, М. Д., проф. 1. 5. 6. 15–17. 22. 26. 33. 46. 50. 53. 56–58. 60–62. 368. 496. Мышцын, В.Н., проф. 23–25. 37. 38. 77. 321. 353. 354. 458. 614. 627. 671. 711. 743. Невежина, В. М. 419. Некрасов, П.А. 415. Некрасов, П. Ф. 419. Некрасов, см. Лаврентий Н. Неплюев , Н. Н. 92. Неронов, Иоанн, протопоп. 598. Несмелов , В. И., проф. 139. Нечаев, А. 413. Нечаев, П. 401. Никанор Бровкович , еп. Уфимский. 635. Никифор, архиеп. Константинопольский, св. 60–62. Никодим Казанцев, архим. еп. Енисейский. 319. 657. Никодим(ъ) Милаш(ъ), еп. Далматинский. 312. 336. 379. Николин, И. П. 139. 143. Никольский, А.И. 495. Никон, Всероссийский патриарх. 267. 356. 598. 689. 698. 712. 715. Никон Рождественский , архим. 205. Нил, Родосский митроп. 371. Нил, Сорский, преп. 599. Ницше, Фр. 199. 240. 413. 474. Новгородцев, П. И., проф. 240. 413. Новоселов, М. А. 627. Оболенский, Л. Е. 414. Овидий Назон. 123. 485. Октавий, 84. 559.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1897 г. такими почетными пожизненными членами, получившими знак Общества, стали донские протоиереи Иаков Голубятников, Николай Казьмин и Иоанн Попов 625 . 24 сентября 1895 г. в Донской епархии был учрежден Донской епархиальный отдел Императорского православного палестинского общества 626 . Его председателем был Высокопреосвященнейший Афанасий (Пархомович), архиепископ Донской и Новочеркасский, товарищем председателя – Преосвященный Иоанн (Митропольский) , викарий Донской епархии, казначеем – помощник инспектора Донской духовной семинарии М.А. Одноралов, членами – коллежский асессор И.И. Саламатин и канцелярский служитель Донской духовной консистории Н.Т. Богацкий. Судя по составу Донского отдела, инициатива его учреждения принадлежала высшим церковным кругам Донской епархии. Деятельность отдела заключалась в «распространении сведений о Св. Земле и деятельности в ней Общества; в увеличении денежных средств Общества посредством сбора доброхотных пожертвований и в привлечении новых членов» 627 . Одобрение деятельности Императорского православного палестинского общества высшей церковной властью на Дону и участие в работе Донского отдела привлекло в Обществу внимание достаточно большого числа донского духовенства. В 1901 г. в Донском отделе Общества числился 541 член 628 . Участие духовенства Донской епархии в функциях государственного управления. Духовенство Донской епархии, главным образом церковнослужители, приняли активное участие в гражданском акте – в Первой всеобщей переписи населения Российской империи. Из духовенства Донской епархии медалью «За труды по первой Всеобщей переписи населения 1897 года», учрежденной императором Николаем II, были награждены: псаломщики Василий Алексеевич Александров , Николай Иванович Бедин; Василий Яковлевич Воинов, Петр Иванович Протопопов, Петр Петрович Савельев, Петр Васильевич Черкесов; священники Василий Павлович Воскресенский, Андрей Иванович Китайский; Александр Петрович Куреннов; диакон Мартин Мануилович Птахин 629 и др. В XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Верую и во единого Духа Святого. Верую, что каждый из Них есть и имеет бытие, что Отец – истинно Отец, Сын – истинно Сын, Дух Святой – истинно Дух Святой; как и Господь наш, посылая Своих учеников на проповедь сказал: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Выслушав это изложение веры, изъясняет Евсевий, отцы собора не нашли в нем повода к противоречию, и даже сам царь первый засвидетельствовал, что оно верно, и что он сам также мыслит, а потому повелел присоединиться к нему всем, подписать эти догматы избыть в согласии с ними, прибавив только слово: единосущный 14 . Интересны также некоторые подробности, сообщаемые святым Афанасием Великим о тех ухищрениях и о той изворотливости, к каким прибегали во время совещаний на соборе сторонники Ария. «Когда православные епископы, пишет св. Афанасий, желали истребить выдуманные арианами нечестиные изречения, т. е. что Сын из несущего, и другие, и написать то, что говорится в писаниях, именно, что Сын есть Единородный из Бога по естеству, что Он есть Слово, Сила, истинная Премудрость Отца, Бог истинный, как сказал Иоанн, или сияние славы и образ Ипостаси Отчей, как написал Павел: тогда Евсевиане (от Евсевия Никомид.), увлекаясь собственным злым учением, сказали друг другу: согласимся; ибо и мы также из Бога: един Бог, из Негоже вся ( 1Кор. 8, 6 ). Они ссылались и на то, что написано в книге Пастырь: «прежде всего веруй, что Бог один, что Он все сотворил, все устроил и привел из небытия в бытие». Епископы, видя хитрость их нечестия, ясние высказали, что значит из Бога, и написали, что Сын из сущности Божией, а твари, хотя происходят из Бога же, но в том смысле, что они существуют не из себя самих или не без причины, но имеют начало своего происхождения, между тем как Сын един собственно из существа Отчего; ибо в этом состоит особенность Единородного и истинного Слова Отчего. Потом епископы опять спросили малочисленных, по-видимому, ариан: называют ли они Сына не творением, а Силою, единою мудростию и образом Отца, вечным, ни в чем совершенно не различающимся от Него и Богом истинным? Евсевиане дали понять друг другу мановением, что и это де согласно с нашим учением, ибо и мы называемся образом и славою Божиею ( 1Кор. 11:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Другие труды: Проф. А.И. Александрова (еп. Анастасия) " Политическая и церковная жизнь славянства в XIX в " (Казань 1911); Архиеп. Филарета (Гумилевского) о " святых южных славян " ; Проф. о. Т.И. Буткевича " Высшее управление в православных автокефальных Церквах " . Отдельные работы: о Болгарии — проф. академика И.С. Пальмова, проф. Н.Л. Туницкого и др., о Сербии — прот. М.П. Чельцова и проф. И.О. Пальмова (его же о Черногории), о православных в Австро-Венгрии — В.П. Мордвинова, проф. Г.А. Воскресенского, о. Д.Н. Якшича, о Чехии — обширные сочинения проф. Пальмова, о Румынии — митр. новгородского Арсения (Стадницкого), проф. О.А. Курганова, В.В. Колокольцева, Н.В. Лашкова, о Молдавии — митр. Арсения. По всеобщей церковной истории в нач. XIX века известны труды архимандрита Мефодия (Смирнова), возглавлявшего потом ряд кафедр (ум. 1815). Им написана была " История первых веков христианства " и " О Флорентийском соборе " . Ректором петербургской семинарии, архимандритом Иннокентием (Смирновым), скончавшимся в 1819 г. еп. пензенским, выпущено было в 1817 г. двухтомное " Начертание церковной истории с библейских времен до XVIII столетия " , сделавшееся на долгое время классической книгой для духовных школ. Прот. Иоанн Григорович (ум. 1853), воспитывавшийся на счет гр. Румянцева в петербургской академии, автор трудов по русской истории, издал переписку пап с российскими государями и др. Церковную историю выдвинул на самостоятельный высокий ученый пьедестал проф. и ректор московской Академии, прот. А.В. Горский. Он не любил, по скромности, сам печататься, но воспитал целую историческую школу, " распространившуюся " по словам проф. Глубоковского " по всему простору русского богословского поля " . Сменивший прот. Горского на академической кафедре, архим. Иоанн (Митропольский) обработал историю Вселенских соборов. Другой близкий к прот. Горскому, проф. А.П. Лебедев, скончавшийся в 1908 г., прямой наследник его традиций, отличавшийся, редкой трудоспособностью к концу жизни объединил важнейшую часть своих трудов в " Собрании церковно-исторических сочинений " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010