Основной пункт православного учения о Сыне Божием – вечное Его бытие и божественное достоинство, против которого так упорно восставал Арий – Оригеном исповедуема была с ясностью и решительностью, исключающими всякое сомнение. В подтверждение этого нашего мнения об Оригене мы прежде всего могли бы указать на прения Оригена с Бериллом. Ориген тем самым, что привел к раскаянию Берилла, отрицавшего личное бытие и божественное достоинство второго Лица Пр. Троицы, дает видеть, что сам он исповедывал личное бытие и божественное достоинство Сына Божия. Впрочем поскольку это свидетельство о прениях Оригена с Бериллом, по причине неясности изложения его у Евсевия, подвергается различным перетолкованиям, то мы, не придавая ему особенной силы, можем для подтверждения своего мнения об Оригене обратиться к обозрению других мест из его многотомных сочинении 1 . Между несомненными, всеобще обязательными истинами, кои заповеданы всем людям от Апостолов, Ориген между прочим поставляет: «Веровать, что Бог есть Един, потом, чт ο Иисус Христос – прежде всех тварей рожден от Отца; Сей Иисус Христос , после того как послужил Богу Отцу в создании всего (поскольку чрез Него все сотворено), в последние времена истощил Себя, будучи Богом стал человеком, и сделавшись человеком пребыл – чем прежде был – Богом. Сей Сын Божий в чести и славе равен с Богом Отцом. – Свет не может быть без сияния: как же мог бы кто-либо сказать, что Отец мог быть когда-либо без Сына? (De prine. 1, § 7. 10; 4, 2: 8. In Ioh 13, 25). Бог Отец пребывает от вечности, а по этому вечно должно быть и сияние Отчее – Сын. Не было времени, когда бы не было Сына» (De princ. 1, 2; 2, 4; 4, 28; Conlra Cels. 8, 12; in Ioh T. I 32. Нот. in Ierem 4, 9.). К «Сыну – по рассуждению Оригена в другом месте – может быть приложено сравнение с потоком; источник этому потоку – может служить подобием Отца (in Ioh T. VI, 29). Этим сравнением Ориген хочет выразить неразделимость по существу между Богом Отцом и Богом Сыном, как он и выражается в одном месте: ακωριστς στ του υιο ο Πατηρ (in Math.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Для основательности своего суждения о недействительности Англик. рукоположения, я ссылаюсь на то, что Англик. епископы нарушили и догматы Правосл. Церкви и церковные каноны . – Они нарушили догматы, когда отвергли четыре из семи Всел. соборов. – Отвергая четыре всел. собора, они с тем вместе отвергли и те догматы веры, кои так или иначе входили в сферу рассуждений соборных и кои (догматы) на тех соборах обоснованы. – Далее: Англик. епископы нарушили канонич. правила церкви, так что – ежели перебирать все эти нарушения, то можно потерять и самый счет тем нарушениям. Вот что я разумею под нарушением догматической и канонической основы. – Св. Ап. Павел преемнику своему завещавал: яже вверена суть тебе сия предаждь верным человеком иже довольни будут и иных научити. Это завещание служит несомненным основанием утверждать, что святыми Апостолами многое было передаваемо их преемникам не в письмени, а или в устном предании или на практике. Англик. епископы вполне ли – с достодолжной покорностью приемлют Апостольские предания? 9 В то время как я пишу сии строки у меня в голове представляется фруктовое дерево; на дереве плоды – уже созревшие: вместе с сочными здоровыми плодами – оказываются такие, кои или видимо и глубоко подточены червем или заразились гнилью и плесенью. Когда Вы станете собирать те плоды с дерева, будете ли Вы складывать в одно место и здоровые и поврежденные? Думаю что одним дадите свое место за другим другое. Вот образ Англик. иерархии. – В строй их церк. устройства в моменты их отпадения от церкви вкралась гниль своеволия противного Православию, а потому не может быть признан действительным иерархом Церкви Божией тот, кто нарушает догматы веры и правила церкви. Во втором замечании на той же 544 стран. Вы выражаете недоумение, почему я занимаюсь обстоятельствами сопровождавшими посвящение Гардинера, Фокса, Волси, а не останавливаюсь на Паркере, как главе рукополагателей Англиканских? В вопросе о рукоположении надобно разбирать до подробностей обстоятельства не серединного, так сказать, положения сего вопроса, а изначального, следует рассмотреть – с чего и как дело началось, присмотреться к самому источнику, из коего пошли потоки. К этому-то изначальному времени и относятся обстоятельства Гардинера, Фокса, Волси и др., от них уже дошло рукоположение и до Крамера. – А ежели обстоятельства при Гардинере, Фоксе, и Волси были мутны, то не могло быть чистоты и при обстоятельствах рукоположения Крамера. – Как от зараженного источника течет и т.д. – Понятно, что я имею в виду 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Менекрат керасский, Коссиний иерокесарийский, и занимающий место Аргея 82 , епископа сардийского, Илия вландский, Поликарп гавалский, Патрикий акамасский 83 , Павел трипольский, в Лидии, Амахий септорийский, Левкий аполлонофанский, Гемел стратоникийский, Алкимид силандский, Дионисий атталийский, Николай акарасский, и занимающий место Стефана, епископа лимирского, Зинодот телмесский, Фронтон фасилидский, Филипп ливурнский 84 , Феодор антифеллский, Леонтий аракский, Антипатр кавнский, Андрей секторинский, Павел тлогский 85 , Роман вувонейский, Никий мегарский, Афанасий опунтский, Домнин платейский, Онисим аргосский, Марк еврийский, Перегрин финикский, Евтихий адрианопольский, Клавдий анхиакский, Сотерих корцирский, Дионисий антиохийский, Иоанн алиндский, Флакилл иасский, Папий ерисский, Дионисий ираклийский при Линке (в Македонии), Менандр ираклийский при Латме 86 , Евпифий стратоникийский, Иоанн амизонский, Тинханий аполлонийский, Феодорит алавандский, Иоанн гнидский, Юлиан пресвитер, занимающий место Каландиона, епископа галикарнасского, Даниил кладский, Модест севастский, Павел аристийский, Евлалий силвийский 87 , Харитон дионисиопольский, Иоанн трапезопольский, Геннадий акмонейский, Фома феодосиопольский, Геннадий моссинский, Евандр диоклийский, Геронтий василинопольский, Алфий миндский, Феоктист пресвитер, занимающий место Диогена, епископа орфосийского, Филофей пресвитер, занимающий место Зотика, епископа арпазского 88 , Мир евландрский, Лукиан ипсский, Филипп лисийский, Епифаний мидэйский, Аверкий иерапольский, Кириак евкарпийский, Евстохий докимийский, Акила аврокрский, Василий наколийский, Стратигий поливотский, Неоптолем корнский, Павел дервийский, Плутарх листрский, Евгений каннский, Руф идский 89 , Тиран омонадский, Ахолий ларандский, Евтропий ададский, Павел филомилийский, Павлин апамейский, Феотекн тиракийский 90 , Еортикий митропольский, Кир синиадский, Ливаний парийский 91 , в Ликаонии, Александр селевкийский, Олимпий созопольский, Фонтеиан сагаласский,

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Алкимид Силандский (в Лидии); Дионисий Атталийский (в Лидии); Николай Акарасейский, занимавший также место Стефана (епископа) Ливирского 363 (в Ликии); Зинодот Термисский 364 ; Фронтон Фасилитский; Филипп Валвурейский; Феодор Антифелльский; Леонтий Араксский (в Ликии); Антипатр Капийский 365 (в Ликии); Андрей Троглский 366 ; Роман Вудитский 367 ; Никий Мегарский; Афанасий Опунтский (в Ахаии); Домнин Платейский; Онисим Аргосский; Марк Еврийский 368 ; Перегрин Финикский (в Элладе); Евтихий Адрианопольский (в древнем Энире); Кладей Анхиасмский 369 (в древнем Эпире); Сотирих Керкирский (в древнем Энире); Дионисий Антиохийский (в Карии); Иоанн Алиндский; Флакилл Иасский 370 ; Папий Еризский; Дионисий Ираклийский, при горе Латме; Менандр Ираклийский, на Сардике 371 ; Евпифий Стратоникийский, (в Карии); Иоанн Амизонский (в Карии); Тинханий Аполлонийский (в Карии); Феодорит Алавандский; Иоанн Книдский (в Карии); Юлиан пресвитер, занимавший место Каландиона (епископа) Галикарнасского; Даниил Косский 372 ; Модест Севастский; Павел Аристийский; Евлалий Сивлийский; Харитон Дионисиопольский; Геннадий Акмонейский (в спокойной Фригии); Фома Феодосиопольский (в спокойной Фригии); Геннадий Моссинский; Евандр Диоклийский; Геронтий Василинопольский; Алфий Миндский (в Карии); Феоктист 373 пресвитер, занимавший место Зотика (епископа) Ариасского; Мирф 374 Евландрский; Лукиан Ипсский (в Фригии); Филипп Лисийский; Епифаний Мидэйский; Аверкий Иерапольский (в Фригии); Кириак Евкарпийский; Евстохий Докимийский (в Фригии); Акила Авлокрский; Василий Наколийский; Стратигий Поливотский; Неоптолем Корнский; Павел Дервийский (в Фригии); Плутарх Листрский; Евгений Каннский; Руф Сидский; Тиранн Омонадский; Ахолий Ларандский; Евтропий Ададский; Павел Филомилийский; Павлин Апамейский (в Писидии); Феотекн Тирайский 375 ; Еортикий Митропольский 376 (в Писидии); Флоренций Адрианопольский; Кир Синиадский; Ливаний Паралайский (в Ликаонии); Александр Селевкийский (в Писидии) Олимпий Созонольский (в Писидии); Фронтиан Сагаласский 377 ;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Ситка, бывший Новоархангельск. На переднем плане — Больница. На заднем — Дом Русского епископа В обязанности церковнослужителей входили начальное обучение детей, перевод на местные языки молитв и Священного Писания, ведение документации, отражавшей статистику туземного общества, катехизация (разъяснение новообращенным основ православной веры и нравственности), подготовка к таинству Крещения, а в особых случаях и крещение. Помимо этого после 1867 г. автохтоны, возглавлявшие православные общины, противостояли инославным миссионерам, которые различными способами переманивали в свои общины православных уроженцев Аляски Мощи святителя Иннокентия Аляскинского в Успенском соборе в Троице-Сергиевой Лавре Разработанные и примененные святителем Иннокентием принципы миссионерской деятельности актуальны в современной практике РПЦ. Среди них принцип «церковной рецепции всех созидательных компонентов национальных культур», а также «издание миссионерской литературы, предназначенной для просвещения, образования и формирования целостного представления о вере, православной духовности и Церкви» Эти принципы применяли сотрудники и последователи святителя Иннокентия – правящие и викарные архиереи, служившие на Аляске с 1859 до 1920 г.: в 1859–1866 епископ Новоархангельский Петр (Екатериновский), в 1866–1870 епископ Новоархангельский Павел (Попов), в 1870–1877 епископ Алеутский и Аляскинский Иоанн (Митропольский), в 1878–1882 епископ Алеутский и Аляскинский Нестор (Засс), в 1887–1891 епископ Алеутский и Аляскинский Владимир (Соколовский-Автономов). В 1891–1898 епископ Алеутский и Аляскинский Николай (Зиоров), в 1898–1907 епископ Алеутский и Аляскинский (с 1905 архиепископ Алеутский и Североамериканский) Тихон (Беллавин), в 1903–1909 епископ Аляскинский Иннокентий (Пустынский), в 1907–1914 архиепископ Алеутский и Североамериканский Платон (Рождественский), в 1909–1916 епископ Аляскинский Александр (Немоловский), в 1914–1918 архиепископ Алеутский и Североамериканский Евдоким (Мещерский), в 1916–1920 епископ Аляскинский Филипп (Ставицкий).

http://pravmir.ru/russkie-episkopyi-na-a...

Валериан Лаодикийский, в Финикии; Кирин Патарский; Феофил Окрисский 405 ; Еферих Смирнский; Трифон Хиосский; Мелетий Ларисский; Неон Силийский; Евдоксий Етенский; Маркиан Котейский; Феодот Лисанийский; Иоанн Флавийский, в Киликии; Павел Птолемаидский; Дионисий Ираклийский; Иоанн Алиндский; Евпифий Стратоникийский; Иоанн Амизонский; Папий Еризский; Дионисий Антиохийский; Тинханий Аполлонийский; Феодорит Алавандский; Менандр Ираклийский; Флаккилл Иасский; Иоанн Книдский; Каландион Галикарнасский; Каллиник Апамеи Гексапольской 406 . Кир Синиадский; Флоренций Тенедосский; Зинодот Термисский; Сава Палтский; Феоктист Веррийский; Фома Порфиреонский; Макарий Эгейский; Генефлий Кратийский; Филипп Феодосиопольский; Базилик Феодосиополитский 407 ; Павлин Апамейский, в Писидии; Василий Наколийский; Ираклий Команский; Руфин Самосатский; Менекрат Керасский; Коссиний Иерокесарийский; Патрикий Акмасский 408 ; Дионисий Атталийский, в Ликии; Павел Трипольский; Гемел Стратоникийский; Меоний Нисский; Исаия Елаитский; Ессерий Питанский; Квинт Фокийский; Евстохий Докимийский; Музоний Низский; Аристомах Колонийский; Рин Ифинопольский 409 ; Павел Мариамнский; Евстафий Сарацинский; Афанасий Пергский; Ураний Емесский; Дамиан Сидонский; Ной Кифы-крепости; Ураний Иворский 410 ; Полихроний Епифанийский; Феодор Антифеллский; Лукиан Нисский; Неоптолем Корнский; Ахолий Ларандский; Юлиан Ипэпский; Леонтий Магнезийский; Евдоксий Хоматский; Фронтон Фасилидский; Стефан Мирфиский 411 ; Леонтий Азарский 412 ; Антипатр Камский 413 ; Филипп Ливурийский; Грациан Панормский; Андрей Тонейский 414 ; Николай Акарасский; Роман Вувонейский; Павел Филомилийский; Флорентий Адрианопольский; Мессалий Лаодикийский, в Писидии; Елнндий обители Фермийской; Роман Евдоксиопольский; Лонгин Оркистский; Мистирий Амморийский; Петр Дарданшский; Иовиан Деовелтский; Фронтиниан Сагаласский; Индим Иринопольский; Акила Евдоксиадский; Евтропий Адорадский 415 ; Марк Арефузский; Протерий Мирринский; Маркеллин Митропольский; Евсевий Клазоменский;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999. Барсов Н.И., Андреев И.Д., Писарев Л.И. Кирилл Александрийский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. I.  Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.112–113. Сергий Булгаков, протоирей. Агнец Божий. – М.: Общедоступный православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2000. С.43–59. Бибиков М.В. Кирилл Александрийский//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2005 – Т. 2.  Бриллиантов А.И. К вопросу о философии Эригены. К истории арианского спора. Происхождение монофизитства. Труды по истории древней Церкви. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.70.–73. Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви/А.И.Бриллиантов; вступ. статья и науч. ред. А.Ю.Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 317 – 329. Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.   Вишняков А. Имп. Юлиан Отступник и литературная полемика с ним св. Кирилла Александрийского. – Симбирск, 1908. Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. – М.: Свято–Филаретовская Московская высшая православно–христианская школа, 2001.   Гарнак А. История догматов//Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.  Т. 2. С.303–308. Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов: Из истории развития церковно–правительственной власти: Историко–юридическое исследование. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1908. – С. 619–623. Иоанн (Митропольский), еп. Аксайский. История вселенских соборов. – М.: Изд. Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С.71–108, 124–130. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.256–262. Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.201–227.

http://bogoslov.ru/person/2930781

Гарнак А. История догматов//Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.  Т. 2. С.303–308. Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов: Из истории развития церковно–правительственной власти: Историко–юридическое исследование. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1908. – С. 623–658 Говорун С.Н. Леонтий Византийский и его трактат против Нестория и Евтихия//  Церковь и время. – М., 2001. – 2. 851. Иоанн (Митропольский), еп. Аксайский. История вселенских соборов. – М.: Изд. Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С.68–142. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.253–256. Каждан А.П. Несторианство//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.  – Т. 3 Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.195–200, 257–261. Кирилл Александрийский и Несторий, ересиарх V века/Пер. с фран. – М.: Путем зерна, 1997. Лебедев А.П. Вселенские соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи направлениями школ Александрийской и Антиохийской.– СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. (Библиотека христианской мысли. Исследования). (Гл. V). Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.   Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века.  –М.: Наука, 1979.   Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.  Православие и христианские разделения/Под общей редакцией Иоанна Свиридова. – М.: Б.и., 1996. С.33–37. Селезнев Н. Христология Ассирийской Церкви Востока. Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения.– М.: Euroasitica, 2002. Сергий Булгаков, протоирей. Агнец Божий. – М.: Общедоступный православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2000. С.68–74. Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.243–253. Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.

http://bogoslov.ru/person/2993470

Епископ Иоанн Первый вселенский собор Никейский Ересь Ария, как повод к созванию собора – Мнения о связи арианства с воззрениями александрийской школы, Оригена , Павла Самосатского и св. Лукиана. – Оригинальность Ариева лжеучения. – Первое обнаружение его – Александр, епископ александрийский отлучает Ария. – Сторонники Ария и главный между ними Евсевий никомидийский. – Послания александрийского епископа в обличение Ария. – Собор в Вифинии в пользу Ария. – Два сочинения Ария. – Безуспешные усилия императора Константина к превращению церконных смут и нужда собора. – Недостаток сведений о нем. – Лица, прибывшие на первый вселенский собор. – Предварительный совещания. – Торжественное открытие собора, – Речь на соборе императора Константина. – Рассуждения на соборе. – Никейское исповедание веры. – Св. Афанасий – обличитель первых виновников арианства. – Соборный приговор против Ария и его лжеучения. – Определение собора о времени празднования Пасхи – Дело о расколе Мелетия. – 20 правил соборных. Главным поводом к созванию первого вселенского собора было появление и усиление лжеучения Ариева. Кроме этого, обсуждения и решения соборного требовали вопрос о праздновании Пасхи, дело Мелетия епископа фиваидского, дело о новатианах, о последователях Павла Самосатского и других, как это видно из правил соборных. – Но эти последние обстоятельства были как бы второстепенными, такими, обсудить которые положено было уже по окончании соборных совещаний о деле первом, главном, – лжеучении Ариевом. – Как возникло, откуда родилось это лжеучение? Писатели историй, притязательные на строго научное исследование исторических явлений, желая показать внутреннюю, органическую связь между появлением арианства и состоянием церковного учения во время предшествовавшее его появлению, ищут корня арианских суждений в тогдашней александрийской философии, почитая одним из наиболее полных между христианами выразителей тогдашнего направления александрийской философии – Оригена , с усилием напрягаются выставить сходство между пунктами системы арианской и богословскими воззрениями Оригена , в намерении таким образом поставить и Оригена в ряд проводников арианских мыслей еще до появления Ария (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Воскресенская церковь славилась своим колокольным звоном. Пожилые люди вспоминают, что звон шипулинских колоколов был слышен даже в Клину. В 1933 году поступило распоряжение властей, в котором говорилось: «Церковный звон напоминает жителям Высоковска о Боге, колокола уничтожить!» Последний раз звонили по смерти настоятеля храма о. Николая Митропольского. Колокола разбивали прямо на колокольне и сбрасывали вниз, разрушая кровлю. До наших дней сохранился лишь «язык» самого большого колокола. До сих пор он поражает своими размерами. Богослужение в храме не прерывалось и в годы Великой Отечественной войны. На колокольне церкви фашисты хотели разместить орудие. О. Иоанн, рискуя жизнью, не побоялся пойти в немецкий штаб и убедил офицеров отказаться от их решения. В 1956 году в сторожке храма был злодейски убит священник Владимир Королёв, в прошлом офицер Советской армии и участник Великой Отечественной войны. За три года своего служения в Шипулино он много успел сделать для благоустройства храма и его территории. О. Владимир устроил в храме водяное отопление, так как после революции калориферное отопление пришло в негодность, и храм отапливался двумя шведскими печками. В 1958 году настоятелем храма был назначен о. Василий Бармушкин. Прошедший сталинские лагеря и служивший во время хрущевских гонений на Церковь, о. Василий остался в памяти прихожан как жизнерадостный и старательный пастырь. Всего он прослужил на приходе 17 лет до самой своей кончины. 25 лет, с 1975 по 2000 год, настоятелем храма был протоиерей Павел Покладов. О. Павел много сил положил на реставрацию храма. При нем были отреставрированы росписи в летней части храма и поновлён главный пятиярусный иконостас. Сейчас трудно поверить, что еще 25 лет назад главный иконостас был темным из-за копоти, а великолепные фрески в некоторых местах утрачены. С 2000 года по настоящее время настоятелем храма является священник Димитрий Костин. Он начал свое служение в Шипулино в 1998 году в качестве второго священника. Его стараниями в Высоковске создан духовно-просветительский центр «Воскресение». В ноябре 2000 года в открытой при центре домовой церкви в честь святого страстотерпца царевича Алексия совершаются богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=08568

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010