Ведь говоря в настоящее время об Англик. рукоположениях мы, конечно, не можем же не иметь на счету настоящих, современных нам епископов Англиканских; а приговор Папы, конечно, относится как к прежним епископам Англиканским, так и к настоящим. На стран. 546 по поводу моего недоумения: правда ли, что древняя Церковь , как писали Вы, не все догматы признавала необходимыми для действительности рукоположения и у каких многих еретиков рукоположение признавалось действительным, Вы не приводите фактов из истории первых христ. веков, предполагая, что те факты мне известны. – Откровенно признаюсь, что таких фактов не знаю. Что касается указуемых Вами цитат, 1 Всел. соб. пр. 8, Карф. соб. пр. 79; Св. Вас. Вел. 1 пр. – то все те правила к нашему предмету относятся не прямо и для Вашего положения основанием служить не могут. Первые два из приведенных правил говорят о Донатистах и Новацианах. Но Донатисты и Новациане догматических основ в церк. учреждении не колебали; они были не еретиками, а раскольниками. Однако же и у этих раскольников значение рукоположения вовсе не почиталось равносильным с рукоположением Церкви Православной. Епископы Донатистские и Новацианские при обращении к Православию сохраняли только имя епископов; по служению же им или предоставлялось место пресвитеров, или, если и епископское, то в исключительной зависимости от православного епископа епархии: как изволят распорядиться правосл. епископ, управляющий епархиею, так и должно быть. – Что касается прав. Св. Вас. Великого, то оно проникнуто оч. чувствительною строгостью суждения о раскольниках и еретиках. Св. Василий Великий недоумевает, как могло случиться что Св. Дионисий Александрийский снисходительно относился к Монтанистам. Хотя великий Дионисий и не приметил того, что крещение Монтанистов неправильно: но нам не должно соблюдать подражания неправильному; ибо нелепость сама собою явна и ясна для всех имеющих хотя несколько разумения. – Правда в конце своего правила Св. Василий признает факт, что некие Зоин и Саторнин из сообщества не православных были приняты на кафедру епископскую: но это обстоятельство составляет собою случай исключительный, а исключительные случаи не могут служить основанием к составлению правил всеобщих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Владимирский собор входит в число самых посещаемых храмов Санкт-Петербурга. Колокольня возвышается на 57 метров. Парящее на 30-метровой высоте мощное пятиглавие хорошо видно со стороны Зимнего дворца. Два придела собора, Успенский и Никольский, - это своего рода напоминание о двух предшествовавших нынешнему храму церквях. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2015 г. В 1712 г. была построена деревянная церковь вице-губернатором Яковом Никитичем Корсаковым, освященная в 1719 г. во имя Успения Пресвятой Богородицы; по указу императора Петра I она названа собором. Собор св. Равноапостольного князя Владимира, ныне существующий, начат постройкою в 1740 г.; в 1772 г. деревянный собор Успения Пресвятой Богородицы сгорел, а вновь построенный каменный повредился, по сей причине в сем последнем в 1772 г. был освящен временно устроенный при входе в собор один придел во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1789 г. был освящен и главный престол в честь св. Равноапостольного великого князя Владимира. При входе в собор придел в честь св. Николая Мирликийского Чудотворца освящен в 1821 г. В 1866 г. оба эти придела перенесены и поставлены в ряд с главным престолом в честь Равноапостольного великого князя Владимира, по правую сторону его – Успенский, а по левую – Никольский. Священно-церковно-служители жалования ниоткуда не получают, а довольствуются доходами от исправления церковных треб и процентами с капитала в 2 885 руб., пожертвованных разными лицами в разное время в пользу причта за поминовение родственников. Помещается причт в церковных домах. С 15 июля 1875 г. при соборе существует Приходское Благотворительное Общество с постоянным приютом для мальчиков на 30 человек в собственном доме. С 29 августа 1893 г. в доме Благотворительного Общества на средства города открыто начальное городское училище, в котором обучаются и призреваемые в приюте дети. Настоятель, протоиерей Василий Иоаннович Полетаев... в 1885 г. возведен в сан протоиерея, в 1887 г. перемещен из приходской Алексиевской церкви настоятелем к сему собору… Священник Петр Иоаннович Митропольский в 1876 г. рукоположен во священника к церкви С.-Петербургского духовного училища, в 1883 г. перемещен к сему собору… Церковный староста техник-архитектор коллежский советник Иоанн Николаевич Иорс утвержден на первое трехлетие в 1891 г. Сиротствующих 19.

http://sobory.ru/article/?object=01401

На стран. 545 по поводу моих слов о том, что Крамер, один из передовых составителей новых порядков в Англик. церковном устройстве, был два раза женат, Вы выражаете недоумение, – какое отношение к вопросу о действительности Англик. иерархии имеет то обстоятельство, что Крамер был два раз женат, особенно ежели припомнить, что он возведен был в сан Архиепископа уже после своей вторичной женитьбы с согласия и утверждения папы, которое было выражено в нескольких буллах, и что сама Римская церковь никогда не выражала сомнения в действительности рукоположений как самого Крамера, так и тех, кто от него получил поставление. Двоеженством Крамера было нарушено требование Св. Апостола: подобает Епископу быти единыя жены мужу и 12 пр. Шестого Всел. собора, коим от Епископа требуется безбрачие. – Что Папа дал Крамеру разрешение, это не может служить к оправданию Крамера. Папа в данном случае сам злоупотреблял своею властно: он не имел права давать от себя полномочие к нарушению требований – Апостольского и соборного 11 . Что касается последнего пункта в этом Вашем замечании, – что сама Римская церковь никогда не выражала сомнения в действительности рукоположений как самого Крамера, так и тех, кто от него получил поставление, то в этом пункте допущена неправда. Не вдаваясь в изыскания древнейшие можно достаточным почесть – присмотреться к булле папы Льва XIII, недавно изданной и занимавшейся нарочито рассуждением об Англикан. рукоположениях. В этой булле прямо и решительно выражается мысль, что Римская церковь Англиканских рукоположений и не признавала и не согласна признавать. «Согласуясь со всеми декретами, относящимися к этому делу, пишет между прочим Папа Лeb XIII , вполне их подтверждая и возобновляя, нашею властью решаем и объявляем, что рукоположения, преподанные по Англик. чину, были и суть совершенно не действительны и вполне ничтожны». – Как же после этого можно утверждать, что Рим. церковь никогда не выражала сомнения в действительности рукоположения как самого Крамера, так и тех кто от него получили поставление 12 !

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Проф. И. Чистович написал ряд трудов, из которых особенно ценны “Очерки истории западнорусской церкви”. В 1871 году вышло хорошее “Руководство к русской церковной истории” проф. П. Знаменского . В последующих изданиях оно именуется “учебным”. Самостоятельную отрасль истории русской Церкви составляет история раскола. На научную основу этот вопрос был поставлен в начале 50-х годов XIX века после открытия при Духовных Академиях соответствующей кафедры: история и обличение русского раскола. На тему раскола вышли многочисленные труды авторитетных церковных деятелей. Наиболее авторитетный – труд митроп. Макария (Булгакова) , о котором упоминалось выше. Много работ вышло в этот период о православном Востоке, о Болгарской, Сербской и Румынской Церквах, о положении православных в Австро-Венгрии, Чехии, Молдавии. По всеобщей церковной истории в 1817 архим. Мефодием (Смирновым) была написана “История первых веков христианства”. Иннокентий (Смирнов) , написал “Начертание церковной истории с библейских времен до XVIII столетия”, сделавшееся на долгое время классической книгой для духовных школ. Далеко вперед продвинул церковную историю профессор и ректор Московской Академии прот. А. Горский. Он воспитал целую школу глубоких специалистов в этой отрасли: 1. архим. Иоанн (Митропольский) обработал историю Вселенских соборов. 2. проф. А. Лебедев свои исторические труды объединил в работе “Собрание церковно-исторических сочинений”. 3. проф. А. Спасский. 4. проф. Ф. Терновский ... Особо в ряду церковных историков стоит профессор Петроградской Духовной Академии В. Болотов , скончавшийся в 46 лет. Он, по словам Глубоковского, “поднял церковно-исторический идеал до чрезвычайности, непосильной для большинства”. Его “Лекции по истории древней Церкви” были изданы посмертно. Из византологов наиболее известен ученый исследователь Востока (и археолог) еп. Чигиринский Порфирий (Успенский) . В “Византийском временнике”, издававшемся Академией Наук, принимали участие многие профессора Духовных Академий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За этой службой присутствовали не только православные, но и американцы (протестанты и католики), и в обращенной к ним проповеди был сделан акцент на близкие и дружеские отношения русского и американского народов, а в завершение праздничного богослужения провозглашено многолетие президенту Соединенных Штатов и всему американскому народу. Иерархи РПЦ организовали празднование юбилеев, связанных с историей православия на Аляске: епископ Николай (Зиоров) в 1894 г. – 100-летия Первой духовной миссии святитель Тихон (Беллавин) в 1901 г. – 60-летия прибытия первого русского епископа Патриарх Тихон Эти празднования повышали престиж русского православия в Америке, привлекали внимание властей и общественности России и США к проблемам православных жителей Аляски. Связь аляскинских автохтонов с Россией и с русским народом укреплялась в ходе посещения православными архиереями приходов Аляски. Архипастырские визиты в ее отдаленные и труднодоступные селения были сопряжены с опасностью для жизни. В водах Баренцева моря во время посещения самых северных приходов (на островах Прибылова и в Сент-Майкл) трагически погиб епископ Нестор (Засс). Он планировал организовать в США издание церковной литературы на алеутском языке и вел переписку со Смитсоновским институтом об изучении языка тлинкитов. Служившие после него епископ Николай (Зиоров) и святитель Тихон (Беллавин) осуществили издание церковных текстов для всех основных языковых групп Аляски: алеутов, индейцев, эскимосов После продажи Аляски заботами русских архипастырей не прекращалось развитие школьного образования. При епископе Николае был разработан единый устав аляскинских церковных школ. Кроме русского в них изучался английский язык, а также местные языки до тех пор, пока в начале XX в. они не были закрыты американскими властями. Последняя русская церковная школа, где изучался местный язык, была закрыта на острове Уналашка в 1912 г. Открывая новые приходы и миссии русские епископы заботились не только о строительстве храмов и часовен, но и о подготовке местных кадров священно- и церковнослужителей, которые были способны проводить в них богослужения, объединять православных прихожан в работе приходских братств и обществ трезвости. Епископ Иоанн (Митропольский) открыл в 1872 г. пастырскую школу в Сан-Франциско.

http://pravmir.ru/russkie-episkopyi-na-a...

Мисаил , 1757–65, 21 мар. перев. в Устюжский Архангельский. Асигкрит перев. из Устюжского Введенского, 1765–66. Игумены Авраамий , 1766–74. Геннадий , 1774–88. Герман Троицкий 1809 перев. в Корнелиев Комельский. Варлаам в 1809 перев. из Корнилиева Комельского, а 1826 – в Павлов Обнорский. Пахомий , 1838–40. Вениамин , с 1840, а 1 нояб. 1841 перев. в Семигородную пустынь и мнтрь упразднён. 6 Павлов Обнорский, от города Грязовца в 15 верстах, основан св. Павлом в начале XV века. Ныне третьеклассный. [V, 428.] Игумены Св. Павел Обнорский † 10 янв. 1429; в лике святых с 1547. Алексий , ученик его, с 1414 (при жизни святого и по кончине его); когда †, неизвестно. Никон упом. 1489, а 1 мая 1502 хирот. в епископа Коломенского. Иларион ... Протасий , 1538–46. Антоний , 1568 и 69. Иоанн , 1579–81. Мисаил , 1582–87. Исидор , 1589 и 90. Иоиль , 1597–1603. Феодор , 1604 и 5. Филарет , 1607–12. Памво , в февр. (sic) 1614. Алимпий , 1616–32. Памво , 1633–49. Варлаам , в янв. 1652. Афанасий , в сент. 1652 и 53. Иосиф Андреяновский , с 1654, а 5 окт. 1679 перев. в Спасо-Прилуцкий. Ефрем , 1679–83. Пахомий , 1684–86. Авраамий , 1688–90. Герасим , 1693 и 94. Архимандриты Сергий 8 июля 1694 произведён из игуменов Сямских; уволен в мар. 1705. Филарет , в 1705–10. Димитрий , в 1710–18. Феофилакт , 1718–27. Гавриил , 1727–33. Феофан в 1733 перев. из Глушицкого; до 1736. Иларион , 1736–46. Феофилакт , 1746–57. Павел , 1757–71. Игумены Пахомий , 1771–74. Вениамин Кулешавский перев. из Арсениева Комельского в янв. 1775–1799; †… Август Албенский , архим., 16 дек. 1799 перев. из Спасо-Каменного Духова; † 26 мая 1812. Гавриил Болховитинов 8 сент. 1812 перев. из Воронежского Толшевского, а 17 авг. 1814 – в Лихвинский Добрый мнтрь. Ириней Митропольский , архим., 17 авг. 1814 перев. из Доброго; до 1816. Дионисий 23 июля 1816 перев. из Пошехонского Адрианова; до 1818. Варфоломей в 1818 перев. из Спасо-Суморина; до 1823. Пахомий 15 июня 1823 перев. из Глушицкого; до 1826. Варлаам в 1826 перев. из Троицкого Гледенского, а 1841 уволен, за старостью, на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алла встала, махнула рукой: - Да что и говорить-то с вами! Вы не знаете ничего, не понимаете! Христос придет, и мы будем править с Ним! Тысячу лет. А вы… пропадайте как хотите! И она вышла, резко и крепко закрыв за собою дверь. Глухая, ошеломленная тишина осталась после нее. “Что же это? — в беспомощном отчаянии думала Соня. — Что же это?.. Что же это?!” Тихо сидела Оксана, глядя в пространство страдающими глазами. Потрясение, пережитое ею, казалось, не вмещалось в ее уме, в ее душе. А перед ними на маленьком столике лежала раскрытая Книга, и с белоснежной страницы ее смотрели на них слова: “…По плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: “Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?” И тогда объявлю им: “Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие”” . В передней громко хлопнула дверь. Алла ушла. Опубликовано в журнале “Москва”. М.,1997, 3, с.190–208, а также в книге: В. Ульянова. Дарованный путь. М., 2005. См.: Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Месяц октябрь. Кн.2. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993, с.83–85. См. тж. Житие св. апостола Карпа. Там же, месяц май, кн.9, с.720–722. Мф. 16, 18. 1 Тим. 3, 15. 1 Тим. 3, 15. 2 Пет. 1, 20–21. Требник. Последование исповеди. Ин. 20, 22–23. Мф. 18, 18. Мф. 28, 19–20. Ин. 6; 48, 51, 53, 59. Ин 20, 28. Ин. 10, 30. Ин. 1, 1. Ин. 1, 14. Ин. 1, 3. Преосв. Иоанн (Митропольский). История Вселенских Соборов. М., 1995, с.37. Быт. 1; 26, 27. Преосв. Иоанн (Митропольский). Указ. соч., с.35. Ин. 11, 41–42. Св. Иоанна Златоустого избранные творения. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. М., 1993. Т.1, с.321, 423, 432. Мф. 26, 38. См.: Соборное послание св. Льва, архиепископа г. Рима (против ереси Евтихия); Воспоминание 4го Вселенского Собора. — В кн.: Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Месяц август. Кн.12, 1992, с.639–676.

http://azbyka.ru/fiction/darovannyj-put/...

Филипп неаслилитский. Руфин вриолонский. Олимпий евазский. Исаия елейский. Еспер епитанский. Петроний миринэйский. Неоний миссенский. Павлин перперский. Маркеллин митропольский. Авиан иперотский 332 . Области Лидии 13 епископов: Флоренций сардийский. Менекрат корасский. Патрикий ерасский. Поликарп гавалский. Павел трипольский. Елий вендутский. Консиний иерокесарийский 333 . Амантий селгонский. Андрей сатальский. Дионисий аттанский. Гемелл стратоникский. Алкимед Евландский 334 . Левкл аполлосиерский. Области Памфилии 8 епископов: Епифаний пергский. Феофил адриасский. Феодор лавсанийский. Маркеллин исиндонский. Македон магиднийский. Неон имисский 335 . Павел поглотский. Мара кодроилский. Области другой Памфилии 22 епископа: Амфилохий сидский. Евдоксий еллетонский. Евсевий коттинский. Аристодит олимпийский. Палладий капидальский. Стефан лиммитский. Кронтон пасендонский. Феодор антифолльский. Антипатр кавменский. Андрей фтолеотский. Соман вовонский. Гаий сведронский. Маркиан коральский. Роман миррский. Евдоксий хоматский. Кирин патальский. Зенодот телимисский. Филипп барбарский. Леонтий араксский. Крапит панормский. Никулл акрассутский. Обрем коракесийский. Области Ликаонии 8 епископов: Онисифор иконийский. Неоптолем кронский. Павел дербский. Плутарх листрский. Евгений кэнский. Руф сидский. Тиранн имаданский. Осхолий лаландский. Области Писидии 16 епископов: Пергамий антиохийский. Павел филомедский. Феоктист пиатскии. Кир силандский. Александр селевкийский. Фотиан санагесский. Вассон неапольский. Мусоний лименский. Евтропий ададский. Лонгин апамейский. Фортикий митропольский. Ливаний паллатский. Олимпий созопольский. Мессалин лавдокский. Флорентин адрианопольский. Максимин зозулонский. Области Карии 13 епископов: Кретониан афродизийский. Иоанн алисдонский. Паниас енидонский. Менандр ираклейский. Иоанн онаизонский. Феодорит алавандский. Каландион ахарнасский 336 , чрез пресвитера Пулиана. Дионисий антиохийский. Плакал иасский. Дионисий латомский. Евпифий стротоникский. Тутеланий апилонский 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

В последние годы своего настоятельства схиархимандрит Иоанникий служил редко, но служение его имело особую благодатную силу. Нельзя было без глубокого умиления присутствовать при совершаемой им литургии. Дух молитвы, почивающий на нем, казалось, переливался в сердца предстоящих и все получали великую духовную пользу и особоеутешение, когда молились вместе с ним. Имея дар плача, старец всегда служил со слезами. Видя, сколь великую пользу получает обитель от богомудрого старца, враг усилил борьбу против него. О внутренней брани схиархимандрита Иоанникия можно только догадываться, по своему смирению он никому этого не открывал, но враг, потерпев в ней поражение, воздвиг на него гонение внешнее. По внушению вражескому на старца восстал отставной генерал П. Митропольский, который арендовал у Глинской пустыни дом. Генерал настроил против схиархимандрита Иоанникия небольшую кучку братий 716 и 1909–1910 гг. написал в Святейший Синод 6 обвинительных заявлений, порочащих настоятеля 717 . Основные обвинения состояли в том, что схиархимандрит Иоанникий слишком строго относится к братии, трапеза в обители весьма постническая, послушания трудные. На эти обвинения можно было бы ответить, что поступающие в обитель сами должны были видеть, на какую строго-подвижническую жизнь они идут и быть готовыми к лишениям телесным ради духовного совершенства. Но враг внушил ропотникам еще и оклеветать настоятеля в якобы разорительном для монастыря ведении хозяйства 718 . И хотя быстрое умножение числа братии, рост доходов, земель и капиталов обители, ее щедрая благотворительность, возведение новых храмов, учреждение скита и «Дома трудолюбия», иными словами явное процветание обители убеждало в обратном 719 , генерал П. Митропольский добился, чтобы в течение 1909 г. в обители было проведено две ревизии административно-хозяйственной части пустыни, а в 1910 году еще одно дополнительное следствие, по результатам которого Курская духовная консистория не только не подтвердила виновность настоятеля, но признала его образ жизни безупречным 720 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

В видах благоустроения общих совещаний Иоанн находит нужным просить императоров о таком распоряжении, чтобы на предстоящее время по возможности сокращено было число членов собора. Без этого постановления, пишет далее Иоанн, неизбежно опять произойдет возмущение; ибо (говорит Иоанн о соборе, бывшем под председательством св. Кирилла) пришло 50 из Египта, сорок под предводительством Мемнона, тирана из Азии, двенадцать еретиков из Памфилии, называемых Мессалианами, кроме других, приставших к тому же митрополиту и отлученных в разных местах или епископами, или собором; все они составляют толпу, не знающую Божественных догматов и способную только производить шум и возмущение». Все эти места из донесения Иоаннова важны для нас потому особенно, что показывают, до какой степени возросло на этой стороне раздражение против св. Кирилла и его собора; все эти укоризны на сотрудников св. Кирилла суть не более как только брань, ничем неоправдываемая. В конце донесения представляются особенные жалобы на Мемнона, митрополита Ефесского, подобные тем, какие еще прежде взводимы были на него касательно отношений его к сторонникам Иоанновым; так, Иоанн жалуется, будто сторонники Мемнона, т. е. сочлены собора Кириллова, преследуют Иоанна и сторонников его палками и камнями, так что им, несчастным, приходится бегать от сторонников Мемнона, словно от врагов. Вследствие всех таких плачевных обстоятельств Иоанн просит императора изгнать из города преимущественно тирана Мемнона, который старается привести все в смятение. «Если он не будет изгнан, заключает Иоанн свое донесение, то невозможно будет ни нам достигнуть мира, ни вам привести в исполнение намерение вашего благочестия»... Но этого мало, что озлобленные противники православия и защитников его сами от себя нанесли такую клевету на св. мужей прямо пред лицом императора; как будто не надеясь на прочность коварства своего, они в то же время отправляют послания к префекту и магистру, надзирателю и адвокату константинопольским, где в таких же сильных выражениях жалуются на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010