10 января 2003 г. Иконография чутко реагирует на состояние церковного сознания С пришествием Христа возникло разделение на тех, кто сердцем точно узнает «Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки» (Ин. 1,45), и тех, кто смотрит со стороны, ища своего и для своего племени. Это разделение существует на протяжении всей истории христианства. Если религия используется человеком для себя, как средство своего собственного, или своей семьи, или своего народа земного устроения, если религия перестает быть самопожертвованием и становится полезным орудием для достижения неких жизненных целей, то человек сразу переходит с уровня божественного на уровень магический и прагматический. Он присваивает святыню и тем профанирует ее, реальные ценности заменяются подделкой. Эта закономерность хорошо просматривается в истории Православной Церкви и с наглядной полнотой проявляет себя в истории иконописи. В Церкви икона является символом Царства Божия, свидетельством Боговоплощения и «эпифанией» преображенной и прославленной твари. Но как только церковное сознание ослабевает, сразу начинает искажаться почитание иконы и ее облик. Вспомним крайности народного отношения к иконе в предиконоборческий период, когда иконы брали в восприемники при крещении ребенка, скоблили или подмешивали краску в Св. Дары. Все это знаменовало духовный кризис, приведший в конце концов к иконоборческой ереси. Особенно уязвимым в этом отношении оказалось почитание Божией Матери, в которой горнее соединяется с дольним. На Руси со времени принятия ею крещения и до XI века главные храмы Киева, Новгорода и Полоцка посвящались Христу «Божьей силе и Божьей премудрости» (1 Кор. 1, 24). «Премудрость есть Божество, — писал киевский митрополит Климент Смолятич, — а храм — человечество, ибо Христос истинный Бог наш, как во храм вселился во плоть, принявши ее от пречистой владычицы нашей Богородицы». Храм Софии Премудрости Божией являл образ Церкви как тела Христова. Таким же олицетворением Церкви являлась и Богородица. В мозаичном изображении Богоматери Оранты (Молящейся) в алтарной конхе Софийского собора в Киеве монументальная фигура Пречистой Девы неразрывно слита с массивом стены, что делает особенно убедительным это уподобление.

http://e-vestnik.ru/church/iconografy_so...

Закрыть itemscope itemtype="" > Очерки по теории иконописания. Часть 7 (единство образа и имени) 11.03.2008 311 Время на чтение 4 минуты Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Икона, изображая лица разных святых, показывает на единую сущность святости, но достигнутую в разных ипостасях. Сами эти ипостаси являют собой совершенные способы достижения святости, вся сущность которых направлена на отсечение своей воли во вверении себя в волю Божью, ипостаси, каждое видимое созерцание которых являет сверх-ипостасное проявление благодати. Поэтому именно иконы святых часто сопровождаются клеймами - маленькими изображениями из жития святого, обычно расположенными каймою вдоль ковчежца иконы. Ведь лик святого, изображая личность его, дает и общую идею святости; но вот именно клейма из жития его призваны показать ипостасное (и потому уникальное) воцарение святости, живой способ и методику для ищущих блага, ипостасное создание для храма Духа. Христоцентризм как общая идея святости делает ненужным излишнее многообразие иконных ликов, но ипостасная уникальность духовного опыта находит иконе каждого святого особое место в иконостасе и системе фресок храма. Иконостас как " эпифания " святых, " облако свидетелей " , как " тело Христово " , как соборная личность во Христе всегда был априори строго типологичным, каждой составляющей его личности святого отведено особое место. Экклезиологический аспект иконописи вводит в систему иконостаса и образы ветхозаветных праведников, которые, по мнению архиепископа Анатолия (Мартыновского),1 предызображали своими добродетелями лицо Христово. Тема Премудрости из книг Соломоновых Притч преломляется в иконографии образом Софии Премудрости Божией: " Премудрость созда себе дом " (Притч. 9,1), и зачастую этот неканонический образ связывается с иконографией Богородицы. Тем не менее, богородичные иконы христологичны по определению, так как через рождение Христа Мария становится Богородицей, Богоматерью: тварь вмещает Творца. Преп.Григорий Палама пишет " Девственная мать и есть граница между тварной природой и нетварной " . 2 Именно Христоцентризм иконы не позволяет перейти этот рубеж: София в иконографии не смешивается с Богородицей, так как отождествляется Логосу (Христу).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Ордынок. Ордынская Поречская мужская пустынь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1764. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тверская область, Жарковский район, Ордынок Координаты: 55.90604, 32.038021 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Ордынская Поречская заштатная (с 1764 года) общежительная мужская пустынь (почтовое отделение при пустыни) на левом берегу реки Межи, при впадении реки Ордынки, в 4 верстах от ближайшей деревни Закеевой, в 100 верстах от уездного города Поречья Смоленской губернии. Время основания с точностью неизвестно; по одним преданиям, она основана в половине XV века укрывшимися сюда от нападения ордынцев иноками; затем была разорена разбойниками; возобновлена была около 1700 года. Храмов три: 1) двухэтажный, внизу в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделами в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Сергия Радонежского (освящен в 1725 году), верхний в честь Сошествия Святого Духа (освящен в 1730 году и возобновлен в 1845 году); 2) каменный соборный во имя Софии Премудрости Божией (освящен в 1857 году) с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и в честь иконы Божией Матери Одигитрии; 3)каменный во имя Николая Чудотворца. В монастыре храниться местночтимая Владимирская икона Божией Матери. 24 июня, 29 августа и 13 августа совершаются крестные ходы в приписной Предтеченский скит, а 23 июня бывает крестный ход вокруг монастыря. В правом приделе Софийского собора, в каменном склепе, покрытом чугунною плитою, покоится тело архиепископа смоленского Тимофея († в 1862 году). Пустынь владеет 696 десятинами земли и рыбными ловлями на озерах Щучьем и Сошенском. Игумен, иеромонахов 9, иеродиаконов 2, монахов 3, послушников 76. При пустыне: Предтеченский Ордынский мужской скит, основанный игуменом Палладием в 1857 году, в 1 версте от пустыни. Храм каменный двухэтажный: внизу во имя св. Иоанна Предтечи, а вверху во имя св. Тихона Задонского. Церковно-приходская школа с ремесленным отделением (с 1892 года). В 12 верстах от пустыни, на земле, пожертвованной купеческою вдовой Ираидою Маковою, во владении пустыни находится, построенный Маковой, каменный храм во имя Святой Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=38515

Михайлов. Михайловский Покровский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1999. Ссылки:   Адрес: Россия, Рязанская область, город Михайлов, Покровский женский монастырь Координаты: 54.238507, 39.060689 Проезд:из Рязани: автобусом с автовокзала Мервино. Маршрут: Рязань-Михайлов, не въезжая в город сойти возле моста трассы Москва – Волгоград. От моста налево по трассе пешком 1.5 км. из Москвы: автобусом с автовокзала Щелковский. Маршрут: Москва – Скопин, до Михайлова, автобус может остановиться напротив монастыря. Изменить описание объекта Автор: Анастасин Александр Валентинович Снято: 2 августа 2014 Добавлено: 3 августа 2014 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. До 1819 года монастырь под названием Рязанский Пустынский Покровский девичий (в народе его называли Аграфенинской пустынью; основан игуменьею Агрипиной) находился в Рязанском уезде, около озера Куцкого, недалеко от губернского центра. 18 июня 1819 переведен на новое место - на окраину города Михайлова - так называемую Черную Гору (в восточной части города; находится в 90 км от Рязани). Кельи настоятельницы и насельниц перевезли и поставили в мае 1820 года. Монастырю был передан кладбищенский храм Воскресения Христова (1808 год). Около 1820 года был заложен каменный двухэтажный храм. В 1830 году освящен его нижний этаж - в честь Софии Премудрости Божией с правым приделом святого Иоанна Предтечи (1832 год) и левым - святителя Николая Чудотворца (1848 год); в 1836 году - верхний этаж - во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В1866-1879 годах к храму сделаны пристройки, и в 1879 году освящен новый придел в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " (эта чудотворная икона, пользовавшаяся особым почитанием, помещалась на столбе у Никольского придела, в киоте из красного дерева, под серебряной ризой, украшенной жемчугом). Стенная роспись - живописца П. Шубникова, поновление - его ученика П. В. Могилерова. Летом 1841 года было завершено продолжавшееся около 20 лет строительство ограды со Святыми вратами, являвшимися нижним этажом колокольни. В 1919 году (в год 100-летия со дня основания) монастырь был закрыт, имущество конфисковано, храмы опечатаны. В монастыре разместился отряд красноармейцев. Впоследствии на его территории расположилась свиноферма. К концу 50-х годов все постройки снесли до основания.

http://sobory.ru/article/?object=08889

А.И. Никольский Службы 759. Служба 1-го августа Всемилостивому Спасу , в четверхку, 19 лл., полууставом XIX в., с недурною заставкою, без переплета. 760. Служба пред Господем нашим Иисусом Христом , творение Феоктиста инока обители Студийской, в восьмушку, без конца, 13 лл., полууставом XVII–XVIII вв., в парусинной обложке. 761. Служба пред Господем нашим Иисусом Христом , творение Феоктиста инока Студийской обители, в четвертку, 4 л., полууставом XIX в., в бумажной обложке. 762. Служба Софии Премудрости Божией , в четвертку, 13 лл., плохим новейшим полууставом, без переплета. 763. Служба Пресвятей Богородице Одигитрии , в четвертку, 16 лл., полууставом XIX в., с заставкою, без переплета. 764. Служба во вторник Светлой седмицы Пресвятей Богородице и «Приснодевы Марии Одигитрии , яже толкуется крепкая помощница», в четвертку, 22 л., полууставом XIX в., без переплета. 765. Служба Пресвятей Богородице Себежской , в четвертку, 27 лл., полууставом XVIII в., с виньетками и разрисованными буквами, в коленкоровой обложке. На л. 1 об. запись полууставом: «Сия книжица служба Пресветей Богородицы Умилениа Себежския написана по обещанию града Опочки воеводы Герасима Феодотовича Лазылева Стонищева 7190 (1682) году. Ныне тщанием опочец мещанина Мины Ефставева сына Куколкина переписана 1778 году маиа 2 день». Вторая часть этой записи приведена на лицевой стороне 1 л. с изменением фамилии «Куколкина» на «Какулина». На полях внизу листов 2–27 приписка скорописью XIX в. «Сия книга Опочец Преображенского собора, о чем свидетельствую оного собора иерей». За службою на 22–27 листах приводится «Оказание о чудеси от образа Пресвятыя Богородицы Умиления Себежские во граде Опочки». Начало: «В лета 7189 (1681) марта в 14 день на память преподобного отца нашего Венедикта в понеделник пятыя недели святыя Четыредесятницы и в среду тояж недели бысть знамение от образа Пресвятыя владычицы нашея Богородицы и за весь род христианский излия слезы яко струи изо обу оку». В этом же сказании читаем: «Тойже образ Пресвятыя Богородицы принесен из Себежа, како той град Себеж при державе царства вели государя царя и вели князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержце по воли цареве отдан бысть Литве и утвари церковные принесены быша на Опочку и той образ принесен тогдаж и поставлен в церкви соборной града Опочки боголепного Преображения». Служба поетея 14-го марта. Сказание имеет не малый исторический интерес, тем более, что в месяцеслове архим. Сергия (т. II. Часть III. M. 1876 г. Приложение 1, стр. 7) икона Себежской Богородицы отнесена к тем иконам, коих время явления и дни празднества неизвестны, а известно одно наименование.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕКИНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находился в г. Пекине (Китай). Основан в XVIII в. как подворье Пекинской духовной миссии , с 1863 г. первоклассный мон-рь. Предыстория основания П. м. связана с поселением в 80-х гг. XVII в. в Пекине албазинцев , потомков рус. казаков, жителей пограничного с Китаем острога Албазин, принятых на службу в гвардию кит. имп. Канси. По указанию императора они проживали на сев.-вост. окраине города, близ крепостной стены, «на так называемом «берестовом урочище» (хоа-пи-чан)». При этом Канси повелел «очистить стоявшее на этом же месте буддийское капище, окруженное домами обывателей, и отдал его во владение албазинцам, которые переделали его в часовню» ( Николай (Адоратский). 1887. 3. С. 335-336). В 1689 г. на месте будущего мон-ря была устроена часовня свт. Николая Чудотворца, вскоре переоборудованная в церковь. В ней служил свящ. Максим Леонтьев. В 1695 г. митр. Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) отправил в Пекин верхотурского свящ. Григория и тобольского диак. Лаврентия Иванова с антиминсом, миром, богослужебными книгами и церковной утварью, а также послал свящ. Максиму благословенную грамоту, по к-рой он «с посланными из России священнослужителями» освятил обновленный храм во имя св. Софии, Премудрости Божией (1696). «Но эта первая православная церковь в Пекине долго называлась Никольскою», т. к. в ней хранилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца (Николы Можайского), принесенная казаками из Албазина (Там же. С. 346-348). Прибывшая в Пекин 1-я Российская духовная миссия (1715-1728) расположилась именно при этом храме. Для членов 2-й миссии (1729-1735), проживавших уже на Российском дворе ближе к центру города, была построена ц. в честь Сретения Господня (1736). На месте разрушенной во время землетрясения (1730) Софийской (Никольской) ц. албазинцами была построена и 5 авг. 1732 г. по благословению свт. Иннокентия (Кульчицкого) освящена каменная ц. Успения Пресв. Богородицы; но и она «по-прежнему именовалась Никольскою». При церкви имелась колокольня на 4 деревянных столбах с колоколом, 2 «китайскими чашами» и 4 «чугунными колоколечками». Среди храмовых икон упоминается образ свт. Николая Чудотворца «можайского типа» (Там же. 1887. 5. С. 122).

http://pravenc.ru/text/2579900.html

Моршанск. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В Моршанском историко-художественном музее хранится Общее описание старого в г. Моршанске соборного Софийского храма: «Каменный храм во имя Св. Софии Премудрости Божией построен усердием и иждивением московских купцов: Петра, Федора и Аверкия Копейкиных в 1752 г. ... Архитектура — в византийском стиле. Первоначально храм имел вид удлиненный: в длину 16 саженей и 1 аршин; в ширину — 6 саженей и 1 аршин. Высота — 15 саженей. Впоследствии к боковым входным дверям — северным и южным — были приделаны каменные с деревянными заштукатуренными потолками паперти, отчего наружный вид храма сделался крестообразным. Окна в храме — в один ярус, только в куполе еще 4 окна, в окнах железные решетки. Купол — один, крест на оном железный, узорчатый, позолоченный... Все здание весьма прочное — своды каменные неразрушимы, пол каменный. Церковь теплая, печей в церкви три, в пристройках две. Главный престол во имя Софии, Премудрости Божией, освящен в 1753 году. Приделов два — во имя Св. Димитрия, митрополита Ростовского, устроен единовременно с настоящим Софийским в 1753 г. и тогда же освящен. Второй — во имя Митрофания, первого епископа Воронежского, устроен с благословения Преосвященного Арсения моршанскими купцами Яковом Серебряковым, Василием Гундобиным и другими почитателями памяти святителя Митрофана и освящен с благословения того же Преосвященного настоятелем собора Андреем Яковлевичем Воскресенским 23 ноября 1834 года. Особо чтимая икона прихожанами — Казанской Божией Матери в серебряной ризе с позлащенными венцами. Под венцом на голове Богоматери бархатное покрывало, украшенное жемчугом и разноцветными камнями... Риза устроена усердием купца Косьмы Дорофеевича Бурцева, шитье — руками купеческой жены Софии Сампсоновны Синявиной в 1848 году. Потом икону передали в Троицкий собор, а в старом была ее копия. В 1871 г. с разрешения епархиального начальства под церковью в приделе св. Димитрия Ростовского погребен соборный протоиерей Андрей Яковлевич Вознесенский, скончавшийся 10 августа того же года...»

http://sobory.ru/article/?object=40241

Спас Благое Молчание Спаситель изображен в виде отрока с крыльями, руки крестообразно сложены на груди; голова окружена нимбом и восьмиугольной звездой, в которой надпись: “о. . и.“, по сторонам: “Ис Хс Благое Молчание” – Икона XVIII века, поступила из Св. Синода. Сюжет этот не редкость в православной иконографии, хотя и не разработан в русской археологической литературе. – В 1885 году такой знаток церковных древностей, как покойный С.А. Усов, по поводу этого изображения: “я слыхал, что этот называют “Спас Благое Молчание”. Признаюсь, решительно не понимаю смысла такого названия и думаю, что плохой чтец просто прочел моление (деисус), словом, молчание, смешав иотированное “е” с “ча 1 – Ввиду того, что в рассматриваемой композиции фигура Спасителя напоминает изображение СофииПремудрости Божией, можно предполагать, что Спас Благое Молчание есть видоизменение последней (как Слова Божия, Ипостасной Премудрости). Безмолвие – одно из основных свойств премудрости. “Муж мудрый безмолвие водит”, говорит Премудрый. “Устам твоим сотвори дверь и запор”, говорит Сирах (гл. XXVIII), “блюди, да не како поползнешися языком”. В частности, молчание являлось обетом благочестия подвижников (молчальников). На изображении “пророчества законного” в Сийском 2 к устам распятого монаха прикреплен замок – символ молчания. – Во всяком случае, однако, изображение Иисуса Христа, как Благое Молчание, является, по-видимому, противоречием с названием Его, как Бога – Логоса. Но древне-христианская мысль весьма любила сопоставление – антитез и, в частности, по отношению к Божеству. Божественное Слово могло быть названо молчанием, как носитель Божественной тайны от века касательно домостроительства нашего спасения. В Апокалипсисе 3 Спаситель является носителем печатей – тайны. Олицетворение молчания в виде Иисуса Христа могло совершиться тем удобнее, что в классической иконографии последнее также изображалось в виде бога Гарпократа. Гарпократ – египетский бог восходящего и весеннего солнца, в виду того, что изображался с пальцем, приставленным к губам, у греков и римлян подвергся метаморфозе, – явился богом молчания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Собор святых Афона. Икона из Ормилии Новая иконография - это всегда мучительный процесс творческого поиска, проб и ошибок. Так что когда появляется плод такого творчества - новая икона, хочется порадоваться за сестер обители и поздравить их с завершением работы! Комментарии Всего комментариев: 10 2018/07/28, 17:01:43 Святые Афона прошу Ваших молитв за мл Николая рушатся зубки. Татиана 2018/07/24, 12:19:45 Слава Богу за его милость по вашим молитвам! Татиана 2018/07/24, 09:53:36 Святые отцы прошу Ваших молитв за мою доченьку Анастасию, если на то есть святая воля Господа ;что бы Артем стал ее мужем. Татиана 2018/07/24, 01:24:41 Мне показалась икона в виде лампады!!! Вверху иконы блики огня!!! Или как огромная свеча из глубины горы !!! Вся гора пронизана молитвой !!! Чудесное написание иконы !!! Очень глубокий смысл!!! Смотришь на икону и тут же сразу душа начинает молиться!!! Спасибо сестрам !!! Низкий всем поклон!!! Святые молитвенники Афона молите Бога о рБ Алле со чадами!!! 2018/07/23, 18:55:47 +++Гора и Камень дни последние+++ Очень получается замечательная духовная связь двух по плоти,географически,но не по Единому Православному Духу Истины,разделённых обителей,как бы незримо воспевающая гимн Всевышней Софии Божией,порождающей Всевышнее Знание Бога Отца Истины! Как утверждают сведущие люди,мужской,греческий монастырь Симонопетра является центром просвещения на Святой Горе Афон,где многие монахи обладают высшим университетским образованием.И их подворье женский монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы в селении Ормилия,Халкидика,в Греции,где большинство инокинь также имеют университетское образование. И посмотрите какой замечательный духовный,так сказать,высокоумственный шедевр удалось создать,на котором,очевидно,легла печать Духа Премудрости Божией,семисофийноцветно разлившаяся и запечатлившаяся в замечательном Новом Образе Мироздания: " Собор Святых Афона " ! Есть над чем побогомыслить,полюбоваться и возрадоваться:монастырём Симонопетра,монастырём в Ормилии и их единым Божественным,Православным Мудрым Духом,создавшем столь Красочный,Мистический Образ,погружающий нас в много мудрую,библейскую тайну Святой Горы Божией!Иначе-Святогорской Святости!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2934

Калуга. Неизвестная часовня при храме Смоленской иконы Божией Матери. Часовня в северо-восточном углу ограды, часовня Смоленской иконы Божией Матери " Путеводительница " . Часовня. Действует.   Освящена в честь: Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:1800. Адрес: Россия, Калужская область, г. Калуга, возле дома по улице Академика Королёва, 28 Координаты: 54.512218, 36.242327 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты После революции Одигитриевская церковь работала до середины 1930-х гг, действовала и часовня. После закрытия Одигитриевского храма, закрыли и часовню. С кровли был снесен купол. Через некоторое времы она была разорена вандалами. В 1950-х гг использовалась под разные хозяйственные нужды, в основном как склад всякого инвентаря. В 1980-х и 1990-х гг. часовню приспособили под торговую палатку. Даже сейчас, в наше время на парадном фасаде часовни сохранились фронтон, пилястры и ниша для иконы. До середины 1930-х гг. эту нишу украшала икона Божией Матери " Одигитрия " . В данный момент часовня закрыта и не действует. Написано со слов духовенства епархии Часовня не действующая. Находится в центре города Калуги, недалеко от площади Мира. До 50-х годов XVIII века на этом месте находилась деревянная церковь. Вместо нее был построен кирпичный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Другое название - Одигитриевская церковь. Приделы храма были освящены в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и в честь иконы Софии, Премудрости Божией. Позже, уже в 30-е годы XIX века, были построены трапезная и колокольня. Боковые входы в пятиглавый храм имели крытые галереи, которые опирались на четыре колонны. Над галереями были полукруглые окна. Стены над окнами были расписаны в московском стиле. С двух сторон фасады трапезной завершались фронтонами. Алтарь был окружен четырьмя дорическими колоннами. Колокольня состояла из трех ярусов. Два - четырехугольные, верхний — круглый.

http://sobory.ru/article/?object=17517

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010