Восстановление храма началась сразу же после передачи общине. Здание требовало срочного ремонта и реставрации. Поэтому в 1990 годы при церкви были открыты реставрационные мастерские. Сначала были восстановлены кресты и купола, одновременно велась работа по воссозданию интерьера верхнего храма. Реставрировались детали центрального растреллиевого иконостаса. В это же время для иконостасов боковых пределов в мастерских резались и устанавливались два комплекта деталей, но иконы начали писать лишь для южного. О проведенных работах рассказывает иконописец Алексей Белавин. – Кто решал, какие иконы будут в иконостасе? – В основном, староста Иван Сергеевич Раевский и ключарь храма протоиерей Владимир Фоменко. Проект восстановления всех трех иконостасов разработал архитектор Юрий Викторович Кирс. Иконостасы боковых приделов стилизованы под растреллиевское барокко, основные пластические ходы перекликаются, поэтому все три иконостаса составляют единый ансамбль. Когда нас пригласили, уже были написаны две иконы: мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и святых Гурия, Самона и Авива. Пришлось немного подлаживаться под этот стиль… Первыми нашими работами для северного иконостаса стали архангелы Уриил и Игудиил в диаконских вратах. Мы сделали для них картоны. Были другие варианты других иконописцев, но понравились наши. Их утвердили. Потом написали для праздничного ряда Успение Богородицы, Рождество Иисуса Христа, Сошествие Святого Духа на апостолов. Первоначально планировали написать в пророческом ряду икону СофииПремудрости Божией, потом ушли от этого – икона не смотрелась. Решили, что будет Богородица «Державная» на троне с предстоящими Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом. Для этого же ряда написали еще две иконы – Давид и Соломон, Исаия и Иезекииль. И в самую последнюю очередь делали иконы для царских врат: Благовещение, евангелистов и Спаса Нерукотворного. – В какой манере написаны иконы? – Мы использовали в работе принцип аутентичности. «Аутентичное барокко». Вопросы стиля решали на месте: брали внешние признаки, разработанные в других иконах, и следовали правилам, которые применяли другие иконописцы.

http://pravoslavie.ru/583.html

Две малые главы - шатровые. Фасады украшены орнаментальными узорами с изразцовыми и майоликовыми вставками, вход обрамлён арочным порталом. Над входом возвышается сужающаяся к верху двухъярусная шатровая колокольня с стрельчатыми арками звонниц, увенчанная золочёной луковичной главкой с крестом. Внутренние стены собора расписаны русским художником Анастасьевым. После ухода русских из Харбина собор пришел в запустение и использовался как склад для торговцев с рынка, располагавшегося в районе Первого харбинского универмага. В период культурной революции существовали планы разрушить храм. Долгие годы собор находился в полнейшем запустении. Некоторое время в здании храма размещалось рабочее общежитие. Софийский собор - недействующий храм Харбинской и Маньчжурской епархии Китайской православной церкви. С ноября 1996 г. собор находится в списке памятников культуры Китайской Народной Республики. В 1997 г. собор был отремонтирован городскими властями. Для восстановления соборной площади были снесены несколько жилых кварталов. В 2006 г. храм и площадь были отремонтированы с целью размещения в храмовом здании выставочного зала. Для того, чтобы собор и его окружающая обстановка гармонировали друг с другом, здание было подсвечено. Сейчас в нем находится архитектурный музей, в котором демонстрируются фотографии и макеты зданий Харбина. В настоящее время в соборе сохранилось три места с религиозными предметами: в центре расположена скульптура Иисуса Христа, с правой стороны - икона Воскресения Христова и образы святой Софии и святителя Николая Чудотворца. 13 мая 2013 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий визит в Китай, посетил в Харбине Софийский собор. Предстоятеля Русской Церкви сопровождали посол Российской Федерации в Китайской Народной Республике А.И. Денисов, генеральный консул России в городе Шэньяне С.Ю. Пальтов, заместитель директора Государственного управления по делам религий при Государственном Совете КНР Чжан Лэбинь, члены официальной делегации Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=08750

С площадки любовался Великий Князь красотою теремной архитектуры и обратил внимание на гербы всех Российских княжеств, изваянные и выкрашенные вдоль узорочного фронтона. Над входом в сени Грановитой палаты сохранились три углубления для икон: Спасителя, Богоматери и Предтечи, составляющих обычный деисус; под ними два крылатые грифона, баснословные стражи недоступных сокровищ, по обеим сторонам Византийского двуглавого орла; – это державная мысль Uoahha III , усвоившего себе герб Империи. Он поставил и по другую сторону сеней Грановитых, с Красного крыльца, – погонь, герб Литовский, также между грифонами: ибо, выдав дочь свою Елену за Великого Князя Александра, простер мысль и на Литву, от коей отторг несколько уделов. На малой теремной башне, у золотой решетки, заметил Великий Князь два стенные образа: один Успения Богоматери, другой Софии Премудрости Божией, оба на память престольных соборов, Киева, Новгорода, Владимира и Москвы, празднующих Успению и св. Софии; но здесь образ Софийский списан с Новгородского, а не с Киевского. Премудрость Божия изображена в виде крылатого огненного Ангела на престоле, ибо Пророк Исаия называет Христа Ангелом великого Совета, и, чтобы удалить всякое сомнение о значении Ангела, сам Спаситель изображается над престолом; по сторонам же, как ближайшие орудия Промысла Божия о мире, предстоят Богоматерь, в Коей воплотилась сия Премудрость, и Предтеча, первый ее благовестник и представитель обоих заветов Бога с человеками. В Киеве та же икона, св. Софии написана в образе Богоматери, с проявляющимся в лоне ее Предвечным Младенцем, стоящей в храме между семью столбами, а по сторонам Ее, на семи ступенях, семь Пророков и сверх надпись: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь». По высокому крыльцу золотой решетки, уставленному древними львами Иоанновыми, поднялся Великий Князь в придворный собор Спасский, где Царь Алексей Михайлович принимал челобитные из рук Никона, бывшего еще Архимандритом Новоспасским, и, не выходя из церкви, давал решение. Одиннадцать золотых глав венчают собор сей, с тремя при нем церквами; замечательны его древние местные иконы: Лонгина сотника, к которой с усердием притекал Василий Темный и оставил ее в наследие своему роду, Феодора Стратилата, Ангела двух наших Царей, и важнейшая Нерукотворенного образа, принесенная но преданию из Греции Царевною Софиею. Не она ли, быть может, соорудила и собор Спасский за золотой решеткою, над великолепным дворцом своего супруга, на память нерукотворенного Спаса, Который перенесен был из Эдессы еще в не разоренную ее родину Константинополь? – смежная придельная церковь Предтечи, во имя Ангела Великого Князя Иоанна, способствует сей догадке.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Около 1820 года был заложен двухэтажный каменный храм. Высокий, светлый, заметный издали, он стал центром монастырской жизни. В 1830 году первым был освящен престол в нижнем этаже – в честь Софии, Премудрости Божией. Спустя два года, в нижнем храме, с правой стороны, был освящен придел во имя святого Иоанна Предтечи. В 1836 году произошло освящение верхней церкви – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1848 году – освящение в нижней церкви левого придела в честь святителя Николая Чудотворца. В 1866 году к храму были сделаны пристройки, а в 1879 году освящен новый придел – в честь иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших». В этом приделе находилась соименная ему чудотворная икона, от которой происходило множество чудес и исцелений. В обители имелись подвижники благочестия, которые примером своей добродетельной жизни, душеполезными наставлениями укрепляли веру насельниц и способствовали их духовному росту. И до сих пор не оставляют блаженная старица Евдокия (1830-1890) и блаженный иерей Феофилакт (1779-1841) без своей благодатной помощи всех, прибегающих к их молитвенному предстательству. Блаженная старица Евдокия поступила в Покровский монастырь в возрасте 20 лет и первые семь лет прожила в нем примерной послушницей. Затем Евдокия вступила на путь самого сурового подвижничества, называемого юродством. Все течение жизни блаженной Евдокии явилось воплощением христианского подвига, выражающегося в любви к Богу, бескорыстном служении ближним, нестяжательности, безропотном терпении посланной Богом нелегкой болезни и многом другом. Блаженная Евдокия была великой молитвенницей, усердной постницей, обладала даром рассуждения, являлась примером обладания духа над телом. В 20-х годах XIX века на Михайловской земле жил, подвизаясь подвигом юродства, блаженный иерей Феофилакт Авдеев. Это был великий угодник Божий, который по неизреченной любви ко Господу и своим ближним принес себя в жертву самолишения и невинно претерпел множество оскорблений. Блаженный иерей Феофилакт был уроженцем Тульской губернии. Однако почти вся его жизнь была связана с Черногорской обителью, которую он очень любил, и потому нередко подолгу останавливался в ней, назидая сестер примером своей высокой духовно-нравственной жизни.

http://sobory.ru/article/?object=08889

В 1865 г. храм внутри был украшен художником - академиком Николем Васильевичем Шумовым - нашим земляком. Современники восхищались его умением сочетать «старину и новую кисть». В этом храме талантливый живописец показал все свои дарования, чем вызвал восторг рязанцев. «Рязанские Епархиальные Ведомости» писали: «Все почти возобновление Архангельского собора, как то: устроение в нем нового, прочного, художнически устроенного иконостаса, с превосходными живописными иконами, а также устроение в алтаре паркетного пола, а в храме - деревянного, простого - выкрашенного, и каменного, пристроенного к собору, наружного входа и многое другое, все это произведено на сумму, пожертвованную покойным рязанским купцом Иоанном Васильевичем Осьминниковым». Когда Осьминников передавал сумму протоиерею собора, он сказал: «Отец протоиерей! Прошу исполнить мою последнюю предсмертную просьбу; будем судиться с тобой на том свете, если не исполнишь моей просьбы». Купец не дожил до момента освящения собора, но его просьба была выполнена. Надо сказать, что на возобновление собора крупную сумму пожертвовала и купчиха А.А. Анзимирова, и другие доброхоты. Вся Рязань присутствовала на освящении этого древнего и любимого всеми горожанами собора. Внутри храма особое внимание обращал на себя иконостас. «Сколько не смотришь на него, глаз не утомляется, благоговение проникает в душу, когда объемлешь взором целое» - писал современник. «Смотря в вышину, видим пять поясов свят. икон, отделяемых ломаными карнизами» - продолжал писать в газете свои восторженные отзывы один из священнослужителей. Весь внутренний вид храма, его убранство настолько было продумано, что все вызывало восхищение прихожан. Образы святых, великомучеников, как бы возникли заново, особенно икона Софии, Премудрости Божией. Все в храме дышало Божественной любовью. На двух особых аналоях размещались мощи семнадцати святых в сребропозлащенных оправах и в сребропозлащенных ковчежцах, а также были здесь и разные вещи, достойные христианского поклонения (позже перенесенные в Христорождественский собор).

http://sobory.ru/article/?object=01723

История о заточении Матвеева 1785 – История о невинном заточении ближнего боярина Артемона Сергеевича Матвеева. М., 1785. История русского искусства 1955 – История русского искусства, м1., 1955. т. 3. Каган 1998 – Каган М.Д. Сказание о иконе Богоматери Федоровской//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1998. Вып. 3, ч. 3. Казаков, Лурье 1955 – Казаков П. А, Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XV века. М.; Л., 1955. Калинина 1929 – Калинина Е. В. Техника древнерусского шитья и некоторые способы выполнения художественных задач//Русское искусство XVII века. M., 1929. С. 133–165. Канон преподобному Дионисию 1855 – Канон преподобному отцу нашему Дионисию, архимандриту Сергиевой лавры, Радонежскому чудотворцу с присовокуплением Жития его. М, 1855. Каталог Костромского церковно-археологического общества 1914 – Каталог церковных и других предметов древности, находящихся в древлехранилище Костромского церковно-археологического общества в покоях Михаила Федоровича Романова, что в Ипатьевском монастыре/Сост. Н. Баженов, Г. Соколов, Н. Груздев и другие. Кострома, 1914. Каталог Новгородского музея 1963 – Каталог Новгородского историко-культурного музея-заповедника. Л., 1963. Каталог собрания Уварова 1907 – Каталог собрания древностей графа Алексея Сергеевича Уварова. М., 1907. Качанова, Шабельник 1993 – Качанова И. М, Шабельнж В. С. Реставрация тканей в Музеях Кремля (из опыта работы)//Декоративно-прикладное искусство. М, 1993 – С. 182–193. (Материалы и исслед./Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Моек Кремль»; 9). Квлчвидзе 1995 – Квливидзе H. В. Новгородская икона Софии Премудрости Божией//Апокалипсис в русской культуре/Материалы 111 научной конференции, посвященные памяти святителя Макария (6–8 июня 1995 г.). Можайск, 1995. С. 150–157. Квливидзе 1998 – Квливидзе Н. В. К изучению системы росписи церкви в Больших Вяземах (Тема Троицы в русской культуре XVI в.)//Древнерусское искусство: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы вв. СПб., 1998. С. 342–359.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

В г. Рыбинске, в Спасо-Преображенском храме , находится первый образец; у иконописцев и доселе существуют переводные образцы. Происхождением своим первая, очень древняя икона Прибавление, или Подательница ума, обязана глубоко религиозному верованию православных в Пресвятую Деву как ходатаицу пред Богом и Сыном своим о даровании людям благ духовных и вещественных, между которыми озарение ума и сердца Божественною Истиною занимает главное место. Мысль эту в полноте выражает икона Св. СофииПремудрости Божией, тогда как икона Прибавление ума, по отношению к самому человеку, указывает на молитву о прибавлении ума для тех, кто не имеет его или наделен им скудно. Родители, замечающие в детях своих скудоумие в усвоении начальных оснований веры и грамотности, обращаются с молитвою к Пресвятой Богородице и Божественному Младенцу Иисусу Христу, как источнику мудрости и разума, и молят о прибавлении ума их детям. Изображение этой иконы соответствует желанной цели. Особенность этой иконы состоит в следующем: Пресвятая Дева и Младенец Иисус имеют царские венцы на главах; при этом Господь Иисус благословляет десницей, а в левой руке имеет державу; и Божия Матерь и Предвечный Младенец изображены как будто спеленатые вместе; их головы находятся на верху усеченного эллипса с полосками, между которыми расположены разнообразные украшения: камни, жемчуг, шитье. Вероятно, все эти украшения возникли впоследствии, а прежде изображалась в рост Пресвятая Богородица с Младенцем Иисусом на руках; по сторонам изображены коленопреклоненные на облаках Ангелы в числе четырех с зажженными свечами. Под ногами Богоматери — херувим с распростертыми крылами. Икона Божией Матери “Тихвинская” (Празднуется 26 июня/9 июля) Ограждающая северные пределы Руси, икона Тихвинской Божией Матери относится к иконографическому типу, носящему название Одигитрия (путеводительница), характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращенность друг к другу. Изображение Богоматери поясное, Младенец сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях и Его правая стопа находится под левой. В левой руке Он держит свиток, правой благославляет. Изображение Богоматери на Тихвинской иконе практически идентично образу Смоленской Божией Матери, главное отличие в наклоне головы.

http://azbyka.ru/deti/komu-molitsya-o-se...

Рядом с храмом находится часовня Симеона Столпника . Адрес: г. Сочи, ул. Дагомысская, д. 50 Телефон: (918) 476-99-22 +7 (918) 476-99-22 Электронная почта: pheophil@mail.ru Подробнее... Церковь Иверской иконы Божией Матери (Сочи) [ править править код ] 19 декабря 1995 года на территории Михайло-Архангельского собора была заложена церковь во имя Иверской Иконы Божией. В 1996 – 1997 гг. шло строительство по проекту архитектора Е.А. Смирнова. 12 мая 2008 года – храм-крестильню освятил Высокопреосвященнейший Исидор, митрополит Екатеринодарский и Кубанский. Во время реставрации Архангельского собора в Сочи в 2008 году здесь проводились все виды богослужений. В церкви находится икона святой блаженной Матроны Московской с частицей мощей. Адрес: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, улица Орджоникидзе, 1а Подробнее... Часовня Симеона Столпника (Сочи) [ править править код ] 7 апреля 2011 года в нескольких метрах к востоку от алтарной апсиды Успенского храма состоялась закладка часовни во имя святого преподобного Симеона Столпника. Семёновская часовня была заложена над могилой умершего 6 декабря 2010 года схиархимандрита Симеона (Нестеренко) – старца, известного своими дарами не только на Руси, но и за её пределами. Чин освящения построенной по проекту Ф. И. Афуксениди Семёновской часовни – уменьшенной, приплюснутой копии Успенского храма – был совершён 22 ноября 2012 года. Адрес: Россия, Краснодарский край, город Сочи, ул. Дагомысская, 50а Подробнее... Часовня Софии, Премудрости Божией в микрорайоне КСМ (Сочи) [ править править код ] Построенная в микрорайоне Труда (КСМ) в середине 2000-х часовня во имя Софии Премудрости Божией приписана к Пантелеимоновскому приходу того же микрорайона. Адрес: 354000, Краснодарский край, город Сочи, улица Труда, напротив дома 10 Проезд: от автовокзала автобусами и маршрутными такси, идущими в микрорайон " КСМ " и " Барановку " до остановки " Улица Труда " Подробнее... Часовня Царственных страстотерпцев на Вишнёвой (Сочи) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Центральный_ра...

Писано к Колосаям: и в Нем всяко сокровище премудрости и разума сокровены. И ко Евреям пиша: сияние славы Отча и образ состава его нарекох, понеже носит всяческая глаголом силы своея. Сего ради и в священных службах предах Сам часто возглашати Павел диаконом... вонмем, премудрость. Которой же ли иной премудрости поклонятися и внимати повелел вам, разве Господу нашему Иисусу Христу, сия убо от Павловых словес нам о премудрости Божией указание... еще идем, братие, к Иоанну Дамаскину , нарочитому в Богословии... В стихах его негде воспевается: о Пасха, велиа о священная Христе, о мудрость, рекше Софея, Слово Божие и Сила... Посмотрим же неленостно в книги Иоанна многострадальнаго, иже от дел и от учения Златоглаголив наречен быв. Егда убо беседуя к народу евангельския словеса... показуя наветы, озлобления, наругание... оклеветание, оболгание чудесем от богоборных иудей Господу нашему Иисусу Христу, и показующа Его к ним милосердие... любовь, ответы премудрые... во всех сих словесех премудрость Божию нарицая, и егда заграждая уста духоборцу Македонию, ибо рече: Христос Божия Сила и Божия Премудрость... He токмо един он, но и вси богословцы умыслиша ипостась Сына: Софей, рекше премудрость, логос, сиречь Слово, Силу Божию и сим подобное». В конце сего сказания приводится рассказ о видении Ангела сыну одного из мастеров при построении Юстиниановского храма Св. Софии в Константинополе с повелением, чтобы сей храм был посвящен во имя Божественной Премудрости, Господа Иисуса Христа. «Царь же (Юстиниан, – говорится здесь, – услышав о сем видении) вельми возрадовался, яко ангелом сказанное храму имя, и освяти его в славу и похвалу Премудрости, Единородному Сыну Божию. He токмо же храм постави, но и богословную вкратце и дивную похвалу воспеша ему, ежа на литургиях всегда воспевается: Единородный Сыне, Слово Божие безсмертен сый…» 339 . 4. Древнерусские воззрения на Софию, как на Христа. «Сказание о образе Софии, Премудрости Божией» с истолкованием изображенного Ангела, как Христа и символа девства. Свидетельства проф. Флоровского, Буслаева и Никольского

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

благоверного князя Александра Невского 5. Придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи 6. Фрески XI века, в главном куполе собора 7. Мощи святителя Григория в «темничке» 8. Мощи святителя Иоанна Новгородского 9. Магдебургские (Сигтунские) врата (бронзовые двери первоначально придела Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде; затем эти двери, отреставрированные мастером Аврамом, были перенесены в западный портал собора; в настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу возглавляет митрополит Новгородский и Старорусский) 10. Лестница на хоры 11. Граффити (открыты в конце XIX века; сратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI — началом XII века) 12. Мощи благоверной княгини Анны Новгородской 13. Место погребения Новгородских святителей. Древний уровень пола 14. Фрески XII -XIII веков. Равноапостольные Константин и Елена, а также малый Деисус 15. Мощи благоверного князя Владимира Новгородского 16. Царское место (установленное по приказу Ивана Грозного, делалось новгородскими мастерами в течение двух лет) 17. Корсунские врата 18. Мощи благоверного князя Мстислава Храброго 19. Богородице-Рождественский придел и его иконостас 20. Чудотворная икона Богоматери «Тихвинская» 21. Мощи святителя Никиты 22. Придел святых Богоотец Иоакима и Анны 23. Чудотворная икона Богоматери «Знамение» 24. Икона «Софии Премудрости Божией» 25. Центральный Успенский иконостас 26. Крест с купола Святой Софии и голубь (на кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа: по легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь; видав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса; после Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним) 27. Мозаика в Алтаре Софийского собора (вход только церковно-священнослужителям) 28.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Софии_Пр...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010