С. Политическая история рус. канонизации (XI-XVI вв.). М., 1986. С. 177, 178, 183, 184; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 319, 380. М. В. Печников Иконография Г. известна в составе композиций Соборов Новгородских святых, где она представлена юной девой с округлым лицом, непокрытой головой и спускающимися на плечи волнистыми волосами с прямым пробором. Один из почитаемых «старинных» образов такого извода с изображением Софии Премудрости Божией и Г. в 6-м ряду находился «в ризнице Черниговской кафедры» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 134; описание иконы: Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). Наиболее раннее сохранившееся произведение с образом Г.- икона свящ. Георгия Алексеева «Новгородские святые» 1728 г. (ГТГ). Оглавное изображение Г. помещено в верхней части левой группы на прориси с иконы Собора Новгородских святых, предстоящих Софии Премудрости Божией, XVIII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 399, 618-619); также на иконе «Ангел хранитель с избранными Новгородскими святыми» 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ) - поясной образ Г. в платье с оплечьем; на эмалевом образе Новгородских чудотворцев 1866 г. в оправе мастера К. Рябкова, принадлежавшем свт. Филарету (Дроздову) , митр. Московскому (СПГИАХМЗ - Шитова Л. А. Рус. иконы в драгоценных окладах: Кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005. С. 178, 253),- на голове святой светлый плат. Г. включена в состав правой группы предстоящих Спасу Вседержителю на аналойной иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» кон. XIX в. (?) из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде (одета в платье и плащ, руки в молении сомкнуты ладонями), на подобной иконе из местного ряда нижнего иконостаса 60-х гг. XX в. того же храма (в верхнем ряду, голова покрыта платом, правая рука на груди). В иконографии Соборов русских святых изображение Г. находится в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг.

http://pravenc.ru/text/165131.html

+ + + Глава Первая Первопрестольная икона Божией Матери «Владимирская» Посвящается Александру Ивановичу Буркину Несомненно, что громадное влияние на формирование общественного духовно-державного самосознания еще Древней Новгородско-Киевской Руси оказал ряд особо чтимых икон и храмов. В первую очередь это относится к образам Софии Премудрости Божией и Успения Пресвятой Богородицы, и к храмам, посвященным этим праздникам. Оба праздника - и чествование Премудрости Божией, и память об Успении Пресвятой Богородицы празднуются в один день - 15/28 Августа. Софийско-Успенские храмы стали главными соборами Киева (Великокняжеская Успенская Десятинная церковь, Софийский собор, Свято-Успенская Печерская Лавра), Великого Новгорода (Софийский собор), Владимира-на-Клязьме (Успенский собор), Москвы (Успенский собор Кремля), Вологды (Софийский собор Кремля: перенос столицы Опричнины одно время планировался в Вологду), Тобольска (Софийский собор Кремля, Тобольск - столица Сибирского Царства). Успенские храмы и наиболее чтимые, чудотворные Успенские иконы Руси, несомненно, духовно и церковно-исторически ассоциировались с пещерным Успенским храмом, в котором расположена Гробница Пресвятой Богородицы, под Масличной горой возле стен Иерусалима Палестинского. Софийские же соборы духовно связывались с Великой Софией Царьградской. Таковое духовное мировоззрение накладывало отпечаток и на наше национальное самосознание, и на политическое мышление державных и церковных лидеров России. В 2030-31 годах, если до того не свершится Даниилова седмина (Дан. 9), будет праздноваться девятьсот лет прибытия на Русь иконы Божией Матери «Владимирская». Как в духовно-державной идеологии Руси проявила себя эта уникальная икона? Ведь именно она во многом объясняет, почему духовно-политическая взаимосвязь России с Палестинским Иерусалимом и таковая взаимосвязь с идеей Нового Иерусалима определяла церковные и державные идеалы нашего Отечества на протяжении этих столетий, и, возможно, титул Москвы - Первопрестольная также связан с этой Святыней.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/01/...

2532. Щенникова Л. А. Благовещение «Устюжское»: Его происхождение и иконография//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 168–174. 2533. Щенникова Л. А. Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская Иоасафовская» из Архангельского собора Московского Кремля//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 69–74. См. также 2509. ...святых 2534. Горматюк А. Г. Икона «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении»: Краткая история и реставрация памятника//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 131–138. 2535. Звездина Ю. Н. Тема времени и образы апостолов в культуре XVII в.//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 285–294. 2536. Красилин М. М. Две псковские иконы из Даугав-пилса: [Свт. Николай и св. Иоанн Предтеча]//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 88–95. 2537. Меняйло В. А. Агиология вмц. Екатерины на Руси в XI-XVII вв.//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 92–107. 2538. Попова О. С. Образ Исаака Сирина в византийском искусстве XIV в.//ЦиВр. 2000. 4(13). С. 293–314. 2539. Садовская Ю. Н. «Очищение уст пророка Исайи» как ветхозаветный прообраз Евхаристии в храмовых росписях христианского Востока//АиО. 2000. 2(24). С. 321– 329. 2540. Салтыков А., прот. «Видение св. Евстафия Плакиды»: (Рельефная икона из Цебельды)//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 5–19. …СофииПремудрости Божией и ангелов См. также: Софиология 1510–1514). 2541. Квливидзе Н. В. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и ее литературные параллели//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 49–56. Гимнографическая основа сюжета. …Креста Господня 2542. Постернак О. П. «Крест живой» в западноевропейской и русской традиции//АиО. 1999. 1(19). 284–297. Анализ композиции «Плоды страданий Христовых». 2543. Филатов В. В. Поклонные кресты во фресках собора Успения-на-Городке в Звенигороде (попытка богословского истолкования росписей)//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 129–137. …Святой Земли 2544. Грибов Ю. А. Образ Святой Земли в лицевом рукописном «Хождении Трифона Коробейникова»//БТ. 1999. Сб. 35. С. 136–144. 2545. Данилова О. Е. Концепция «Москва – осуществленный Иерусалим» в программе монументальной живописи Успенского собора Московского Кремля: (К постановке проблемы)//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 58–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начало церковного года освящается празднованием Рождества Пресвятой Богородицы и заканчивается празднованием Ее Успения, которое приводит Церковь к переживанию премирного, Божественного, трансцендентного бытия; смерть переживается как рождение в этом бытии. Эти два величайших события связаны литургически с празднованием софийных икон. Рождество Пресвятой Богородицы связано с Киевской иконой Софии, Премудрости Божией, Успение - с софийной иконой Новгородской. Киевская икона Софии имеет апокалиптический смысл: Пресвятая Дева изображена с распростертыми крылами, под ногами Ее - луна и семиглавый дракон (Откр. 12, 1), на груди - медальон с Богомладенцем. Два ангела держат над Ее головой корону. Православное сознание связывает эту икону с образом победоносной Небесной Церкви и с праздником Рождества Богородицы, что указывает на предвечность Церкви и Богоматери. Начало церковного года - начало воплощения Небесной Церкви, начало становления Церкви земной. Икона " Знамение " восходит к изображениям катакомбного периода типа Оранты, относящегося к наиболее многомерным христианским символам, значение которых выявляется в непосредственном переживании их в акте восхождения к Божественному Первообразу. В образе Девы с воздетыми руками можно видеть воплощенный образ молитвы души умершего, Девы Марии - служительницы Иерусалимского храма, диаконисы, и, наконец, самой Церкви. Ее печатью отмечена сокровенная жизнь творения. В ней получает силу молитва, соединяющая душу с Богом. Воздетые руки Оранты - выражение преобладания сознания над темными стихиями. Живущий со Христом, по слову апостола Павла, умер для стихий мира (Кол. 2, 20). Характерно, что перед началом евхаристического канона священник воздевает руки и возглашает: " Горе имеим сердца " . И возглас, и жест принадлежат к числу наиболее древних в литургическом предании Церкви. Они призывают общину отрешиться от всего земного, от мира стихий, и вознестись всем существом к божественно-духовному. Только после перенесения сознания в горний (высший, небесный) мир создаются необходимые предпосылки для совершения таинства пресуществления. В молитве человек как бы умирает для всего низменного, непросветленно-земного.

http://pravicon.com/text-9

В таком виде церковь существовала до 1846 г., когда, по случаю передачи дворца во владение великого князя Константина Николаевича, дворец переделывался. Церковь в сентябре 1846 г. перенесена из дворца в принадлежащий ему служебный дом и здесь находилась три года, во 2 этаже, на углу к Суворовской площади. Во время перестроек назначено было поместить церковь в самом дворце, для нее отделаны комнаты в верхнем этаже, и церковь устроена здесь совершенно вновь. Прежний иконостас, по воле великого князя, пожертвован в Никифоровскую пустынь в Олонецкой губернии. В настоящем виде перестроенная церковь освящена 27 декабря 1849 г. протопресвитером Бажановым во имя Введения Богородицы. Антиминс ее освящен 18 марта того же года митрополитом Никанором. В 1850 г. великий князь пожелал все иконы в иконостасе, писанные академиками в итальянском вкусе, заменить другими иконами в древнем стиле, по древним подлинникам. По его поручению иконописец Пешехонов переписал все иконы в иконостасе и все священные изображения на стенах алтаря и церкви. Остались нетронутыми в иконостасе круглые иконы христ. праздников, да иконы на царских вратах; прежние, вынутые из иконостаса иконы поставлены в виде иконостаса в двух комнатах, при входе в церковь. Всю работу Пешехонов произвел к декабрю 1852 года; общая стоимость его работы простирается до 12 000 руб. Иконы писаны по золотому фону; одежды святых забликованы золотом; вокруг образов сделаны золотые узоры с цировкою. Таким образом, церковь имеет вид древних русских церквей и замечательна как богатством своим и изяществом, так и благоговейным действием на молящихся. Алтарь четырехугольный, продолговатый; на горнем месте устроена глубокая полукруглая ниша, в которой помещается полукруглое мраморное седалище, а над ним поясное изображение Вседержителя. Пред иконой 7 серебряных лампадок. В другой нише, над жертвенником, образ Знамения Божией Матери и пред ним 3 лампадки. Иконостас тонкой резьбы, вызолоченный по светло-синему грунту, состоит из 4-х ярусов. В первом ярусе, кроме икон местных, находятся иконы Входа во храм Божией Матери, св. Николая, Сретения и царицы Александры. На боковых дверях - св. благоверные князья Георгий Владимирский и Александр Невский. Во втором ярусе главнейшие праздники и среди них, над царскими дверями, икона Софии премудрости Божией, по древнему новгородскому рисунку. В третьем ярусе св. апостолы, равноапостольные Константин и Елена, Владимир и Ольга, а между ликами апостолов деисус. В 4-м ярусе пророки и среди них икона Знамения Божией Матери. Над иконостасом Господь Саваоф с исходящим Духом Святым, и, наконец, св. крест. Пред иконами лампады со свечами, а вверху - лампады розового стекла, с елеем.

http://sobory.ru/article/?object=11997

По описанию семинарского здания, сделанному в 1848 году, внешний вид домового храма был таков: «На крыше над церковью небольшая глава на пьедестале и тумбе из листового железа, окрашенная белою краскою. Над тумбою (видимо, все же главой. — Н.К.) крест железный с сиянием и звездочками по концам и яблоко из листового же железа; а крест и яблоко вызолочены листовым золотом». В 1861 году церковь перенесли на второй этаж. Это было вызвано тем, что в прежней церкви высота потолка не превышала 5 аршин (приблизительно 3,5 м), в ней собиралось только воспитанников 500 человек, а также посторонние богомольцы, которые из-за отсутствия в этой местности других храмов приходили в семинарскую церковь. Преосвященный Алексий пожаловал для семинарской церкви иконостас главного теплого храма из перестроенной незадолго до этого Николочасовенской церкви. Новоустроенный иконостас был окрашен в белый цвет, украшен позолотой. В «Тульских епархиальных ведомостях» дается подробное его описание: «В нижнем ярусе справа от царских врат — местная икона Спасителя в серебряной ризе и серебряном венце. За южной дверью в алтарь - храмовый образ Святой Живоначальной Троицы с изображением ликов Святой Троицы и Ангелов, явившихся Аврааму, под серебряными позолоченными венцами. По левую сторону - местный образ Богоматери с Предвечным младенцем и икона Св. Николая Чудотворца. В среднем ярусе над царскими дверьми - образ Сошествия Святого Духа в день пятидесятницы. По правую сторону — полукруглый образ поклонения волхвов родившемуся Спасителю, над южной дверью полукруглый образ Преображения Господня, а над ним малый круглый образ преподобного Сергия. Далее - полукруглый образ воскрешения Лазаря. По левую сторону - образ Рождества Богородицы, над северной дверью полукруглый образ Введения во храм Пресвятой Богородицы, над ним — малый круглый образ Сретения Господня, далее полукруглый образ Успения Божией Матери. В верхнем ярусе: в середине - большой образ Святой Троицы в позолоченной рамке. Над ним малый круглый образ Святого Духа в виде голубя с деревянным позолоченным крестом вверху. По правую сторону - образ Иоанна Богослова, Иоанна Златоуста и святого мученика Иустина философа - классический праздник трех отделений семинарии, а над ним полукруглый образ Покрова Богородицы с большой ветвистой позолоченной резьбой. По левую сторону образ Св. Николая Чудотворца, Александра Невского, Архистратига Михаила, Св. Константина и Елены, Св. Ольги, Св. князя Владимира и прочих святых, празднуемых во дни тезоименитства Высочайших особ, над ним малый полукруглый образ Воздвижения Честнаго Креста Господня с большой резьбой».

http://sobory.ru/article/?object=13346

Скоро деревянная церковь уже не вмещала в себя увеличившееся число богомольцев. Разрешение на строительство каменного храма было получено в 1714 году, но запрет Петра I на любое каменное строительство в империи, кроме Санкт-Петербурга, на целых двадцать лет задержал его появление. Новый храм был освящен на Рождество Христово в 1734 году. Из разобранного старого деревянного храма в иконостас нового были перенесены древние святыни — иконы Спасителя и Божией Матери «Рудненская», работы царских изографов и «местный» образ Рождества Иоанна Предтечи, написанный в 1685 году иконописцем Ефимом Ивановым. Отдельно была установлена икона святого Иоанна Крестителя начала XVII века, где он изображен с ангельскими крылами, отчего ее именуют «Ангел пустыни». Возможно, эти святыни были пожертвованы в новопостроенный храм еще самим Патриархом Иоакимом. Освященный в 1731 году «теплый» (т.е. отапливаемый, где богослужения совершались зимой) придел храма посвящен мученику Иоанну Воину. Придел украсила икона этого святого, написанная мастером Тимофеем Кирилловым. Все эти древние намоленные святыни и поныне находятся на своих местах, и люди, приходящие к ним, имеют возможность получить через них благодатную помощь. Вскоре храм становится духовным центром грузинской диаспоры в России. Долгое время в нем служил грузинский митрополит Роман (Эристави). Здесь же за алтарем храма он и нашел место своего земного упокоения, о чем свидетельствует сохранившаяся закладная доска. В XIX веке храм был значительно расширен и обрел величественную 25-ти метровую колокольню, вместительную трапезную часть и еще один придел в честь Софии Премудрости Божией. Автором реконструкции явился знаменитый архитектор Федор Шестаков (1787-1836). Сохранив в первозданном виде древнюю часть церкви, он сумел лаконично дополнить ее новыми объемами, так что теперь мы видим храм как единое целое. В конце XIX века храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне был расписан выдающимся русским художником Виктором Михайловичем Васнецовым (1848-1926). В годы советской власти величественные творения мастера были записаны и скрыты от глаз молящихся. Только в 2007 году начались работы по их второму обретению, которые сейчас полностью закончены. Опытные реставраторы открыли для нас удивительные по красоте росписи великого мастера: «Господь Вседержитель», «Бог Саваоф», «Спас Эммануил в силах», «Преддверие Рая».

http://patriarchia.ru/db/text/1212978.ht...

Человеку Господь преподает общение с Собой во вкушении тела и крови Его, т.е. чувственно и осязательно. И подобное духовно-осязательное же общение мы имеем и во святых иконах, при всем глубоком отличии иконы от святой Евхаристии. Почитание святых икон основывается, поэтому, не только на самом содержании изображаемых на них лиц или событий, но и на вере в это благодатное присутствие, которое подается Церковью силой освящения иконы. В освящении иконы мы имеем священнодействие, которым установляется именно связь между первообразом и образом, изображаемым и изображением. Через освящение в иконе Христа происходит таинственная встреча молящегося со Христом. И это же имеет силу и относительно иконы Богоматери и святых, которые в своих иконах как бы продолжают свою жизнь на земле в своих явлениях (аналогичный же смысл имеет и почитание святых мощей). Силой этого благодатного присутствия чрез икону может подаваться помощь, как бы от самих изображенных на ней, и, в этом смысле, принципиально, всякая получившая свою силу, т.е. освященная, икона является чудотворной. Однако чудотворными, в собственном смысле, почитаются иконы, так или иначе явившие себя чудотворением и с особенной доступностью и ощутительностью являющие свою силу. Особенно значительно количество почитаемых, как чудотворные, икон Божией Матери. По верованию Церкви, пресвятая Матерь Божия, которой усыновлен в лице апостола Иоанна Богослова весь человеческий род, или вся Церковь , не оставляет мира и в Своем Успении, и пребывая в небесах, Она вместе с тем живет и жизнью нашего мира, болеет его болезнями и плачет его слезами, предстательствует о нем Своими молитвами. Потому она являет Себя миру и в чудотворных Своих иконах, которые сохраняют Ее ощутительный след на земле. (Эта вера в православии является общей с католичеством). Иконы имеют своим предметом изображение Христа, а в связи с Ним даже и Святой Троицы (в частности, в виде явления трех ангелов Аврааму при дубе Мамврийском), Богоматери, ангелов и святых. Содержание этих икон не ограничивается простыми изображениями, но может включать и различные события из жизни Христа (иконы праздников), или же выражать иногда очень сложные догматические идеи (например, различные иконы святой Софии, Премудрости Божией, космические иконы Богоматери и под.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении. Сей знак Божественной воли в виде осьмиконечного сияния на иконе известен с древнейших времен. Точно такое же восьмилучевое сияние, исходящее от Спасителя, мы видим на мозаике «Преображение» в алтаре собора монастыря святой Екатерины на Синае. Множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворением. Одна из древнейших пребывает в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля и была принесена в Третий Рим в 1390 году палестинскими иноками. По преданию, она писана на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей узрел пылающий куст. Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины», исчезнувшей в 1930 году осталось лишь имя ее в названии Неопалимовского переулка, да строки из поэмы Андрея Белого «Первое свидание»: Бывало: церковка седая Неопалимой Купины, В метели белой приседая, Мигает мне из тишины; Перед задумчивым киотом — Неугасимый фонарек; И упадает легким лётом Под светом розовый снежок. Неопалимов переулок Пургой перловою кипит; И Богоматерь в переулок Слезой задумчивой глядит. Там же стояла и другая, небольших размеров икона «Неопалимой Купины», пожертвованная сюда в 1835 году: на ней пред Богородицей был изображен еще и припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». Как бы в память об этом погубленном храме в Москве ныне построен новый храм во имя «Неопалимой Купины», на далекой северной окраине столицы, в Отрадном. Из других наиболее чтимых списков назовем образа в Троицкой церкви в городе Славянске Харьковской губернии и в селе Кубенском Вологодской губернии.

http://pravoslavie.ru/1927.html

Кондак 5 Боготечная звезда, икона Твоя святая, Богородице Дево, от Любеча в Киев пренесена бысть Твоим благоволением, Преблагая, и в соборнем храме Софии Премудрости Божией поставленная в нем пребывает, и милости Твоя благодатныя всем с верою молящимся пред нею обильно источает, да вси зовут рождшемуся от Тебе и прославльшему Тя Богу Слову: Аллилуиа. Икос 5 Видевше людие Любечстии лишение свое, яко чудотворная икона Твоя, Владычице, от них в Киев пренесена бысть, просиша Первосвятителя Киевскаго о ея к ним возвращении, но сей, список с чудотворныя иконы написав и освятив, в Любеч его посла, идеже чудес благодатию сей прославися, и тако скорбь людей Любечских утолися и в радость преложися Твоим благопромышлением о них, Госпоже Всеблагая. Сего ради вопием Ти: Радуйся, во благих желания наша дивно исполняющая; Радуйся, любящим и чтущим Тя любовию Твоею Божественною сугубо воздающая. Радуйся, скорбь людей Любечских о лишении образа Твоего честнаго в радость претворившая; Радуйся, список с иконы Твоея чудотворныя многими чудесы прославльшая. Радуйся, яко с верою и благоговением поклоняемся пречистаго лика Твоего изображению; Радуйся, яко от него приемлем благодатныя дары Твоя на пользу душ и телес наших. Радуйся, Мати Божия, и спаси на Тя уповающия. Кондак 6 Проповедует град Любеч милости Твоя и чудеса, Владычице Всемилостивая, и светло красуется. имея в себе залог Твоего благоволения, икону Твою благодатную, Госпоже Всеблагая, к ней же усердно притекающе, в недузех исцеление, в скорбех утешение, в бедах избавление от нея приемлем и зовем Тобою благодеющему нам Христу, Царю и Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсияла еси, яко луна полная, на тверди Христовы Церкве, Богородице Дево, лучами чудес предивных озаряя верных и всех путеводствуя к пресветлому Солнцу Правды, Сыну Твоему и Богу. Озари Владычице, и наша мрачныя души, да во свете добрых дел неосужденно возможем приносити Тебе пения сицевыя: Радуйся, радость и умирение миру рождеством Твоим принесшая; Радуйся, во благих обеты наша милостиво приемлющая. Радуйся, ветхим деньми силы обновляющая; Радуйся, юношей и дев к целомудрию невидимо руководящая. Радуйся, иноков и инокинь Боголюбивых тайное утешение; Радуйся, в сомнении сущих и неверных благодатное вразумление. Радуйся, Мати Божия, и спаси на Тя уповающия.

http://pravicon.com/info-1188

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010