Ныне в соборе находится чудотворная икона XII столетия " Знамение Богородицы " . Помимо главного, существует ещё иконостас в Рождественском приделе. Большая часть икон Рождественского иконостаса написана одновременно в первой половине XVI века. В придел ведут медные Корсунские врата, являющиеся самым древним памятником прикладного искусства в храме. Они изготовлены византийскими мастерами XI века. Еще одни вели- колепные врата украшают главный, западный вход в Софийский собор. Это Магдебургские врата. Они отлиты в середине XII столетия немецкими мастерами в Магдебурге. Это воинский трофей новгородцев, захваченный в боях за шведскую крепость Сигтуну еще в 1187 г. София несколько десятилетий была единственной каменной постройкой Новгорода. В 1930 г. Софийский собор стал музеем. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) он был варварски разграблен и разрушен: стены и своды пробиты снарядами, позолота куполов вместе с медными листами содрана. Многие произведения монументальной живописи погибли безвозвратно. В послевоенные годы храм был восстановлен. В нем разместили выставки " Рукописная и старопечатная книги " , " Софийский дом в экономике и культуре Новгорода " , " Софийские граффити " . 14 августа 1991 г. сессия областного совета утвердила решение облисполкома о передаче Новгородской епархии русской Православной церкви Софийского собора в постоянное и безвозмездное пользование. 15 августа был подписан акт о передаче, а на другой день состоялось торжественное освящение собора, которое совершил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Софийский собор вновь стал действующим, однако ценнейшие раритеты, такие как Успенский и Рождественский иконостасы с иконами XV-XVII вв., гробницы с мощами основателя собора - новгородского князя Владимира Ярославича, святых Никиты и Федора, икона XII в. - хранительница города - " Знамение Божьей Матери " , паникадило, подаренное собору Борисом Годуновым и другие, доступны для осмотра. По книгам: Брюсова В.Г. София новгородская, памятник искусства и истории.

http://sobory.ru/article/?object=00314

В иконостасе южного придела святого Александра Невского большую часть образов составили изводы разного времени, перенесенные сюда из упраздненной церкви. Среди них «по достоинству письма» в источниках особо отмечены: местные образа Спасителя и Божией Матери на холсте, «Всех скорбящих радость» и «Святой Александр Невский», написанные на досках и украшенные серебряными вызолоченными окладами и ризами старинной работы. Также здесь в южных и северных дверях находились изображения Александра Невского и Первомученика Стефана кисти Ф. П. Брюлло, «Благовещение» и 4 евангелиста, тоже в драгоценных ризах - А. К. Сазонова. В северном приделе праведных Захария и Елизаветы помещался монументальный тканный запрестольный образ «Рождество Христово», изготовленный на Императорской шпалерной фабрике и подаренный храму императором. Иконографически он представлял собой копию с картины «Ночь. Поклонение пастухов» Корреджо - любимого художника императора Николая I. Местные иконы Спасителя, Богоматери и образа Захарии и Елизаветы на боковых дверях иконостаса написал А. Т. Марков. Они были украшены серебром усердием почетного гражданина Григория Петрова. Над дверями помещались иконы Святой княгини Ольги и равноапостольной Марии Магдалины, кисти Я. Ф. Яненко, а над царскими вратами «Тайная вечеря» кисти Парденана, доставленная в храм из Эрмитажа. Против правого клироса находились две иконы греческого письма, крупного размера, в серебряных вызолоченныз окладах и ризах, перенесенные из упраздненной церкви: Иверская икона Божией Матери и Николая Чудотворца. Известно, что позолота на всех иконах «сделана в 1856 г. иждивением купца Сергея Одноушевского, бывшего церковного старосты» Вкладом Семеновском полка стало крупноформатное Евангелие, в серебряном золоченом окладе, украшенном в 1796 году драгоценными камнями. На верхней доске книги были представлены финифтяные овальные образа: «Воскресение Христово» и лики евангелистов, апостолов, пророков и других святых; на нижней - рельефное изображение «Софии Премудрости Божией». С 1798 года это роскошное Евангелие хранилось в алтаре северного придела.

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/11/...

И. Немировича-Данченко. Стоит сказать, что Сергей Александрович приходился родным внуком известному волжскому купцу 1-й гильдии и меценату Капитону Андреевичу Макашину. В родном Лаишевском уезде дед учёного владел винокуренным, кирпичным и конным заводами. Купец догое время был почётным смотрителем Лаишевского местного уездного училища. Когда же началось строительство Троицкой церкви, Капитон Андреевич постоянно оказывал огромную помощь строительными материалами. В частности, тот превосходный красный кирпич, из которого сложен храм, щедрый купец предоставил бесплатно. Лаишевскому благотворителю не суждено было увидеть завершение своих трудов: 27 октября 1904 года Капитон Макашин скончался на 75 году жизни. Постройку и отделку внутренних интерьеров храма завершили в 1912 году. Весной того же года в торжественной обстановке прошла церемония освящения Троицкой церкви. В истории постройки Троицкого храма были как светлые, так и трагические страницы. Одной из них стала драма 1904 года, который не назовёшь счастливым для всей России. В это время шла весьма неудачная для страны Русско-японская война, а Казанская епархия и весь православный мир понесли тяжёлую утрату: была похищена и, по всей видимости, варварски уничтожена чудотворная икона Божией Матери " Казанская " . В ходе возведения Троицкой церкви в Лаишеве к работам в качестве подсобниц привлекались и местные монахини. Это была нередкая практика при постройках монастырских храмов и в России, и во всём мире, и она же порой влекла за собой несчастные случаи. Известен пример преподобной Марфы Дивеевской, в миру Марии Милюковой, которая в 18 лет надорвалась во время строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Дивееве (1829). В Лаишеве работы над Троицкой церковью уже завершались, когда во время монтажа светового барабана внезапно обвалились строительные леса, установленные вокруг здания. В итоге 49 монахинь, подносивших кирпичи, упали наземь с большой высоты вместе с обломками лесов. Последствия были ужасны: большинство получили тяжёлые увечья, а 17 сестёр спасти и вовсе не удалось.

http://sobory.ru/article/?object=20636

Впрочем, не все изображения СофииПремудрости Божией одинаковы. На Новгородской иконе Софии изображён Вседержитель в царской одежде с огненными крылами на огненном престоле о семи столпах. Вокруг голубое небо со звёздами; по сторонам Божия Матерь с иконою Иисуса Христа и св. Иоанн Креститель. Сверху этого изображения Спаситель в огненном круге и надпись: Премудрость Божия. Ещё выше опять звёздное голубое небо и на золотом престоле Евангелие, пред которым по три ангела с каждой стороны преклоняют колена. Все изображения СофииПремудрости Божией выражают одну мысль: Матерь Божию, послужившую воплощению Сына Божия. По этой причине празднество СофииПремудрости Божией совершается Православною Церковью в Богородичные дни, в день Рождества или Успения Богородицы: 8 сентября и 15 августа. 8.09. Рождество Пресвятой Богородицы 98 Рождество Пресвятой Богородицы В каждом православном храме есть икона Рождества Богородицы. В воспоминание Рождества Богородицы Церковь установила на 8 октября двунадесятый праздник ещё в IV веке, когда стали строить и храмы в честь великого благодеяния всему роду человеческому: Рождество Пресвятой Богородицы – начало нашего спасения, дом, который создала себе Премудрость Божия. 8.09. Рождество Пресвятой Богородицы – Глинская Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы находится в Глинской пустыни, в расстоянии 160 вёрст от губернского города Курска и в 40 от г. Путивля. Думают, что название своё она получила от рода Глинских, ближайшей местности владельцев, благотворивших пустыни, основанной в 1648 году. Драгоценную святыню обители составляет чудотворная икона Божией Рождество Пресвятой Богородицы – Глинская Матери, явленная в начале XVI века на месте построения обители. По древнему преданию, записанному иноками, в дремучем лесу, окружавшем пустынь, пчеловоды, осматривая свои ульи, выдолбленные в дереве, увидели на одной из больших древних сосен икону Рождества Пресвятой Богородицы, чудесным светом озаряемую, отчего были объяты страхом. Придя в себя, они помолились с благоговением пред святою иконою и, возвратясь в жилища свои, возвестили о виденном явлении и прочим людям. С того времени начали многие стекаться к новоявленной иконе. Благодать Божия молитвами Пречистой Богородицы исходила от Её образа, исцеляя многоразличные болезни с верою прибегающих. Из-под корня сосны, явлением тем ознаменованной, истекал источник чистой воды; пившие эту воду и умывавшиеся ею с верою получали исцеление. Величина чудотворной иконы в вышину 5 вершков, а в ширину 4 вершка. Риза на иконе золотая, чеканная, в серебряном вызолоченном киоте в виде круга, украшенном 36 звёздами из мелких стразов. Вверху круга изображён Господь Саваоф. В записях обители сохраняется описание многочисленных случаев исцеления по молитвам веры, прибегающих к Спасителю и Его Пречистой Матери пред Её чудотворною иконою. 8.09. Рождество Пресвятой Богородицы – Изяславская

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Царь Алексей Михайлович. Рисунок из альбома А. Мейерберга. 1662 г. В XIV веке на Руси возводятся первые храмы, посвященные преподобной Марии. Одна из первых церквей была поставлена на Кучковом поле еще до встречи Владимирской иконы Богоматери. М.И. Александровский называет датой ее основания 1358 год . И.С. Снегирев пишет, что в 1378 году был возведен деревянный храм в память казни на Кучковом поле Ивана Васильевича Вельяминова, а с 1385 года храм стал каменный . И.Ф. Токмаков утверждает, что в 1385 году был деревянный храм . С.К. Кондратьев повторяет как дату основания 1378 год, тоже связывая его с местом казни . Путеводитель, изданный Архитектурным обществом под редакцией И.П. Машкова, признает, что в 1385 году был каменный храм, обновленный в 1784 году . Мною была предложена версия о существовании на этом месте двора князя Владимира Андреевича, героя Куликовской битвы, за которую он получил прозвище Храброго. Его мать, княгиня Мария, основала рядом на Кучковом поле Рождественский монастырь, куда постриглась под именем Марфы и в котором была погребена в 1389 году. Жена Владимира Андреевича Елена Ольгердовна также постриглась в Рождественский монастырь и завещала похоронить себя в нем. Церковь преподобной Марии была домовым храмом князя Владимира Андреевича и была посвящена святой покровительнице его матери . Здесь важно вспомнить, что на внутренней крышке ковчега с мощами святой Марии Египетской, изготовленной в 1707 году, было изображение коленопреклоненного моления преподобной перед Владимирской иконой Божией Матери. Этим недвусмысленно показывалось, что, по убеждению москвичей, Владимирский образ был той самой иконой, которая остановила Марию. Вера москвичей основывалась на том факте, что византийский император Лев VI Мудрый (886–912) перенес чудотворную икону из Иерусалима в Константинополь и поместил ее перед главным входом в собор святой Софии Константинопольской. Там ее видели русские паломники в Константинополь Игнатий Смоленский (1389), дьяк Александр (1394–1395) и диакон Зосима (1419–1422). Игнатий Смоленский писал: «В утрии приидохом к святеи Софии, еже есть Премудрости Божиа. И дошедшее великих врат, поклонихомся чюдотворнеи иконе Пречистыа Богородица, от неяже изыде глас Марии Египетьскои, възбраняя еи входа в святую церковь в Иерусалиме. И уразумевшу ей согрешения своя, и умилившуся о сем, и поручнице о себе Пречистую Богородицу дающее, и сицевая ей словеса глаголющи, и абие внезаапу услыша глас, глаголющее ей издалече: Аще Иердан преидеши, добр покой обращещи» . Соответственно, икона, привезенная в Киев и ставшая впоследствии чудотворной Владимирской, могла быть списком, сделанным в Константинополе с образа «Богоматери, говорившей с Марией Египетской».

http://pravoslavie.ru/32260.html

Композиция та же, что и на предыдущей иконе. (Надписи: « Стая Софея Премудрость Бжия»; « Мр у»; « Хс»; « Н»; « « аггли гдни» сделаны чернилами). Вверху иконы по сторонам престола изображены не по два (как на предыдущей иконе), а по три ангела. У Богоматери и св. Иоанна Крестителя подножий под ногами нет. Фон иконы белый, земля зелёная, поля жёлтые. Размер вершк. Написана в XVII в. На обороте иконы надпись: «Образ Св. Софии Новгородской из церкви архангела Гавриила чрез протоиерея Николая Надеждина 15 октября 1872 года». Ο Софии Премудрости Божией см. у нас в сочинении: «Переводы с древних икон, собранные Гурьяновым». Стр. 30–45. 13. София Премудрость Божия В той же композиции, что и на иконе 11; сохранилась очень плохо: на полях приписаны – на правом святитель (без бороды) и на левом – преподобный (надписи выкрошились). Внизу иконы красная сургучная печать, в ней можно разобрать: « Печ. Кос. Приказа». Икона XVII века, в церковно-археологический музей Общества Любителей Духовного Просвещения поступила из Св. Синода. 14. Не рыдай мене Мати Об этой иконе см. в 11 выпуске настоящего сочинения. 15. Троица ветхозаветная Надпись « Стая Троица» – жёлтая; размер иконы в. Фон её жёлтый, поля коричневые. Палаты и дуб зелёные, горы зелёные с жёлтым. Все три ангела представлены с жезлами (с трезубцем на конце) в левых руках: в кудрявых волосах ангелов тороки, одежды, – у среднего нижняя красная, верхняя – тёмно-зелёная, у второго тоже, только верхняя одежда у него светло-зелёная, у третьего (налево от зрителя) верхняя – красная, прописанная по складам чернилами, нижняя зелёная: крылья у всех трёх – светлые, нимбы золотые. Под каждым ангелом на столе по чаше с яствами, которых касаются правыми руками средний и правый ангелы. Оба крайних ангела сидят на резных золочёных табуретах: ноги (в сандалиях) покоятся на подножиях. Икона XVII века. В музей поступила из Св. Синода. 16. Троица ветхозаветная Надпись « Стая Троица» сделана киноварью; размер иконы в. Фон её коричневый, горы и земля розовые, растения чёрные; палаты и дуб зелёные. Все три ангела представлены в серых нимбах, с тороками в волосах, в руках красные жезлы; одежды – у среднего и правого – верхняя – зелёная, нижняя – красная, у левого – нижняя зелёная, верхняя – красная. Стол, за которым сидят ангелы, покрыт белой скатертью, на столе три золотых сосуда, по стольку же красных ложек и чёрных вилок. Средний и правый ангелы правые руки опустили в сосуды, левый простёр десницу с двуперстным сложением. Табуреты, на которых сидят правый и левый ангелы, золочёные, на резных ножках, подушка под правым ангелом красная, под левым – зелёная, подножия – светло-зелёные. На правом поле иконы приписан неизвестный преподобный (надпись стёрлась). Икона XVII века, в музей поступила из Московского Вознесенского женского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Церковь Святой Софии, Премудрости Божией, в Садовниках Храм Софии Премудрости Божией на Лубянке. В старой Москве были два храма, освященные во имя Святой Софии Премудрости Божией. Оба чудесно сохранились до наших дней и вновь действуют. Один из них находится в Замоскворечье, другой — в центре Москвы, на Пушечной улице, но оба были связаны с новгородскими походами Ивана III. И если храм на Пушечной основали сами новгородцы, переселенцы из Великого Новгорода, покоренного Москве, то уникальный замосквореченский храм возвели москвичи в честь своей победы над Новгородом. Именно ему суждено было сыграть ключевую роль в градостроительстве православной Москвы-Третьего Рима. Престольный праздник посвящен образу Святой Софии, Премудрости Божией (с древнегреческого София означает Мудрость). Премудрость Божия — это воплощение Божественного Замысла, предвидевшего грехопадение человека, о Домостроительстве и спасении рода человеческого через Христа — Бога-Логоса и Пречистую Богоматерь, через Которую Он воплотился. Оттого этот праздник связан с Богоматерью. Икона Софии киевского извода, то есть образа из Софийского храма в Киеве, чествуется 21 сентября в Рождество Богородицы. А 28 августа празднуется образ Софии новгородского извода, — из храма Святой Софии в Великом Новгороде. Празднование этого образа в день Успения прославляет воплотившуюся Премудрость Божию через полное осуществление Божественного Замысла, когда Богоматерь прославляется как Царица Небесная, Заступница рода человеческого перед Небесным Престолом Ее Божественного Сына. Так праздник Софии стал торжеством Пресвятой Богородицы. Икона Святой Софии, выражающая сложный образ Премудрости Божией, исполнена в огненных тонах. В центре композиции иконы новгородского извода изображен Господь Вседержитель в огненном образе, в царском венце и облачении и с огненными крыльями, сидящий на золотом престоле, которые поддерживают семь столбов («Премудрость созда Себе дом и утверди столпов семь»). Вокруг Него звездное небо, а по сторонам от Господа стоят ближайшие свидетели воплощения Сына Божия — Богоматерь в пурпурном одеянии с иконой Господа Христа и Иоанн Предтеча. Главная мысль иконы — представить воплощенную Премудрость в Ее предвечном Замысле: в образе Христа-Логоса и Богородицы, через Которую Божественный Замысел о спасении мира и рода человеческого воплотился. Богоматерь представлена здесь и как Царица Церкви, которую основал Господь и вне которой, согласно Божественному Промыслу, невозможно достигнуть спасения.

http://pravoslavie.ru/352.html

Глава восьмая. Тщетная попытка о. о. Булгакова и Флоренского обосновать свое учение о Софии на иконографических данных 1. Новгородская икона Софии, Премудрости Божией. Толкование содержания сей иконы о. о. Булгаковым и Флоренским Ясно отсюда, что такою же тщетною попыткою для обоснования своего учения должно быть признано и обращение о. о. Булгакова и Флоренского к иконографии, ибо она есть плод учения как богооткровенного, так н святоотеческого. В данном случае ими указываются три главных типа софийных икон: Новгородская, Ярославская и Киевская. Первая, по их мнению, свидетельствует о предвечной Софии. Будучи храмовою иконою в новгородском соборе, она современна его построению – 1045–1052 г. По древнему преданию эта икона признается копией с Цареградской из Иустиниановского храма и почитается чудотворной. Здесь центральною личностью является крылатый Ангел с лицом, одеждою и крылами огненного цвета. Ангел изображается в царском венце с водруженным наверху крестом, в царском далматике восседает на четвероножном с подушкою огненного цвета золотом престоле, подпертом семью столпами. В правой руке Его жезл с лучезарным крестом наверху, а в левой, при персях – свиток. Около Ангела и престола – голубое в кругу звездное поле с лучами по краям. Над Его главою в малом огненном кругу изображен Спаситель в червленом хитоне с голубой, от времени позеленевшею, хламидою на раменах, благословляющий обеими распростертыми руками. Около Его главы золотое окружение (нимб) с надписью: «Премудрость Божия». Выше этого изображения опять голубое звездное небо и здесь на золотом престоле – лежащее Евангелие, пред которым шесть Ангелов (по три с каждой стороны) преклоняют колена. На правой стороне от сидящего на престоле Ангела стоит Божия Матерь, а с левой стороны стоить Иоанн Предтеча 325 . По толкованию прот. Булгакова под видом Ангела на сей иконе изображается Божественная София, как «ангел твари, идеальная душа мира». «Несомненно, – говорит он, – что это не есть просто ангел, как один из представителей ангельского мира (последние в той же иконе помещены сверху). Об этом исключительном его значении свидетельствует не только его огнезрачность, но и все атрибуты, начиная от золотого престола... Это изображение… само не имеет своей собственной ипостаси, но лишь способность ипостасироваться, становиться природой и содержанием всякой ипостаси, а потому оно и может быть изображено лишь в свете этого ипостасирования, как живое и личное существо. Одним словом, изображение огненного ангела означает: не ипостась, а ипостасность, или Божественную Софию» 326 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 3 февраля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 Перепечатано из: “Труды V съезда русских академических организаций”. ч. 1, София, 1932, сс. 485—500. Автор принял священнический сан в 1932 г. Протоиерей Георгий Флоровский (1893—1979) — выдающийся православный богослов, внесший неоценимый вклад в становление богословских школ Свято-Сергиевского института в Париже и Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке. — Ред. I. Первый храм во имя Премудрости Божией был воздвигнут в Константинополе самим Константином. Но освящен он был только при Констанции, в 360 г. Не видно, кто дал имя храму. Сократ, наш древнейший свидетель, выражается неясно: “теперь называемая София” (II, 43). Во всяком случае во времена Сократа этот храм назывался Софией. И нетрудно сказать, как понимали это имя христиане того времени. Это было имя Христа, Сына Божия, под этим именем предвозвещенного в Ветхом Завете (прежде всего в книге Притч); это библейское имя повторяет и апостол Павел (1 Кор I:24). В IV в. много говорили и спорили о Божественной Премудрости, в особенности в связи с знаменитым стихом Притч 8:22 “созда мя в начало путей своих…” Это была основная экзегетическая тема в спорах православных и ариан; и обе спорящие стороны были согласны, что Божественная Премудрость, о которой говорится в библейской книге, есть Сын Божий. Такова была богословская традиция. Еще Ориген резко подчеркивал, что только имя Премудрости есть первичное и собственное имя Сына (см. Comm. in Iohann. I. 22). В известном символе Григория Чудотворца Христос называется Словом и Премудростью и Силой… Вряд ли можно сомневаться, что воздвигнутый в IV в. храм Премудрости был посвящен Христу, Воплощенному Слову. И напрасно догадываться, не посвящали ли тогда храмов отвлеченным идеям… У Юстиниана не было поводов изменять посвящение, когда вместо сгоревшего старого храма он воздвиг новый. В его время, во время напряженных христологических споров, опять-таки всего уместнее было посвятить “великую церковь” именно Христу, Премудрости и Слову.

http://pravmir.ru/o-pochitanii-sofii-pre...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Знамение (Знамение Новгородская) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: XII в. Собор Святой Софии Премудрости Божией, Великий Новгород. Считается, что этот образ – та самая икона, которая зимой 1170 года спасла новогородцев во время нападения суздальцев. Это спасение города заступничеством Божией Матери легло в основу истории прославления иконы Пресвятой Богородицы " Знамение " . Центральным событием битвы было попадание стрелы в лик Богородицы, икону Которой новгородцы выставили на городскую стену. В 1978 году во время исследования иконы в Институте реставрации (ГосНИ[...] Файл 795.jpg:   Размер: 1337x1500, 2.01 MPix, 502 Kb. Дата: 2009-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 9 (775) , (145) . Описание: Ikona_pycckaя_Page_093. Икона БОГОРОДИЦЫ ЗНАМЕНИЕ, ВОПЛОЩЕНИЕ. Начало XVI в. Происходит из церкви Иоанна Предтечи Глушицкого Сосновецкого монастыря. В Глушицком Сосновецком монастыре икона почиталась как произведение кисти преподобного Дионисия Глушицкого и славилась как чудотворная. Празднование ей совершалось 27 ноября (ст. ст.). Иконы подобного типа с изображением Богоматери и Младенца в славе обычно помещались в центре пророческого ряда иконостаса как зримое выражение предсказаний великих п[...] Файл 800.jpg:   Размер: 1241x1754, 2.18 MPix, 563 Kb. Дата: 2009-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (394) , (11) . Описание: XII в. Собор Святой Софии Премудрости Божией, Великий Новгород. Считается, что этот образ – та самая икона, которая зимой 1170 года спасла новогородцев во время нападения суздальцев. Это спасение города заступничеством Божией Матери легло в основу истории прославления иконы Пресвятой Богородицы " Знамение " . Центральным событием битвы было попадание стрелы в лик Богородицы, икону Которой новгородцы выставили на городскую стену. В 1978 году во время исследования иконы в Институте реста[...]

http://pravicon.com/icon-117-photo

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010