Восстановленная церковь была первоначально освящена 15 августа 1732 г. Поскольку это событие совпало с днем празднования СофииПремудрости Божьей, храм был освящен в память Успения Божией Матери. Этот храм просуществовал 168 лет и был разрушен, как и другие постройки на территории Российской Духовной Миссии, в июне 1900 г. во время восстания ихэтуаней. В 1904 г. на этом месте возвышался храм Всех Святых Мучеников, разрушенный в 1957 г. В настоящее время на этом историческом месте в парке Посольства Российской Федерации в КНР, стоит мраморный Поклонный Крест (установлен 3 апреля 2007 г.). Возрожденной ныне Успенской церкви отводилась роль временного трапезного храма, так как наряду с ней строился храм Всех Святых мучеников, а также другие храмовые постройки: церковь во имя Серафима Саровского на русском кладбище в районе Аньдинмэнь (ныне парк Циньняньху), надвратная колокольня Миссии, для крестового архиерейского храма во имя Святителя Иннокентия Иркутского перекладывалась Красная Фанза. Кафедральный собор задумывали построить к 300-летию дома Романовых в 1913 г. в южном парке Миссии (ныне городской парк Наньгуань), но этому плану не суждено было сбыться. Успенскую церковь отличал лаконизм композиции, простота сочленений, простота форм и деталей, отсутствие вычурного убранства. Все это отвечало характеру временного типа сооружения, хотя, как показала история, ему удалось пережить другие более значимые в архитектурном отношении храмовые постройки Российской Духовной Миссии в Пекине. Использование простых изобразительных средств свидетельствовало о стремлении создать, прежде всего, каменный молитвенный дом для текущих нужд, не дожидаясь возведения храмов классической православной архитектуры. В храме хранилась такая святыня, как икона святителя Николая Чудотворца, привезенная албазинцами из России в 1685 г., а также иконы святых великомучеников Димитрия Солунского и Пантелеимона-целителя. Судьба святынь после 1956 г. достоверно не известна. В течение полувека в Успенской церкви и других храмах Миссии осуществлялось духовное окормление православных верующих как из числа китайцев, так и россиян, проживавших в Пекине или приезжавших сюда на время. В 1954 г. было принято решение о закрытии Российской Духовной Миссии, а в мае 1956 г. все русское духовенство во главе с архиепископом Пекинским Виктором (Святиным) отбыло в Россию.

http://sobory.ru/article/?object=17978

Если Русь — Новый Израиль, то ее столица Киев — это Новый Иерусалим. В связи с этим библейские аналогии накладываются и на первых христианских правителей Руси: равноапостольный князь Владимир Великий уподобляется царю Давиду, а благоверный князь Ярослав Мудрый — премудрому Соломону . Само пространство Киева организуется как градостроительная икона Иерусалима: в его центре стоит храм Премудрости Божией — Святая София, к которой ведут Золотые Ворота. Символически они изображают те ворота, через которые Христос входил в Иерусалим. Но в «Слове» митрополита Илариона они приобретают и другое значение: Киев — это место Божественного присутствия, а Золотые Ворота — символическая точка Его вхождения в пространство города. Об этом говорит посвящение надвратного храма Благовещению Пресвятой Богородицы — событию зачатия Господа Иисуса Христа и Его вхождения в пространство нашего мира. Не случайно митрополит Иларион обращает архангельское приветствие Деве Марии к самому Киеву: «Радуйся, благоврныи граде! Господь с тобою!» Тема священного града, в котором обитает Бог, акцентирована и в интерьере Святой Софии. В частности, в апсиде алтаря надпись на греческом языке гласит: «Бог посреде его, и не подвижится, поможет ему Бог утро заутра» (Пс. 45, 6) . Необходимо отметить, что идея «Киев — Новый Иерусалим» имеет не только библейские аналогии, но и определенное богословское основание. В Священном Писании под «Новым Иерусалимом» понимается как Царство Божие в конце времен (Откр. 3, 12; 21, 2–4; Гал. 4, 24–26), так и Церковь Христова, поскольку в Крещении и Миропомазании верующие уже здесь, на земле, получили залог будущего Царства (1 Пет. 2. 9–10; Евр. 11, 10; 12, 22–24). И древнерусские мыслители уже представляли свой народ гражданами этого Царства. Новый Иерусалим — это также рефлексия древнерусской столицы как «матери городов русских» и как центра распространения христианства по восточнославянским землям. Об этом ярко говорит Иаков Мних в «Житии князя Владимира», восклицая между прочим: «Оле чюдо! Яко 2-и Иерусалимъ на земли явися Киевъ» .

http://bogoslov.ru/article/6194504

При разорении города Путивля 8 от Татар, в начале XV столетия, и сей Пустынный Монастырь подвержен был той же участи, и место это долгое время оставалось в запустении. Но по преданиям видно, что ещё до 1591 года здесь уже существовал монастырь довольно благоустроенный. – Так, в Путивльских Писцовых книгах, 1591 года 9 , упоминается о сем следующее: «В Путивльском уезде, от города 20 вёрст, монастырь Молченской Рождества Пресвятой Богородицы, да того ж монастыря на посаде в остроге тёплой храм Софии Премудрости Божией, да собор Пресвятой Богородицы, а в монастыре Игумен Пафнутий с 15 братами. К монастырю же два селища Линевское и Климовское с лесами в длину на 6, а в ширину на 4 и на 3 версты. На Беликовом колодце слободи, а в ней 6 дворов крестьянских.» На что и на владение рыбными ловлями дана от Царя Феодора Иоанновича в 1593 г. марта 23 и Грамота. В смутные времена Самозванцев (1605–1613 г.) 10 когда г. Путивль взят был приступом и все окрестные селения потерпели разорение, Пустынь сия снова подверглась опустошительному разорению. Посему, опасаясь подобных случаев, Игумен Пустыни Пафнутий с братией перешли в Путивль в ново построенный там монастырь, а вместе перенесена и Чудотворная Икона Молчанской Пресвятой Богородицы 11 и пустынное место сие, со всеми угодьями, приписано было к сему монастырю. По Святому Образу сему, явившемуся в пустыне над великим болотом Молчею, монастырь Путивльский принял наименование Большого Молчанского и ещё слыл монастырём Белой Богородицы 12 . А на месте Святого события, в пустыне, благочестивое усердие поставило небольшую церковь тоже Рождества Пресвятой Богородицы деревянную и несколько келий. Но Богослужение совершалось здесь только дважды в год – на Рождество и Покров Пресвятой Владычицы Богородицы, монашествующими Путивльского монастыря, при большом стечении Богомольцев. Около 1630 г. построена здесь, на месте прежней деревянной и с тем же наименованием, первая каменная церковь. Христианское усердие и любовь Путивльских граждан к столь знаменательному пустынному месту не удовлетворились одним этим: они ходатайствовали у Благоверного Государя Царя Алексия Михайловича о восстановлении там древней Обители. По чему, 1653 г., повелено определить туда Иеромонаха с причтом церковным и братии 6 человек, дабы служба была вседневная, и что бы из Большого Молганского, что в Путивле, монастыря и одежда производилась им. И, в следствие сего, определён в пустынь некто Иеромонах Александр, вышедший из Киевских стран, с братией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собор Парижской Богоматери является вместилищем величайших христианских святынь. Известно, что во время Четвёртого крестового похода, в 1204 году, Константинополь в целом, как и главный его храм – Собор Святой СофииПремудрости Божией, был разграблен крестоносцами – главными на тот момент носителями европейских ценностей, а Величайшие христианские святыни, принадлежащие православному миру были вывезены. Среди них - туника Христа, посох Христа, плеть Его бичевания, святой гвоздь, копие, частицы сандалий Спасителя. В числе похищенных ценностей был и Терновый Венец, вывезенный сначала в Иерусалим, а затем в Париж. В соборе Парижской Богоматери находилась и частичка русской души – Икона Владимирской Богоматери, подаренная Собору в 2007 году Святейшим Патриархом Алексием II в ходе его пребывания в Париже. После православного молебна Святейший Патриарх Алексий, православные клирики и миряне поклонились Терновому венцу, частице Животворящего Креста Господня и гвоздю, которым было пронзено тело Спасителя. По завершении молебна Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся в храме со словами, которые сегодня чрезвычайно актуальны: «…И пусть окружающий нас мир полон поклонения пустым и ложным идолам. Пусть он наполнен унынием, отчаянием, растерянностью, скорбями. Мы знаем, что нам открыты врата Неба, и призываем всех войти в него. Войти, откликаясь на Божий призыв: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со мною» (Откр. 3. 20). Этот призыв обращен к каждому человеку и к каждому народу. Благодарение Богу, что многие люди услышали его за века истории христианской Европы. Миллионы людей откликаются на него и сегодня… Мы видим, что современное общество, с утратой нравственных ориентиров и господством ложных ценностей, становится все более бесчеловечным и жестоким, порождая множество конфликтов и противостояний, как между отдельными людьми, так и между сообществами и народами. Поэтому обращаюсь сегодня ко всем вам, дорогие братья и сестры во Христе, с чувством глубокой тревоги и сознанием нашей общей ответственности перед Богом за состояние современного мира».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/16/fr...

«Что же у тебя в сундуке? Не золото ли?» — нахмурился Илия. Он скептически относился к постриженицам из благородных семей, считая это – не всегда необоснованно – глупостью и блажью. «То, что дороже золота», — ответила Евфросиния, с усилием открывая кованую крышку тяжелого сундука. Митрополит заглянул и – онемел. Сундук был доверху заполнен свитками и кодексами на славянском, греческом и латинском языках. «Дитя мое», — проговорил митрополит Илия, — «дитя мое, да как же ты это одна потащишь!» Он приказал двум диаконам поднять сундук в келью Евфросинии. «Вот сюда», — сказала она. – «Чтобы было удобно его открывать. И еще, владыка, я хотела бы стол, на нем я буду переписывать эти книги». «Дитя мое», — епископ покачал головой, — «а есть ли у тебя хоть шубейка какая? Скоро морозы!» «Владыко, я взяла с собою только книги», — ответила Евфросиния и добавила: — «И еще три хлеба». Так, в 1128 началась ее жизнь при полоцкой церкви Святой Софии, Премудрости Божией. Евфросинии было тогда около 25 лет. Время летело, вокруг нее собирались другие девы – дочери князей и других знатных людей. Собирались для того, чтобы изучать Священное Писание, для того, чтобы читать слова Христовы. Епископ Илия передал княжне-инокине «место» при церкви Святого Спаса на Сельце, близ Полоцка, где возник девичий Спасо-Преображенский монастырь, игуменьей которого стала Евфросиния. Подражающи дванадесятолетна дванадесятнолетну Христу, учившему во святилище Божию слову, последовала еси, Евфросиние… Не случайно названа была юная Евфросиния в честь Александрийской подвижницы. Александрия – это и знаменитый оазис учености, прославленный библиотекой и Мусеем, родина великого богословов раннего христианства Климента и Оригена, родина святителей Александра Александрийского и Афанасия Великого, борцами с ложью Ария, учившего, что Сын – не Бог. В Александрии жила и великая женщина-ученый четвертого века, Гипатия, одним из учеников которой был епископ Немесий, написавший сочинение «О природе человека». Сама Гипатия, трагически погибшая от рук толпы, так и не успела стать христианкой…

http://pravmir.ru/prepodobnaya-evfrosini...

He все означенные слова о. Булгакова можно понять, чтобы уяснить себе: что это за существо, которое изображается на Новгородской иконе под видом Ангела. Последний называется пр. Булгаковым живым и личным существом. Значит, это есть личность – ипостась. Но тут же о. Булгаков заявляет, что изображенный Ангел не ипостась, а ипостасность. А в своей книге «Свет невечерний» прот. Булгаков, как видели мы, не только Божественную Софию называет ипостасью, но даже четвертою ипостасью 327 . Впрочем, из приведенных его слов ясно одно, что изображенный Ангел выше Ангелов и ангельской природы, ибо является существом исключительным, о чем свидетельствуют его огнезрачность, золотой престол, на котором он восседает, и другие изображенные на иконе признаки его царственного достоинства. Более подробное толкование, но в том же смысле изображению Ангела в Новгородской иконе дает нам о. Флоренский. Он также смотрит на этого Ангела, как на Божественную Софию. По его мнению, «крылья Софии – явное указание на какую то особенную близость ее к горнему миру. Огнезрачность крыльев – духоносность. Кадуцей (а не жезл с крестом...) указание... на таинственную власть над душами. Свернутый свиток, прижимаемый к органу высшего ведения – к сердцу – указание на ведение недоведомых тайн. Царское убранство и престол – указание на царственное могущество... «Окружающие Софию небесные сферы, исполненные звезд, – указание на космическую власть Софии, на ее правление над всею вселенною, на ее космократию… Далее явное различение личностей Спасителя, Софии, Божией Матери. София под Иисусом Христом, т.е. на месте подчиненном, и Божия Матерь – пред Софией, т.е. опять таки в положении подчиненности. И так, Спаситель, София и Божия Матерь – в последовательном иерархическом подчинении» 328 . Таково толкование Новгородской Софийной иконы прот. Булгаковым и о. Флоренским, которое они представляют в качестве иконографических данных в пользу своего учения о предвечной Божественной Софии. 2. Несоответствие этого толкования с воззрениями Русской Церкви на Ангела, изображенного в Новгородкой Софийной иконе. Возражения в древней Руси против композиции сей иконы

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

http://forum.vgd.ru/704/40961/   В Моршанском историко-художественном музее хранится Общее описание старого соборного Софийского храма: «Каменный храм во имя Св. Софии Премудрости Божией построен усердием и иждивением московских купцов: Петра, Федора и Аверкия Копейкиных в 1752 г. ... Архитектура — в византийском стиле...». Строительство храма началось в 1748 г., когда Морша была еще селом. Первоначально храм имел вид удлиненный: в длину 16 саженей и 1 аршин; в ширину — 6 саженей и 1 аршин. Высота — 15 саженей. Свет поникал в храм через два яруса окон, на всех окнах стояли ажурные железные решетки. Наружный орнамент, выложенный из кирпича и известкового камня, придавал храму особую нарядность. Храм и двухъярусная колокольня были увенчаны позолоченными главами с ажурными четырехконечными крестами с полумесяцем внизу. Колокольню украшали встроенные часы с гирями. Самый большой и звучный колокол из 10 колоколов весил 500 пудов. Колокола были отлиты в Москве, а также моршанскими умельцами. Главный престол во имя Софии, Премудрости Божией, освящен в 1753 г. В 1833 г. с северной стороны пристроили и освятили придел во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского, чудотворца. Пятиярусный иконостас коринфского ордера с деревянными резными украшениями, позолоченными колоннами поражал своим великолепием. В главном алтаре храма над престолом был установлен куполообразный балдахин на восьми алебастровых колоннах. Наиболее чтимой была икона Казанской Божией Матери. Омофор на Голове Богоматери был сделан из бархатного покрывала, расшитого золотом и самоцветами. Царские врата обложены медным посеребренным окладом. Изнутри стены были расписаны сюжетами из Священного Писания. Дорогая церковная утварь, богатая ризница, пышное убранство храма было возможным благодаря щедрым пожертвованиям как простого люда, так и купцов. Успение Пресвятой Богородицы считалось престольным праздником в Софийском соборе, т.к. службы Софии Премудрости Божией не существовало и Православной Церковью было принято праздновать этот день на Успение или Рождество Богородицы. Праздник Успения совпадал с днем открытия в Моршанске ярмарки, которая была известна в 18 в. на всю Россию. Библиотека Софийского собора была лучшей в городе. До освящения нового Троицкого собора в 1957 г., Софийский собор был центром духовной жизни города.

http://sobory.ru/article/?object=40241

Под облаком с серповидной луной, служащей подножием Богоматери, изображен амвон с семью ступенями, изображающий церковь Божию на земле с ветхозаветными тайнозрителями воплощения Премудрости праотцами и пророками. С правой стороны, на четвертой ступени сверху, изображен Моисей со скрижалями, на которых начертаны слова: «Радуйся, скрижале Божия, на ней же перстом Отчим написася слово Божие». За Моисеем на следующей ступени в нисходящем порядке изображены: Аарон в митре как первосвященник и с прозябшим жезлом и Давид в короне, царственной мантии и с ковчегом Завета. С левой стороны против Моисея на одной с ним ступени стоит пророк Исаия с висящей от левого плеча хартией, на которой видна надпись: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Далее стоят Иеремия со свитком, Иезекииль с вратами затворенными и Даниил с камнем в руках. Кроме того, на каждой из семи ступеней этого амвона начертано по одному слову: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость и слава. Семь ступеней амвона утверждаются на семи столпах, на которых находятся взятые из Апокалипсиса изображения и их объяснения. На первом столпе изображены 7 очес с надписью: дар совета; на втором — семисвечник с надписью: дар разума; на третьем — книга с 7 привешенными печатями и надписью: дар премудрости. С левой стороны на первом крайнем столпе изображены 7 труб и надпись: дар крепости; на втором — правая рука с 7 звездами и надписью: дар ведения; на третьем — 7 курильниц дымящихся и надпись: дар благочестия; на четвертом и последнем столпе — 7 струй молнии с надписью: дар страха Божия. Таким образом, на этой иконе, за исключением Богоматери и св. Троицы, все лица и вещи приспособлены к седмеричному числу и имеют символическое значение. Таково изображение Киевской иконы СофииПремудрости Божией. Не все изображения СофииПремудрости Божией одинаковы. Новгородская икона Софии в Софийском соборе есть род Деисуса, или правильнее Деисиса (греческое слово «деисис» значит моление; так называются иконы, изображающие Спасителя, а перед ним Богоматерь и Иоанна Предтечу в молитвенном положении). На этой иконе изображен Господь Вседержитель в царской одежде, с огненными крыльями на огненном престоле, утверждающемся на семи столпах. Вокруг Вседержителя голубое небо, испещренное звездами. По сторонам изображены Божия Матерь и Иоанн Предтеча как ближайшие свидетели воплощения Слова Божия. Вверху изображен Спаситель в огненном круге, на котором имеется надпись: «Премудрость Божия». Выше этого изображено опять голубое звездное небо и здесь на золотом престоле лежащее Евангелие, перед которым шесть ангелов (по три с каждой стороны) преклоняют колена.

http://pravicon.com/info-1386

Главной святыней храма в народе считалась икона Божией Матери " Казанская " в богатом окладе. По воспоминаниям очевидцев, она была " в ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями, и на ней чеканные письмена " . В центральном объёме собора размещались приделы Святой Екатерины и Пророка Илии, а в трапезной - Святителя Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери. Трапезная поначалу была холодной, и в ходе ремонта 1899 года её соединили с основным помещением здания, которое теперь полностью отапливалось в зимнее время установленной в подвалах собора парой мощных тепловых калориферов. Также у собора имелись три приписных часовни, сложенные из камня: возведённая на южной стороне в 1735 году одним из богомольцев над гробницей схимонаха Варсонофия; часовня как молитвенный дом (1875) в честь 25-летней годовщины правления императора Александра II; кладбищенская часовня-усыпальница. К началу ХХ века приход собора включал в себя свяше полутысячи дворов, где жило 2700 человек. Численность его резко сократилась сразу после прихода в Лаишево советской власти. Жертвой её стал последний настоятель храма Леонид Евстафьевич Скворцов (1878-1918). Он был обвинён в сотрудничестве с белогвардейцами и расстрелян прямо в алтаре. Спустя четверть века после закрытия собора и снятия колоколов в его здании был оборудован кинотеатр " Заря " (1956). Зрительный зал устроили в трапезной, а в предалтарном помещении соорудили буфет и туалеты. К тому времени на храме варварски уничтожили барабаны, главы и верхние ярусы колокольни. Лишь в сентябре 2013 года собор возвратили верующим, вновь освятили и открыли для богослужений. Сегодня здесь ведутся реставрационные работы. Задача строителей и реставраторов - возвратить собору утраченный прежний вид и сделать его ещё краше и выразительней. Изначально это было довольно массивное здание, включавшее в себя четверик, три полуциркульных, то есть полукруглых апсиды, одноэтажную трапезную и колокольню. Окнам трапезной была придана форма арок, а нижнего яруса колокольни и апсид - прямоугольная. В декоративном оформлении храма делался явный акцент на зодчество русских теремов XVII века, об этом говорят, например, ряды кокошников. Особая достопримечательность собора - уникальные росписи внутренних интерьеров, среди которых были работы талантливого мордовского художника и скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи. Удивительно, но из всех стеновых росписей собора уцелели именно его работы, сделанные по собственным эскизам на четырёх столпах второго яруса храма. На них, в частности, изображены 16 фигур христианских святых.

http://sobory.ru/article/?object=20637

В этой обители ныне три каменные церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, с приделами Преображения Господня и Преподобных Антония и Феодосия Печерских ; 2) Апостолов Петра и Павла, и 3) 40 мученик. КОНДИНСКИЙ, или КОДСКИЙ-ТРОИЦКИЙ; муж. 3 класса, в 240 верстах от уездного города Березова, на берегу реки Оби, при впадении в нее речки Кондушки; находится под управлением архимандрита. Основан в 1652 году. В нем соб. церковь Живоначальной Троицы, с приделами Казанской Богородицы и Николая Чудотворца. К ведомству сей обители принадлежит ТРОИЦКАЯ пуст. муж., в 27 верстах от города Ялуторовска, в которой церковь Живоначальной Троицы, с приделом Николая Чудотворца. РАФАИЛОВ-ТРОИЦКИЙ, муж., 3 класса, в 5 верстах от Исетского острога, на правом берегу реки Исети. Основан в 1651 году пустынником, Старцем Рафаилом. Ныне здесь соб. церковь двухэтажная, существующая с 1780 года, в которой престолы: вверху Живоначальной Троицы, с приделом Иоанна Предтечи; а внизу Казанской Богородицы, с приделом Покрова Божией Матери. НИКОЛАЕВСКИЙ женский, общежительный, в уездном городе Туринске. Основан в XVII веке, и был прежде мужским, а в женский обращен в 1822 году. Здесь соб. церковь Николая Чудотворца, с приделом Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. УНИЧТОЖЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ: НИКОЛАЕВСКИЙ, женский, в губернском городе Тобольске. О времени основания и уничтожения его, сведений нет. Здесь в бывшей монастырской церкви, в приделе Николая Чудотворца, находятся окованные серебром царские врага, пожертвованные сюда царевною Софиею Алексеевною. ЦЕРКВИ: СОФИИ, ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ, кафедральный собор, в губернском городе Тобольске. Когда именно сей храм, построен, неизвестно. Митрополит Сибирский и Тобольский Филофей (Лещинский) пристроил к нему, 1704, придел во имя св. Антония и Феодосия Печерских , а в 1711 и самый собор возобновил, украсив его новым иконостасом, на который Петр Великий пожаловал 1000 руб. – Здесь находится явленная икона Пресвятой Богородицы, именуемая Тобольскою, празднество коей совершается 5 июля. – В ризнице собора хранятся: серебряный, вызолоченный напрестольный крест, с драгоценными камнями, привезенный в Тобольск, в 1621, первым Епископом Киприяном; посох Архиерейский с именем Патриарха Филарета; панагия 1642 года, и митра, сделанные князем Репниным в XVII веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010