Описание иконы София - Премудрость Божия (Киевская) из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В русской православной церкви находится много икон с изображением Софии, Премудрости Божией, — например, в Киеве, Новгороде, Вологде, Тобольске, в Москве, в Троице-Сергиевой лавре и других местах. Все они, изображая Божию Матерь и воплотившуюся от Нее Ипостасную Премудрость — Сына Божия, выражают одну главную мысль. Под Премудростью, или Софией, разумеют Сына Божия на основании IX главы книги Притчей Соломоновых, где говорится: «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь». В этих словах содержится указание на Христа, Сына Божия, Который в Посланиях апостольских называется Божией силой и «Божией Премудростью»; а в слове «дом» содержится указание на Пресвятую Деву Марию, послужившую воплощению Сына Божия. На основании этих слов строится изображение икон Св. Софии, Премудрости Божией. Древнейшая из таких икон есть образ Софии, Премудрости Божией, находящийся в Киеве, в Софийском соборе. Эта икона, заимствованная из церкви Юстиниана в Византии, изображает соединение Церкви Небес[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой София - Премудрость Божия (Киевская) Тропарь иконе Софии, Премудрости Божией Тропарь, глас 1 Превечная Премудросте, Христе Боже наш! Божественным смотре-нием Своим преклонивый Небеса, благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы, средостение вражды разрушив, освятил еси естество [...] Описание: Икона «Богоматерь Семистолпная» - «София, премудрость Божья» Киево – Печёрского извода. Москва (?), 1820-30-е годы. Копия храмовой иконы киевского Софийского собора. В отличие от древней восточнохристианской иконографии Софии Премудрости, данная барочная «версия» знаменитой Соломоновой притчи сосредоточена на раскрытии символического значения упомянутого в ней числа «семь». Это семь Ступеней духовного Восхождения ( на иконе они надписаны: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благодать, слав[...]

http://pravicon.com/icon-301

Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости. Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча. Купола Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму. Голубь на кресте На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя. Фреска Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный. Магдебургские врата В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы. В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде. Придел в честь  Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи

http://foma.ru/sofiya-novgorodskaya-chto...

Стараниями клирика подворья РПЦ в Токио иерея Иоанна Нагоя монастырь публиковал ежемесячный бюллетень – «Вестник Покровского монастыря» – с новостями приходской жизни. В 1994 году рядом с Покровской церковью был возведен более просторный храм Святой Софии. Монастырь стал именоваться Софийским. Изменилось и название ежемесячного бюллетеня обители – «Вестник Софийского монастыря». Красивейший резной деревянный иконостас, сень над плащаницей, патриаршее возвышение, паникадило и другая церковная утварь главного монастырского храма были изготовлены при поддержке митрополита Сотирия в Корейской миссии (Константинопольский Патриархат). Орнаменты-украшения иконостаса, расположение диаконских врат и другие детали убранства храма следуют греческой традиции и во многом необычны для Японии. Икона Софии Премудрости Божией была написана в России несколько лет назад. Все стены храма украшены русскими иконами, среди которых есть и старинные образа Пресвятой Богородицы – Смоленская, Страстная. Напротив иконостаса расположен образ Новозаветной Троицы, вероятнее всего присланный для Японской Православной Церкви из России еще в конце XIX – начале XX века. Русский иконописец подписал имена лиц Святой Троицы по-славянски, оставив раскрытое Евангелие, которое держит Бог-Сын без текста. Позднее, уже в Японии, евангельский отрывок был дописан иероглифами старинным письменным стилем «камбун». Владыка Николай и мать Ксения Монастырь предполагалось открыть как мужской, но русских монахов для него найти не удалось. Сейчас здесь несут послушание две русские монахини из Южно-Уссурийского Рождества Пресвятой Богородицы женского монастыря. Монахиня Ксения (бывшая раньше благочинной в Рождественском монастыре) в Тиба с 2003 года, а монахиня Магдалина – с 2004 года. Мать Ксения и мать Магдалина изучили японский язык, и основные молитвы монашеского правила в монастыре читаются по-японски. Благодаря трудам русских монахинь и помощи местных крестьян, в монастыре обустроено церковное хозяйство. Жители деревни помогают и рассадой для церковного огорода, и советами насчет правильного выращивания овощей. Другие японские помощники монастыря приезжают сюда издалека – это и простые сельские жители, и служащие, и преподаватели японских университетов. Всех их привлекает не только любовь к России и Русской Православной Церкви, но и удивительный монастырский дух и искренняя теплота, ощущаемая при общении с насельницами обители.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

ПРИБАВЛЕНИЕ УМА Какая мать не хочет, чтобы чадо ее росло умным и рассудительным, да и нам, уже не детям, иногда так не хватает разумения Божьей воли, силы и мудрости перед рабочими, учебными или житейскими проблемами, и кто как не Пресвятая Богородица, которой все земные труды известны, у своей иконы вразумит нас, все решит, подскажет и поможет. Надо сказать, что иконы Прибавление, или Подательница ума, и Филафет - Правдолюбие встречаются довольно редко. В г. Рыбинске, в Спасо-Преображенском храме, находится первый образец; у иконописцев и доселе существуют переводные образцы. Происхождением своим первая, очень древняя икона Прибавление, или Подательница ума, обязана глубоко религиозному верованию православных в Пресвятую Деву как ходатаицу пред Богом и Сыном своим о даровании людям благ духовных и вещественных, между которыми озарение ума и сердца Божественною Истиною занимает главное место. Мысль эту в полноте выражает икона Св. Софии - Премудрости Божией, тогда как икона Прибавление ума, по отношению к самому человеку, указывает на молитву о прибавлении ума для тех, кто не имеет его или наделен им скудно. Родители, замечающие в детях своих скудоумие в усвоении начальных оснований веры и грамотности, обращаются с молитвою к Пресвятой Богородице и Божественному Младенцу Иисусу Христу, как источнику мудрости и разума, и молятся о прибавлении ума их детям. Пресвятая Дева и Младенец Иисус имеют царские венцы на главах; при этом Господь Иисус благословляет десницей, а в левой руке имеет державу; и Божия Матерь и Предвечный Младенец изображены как будто спеленатые вместе; их головы находятся на верху усеченного эллипса с полосками, между которыми расположены разнообразные украшения: камни, жемчуг, шитье. По сторонам изображены коленопреклоненные на облаках Ангелы в числе четырех с зажженными свечами. Под ногами Богоматери - херувим с распростертыми крылами. ВОСПИТАНИЕ Идет время и маленький человек подобно растению каждый день впитывает в себя хорошее и полезное или грубое и злое, каждый день идет воспитание человечка и каким он вырос покажут плоды, дела которые он принесет Богу. Потому перед иконой " Воспитание " просят матери Божью Матерь воспитать чад своих земными ангелами, небесными человеками, какие угодны Тебе - Пресвятая дева, чтобы были они достойна Небесного Царствия. Просят взять они чад своих под Твой покров, послать им разум и наполнить сердце премудростью, как у святых, искать помощи только у Тебя, пусть будут они нищими духом, яко тех есть Царство Небесное. Пусть будут плачущими, яко тии утешатся. Будут кроткими, яко тии наследят землю. Пусть будут алчущими и жаждущими правды, яко тии насытятся.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/za...

Албазинская икона Божией Матери Впервые Албазин упоминается в 1650 году, когда отряд Ерофея Хабарова занял на Верхнем Амуре городок даурского князя Албазы, по имени которого и стал называться острог. В 1666 году сюда пришла группа из 30 казаков во главе с Николаем Черниговским и вместе с ними на Амур прибыл иеромонах Гермоген. Он-то и привез с собой икону, которую поместил в основанный рядом с острогом Спасский монастырь. Летом 1685 года на Албазин напали китайцы, которые считали, что возвращают захвченный русскими город. Настоятель монастыря отец Гермоген с братией затворились вместе с албазинцами в крепости, едва успев спасти святыню. 450 защитников смело оборонялись против 15-тысячного войска. Пораженные мужеством русских бойцов, китайцы предложили им сдаться на почетных условиях. Оставшимся в живых было предложено уйти в Нерчинск либо перейти на службу китайскому императору. И часть согласились, переселившись вместе со священником Максимом в Пекин, где император приказал отдать албазинцам одно из буддийских капищ для устроения в китайской столице православного храма во имя Софии, Премудрости Божией. В 1715 году прибыла в Пекин Русская Духовная Миссия, непрерывно продолжавшая с тех пор дело христианского просвещения язычников. В середине XIX века наступила новая эпоха русского освоения Амура. 1 августа 1850 года был основан город Николаевск-на-Амуре. Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского и святого равноапостольного Иннокентия в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами и селами. За одно лето 1857 года на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе станица Албазинская на месте древней крепости), а за одно лето 1858 года - более тридцати поселений, среди них три города - Хабаровск, Благовещенск, Софийск. В 1868 году епископ Камчатский Вениамин перенес святую икону в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню. Новый период в почитании Албазинской иконы Божией Матери начался с 1885 года и связан с именем епископа Камчатского Гурия, который установил ежегодное празднование ей 9 марта.

http://pravoslavie.ru/41618.html

Научный сотрудник отдела древнерусской живописи ГИМ Любовь Корнюкова Если у кого-то возникнет скепсис по поводу того, что нам предлагают знакомиться с копиями, то напрасно. Отличить их от оригиналов способны только специалисты высокого класса. – Задали нам жару искусствоведы, – улыбается Елена Зверева, руководитель компании «София» при московском храме Софии, Премудрости Божией, в Средних Садовниках. – Скажу честно: не ожидали, что работа окажется столь сложной. Мы ведь и прежде копированием икон занимались. Казалось бы, технология отработана. Деревянную основу наши специалисты подготавливали так же, как и иконописцы века назад. Покрывали ее левкасом – специальным грунтом. Затем при помощи новейшего цифрового оборудования наносили на него точное изображение святого образа. Применяли краски, которые на левкасе не выгорают. Но требования были настолько высоки, что каждую икону приходилось переделывать раз по двадцать. Да, это дорого, но результат того стоил. Музей получил копии высочайшего качества. А из художников, которые начинали с копирования, выросли серьезные иконописцы. Опасения музейщиков насчет условий хранения шедевров на местах подтвердились. Во всяком случае, климат лучшего выставочного зала Ненецкого округа иконам не подошел. Едва развернули экспозицию, они начали громко трещать, будто жалуясь на чрезмерную сухость. Это значит, что гнутые доски возвращаются в первоначальное положение. Чем это чревато для хрупкого левкаса – объяснять не надо. Московские гости спешно расставили емкости с водой, развесили мокрые тряпочки, проинструктировали местных коллег, как действовать впредь. Вероятность, что иконам все-таки потребуется лечение реставратора, не исключена. Но тут ничего не попишешь. Такова уж судьба двойника – прикрывать собой. – Икона предназначена не для эстетического созерцания, а для молитвы, облегчения молитвенного соединения с Богом. По сути, икона – это откровение, постижение Духа. Всем своим духовным строем она располагает к молитве. Именно через икону многие люди пришли к вере, – отметил на открытии выставки епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков . – Самое главное в иконе – не сюжет, а священный образ. Иконы так и называют – образа. Левкас, на который наносится рисунок и который предает образу эффект светимости, готовится на основе мела и символизирует стену храма. Желаю, дорогие братья и сестры, чтобы все мы, взирая на эти образы, возымели духовную помощь от Бога стать тем, кем и должно быть, – храмом, вместилищем Господа. Ибо, как гласит русская пословица, не в стенах Бог, а в ребрах. Иконы придают нам силы идти по пути становления самих себя в храмы Бога Живого.

http://pravoslavie.ru/57774.html

Когда Леонтий отправлялся на родину, он взял с собой плащаницу, обагренную кровью святого, с помощью которой он чудесно перешел через встретившуюся ему на пути волнующуюся и многоводную реку. Вернувшись в Иллирию, Леонтий построил и там храм во имя святого великомученика Димитрия, и там тоже творились чудеса: правитель Иллирии получил исцеление от струпьев и гноя, покрывавших его тело, множество бесновавшихся и недужных навсегда исцелились. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене и, поразив копьем, сбросил со стены первого из неприятелей, который поднялся на стену. Падая, тот увлек за собой других наступавших, и 100-тысячное войско осаждавших в ужасе обратилось в бегство. Но спустя некоторое время неприятель опомнился и снова осадил город. В это время некий благочестивый житель Солуни по имени Иллюстрий горячо молился в храме святого великомученика Димитрия об избавления города от врагов. И вдруг он увидел двух ангелов, вошедших в храм и направившихся ко гробу святого. Вышедшему им навстречу великомученику ангелы возвестили Божие повеление оставить город, ибо Богу было угодно предать Солунь в руки врага. Святой Димитрий смиренно ответил, что не покинет родного города, умоляя милосердие Божие пощадить городских жителей, после чего он возвратился в свою гробницу. Утром Иллюстрий рассказал о видении своим согражданам, чем очень их ободрил и обрадовал. На седьмой день осады враги без всякой видимой причины обратились в бегство, побросав свои палатки и метательные орудия. Но в результате осады оказались уничтоженными все хлебные запасы, и в городе начался голод. Святой несколько раз являлся на кораблях, плававших по морю, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей плыть в Солунь. Так город был спасен от голода. Когда благочестивый царь Юстиниан выстроил в Константинополе новый великолепный храм во имя Софии Премудрости Божией на месте сгоревшего старого, он послал в Солунь благочестивых мужей, чтобы они доставили оттуда часть мощей великомученика Димитрия. Когда посланники приблизились к ковчегу, оттуда вырвался столп пламени, и из огня послышался грозный голос, запрещавший прикасаться к мощам.

http://pravmir.ru/nash-zashhitnik-veliko...

Поновление игум. Герасимом (Кремлёвым) Тихвинской иконы Божией Матери. Миниатюра из рукописи XVIII в. (Отдел редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН) Поновление игум. Герасимом (Кремлёвым) Тихвинской иконы Божией Матери. Миниатюра из рукописи XVIII в. (Отдел редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН) В 1646 г. по благословению Г. в Тобольске началось строительство деревянной соборной ц. Софии, Премудрости Божией о 13 главах (в честь Спасителя и 12 апостолов) взамен сооруженной при архиеп. Киприане в 1621-1624 гг. и сгоревшей 14 авг. 1643 г.; одновременно заново отстроили архиерейский дом и подворье (вместо сгоревших в 1643). Софийский собор был освящен 13 авг. 1648 г. и просуществовал до 1677 г. По благословению Г. для него были написаны «иконы деисус, праздники, и пророки, и праотцы, и иные иконы», в т. ч. храмовая икона Софии, Премудрости Божией (по ее образцу в 1673 написал икону Софии Премудрости тобольский летописец и иконописец С. У. Ремезов). В 1649 г. в Мангазее были явлены мощи прав. Василия Мангазейского , от к-рых начали происходить многочисленные чудотворения. По-видимому, в Сибири Г. не оставлял занятий иконописанием. Н. А. Абрамов сообщал, что в Иоанновском Межигорском мон-ре неподалеку от Тобольска находился образ свт. Николая Чудотворца, как свидетельствует надпись на нем, созданный Г. в 1645 г. ( Абрамов Н. А. Старинные иконы в Тобольской епархии//ИИАО. 1859. Т. 1. Вып. 6. С. 352-357). Возможно, Г. в период игуменства в Тихвинском мон-ре был причастен к составлению одной из Пространных редакций «Сказания о Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы». Предположительно архиерей является автором рукописного «Алфавита неудобь разумеваемых речей, иже обретаются во святых книгах славенского языка» (книга содержит запись-автограф Г. 1645 г.: «Сия книга, глаголемая Алфавит, Сибирскаго архиепископа Герасима» - Ромодановская. С. 345). В Тобольске по благословению Г. дьяк С. Есипов в 1642 г. создал Пространную редакцию «Сказания об Абалацкой иконе Божией Матери» (сохр. рукопись с выходной записью, к-рая об этом сообщает - РГБ. Унд. 400. Л. 1).

http://pravenc.ru/text/164579.html

Афанасий и другие премудрость толкуют еще о церкви 34 . Еще св. Игнатий Богоносец и многие западные разумеют под именем премудрости Божию Матерь 35 . В Киеве, Новгороде и по другим местам России толкуется икона Св. Софии также о Божией Матери. Для решения сего разногласия нужно было бы знать, как изображали первые основатели Константинопольской Софийской церкви лицо Софии, премудрости Божией, или в какой день совершали храмовое празднование сему святому лицу. Но Византийские историки ничего не упоминают о сем, а вероятно у греков и не было сего изображения. Ибо 82 правилом шестого Вселенского Собора запрещено было изображать Сына Божия под символическими видами, а храмовыми их праздниками были больше дни освящения церкви. В России доныне находятся пять Соборных храмов во имя Св. Софии: 1) Киевский, созданный Ярославом. 4) Новогородский, тамошним удельным князем Владимиром Ярославичем в 1045 году вместо деревянного, до того еще времени там бывшего, созданного первым тамошним епископом Иоакимом и сгоревшего потом в 1045; а по другим известиям уже в 1049 г. 3) Вологодский, царем Иваном Васильевичем 1568 г. 4) Тобольский митрополитом Киприаном в начале XVII столетия. 5) в уездном Санкт-Петербургском городе София, созданный в 1787 г. Есть еще в Москве приходская Софийская церковь при бывшем Пушечном дворе, строенная патриархом Никоном . Во всех сих церквах не единообразно празднуются храмовые дни и изображаются храмовые иконы. В Киеве храмовый праздник Святой Софии совершается 8 сентября со службой Рождеству Богородицы. В Великом Новгороде, Вологде, Тобольске, Софии и Москве 15 августа особой службой, сочиненной в честь Святой Софии, вместе со службой Успению Богородицы. Вообще в России двояким образом на иконах изображается лицо Св. Софии, одним по образу в Киевском Соборе, а другим в Новогородском находящемуся. Храмовая икона Святой Софии в Киеве представляет под сенью на седми столпах стоящую Божию Матерь на серповидной луне, лежащей на облаке, и под облаком амвон с шестью ступенями.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

По этой причине у нас на Руси изображения Христа под видом Ангела встретили возражения. Многие смотрели у нас в древности на такую композицию икон, как на новшество, которое не соответствовало церковному преданию. Протесты по сему поводу нашли себе выражение в следующих словах диака Висковатого: «и аз увидел, что иконы по человеческому образу Христа Бога нашего сняли, а которых письма есми не видал, те поставили, вельми ужасся есми и убоялся льсти и всякого злокознства…» «Возражения Висковатого против новых икон, – говорит проф. Флоровский, – определялись не только его „консерватизмом“ или костным пристрастием к „древним образцам“... Его беспокоил самый замысел новой иконописи. Он видел в ней некое отступление в Ветхий Завет , возвращение к „образам“ и „сеням“. Он исходил из Трулльского правила: „воображать по плотскому смотрению“ и напоминал: „не подобает почитати образ паче истины“. Поэтому его не успокаивал ответ, что Христа пишут в Ангельском образе „по Исаину пророчеству“... Ибо пророчества исполнились в Евангелии, и нужно писать Христа по Евангельской истине, – а не по пророческим предварениям, „да не умалится слава плотского образования Господа нашего Иисуса Христа“…». Очень характерно, что хотя Новгородская икона Св. Софии становится одной из самых распространенных в XVII в., споры о ней не прекращаются. Против нее резко возражал уже в конце XVII в. известный справщик, чудовский инок Евфимий, и по тем же основаниям, что были у Висковатого. Он требует историзма, возражает против «вымышленных подобий " … «но приличнее мнится святую Софию, рекше Мудрость, Воплощеннаго Христа Бога, якоже и пишется муж совершен, яков бе»... (Вопросы и ответы инока Евфимия, изданы Филимоновым в «Вестнике общества древнерусского искусства т. I») 334 . Возражения и споры по поводу Новгородской иконы Св. Софии были вызваны не только тем, что изображение ее Ангела явилось новшеством, не соответствующим 82 правилу VI Трулльского Собора, но тем еще обстоятельством, что в этом изображении видели влияние латинского запада, где в особенности в XV в. было очень распространенным изображение Христа, распятого на кресте, в виде белого Серафима. Проф. Флоровский свидетельствует, что «Новгородская икона Св. Софии принадлежит к числу тех новых символических композиций, которые становятся обычными в русской иконописи с средины XVI в. Икона становится слишком литературной, начинает изображать не столько лики, сколько идеи. Икона становится слишком часто своеобразной иллюстрацией к литературным текстам, иногда библейским, иногда житийным и апокрифическим. В этом новом литературном символизме очень сильны западные мотивы; прямое влияние западных (немецких и фламандских) гравюр, – говорит проф. Флоровский, – не подлежит спору – в XVII в. целые церкви расписывают по известной библии Пискатора... Из комбинации текстов и возникали, по большей части, русские символические иконы XVI в. Сюда же, – по его словам, – относятся и иконы Премудрости» 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010