Иногда же и ко мне ходяще от любопрящихся и с докучением многим мене пытающе: скажи нам, что слыхал еси о сем: овии убо глаголют, яко освятися сия церковь во имя Пречистыя Богородицы, овии же глаголют, яко несть зде имени в Руси ведомо, ниже мудрости сия мощно толку ведати. Аз же потщахся со всею тихостию сие им отвещевати... но с воздыханием от среды сердца возстенах забвению нашему и неведению родитель наших; понеже неведением погрузишася; яко таковое великое дело, а не ведати Премудрость Божию составную 338 Господа нашего Иисуса Христа забвением покрывати. Несть бо вам доволен, братие, от себе, что написати, или помыслити... Сия убо реку вам не от своего разума, но от священных источник. Воззрех к ветхим сокровищам и видех тамо слова Царя Давида... яко возвеличишася дела Твоя Господи, вся премудростию сотворил еси. Которою же иною премудростию разве безначальным Словом, сиречь Сыном Своим, якоже инде рече: Словесем Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их. Рецем же к Царю Соломону и рцем: что ты еще о царю, поведаеши рцы нам, и отвеша нам: „Премудрость созда себе храм и утверди столп седьм“... Яви нам еще, о царю, от слов своих, имя ея; он же, яко в зерцале, показуя нам высокие догматы и присносущие ея к Богу и Отцу изъявляя, яко от лица ея глаголя: содетельницу отец прежде век премудрость ражает мя... преже небо не бысть, преже земли не основатися, преже морю не совершитися и песком не оградитися, преже денницы и звездам не сияти ниже всяческая еже создашася, тогда сожительница и советница во всем бых Ему, сиречь Богу и Отцу, и пред лицем Его радостию светле веселися и во всем Ему содруженица бех. Еще ли, братие, хощете, имемся... и тецем тщательно ко апостолом, да возвестят нам истину... Поведайте нам, святии апостоли... просветите наше сомнение, что есть Софей, Премудрость Божия? Павел же высокий в богословии, небесных чинов созиратель, неизреченных самовидец... отвеща нам: жидове, рече, знамения просят, еллины же премудрости ищут, мы же проповедуем Христа распята, Божию Силу и Божию Премудрость; аще ли, рече, Софеи взыскуете, рекше премудрость ищете, многая содержатся богословия о ней в моих посланиях. Множайшим бо языком проповедах и явленно сказах им имя Премудрости, рекше, Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа с плотским приятием, в нем же живет всеисполнение Божества телесне.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Ко времени святителя Макария на Руси уже были известны своими подвигами святые соотечественники, носившие это имя. Имя египетского подвижника носили преподобный Макарий, постник Киево-Печерский (XII в.; пам. 19 янв.), преподобный Макарий Унженский (†1444; пам. 25 июля), преподобный Макарий Калязинский (†1483; пам 17 марта), который был канонизован на Макарьевском Соборе 1547 года. Кроме того, во время первосвятительства Митрополита Макария это же имя носили и другие иерархи Православных Церквей. Киевскую Митрополию возглавлял Митрополит Макарий, правление которого (1534–1555) соприкасается со временем святителя Макария, хотя об их общении сведений не имеется 32 . В среде Восточной иерархии известны митрополит Христианопольский Макарий, митрополит Кесарийский и Каппадокийский Макарий, епископ Сербский Макарий. Их подписи поставлены на грамоте, утверждающей царское венчание Иоанна Грозного 33 . Синайскому архиепископу Макарию из Москвы посылались “на тысячу золотых рухляди для обновления Синайского монастыря” 34 . Попутно можно привести следующее высказывание протоиерея Сергия Булгакова об имени: “Оно индивидуально для данного лица, но оно вовсе не индивидуально само по себе: как идея оно осуществляется во многих феноменальных экземплярах” 35 . Наряду со своим Небесным покровителем святитель Макарий глубоко чтил великого чудотворца святителя Николая Мирликийского. Истоки этого явления можно относить ко времени его настоятельства в Можайском Лужецком монастыре. В Можайске, как известно, находился почитаемый чудотворный образ Николы Можайского. В 1532 году Д. Сырков по повелению святителя Макария построил в Великом Новгороде на владычном дворе храм святителя Николая 36 . Затем в 1555 году Первосвятитель поновлял принесённый в Москву Великорецкий образ святителя Николая. Во время чудесного явления свирскому игумену Иродиону Митрополита Макария вместе с преподобным Александром Свирским у Святителя в руках была икона Чудотворца Николая 37 . Если Боровский период Святителя можно связывать с началом почитания им преподобного Макария Египетского, что обусловлено было его монашеским постригом, то Можайский период — с началом почитания святителя Чудотворца Николая, а Новгородский — с почитанием Святой Софии Премудрости Божией. Великий Новгород традиционно в древности именовался домом святой Софии 38 . Её прославлению содействовал владыка Макарий. В 1528 году “боголюбивыи архиепископ Макарии и иконы во святеи Софеи повеле по чину поставити: самую чюдную икону святу Софию выше воздвиг и пелены от паволок устрои, велми чюдно и лепо видети, и прочая иконы по чину повеле поставити” 39 , — говорится в летописи. По святительскому же благословению над западными дверями собора также был написан образ святой Софии 40 .

http://pravmir.ru/duhovnyiy-obraz-svyati...

Изображения Е. (в монашеском облачении, с куколем на голове или на плечах) известны в основном в иконографии «Собор Новгородских святых». Почитаемая «старинная» икона такого извода с образом Софии, Премудрости Божией, находилась «в ризнице Черниговской кафедры», Е. был представлен в 4-м ряду ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 134; описание иконы: Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). Е. изображен, в частности: предположительно в правой группе на иконе кон. XVII в. (СПГИАХМЗ, см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат. Серг. П., 1996. Кат. 26) - в одном ряду с преподобными Саввой Вишерским и Александром Свирским, в куколе, надпись: «ПРП(д)БНЫЙ ЕРЕМЪ» (м. б., прп. Ефрем Новоторжский?); на образе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ, см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54) - в 3-м ряду левой группы, без куколя, с окладистой бородой, надпись на нимбе: «пр Ефремъ пр»; на иконе «Новгородские чудотворцы» 1728 г. письма свящ. Георгия Алексеева (ГТГ); на прориси с иконы Собора Новгородских чудотворцев, предстоящих Софии, Премудрости Божией, XVIII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619); на иконе «Новгородские чудотворцы, с ангелом-хранителем и избранными святыми» 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ) - справа во 2-м ряду, в схиме и куколе, с раздвоенной на конце седой бородой и кудрявыми волосами (надпись: «пр(д): Ефремъ nepekoмckiй»); на эмалевом образе Новгородских чудотворцев 1866 г. в оправе мастера К. Рябкова, принадлежавшем свт. Филарету (Дроздову) , митр. Московскому (СПГИАХМЗ - Шитова Л. А. Рус. иконы в драгоценных окладах: Кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005. С. 178, 253),- справа во 2-м ряду, руки сложены на груди; на 2 иконах «Собор всех святых Новгородских угодников» XIX в. (с поновлениями XX в.) и пяднице кон. XIX в. (?) (Е.- средовек со свитком в руке, надпись: «св. пр. Ефремъ переком.») из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде.

http://pravenc.ru/text/182091.html

В византийской иконографии преобладает преображенный евангельский реализм. В этом отношении очень характерно известное правило Трулльского собора, предлагавшее изображать Христа “в Его человеческом облике” — “в напоминании о Его жизни во плоти”. И “евангельскую истину” собор противопоставлял уже упраздненным ветхозаветным “символам” и “типам” (Трулл. 82). Это правило очень понятно после пережитой христологической борьбы, когда приходилось защищать и объяснять полноту и единосущие человеческой природы во Христе. Вместе с тем изображение Христа в ангельском образе могло возбуждать двусмысленные догадки: не был ли Христос ангелом (не только по служению, но и по природе). Подобные мысли были у некоторых гностиков; впоследствии Зигавин обличает богомилов, что они отождествляют Сына Божия с Арх. Михаилом, именно как Ангела великого совета (Panopl., tit. XXVII, cap. 8). Конечно, у богомилов это был архаический мотив. Во всяком случае, вполне понятно, почему в ранних византийских памятниках изображения Ангела великого совета очень редки. Такие изображения существовали, но они вызывали соблазн, их считали противными преданию Церкви (ср. Преп. Феодор Студит. Письма, I, 15). Поэтому вряд ли можно видеть Ангела великого совета в известной фреске Константинопольской Софии. Скорее всего, здесь был изображен тот Архангел, “страж храма”, о явлении которого рассказывается в известном сказании. Ниоткуда не видно, что “стражем храма” назывался у византийцев тот, кому храм был посвящаем; во всяком случае, это вряд ли возможно по отношению к Господским храмам… В миниатюрах мы встречаем иногда изображение Премудрости в ангельском образе, но тоже не часто (см. любопытную миниатюру в Лествице, рукоп. Синайского мон., 418, XII в.; из более поздних памятников ср. Лицевую славянскую Псалтирь 1397 г., в собрании Общества Любителей древней Письменности; еще на эмалевом окладе Сиенского Евангелиария; ср. интересную миниатюру Барбериновой Псалтири, 202, XII в.: basile…a twn cristianwn[ 2 ])… Образ Ангела великого совета оживает в иконографии только в поздне-византийскую эпоху, во времена Палеологов, когда вообще в иконописи усиливается символическая струя.

http://pravmir.ru/o-pochitanii-sofii-pre...

Встречаются и более категоричные суждения, вплоть до объявления чина освящения икон Таинством Церкви (о чем не говорится ни в одном церковном учебнике). Например, на одном церковном сайте опубликован пространный вероучительный текст о почитании икон и святынь, в котором, в частности, утверждается: «Особое значение и силу, которых не имеет простое изображение, придает иконе Таинство Освящения через чтение особых молитв и окропление святой водой. В момент освящения иконе сообщается благодать Святого Духа, которая и делает икону Святыней. “Почтительное поклонение” (через лобызание, поклонение, возжигание свечей, каждение) в отношении к иконе до освящения невозможно. Икона вполне становится иконой лишь после освящения. Последним проводится непреодолимая грань между религиозной картиной… и иконой... Через освящение иконы устанавливается особое благодатное присутствие изображенного в своей иконе . Освященная икона Господа нашего Иисуса Христа есть место явления Спасителя, место нашей с Ним молитвенной встречи» . В выделенном курсивом фрагменте читатели могут узнать почти дословную цитату из монографии протоиерея Сергия Булгакова , учение которого было проанализировано выше (см. часть 1). В рассматриваемой публикации нет ссылок на источники цитат, нет и подробного списка использованной литературы . Имя отца Сергия Булгакова не упоминается, а ведь его богословие весьма спорно, не принято Церковью, учение о Софии Премудрости Божией даже осуждено как ересь . Из сказанного следует, что, по мысли неназванного автора публикации, неосвященная икона лишена связи между образом и первообразом в силу их подобия и единства ипостаси. При этом автор данного текста справедливо настаивает, что поклонение воздается не освященному в «Таинстве» веществу иконы, «не дереву и краскам, но Христу Спасителю и святым Его, изображенным на иконах», ибо «христиане не поклоняются иконе, а почитают ее как святыню» . Явление чудотворных образов вне чина освящения продолжилось после появления чина и продолжается поныне

http://pravoslavie.ru/147662.html

Здесь, на южной стороне, представляется взором большая икона сего видения, украшенная золотым венцом и короною из драгоценных каменьев. Вблизи этого образа в ковчегах хранятся: десная рука святого архидиакона Стефана и камень от гроба Господня, принесенный в 1850 году А.Н. Муравьевым из Иерусалима. В иконостасе достопримечательна икона святого Николая чудотворца, пожертвованная С.Ф. Воейковой в 1895 году. Этой иконой пр. Сергий благословил родоначальника Воейковых, боярина сербского Воейка, при крещении его митрополитом Киприаном в 1384 году в Чудовом монастыре; риза на этой иконе вся унизана жемчугом. Здесь же почивают под спудом, кроме святого Серапиона, мощи пр. Дионисия (см. 12 мая) и находится гробница Иоасафа, митрополита Московского; вблизи притвора погребен известный путешественник на востоке в XVII веке, келарь монастыря, иеромонах Арсений Суханов (вывезший с Востока для исправления богослужебных книг до 700 рукописей и привезший из Иерусалима модель храма Воскресения Христова, по которой был построен знаменитый собор в Ново-Иерусалимском монастыре Московского епископства). В церкви Божией Матери Одигитрии Смоленской находится чудотворная икона Ее имени, иссеченная из камня, мерою в 1/4 аршина; она украшена алмазною короной и жемчужною ризой. Среди Лавры находится соборный храм во имя Успения Божией Матери. Он начат постройкою при царе Иоанне Васильевиче; освящен был митрополитом Дионисием, в присутствии царя Федора Иоанновича. По своим размерам он — самый обширный из прочих монастырских храмов. С трех сторон собора находятся крыльца, из которых западное — с надписью на фронтоне: «Ведомому Богу». Собор поддерживается 4 большими столпами, на которых покоятся пять куполов с главами и все своды. Иконостас — резной, пятиярусный. В нижнем ряду особою ценностью окладов выделяются храмовой образ Успения Божией Матери и образ Софии Премудрости Божией. Кроме главного престола, находятся три в приделах: святого великомученика Федора и святой мученицы Ирины — на правой стороне и святого Николая чудотворца — на левой.

http://sobory.ru/article/?object=00497

III Это они первыми узрели в иных мирах первообразы тех сущностей, которыми определяется дух русской культуры, вовсе не богословской науки только, культуры не церковной только, ложно понимая это слово как синоним «клерикальный», но во всей ширине и глубине ее, церковной – в смысле всенародной, целостной русской культуры, во всех ее как общих, так и частных обнаружениях. Да, равноапостольный Кирилл узрел в таинственном сновидении, в видении детского возраста, когда незапятнанная душа всецело определяется явленным ей первообразом горнего мира, узрел Софию, и в его восприятии Она – божественная восприимчивость мира – предстала как прекраснейшая Дева царственного вида. Избрав ее себе в невесты из сонма прочих дев, равноапостольный Кирилл бережно и благоговейно пронес этот символ через всю свою жизнь, сохранив верным свое рыцарство Небесной Деве. Этот символ и сделался первой сущностью младенческой Руси, имевшей восприять от царственных щедрот византийской культуры. Первый по времени русский иконографический сюжет – икона Софии, Премудрости Божией, этой царственной, окрыленной и огненноликой, пламенеющей эросом к небу Девы, исходит от первого родоначальника русской культуры – Кирилла. Нужно думать, что и самая композиция Софийной иконы, исторически столь таинственной, имею в виду древнейший, так называемый Новгородский чин, дана Кириллом же. Около этого небесного образа выкристаллизовывается Новгород и Киевская Русь. Не забудем, что самый язык нашей древнейшей письменности, как, вместе с ним, и наша древнейшая литература, пронизанная и формально, и содержательно благороднейшим из языков – эллинским, был выкован, именно выкован, из мягкой массы языка некультурного – Кириллом, другом Софии, ибо прозвание его – Философ, и что около Софийного храма, около древнейших наших, Софийных, храмов обращается рыцарственный уклад средневековой Киевской Руси. Но вот, за доверчивым приятием эллинства и за формированием извне женственной восприимчивости русского народа, приходит пора мужественного самосознания и духовного самоопределения, создание государственности, устойчивого быта, проявление всего своего активного творчества в искусстве и науке и развитие хозяйства и быта.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Однакож все изображения Софии выражают одну главную мысль: Матерь Божию, послужившую воплощению Сына Божия, или воплотившуюся от нее Премудрость Божию. Поэтому празднование СофииПремудрости Божией совершается прав. Церковию в богородичные дни, напр., в Киеве в день Рождества Богородицы; в Новгороде, Вологде, Тобольске, в Москве и в других местах в праздник Успения Богоматери. Празднование Семигородной иконе Богоматери Икона Успения Богоматери, именуемая Семигородная, писана преподобным Дионисием Глушицким в ХУ веке и, вероятно, отшельниками из его обители принесена в непроходимые леса, на расстояние 20 верст от его обители, за реку Двиницу. Там построена была приходская церковь для Семигородной волости. В страшную чуму, опустошавшую вологодские волости в XV веке, все жители этой волости вымерли. Около полутораста лет церковь стояла в запустении. В 1593 г. одной старице Юлиании из рода Белоозерских дворян, долго болевшей и уже три года лежавшей в расслаблении в московском Новодевичьем монастыре, было видение. Ей явилась Богоматерь и обещала исцеление, если она пойдет в Семигородную пустынь и возобновит ее. Дав обет исполнить повеленное, старица получила исцеление. Пришедши на место обители, она нашла здесь одну только церковь, и в ней Дионисиеву икону Успения Богоматери. Она построила келию, а около 1602 г. обитель я до самой кончины жила тут с несколькими сестрами в общежитии. В конце XVII века сия обитель обращена в мужскую. В 1810 г. прочищена на 13½ верст лесом широкая дорога для проезжающих к чудотворной Семигородной иконе Богоматери, от коей многие совершившиеся чудеса и исцеления записаны в особенной монастырской книге. Празднование Владимирской Ростовской иконе Богородицы Алимпий, постриженец Никона, игумена Сергиева монастыря, будучи весьма искусен в иконописании, писал иконы для игумена и для братии. Если слышал, что где либо в церквах есть обветшавшие иконы: он брал их к себе и поправлял, не требуя платы. Никогда не видали его без дела. Только божественная служба, которой он не опускал ни для какого дела, отвлекала его от иконописания, а большую часть ночи проводил он в молитве и пении. Если случалось ему получить плату за свой труд: то часть употреблял на расходы для иконописного дела, другую – на милостыню нищим, а третью – на свои нужды. За свои великие добродетели и чистую жизнь, по одобрению игумена, он рукоположен был во священника, Присутствие в нем божественной благодати обнаружилось даром чудотворений. Как лекарством он помазывал своими вапами струпы больных и исцелял.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда, сказать точно не можем. Но вряд ли не только со времен Петра Могилы, когда Киевская София была восстановлена после долгого запустения. Во всяком случае, именно при Могиле праздник Рождества Богородицы был установлен как престольный праздник в Десятинной Церкви. III. В византийской иконографии можно различить два независимых друг от друга сюжета. Во-первых, — Христос, Премудрость и Слово, под видом “Ангела великого совета” (“по Исаиину пророчеству”, Ис 9:6). И во-вторых, олицетворение Премудрости, Божественной или человеческой, по типу античных олицетворений, в женском образе… К первой теме относится прежде всего известная фреска в александрийских катакомбах в Кармузе (прибл. V—VII вв.). Здесь был изображен в натуральный рост крылатый ангел с нимбом. Надпись: SOFIA IS CS. Это есть изображение Христа в ветхозаветном подобии. Ветхозаветным праведникам и патриархам Бог являлся часто в образе ангела (например Аврааму, у дуба Мамврийского). И по древнехристианскому толкованию, являлся именно Бог-Слово, Сын Божий. Поэтому древние писатели и отцы Церкви обычно называют Христа между прочим и Ангелом или Архангелом, и даже Архистратигом, как вестника воли Божией. Уже автор книги “Пастырь” созерцает Сына Божия как “славного Ангела” (конец II в.); любопытно, что он почти что отождествляет Сына Божия с Архангелом Михаилом. Имя Ангела ко Христу прилагают и отцы IV в.; и даже позже автор Ареопагитик, на которого так часто ссылаются поздние византийские иконописцы, подчеркивает, что Христос, как Бог откровения именуется Ангелом великого совета (de coel. hier., cap. IV). Таким образом, изображение Сына Божия в ангельском облике вполне объясняется из древнехристианских представлений. Однако в иконографии эта тема не могла получить широкого развития. Ветхозаветные и символические образы не соответствовали основной тенденции византийской иконописи, как она развивалась со времен иконоборческой смуты. Слагается и утверждается исторический (или, лучше сказать, историко-иератический) тип Христа.

http://pravmir.ru/o-pochitanii-sofii-pre...

2) Заключение П. П. Покрышкина, осмотревшего церковь 5 марта, следующего содержания: «Внешний вид церкви в значительной мере изменен позднейшими переделками; менее потерпела колокольня. В настоящее время покраска фасадов белая с едва заметно более темными фонами стен; желательно сделать разведку первоначальной раскраски и восстановить ее. Внутри кое-что сохранилось, быть может, и от первоначальной постройки, напр., плафоны двух приделов в трапезной украшены невысоким рельефом лепных орнаментов средины XVIII в., близких по стилю Louis XV и очень красивых; они должны остаться неприкосновенными, а бирюзово-голубая раскраска их фонов требует проверки путем разведок. Столярство и иконы левого и главного иконостасов, за небольшими исключениями, хороши; в особенности хороша ажурная резьба царских врат и колонн первого яруса в главном иконостасе, декоративной арки между придельными иконостасами с иконою, кажется, Софии Премудрости Божией, нескольких киот и рам вокруг икон и картин, висящих, по стенам церкви. Разведкою на тумбе главного иконостаса открыт отличный синий тон, а на фоне за колоннами - малахитовый. Ионические колонны, поддерживающие потолок трапезной части и хоры в главном храме, кажется, относятся к началу XIX в. Из утвари к Елизаветинскому времени, по-видимому, относятся: выносная икона и выносной крест (иконопись их совершенно перемалевана в недавнее время, неудовлетворительно, но резьба еще сохранилась, хотя и слишком заплавлена слоями многократных побелок), дарохранительница серебряная с чеканным изображением Преображения Господня, около 12 в. высотою, в виде шкафчика; антиминс Ильинского придела 1755 г.; четыре рамы-киоты в алтаре на стенах, под потолком; вероятно, многие иконы, отчасти или целиком, испорченные позднейшими плохими поправками, напр., иконы в левом иконостасе, у которых испорчены фоны и надписи, кроме икон Спасителя и Божией Матери, целиком переписанных хорошим художником начала XIX века, св. Николая Чудотворца чтимый образ большого размера, около 1 1/2 арш., в окладе, местная икона св.

http://sobory.ru/article/?object=34534

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010