С. и П. Молитва народа о Царе-Помазаннике//Миссионерское обозрение. 1896. 5. С. 84 (Переложение Псалма 71) Боже! даруй Царю Твой правый суд, Мудрость истинную Помазаннику, Да судит Он людей по правде Твоей Судом милостивым, как Своих детей. Принесут горы мир Его подданным, А долины, холмы – радость велию. Да спасет Он сынов от убожества И смирит навсегда притеснителя. Он как дождь на руно снидет милостию И как капля росы – земле жаждущей: То любовь Царя душе страждущей. Во днех царства Его цветет праведность И в нём мир – тишина, пока светит луна, Пока солнца свет с высоты небес, Будет хлеб на селе, 42 – что Ливана лес, А в жилищах людей, – что степной травы. Обладать будет Он до концов земли, Да падут перед Ним толпы врагов! Принесут Ему дань от морских островов, Воздадут Ему честь и князья и цари. Да послужат Ему все народы земли! 36 Исторический епископ епископов и потом патриархов… церкви. находящейся в Константинополе. С.-Петербург, 1862 г. Стр. 1. 37 Очерк церковной истории Куртца, переведенный с немецкого протоиереем Ал. Рудаковым. С.-Петербург, 1868 г., стр. 268. 38 Порфиры или, вернее, Императорские мантии для Их Величеств имеют вид длинных плащей без рукавов, делаются порфиры из золотого глазета. Верхняя часть мантий покрыта горностаевой пелериной, представляющей оплечье в виде воротника, который двумя широкими полосами спускается на грудь. На задней стороне мантии – государственный герб. Её края обрамлены горностаем. По средине её имеется большой государственный орел из черного бархата, расшитый серебром и золотом; у орла лапы, скипетр и держава золотые, а корона над ним серебряная. Обе порфиры широко опушены драгоценным, белым как снег, горностаем и имеют такие же воротники. Вокруг опушки красуется золотое шитье. Порфиры подбиты белою шелковою материей. В порфире Его Величества весу 12 фунтов, порфира Её Величества на 1 фунт легче. К порфире Государя Императора за графы пришита Андреевская цепь. 39 Большая Императорская Российская корона представляет верх совершенства, по необычайному количеству драгоценностей и их художественному сочетанию. Кроме большого рубина на дуге короны, она вся усыпана бриллиантами и жемчугами. На рубине приделан крест, состоящий из пяти чудной воды бриллиантов. Спереди и сзади короны идут две лавровые ветви, соединенные внизу лентой. Дуга, отделяющая половины короны, представляет собой дубовые листья с желудями. Над дугой спереди находится большой восьмиугольный бриллиант: нижняя-же часть короны украшена 27 большими бриллиантами, окруженными множеством малых. Высота коровы 26,4 мм. диаметр от 19,4 д. 21,1 мм. Она подбита пурпуровою бархатною шапочкой. В 1865 году Императорская корона была в точности оценена: каждый камень был взвешен в отдельности. Произведенная оценка показала стоимость короны в 823,976 рублей. Корона эта была сделана при вступления на престол Императрицы Екатерины II. Впоследствии она не однократно подвергалась переделкам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этим, по существу, исчерпывалось содержание его статьи. 341 …г-н Катков, единственно из удовольствия повредить профессору Крылову — статьи, которые именно вели к возбуждению юношества против их наставников и учителей… — Аналогичное обвинение Каткову выдвигалось Достоевским задолго до появления в печати статьи «Кто виноват?». Речь идет о целом ряде статей из. Русского вестника», в которых обличалось невежество профессора римского права H. И. Крылова: «Изобличительные письма» и «Дополнительная заметка» Байбороды, «Письмо к редактору» П. M. Леонтьева, «Объяснение от редактора» M. H. Каткова (Рус. вестн. 1857. Все эти статьи компрометировали H. И. Крылова в глазах студентов Московского университета, которым он читал лекции. Псевдонимом „Байборода“ пользовались M. H. Катков, Ф. M. Дмитриев и П. M. Леонтьев. 342 …грешнее того козла… — Подразумевается описанный в Библии обряд возложения грехов еврейского народа на козла, отпускаемого затем в пустыню (Книга Левит, гл. 16, ст. 21–22). Отсюда крылатое выражение «козел отпущения». 343 …можно добраться до Аргонавтов… — Другими словами, чуть ли не до начала «истории» рода человеческого. Согласно античной мифологии, аргонавтами (моряками с корабля «Арго») назывались греческие герои, отплывшие во главе с Язоном в далекую Колхиду, чтобы похитить там золотое руно. 344 …или по крайней мере до призвания трех князей варяжских, до сих пор неизвестно откудова. — Отголосок журнальной полемики между сторонниками различных теорий происхождения Руси. Более популярная «норманнская» теория защищалась M. П. Погодиным, автором книги «О происхождении Руси» (1825), «жмудская» — H. И. Костомаровым, выступившим со статьей «Начало Руси» (Современник. 1860. 19 марта 1860 г. состоялся публичный диспут между Погодиным и Костомаровым, однако вопрос о происхождении Руси остался по-прежнему неясным. В полемике принимали участие Чернышевский и Добролюбов, считавшие концепцию Погодина научно не обоснованной ( Чернышевский H. Г. Полн. собр. соч. M., 1950. T. 7.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Влечение Флоренского к античности есть проявление внутреннего отношения к ее общечеловеческой сущности как духовно-родственному мироощущению, раскрывающему во всех сферах бытия постижения природы любви. «...Эллинская жизнь вся насквозь напитана началом эроса и филии и должна быть понимаема как музыкальное развитие именно этой филлическо-эротической темы» (Из письма к В. В. Розанову от 12.XII.1913). В своей Теодицее (Письмо одиннадцатое: Дружба) он раскрывает значение слова jilia: «За моментом эроса, в Платоновском значении слова, открывается в душе jilia – высшая точка земли и мост к небу» (9. С. 396). В философском плане Флоренский неоднократно обращается к древнегреческому мифу как образному выражению изначальных сил, проявляющих себя в мире. Из античных образов, воплощенных в классической музыке, миф об Орфее изъясняется им в исследовании «Не восхищение непщева» через противопоставление созидающего мужественного аполлонического начала губящему женственному – дионисийскому. Орфей, выразитель мужественного аполлонического начала, силой музыки извлекающий из Аида тень Эвридики, сам гибнет от носительниц разрушительного духа Диониса. 99 «Чудодейственная музыка Орфея, укрощавшая волны, остановившая Симплегады, пересилившая сладкое пение сирен, отверзшая ворота рощи, где хранилось золотое руно, усыпившая дракона, вызывавшая сочувствие всей природы – деревьев и скал, птиц и зверей и даже в преисподнюю внесшая мир и радость и извлекшая оттуда усопшую Евридику, – всеми этими феургическими силами своими указывает на высшую степень мистической посвященности Орфея он, аспект Аполлона и сам явление аполлинийного начала, есть чистая мужественность, извне привлекающая к себе Психею и извне к ней влекущаяся... Евридика лишь в виде призрака поддается чарам аполлинийной музыки. Но и этот призрак бесследно рассеивается при границе Аполлонова царства, при первой же попытке воспринять в Евридике лицо. Орфей, как посягнувший на священную утробу Земли и ее тайны, не предварив своего знания принесением себя в жертву Смерти, терпит гибель – от носительниц дионисийного духа Земли...» (13. С. 4647).

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

А дневники вели его дальше и дальше. Были такие странички: «Этические записи». «Жалость — первое движение доброй души», — говорилось там. Иннокентий морщил лоб. Жалость? Это чувство постыдное и унизительное для того, кто жалеет, и для того, кого жалеют, — так вынес он из школы, из жизни. «Никогда не считай себя правым больше, чем других. Уважай чужие, даже враждебные тебе мнения.» Довольно старомодно было и это. Если я обладаю правильным мировоззрением, то разве можно уважать тех, кто спорит со мной? Сыну казалось, что он не читает, а ясно слышит, как мать говорит, её ломкий голос: «Что дороже всего в мире? Оказывается: сознавать, что ты не участвуешь в несправедливостях. Они сильней тебя, они были и будут, но пусть — не через тебя.» Шесть лет назад Иннокентий если б и открыл дневники, — даже не заметил бы этих строк. А сейчас он читал их медленно и удивлялся. Ничего в них не было как будто такого уж сокровенного, и даже прямо неверное было — а он удивлялся. Старомодны были и самые слова, которыми выражались мама и её подруги. Они всерьёз писали с больших букв: Истина, Добро и Красота; Добро и Зло; этический императив. В языке, которым пользовался Иннокентий и окружающие его, слова были конкретней и понятней: идейность, гуманность, преданность, целеустремлённость. Но хотя Иннокентий был безусловно идеен, и гуманен, и предан, и целеустремлён (целеустремлённость больше всего ценили в себе и воспитывали все его сверстники), а сидя на низкой скамеечке у этих шкафов, он почувствовал, как подступает что-то из нехватавшего ему. И фотоальбомы были тут, с чёткой ясностью старинных фотографий. И несколько отдельных пачек составляли театральные программки Петербурга и Москвы. И ежедневная театральная газета «Зритель». И «Вестник кинематографии» — как? это уже всё было в то время? И стопы, стопы разнообразных журналов, от одних названий пестрило в глазах: «Апполон», «Золотое Руно», «Гиперборей», «Пегас», «Мир искусства». Репродукции неведомых картин, скульптур (и духа их не было в Третьяковке!), театральных декораций. Стихи неведомых поэтов. Бесчисленные книжечки журнальных приложений — с десятками имён европейских писателей, никогда не слыханных Иннокентием. Да что писателей! — здесь были целые издательства, никому не известные, как провалившиеся в тартарары: «Гриф», «Шиповник», «Скорпион», «Мусагет», «Альциона», «Сирин», «Сполохи», «Логос».

http://azbyka.ru/fiction/v-kruge-pervom/...

507 …сравнение… " Ипполита " Сенеки… с… " Федрой " Расина… — " Федра " (1677) Ж. Расина написана на тот же мифологический сюжет, что и " Ипполит " Сенеки: вторая жена аттического мифического героя, царя Афин Тесея — Федра полюбила своего пасынка Ипполита, покончила с собой от неразделённой любви и стала виновницей гибели Ипполита. 508 …Финальный возглас Ясона, обращенный к Медее, улетающей на колеснице… — в греческой мифологии Медея, наделенная даром волшебства дочь царя Колхиды, полюбила Ясона, помогла ему похитить золотое руно, бежала с ним и вышла за него замуж; когда они оказались в Коринфе, Ясон задумал жениться на дочери коринфского царя Креонта, из мести Медея погубила ее, Креонта, своих детей от Ясона и улетела на запряженной драконами колеснице к Эгею в Афины. 509 " Беги туда, где люди ощущают… " — " Бюсси д " Амбуа " (V акт, сц. 3) — трагедия (1607–1608) английского поэта и драматурга Джорджа Чапмена (1559–1634). 510 …горькие слова Гекубы при отъезде греков: " …убита дева, мальчик мертв… " — Сенека " Троянки " (1167). Гекуба — в греческой мифологии жена троянского царя Приама, мать Гектора, Париса, Кассандры, Поликсены и др. Она стала свидетельницей того, как убили ее внука, сына Гектора и Андромахи — Астианакта, а перед отплытием принесли Поликсену в жертву на могиле Ахилла. 511 …И Лахеза блюдет предрешенный ход… Лахесис (дающая жребий) — в греческой мифологии одна из мойр, богинь судьбы, определяющая судьбу до рождения человека. 512 …Если бы кто-либо целиком посвятил себя изучению японского театра Но, Бхасы с Калидасой… — театр Но — см. коммент. к эссе " Эзра Паунд… " . Бхаса (И — III bb.) — древнеиндийский драматург. Калидаса (прибл. V b.) — индийский поэт, драматург. 513 " Династы " — эпическая драма (ч. 1–3, 1903–1908) английского писателя Томаса Гарди о Европе во времена наполеоновских войн, состоящая из 19 актов, 130 сцен. " Пер Гюнт " (1867) — драматическая поэма Г. Ибсена. 514 Александер, Уильям, граф Стерлинг (15677-1640) — шотландский поэт и придворный, среди его сочинений — ниже упоминаемые Элиотом четыре " монархические трагедии " — о Дарии, Крёзе, Александре Македонском и Цезаре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

…китайцы дерутся — имеется в виду Тайпинское восстание — крестьянская революционная война в Китае 1851–1864 годов против феодального господства и власти Цинской династии. 78 …Андерсена сказки по-русски переводятся. — Полное собрание сказок Андерсена вышло в конце 1863 года. 79 Выставка художественная будет скоро. — По-видимому, речь идет об ежегодной академической художественной выставке 1863 года, открывшейся 13 сентября. 80 Неф Т. А. (1805–1876) — художник, придворный живописец и академик с 1832 года; с 1855 года — профессор Академии художеств, автор многочисленных картин на сюжеты «из мира ванн и купален» — как говорится у Лескова. 81 …имена Ниобеи, Эвридики, Психеи, Омфалы, Медеи, Елены. — Героини древнегреческих мифов. Ниобея за соперничество с Латоной (матерью Аполлона и Артемиды) лишилась всех своих 14 детей, была обращена в камень и в вечной тоске проливала слезы о погибших. Эвридика — жена певца Орфея, который отправился за нею после ее смерти в царство мертвых, чтобы силой своих песен убедить владык этого царства вернуть ее к жизни. Психея — возлюбленная бога Амура. Омфала — лидийская царица, у которой в рабстве находился Геракл, позабывший рада нее о подвигах; одетый в женское платье, он сидел над пряжей среди рабынь. Медея — дочь колхидского царя, полюбившая Язона; при ее помощи Язон добыл золотое руно и благополучно вернулся в Грецию. Елена — жена царя Менелая, похищение которой было причиной Троянской войны. 82 Все слышались мне имена Гнатэны, Праксителя, Фрины мегарянки. — Истомин читает Мане стихотворение Л. Мея «Фринэ» (1855), цитату из которого Лесков включает в его рассказ. Гнатэна (IV век до н. э.) — гетера из Коринфа. Пракситель (IV b. до н. э.) — знаменитый древнегреческий скульптор; в древности особенно большой славой пользовалась его статуя Афродиты Книдской, изображающая нагую фигуру перед купанием. Фрина (Фринэ) — афинская гетера (IV b. до н. э.), прославившаяся своей красотой и умом; была натурщицей у Праксителя для его статуи Афродиты Книдской. 83

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Золотое Руно – Пречистая Дева, от земли к небесам принесенная, «одетая золотою бахромою, преукрашенная» (см. Пс. 44, 14 ). Золотым Руном является и икона Ее, прекрасными убранствами позолоченная, – когда Ваше святительство все имение свое под ноги Пречистой Девы положил для украшения Ее иконы. К сему же и златыми словесами своими немало это Руно позолотил, послужив на похвалу пресвятого имени Девы Марии. Подобает Вашему святительству и мое убогое руно – послушание: по послушанию, как и повелел мне, на честь и славу Честнейшей Херувим и Славнейшей Серафим, сию малую книжку по силе моей я написал. Прими же, Преосвященный Пастырь мой, это хотя и малое, однако же дорогое, ибо о Дражайшей Госпоже нашей составленное Руно. Прими в честные свои руки и простри их своему овчате к благословению. Руно Орошенное даст тебе в небе корону (Ответное (на посвящение) благословение в стихах архиепископа Лазаря Барановича иеромонаху Димитрию (в оригинале – на старопольском языке). В нем пастырь вдохновенно пророчит своему подопечному венец святости) Наша Панна – Овечка, а Руно – Ее тело, Сына Божья навечно оно одело. То Руно и тебя самого покрыло, как Бога: Дорога столь бывает работа у Бога. На Руно то упала с неба Божья роса, И твое пусть Руно оросят небеса. Взошла Мария в небо не без Ее Руна, Его же оросившего – тебя – возьмет Она. Перо Святого Духа писало то Руно, Роса Святого Духа излита на него: «Излию от Духа Моего на всякую плоть» ( Деян.2:17 ). От избытка бо сердца глаголют уста его: То, что было на сердце, на Руно ты излил, В той работе сам Дух Святой дал тебе сил. Невесты Его руно ты прославил, Своего разуменья тебе Дух прибавил. Прекрасное Руно ты писаньем оросил, От Богородицы получишь все, что бы ни просил. Поведает Панна Сама тебе Божью любовь и мою, Идущему в небо – сугубую ласку сию. О тебе, любезнейшем овчати, вечно пасущего тебя Пастыря молю. Лазарь Баранович, архиепископ Черниговский, Новгородский и всего Севера, собственною рукою К читателю Описание чудес Пречистой и Преблагословенной Девы Марии от Ее чудотворного образа, что в Ильинском монастыре, снова издается, благочестивый читатель, с исправлением нравоучений и приложением кратких духовных бесед.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Патриарх Константинопольский Варфоломей награжден орденом «Золотое руно» — высшим орденом Грузии для иностранных граждан Москва, 15 октября 2007 г. Патриарх Константинопольский Варфоломей I награжден орденом «Золотое руно» —  высшим грузинским орденом для иностранных граждан, передает ИТАР-ТАСС. В воскресенье эту награду ему вручил президент Грузии Михаил Саакашвили. Церемония состоялась в кафедральном соборе Светицховели в древней столице страны Мцхете после завершения праздничного богослужения, которое совершили Патриархи Варфоломей и Илия в сослужении иерархов и духовенства Поместных Православных Церквей, прибывших на торжества по случаю 30-летия интронизации Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и 75-летия со дня его рождения. По словам Саакашвили, Патриарх Варфоломей удостоен этой награды «за огромный вклад в утверждение мира и общечеловеческих ценностей, за развитие дружественных отношений с Грузией и за ее популяризацию», сообщает Патриархия.ru. Орден «Золотое руно» учрежден в конце 90-х годов прошлого века. Этой награды были удостоены бывший канцлер Германии Герхард Шредер, бывший президент Международного Олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч, королева Великобритании Елизавета II, президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов и другие. Накануне, утром 13 октября, Патриархи Варфоломей и Илия, вместе с делегациями Поместных Православных Церквей и членами Священного Синода Грузинской Церкви, посетили монастырь Джвари близ Мцхета, который в этом году отмечает свое 1600-летие. Как сообщает агентство «Новости-Грузия», в этот день по возвращении в Тбилиси состоялась встреча с председателем парламента Грузии Нино Бурджанадзе, на которой обсуждались, в частности, проблемы Кипра и Грузии. По словам спикера, в обеих странах «остаются неурегулированными территориальные и этнические проблемы». Также в субботу 13 октября в Патриархии состоялся прием для прибывших на торжества в Тбилиси делегаций Поместных Православных Церквей из России, Сербии, США, Украины и Чехии. «Грузинская Православная Церковь очень почитаема в России, она является носителем огромных духовных и культурных ценностей, которые скрепляют вековую дружбу между нашими двумя народами», — отметил на приеме посол РФ Вячеслав Коваленко. В мероприятиях, посвященных 30-летию интронизации Илии II и 75-летию его дня рождения, принимают участие делегации Православных Церквей 17 стран, в том числе Греции, Кипра, Сербии, России, Чехии, Украины, США и других. Делегацию Русской Православной церкви возглавляет митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин. Торжества в Грузии продолжатся до 16 октября. 15 октября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24403.html

Патриарх Константинопольский Варфоломей награжден орденом «Золотое руно» — высшим орденом Грузии для иностранных граждан 15 октября 2007 г. 11:03 Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей I награжден орденом «Золотое руно» —  высшим грузинским орденом для иностранных граждан, передает ИТАР-ТАСС . В воскресенье эту награду ему вручил президент Грузии Михаил Саакашвили. Церемония состоялась в кафедральном соборе Светицховели в древней столице страны Мцхете после завершения праздничного богослужения, которое возглавили Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия , Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом , Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор , Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир , представители Поместных Православных Церквей и архиереи Грузинской Православной Церкви. Делегации Поместных Православных Церквей прибыли в Грузию на торжества по случаю 30-летия интронизации Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II  и 75-летия со дня его рождения. «У нас особый орден для тех иностранцев, которые внесли большой вклад в развитие духовности в мире и популяризацию Грузии, и мы его с радостью вручаем Вам», — сказал, обращаясь к Предстоятелю Константинопольской Церкви , М. Саакашвили.  По его словам, Варфоломей I удостоен этой награды «за огромный вклад в утверждение мира и общечеловеческих ценностей, за развитие дружественных отношений с Грузией». Президент Грузии также заявил, что надеется на участие Патриарха Варфоломея в разрешении грузино-абхазской проблемы, передает «Интерфакс». «Мы все надеемся, что Вашими и нашими молитвами, совместными духовными усилиями сможем в ближайшем будущем вернуть там (в Абхазии — Ред. ) мир», — сказал М. Саакашвили. Как утверждает глава грузинского государства, в Абхазии сегодня «очень много абсолютно брошенных и уничтоженных грузинских православных церквей и монастырей, так как там была совершена этническая чистка». В свою очередь Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II заявил, что грузинский народ не успокоится до тех пор, пока Абхазия и Цхинвальский регион находятся вне единого государства.

http://patriarchia.ru/db/text/308263.htm...

«Это незаживающая рана на теле грузинского народа, и пусть никто не думает, что наш народ сможет примириться с этим состоянием, — сказал после воскресного богослужения в храме Светицховели Патриарх Илия. — Если эта проблема не будет решена, тогда ненависть будет распространяться на тех, кто мешает воссоединению Грузии, и это может лишь усугубить ситуацию». Орден «Золотое руно» учрежден в конце 90-х годов прошлого века. Этой награды были удостоены бывший канцлер Германии Герхард Шредер, бывший президент Международного Олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч, королева Великобритании Елизавета II, президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов и другие. Накануне, утром 13 октября, Патриархи Варфоломей и Илия, вместе с делегациями Поместных Православных Церквей и членами Священного Синода Грузинской Церкви , посетили монастырь Джвари близ Мцхета, который в этом году отмечает свое 1600-летие. Как сообщает агентство «Новости-Грузия» , в этот день по возвращении в Тбилиси состоялась встреча с председателем парламента Грузии Нино Бурджанадзе, на которой обсуждались, в частности, проблемы Кипра и Грузии. По словам спикера, в обеих странах «остаются неурегулированными территориальные и этнические проблемы». Также в субботу 13 октября в Патриархии состоялся прием для прибывших на торжества в Тбилиси делегаций Поместных Православных Церквей из России, Сербии, США, Украины и Чехии. «Грузинская Православная Церковь очень почитаема в России, она является носителем огромных духовных и культурных ценностей, которые скрепляют вековую дружбу между нашими двумя народами», — отметил на приеме посол РФ Вячеслав Коваленко. В мероприятиях, посвященных 30-летию интронизации Илии II и 75-летию его дня рождения, принимают участие делегации Православных Церквей 17 стран, в том числе Греции, Кипра, Сербии, России, Чехии, Украины, США и других. Делегацию Русской Православной церкви возглавляет митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин . Торжества в Грузии продолжатся до 16 октября. Патриархия.ru Календарь

http://patriarchia.ru/db/text/308263.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010