19. же предаютъ вы, не пецытес, как ил что возглаголете: дастбос вамъ въ той часъ, что возглаголете: Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать 20. не вы бо бдете но дхъ ца вашег глй въ васъ. ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас Апостолы были из людей бедных и неученых рыбарей, посему, понятно, они могли беспокоиться, как и что будут говорить, когда предстанут пред правителями и образованными людьми. И Господь успокоивает их, говоря, чтобы они не заботились об этом, потому что дастся вам в той час, что возглаголете (в тот час дано будет вам, что сказать). Не вы бо будете глаголющий (не вы будете говорить), но Дух Отца вашего, т. е. Сам Бог, Дух Святый третье лицо Св. Троицы, глаголяй в вас – будет говорить в вас. Я дам вам уста и премудрость, говорил Господь апостолам подобно сему, по сказанию евангелиста Луки (21:15). Так Господь предсказал о боговдохновенности свв. апостолов, т. е. о том, что они будут проповедывать и устно, а также, конечно, и письменно не сами от себя, но по внутреннему внушению от Самого Бога от Св. Духа. 21. Предастъ же братъ брата на смерть, и тецъ чадо: и востантъ чада на и ихъ: Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их 22. и бдете ненавидими всми имене моег ради: претерпвый же до конца, той спсенъ бдетъ. и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется Люди неверующие, привязанные к своей еврейской или языческой религии, которых Господь назвал волками, будут так ненавидеть проповедников христианской веры, как равно и тех, которые примут ее, что не пощадят самых близких из своих родных – брат неверующий будет предавать на смерть своего родного брата, неверующие дети будут восставать за веру на родителей и умерщвлять их. Все это в точности и исполнилось сначала на самих апостолах, а затем на христианах во времена гонений. И вообще предрекает Господь: будете ненавидими всеми многими враждебными Евангелию имене Моего ради (за имя Мое). Здесь слово все употреблено в смысле многие. Так в греч. языке иногда употребляется это слово. За имя Мое за веру Мою. Претерпевый, т. е. оставшийся твердым в вере и претерпевший за то оскорбления и мучения, до конца, до конца сих оскорблений и мучений или до конца жизни (Феоф. и Злат.), спасен будет, т. е. получит блаженство в царстве небесном. Так и было, как знаем мы, с св. апостолами и св. мучениками. Зач. 37-е. Наставление Иисуса Христа апостолам (продолжение)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

1 Св. Вас. вел. Бес. 19: тв. ч. 4 с. 295. М. 1846. Св. Епиф. О ерес. 77 гл. 21: тв. т. 1 с. 1053. Кельн, 1682 г. 2 Т. е. износить из усыпальниц, украшать, лобызать, носить во время ходов церковных, предлагать, хотя бы то для простого созерцания, верующим и проч. Квеншт. Богосл. дид.-полем. т. 2 с. 1458. Лейпц. 1715. 6 Сего нельзя утверждать на основании слов Спасителя по еванг. Луке: убо свидетельствуете и соблаговолите делом отец ваших: яко тии убо избишаих (пророков), вы же зиждете их гробы ( Лук. 11:48 ). Здесь, говорит св. Златоуст, «Иисус Христос осуждает намерение, с каким (иудеи) строили (гробы пророков); ибо они строили гробницы не в честь убитых, но как бы хвалясь убийством, и из опасения, дабы свидетельство и память о такой их дерзости с течением времени не погибла вместе с разрушившимися памятниками. Они строили гробницы, воздвигали памятники как бы трофеи, и тем показывали, что они поставляли для себя славу в дерзости отцев своих» (св. Злат. Бес. на Матф. 74 : ч. 3 с. 264–265. М. 1846 г.). Так действительно и есть. Ибо хотя иудеи объясняли устройство ими гробов пророческих иначе, предъявляя, что они не были бы общниками отцев своих, если бы жили в их время; но как они хотели умертвить самого Господа пророков, то явно, что в деле устройства гробов пророческих было у них именно означенное намерение. 9 Бл. Феоф. Благов. ч. 1 с. 404–405. Казань, 1855. Сн. Ориг. Толк. на Матфея: тв. т. 3 с. 1630–1632. Пар. 1857. Илар. поат. Толк. на Матф. кан. 24: тв. с. 180. Кельн, 1617. Пр. Иерон. Толк. на Матф. кн. 4: тв. т. 4 ч. 1 с. 111–112. Пар. 1706. Св. Кирил. ал. Прот. Юлиана кн. 10: тв. т. 6 с. 337. Пар. 1638. 11 Св. Лев. вел. Слов. 1 на св. пасху: воскр. чт. XV, 2. Св. Амвросий: «Ты, может быть, не сомневаясь в ее (усопшей сестры) награде и вере, скорбишь потому, что не можешь видеть ее во плоти? Но ужели тебя не вразумляют слова апостола, который говорит, что мы отныне ни единого вемы по плоти: аще же разумехом Христа по плоти, но ныне ктому не разумеем? Наша плоть не может быть вечною; она по необходимости должна прежде умереть, чтобы воскреснуть; должна прежде разрушиться, чтобы успокоиться, дабы чрез сие положить конец греху.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

213 Иуст. Апол. II, 6; Разг. с Триф. 4 и др. Феоф. антиох. К Антол. I, 3–5. Ирин.Прот. ерес. II кн. XIII, 3–4, а особенно: Климент ал. Строматы, V, 11–12 и Ориген, О началах, I кн. 1 гл. – От некоторого антропоморфизма не свободны были из писателей этого времени лишь Мелитон сард. (Евсевий, Церк. ист. IV, 26) и Тертуллиан (О теле Христ. 11 гл.; Прот. Праксея, гл. 7), но их антропоморфизм не имел еретического характера и церковью они не были причисляемы к антропоморфистам. Таков же и антропоморфизм Лактанция (Instit. VII, 9). 214 Представителем и виновником такой ереси был сирийский монах Авдий, от которого и самые антропоморфиты получили название авдиан. ( Епифан. Ер. LXX; Феодорит, Изл. ерет. уч. IV, 9). Несмотря на свою нелепость, учение Авдия распространилось среди части египетских монахов (скитских) – противооригенистов ( Сократ, Цер. ист. VI, 7; Созомен, Ист. ц. VIII, 11; сн. Болотова В. В. Уч. Оригена о св. Троице 425 стр.), потом – монофизитов. 215 См. напр., Григор. Б. Сл. 28 и 31 (III ч. 22–24 и 122 стр.), Григор. нис. Об устроен. человека, V гл. (I ч. в рус. пер.), Злат. На Быт. Бес. VIII, 3–4, Феодор. На Быт. 20–21 , Исид. пелус. II кн., пис. 185 (III, 95) Кирил. ал. Прот. Юлиана, V кн., Август. О граде Бож. XII. 23, позднее – у Дамаскина, Точн. изл. пр. в. I, 4 и 11. 217 Подробнее опровержение возражений против духовности и личности Божества можно находить у Кудрявцева В. Д. Пантеизм. Теизм (II т. 3 вып. его сочин.), также в „Начал. основаниях философии“. См. еще: Глаголева С. С. Сверхъест. откров. и естеств. богопознание. II ч. 2 гл. Сильвестра еп. Несостоятельность новейшего пантеизма в решении существеннейших вопросов для человека (Тр. Киев. Ак. 1867 г. 6–7 кн.; сн. 1865 г. 2 и 8 кн.). М. М. Личность и абсолютизм (против пантеизма. – Пр. Об. 1886 г. 8 кн.). Гусева А. Ф. Разбор возражений Спенсера и его единомышленников против учения о Боге как личном существе (Пр. Соб. 1896 г. 5 кн). Орфанитского И. А. Христ. уч. о Боге личном сравнительно с воззрениями на Божество как на существо безличное и отвлеченное (Вера и Церк. 1902 г. нояб.). Лебедева М. Разбор возражений Дж. Ст. Милля против теизма (Вера и Раз. 1895 г.). Кирилловича А. Бессознательное Гартмана (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

40. и хотщем сдитис съ тобою и риз твою взти, пст и срачиц: и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду и кто захочет судиться с тобою, и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; Иудеи носили две одежи: нижнюю рубашку, которая была до колен, и сверх неё, особенно при выходе,из дому, накидывали верхнюю, широкую. Верхняя обыкновенно была дороже рубашки. Смысл слов Спасителя: кто захочет судиться с тобою и проч. следующий: если кто по суду хочет отнять у нас что-либо менее ценное, должно отдать ему и более ценное, т. е. не только удовлетворить его, но сделать для него больше. Впрочем, этим не запрещается законная защита собственности, а равно и правая тяжба на суде. Ап. Павел, узнав, что в Коринфской церкви происходят тяжбы, не запрещает их решительно христианам, а говорит только: для чего они не хотели лучше быть обиженными, но обижают сами? ( 1Кор.6:7 ; Мих.). «С чем я сам-то останусь, если отдам последнее свое?» скажет ли кто. Св. Златоуст так успокаивает такого: «во-первых, никто не нападает на людей, имеющих истинно христианское расположение; во-вторых, всегда найдутся добрые люди, чтобы помочь обиженному». 41. и аще кто т пойметъ по сил поприще ид съ нимъ два. и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два Эти слова Спасителя значат следующее: если потребуется твоя услуга, даже несправедливо и с принуждением, окажи и такую услугу, и сделай при этом еще больше, чем требуют от тебя. «Если бы, говорит Златоуст, кто захотел и самое тело твое подвергнуть тяжким и изнурительным трудам и притом несправедливо, и на это будь готов». Зач. 15-е. О любви к ближним и ко врагам Читается в субботу 1-й недели по Пятидесятнице 42. Просщем у дай, и хотщаго зати не врат. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся Просящему у тебя дай, т.е. не отказывай ближнему, когда он просит у тебя пособия в нужде, будь эта нужда в чём-либо вещественном или духовном, напр., нужда в пище, одежде и т.п., и нужда в добром совете и т.п. Нет сомнения, что этими словами о доброте по отношению к ближнему не исключаются некоторые условия и обстоятельства, когда давать просящему не только не полезно, но и вредно (Мих.), напр., сообразно ли с христианской любовью подать яд ближнему, чтобы лишить себя жизни, или подать нож требующему его, убийце? подобно сему не будет грехом против христианской любви отказать в милостыни известному лентяю и пьянице. Так св. Тихон Задонский сам не помогал и запрещал помогать таким. И хотящего от тебя заяти не отврати(и от хотящего занять у тебя не отвращайся). Это значит то же, что не отказывай в нужде ближнему. «Взаймы давай не с ростом, но простой заём для пользы ближнего» (Феоф.). А в другом месте Спаситель требует ещё большего, говоря, чтобы мы давали и тем, от коих не надеемся получить: взаймы давайте не ожидая ничего ( Лк.6:35 ; Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

47) Ср. Xen.,Cyr. 7, 2, 14. 70 этим словом переводят, см. Притч. 12. 26 . Ср. Calmel, AlluolU. 48) κ το πονυρυ, см. примеч. к 2, 13., не от зла, как переводит Bengel, – здесь мужеский род, а не средний род – Феоф . Alluoli, Gerlach, Scholz, Meyer. 49) Как в Апок. 5, 6. 12. 13, 8 .; у 70: Ис. 22, 13 . (satam). Ср. Хеп. Anab. 11, 2 9. 50) Подобная форма утвердительного положения, не условного с αν: Иоан. 5. 43 . – Ср. Злат. на это место. См. Clavis N. Т. Wahl’s artic. ε и ν. 51) Напр. Grotius (juri ad rem sæpe (?) datur nomen rei ipsius. – Grotius). 52) Allioli, Scholz. 53) См. далее сносок 57 о сл. потому что. 54) μεταββηκεν κ το ϑαντου ες τν ζων. 55) 21 ст. πατρ γερει – воскрешает – τος νεκρος – вообще; υς ς ϑλει ζωοποιε –оживляет кого хочет. 56) Напр. Кол, 3, 1–10. 2. 12. 13. 20. Эфес. 1, 20–2. 8. 1Кор. 15, 22 . 57) τι вместо ν – если, как в 3 ст. 2 гл вместо ν – что по русскому переводу см. примеч. к 13 ст.; равно и начальные слова настоящего стиха: мы знаем соответствуют словам того же места 2 гл узнаем из того, как и в ст. 10 3-й гл – узнаются так. Ср. Bmg-Crus, Köstlin 58) Как хотят некоторые, напр. Nicol, de Lyra: «odisse pejus quam non diligere». 59) Bengel напр. «homicida ut Cain.» Cp. Scholz. 60) Luther. 61) 10, 11. 15. 17. 18. 13., 37, 38. 15, 13 чисто новозаветное выражение, не встречающееся нигде у греческих классиков, у латинских только и именно Cicer, ad div 9, 24 fïn. «vitam ponere». 62) Как и не το μτιον, α τ μτια. Cp. Clavis Ν. Τ. Wahl‘s, artic. Τϑημι. Подобное на языке классиков: πλεμον ϑσϑαι, σπιδας ϑσϑαι, – Xen. Hell, 2, 4. 12. как и у лат. ponere чаще употребляется вместо deponere. 63) ς δ’ν χη τν βον του κσμου. 64) В этом значении βος употребляется в Евангелии Луки: 8, 43. 15, 12. 30. 21, 4. Ср. Diod. Sic. 12, 40.; так в греч пословице: βος βου δεμενος οχ σςι βος. 65) Выражение затворят сердце и именно χλεειν τ σπλγχνα –единственное, только здесь, во всей Библии. – Т σπλγχνα (обыкн. употреб. во мн. числе) значит: внутренности ( Деян. 1, 18 .), особ. сердце, печенка, легкое (2 Макк. 9, 5. Ср. Hom. Odyss. 3, 9.), также «пир после жертвоприношения» (Лат. visceratio, – Ar.); 70 этим словом переводят Евр. «dahamaim» т. е. сердце – сердечность, милосердие, любовь, напр. Притч. 12, 10 .; σπλγχνα вместо καρδα употребляет и Ап. Павел, напр.; Филим. 7 ст. 2Кор. 6, 12. 7, 15 . Филип. 1, 8. 2, 1 . (Ср. Sirac. 30, 7. Dionys. Hal. Ant. 11. p. 176. Aristoph. Ran. v. 1006).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

736 Цель благотворений, делаемых за усопших, состоит в том, чтобы возбудить в других молитвы о преставльшихся, а милость Божия испрашивается им чрез совершение за них бескровной жертвы молитвенно же: почему все богоугодные дела, бывающие за усопших, именно: различные благотворения, молитвы и литургии, называются вообще молитвами или поминовением. Так и будем называть их, где удобно будет, для краткости. 740 Ориген : «Спаситель говорит это о времени, имеющем быть после настоящего века, когда каждый накажется за свои дела. Тогда, говорит, будет нощь, в которую уже никто не может сделать что-нибудь, но каждый вкусит от дед своих, которые творит здесь». Св. Златоуст: «Не сказал (Спаситель): когда Я не могу делать, но: когда никтоже может делати, т. е. когда не будет уже ни веры, ни трудов, ни покаяния». Бл. Феофилакт: «Мне подобает делати дела пославшаго Мя (говорит Спаситель), дóндеже день есть, т. е. пока продолжается настоящая жизнь и люди могут верить в Меня: ибо приидет нощь, егда никтоже может делати, т. е. верить, ибо деланием Он называет веру. Значит, в будущем веке никто не может верить». Ориг. Бес. 3 на. пс. 36: тв. т. 2 с. 668. Пар. 1733. Св. Злат. Бес. на Иоан. 56 : ч. 2 с. 271. Спб. 1855. Бл. Феоф. Толк. на Иоан. с. 694. Пар. 1631. 741 Бл. Августин: «В воскресение мертвых некоторым людям, после наказаний, которым подвергаются души усопших, оказано будет милосердие в том, что они не будут посланы в огнь вечный: ибо несправедливым нужно бы почитать сказанное о некоторых, что им не отпустится ни в сей век, ни в будущий, если бы не было таких, которым отпустится если не в сем, то в будущем веке». Св. Григорий двоеслов : «Истина говорит, что если кто изречет хулу на Св. Духа, то не отпустится тому ни в сей век, ни в будущий ( Мф. 12:31 ). Эти слова дают понять, что некоторые вины могут быть прощены в сем веке, а некоторые в будущем: ибо если не все отрицается, то по умозаключению, следует, что нечто утверждается». Бл. Авг. О град. Бож. кн. 21 гл. 24; тв. т. 7 с. 485. 486. Антв. 1700. св. Григ. д. Собесед. кн. 4 гл. 39 с. 339. Казань, 1858.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

807 Пр. Иер. Прот. Вигил.: тв. т. 4 ч. 2 с. 282. Пар. 1706. Бл. Авг. О град. Бож. кн. 22 гл. 10: тв. т. 7 с. 508. Антв. 1700. Св. Кир. ал. Прот. Юлиан. кн. 6: тв. т. 6 с. 204. Пар. 1638. Бл. Феодор. О позн. еванг. яст. из филос. грек. и язычн. слов. 8: твор. т. 2 с. 616. Кельн, 1567. 808 Бл. Авг. Прот. Фавст. кн. 20 гл. 21: тв. т. 8 с. 247. Антв. 1700. Св. Кир. ал. Прот. Юлиан. кн. 6: тв. т. 6 с. 203. 204. Пар. 1638. Св. Иоан. дам. Точн. изл. прав. Вер. с. 262–265. М. 1844. Слов. об иконах: хр. чт. ч. 11 с. 149–150. 809 Ориг. Прот. Цельс. кн. 8 гл. 13: тв. т. 1 с. 751. Пар. 1733. Бл. Иерем. Отв. лютер. о приз. святых: хр. чт. 1844 г. ч. 3 с. 81. Св. Иоан. дам. Слов. об иконах: хр. чт. ч. 11 с. 155. Св. Василий в.: «Любителю мучеников наскучит ли когда творить память мучеников? Честь, воздаваемая добрым из наших сослужебников, есть доказательство нашего благорасположения к общему Владыке». Св. Амвросий м.: «Кто почитает мучеников, тот самого почитает Господа, а кто отметается и презирает святых, тот отметается и презирает Господа». Пр. Иероним: «Почитаем ли слуг, чтобы тем воздать честь Господу их, который сказал: иже вас приемлет, Мене приемлет» ( Мф. 10:40 ). Св. Вас. вел. Бес. 19: тв. ч. 4 с. 295. М. 1846. Св. Амвр. мед. Слов. о многоц. бисер. с. 166. М. 1838. Пр. Иер. Пис. к Ринарию: вос. чт. XVIII, 319. Сн. св. Афан. вел. О дев. или подвиж. чл. 21: хр. чт. 1833 г. ч. 3 с. 151. Св. Григ. бог. Слов. 4: тв. ч. 1 с. 98. М. 1843. Св. Иоан. дам. Точн. изд. прав. вер. с. 268. М. 1844. 812 Св. Злат. Бес. на деян. ап. 23: ч. 1 с. 409. Спб. 1856. Св. Васил. вел. Прав. прав. 59: тв. ч. 3 с. 435. М. 1846. Сн. св. Григ. дв. Нрав. прав. кн. 21 гл. 15: тв. т. 1 с. 690. Пар. 1705. 813 Св. Иуст. м. Апол. 1 с. 53. 54–55. М. 1862. Феоф. ант. К Авт. кн. 1 гл. 11. кн. 2 чл. 35: Ламин. Полн. курс. патр. т. 6с. 1040–1041. 1108. Пар. 1857. Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 5 гл. 22: тв. с. 319. Пар. 1710. Клим. ал. Стром. кн. 6: тв. с. 695. Пар. 1641. Терт. Апол. гл. 17. 30. Посл. к Скап. гл. 2 и Скорп. гл. 4: тв. ч. 1 с. 41. 68. 69. 107. Спб. 1847. ч. 4 с. 210. Спб. 1850. Св. Кипр. Пис. 48 и к Деметриану: тв. т. 1 с. 222. К. 1860. т. 2 с. 222–223. К. 1861. Ориг. Прот. Цельс. кн. 1. 8: тв. т. 1 с. 329. 761. Пар. 1733. Дион. ал. Посл. к еп. Герману: Евсев. Церк. ист. с. 412. Спб. 1848. Лакт. Бож. наст. кн. 2 гл. 1. кн. 4 гл. 14: тв. ч. 1 с. 100. 289. Спб. 1848. Св. Клим. рим. Пам. зап. гл. 16: тв. муж. ап. врем. т. 1 с. 550. Амст. 1724.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

е. А иже аще соблюдаетъ слово ег поистинн, въ семъ любы совершенна есть. семъ размемъ, к въ немъ есмы. ( 4, 12. 17 и. д. 5, 3. 13, 35, 14, 21, 23). 5. А кто соблюдает слова Его; в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. 5 . А кто соблюдает слова Его: с подлинника – «слово Его»–(ατο τον λγον) вместо выражения заповеди 3-го и 4-го стихов, в том же самом значении и в том же самом смысле (10). – В том истинно любовь Божия: одни из толковников думают, что здесь разумеется любовь Бога к нам, как в 9 ст. 4 гл. (11); другие, – что наша любовь к Богу, как в 2, 15. 3, 17. 4, 12. 5, 3. (12). Последнее, судя по связи речи, вероятное; но еще будет верное, если обе эти мысли соединить вместе, как явно соединяет их сам апостол, говоря так неопределенно: в том любовь Божия (13). Кто любит все завещанное Господом, сохраняя слово Его живое и действенное ( Евр. 4, 12 ) в чистоте сердца, тот любит и Самого Господа, а тем привлекает и Господа любовь к себе, которая естественно возвышает более и более в душе такой чувство любви, так что она любит Бога, как бы уже не своею одной любовию и любовь её можно выразить только словами: любовь Божия. Такую именно мысль Апостола подтверждают последние слова стиха: из сего узнаем, что мы в Нем (ср. Деян. 17, 28 . Иоан. 15, 1 и д.). «Сила любви такова, что она обыкновенно совокупляет и соединяет» (Злат.) (14). «Любовь есть единение духа; а любовь к Богу – вместе и путь к обожению» (Гр. Бог . стихотв. 5.). – Совершилась (15). Эта любовь Божия в нас вполне совершенна, а собственно наша на столько, на сколько это возможно для нас в этой жизни (Otto v. Gerlach). Глаголй къ немъ пребывати, долженъ есть, коже онъ ходилъ есть, и сей такожде да ходитъ. (3, 3. 13, 15, 15. 4. и д.). 6. Кто говорить, что пребывает в Нем; тот должен поступать так, как Он поступал. 6 . Если же кто думает, что он питает в себе любовь к Богу, как действительно Высшему Существу, как Единому достойному всеобщей любви, с благоговением преклоняется пред словом Его, и, следовательно, соединен с Ним и в Нем пребывает; тот должен знать, что «совершенная любовь доказывается только делами; присвоившийся Богу должен и жить так, как требует близость к Богу» (Феоф.) Кто во Христе, тот всегда и во всем поступает так, как поступал Христос, как человек, (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

или áще попрóсит яицá, едá подáст емý скóрпию? (Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?) В этих словах, в примере отца, удовлетворяющего просьбам своего сына, Иисус Христос указывает, с одной стороны, что Бог непременно исполнит нашу молитву к Нему, а с другой, что Бог подает по молитве только то, что относится к нашей пользе и к пользе других. Напр, отец не дает сыну вредного, когда тот просит необходимого и полезного, – не дает камень, когда он просит хлеба, или змею, когда просит рыбы, или скорпиона, вместо яйца. (Скорпион, это – ядовитое животное жарких стран; так называемый белый, он очень похож бывает на яйцо, когда свернется). Так и Бог не всегда подает то, что человек просит у Него, хотя бы просил с верою и постоянством. Бог дает только то, что более нужно и полезно для нас. Посему, молясь, должно предаваться Его воле, как Спаситель учит в словах Своей молитвы: Да будет воля Твоя. Лк.11:13 . Аще ýбо вы зли сýще, умеете даяния блáга даяти чáдом вáшым, кóльми пáче Отéц, иже с небесé, дáст Дýха святáго просящым у негó? (Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.) Аще убо вы, зли, по Матфею, лукави суще (если вы, будучи злы). Это Иисус Христос сказал не в упрек человеческому естеству. Он здесь называет человеческую любовь злобою для отличия от Своей благости (Злат, и Феоф.), т. е. что благость или доброта Божия настолько высока, что доброта человеческая ничтожна пред нею. Духа Святаго, а у еванг. Матфея, блага. Смысл один и тот же; еванг. Матфей указывает то, что дается по молитве – блага; еванг. же Лука указывает Самого Подателя всех благ и даров – Духа Святого, Источник их ( 1Кор.12:4 и др.). Зач. 57-е. Исцеление Иисусом Христом бесноватого и речь Его к фарисеям по сему случаю. Читается в четверг 23-й недели по Пятидесятнице. Об обоих этих обстоятельствах повествует и еванг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.5:34 . Он же речé к ним: едá мóжете сыны брáчныя, дóндеже жених с ними éсть, сотворити поститися? Лк.5:35 . Приидут же дние, егдá отъят бýдет от них жених, и тогдá постятся в тыя дни. (Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.) Это – первое сравнение. Сыны брачныя (чертога брачного), т. е. друзья жениха, которым доверена от него забота об устройстве брачного пира. В этом первом сравнении Христовом выражается следующая мысль: уместна ли печаль для друзей, устроивающих брачный пир, и разве уместен тогда для них пост, как выражение печали? В отношении к Иисусу Христу, которого Иоанн сравнивал с женихом, а себя с другом жениха ( Ин.3:29 ), и к Его Апостолам, как служителям Его в устроении церкви, это значит, что, пока Он находится со Своими учениками, им не время печалиться и выражать свою печаль постом. Можно думать, что в это время Предтеча Иоанн был заключен Иродом в темницу ( Мф.4:12 ), а потому ученики его имели в этом повод усилить обыкновенный свой пост. «Вот Иоанн, ваш друг и учитель, в темнице, это для вас время скорби и поста (Злат, и Феоф.)», как бы так говорит Иисус Христос ученикам Иоанна. Будет такое время и у Моих учеников: отнимется Жених, это – указание Господа на время после Своей смерти. Тогда будут поститься, т. е. после смерти Христовой будут учреждены и у христиан посты; тогда и они будут выражать свою скорбь постами. Лк.5:36 . Глагóлаше же и притчу к ним, яко никтóже приставлéния ризы нóвы приставляет на ризу вéтху: áще ли же ни, и нóвую раздерéт, и вéтсей не согласýет éже от нóваго. Лк.5:37 . И никтóже вливáет винá нóва в мехи вéтхи: áще ли же ни, растóргнет нóвое винó мехи, и самó излиéтся, и меси погибнут: Лк.5:38 . но винó нóвое в мехи нóвы вливáти: и обоя соблюдýтся. (При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и тó и другое.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010