Глава 7 Зач. 29-е. Исцеление слуги сотника в г. Капернауме. Читается в субботу 22-й недели по Пятидесятнице. Об исцелении слуги сотника в Капернауме повествуется и у еванг. Матфея ( Мф.8:5, 13 ); но Лука повествует о сем с значительною разницею против него, так что некоторые полагают, что это – два разные события. Различие состоит в том, что у еванг. Матфея сотник сам говорит с Иисусом Христом, а у Луки не сам, а чрез других. По Матфею, сотник говорит, что он недостоин, чтобы Христос вошел в дом к нему, а по еванг. Луке, он посылал просить Господа к себе. Но первое разногласие объясняется тем, что еванг. Матфей употребляет в своем повествовании такой оборот речи, по которому сказанное кем-либо чрез других или при посредстве других представляется сказанным прямо от него самого, как равно и ответ, получаемый чрез других, представляется ответом, данным ему самому (Мих.); второе – тем, что, когда сотник хотел идти к Христу, то иудеи воспрепятствовали ему, ласкательствуя ему и говоря: «мы сходим и приведем Его». А затем сотник посылает сказать Христу: «не подумай, что я не пришел по лености, но потому, что почел себя недостойным принять Тебя в дом свой, а потому сам и не пошел (Злат, и Феоф.). Лк.7:1 . Егдá же скончá вся глагóлы своя в слýхи людем, вниде в Капернаýм. Лк.7:2 . Сóтнику же некоему рáб боля зле, хотяше умрéти, иже бе емý чéстен. (Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум. У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.) О Капернауме см. в объясн. 31 ст. 4 гл. Сотнику некоему (у одного сотника). Иудея пред пришествием Спасителя была покорена римлянами и в городах ее стояло гарнизонное или сторожевое римское войско. Сотник был начальником над сотнею солдат такого гарнизона. Он был язычник (см. Мф.8:10 ), но был расположен к иудейству и иудеям (3 ст. и дал.), а потому и к вере во Христа, с каковою верою он обратился ко Господу с просьбою об исцелении своего слуги. Некоторые толкователи думают, что сотник был так называемым прозелитом, т. е. обращенным из язычников в еврейскую веру. Иже бе ему честен (которым он дорожил). Из этого видно, что слуга сотника был хорошим человеком и потому заслужил внимание к себе со стороны своего господина, также и сам сотник был человеком доброй души. Не виден ли здесь пример и для слуг, и для хозяев между нами?!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 7 Зач. 20-е. О неосуждении других и о хранении святыни Читается во 2-ю субботу по неделе Всех святых. 1. Не сдите, да не сдими бдете: Не судите, да не судимы будете Не судите. Здесь разумеется такое осуждение, которое происходит от самолюбия и самомнения, и выражается без необходимости, а лишь по личным каким побуждениям, для разговоров, а часто и для унижения и насмешек, и за незначительные нравственные недостатки (ст. 3), и притом людьми, которые сами часто порочнее судимых ими, разумеются так называемые пересуды (Злат, и Феоф.). Поучая не судить, по всей вероятности, Господь особенно имел в виду фарисеев, на это указывает название Господом осуждающих лицемерами, которые, гордясь своею мнимою праведностью, строго судили о действиях других (как, наприм., один из них в притче о мытаре и фарисее Лук. 18:10–14 ), а самих себя не старались исправлять, напр., убийцу по закону осуждали на смерть, а сами беззаконно убивали пророков, прелюбодеев подвергали наказанию, а сами прелюбодействовали, воров судили, а сами были похитителями чужих состояний (Афан. Вел.). Такое суждение о других и апостол тоже строго запрещает, когда говорит: кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает ( Рим.14:4 ). Суждение же благонамеренное и оценка действий других, основанные на истинном понимании дела и на ревности о славе Божией и пользе ближнего, и сообразное с этим суждением свое собственное действие, конечно, не запрещается; так как оно необходимо вообще в жизни, особенно же в жизни общественной. И Сам И. Христос ( Мф.23 гл.) и апостолы (напр., Деян.5:5–9 ) и все истинные их последователи (св. отцы на соборах) всегда судили и осуждали, напр., действия противные вере и благочестию и принимали против всего, по их суждению, злого, известные меры (Мих.). И если бы не было обличителей и наказателей, все пришло бы в расстройство и в церкви, и в гражданских и семейных обществах. Что Господь не запрещает судить всем без исключения, но только тем, которые, сами будучи заражены многими и тяжкими грехами, порицают других и за маловажные проступки, это видно из дальнейших слов Его (ст. 3–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

2. и постивс четыредесть и четыредесть, послд взалка. и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал Постився, т. е. ничего не ел ( Лк. 4:2 ) сорок (четыредесять) днейи сорок ночей. По сорока дней постились Моисей ( Исх. 34:28 ) и Илия ( 3Цар. 19:8 ). Число 40 в Свящ. писании напоминает или наказание за грех , так 40 дней шел дождь потопный ( Быт. 7 гл.), 40 лет Евреи странствовали по пустыне ( Чис. 14 ), или покаяние, таков пост Моисея ( Втор. 9 ), Ниневитян ( Ин. 3 гл.). Не сохранил поста первый Адам в раю, Господь И. Христос, второй Адам, восполнил это выдержал самый строгий пост и победил искусителя (Тр. лист.). Постился Он не для того, что ему был нужен пост, но для нашего научения, что пост есть сильное оружие против греха, против диавола. Постился не более сорока дней для того, чтобы чрезмерным величием чуда не сделать сомнительною самую тайну Его воплощения (Злат.). 3. И пристпль къ нем искситель реч: аще снъ рцы, да хлбы бдтъ. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами И приступль (приступил) к Нему, т. е. тогда, когда Спаситель взалкал, искуситель, т. е. диавол (ст. 1). Диавол конечно явился Господу в человеческом виде. Аще Сын ecu Божий, рцы, да камение сие хлебы будут (если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами). Сын Божий, т. е. Мессия, которого Сам Бог наименовал при крещении Сыном Своим. Слышав этот голос, свидетельствовавший, что И. Христос есть Сын Божий, а с другой стороны, видя Его алчущим, диавол не может убедиться вполне, чтобы Иисус Христос был Сын Божий: как может алкать Сын Божий? и потому приступает к Нему с словами: «если Ты Сын Божий и пр.» (Злат. Афан. Вел.). Камни сии, вероятно те, которые находились на месте искушения. Сущность искушения такова, что если Ты Мессия, как бы так говорит искуситель Христу, то зачем же Тебе алкать, когда достаточно только Твоего одного слова для того, чтобы превратить камни в хлебы и за тем насытиться ими? (Феоф.). Тут диавол имел намерение соблазнить И. Христа нетерпеливостью, невоздержанием и нарушением поста, похотию плоти. С другой стороны искуситель склонял Господа для насыщения тела прибегнуть к средствам чудодейственным к претворению камней в хлебы; тогда как чудодейственные силы Бог употребляет только в особенных случаях и для особенных духовных целей Шав. Кишин.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Народ этот состоял из смеси Иудеев, которые остались здесь от пленения десяти колен израильского царства Ассирианами, и язычников, которые переселены были из разных областей Ассирийского царства на место отведенных в плен ( 4Цар. 17:23–24 ). Переселенцы эти, наученные священником, приняли еврейскую веру, но не оставляли служения и своим богам, и таким образом религия их состояла из смешения иудейской и языческой и называлась Самарянским расколом. Из священных книг Самаряне принимали только 5 книг Моисеевых, следовательно, не принимали писания пророков. Господь до времени не позволил апостолам ходить с евангельскою проповедью и к Самарянам, хотя Сам проповедывал у них ( Ин. 4 гл.). Идите же паче к овцам погибшим дому Израилева. Паче – наипаче, главным образом, т. е. прежде язычников и Самарян (чит. объясн. 5 ст.). Овцам погибшим, т. е. не имеющим истинных пастырей, а потому и истинной веры, и погибающим в заблуждении (чит. объясн. 36 ст. 9 гл.). Дома Израилева, т. е. народа еврейского ( Лев. 10:6 ; Исх. 19:3 и дал.). Господь запретил апостолам итти с проповедью к язычникам и Самарянам еще для того, чтобы иудеи не стали обвинять их, что они входят в общение с людьми недостойными, и чуждаться их; а также и жаловаться, что ходили к таким людям (Злат.). 7. ходще же проповдйте, глаголюще, к приближис нбное: ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное 8. болщы исцлйте, чищайте, воскрешайте, бсы изгонйте: тне тне дадите. больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте Приближися (приблизилось) царствие небесное (чнт. объясн. 4 гл. 17 ст.). Болящия исцеляйте и проч. Тут повторяет Господь то, что сказал ранее (чит. ст. 1). Туне приясте, туне дадите (даром получили, даром и давайте), т. е. апостолы должны проповедывать и творить чудеса не за плату, не из корысти. «Этим Господь смиряет их высокоумие (пишут Злат, и Феоф.), чтобы они не подумали, что производимые ими чудеса происходят от их добродетелей: сами получили не в награду, не за труды, это Моя благодать, так давайте и другим»; а также предостерегает и от сребролюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Для сего убо и сказал Христос: «веруяй в Мя, якоже рече Писание», то есть, веруяй в Мя не так, как хочет, и мыслит, но так как передало Писание, которое показало, что Я есмь Сын Божий (Злат. и Феоф.). Какие же суть реки живой воды, текущие от чрева верующего во Христа? Чрево есть сердце, как и Пророк сказал: «и закон Твой посреде чрева моего» ( Пс.39:9 ), – вместо сего: посреде сердца моего. Вода же живая – благочестивое учение, животворящее умерщвленные нечестием души и орошающее страстьми попаленные чувства. Реками же живой воды называл для того, да покажет богатство, обилие и неистощимость Божественного благовестия. Истину сих Господних слов доказали Богодухоносные Апостолы, кои, будучи рыбарями и непросвещенными, с толикою проповедали духовною мудростию, что самые мудрые и ученые не могли противостоять силе их слов. «И не можаху, свидетельствует Богоглаголивый Лука о Стефане, противустати премудрости и Духу, имже глаголаше» ( Деян.6:10 ). Толь же обильная и богатая проповедания их была река, что всю вселенную напоила. И сим словам научал Спаситель наш; Божественный же Евангелист изъясняет оные следующими, говоря: Сие же, то есть, «реки от чрева его истекут воды живы», сказал Господь к тому, что в день Пятидесятницы верующие в Него имели прияти Духа Святого, Который и соделал их всемудрыми: Он и даровал им животворные источники духовной премудрости; посему соделались они реками Божественных догматов веры, и источниками небесной проповеди благочестия. Почему же сказал: «не у бо бе Дух Святый»? Дух Святой был всегда, и присно современен и совечен Отцу и Сыну. Якоже солнце не бывает без луча и света: тако и Отец николиже был без Сына и Духа Святого. Не токмо же был всегда со Отцем и Сыном, яко им соестественный и единосущный, но и в самых Ветхого Закона мужах действовал. Дух Господень сходил на Саула ( 1Цар.10:6 ). Духом Святым вразумлен Давид. Духом Святым глаголали Пророки. Почему же написал Евангелист: «не у бе Дух Святый»? Потому, что никогда еще так видимо не являлся Дух Святой, ниже дарствовал человекам толикие дарования, каковые в день Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Лк.4:3 . И речé емý диáвол: áще Сын еси Бóжий, рцы кáменеви семý, да бýдет хлеб. (И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.) Аще (если) Сын еси Божий, т. е. Мессия, Котораго Сам Бог наименовал при крещении Сыном Своим. Слышав этот голос, свидетельствовавший, что Иисус Христос есть Сын Божий, а с другой стороны, видя Его алчущим, диавол не может убедиться вполне, чтобы Он был Сын Божий: как может алкать Сын Божий? и потому приступает к Нему со словами: Если Ты Сын Божий и пр. (Злат, и Афан. Вел.). Каменевы (камню) сему, у еванг. Матфея, камням сим, – вероятно, тем, которые находились на месте искушения. Сущность сего искушения такова, что, если Ты Мессия, то зачем же Тебе алкать – как бы так говорит искуситель Христу, – когда достаточно только Твоего одного слова для того, чтобы превратить камни в хлебы и затем насытиться ими? (Феоф.). Тут диавол имел намерение соблазнить Иисуса Христа нетерпеливостию, невоздержанием и нарушением поста – похотию плоти ( 1Ин.2:16 ). С другой стороны, искуситель склонял Господа для насыщения тела прибегнуть к средству чудодейственному – к претворению камней в хлебы, тогда как чудодейственные силы Бог употребляет только в особенных случаях и для особенных духовных целей (Пав. Кишин.). Лк.4:4 . И отвещá Иисýс к немý, глагóля: писано éсть, яко не о хлебе едином жив бýдет человек, но о всяком глагóле Бóжии. (Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.) Спаситель говорит искусителю, что не нужно творить чудо превращения камней в хлебы, а что можно удовлетворять голод и другими предметами, по указанию или действию Божию, почему и указывает на изречение из книги Второзакония ( Втор.8:3 ), где говорится, что Бог , напр., питал манною народ Израильский в пустыне. Это – ближайший смысл изречения. Но в нем содержится указание и на духовную пищу, которою питается верующий человек, т. е. на Слово Божие, на божественные заповеди и повеления, исполнение коих составляет духовную пищу, более нужную для человека, чем пища телесная ( Ин.4:34 ). При этой духовной пище забывается и телесный голод (Мих.). Господь как бы так говорит искусителю: «зачем ты побуждаешь Меня прибегнуть для утоления Моего голода к чудодейственной силе, которою Я обладаю? Если бы для напитания Меня теперь нужно было чудо, то Сам Бог чудесно напитал бы Меня, как напитал Он некогда израильтян в пустыне манною. Зачем ты искушаешь Меня напоминанием о телесной пище и склоняешь нетерпеливо, чудесным образом утолить Мой голод, когда Слово Божие, беседа с Богом для Меня сладостнее всякой пищи, и так насыщает Меня, что заставляет забыть о пище телесной? Не забывают ли люди о пище, слушая приятную беседу, даже человеческую; не тем ли естественнее забыть о пище среди сладостной беседы с Богом»? (Пав. Кишин.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.9:3 . И речé к ним: ничесóже возмите на пýть: ни жезлá, ни пиры, ни хлеба, ни сребрá, ни по двемá ризама имети: (И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;) В этих словах Господь внушает Апостолам, посылая их на проповедь, чтобы они не брали с собою ничего в запас; ими Господь как бы так говорит Апостолам: «не заботьтесь особенно о себе и об внешних удобствах для себя, а совершенно предайтесь воле Божией. «У еванг. Матфея (ст. 10) Иисус Христос указывает и причину, почему не должно делать этого: трудящийся достоин пропитания, т. е. те, которым Апостолы будут проповедывать и благодетельствовать даром чудес, будут доставлять им все нужное для жизни. (Феоф.) По еванг. Матфею, Господь внушал Апостолам, что они не должны требовать вознаграждения за свои труды и благодеяния (8 ст.), но могут получать помощь, не только как дар, но и как заслуженное трудом. Ни сумы (пиры), в которую можно было бы положить что-нибудь лишнее, ни двух одежд (по две ризе), – одну надетую, а другую в запас, на будущее время; ни посоха (жезла), т. е. запасного, кроме того, который имелся у путешественников. (Мих.) Лк.9:4 . и в óньже дóм внидете, тý пребывáйте и оттýду исходите: (и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь.) У еванг. Матфея (11 ст.) Господь говорил Апостолам, чтобы они при входе в город или селение сначала наведывались, кто в нем достоин, т. е. достоин того, чтобы остановиться и жить у него, именно, кто добр, благочестив и расположен к принятию проповеди, – «чтобы, как замечает блаж. Иероним, недоброю славою принявшего не посрамить достоинств самой проповеди». Ту пребывайте (там оставайтесь), т. е. не переходите из одного дома в другой дом: потому что это перехождение могло отвлекать Апостолов от главного дела – проповеди и подавать повод говорить о них, как о чревоугодниках (Злат.). По еваг. Матфею, входя в дом, т. е. в семейство ( Ин.4:53 ), приветствуйте его, говоря: мир дому сему. Мир – благожелание спокойствия или счастия. Мир тебе или вам, это – обычное приветствие у иудеев. ( Быт.30:23 ; Лк.10:5 ). Если дом будет достоин, то мир ваш придет на него, т. е. ваши благопожелания этому семейству исполнятся, при содействии вашей молитвы о них и вашей проповеди и наставлений. Если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится, т. е. мир, которого вы пожелали бы сему семейству, не будет дан – ваши благопожелания не исполнятся на нем ( Пс.35:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

От восток (с востока), т. е. в отношении к Палестине. Полагают, из Персии (Злат, и Феоф.). Там из обращения с пленными Иудеями, волхвы могли узнать об ожидавшемся рождении Спасителя, и там главным образом было в особенном обычае ходить на поклонение новорожденным царям. Там, в Персии долгое время жил прор. Даниил, бывший главою мудрецов. Нельзя думать, чтобы он не передал своим сотрудникам и подчиненным понятий истинного Боговедения, чтобы не поделился с ними утешительным откровением о пришествии Мессии, чаянии и языков, и особенно, чтобы книга его пророчеств не была известна персидским мудрецам (Душ. Чт. т. X). Можно думать, что прор. Даниил в свое время указал волхвам-мудрецам пророчество древнего их предка волхва Валаама о Спасителе под именем звезды от Иакова ( Чис. 24:17 ). Во Иерусалим. Иерусалим главный город Иудейского царства, в южной части Палестины. Постоянных жителей в нем, около времени жизни Христовой, считалось до 120,000, на время же праздника Пасхи сходилось в нем до 2,000,000 душ мужеского пола. Волхвы пришли в Иерусалим, как столицу и местопребывание Иудейских царей. С другой стороны, Богуугодно было через волхвов возвестить о рождении Христовом и самим первосвященникам и книжникам иудейским. Тут волхвы услыхали, что рождение Спасителя заранее предречено Иудеям, указано даже и место его рождения. Где есть рождейся (родившийся) царь иудейский? В это время Иудеи ожидали обещанного им издревле Мессию Спасителя. Такое ожидание было, конечно, известно и другим народам, так как Иудеи в то время во множестве жили среди этих народов и на востоке и на западе. Только, к сожалению, Иудеи, ненеправильно понимая смысл обетования и пророчеств о Спасителе, где Он изображался царем, ожидали не такого Мессию, каким Он явился, по истинному смыслу пророчеств, т. е. царем духовного царства, царства не от мира сего ( Ин. 18:36–37 ); они ожидали Его, как царя земного, который освободит их отечество от Римлян и устроит царство видимое, по образу других царств, как царя, которому покорятся все другие народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Пришедшие волхвы, или по неиспорченному преданию, или по откровению, как видно из их путешествия, поклонения и даров, знали, кто был новорожденный царь, хотя, конечно, и не вполне. Видехом (мы видели) звезду его. Вдревле люди верили, что рождение и смерть великих мужей сопровождается появлением и исчезновением звезд на небе. Звезда, явившаяся волхвам, была необыкновенная: она шла пред волхвами и остановилась над тем местом, где находился новорожденный Христос. Некоторые из св. отцов (Игн. Богон. и друг.) полагали, что это была особенная, нарочито сотворенная, звезда; другие же (Злат, и Феоф.), что это был Ангел в образе звезды: так как эта звезда имела особенное движение, не такое, как прочие звезды (Дим. Рост.) не с востока на запад, а с севера на юг – из Персии к Иерусалиму, она останавливалась и была видна и днем. Подобно сему Ангел, предводивший ополчением Израильтян в Аравийской пустыне, называется столпом облачным или огненным. «Бог, по своему особенному снисхождению к немощи человеческой, пишет св. Златоуст, для призвания волхвов употребил то, что было им больше знакомо. На востоке, т. е. у себя в своей стране. Поклонитися отдать честь, как это было в обычаях восточных. Волхвы пришли с религиозною целью почтить новорожденного Младенца, как необыкновенного царя, как воплотившагося Бога (Аоан.). Это особенно видно из даров, принесенных ими новорожденному Господу (чит. об этом ниже в объясн. 11 ст.). 3. Слышавъ же ирдъ царь смтис, и весь съ нимъ. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. Смутися (встревожился) Ирод, потому что, как Идумеянин, а не царской Давидовой крови, он боялся потерять престол. Ирод вообще был очень подозрителен (Феофил.), как незаконный царь еврейский, и лишал жизни многих, даже своих детей и родственников, казавшихся ему опасными для него людьми. Встревожился и весь Иерусалим, т. е. все народонаселение Иерусалима, а особенно, по всей вероятности, приверженцы Ирода. Могли встревожиться и из народа те, которые не ожидали, что Мессия явится так смиренно, что даже о рождении Его повествуют люди чужие, пришедшие издалека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Феоф.). Мф.1:2 . Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Родословие Христа от Авраама таково: «Авраам родил Исаака»; о сем повествуется в книге Бытия – Быт.21:2 и дал. В родословие у евангелиста входят только главы родов, от которых должен был произойти Мессия, а не все члены фамилии. Посему здесь говорится о рождении только Исаака, а не других детей Авраама; далее говорится о рождении от Исаака только Иакова; из детей Иакова по имени назван только Иуда и т.д. – «Исаак родил Иакова»: Быт.25:26 . – «Иаков – Иуду» и его братьев: Быт.29–30 , ср. Быт.49,8 и д. «Для чего евангелист, упомянув об Аврааме и сказав, что он родил Исаака, а Исаак Иакова, не упоминает о брате последнего, между тем как после Иакова упоминает об Иуде и о братьях его? Причиною сего некоторые поставляют злонравие Исава, то же говоря и о других некоторых предках. Но я сего не скажу: ибо если бы это было так, то почему же немного после упоминаются злонравные жены? Причина та, что Сарацины и Измаильтяне, Арабы и все, которые произошли от тех предков, не имели ничего общего с народом израильским. Посему и умолчал он об них, а обращается прямо к предкам Иисуса и народа Иудейского» (Злат.). Мф.1:3–5 . Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; «Иуда – Фареса и 3ару от Фамари»: Быт.38:29,30 . «Фарес – Эсрома»: 1Пар.2:5 . «Эсром – Арама»: 1Пар.2:9 . «Арам – Аминадава»: 1Пар.2:10 . «Аминадав – Наассона»: 1Пар.2:10 . Между Фаресом ( Мф.1:3 ), который с семейством Иакова переселился в Египет, и Наассоном ( Мф.1:4 ), который при выходе евреев из Египта, по истечении 430 лет пребывания их там, был родоначальником колена Иудина ( Чис.2:3 ), только три члена родословия поименованы здесь; кажется – некоторые опущены, как и 1Пар.2:10–11 . Опущения есть и ниже, как увидим, допущенные по особенным целям (см. прим. к Мф.1:17 ). «Наассон – Салмона»: 1Пар.2:11 . «Салмон – Вооза от Рахавы»: Руф.4:21 . 1Пар.2:11 . «Вооз – Овида от Руфи»: Руф.4:21 . «Овид – Иессея»: Руф.4:22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010