(В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.) Славословие Иисусом Христом Бога Отца, как равно и далее, изречение Его о познании Отца и Сына (22 ст.), и ублажение учеников (23–24), передается и еванг. Матфеем; но у сего евангелиста они произнесены при других случаях ( Мф.11:25, 27, 13:16, 17 ). Это разноречие объясняется или тем, что Господь иногда повторял Свои изречения, или тем, что один из евангелистов поставил их не в хронологическом порядке (Мих.). Утаил еси сия (сие), т. е. то, что открыто ученикам Христовым – тайны веры Христовой. От премудрых (мудрых) и разумных, т. е от книжников и фарисеев, еврейских ученых, которые по преимуществу считали себя мудрыми и разумными ( Ин.9:40 . Злат. Феоф.), и вообще от всех тех, которые считают себя мудрыми, имея лишь мирскую мудрость. Младенцам, т. е. людям простым, как младенцы, незнакомым с книжною мудростию. Таковы были Апостолы. Им Господь открыл тайны Своей веры, и они приняли эти тайны в простоте своей души и не только сами приняли веру Христову, но и проповедают ее другим; тогда как ученые книжники и фарисеи не только сами не принимают проповеди евангельской, но и препятствуют другим принимать ее, преследуют и самых проповедников. «Утаил – это не значит, чтобы Бог был, но сами люди бывают причиною сего, пишет св. Златоуст. Так сказано в том же смысле, в каком говорит Павел о язычниках: предал их Бог в неискусен ум» ( Рим.1:28 ). Тако быст благоволение пред Тобою (ибо таково было Твое благоволение), т. е. такова Твоя благая и премудрая воля. Ты ведешь все к лучшему, часто путями, для людей непостижимыми или кажущимися им неправильными. Господь Иисус Христос, замечает св. Златоуст, произнес свою молитву: исповедаютися (славлю Тебя) и пр. для того, чтобы показать, что фарисеи, не слушая Его, отпадают не только от Него, но и от Бога Отца. Зач. 52-е. Речь Иисуса Христа о познании Отца и Сына и ублажение Им учеников Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Все это в точности и исполнилось сначала на самих Апостолах, а затем на христианах во времена гонений. И вообще Господь предрекает Своим последователям: будете ненавидимы всеми, т. е. неверующими и нечестивыми, имене Моего ради (за имя Мое), – за веру Мою. Здесь слово есть употреблено в смысле многие. Так в греческом языке иногда употребляется это слово. Лк.21:18 . И влáс главы вáшея не погибнет. (но и волос с головы вашей не пропадет, –) Влас главы вашея не погибнет. Это – народное присловие, которое означает преимущественно покровительство Божие Его верующим, особенно Апостолам. В другом месте о подобном же покровительстве в Евангелии Луки ( Лк.12:7 ), как и Матфея ( Мф.10:30 ), сказано так: у вас и волосы есть сочтены. Это значит, что как ни будут враждовать против Апостолов и вообще против верующих во Христа, Бог особенно будет покровительствовать им и охранять жизнь их, необходимую для проповеди Христовой, охранять даже и в обыденных, незначительных, обстоятельствах их жизни. Лк.21:19 . В терпении вáшем стяжите дýшы вáшя. (терпением вашим спасайте души ваши.) Это – тоже выражение, что у евангелиста Матфея и Марка: претерпевший до конца спасется ( Мф.10:22 ; Мк.13:13 ) . Претерпевший. т. е. оставшийся твердым в вере и претерпевший за то оскорбления и мучения, до конца, – до конца этих оскорблений и мучений или до конца своей жизни (Феоф. и Злат.), спасен будет, т. е. получит блаженство в царстве небесном. Так и было, как мы знаем, со свв. Апостолами и мучениками. Лк.21:20 . Егдá же ýзрите обстоим Иерусалим вóи, тогдá разумейте, яко приближися запустение емý. (Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:) Повествование о бедствиях при разрушении самого Иерусалима у еванг. Луки сходно с повествованиями Матфея ( Мф.24:15 и дал.) и Марка ( Мк.13:14 и дал.), хотя имеет и некоторые свои особенности. Узрите (увидите) обстоим Иерусалим вои (окруженный войсками), т. е. римскими. У еванг. Матфея и Марка сказано иначе: увидите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящую, где не должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Для сего убо и сказал Христос:  «веруяй в Мя, якоже рече Писание» , то есть, веруяй в Мя не так, как хочет, и мыслит, но так как передало Писание, которое показало, что Я есмь Сын Божий (Злат. и Феоф.). Какие же суть реки живой воды, текущие от чрева верующего во Христа? Чрево есть сердце, как и Пророк сказал:  «и закон Твой посреде чрева моего» (Пс 39:9), — вместо сего: посреде сердца моего. Вода же живая — благочестивое учение, животворящее умерщвленные нечестием души и орошающее страстьми попаленные чувства. Реками же живой воды называл для того, да покажет богатство, обилие и неистощимость Божественного благовестия. Истину сих Господних слов доказали Богодухоносные Апостолы, кои, будучи рыбарями и непросвещенными, с толикою проповедали духовною мудростию, что самые мудрые и ученые не могли противостоять силе их слов.  «И не можаху, свидетельствует Богоглаголивый Лука о Стефане, противустати премудрости и Духу, имже глаголаше»  (Деян 6:10). Толь же обильная и богатая проповедания их была река, что всю вселенную напоила. И сим словам научал Спаситель наш; Божественный же Евангелист изъясняет оные следующими, говоря: Сие же, то есть  «реки от чрева его истекут воды живы», сказал Господь к тому, что в день Пятидесятницы верующие в Него имели прияти Духа Святого, Который и соделал их всемудрыми: Он и даровал им животворные источники духовной премудрости; посему соделались они реками Божественных догматов веры, и источниками небесной проповеди благочестия. Почему же сказал:  «Не у бо бе Дух Святый»? Дух Святой был всегда, и присно современен и совечен Отцу и Сыну. Якоже солнце не бывает без луча и света: тако и Отец николиже был без Сына и Духа Святого. Не токмо же был всегда со Отцем и Сыном, яко им соестественный и единосущный, но и в самых Ветхого Закона мужах действовал. Дух Господень сходил на Саула (1 Цар 10:6). Духом Святым вразумлен Давид. Духом Святым глаголали Пророки. Почему же написал Евангелист:  «Не у бе Дух Святый»? Потому, что никогда еще так видимо не являлся Дух Святой, ниже дарствовал человекам толикие дарования, каковые в день Пятидесятницы.

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

е. дар ума, которым мы смотрим как бы светом, нам данным, сокрыли рассудительность и, омрачивши себя завистью, не видят чудес и благодеяний, хотя мы для того и получили ум, чтобы поставлять на подсвечник, дабы и другие видели свет» (Мих.). Зач. 60-е. Приточное изречение о светильнике. Приточное изречение о светильнике, подобно как и о свече (ст. 33), по Матфею, произнесено Господом во время нагорной проповеди ( Мф.6:22, 23 ). Несомненно, что Иисус Христос, подобно изречению о свече и другим изречениям, здесь в беседе с фарисеями повторил его. Общий смысл сего изречения следующий: глаза у нас служат светильником для всего нашего тела. Если они у нас здоровы, то ясно видят предметы, и тогда все тело наше, осматриваемое ими, будет чисто, – заметив нечистое, мы смоем, сотрем, – и безопасно, – ходя, мы не спотыкаемся. Если же глаза наши нездоровы и видят слабо, то и тело наше не будет все чисто и безопасно. Подобным образом светильником для души бывает ум (Злат, и Феоф.). Посему, если ум наш светел, т. е. правильно понимает истины веры и правила закона, то будет просвещать и всю душу со всеми ее действиями, будет направлять их к соблюдению веры и исполнению закона для спасения. Если он темен, т. е. неправильно понимает истину и закон, то ослепит и всю душу, со всеми ее действиями: тогда станет считать и ложное истинным и порочное добродетельным и будет водиться не законом Евангелия, а своими желаниями и страстями. Опытно подтверждают эти слова Христовы язычники, которые, в помрачении ума, вместо истинного Бога, кланялись идолам: пороки, например, мщение, пьянство, распутство, считали добродетелями. Под светильником души можно разуметь и совесть. Если совесть наша чиста, то и вся деятельность наша бывает чистою; а если совесть наша помрачилась, то и вся деятельность наша будет нечистою. Пример на это – люди, имеющие добрую совесть, и люди, как говорится, потерявшие совесть (Толк, воскр. и праздн. Еванг. Б-ва). По отношению же к фарисеям и законникам, в беседе с которыми Господь высказал это изречение и которые имели превратные и богохульные суждения о Нем, оно имеет тот же смысл, что и изречение о свече (ст. 33), – т. е. что они помрачили свой ум и потому имеют неправильное понятие о Господе и Его учении. В дальнейших словах: Если же (аще бо) тело твое светло и пр. Господь только поясняет вышесказанное Свое изречение: светильник телу и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Если же все требования исполнены, т. е. если ты и полезного просишь, и делаешь все, что от тебя требуется, и жизнь ведешь апостольскую, и с ближними находишься в согласии и любви, то получишь по своей молитве». 20. идже бо два ил собрани во им мо, т посред ихъ. ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Собрани во имя Мое, т. е. с именем Моим в сердце и устах собрались для молитвы, прошения или прославления, следовательно, с верою в Меня и любовию (Мих.). Там Я (ту есмь) посреди их, т. е. тут Мое общение, как главы, с верующими, как членами. Из этих слов Спасителя само собою открывается, что «собравшиеся недостойно и не по воле Господней, хотя, по-видимому, собрались вместе во имя Господне, услышат: что зовете Меня: Господи, Господи! и не делаете того, что Я говорю? ( Лк. 6:46 Вас. Вел.). Таковы, по всей справедливости, самочинные собрания во имя Господне еретиков, раскольников и разных сектантов. «Где же большее и совершеннейшее бывает собрание во имя Господа, поучает святит. Филарет, как не во храме? И так Он здесь благодатно присутствует среди нас, а где благодатно присутствует, там и действует благодатно и спасительно». 21. Тогда пристпль къ нем петръ реч: гди, колькраты аще согршитъ въ м братъ мой, и пщ ли до седмь кратъ; Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Слышав учение Христово о примирении с согрешающим ближним (ст. 15–17), для чего, конечно, требуется прощение его, ап. Петр спросил И. Христа: а сколько раз можно прощать согрешающего? Иудейские учители говорили, что должно прощать только три раза, не более. Ап. Петр, чтобы показаться великодушнее и любвеобильнее еврейских учителей, удвоивает это число и спрашивает: довольно ли будет простить семь раз? Что же ответил ему Христос? 22. Гла не глю теб: до седмь кратъ, но до седмьдестъ кратъ седмерицею. Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз Число семдмижды семдесят не означает определенного числа раз, означает непрерывную и всегдашнюю обязанность. Число семь, подобно как и тысяча, в Священном писании употребляется для обозначения множества ( 1Цар.2:5 ). Следовательно, сколько бы раз ни согрешил против нас ближний, если он раскаивается; мы должны каждый раз прощать его, прощать беспредельное число раз (Злат, и Феоф.). Что значит прощать согрешающего? Епископ Михаил так отвечает на это: «это значит отказаться от всякого отмщения или законного взыскания, предать все, что произошло, полному забвению и питать к раскаявшемуся брату чистые христианския братския чувства, словом, действовать в отношении к нему так, как будто тот и не оскорблял или не согрешал». Зач. 77-е. Притча о милосердом царе и немилосердом должнике

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Ибо хотя все люди – дети одного Отца небесного, как Творца и Промыслителя, но не все дети, – по благодатному христианскому усыновлению. Той благ есть на безблагодатныя и злыя (Он благ к неблагодарным и злым). У еванг. Матфея прибавлено ( Мф.5:45 ): Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Это – прекрасный и понятный для всякого образ всеобъемлющей любви Божией. Любящие врагов – истинные подражатели Богу, потому – и ближайшие Его дети. У еванг. Матфея тут еще сказано ( Мф.5:47 ): если приветствуете только братьев ваших (целуете други ваша), что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Целование или приветствие служит выражением любви и мира. Други – братья, это – близкие к нам люди, которые по естественному чувству могут отвечать на наше приветствие и любовь – любовью. Что лишше творите, (что особенного делаете), когда любите и приветствуете только друзей – братьев своих? Это – естественное чувство, которое свойственно и поврежденной греховной человеческой природе и людям, не имеющим истинной религии, кланяющимся ложным богам или идолам, так называемым язычникам. Что же это за любовь? Что особеннаго делаете? За что же тут награждать вас Богу? Между словами не судите и не осуждайте различие состоит в том, что под суждением можно разуметь пересуды незлобные, а под осуждением злобные. Сии последние обыкновенно происходят от самолюбия и самомнения, а не по необходимости, и лишь по личным каким побуждениям, для разговоров, часто для унижения и насмешек, и за незначительные нравственные недостатки, и притом ведутся такими людьми, которые сами часто порочнее судимых. (Злат, и Феоф.) «Поучая не осуждать, по всей вероятности, Господь особенно имел в виду фарисеев, которые, гордясь своею мнимою праведностию, строго судили о действиях других (как наприм. один из них в притче о мытаре и фарисее, Лк.18:10, 14 ), а самих себя не старались исправлять, напр, убийцу по закону осуждали на смерть, а сами беззаконно убивали пророков, прелюбодеев подвергали наказанию, а сами прелюбодействовали, воров губили, а сами были похитителями чужих состояний», пишет св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Из последовательности выражений в Деян.2:46 можно заключать, что верующие творили преломление злеба именно после храмового богослужения пред вкушением пищи. И. Златоуст говорит (Беседы, перевод С. П. Б. Д Акад., стр. 43): «заметь, прошу тебя, как Дух приходит именно тогда, когда они пребывают в молитве, когда имеют любовь» (γπην – агапу?). 202 Ст. 14: «рече»=πεφθγξατο, глаг. πεφθγξατο, редко встречающийся у LXX, а в Н. З. только у Луки, обозначает воодушевлённую (4 ст.), полную внутреннего смысла и значения речь (26:25), по-славянски переводится «вещати (26:25), провещавати» (4). 204 Такому значению слова не противоречит ст. 5; ибо там имеются в виду не прибывшие на прздник пилигримы, но Иудеи «от всего языка, иже под небесем», которые по религиозным мотивам переселились в Иерусалим на постоянное житьё (κατοικοντες). Так понимают 5 ст. Отцы Ц. – И. Злат., Феоф., Экумений и почти все нов. экзегеты. 206 Мнение Zahn’a (Einleit in das Neue Test., Leipz. 1899, B. 2, S. 3), что слушатели речи Апостола были только жители Иерусалима явно противоречит 2:9–10. 208 Такое разделение речи указано и в Катенах: в начале речь надписывается – Пτρω κατχησις (стр. 30): с 22 стиха – отдел с надписанием: περ πθους κα ναστσεως κα αναλφεως Χριστο δωρες τε το ’Аγου Пνεμοτος (стр. 38); 37 ст. – опять особое надписание. О связи частей 14–21, 22–35 между собой и более подробный план главнейшей, второй части речи (ст. 22–35) см. ниже, анализ 22 ст. 215 До последнего времени традиционно принято было объяснять, что 3 час дня был временем утреннего жертвоприношения во храме и утренней молитвы; при чём установленными часами ежедневной молитвы, на основании Деян.2:15, 3:1, 10, 3, 9, 30 ; Дан.6:10 ; Пс.54:18 , считали 3, 6 и 9 (по нашему 9, 12:3) часы дня. Но это представление неточно (см. Schürer, Gesch, t. II, 3 Auf., S. 290–295). Богослужение во храме и в древнейшие времена ( Исх.29:38 ; Числ.28:3 ), и в апостольский век (Jo., Antiq XIV 4, 3: δς τς μρας πρω τε κα περ ντην ραν) совершалось не трижды, а дважды в день: рано утром и около девятого, или по нашему счёту третьего дня по полудни, часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Когда слышишь, что исходит, под исхождением не разумей посольство, как посылаются служебные духи; но исхождение, есть естественное бытие Духа (Феофил). „Поскольку от Отца исходит, то не тварь, поскольку же есть нерожденное, то – не Сын. Поскольку есть среднее между нерожденным и Рожденным, то Бог . (Григ. Богосл.) Свидетельство Его будет достоверно, ибо Он Дух Истины. Как Дух Истины, Он будет свидетельствовать об Истине. Как исходящий от Отца, Он знает все в точности; ибо Он от Того, от Кого всякое познание. Слова Которого Я пошлю показывают равенство его со Отцем. А чтобы не подумали, будто Он возстает против Отца, когда посылает Духа иною властию, прибавил: от Отца. Пошлю его Сам, но от Отца, т.е. по благоволению Отца, и пошлю Его вместе с Ним. Ибо Я не извожу Духа из собственных недр, но от Отца. Он подается чрез Меня». (Феоф. Злат.). Дух Святый будет свидетельствовать о Христе чрез апостолов, ибо Он будет говорить и действовать чрез них. Не соблазнились, чтобы не поколебалась ваша вера и чтобы вы крепче стояли против злобы и ненависти мира. Изгонятъ... Отлучать от синогоги. Для апостолов отлучение от синогоги ничто, ибо самая синогога иудейская для них ничто. Настпупит время. Вскоре по вознесении Господа, когда открылись жестокие со стороны иудеев, а потом и язычников гонения последователей Его. Будет думать. Высшая степень ослепления, – когда воображают, что служат Богу, совершая такое.Действие, в коем выражается вражда на Бога. Первый пример такого мнимого служения Богу со стороны иудеев показан был в побиении камнями первомученика Стефана, когда даже Савл, впоследствии первоверховный апостол думал, что, участвуя в этом убийстве, он делает угодное Богу – Причина почему Спаситель говорит им обо всем этом теперь, а не прежде, та, что Он был, прежде с ними, а теперь отходит от них. Когда Он Сам был с ними, во все время Его общественного служения, вся вражда мира обращена была против Него Самого, ученики оставались как бы в стороне, но с отшествием Его они будут представителями дела Его на земле, а потому на них обратилась вражда мира, направленная прежде против Него; они должны будут на себе выносить удары этой вражды (Златоуст, Феофил).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Не понимая друг друга, строившие оставили свою работу и должны были разойтись по разным странам. Это было Божиим наказанием за их гордые и строптивые замыслы. «Так как они не по-надлежащему воспользовались единством языка, то (Бог) хочет вразумить их разноязычием.... Итак, когда... люди, пользовавшиеся одним языком, употребили во зло данное им преимущество, Бог останавливает стремление их нечестия разноязычием...., чтобы, как единство языка совокупляло их в одном месте жительства, так разность языка заставила их рассеяться» 258 . – В этом рассеянии народов по разным странам Лактанций усматривает «удаление их от корня истинного благочестия» и переходную ступень к идолопоклонству 259 . «Рассеялись, говорит он, люди по разным странам и населили острова. Тогда, отделясь как бы от корня истинного благочестия, они приняли другие нравы, по своему произволу. Египтяне первые начали всматриваться в небо и в звёзды и им поклоняться. Не имея ещё домов и наслаждаясь чистым безоблачным воздухом, они со вниманием рассматривали звёзды и замечали их течение и изменения. Вскоре после того разными мнимыми чудесами побуждены они были обожать и животных чудовищного вида. Люди, рассеявшиеся по другим странам, не преминули также удивляться небу, солнцу и стихиям, стали им также поклоняться и приносить жертвы, хотя не имели ещё ни храмов, ни статуй, которые выдумали уже после, в честь могущественных государей, принося им фимиам и закалая жертвы. Вот как отстали они от познания Истинного Бога и впали в ослепление язычества» 260 . После Ноя патриархи следовали в таком порядке: Сим, Арфаксад, Каинан, Сала, Евер, Фалек, Рагав, Серух, Нахор, Фарра, Авраам 261 . 194 Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр. 379–83, Бес. 21; – тоже см. Бес. к Антиох. народу, ч. II, стр. 522–523, Бес. о переим. имен III. 197 Св. Феоф. Ант., К Автол., кн. III, гл. 19, – см. свящ. П. Преображ., Соч. др. хр. апол., стр. 247. 199 Тв. Св. Ефр. Сир., т. VI, стр. 260. – На слова прор. Ионы: «Возстани и иди в Ниневию» (Ион., III, 2. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Не умре, но спит. Господь здесь назвал действительную смерть сном, как делал Он и в других случаях, напр., при смерти Лазаря ( Ин.11:11 ). Св. Апостолы нередко называют умерших спящими ( Деян.7:60 ; 1Кор.15:6 . и др.). Смерть называют сном в том смысле, что, хотя тело человека и лишается жизни, когда он умирает, но душа не уничтожается; и придет время, когда все умершие воскреснут – как бы пробудятся от сна. Сам же Господь и святые силою Его воскрешали умерших еще до всеобщего воскресения. Смеялись над Ним (ругахуся Ему), – то есть когда услыхали слова Христовы, что дочь Иаира не умерла, но спит. Лк.8:54 . Он же изгнáв вóн всех, и éм за рýку ея, возгласи, глагóля: отроковице, востáни. Лк.8:55 . И возвратися дýх ея, и воскрéсе áбие: и повеле дáти éй ясти. (Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.) Выслав (изгнав) всех вон, – как недостойных присутствовать при великом чуде, кроме родителей умершей и Апостолов. Повеле дати ей ясти. Это – для полнейшего удостоверения, что девица действительно воскресла, и для подкрепления ее сил. Лк.8:56 . И дивистася родителя ея. Он же повеле има никомýже поведати бывшаго. (И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.) По еванг. Марку, видевшие пришли в великое изумление. Воскрешение дочери Иаира было еще первым чудом воскрешения умерших Иисусом Христом. Почему неудивительно, если свидетели воскрешения пришли в ужас от необычайности сего чуда. – Христос запрещал разглашать о Своих чудесах, по разным причинам: и для того, чтобы отвратить от самомнения; и тщеславия тех, для кого совершено чудо (Злат, и Феоф.), и по смирению Своему ( Мф.12:16, 19:20 ), и чтобы и другим показать пример смирения и скромности, и, наконец, для того, чтобы разглашением чудес преждевременно не возбудить в народе представления о Мессии, как о земном властителе, но сначала дать утвердиться в нем более здравым понятиям о Своем духовном царстве. (Мих.) Евангелист Матфей повествует, что несмотря на запрещение Господа рассказывать о чуде воскрешения дочери Иаира, весть о нем огласилась по всей Галилее и Палестине. И благодарные родители, и особенно народ не могли молчать о таком великом деле. Воскрешение дочери Иаира было первым, когда Господь проявил Свое Божественное всемогущество над смертию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010