Крестился Иисус Христос во-первых, для того, чтобы Своим крещением засвидетельствовать важность крещения Иоаннова, которое было приготовительным к Его крещению, и чрез это – Своим примером установить и освятить первое христианское таинство – крещение; освятить и самые воды, имеющие давать освящение в таинстве крещения (Амвр. Мед.). Тут, Он, Безгрешный, является, как Искупитель, принявший на Себя грехи человеческие и указующий средство к очищению их чрез крещение (Хр. Чт. 1853 г.). „Приемля крещение от Иоанна, говорит св. Златоуст, Христос убеждал всех в необходимости принимать установленное Им крещение“. Во-вторых, тут, во время крещения, Он был явлен Израилю и миру, как истинный Мессия, свидетельством Бога Отца и сошествием Св. Духа (Злат. и Мих.). Тут при крещении выразилось и смирение Господа ради нашего спасения: с рабами Господь, с виновными Судия, с грешными Безгрешный идет креститься. И абие восходя от воды (и когда выходил из воды). Если выходил из воды, то значит входил в воду. Это – прямое обличение тех, которые совершают крещение не чрез погружение, а чрез обливание (католики и др.). Видя разводящася (тотчас увидел Иоанн разверзающиеся) небеса, т. е. свод небесный, чувственное небо, наподобие того, как это бывает во время сильного блеска молнии. Духа, третье лицо Св. Троицы, яко (как) голубя, сходяща нань (сходящего на Него), т. е. на Иисуса Христа). Дух Святой сошел в виде голубя по причине чистоты и кротости этой птицы. С другой стороны, как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучок, так и теперь Дух Св. в виде голубя возвещает разрешение грехов (Феоф.). Господь Иисус Христос, как Сын Божий, по Своему Божеству, неразлучен с Отцом и Духом и по человечеству всегда был исполнен Духа Святого, но Дух Св. сошел на Господа для того, чтобы в Нем познали люди Сына Божия, Спасителя мира; – чтобы в самом начале нового завета тайна Пресв. Троицы, древле сокровенная, явилась и явственно открылась ведению и слуху человеческому (Тр. Лист).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лука, весь народ, сщедшийся на сие зрелище, после того, как видел происходившее, возвращался домой, бия себя в грудь, и как бы так говоря при этом: что это мы сделали?! Зачем мы допустили этому произойти?!.. Знаемии (знавшие) Его (И. X.). По всей вероятности, это были более близкие к Господу из Иерусалима и окрестностей его, как то: Лазарь с сестрами, хозяин дома, где происходила Тайная вечеря, и др. Жены, споследствовавшие Ему (следовавшие за Ним) от (из) Галилеи. Это были последовательницы или ученицы Христовы. Известно, что между последователями Господа были и женщины (8:2–3). «Из Апостолов, кроме Иоанна Богослова, никого не было у креста Христова: страх пересилил любовь к Учителю. Зато любовь женщин учениц превозмогла всякий страх. Еванг. Матфей и Марк указывают (8:23) между женщинами, стоявшими у гроба Господня: Марию Магдалину, Марию, мать Иакова Меньшего и Иосии, Саломию мать сынов Зеведеевых. Магдалина – происходившая из города Магдалы, на юго-западном берегу Галилейского озера, и исцеленная Господом от беснования ( Мф.15:39 ). Мария, мать Иакова и Иосии. Полагают, что это была Сама Пресвятая Матерь Господа. (Злат, и Феоф.) Евангелисты называют Ее материю Иакова и Иосии, потому что Иаков и Иосия были дети Иосифа от умершей жены его. А так как Богородица называлась женою Иосифа, то приходилась и Матерью (Мачихою) детей его. Саломия, мать сынов Зеведеевых, т. е. Апостолов Иакова и Иоанна. Споследствовавшие Ему (за Ним) от (из) Галилеи. О Галилее чит. в объясн. 1 ст. 3 гл. Стояху издалеча (стояли вдали), зряще сия (смотрели на это). Стояли вдали, потому что приблизиться ко кресту не позволяли им римские воины, окружавшие крест; да и не безопасно было им приблизиться туда, при всеобщем волнении. Смотрели на это, т.е. с ужасною скорбию души смотрели на страждущего своего Господа и Учителя. – Евангелист Иоанн пополняет сказание прочих евангелистов о смерти Господа следующим обстоятельством: Господь умер в три часа по полудни, и наступало навечерие пасхальной субботы; а по закону Моисееву ( Втор.21:23 ), тела казненных должны быть убраны до захождения солнца, особенно для такого великого дня. Поэтому, для ускорения смерти распятых Господа и двух разбойников посланы были воины перебить тяжелым молотом их голени, т. е. ножные кости. Перебили голени разбойникам, подошли и к Иисусу Христу; но Он уже был мертв. Тогда один из воинов, еще не вполне уверенный в Его смерти, пронзил Ему копьем бок, и из раны потекла кровь и вода: кровь, указывавшая на таинство причащения, а вода – на таинство крещения, установленные Господом Искупителем для спасения людей. В несокрушении голеней у Господа исполнилось, прообразовавшее это обстоятельство, запрещение раздроблять кости пасхального агнца (19:31–37). Погребение Христово и жены мироносицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Матфея сказано, что некоторые из книжников и фарисеев прямо просили у Господа знамения, говоря: Учитель, хотелось бы нам видеть от Тебя знамение ( Мф.12:38 ). Еванг. же Лука выше сказал, что другие требовали от Него знамение (ст. 16.) Иисус Христос отвечал искавшим знамения: род сей лукав и пр. Христос называет фарисеев родом лукавым, потому что они лицемерно и как враги просят от Него знамения с целью искушения (ст. 16); у Матфея называет еще родом прелюбодейным, потому что не веровать в Иисуса Христа значит то же, что быть прелюбодейными. (Злат, и Феоф.) Отношения между Богом и еврейским народом в Свящ. писании ветхого завета нередко представляются под образом отношений между мужем и женою и неверность народа Богу, его идолослужение – под образом прелюбодеяния ( Пс.72:27 ; Ис.57:3 и др. Мих.). Знамения, т. е. чуда (чит. в объясн. 10 ст.), не дастся ему, не дастся потому, что просят с недобрым расположением и потому, что оно, как знал Господь, останется бесплодным – не приведет их к вере, токмо (кроме) знамения Ионы пророка. Лк.11:30 . якоже бо бысть Иóна знáмение Ниневитом, тáко бýдет и Сын человеческий рóду семý. (ибо кáк Иона был знамением для Ниневитян, тáк будет и Сын Человеческий для рода сего.) У еванг. Матфея об Ионе сказано полнее: как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий (Он И. Хр.) будет в сердце земли три дня и три ночи. Господь указывает фарисеям только на величайшее знамение в прошедшем, которое прообразовало величайшее знамение, имеющее совершиться над Ним в будущем, это – чудо пребывания пр. Ионы живым во чреве рыбы кита, в продолжении трех суток; – чудо, которое прообразовало воскресение Христово, после трехдневной Его смерти, и которое самым яснейшим образом доказывает Его Божественное посланничество. Во чреве кита. Горло у кита имеет такое устройство, что им нельзя проглотить целого человека. Но на это должно сказать, что слова еврейские, переводимые словом: кит великий, не означают непременно кита, а вообще большую рыбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мк.2:22 . Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые. На востоке, особенно во время путешествия, для сохранения вина, употребляют мехи из кожи животных, так называемые бурдюки, и, конечно, для молодого, как более крепкого, вина употребляются мехи новые, крепкие. Новое вино означает пост, а ветхие мехи – еще слабость учеников Христовых, которую не следует обременять постом (Феоф. и Злат.) Под словами: новая одежда, новые мехи и новое вино можно разуметь и весь новый завет Господа нашего Иисуса Христа ( 2Кор.5:17 ). Новый Завет имеет и новые свящ. книги, и обновляющие нас благодатные таинства, и новое богослужение, и новые посты (Тр. л.). Зач. 10. Защищение Иисусом Христом Своих учеников, срывавших колосья в субботу, и учение о субботе. Читается в субботу первой недели великого поста. История защищения Иисусом Христом Своих учеников, срывавших колосья в субботу, изложена у еванг. Марка совершенно согласно с Матфеем, только короче ( Мф.12:1–8 ). Мк.2:23 . И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. Срывать колосья, это – обычай на востоке для утоления голода во время пути. Сорвав спелые колосья, растирают их руками, и вытертые зерна едят. Моисей в своем законе дозволил срывать колосья и на чужом поле для утоления голода ( Втор.23:24 ). Мк.2:24 . И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Четвертая заповедь закона Божия и Моисей в своих постановлениях запретили заниматься в субботу житейскими делами ( Исх.20:10 и др.), конечно, кроме самых необходимых. Предания же старцев так усилили строгость субботнего покоя, что даже дела добрые, например, лечение больных, запрещали в субботу. Поэтому срывание колосьев учениками Иисуса Христа для удовлетворения голода фарисеи почли за нарушение закона о субботе, обратили Его внимание на это дело и упрекнули Его в том, что Он дозволяет ученикам Своим явно и к соблазну других нарушать субботу (Мих.). Что же сказал Господь фарисеям в защиту Своих учеников? Во-первых, Он указал на пример царя Давида (25 и 26 ст.) и, во-вторых, на неправильное учение самих фарисеев о субботе (27 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Память его 16 октября. 55. Бх же т и мнги издалеча зрщ, же идоша по слжащ Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; Смотрели издали (издалеча зряще) многия женщины. Это ученицы Христовы. Евангелист Лука повествует, что во время путешествий И. Христа для проповеди, вместе с апостолами и другими учениками, Ему сопутствовали многия женщины, которые служили своему Учителю имением своим ( Лк. 8:2–3 ). Издали, так как приблизиться ко кресту не позволяли им римские солдаты, окружавшие крест. Смотрела, т. е. наблюдали за страждущим своим Учителем и Господом и страдали за Него своею душею. 56. въ нихже б магдалина, и и мати, и мати сын зеведев. между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых. Магдалина, происходившая из города Магдалы, на юго-западном берегу Галилейского озера (чит. объясн. 89 ст. 15 гл.). Мария, Иакова и Иосии мати (мать). Полагают, что это была Сама Пресвятая Матерь Господа (Злат, и Феоф.). Евангелисты называют Ее Материю Иакова и Иосии, потому что Иаков и Иосия были дети Иосифа от умершей его жены. А так как Богородица называлась женою Иосифа, та называлась и матерью (мачихою) детей его. Мать сынов Зеведеевых (мати сыну Зеведеову), т. е. апостолов Иакова и Иоанна, Саломия ( Мк. 15:40 ). Евангелист Иоанн пополняет сказание прочих евангелистов о смерти Господа следующим обстоятельством: Господь умер в три часа по полудни, и наступало навечерие пасхальной субботы; а по закону Моисеву ( Втор. 21, 23 ) тела казненных должны быть убраны до захождения солнца, особенно для такого великого дня. Поэтому, для ускорения смерти распятых Господа и двух разбойников, посланы были воины, перебить тяжелым молотом их голени, т. е. ножные кости. Перебили голени разбойникам; подошли и к И. Христу, но Он уже был мертв. Тогда один из воинов, еще не вполне уверенный в Его смерти, пронзил Ему копьем бок, и из раны потекла кровь и вода, кровь, указывавшая на таинство причащения, а вода – на таинство крещения, установленные Господом Искупителем для спасения людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Писано бо есть (ибо писано): поражу пастыря, и разыдутся (рассеются) овцы стада. Это – предсказание св. пророка Захарии об апостолах за 500 лет до события ( Зах.13:7 ). „Приводит Христос это пророчество, замечает св. Златоуст, для того чтобы показать, что Он распинается по воле Божией, и что все, что совершится с Ним, есть дело Божия смотрения и издревле предвозвещено пророками“. „Поражу сказано от лица Божия и в том смысле, что иудеи распяли Иисуса Христа по допущению Бога Отца. Бог Отец мог воспрепятствовать им, но не воспрепятствовал, а допустил, потому и говорится, что поразил“ (Феоф.). Пастыря. Господь Иисус Христос, как Спаситель, есть Пастырь для всех своих верующих: Я Пастырь добрый, сказал Он Сам о Себе ( Ин.10:11 ). Овцы стада. Все верующие во Христа суть овцы Его стада, т. е. ученики, последователи Его, члены церкви Его; но здесь разумеются только одни апостолы. Пророческое предсказание относилось только к ним. Мк.14:28 . По воскресении же Моем, Я предварю Вас в Галилее. Предсказав апостолам печальное, Господь предсказывает и ободрительное и утешительное (Злат.) Он говорит, что явится им в Галилее, следовательно, если и умрет, то воскреснет, а по воскресении явится, и успокоит и укрепит апостолов. Так Господь и сделал (чит. Мф.28:16 ; Ин.21:1–23 ). О Галилее чит. в объясн. 4 ст. 1 гл. Мк.14:29 . Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. Ап. Петр очень любил Иисуса Христа, почему и был в числе трех, самых близких к Нему учеников. От сей-то любви и от великого усердия и проистекала такая самоуверенность и самонадеянность апостола. Но, тем не менее, эта самоуверенность и самонадеянность требовали сильного внушения, потому что они легко могли вести к тщеславию и гордости. Св. Златоуст видит в словах апостола, что он предпочитал себя другим и все приписывал самому себе. Посему Господь и попустил падение его. Так Господь попускает иногда верным Своим последователям падать для того, чтобы научить их сознавать собственную немощь, не полагаться на свои только силы, а более уповать на помощь Божию (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

– «Родоначальник своими добродетелями как бы орошает свое племя, и чем сам приобрел славу, тем и своим преемникам дает возможность быть в славе, особенно если они соблюдут достоинства предка своего неомраченными, ибо они доставляют славу не всякому без разбора. Почему Иудеи, хотя напрасно, говорили Христу: мы семя Авраамово ( Иоан. 8, 33 )». (У Феофилакта) – объяснение Златоуста (32): «семенем называет Духа, которого мы получаем чрез крещение, и который, пребывая в нас, делает ум наш не допускающим греха. Если же кто не родится от Бога, тот не получает Духа Святого» (Злат. у Феоф. же). Из всех этих объяснений вполне сообразных с целью Апостола в настоящем месте, с контекстом речи и основною мыслью отделения (2, 29–3, 10. См. примеч. к 29 ст. 2 гл.), по точному исследованию лучших новых комментаторов (33) признается последнее, то-есть древнейшее Златоустово, что семенем Ап. Иоанн называет здесь Духа Святого; – не благодать или духовные дары или силы Духа, а самого Духа, подобно как в стихе 20-м и 27-м 2 главы. (См. примеч.) (34). – Это сверхестественное, недоступное объяснению человеческому, таинственное новое рождение нас и в нас, не от крови, не от похоти плоти, не от похоти мужеской, но от зачатия Бога Самого ( Иоан .1,13 .), тайною соединения с душою нашею Сына Его – Иисуса Христа (Эфес. 5, 32. см. в контексте) и излитием Божественного семени ( Иоил. 2, 28. 29 . – Деян. 2, 16–18 ) – Духа Святого – Помазания от Святого – Иисуса Христа (примеч. к 20 и 27 ст. 2 гл.). – Велика тайна сия Христе и Церкви ( Еф. 5, 32 )!. – И он не может грешить (35): чем выражается не физическая, а нравственная невозможность грешить (36); здесь, как и в 6-м стихе, речь не о грехах к смерти (5, 16), как думают некоторые (37). Апостол указывает только совершенную противоположность нового бытия от Бога греху и решительную несовместность склонности и стремления к нему с пребыванием Духа Святого в новом существе, как и в 3 ст. и 1, 8. 9. (см. примеч.) – Зачатый и рожденный от Бога не грешит и не может грешить, но постоянно ведет борьбу со грехом, принадлежащим его прежнему бытию ( 2Кор. 5, 16 .), постоянно стремится к совлечению ветхого человека со страстями и похотями и к облечению в нового, – по Богу, в праведности и святости истины (Эфес.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

(Феоф. Деян. стр. 36, т V; Злат. VI, 707). «Дуновением (Христос), сообщил начатки Духа, и окончательно потом рукоположил учеников по вознесении посредством тех, разделённых Им огненных языков Духа, которые и сели на каждом из них порознь», говорит Симеон солун. (т. II, стр. 303). Тех самых, коим Христос повелел быть учителями. (Мф. 28:19) и коих одобрил Отец, тех самых и Дух Св. поставил в церкви строителями и предстоятелями, говорит Иероним. Ибо ап. Павел, собравши в Милет пресвитеров из различных мест в многих церквей, сказал им: «внимайте себе и всему стаду, в нём же вас Дух Св. посави епископы пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею». (Деян, 20:28). Ибо тех, коих Христос послал для проповеди евангелия и крещения народов, Дух Св. поставил предстоятелями церкви». (ч. V, стр. 439). 156 «Комуждо же дается явление Духа на пользу: овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе: другому же вера» и проч. ( 1Кор. 12:7–11 . Читай у Максима грека – Оз. ч. 2. стр. 19). Значит каждому человеку даётся свой особый дар Св. Духа (сличи 145 прим.), а апостолы получили все дары Св. Духа. Ведь в епископ, и священник, и диакон поставляются через рукоположение, а между прочим, все они получают разные дары Св. Духа. (см. ниже III прилож.). 157 Неправду говорит Усов, что мы православные учим, что Христос создал Свою церковь без священноначалия. Напротив, мы веруем и исповедуем, что Христос создал церковь Свою с священноначалием: епископами, священниками и диаконами, каковое священноначалие создано или установлено Христом не вдруг, а постепенно. При начале проповеди Христос разделил Своих учеников на мирян и апостолов, которым потом поручил больное человечество ( Лук. 10:35 ), обещал дать им ключи царства небесного, (Мф. 16:19), повелел совершать тайны ( Лук. 22:19 ; Иоан. 20:23 ; Мф. 28:19 ). Получив Духа Св., апостолы стали проповедовать евангелие и поставлять уверовавшим пресвитеров ( Деян. 14:23 ; Титу 1:5 ). Так. обр. пресвитеры появились после вознесения Христова, хотя и они, по словам св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Тако да просветится и проч., т. е. пусть ваша вера и добродетельная жизнь будут видимы и известны всем и везде – во всяком общественном положении, на всех должностях, дома и вне его, в счастьи и в несчастии, в богатстве и бедности. Прославят (чтобы прославили) Отца вашего небесного. Это побуждение, по которому у христиан должны быть всюду и для всех видимы их вера и добродетельная жизнь, не то, чтобы хвалиться пред другими, как делали некоторые из Иудеев, так называемые фарисеи (6 гл. 2 ст. и дал.), но чтобы видящие прославляли Бога (Феоф. и Злат.), прославляли за то, что Он повелел людям жить так хорошо. Таким образом, слова Господа, где говорится, чтобы мы старались делать добро втайне ( Мф. 6:4–6; 6:18 ст.), не противоречат объясненным сейчас словам Его: так как там запрещается делать добро явно напоказ, для похвалы, а здесь повелевается делать, добро видимо, для славы Божией и вместе для нравственной пользы ближнего. Не сказал Господь: показывайте свою добродетель, но пусть она сама собою светится (Злат.). 17. (Да) не мните, к разорити законъ, ил прроки: не разорити, но исполнити. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить Закон или пророки, т. е. все ветхозаветное Свящ. писание. Законом называются 5 книг, написанные Моисеем: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие; пророками называются не только собственно книги, написанные пророками, но и все другия книги ветхого завета, потому что они написаны боговдохновенными мужами пророками ( Лк.24:44 ). Разорить – нарушить. Нарушить закон значит отнять от него обязательную для людей силу ( Рим.8:31 ; Евр.10:28 ); нарушить пророков значит не исполнить того, что было предсказано ими. Исполнить закон исполнить все предписания его, как исполнил И. Христос: яко беззакония не сотвори ( Ис.53:9 ). Исполнить пророков – исполнить все то, что было предвозвещено ими, как и исполнилось над И. Христом все это. Потому и Евангел. Матфей часто говорил: «да сбудется реченное тем или другим пророком». И. Христос исполнил закон еще и в том смысле, что пополнил его и разъяснил (Феоф. и Злат.), как это Он Сам показывает далее. Напр., закон Моисеев говорил: не убий, а Христос говорит: не гневайся напрасно (21 и 22 ст.) и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глаза у нас суть светильник для всего нашего тела. Если они у нас здоровы, то ясно видят предметы, и тогда все тело наше, осматриваемое ими, будет чисто, заметив нечистое, мы смоем, сотрем, и безопасно ходя, мы не споткнемся. Если же глаза наши нездоровы и видят слабо, то и тело наше не будет все чисто и безопасно. Подобным образом светильником для души служит ум (Злат. и Феоф.). Посему, если ум наш светел, т. е. правильно понимает истины веры и правила закона, то будет просвещать и всю душу, со всеми её действиями, направлять их к соблюдению веры и исполнению закона, для спасения. Если же он тёмен, т. е. неправильно понимает истину и закон, то ослепит и всю душу, со всеми её действиями: тогда станешь считать и ложное истинным и порочное добродетельным и будешь водиться не законом Евангелия, а своими желаниями и страстями. Тогда, между прочими неправильными действиями, будешь привязываться к земным и чувственным предметам, а не к небесным и духовным (Злат, и Феоф.), о чем было говорено выше и будет говориться далее. Этот же смысл и в дальнейших словах Христовых: Если свет, который (иже) в тебе тьма, т. е., если разум затемнился и не понимает истинно Божественного; то какова же в таком случае тьма (тьма кольми), т. е. каковы же при этом прочие, низшие сравнительно с умом, способности души, как-то: память, воображение, чувство? Опытно подтверждают эти слова Христовы язычники, которые в помрачении ума, вместо истинного Бога, кланялись идолам, пороки, напр., мщение, пьянство, распутство, считали добродетелями. Под светильником души можно разуметь и совесть. Если совесть наша чиста, то и вся деятельность наша будет чистая; а если совесть наша помрачилась, то и вся деятельность наша будет нечистою. Пример на это люди, имеющие добрую совесть, и люди, как говорится, потерявшие совесть (Толк, воскр. и праздн. Еванг. Б-ва). В дальнейших словах Евангелия: Никто же и проч. Спаситель указывает причины, почему не должно чрезмерно заботиться о земных благах, а должно больше заботиться о душе и надеяться на промысл Божий. Первая причина сего в том, что никто не может (работати) служить двум господам и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010