Искушение, это склонение к чему-либо безнравственному, или случай ко греху. Бог не искушает никого, т. е. не склоняет никого ко греху ( Иак.1:13 ), но Он попускает человеку искушения, потому и говорится иногда, что Он посылает искушение или искушает. Собственно же искушения наши происходят: 1) от мира с его прелестями и соблазнами, 2) от диавола с его искушениями и 3) от нашей плоти с её страстями и похотями. Таким образом, прося Бога не вводить нас во искушение, мы просим, чтобы Он не посылал, а еще удалял от нас искушения; потому что мы слабы для борьбы с ними, а если пошлет, или случится с нами то или другое искушение, то подал бы силы для победы над искушением (Злат, и Феоф.). Так перенес искушение от диавола Сам Христос, Иов во время своих страданий, Иосиф пред женою Пентефрия. От лукавого. Лукавый значит злой. Избавь от лукавого, т. е. избавь зла духовного, т. е. грехопадения, и зла телесного, как-то: беды, болезни и т.п. А так как виновник всех и всяких зол есть диавол, то избавь и от диавола, именно от его злых действий и козней по отношению к нам (Злат. и Феоф.). Диавол называется лукавым, пишет святой Киприан, потому что ничем от нас необиженный ведет против нас непримиримую брань. Твое царство, владычество Твое во вселенной и в особенности в благодатном Твоем царстве, т. е. в христианской церкви. Сила – могущество, власть исполнить и не исполнить просимое. Слава в исполнении просимого не наша слава, но Твоя, сияющая во всем мире, видимом и невидимом. В словах: яко Твое есть царство... выражается то, почему мы должны просить и просим Господа, потому что Он владычествует над всем, силен исполнить все просимое, и в исполнении Его слава. С другой стороны в них воздаем мы славу Богу. Аминь – еврейское слово и значит: так, действительно, истинно, да будет. Оно употреблялось у Евреев при молитве в синагогах и в домах – его произносил народ или члены семейства после произнесения известных молитв. Слово аминь показывает, что молитва произносится с верою в получении просимого. О молитве Господней должно сказать, что в ней совмещено все, о чем человеку нужно и должно молиться (св. Киприан и Тертул.). Зач. 17-е. О прощении обид, о посте и истинном богатстве

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Потому что закон « никогда же может приступающих совершити » ( Евр.10:1 ). Евангельская же проповедь дала совершенство закону и проповеданиям Пророков. Посему сказал Богочеловек: « не мните, яко приидох разорити закон, или Пророки: не приидох разорити, но исполнити » ( Мф.5:17 ). Потому что проповедь Пророков есть детоводителем только ко Христу, а то, чему учил Иисус Христос, дарует нам спасение. Откуда явствует, что, чему учил Сам Владыка, и что явственно Он заповедал, что и пресовершенно и спасительно, сие требует большего внимания, нежели что рабами гадательно проповедано, и есть несовершенно и только предуготовительно к истине. А таковое Апостольское завещание весьма приличествовало уверовавшим тогда во Христа и Еврействующим, кои предписания Закона почитали за равное с Евангельским законоположением. По завещании же сем полагает Апостол следующее из того заключение, говоря так: Евр.2:2–3 . Аще бо глаголанное Ангелы слово бысть известно, и всяко преступление и ослушание праведное прият мздовоздаяние: како мы убежим, о толицем нерадивше спасении? Ежели имя Ангелов брать в смысле том, что значит речение сие, то слово, Ангелами глаголанное, есть слово Пророков. Поелику святые Пророки были Ангелы, то есть, провозвестники и проповедники Божиих повелений. Почему и Пророк Креститель Иоанн назван Ангелом, то есть, провозвестником и проповедником пришествия Иисус Христова ( Мал.3:1 ). По сему значению в смысле будет не только достоверность, но и связь с предыдущими словами. Ежели же под именем Ангелов разуметь оные Ангельские служебные духи, то глаголанное Ангелами слово означает или закон, данный от Бога на Синае при служении Ангелов (Смот. Злат. Феодорит. Икум и Феоф. в он месте), как доказывает то Первомученик Стефан, сказав: « иже приясте закон устроением Ангельским » ( Деян.7:53 ): и Павел, написав: « Что убо закон? Преступлений ради приложися, дондеже приидет Семя, Емуже обетовася, вчинен Ангелы, рукою ходатая » ( Гал.3:19 ), ходатаем назвав Моисея: или означает повеления Божии чрез Ангелов, в различные времена объявленные людям (Смот.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Почто Спаситель вознесся в четыредесятый день по воскресении Своем, что Он преподал Апостолам учение о Царствии Божии, и что повелел не отлучаться от Иерусалима, а ожидать там исполнения того обетования Отча, о котором они прежде слышали от Него: о сем упоминает одна токмо сия книга Апостольских Деяний. Когда же Апостолы слышали о сем обетовании? Егда Господь рек им: ««и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век»» ( Ин.14:16 ). А поскольку Лука, сказав: «обетования Отча, еже слышасте от Мене», – тем представил Христа, глаголющего к Апостолам: то и следующие словеса приводит, яко от Христа такожде глаголемые тогда к ним. Деян. 1:5 . Яко Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым, не по мнозех сих днех. Сими словами Богочеловек объяснил ту причину, для которой Он заповедал ученикам Своим ожидать исполнения обетования Своего Отца. Нужно, говорит Он, вам ожидать исполнения обетования Моего Отца, потому что Иоанн Креститель и Предтеча Мой крестил водою, а вы не по мнозех днех имеете быть крещены Духом Святым: что самое сказал и Иоанн Креститель: «аз убо крещаю вы водою в покаяние; той вы крестит Духом Святым и огнем» ( Мф.3:11 ). Здесь Иоанн упомянул об огне потому, что он, яко Пророк, предузнал, что Дух Святый снидет на Апостолов в огненном виде. Сие же: «вы же имате креститися Духом Святым», производит недоумение о крещении Божественных Апостолов (Злат. Феоф. икум. на он. месте). Некоторые, думая, как видно, что Апостолы тогда крестились, когда Дух Святый сошел на них в горнице оной, идеже бяху седяще, говорят, что хотя и не было воды в горнице той, но был Дух Святый; что и Христос хотя и не был помазан чувственным миром, однакож есть помазанник. Притом же говорят, что Апостолы крестившися прежде в разное время водою в крещение Иоанново, крестились потом в день Пятидесятницы и крещением Духа Святого. Но отсюда выходит, что Апостолы до дня Пятидесятницы не были крещены крещением Иисус Христовым, и следовательно, не были чисты от скверны прародительского греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

В подлиннике это место несколько отлично от приведенного здесь, но в главном – в указании на место рождения Мессии – совершенно они одинаковы. По подлиннику так: «Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, который должен быть Владыкою в Израиле, и которого происхождение из начала, от дней вечных». Откуда бы ни произошло это различие, – так ли понимали это место из пророка первосвященники и книжники, или евангелист сам приводит его так, – в этом важности нет, когда главная мысль пророческого изречения вполне удержана в Евангелии; частности в различии только более выясняют главную мысль. Ефрафа – значит плодоносное поле, название, выражающее то же, что и Вифлеем, и данное ему по тому же (ср. прим. к Мф.2:1 ). Так назывался Вифлеем иудейский еще в патриархальное время (ср. Быт.35:19, 48:7 ; Руф.4:11 ). – «Мал ли ты между тысячами Иудиными» (ничем не меньше больших городов иудиных): Вифлеем был городок немноголюдный, который по внешней силе никак не мог равняться с городами многолюдными вроде Иерусалима, с городами, которые были сильны, которые могли давать много способных носить оружие; но пророк указывает на преимущество его пред прочими городами другое, несравненно важнейшее, чем внешняя сила или богатство. – «Произойдет Тот, который должен быть Владыкою» (Вождем) «Израиля»: «хорошо сказано произойдет, а не останется в тебе, ибо Христос не остался в Вифлееме, но по рождении вышел из него и жил большей частью в Назарете» (Феоф., ср. Злат.). «Владыкою»: это существенная черта Мессии – владычество духовное над всем миром. Израиль (еврейское царство) употребляется здесь частью потому, что пророчество изречено было народу еврейскому, которому и обещан был Мессия (ср. 3лат.), частью потому, что Израиль употребляется здесь для обозначения избранных всего человечества, «уверовавших во Христа, как из евреев, так и из язычников» (Феофил., ср. Злат.). – «Которого происхождение из начала, от дней вечных»: «пророк указует этими словами на божество Владыки, имеющего родиться в Вифлееме; хотя Он и родится по плоти во времени, но по божеству своему Он вечен.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

е. к погибели в аду ( 2Петр.3:7 ; Евр.10:39 ). И идущих по этому пути и этими вратами много; так как грех обыкновенно сильно увлекает нерадящих о своем спасении. Тесныя же врата и узкий путь, это образ добродетельной жизни, ведущей в живот в жизнь блаженную в раю ( Мф.25:46 ), и мало людей идет этим путем; так как это путь многих лишений и скорбей, путь разных искушений и постоянного покаяния (Мих.). «Узкими вратами, пишет блаж. Феофилакт, Господь называет искушения, как произвольные, напр., пост, бдение, вольную нищету и другие, так и непроизвольные, каковы: узы, гонения, лишение имения, славы, детей, болезнь, раны и прочее». «Кто гордится пред другими, кто пресыщается замными благами, кто не делится с ближними своим добром, у кого тело любит негу и покой, кто не может и одного слова обидного перенести; те, значит, идут не узкими вратами, а широкими, идут не тесным путем, а пространным», учит один святитель. Как согласить слова Господа о трудности пути в царство небесное с Его словами: иго мое блого и бремя мое легко, (чит. в объяснении этих последних слов, гл. 11, ст. 30). Зач. 22-е. О лжепророках Читается во вторник 2-й недели по Пятидесятнице. 15. Внемлите же лживыхъ проркъ, иже приходтъ къ вамъ во деждахъ вчихъ, внтрь же сть волцы хищницы: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные Пророками назывались у Евреев особенные люди – посланники Божии, которым Бог открывал будущее, учители народные. Название «пророк» происходит от слова прорекать, т. е. предсказывать будущее. Воздвигаемые Богом, пророки и предсказывали будущее по Его откровению, и учили народ вере и добродетели, руководили их в известных случаях, обличали в пороках. Лжепророк, это человек, которого Бог не посылал ни предсказывать будущее, ни вообще быть учителем народа; но который сам выдает себя за посланника Божия. Таких лжепророков особенно много было около времен Вавилонского плена ( Иер.23:9 и дал.; Иез.13:1 и дал.). Иисус Христос под именем лжепророков разумеет вообще лжеучителей своего времени, которых тогда также было довольно между Иудеями, и в частности лжеучителей христианских, имевших появиться в самой христианской церкви ( Мф.24:24 ; Феоф.), и тех людей, которые, ведя недостойную, напр., развратную, жизнь, прикрывают себя личиною добродетели, так называемых льстецов (Злат.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

(И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.) Капернаум, это – небольшой город на северо-западном берегу Галилейского или Геннисаретского, иначе Тивериадского озера или моря. Об этом читай в объясн. 31 ст. 4 гл. До неба вознесыйся (вознесшийся), т. е. возгордившийся, замечтавшийся о своем достоинстве и счастии ( Ис.14:13 ). Возвысившийся и возгордившийся частию по своему благосостоянию, – богатству и многолюдству, – сравнительно, с благосостоянием окружающих городов, но главным образом потому, что, живя в Галилее, преимущественно в нем пребывал, проповедывал и творил чудеса Иисус Христос (Злат, и Феоф.). До ада снидеши (низвергнешься), т. е. унижен будешь. Слово ад здесь означает не место мучения грешников, как равно и рай – не место блаженства праведников, а унижение, разрушение, как в точности и исполнилось это предсказание: потому что Капернаум был разрушен во время войны иудеев с римлянами. (Мих.). Но это разрушение Капернаума – только временное наказание для его жителей; в день же страшного суда (на суде), они будут наказаны гораздо строже, чем жители города Содома, за то, что не слушали проповеди Христовой и не трогались чудесами Его. У еванг. Матфея (ст. 23) здесь прибавлено то же, что сказано у Луки выше относительно городов Хоразина и Вифсаиды: земле Содомской (содомлянам) отраднее будет в день суда, нежели тебе: ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленныя в тебе, то он остался бы до сего дня. Зач. 51-е. Возвращение 70 Апостолов и речь Господа по сему случаю. Читается во дни Апостолов и Ангелов. Об этом обстоятельстве повествует один евангелист Лука. Лк.10:16 . Слýшаяй вáс, менé слýшает: и отметáяйся вáс, менé отметáется: отметáяйся же менé, отметáется послáвшего мя. (Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.) Слушающий вас (Апостолов), т. е. слушающий вашу проповедь о царстве Моем и принимающий веру в Меня, Христа, Меня слушает, как равно, и отвергающийся (отметаяйся) вас, Меня отвергается (отметается), потому что вы проповедуете то же самое учение, которое Я проповедую (Слич. Матфея 10:40 ). А слушающий или отвергающийся Меня, слушает или отвергается Пославшаго Меня, т. е. Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Учитель, если потеряет ум, т. е. не будет учить, то должен быть лишен учительского сана и подвергнут презрению» (Феофил. и Злат.). Зач. 11-е. О учителях веры, о вере и законе Читается в день Святителей. 14. Вы свтъ не можетъ градъ укрытис верх горы сто: Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы Вы есте свет мира. Слово свет употребляется для означения умственного и нравственного просвещения; так как при свете предметы обыкновенно делаются видимыми, мы видим их красоту или безобразие (чит. объясн. 4 гл. 16 ст); свет и согревает и оживляет. В таком смысле называется светом собственно И. Христос, так как Он есть свет, просвещающий мир, т. е. источник истинного знания ( Ин.1:9 ), всякого добра и спасения. Аз семь свет миру (- 9, 5), сказал Он о Себе. Ученики Христовы – апостолы и все истинные христиане суть лучи этого света и светильника мира, И. Христа. Своею жизнью и Христовым учением они должны служить просвещению умственно слепых и оживлению нравственно омертвевших, т. е. располагать, приводить к вере неверующих и возбуждать к покаянию и деланию добра согрешающих. Таково значение слов Господа христианам: Вы есте свет мира. Не может град укрытися верху горы стоя (не может укрыться город, стоящий на верху горы). Это значит, что апостолы и вообще иетинные христиане должны быть видимы везде и отовсюду, т. е. христианская их жизнь и дела не должны быть скрываемы. «Пусть мир смотрит на них, и поучается» (Злат, и Феоф.). Чит. объясн. 16 ст. 15. ниж вжигаютъ свтильника и поставлютъ под спдомъ, но на свщниц, и свтитъ всмъ, иже въ храмин (сть). И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме Подобно сему и учители веры христианской и вообще христиане не должны скрывать свою веру и свои добрые дела, но должны просвещать ими мир, т. е. распространять веру и добрыми делами увлекать к подражанию себе. В этих словах тот же смысл, что и в предшествующих. 16. Так да просвтитс свтъ вашъ пред человки, к да видтъ ваша дбра дла и прославтъ ца вашего, иже на нбсхъ. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

29 Stier: Auslegung über Brief an die Epheser. Heft I, s. 391. Cp. Lange: Bibelwerk Neues Testam. Th. IX, 1867, s. 73. 30 В образе краеугольного камня, который смыкает две стены здания, многие находят представление соединения в лице Иисуса Христа Иудеев и язычников (Феодорит, Златоуст, Михаэлис, Естий и друг.). Конечно, нельзя вышеуказанному мнению придавать исключительного значения, но в виду того, что Апостол говорит здесь о значении Иисуса Христа, как краеугольного камня, не для одних только христиан из язычников, а вообще для всей церкви, в виду того, что выражение следующего стиха «о Нем же всяко создание (π. οκοδ.) ростет в церковь Святую о Господе: πσα οκοδομ есть означение всей церкви, целого здания, в которое входят Иудеи и язычники, как две великие половины человеческого рода, – в виду всего этого следует разуметь здесь под образом краеугольного камня соединение Иисусом Христом Иудеев и язычников в одну церковь , в одно жилище Божие, т.е. Иисус Христос, как краеугольный камень, «подобно углу соединяет уверовавших из Иудеев и язычников» (Твор. Блаж. Феодор. т. 7, стр. 428; срав. Златоуста. Беседы на посл. к Ефес. стр. 89). 38 Под хозяином дома разумеется Бог, устрояющий спасение рода человеческого, как Он нередко представляется в св. книгах. Феофил. Благов. кн I. Ев. Матф., стр. 370. 41 По изъяснению Злат. и Феоф. точило, которое устроил человек, означает жертвенник, а столп – храм. 42 Смотр. Феоф. Благов. кн I Ев. Мф. стр. 371 ср. Olshausen: Commentar. üb. N. Testam, tom. 1, p. 788. Св. Златоуст не называет прямо, кого надобно разуметь здесь. Мейер вообще разумеет руководителей: Meyer: Krit. Exeg. Commentar üb. N. Testam Half. 1. s. 398. Что именно их разумел Господь под делателями винограда, это открывается из того, что Он предложил притчу по поводу укоризненного вопроса первосвященников и книжников о власти Его учить народ ( Мф. 21:23 , ср. 31 и 32), а вся дальнейшая речь имеет обличительный характер на фарисеев и книжников. 45 По мнению св. Златоуста, Спаситель приводит это пророчество еще и для того, чтобы показать фарисеям и книжникам, что не только справедливость требует отнятия от них царства Христова, но что сие давно уже предрекла благодать Божия, и что Бог давно так определил, когда говорил еще в ветхом завете устами Пророка: камень, его же небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших ( Пс. 117:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Икум. Феоф. там же. Иерон в пис. к Маркелл.). По первому значению они имеют такой смысл, кто не любит Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир, тот да будет отлучен от Него; по второму же следующий: кто не любит Господа нашего Иисуса Христа, тот да будет отлучен от Него в то время, как Он придет судить живых и мертвых. Некоторые говорят, что Павел сие написал по-Еврейски для того, чтобы сокрушить гордость Коринфян, которые превозносились красноречием Греческого языка, показав им, что сила состоит в мыслях, а не в выражениях (Злат. Икум. Феоф.). Впрочем поелику Иудеи имели три рода отлучения, проклятие, анафематствование и маран афа: из коих последнее было самое ужаснейшее и жесточайшее, приносилось же тогда, когда человек после проклятия и анафематствования пребывал без исправления: то Павел может быть написал здесь сие послание так, как оно тогда говорилось, то есть маран афа, для сильнейшего выражения речи. Он сими словами поселил великий страх в сердцах Коринфян, тщась убедить их к тому, чтобы любили Иисуса Христа, а следовательно и друг друга, и таким образом перестали творить взаимные соблазны и распри, и чтобы они уже не говоря более: « аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин, аз же Христов»  (1 Кор 1:12), посвятили всю любовь свою и надежду единому Христу. После же такового страха, ободряет их следующими словами: 1 Кор 16:23–24. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. И любы моя со всеми вами о Христе Иисусе. Аминь. Первое послание к Коринфянам Богоглаголивого Павла заключает в себе доказательства веры, увещания, обличения, угрозы и прещения, а конец оного есть моление и изъявление благоволительного его к ним расположения. Молю, говорит, чтобы благодать Господа нашего Иисуса Христа была с вами. Изъявляет также, что он любит их всех любовию чистою и святою, каковую заповедал Иисус Христос. « Любы моя со всеми вами о Христе Иисусе, аминь» . Господи! Да вселится и в нас благодать сия, о которой Павел молился и которой желал Коринфянам, да Божественною силою ее возлюбив тебя всею душою и сердцем, свободимся от страшного осуждения проклятия оного, маран афа: пребудем же неразлучно соединены с тобою Спасителем нашим и в настоящей жизни, и в час смерти, и когда приидеши судити живых и мертвых, и во веки веков.

http://bible.predanie.ru/nedelya-13-aya-...

До сего возраста отложил Господь крещение для того, чтобы исполнить закон всеми возрастами, чтобы освятить все наше естество и подать силу побеждать страсти и хранить себя от грехов смертных». К этому времени Иоанн уже достаточно открыл народу иудейскому, кто проповедуемый им Христос. После крещения И. Христос имел выступить на дело искупления рода человеческого, а у евреев был закон, который не допускал до священнического служения и до народного учительства ранее 30-ти летнего возраста ( Чис.4:3 ). Креститися. Крестился И. Христос, во 1-х, для того, чтобы освятить Своим примером первое христианское таинство крещение (Злат.) и освятить самые воды, имеющия давать освящение в таинстве крещения (Амвр. Мед.), и во 2-х, для того, чтобы Он тут, во время крещения, был явлен Израилю и миру, как истинный Мессия, свидетельством Бога Отца и сошествием Св. Духа (Злат, и Мих.). Тут при крещении выразилось и смирение Господа: с рабами Господь, с виновными Судия, с грешными Безгрешный идет креститься. 14. же возбранше глагол: азъ требю тобою кртитис, и ты ли грдеши ко мн; Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Иоанн возбраняше Ему (удерживал Его) И. Христа. Удерживал по сознанию своего недостоинства, ибо по своему пророческому прозрению узнал в Иисусе Мессию. Если он во чреве матери радостным взыгранием приветствовал приближение Господа, мог ли он теперь не ощутить своим пророческим духом, что пришедший креститься от него И. Христос не простой человек, а сам Мессия (Троиц, лист.)? Аз требую тобою креститися, т. е. мне надо креститься от Тебя, как достойнейшего. Предтеча имел нужду очиститься от Господа, ибо и он, происходя от Адама, заимствовал от него скверну. (Феоф.). Да и как Иоанн, будучи раб, осмелится возложить руку на Владыку? как будет крестить Безгрешного? (Дер. пес.). 15. вщавъ же реч къ нем: стави нн: так бо подобаетъ намъ исполнити вск правд. Тогда стави Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010