Мк.2:19 . И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься; Мк.2:20 . но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. Это первое сравнение. Сыны чертога брачного ( Тов.6:16 ), т. е друзья жениха, которым доверена от него забота об устройстве брачного чертога и пира, и первые гости на пиру. В этом первом сравнении Христовом выражается следующее: уместна ли печаль для друзей, устраивающих брачный пир, и современен ли для них пост, как выражение печали? В отношении к Иисусу Христу и Его апостолам это значит, что пока Он находится со Своими учениками, им не время печалиться и выражать свою печаль постом. Можно думать, что в это время Предтеча Иоанн был заключен Иродом в темницу ( Мф.4:12 ), а потому ученики его имели в этом повод усилить обыкновенный свой пост. „Вот Иоанн, ваш друг и учитель, в темнице, это для вас время скорби и поста“ (Злат. и Феоф.), как бы так говорил Христос ученикам Иоанна. Будет такое время и у Моих учеников: отнимется у них Жених. Отнимется жених, это указание Господа на время после Его смерти. Тогда будут поститься, т. е. после смерти Христовой будут учреждены и у христиан посты; тогда и они будут выражать свою скорбь постами. Мк.2:21 . Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелёной ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Это – второе сравнение. Новая суровая заплата здесь означает пост, а старая одежда – еще слабость или несовершенство учеников Христовых. Таким образом, в указанных словах выражается та мысль, что так как ученики Христовы еще не утвердились и не обновились Духом Святым, то и требуют снисхождения, и потому нельзя обременять их строгостью жизни и тягостью заповедей (Злат.). Та же мысль выражается и в дальнейших ответных словах Христовых в третьем уподоблении. Из этих слов Господа епископ Феофан выводит урок, что к строгости внешнего подвижничества должна быть большая внутренняя подготовка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

С этого стиха и до Деян.18описываются обстоятельства второго апостольского путешествия Павла с проповедью Евангелия. Деян.15:37 .  Варнава хотел взять с собою Иоан­на, называемого Марком. Деян.15:38 .  Но Павел по­лагал не брать отстав­шего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были по­сланы. Деян.15:39 .  Отсюда про­изошло огорче­ние, так что они раз­лучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; Об Иоанне Марке ср. прим. к Деян.12:12, 25, 13:5, 13 . «Произошло огорчение» – εγνετο οον παροξυσμς – «не вражда, не раздор» (Златоуст), но – огорчение, нечто человеческое, приведшее к разлучению. «И в пророках мы видим различные характеры и различные нравы: например, Илия строг, Моисей кроток. Так и здесь, Павел более тверд... И врагами ли они расстались? Нисколько! ибо и после того Павел в посланиях своих упоминает о Варнаве с великими похвалами ( 2Кор.8:18 ). Все это происходило по устроению Божию». (Злат., ср. Феофил.) для пользы дела обоих апостолов и самого Марка. Для дела было полезно то, что Варнава избрал свой особый круг деятельности, отдельный от Павлова ( 1Кор.9:6 ), и Евангелие более широким путем пошло в языки. Для Марка же как строгость Павла, так и снисходительность Варнавы были по-своему полезны: строгость Павла вразумила его, а доброта Варнавы сделала то, что он не остался; так распря, бывшая между ними, достигает одной цели – пользы. Видя, что Павел решается оставить его, Марк весьма устрашился и осудил себя, а видя, что Варнава столько расположен к нему, он весьма возлюбил его. Таким образом, распря учителей исправила ученика – так он далек был от того, чтобы соблазняться ею (Злат., ср. Феоф.). «Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр» – место своей родины, откуда он, по церковному преданию, предпринимал путешествия в разные страны языческие с проповедью о Христе и где, по возвращении, скончался мученически, побитый камнями от неверующих иудеев (Чет.-Мин., Ин. 11 ). Деян.15:40 .  а Павел, избрав себе Силу, отправил­ся, быв по­ручен братиями бла­го­дати Божией,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тоже верование выражается кажется в псалме 67 ( Пс.67:18 ) и у Флавия (Antt. 15, 5. 3), который довольно преданий внес в изображение древней жизни еврейского народа. Наконец, это верование утверждает своим авторитетом великий учитель языков, св. апостол Павел ( Гал.3:19 ; Евр.2:2 ). «Они, притворно защищая закон, говорили: он говорил хульные слова на Моисея» ( Деян.6:11 ); а он показывает, что они сами еще более произносят хулу не только на Моисея, но и на Бога, и что они издревле так поступают; что они сами нарушили обычаи, в которых уже нет нужды; что они, обвиняя и называя его противящимся Моисею, сами противились Духу и – не просто, но с совершением убийства, и что издревле они враждовали против Бога» (Злат.). «Если отцы ваши убивали этих предвозвестников, то нет ничего удивительного, что и я, проповедующий этого предвозвещенного, буду убит вами, которые слишком гордитесь своими предками» (Феоф.). «Здесь он представляет их непокорными и Богу и ангелам и пророкам и Духу и всем» (Злат., ср. Феофил.). Мученическая кончина архидиакона Стефана (54–60) Будучи исполнен Духа Святого и пр.: чем более сердца судей неправедных распалялись злой страстью, чем более исполнялись они злого духа бесовского, тем более душа верного свидетеля Христова исполнялась Духа Святого, который с особой силой осенял его, объял его и восхитил в горняя. Несмотря на своих яростных и злобных судей, Стефан возводит взор свой к небу, как и Христос в самые торжественные минуты перед своими страданиями ( Ин.17:1 ) и объятый Духом Св., в пророческом восторге, в видении, видит он то, что телесными очами не может быть видимо и что никто из бывших с ним кроме его не видел. Он увидел славу Божию (ср. ст. 2 – Бог славы), – небесный свет, в котором Бог особенно являет свое присутствие, и Иисуса стоящего одесную Бога, в Его прославленном богочеловеческом виде. И что он видит, то и изрекает тотчас, как смелый исповедник. – Небеса отверстые: множественное число (небеса, а не небо) указывает на отверзение для духовного ока Стефана внутреннейшего святилища неба, высочайшего неба (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

113. Еф 5, 19; Кол 3, 16. 114. Godet F. Kommentar zu dem ersten Briefe an die Korinther, нем. пер. Wunderlich. Hannov. 1886, S. 178. 115. Августин. Исповедь X, 33. 116. 1 Кор 12:10, 20, 30; 13, 1; 14:2, 4–6, 13–16, 26, 27, 28, 39. 117. Мищенко Ф. Речи св. ап. Петра в кн. Деяний Апост. Киев, 1907, стр. 70. 118. Godet 117. 119. Там же 178. 120. Zahn Fh. Kommentar zum Neuen Testament. Bachmann Ph. Der 1 Brief des Paulus an die Kprinther, Leipz. 1904. S. 390. 121. Oracula magica Zoroastris cum scholiis Plethonis et Psellii, ed. Opsopaeus Paris 1907, S. 70 f. Heinrici 380. 122. Ориг. Пр. Цел. 18. 123. Феод. на 1 Кор 13, 1. 124. Рим. 8, 15. 125. Рим. 8, 26. 126. 1 Кор 14, 13. 127. Муретов М. Пророчество и языкоговорение, как знамение для верующих и неверов.//Бог. Вест. 1904, 7–8; беснуетеся, μανεσθε (1 Кор 14, 23) автор понимает в смысле религиозного экстаза. 128. 1 Кор 14, 25. 129. 1 Кор 14, 32. 130. 1 Цар 10, 4 и д. 19, 20 и д. 131. Евсевий, Церк. Ист. X, 7, 11, Тертуллиан, Adv. Valent. 1. 132. Ирин. Прот. ер. V, 6, 1. Heinrici 381. 133. Уч. 12 ап. 9. 134. 1 Кор 16, 22. 135. Вот эти объяснения: ап. Павел хотел арамейское противопоставить еллинской гордости мудростью и красноречием (св. Злат. блж. Феоф.); усилить свою угрозу или намекнуть на своих юдаистических противников в Коринфе (Гофман, Гейнрици); удостоверить подлинность послания, написав это слово своею рукою (Бильрот, Рюккерт); это почему-нибудь памятное слово из посещения ап. Павлом Коринфа или пароль христиан (Эвальд); это был штемпель ап. Павла на послании, впоследствии списывавшийся греч. буквами (Годэ). 136. Иоанн Златоуст. По ed. Paris, 1837, t. X. p 395; рус. пер. М. 1873, стр. 288. Голубев, 274. Посл. к Кор. 137. Уст. Тип. 285 (142) 1206 и 98 и об. 99 и об. 138. Часосл. Киев. Мих. библ. 311 (404) 165, л. 41 об. Эта попевка называется нененайкою. Кроме ее в греческой церкви известна была попевка терирем с 4-х кратным и более повторением первого слога те, но с различными гласными для разных гласов: для 1-го те, 2-го ти, для 3-го то и т. п. Попевки и ныне употребляются у греков, ю.-славян, и у наших старообрядцев и русских афонцев. В Пантелеимоновом монастыре на Афоне благодаря попевкам пение тропаря Богородице Дево на вечерне тянется целый час. Заметки поклонника св. горы. Киев 1864, стр. 32–33. Разумовский Д. Церковное пение в России. в. 1, М. 1867, стр. 108–109.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

В он (в тот) день, т. е. в день суда, как известный и ожидаемый день (Зигаб.). Не в Твое ли имя, т. е. произнося Твое имя, по силе Твоего имени ( Деян.3:6 ). Пророчествовали, не в смысле только предсказания будущего, но и учительства ( 1Кор.12:10 ). Бесы изюнихом (изгоняли), т. е. исцеляли тех, которые были одержимы злыми духами (см. объясн. гл. 4, ст. 24). Силы многи сотворихом (многия чудеса творили), т. е. производили действия необыкновенные, такие, какие нельзя сделать одними человеческими силами или искусством, но которые совершаются сверхъестественною, божественною силою, напр., исцеление больного словом или прикосновением руки, воскрешение мертвого. И тогда исповем (объявлю) им, яко николиже знах вас (я никогда не знал вас), т. е. не признавал за Своих, так как вы не были истинными Моими последователями, христианами ( Лк.13:27 ). Если и сказано апостолом: всякий, кто призовет имя Господне, спасется ( Рим.10:13 ), то сказано о таких, которые призывают его нелицемерно показывают веру свою в добрых делах ( 2Тим.2:19 ). О такой неистинной вере ап. Иаков пишет: что пользы, братия моя, если кто говорит, что от имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? (2:14). Подобным образом и бесы веруют (19). Вера, если не имеет дел, мертва (17). После этого можно ли говорить, как говорят лютеране и некоторые из наших сектантов: пашковцы, штундисты, что для спасения должно только веровать?.. Делающие беззаконие, т. е. ведущие худую жизнь. Из истории известно, что в начале христианских времен иные изгоняли бесов, хотя сами были людьми недостойными, ведущими жизнь неблагочестивую; демоны обращались в бегство собственно от произносимого ими имени Иисусова. Это совершенно возможно, потому что благодать действует и чрез недостойных священников, и Иуда предатель творил чудеса (Феоф. и Злат.), Валаам и Каиафа, пророчествовали. На возможность таких даров у людей недостойных указывает ап. Павел, когда говорит, что хотя бы кто имеет дар пророчества и дар чудотворения, напр., переставлял горы, но не имел любви, – существенного свойства истинного христианина, он – ничто ( 1Кор.13:1–2 ). Отъидите от Мене. «Я думаю, пишет св. Златоуст, лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лицо Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Егог не могущее взирать на нас». Зач. 24-е. Заключение нагорной беседы о том, кому подобны люди исполняющие и не исполняющие учение Христово, о силе слова Христова и чудо исцеления прокаженного И. Христом

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В отношении Иерусалима слова эти значат, что еще не умрет жившее в то время поколение, как разрушение его последует, как оно и было чрез 36 лет после произнесения этого пророчества Господом и в 70 г. от Р. Хр. В отношении же второго пришествия Христова их толкуют так: все предсказанное случится, а род верных, т. е. христиан, пребудет и не прервется ни от одного из означенных бедствий. (Злат, и Феоф.) «Разрушится Иерусалим и погибнет большая часть иудеев, говорит св. Златоуст, но ничто не преодолеет сего рода: ни голод, ни мор, ни землетрясение, ни ужасы браней, ни лжехристы, ни лжепророки, ни другие подобные искушения». Вся сия (все сие), т. е. все те бедствия и скорби, которые предречены Господом на время разрушения Иерусалима и второго Его пришествия, будут (сбудутся). Т. е. скорее разрушится небо и земля, столь твердые и неподвижные, нежели прейдет, – останется неисполнившимся одно Христово слово. Небо и земля мимо идет (прейдет) и пр. Это – утверждение непреложности всего предсказанного Иисусом Христом. (Чит. подобное у Матфея 18 ст 5 гл.) Лк.21:34 . Внемлите же себе, да не когдá отягчáют сердцá вáша объядéнием и пиянством и печáльми житéйскими, и нáйдет на вы внезáпу дéнь тóй: (Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,) Пророческую Свою речь о разрушении Иерусалима и о втором пришествии Своем, по сказанию евангелиста Луки, как равно Матфея ( Мф.24:42 и дал.) и Марка ( Мк.13:33 и дал.), Господь заключает наставлением о духовном бодрствовании. Эта часть речи у еванг. Луки имеет некоторую особенность против первых двух. Внемлите себе (смотрите за собою), т. е. не будьте беспечны, а будьте внимательны в отношении к себе, к своему образу жизни, чтобы указанный день суда не застал вас неготовыми к нему. Да не когда отягчают (чтобы не отягчались) сердца ваша объядением и пьянством и пр. Здесь указывается на пример беспечности во дни Ноевы пред потопом. У еванг. Матфея это выражено яснее: как во дни Ноя перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Выражение: взывать к Иисусу Христу: Господи, Господи, значит признавать Его своим учителем, исповедовать веру в Него, как в Господа и Спасителя. Не всякий из таких войдет в царство небесное, т. е. получит блаженство на небе, хотя бы видимо был членом царства Христова, т. е. Церкви Его на земле; но только тот, кто, вместе с верою во Христа, всегда и во всем исполняет волю Его, выраженную в данном Им законе, именно ведет жизнь истинно христианскую, добродетельную – подобно доброму дереву, приносит добрые плоды. У еванг. Матфея тут еще прибавлено. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие ( Мф.7:22, 23 ). В тот день, т. е. в день суда, как день известный и ожидаемый (Зигаб.). Не в Твое ли имя, т. е. произнося Твое имя, по силе Твоего имени ( Деян.3:6 ). Пророчествовали, не в смысле только предсказания будущего, но и учительства ( 1Кор.12:10 ). Бесов изгоняли, т. е. исцеляли тех, которые были одержимы злыми духами (См. объясн; гл. 4, ст. 33). Многие чудеса творили, т. е. производили действия необыкновенные, – такие, какие нельзя сделать одними человеческими силами или искусством, но которые совершаются сверхъестественною, божественною силою, напр., исцеление больного словом или прикосновением руки воскрешение мертвого и т. п. Из церк. истории известно, что в начале христианских времен иные изгоняли бесов, хотя сами были людьми недостойными, ведшими жизнь неблагочестивую; демоны обращались в бегство собственно от произносимого этими людьми имени Господа Иисуса. Это совершенно возможно, потому что благодать действует и чрез недостойных: так, напр., мы освящаемся и от недостойных священников; и Иуда предатель творил чудеса (Феоф. и Злат.). На возможность таковых даров у людей недостойных указывает ап. Павел, когда говорит, что хотя бы кто имел дар пророчества и дар чудотворения, наприм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Для чего же совершается рукоположение? Для того, чтобы преподать рукополагаемому благодать Св. Духа, силу и власть учить, священнодействовать и пасти. В Бол. Катехизисе о тайне рукоположения или хиротонии вот что мы читаем: «Что есть хиротония»? Отв. Рукоположение есть тайна, ею же вручается власть яко святителем, священником, и прочим строителем и служителем церковным. Вопр. Кая суть, совершительная сея тайны; Отв. Сила и власть от Бога данная, печать дара Духа Св., на души священничестей, и оная благодать Божия, о ней же св. ап. Павел к Тимофею пишет: не неради о благодати сущей в тебе, данней ти пророчеством с возложением руку священническу. Сия благодать Божия устрояет рукоположенного, да будет в своем чине и сане благоприятен и благоугоден своим служением Богу и церкви», (л. 378). «Священство, установленное от Христа во апостолех, читаем в М. Катехизисе, ихже возложением рук на епископах, от епископов же на священниках, яже освящени бывают чином церковным на строение св. таин, и на преподание спасительного учения Христова» (л. 42 об.) «Воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею» ( 2Тим. 1:6 ), т. е. благодать Духа, которую ты принял для предстоятельства в церкви, для знамений и всякого служения», говорит св. Злат. (т. XI. 2 Тим., б. 1, стр. 759; Феодорит. ч. 7. стр. 712.) «Побуждаю тебя, говорит Феофилакт, что бы благодать Духа, которую ты принял для предстоятельства в церкви, для совершения знамений и вообще для всякого свойственного епископу служения, – возгревать эту благодать, т. е. делать всегда живой и цветущей... Есть в тебе эта благодать, которую ты принял вместе с возложением моих рук на тебя, когда я рукополагал тебя во епископа». (Феоф. 2 Тим., стр. 6–7). – Что-же следует из сказанного? То, что рукоположение есть тайна, называемая ещё таинством священства, потому что через положение рук епископа тайным и невидимым образом даётся рукополагаемому благодать Св. Духа «на строение таин и на преподание спасительного учения Христова» для предстоятельства в церкви и вообще для всякого свойственного епископу служения». Так. обр. если бы апостолы были рукоположены и были епископами до сошествия Св. Духа, то они должны бы были иметь все дары благодати Св. Духа, которые даются епископам в таинстве рукоположения на строение всех семи тайн и на преподание спасительного учения, а также на управление церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

(Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.) Болей в (из) рожденных женами пророка Иоанна Крестителя, никтоже есть, говорит Господь о величии Иоанна. Но чтобы иудеи не почитали Иоанна выше Его Самого, Господь прибавляет: Мний же (меныпий же) во царствии Божии, болий (больше) его есть. Под меньшим Господь разумеет Самого Себя. (Злат. Феоф. Зигаб. и др.) Меньший – по возрасту, ибо Спаситель был моложе Иоанна, и по мнению тех многих, которые говорили, что Он ядца и винопийца, тогда как Иоанн был великий постник; также говорили: не плотников ли Он сын? друг мытарей и грешников, – и унижали Его. О царствии Божии или небесном чит. в объясн. 4 гл. 43 ст. У еванг. Матфея здесь прибавлено: От дней Иоанна Крестителя доныне царствие небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Ибо все пророки и закон прорекали до него. От дней Иоанна Крестителя, т. е. со времени явления его для проповеди о наступающем царстве Христовом. Силою берется, не ожидается, как грядущее, а уже берется, как наступившее. Здесь разумеется и вообще трудность в достижении царства небесного; но особенно указывается та сила, та стремительность, с какою начали искать достижения царства небесного со времени проповеди Крестителя и явления Христа. Выражение силою берется взято от осады и взятия крепости или города (Мих.). Все пророки и пр. В этих словах Господь указывает причину, почему со времени Иоанна Предтечи явилось такое сильное стремление к царству небесному – потому, что о явлении этого царства прорекали закон и пророки, т. е. законодатель Моисей в своих законоположительных книгах и в установленных им жертвах, и за ним пророки в своих писаниях, а Иоанн Креститель напомнил и разъяснил народу эти предсказания. Лк.7:29 . И вси людие слышавше и мытарие, оправдиша Бóга, крéщшеся крещéнием Иоáнновым: Лк.7:30 . фарисéе же и закóнницы совет Бóжий отвергóша о себе, не крéщшеся от негó. (И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.) Этих слов нет в Евангелии Матфея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Иисус Христос называет фарисеев родом лукавым, потому что они лицемерно и как враги просят от Него знамения, а прелюбодейным, потому что не веровать в И. Христа им значит тоже, что быть прелюбодейными (Злат, и Феоф.). Отношения между Богом и народом еврейским в ветхозаветном Священном писании нередко представляются под образом отношений между мужем и женою и неверность народа Богу, его идолослужение под образом прелюбодеяния ( Пс.72:27 ; Ис. 57:3 и др. Мих.). И знамение не дастся ему, не дастся потому, что просят его не с добрым расположением, и потому, что оно, как знал Господь, останется бесплодным, не приведет их к вере, токмо (кроме) знамения Ионы пророка. 40. коже бо б во чрев китов тр дни и тр нощы, так бдетъ и снъ въ сердцы земл тр дни и тр нощы. ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи Господь указывает только на величайшее знамение в прошедшем, которое прообразовало величайшее знамение, имеющее совершиться над Ним в будущем, это чудо пребывания прор. Ионы живым в чреве рыбы кита в продолжении трех суток, чудо, которое прообразовало воскресение Христово после трехдневной Его смерти; воскресение же есть самое сильнейшее доказательство Его божественного посланничества. Во чреве китовом. Горло у кита имеет такое устройство, что им нельзя проглотить целого человека. Но должно сказать, что еврейское изречение, переводимое словом кит великий, не означает непременно кита в собственном смысле, а означает вообще большую рыбу. Можно думать, что то была акула, которая обыкновенно свободно проглатывает человека (Мих.). Самое сохранение Ионы во чреве рыбы живым в течение трех суток великое чудо. Три дня и три нощи. Из евангелия видно, что Господь И. Христос был во гробе только один день и две ночи, с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье (чит. 21, 8); но это не означает погрешности в счете: тут по народному обычаю части дня и ночи приняты за целые дни. Примеры подобного счисления времени нередки в Священном писании ( 1Цар. 30:12 и дал. Быт. 42:17–18 и др. Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010