«И так как владыка сказывал их (проповеди) в первые годы епископского служения, когда определяется тип действия архиерейского, – пишут авторы очерка «Святейший Патриарх Всероссийский Тихон в его значении для Американской Православной Церкви», – то мы видим, какое сокровище мы имеем в этих проповедях...» С именем святейшего Тихона связывают начало быстрого развития русских и сербских православных приходов в Америке. Это определило изменение не только географических границ православной епархии в Северной Америке, но уже через два года после назначения его на кафедру в 1900 году титул епископа Алеутских островов и Аляски был изменен на епископа Алеутских островов и Северной Америки. Спустя еще пять лет, после того как было завершено строительство кафедрального собора в Нью-Йорке, туда была перенесена и кафедра архиепископии Алеутской и Североамериканской, а епископ Тихон был возведен в сан архиепископа, имея при этом двух викарных архиереев – Иннокентия (Пустынского), епископа Аляски (1903–1909) и Рафаила (Фававини), епископа Бруклинского (1903–1915). Последний окормлял приходы православных арабов, эмигрантов из Оттоманской Турции, и приходы на восточном побережье Америки. Святитель Тихон стал первым в Америке православным архиепископом. Во время своего визита в Северную Америку в сентябре-октябре 1994 года по случаю празднования 200-летия Православия в Америке Святейший Патриарх Алексий II после литургии в Троицком соборе Сан-Франциско говорил в своем приветственном слове : «Начиная с 1870 года и до 1905 года Сан-Франциско был центром и средоточием церковной жизни на североамериканском континенте». Давая высокую оценку миссионерского служения на этой кафедре епископов Иоанна (Митропольского ; 1870–1877), Нестора (Засс; 1878–1882), Владимира (Сокольского; 1887–1891), Николая (Зиорова ; 1891–1989) и архиепископа (позднее – Патриарха Всероссийского) Тихона, прославленного в лике святых, Патриарх Алексий отмечал: «Служение этих архипастырей было поистине жертвенным и плодотворным. Под своим омофором они собрали не только русских, но и албанцев, арабов, болгар, греков, сербов и многих других. При их непосредственном архипастырском руководстве отсюда, из Сан-Франциско, святая православная вера распространилась по всей территории Соединенных Штатов Америки».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Я был у преосвящ[енного] Петра во Владикавказе дважды. Виделся и с его секретарем Малиновским 75 . Оба они живут прекрасно. Преосвященный имеет прекрасное помещение и весьма приличную обстановку; дела у него мало. Малиновский получает прекрасное содержание и живет припеваючи. Я ревизовал у них духовное училище и нашел все в порядке. Есть и еще тут Ваши земляки – Версов и Суровцов – учителя гимназии. С первым как-то встречался, а о втором – только слышал нечто. Последнего очень хвалят его сослуживцы (л. 222) из второй гимназии, его супруга – дочь Н. Е. Якубова 76 , и о ней отзывы хорошие в обществе: хвалят ее за ее религиозность и домовитость. Я этому очень радуюсь. Был еще здесь сын вашего архимандрита Нафанаила 77 – о. диакон И. Н. Владимиров, но теперь он перешел в г. Георгиевск в епархию Петра. Он очень хороший был человек: его здесь все любили, начиная с экзарха. Вашу карточку буду ждать с нетерпением. «Картошка» здесь по 30 коп. пуд и очень хорошая. Прощайте, будьте здоровы и возмогайте о Господе! Ваш благожелатель, ректор Тифл[исской] д[уховной] сем[инарии] архим[андрит] Николай. ГАВО. Ф. 5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 221 – 222. Рукопись. 21 23 декабря 1903 г. (л. 300 об.) Достолюбезнейший Никифор Александрович. Сегодня получил Ваше письмо с извещением о смерти А. Д. Брянцева. Царство ему небесное! Он был добрый и усердный служака! Я его всегда вспоминал с любовию и ставил в образец помощника инспектора в разных семинариях. Сегодня поминал в нашей церкви, будем, конечно, и сами поминать пред престолом Божиим. Любопытно знать о последних годах и днях его жизни уже на покое. Если не будет Вам в труд, то напишите. Передайте мой привет, поклон и благословение всем служащим в семинарии и помнящим меня как своего сослуживца или же, как наставника. Жив ли и здравствует ли Д. И. Агнцев 78 , мой бывший сослуживец по Рязанской семинарии? Теперь у вас много перемен, так что, пожалуй, мне и не узнать уже Вологодской семинарии; теперь она преустроилась и внутренне, и внешне, (л. 301) вероятно, от моего времени ничего не осталось не только в действительности, но и в памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Ziorov...

Николай Александрович Коновалов (26.09.1884 – 07.07.1942) – сын крестьянина с. Самылиха Кадниковского уезда Вологодской губернии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1907), Санкт-Петербургскую духовную академию (1911). С 1912 по 1918 г. и.д. доцента СПбДА по кафедре пастырского богословия и гомилетики. С 1919 по 1922 профессор педагогики и психологии Вологодского педагогического института, с 1921 его ректор. С 1922 г. профессор Пермского университета. См. Д.А. Карпук. История кафедры гомилетики Санкт-Петербургской духовной академии//Христианское чтение. 2014. 2-3. С. 156-206. Епископ Аполлос (Ржаницын Аполлос Никанорович; 01.09.1872-21.09.1937) – сын священника Успенской Пустынской церкви Сольвычегодского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1893). С 1896 г. священник Троицкой церкви села Подлесного Вологодской губернии. Овдовел и принял постриг. С 19.12.1927 епископ Тотемский, викарий Вологодской епархии, с 29.11.1929 епископ Няндомский викарий Вологодской епархии, с 03.11.1933 епископ Архангельский. Арестован 17.01.1933 и приговорен к 3 годам ссылки. С 02.02.1937 епископ Моршанский. Расстрелян. См. Игум. Дамаскин (Орловский). Аполлос (Ржаницын)//Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 75. Ренатов Николай Александрович, земской врач. Женат на дочери статского советника Евгении Павловне Звонаревой. Похоронен вместе с женой на Введенском кладбище г. Вологды. Сайт: Глубоковский Никанор Петрович (1881 – 23.11.1932), племянник Н.Н. Глубоковского. Окончил Казанский университет (1912), врач-невропатолог, заведовал вологодской Кувшиновской психиатрической лечебницей. См. Т.А. Богданова. Н.Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого. М.; СПб., 2010. С. 665-666. Тихон Николаевич Шаламов (05.08.1868 – 03.03.1933) – сын священника с. Вотча Устьсысольского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1890). С 25.11.1890 учитель церковно-приходской школы. С 1893 г. миссионер Алеутской епархии по представлению епископа Николая (Зиорова). С 03.08.1893 священник Воскресенской церкви на о. Кадьяк. С 10.06.1904 по семейным обстоятельствам уволен из Алеутской епархии, законоучитель Колесниковского приходского училища (до 18.08.1906) с причислением сверхштата к Софийскому кафедральному собору г. Вологды. С 01.08.1905 священник Вознесенской церкви г. Вологды, с 31.07.1906 законоучитель 2-й Вологодской женской гимназии. С 11.09.1906 штатный священник Софийского кафедрального собора. С 05.10.1911 законоучитель воскресной школы при Успенском женском приходском училище. С 17.12.1917 настоятель Николаевской церкви при фабрике Сокол. Член Вологодского Епархиального совета. С 1921 г. протоиерей. С 1922 г. в обновленческом расколе. С 01.08.1922 член Вологодского епархиального управления. В 1923 г. награжден митрой. Отец писателя Варлама Тихоновича Шаламова. См. Прот. Валерий Лавринов. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 572-573.

http://bogoslov.ru/article/6192270

«1. Ко­миссии путем личного расследования и опроса экскурсо­водов усыпальницы А.В. Суворова удалось выяснить и установить точное местонахождение могил: митрополита Антония (Вадковского). митрополита Исидора (Никольс­кого) и Палладия (Раева) - перенесенных на Никольское кладбище из б. Исидоровской лаврской церкви; архиепис­копа Иннокентия (Беляева), архиепископа Николая (Налимова), архиепископа Николая (Зиорова) и епископа Анас­тасия (Александрова). Могилы перехороненных на клад­бище епископов: Бориса (Плотникова). Гермогена (Доб­ронравова) и др. иерархов найти не удалось... 2. О прахе погребенных в быв. Духовской церкви Пе­тербургских Митрополитов: Михаила (Десницкого). Се­рафима (Глаголевского). Антония (Рафальского), Никанора (Клементьева) и Григория (Постникова) нами уста­новлено, что прах вышеназванных Архипастырей остался на месте их первоначального погребения в б. Свято-Ду­ховской церкви, а именно: а) Митрополит Михаил (Десницкий) - погребен на месте, где стоял жертвенник церкви. Доска с барелье­фом Владыки, находившаяся на наружной стене алтаря, хранится в Музее городской скульптуры в б. риз­нице Благовещенской лаврской церкви. б) Митрополит Серафим (Глаголевский) - был погре­бен пред местною иконою «Сошествия Св. Духа». Доска с надписью находится в Музее-усыпальнице Суворова. в) Митрополит Антоний (Рафальский) - погребен пе­ред иконою Божией Матери в церкви Св. Духа. Доска с надписью находится в Музее - усыпальнице Суворова. г) Митрополит Никанор (Клементьевский) - погребен в царских вратах Свято-Духовской церкви. Доска мемо­риальная хранится в Музее городской скульптуры; вторая доска с надгробным словом Епископа Макария Булгако­ва хранится в Музее городской скульптуры. д) Митрополит Григорий (Постников) - погребен (по указанию Рункевича в «Истории Александро-Невской Лавры» стр. 904), в алтаре Свято-Духовской церкви, а по данным «Историко-статистических сведений о СПб Епархии» выпуск 8, стр. 74, СПб. 1884 г. - в Лаврской Благовещенской церкви. Мемориальная доска и доска со словом ректора Семинарии Архимандрита Платона - не сохранились.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Деятельность Присутствия, как и вся реформа высшего церковного управления, не встречала единодушной поддержки и среди иерархов, причем высшего ранга. Так, по мнению архиепископа Николая (Зиорова) , в составе Предсоборного Присутствия были люди, которые «сеют только смуту», что вызывало сомнения в благополучном окончании и самого проектируемого Собора 1560 . «Дай Бог, чтобы сей собор был во благо св. Церкви, но в виду неправильного направления наших Академий, особенно Вашей и Московской, – писал он митрополиту Киевскому Флавиану (Городецкому), – а также в виду шатания нашего Первосвятителя [митрополита Антония (Вадковского) ] в своих взглядах – трудно отвечать, чтобы все кончилось благополучно. Пожалуй, впереди раскол в Церкви, да еще, б. м., посерьезнее раскола, что был при патриархе Никоне » 1561 . Архиепископ Николай считал большой ошибкой Императора Николая II издание Манифеста 17 октября 1905 г. без соответствующих законов, а еще большей – назначение «исполнителем сего манифеста авантюриста Витте», вместе с митрополитом Антонием (Вадковским) ведущего Церковь и государство к «гибели» 1562 . О том же архиепископ Николай писал и Глубоковскому, с которым был знаком со времен Вологодской семинарии; их переписка свидетельствует о доверительных отношениях между учеником и учителем. «Мне все сдается, что Всероссийский Собор закончится всероссийским скандалом, если только не полным расколом. Уж очень открыто м[итрополит] Антоний [Вадковский] и его К° принимают протестантский оттенок в построении церковных дел. Если восторжествует принцип «пресвитерианской ереси», т. е. если отвергнут предание церковное и останутся с одним только Евангелием (...) и если будет предоставлено право субъективно толковать Евангелие и тем устраивать свою жизнь как каждому кажется удобнее, тогда и я объявлю анафему тем «протестантствующим» архиереям, пресвитерам, а с ними и ученой братии Петерб[ургской] и Моск[овской] Академий» 1563 . При этом архиепископ Николай высказывал мнение, что «не сегодня-завтра будет республиканское государство», когда можно обойтись и без патриарха 1564 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В июле 1953 г. владыка митрополит осматривал Благовещенскую церковь , Тихвинское и Лазаревское кладбища: «2 июля 1953 г. Четверг. Вчера днем осматривали Суворовскую усы-пальницу и всю б. Благовещенскую церковь и кладбища – Лазаревское и Тихвинское (некрополь). В Благовещенской церкви покоятся Митрополиты Серафим и Антоний I. Хранится и надпись над могилой м. Михаила (а сам он лежал в Дух. церкви). Там лежат архиеп. Евгений Булгар и Иннокентий П(неразб.). Там же родственника Петра I: сын Петр, сестра Наталья, Царица Параскевия, жена Иоанна V, дочь ее Екатерина Ив. и Принцесса Анна Леоп. (мать Иоанна VI Антоновича)… Дочь Павла I, дочь Александра I. Много интересных могил в Лазаревской церкви и на Лаз. Кладбище […]. 25 июля. Суббота. Вчера у Г.Г. Карпова. По вопросу о перехоронении Карпов обещал заняться этим вопросом (о соборе Лавры), но сказал, что на это, вероятно, трудно надеяться» 26 , – писал митрополит в дневнике. Согласно резолюции владыки от 11 июля 1953 г., была создана Комиссия по выяснению вопроса о перехоронении иерархов в бывшей Александро-Невской Лавре, в которую вошли протоиереи А. Медведский, С. Румянцев и церковный староста Б.И. Бычков. В отчетной докладной записке Комиссии от 31 июля 1953 г. говорилось: «1. Комиссии путем личного расследования и опроса экскурсоводов усыпальницы А.В. Суворова удалось выяснить и установить точное местонахождение могил: митрополита Антония (Вадковского) . митрополита Исидора (Никольского) и Палладия (Раева) – перенесенных на Никольское кладбище из б. Исидоровской лаврской церкви; архиепископа Иннокентия (Беляева), архиепископа Николая (Налимова), архиепископа Николая (Зиорова) и епископа Анастасия (Александрова) . Могилы перехороненных на кладбище епископов: Бориса (Плотникова) . Гермогена (Добронравова) и др. иерархов найти не удалось… 2 . О прахе погребенных в быв. Духовской церкви Петербургских Митрополитов: Михаила (Десницкого) . Серафима (Глаголевского). Антония (Рафальского), Никанора (Клементьева) и Григория (Постникова) нами установлено, что прах вышеназванных Архипастырей остался на месте их первоначального погребения в б. Свято-Духовской церкви, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Жизнь в семинарии текла обычно. Должен, впрочем, сказать, что воспитанники иногда проявляли к инспектору заметную неприязнь. В VI классе, конечно, под большим секретом, издавался журнал, под названием «Колокол». В этом журнале личность и деятельность о. Петра обрисовывалась в неприглядном виде. В номере, который у меня имеется, помещен, между прочем, акафист ему. Журнал издавался, кажется, недолго . Знал ли о. Петр о существовании этого журнала, сказать не могу. писем М. З. Зиорова приложены в «добавлениях». Два или три письма из Симферополя, когда М[ихаил] З[ахарови]ч был уже епископом, затеряны.   Л. 223 По окончании учебного года в первый раз в течение всей своей службы я не поехал на родину и остался в Вологде. На родину меня уже не тянуло так, как прежде. К тому же я начал серьезно подумывать о том, чтобы завестись семейным очагом. Но в это лето мне пришлось оставаться насчет женитьбы лишь со своими мечтами и думами. Не хватило у меня смелости сделать решительный шаг, и я опять на целый год остался холостяком. В Москве в это лето открылась Французская выставка . Мне очень хотелось побывать на ней. Нашелся и компаньон в лице А. Д. Брянцева. И вот 4 июля мы выехали из Вологды, а 5-го уже были в Москве. Остановились на Тверской, недалеко от Иверской часовни. На выставку мы отправились 6 июля на конке. Около Страстного монастыря сошли с конки с намерением пообедать в какой-ниб[удь] гостинице. Почти против самого монастыря была гостиница «Франция». В нее мы и направились. Заказали порцию ленивых щей. Я съел свою порцию и был так же голоден, как и до еды. Брянцев смотрел на меня и улыбался. Он поступил иначе: сначала съел щи, затем попросив прибавки черного хлеб, приступил к мясу, которое ел с горчицей, и, наконец, поданную ко щам сметану он ел, намазывая ее на ломти белого хлеба. Окончив всю процедуру обеда, А[ркадий] Д[осифееви]ч сказал: «Я сыт, а вы?». Что мне оставалось отвечать? Я сказал, что голод мой от обеда не уменьшился. «А вы учитесь, здесь ведь не дома, можно проестись». «А вы, — возразил я, — предупредили бы меня, когда садились обедать; вы только раздразнили мой аппетит». С пустым желудком поехал я на выставку, утешая себя, впрочем, надеждой, что на выставке удастся что-ниб[удь] перехватить. Что сказать о выставке? Чтобы осмотреть ее внимательно, для этого недостаточно было одного дня. Мы пробыли на выставке до 1 часу ночи и, конечно, осмотрели выставку поверхностно. Голод давал себя чувствовать. Я сделал попытку зайти в ресторан, но цены на кушанья были не по моим финансам. Голодным я возвра-

http://bogoslov.ru/article/6175449

Мы, студенты, тогда гордились Вами, – гордимся теперь еще более после Вашей последующей научной деятельности. В отношении Ε. Φ. сказалось более чем личное хамство» 2347 . Однако и среди иерархов Глубоковский встретил сочувственные отзывы, – архиепископа Платона (Рождественского) 2348 , которому регулярно посылал свои работы, архиепископа Николая (Зиорова) 2349 и др. Ученик Глубоковского, Пензенский архиепископ Митрофан (Симашкевич) заметил, что прочел статью «с особенным удовольствием», удивляясь гражданскому мужеству говорить о лицах и делах «не обинуясь» 2350 . Бывший министр народного просвещения Г. Э. Зенгер, с которым Глубоковский поддерживал длительную и задушевную дружескую переписку, отмечал, что многое изложенное в статье явилось для него «совершенно новым»: «Смутно доходили до меня какие-то слухи, о том, что введение новых порядков в духовных академиях сопровождалось весьма болезненными явлениями, но только теперь я составил себе некоторое представление об этом тяжком для нашей богословской науки процессе» 2351 . Историку И. К. Смоличу воспоминания Глубоковского «За тридцать лет» казались «слишком субъективными» 2352 . На подобные упреки сам Глубоковский в свое время отвечал: «...во всяком деле, куда человек вкладывает всю душу, не ограничиваясь объективно-холодным отношением к нему, тут всегда бывает неизбежна известная доля индивидуальной субъективности. Только в настоящем случае этот субъективизм совсем особого характера и силы. Мы рождены духовною школой, и в ней доселе находится все наше сердце, так что для многих из нас вне ее немыслимо само духовное бытие наше. При таких условиях наше субъективное убеждение приобретает свойство объективной несомненности...» 2353 . Глубоковский несомненно помнил слова своего учителя А. П. Лебедева о том, что «история православной духовной академии должна быть написана слезами и кровью». Сам Лебедев, публикуя отрывки из своей «автобиографии» , одним из первых заговорил в печати о взаимоотношениях представителей богословской науки и церковной власти (в связи с Уставом 1884 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Среда. 17-е января. Сегодня, в два часа, я прибыл в Москву 621 и с вокзала направился на Митрополичье подворье 622 , где и остановился на пребывание. Вчера до трех часов дня я никуда не выезжал. В десять часов я с митрополитом Вениамином отправился на кладбище Никольское 623 , чтобы помолиться у моих близких и знаемых, избравших благую участь. Был я на могиле брата 624 , скромной, приютившейся и как бы стесненной двумя роскошными памятниками. Посетили свежие могилы недавно убиенных Шингарева и Кокошина, неподалеку от Максима Максимыча Ковалевского 625 , были в часовне-памятнике блаженного Матфея 626 и спускались в подземелье, молились на братском кладбище – у могил митрополита Антония 627 , экзарха Иннокентия 628 , архиепископов Николая Налимова 629 и Николая Зиорова Варшавского 630 , и у могил братских, число которых все увеличивается. С двенадцати до половины третьего было заседание совета Александро-Невского братства трезвости, председателем которого я состою. Конечно, оно теперь не «функционирует», как и все вообще культурное. К трапезе ради гостя, т. е. меня, были приглашены проесвященные викарии Геннадий и Артемий, а также руководитель Братства протоиерей П. А. Миртов. Делились впечатлениями от злобы дня. В три часа я выехал, чтобы навестить вдову, жену брата покойного 631 (Знаменская, 21), и двоюродного брата А. Е. Генецкого (Сергиевская, 73), немощного, сломавшего себе ногу, а потом и нервно потрясенного от происшедших событий. Настроение в семьях, посещенных мною, убийственное: голодают и нервны до последней степени. Точно в доме покойник. А на улицах – одно ужасное безобразие. Проезжаешь точно в захваченном неприятелями городе. Улицы не освещены, даже какими-нибудь фонарями. Колдобины, наполненные водою, скользкие глыбы льда, горы снега, между ними громадные ямы. Люди падают, воздух наполнен бранью, люди зверями смотрят, повозки плывут как по бурному морю или скатываются, как на американских горах. Ни пройти, ни проехать. Люди провозгласили «материю» альфой и омегой человеческого счастья, а вместе с тем не могут справиться даже «со снегом», не только с холодом и голодом. Старое благолепие уничтожили, создать новое бессильны.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

(Зиоров Михаил Захарович; 21.05.1851, г. Новомиргород Елисаветградского у. Херсонской губ.- 20.12.1915, г. Петроград), архиеп. Варшавский и Привислинский, член Гос. совета Российской империи. Род. в семье полкового священника, прославившегося в Севастопольскую кампанию, прот. Захарии Михайловича Зиорова (1816-1884). Начальное образование получил в Дворянском уч-ще в г. Златополь (ныне в черте Новомиргорода). В 1865 г. поступил в Одесскую ДС, к-рую окончил 2-м по разрядному списку. По результатам приемных экзаменов в МДА был 4-м, учился на историческом отд-нии, в 1875 г. окончил академию 1-м по разрядному списку. Среди его товарищей по курсу был В. А. Соколов (позже профессор МДА). К 100-летию академии Н. опубликовал воспоминания о годах обучения в ней, рекомендованные в 1915 г. Синодом для б-к духовно-учебных заведений (Мои воспоминания о МДА. Варшава, 1914). Из профессоров он выделял Е. В. Амфитеатрова , В. Д. Кудрявцева-Платонова , П. С. Казанского , архим. Михаила (Лузина ; впосл. епископ Курский и Белгородский), А. Ф. Лаврова (см. ст. Алексий (Лавров-Платонов) , архиепископ Виленский), Н. И. Субботина , Е. Е. Голубинского , В. Н. Потапова , а из начинающих преподавателей - В. О. Ключевского и А. П. Лебедева . В продолжение первых 3 курсов М. Зиоров прислуживал в алтаре ректору А. В. Горскому . В 1875 г., во время ревизии МДА архиеп. Макарием (Булгаковым) , он прочитал пробную лекцию «О Башкине и Косом». В стенах МДА слушал выступления митр. Иннокентия (Вениаминова) , С. М. Соловьёва и Вл. С. Соловьёва , Н. П. Аксакова , Ю. Ф. Самарина , М. П. Погодина , Н. П. Гилярова-Платонова и др. «Нас интересовали особенно славянофилы. В то время среди студентов Московской Дух. Академии было развито славянофильское направление» (Мои воспоминания о МДА. 1914. С. 20). Студентам разрешалось ездить в Москву: М. Зиоров бывал в опере, в Румянцевском музее, в Кремле, в соборах и дворцах. В праздничные дни посещал дом инспектора МДА С. К. Смирнова . Академическую традицию пения в Прощеное воскресенье стихир «Да воскреснет Бог» по пасхальному чину, восходящую, по преданию, к прп. Сергию Радонежскому, он впосл. вводил везде, где служил. Всю жизнь хранил книгу И. Канта «Критика чистого разума», к-рой его наградили на академическом акте в честь выпуска курса.

http://pravenc.ru/text/2565980.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010