Определили: Освободить студента II курса Александра Левитского от сдачи экзаменов по русской гражданской истории и новой гражданской истории, пройденным им в Казанской Духовной Академии, предоставив ему, взамен того, держать испытание по еврейскому языку вместе со студентами I курса Московской Духовной Академии. XI. Занимались составлением расписания переводных и выпускных испытаний студентов Академии в текущем 189 7 / 8 учебном году. Справка: 1) §§ 130 и 131 устава духовных академий: «В конце каждого учебного года производятся испытания студентов в знании преподаваемых им наук. Испытания производятся посредством комиссий, особо назначаемых для сего Советом из преподавателей Академии». 2) По § 81 лит. б. п. 2 того же устава: «назначение времени и порядка испытаний в Академии» значится в —55— числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: Расписание испытаний студентов Академии представить на Архипастырское благоусмотрение и утверждение Его Высокопреосвященства. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1898 г. Апр. 28. По ст. V и VI, Согласен ходатайствовать. Прочее утверждается». 27 мая 1898 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии архимандрита Арсения, исправляющий должность инспектора иеромонах Иннокентий и члены Совета Академии, кроме профессоров: В. Ключевского , П. Цветкова и Г. Воскресенского, не присутствовавших по семейным обстоятельствам, В. Кипарисова и И. Корсунского , не присутствовавших по болезни, и А. Введенского , находящегося в заграничной командировке. В собрании сем преподаватель Кишиневской духовной семинарии, кандидат богословия, Сергей Маргаритов защищал представленную им на соискание степени магистра богословия диссертацию под заглавием: «Лютеранское учение в его историческом развитии при жизни Мартина Лютера». Кишинев, 1898 г. Официальными оппонентами были: экстраординарный профессор по кафедре истории и разбора западных исповеданий Василий Соколов и экстраординарный профессор по кафедре теории словесности и истории иностранных литератур Иерофей Татарский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Владычице Богородице, помогай всегда чтущим Тебя. Ваш слуга и богомолец Протоиерей Иоанн Сергиев 24 Нояб 98. Государственному Контролеру Т. И. Филиппову. 28 ноября 1898. Кронштадт Ваше высокопревосходительство Тертий Иванович! Лейтенант флота, племянник мой Николай Никол Шемякин желал бы поступить на службу в Государственный Контроль, с оставлением службы во флоте. Если найдете возможным – и г-на Шемякина способным для службы в контроле, то благоволите переместить его в означенное учреждение 670 . Ваш покорный слуга и смиренный Богомолец, Протоиерей Кронштадтского Собора Иоанн Сергиев 28 ноябр 1898 г. Священнику Николаю Соколову. 7 декабря 1898. Кронштадт Ваше Высокоблагословение! Сим уведомляю Вас, что крестьянин Лаврентий дерзко клевещет на меня, будто я благословляю его делать народные собрания. Я и не знаю его. Никогда никому ни из простолюдинов, ни из благородных я не благословлял учительства, памятуя слова Апостола: как проповедят, аще не посланы будут 671 от благословенной власти? Пользуюсь случаем засвидетельствовать Вам мое братское почтение с любовью. Кронштадтского собора Настоятель, Протоиерей Иоанн Сергиев 672 . Игумении Алексии (Пляшкевич). 12 декабря 1898. Кронштадт 12 Дек 1898 Достопочтенная матушка Игуменья Алексия! С приближением великого Праздника! Желаю тебе и всем сестрам обители здравия, мира, преспеяния в вере и благочестии, довольства душевного и телесного. Посылаю вам пятьсот рублей на нужды обители и сестер. Всех заочно благословляю Именем Господа нашего Иисуса Христа и желаю в радости духовной и телесной встретить всерадостный Праздник Рождества Христова. Ваш Богомолец, Прот Иоанн Сергиев получении денег прошу доводить до сведения Владыки 673 . Игумении Алексии (Пляшкевич). 24 декабря 1898. Кронштадт 674 Матушка Алексия Игумения! С наступающим Праздником Рожд Христова поздравляю тебя, братию и всех сестер. Радоваться о Господе всем желаю. Присылаю пятьсот рублей. Благодарите Бога и за меня помолитесь. Давно кашляю. Дай Бог избавиться от него вашими молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

11) Из Киевской Духовной Академии – Речь и отчет о состоянии Академии за 189 7 / 8 учебный год. 12) Из Императорского Казанского Университета: а) Д.М. Синцова, Рациональные интегралы линейных уравнений; б) М. Панченки, Солнечное лучеиспускание, части I–III, в 3-х кн.; в) П. Граве, О построении кривых третьей степени; г) П. Перова, К патологической анатомии острого отравления сулемой; д) Годичный акт в Университете 5 ноября 1898 г. 13) Из С.-Петербургского Лесного Института – Известия Института, 1898 г., выпуск 2-й. 14) Из Московского Сельско-хозяйственного Института – а) Известия Института, 1898 г., кн. 4-ая, и б) Речь и отчет в годичном собрании Института 26-го сентября 1898 г. 15) От Калужской Ученой Архивной Комиссии – Известия Комиссии, 1898 г., выпуски, 5–6, 7–8 и 9–10. 16) От Тульского Историко-филологического Товарищества – издание Товарищества: Тульская Старина, I. 17) От бывшего Инспектора Академии иеромонаха Иннокентия – его книга: Пастырское богословие в России за XIX в., и брошюры: а) Епископа Арсения, Св. Григория Паламы , мит- —88— ропол. Солунского, три творения, доселе не бывшие изданными; б) Его же. Георгия Схолария сочинение: «Новый мыслитель»; в) Епископа Антония, Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы, издание 2-е и г) Его же. Письма к пастырям, издание 2-е. 18) От Протоиерея К. Никольского его книги: а) О службах русской церкви в прежних печатных книгах; б) Пособие к изданию Устава, издание 5-е; в) Об антиминсах русской церкви; г) Анафематствование, совершаемое в первую неделю Великого Поста; д) О часовнях; е) Краткое обозрение богослужебных книг, издание 4-е; ж) Об изучении церковного устава; з) Материалы для истории исправления богослужебных книг. 19) От гг. профессоров Академии духовные и светские журналы за 1898 год, 21 название в 412 томах и тетрадях, именно: а) Русский Вестник, 1–12; б) Русское Богатство, 1–12; в) Русский Архив, 1–9 и 11; г) Русское Обозрение, 1–5; д) Северный Вестник, 1–7; е) Русская Старина, 1–12; ж) Неделя, 1–16, 18–52; з) Книжки Недели, 1–12; и) Нива, 1–52; к) Ежемесячный литературные приложения к Ниве, 1–2, 4, 6, 7–12; л) Исторический Вестник, 1–12; м) Христианское Чтение, 1–12; н) Душеполезное Чтение, 1–10; о) Странник, 1–6, 8–11; и) Труды Киевской Духовной Академии, 1–11; р) Церковным Ведомости, 1–23, 25–52; с) Церковный Вестник, 3–22, 24–52; т) Московские Церковные Ведомости, 1–48; у) Братское Слово, 1, 3–5, 7–8; ф) Православный Собеседник, 1–9, 11: х) Вера и Разум, 4–20 20 в 2-х экземпл.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но дело не в этом. Перед нами преступление - в каком-то смысле - последнее и окончательное. За ним может наступить конец. За ним может последовать нечто совершенно новое, но прежней Русская Церковь более не будет никогда. Именно это доставляет боль.   Примечания Макарий, архиеп. Херсонский. Православно-догматическое богословие. СПб., 1857. Т. 2. С. 369 св. Иоанн Златоуст. Книга о девстве//Творения: В 12 т. СПб., 1898. Т. 1. Кн. 1. С. 303 св. Иоанн Златоуст. Книга о девстве//Творения: В 12 т. СПб., 1898. Т. 1. Кн. 1. С. 311-312 Макарий, архиеп. Херсонский. Православно-догматическое богословие. СПб., 1857. Т. 2. С. 365 св. Иоанн Златоуст. Книга о девстве//Творения: В 12 т. СПб., 1898. Т. 1. Кн. 1. С. 303 св. Феофан Затворник. Толкования Пастырских посланий апостола Павла. М.:Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Паломник, Правило веры, 1995. С. 269 св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 416 св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 418 св. Феофан Затворник. Толкования посланий апостола Павла к солунянам, к Филимону, к евреям. М.:Московский Сретенский монастырь, Паломник, Правило веры, 1998. С. 145-146 св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 248 св. Иоанн Златоуст. Книга о девстве//Творения: В 12 т. СПб., 1898. Т. 1. Кн. 1. С. 316 св. Феофан Затворник. Толкования Пастырских посланий апостола Павла. М.:Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Паломник, Правило веры, 1995. С. 274-275 св. Иоанн Златоуст. Книга о девстве//Творения: В 12 т. СПб., 1898. Т. 1. Кн. 1. С. 316 Литературная газета. 2006. 2-3. С. 1, 4 Леонов Андрей. Свадьбы не будет. Россияне, как и европейцы, все меньше хотят строить традиционные семьи. " Новые Известия " . 29 октября 2007 г. св. Иоанн Златоуст. Книга о девстве//Творения: В 12 т. СПб., 1898. Т. 1. Кн. 1. С. 308 Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Варшава,1930. С. 102

http://moral.ru/aqua_viva.html

«Закупающие» достоинства соперника Глубоковского – А. П. Рождественского – Болотов видел в ясности взгляда и простоте понимания, в «духовном сходстве» 561 с бывшим профессором СПбДА по кафедре Ветхого Завета И. С. Якимовым . Именно эти качества дали Болотову основание предпочесть «звезде» Глубоковского «тот огонек научной жизни, который так непритязательно, но и так чисто, так бездымно, так постоянно и светло» 562 горел, по его словам, в Рождественском. «Такая натура ничего не втолкует, но, так сказать, семитски выслушает (...) семь раз примерит – один раз отрежет, и это без насилия над собой, а по внушению своего характера. Такие люди – экзегеты (...). Мы же с Вами – я думаю – слишком арийцы для такой работы и к такому мягкому laufer 563 неспособны» 564 . В самый день заседания Совета (11 октября) епископ Антоний писал Глубоковскому: «С сожалением должен Вам сообщить, что значительное количество голосов в Совете подано за кандидата своей академии, а не за Вас. Голоса против Вас были голосами против меня, потому что кандидатуру Вашу поставил я. Что делать? Я привык уважать независимость решения Совета и представляю отрицательное для меня постановление Совета на утверждение митрополита» 565 , т. е. Исидора (Никольского) . Однако через 10 дней, 21 октября, резолюцией митрополита С.-Петербургского Исидора в звании доцента кафедры как кандидат «по степени магистра более соответствующий службе при Академии» 566 утверждается Глубоковский, причем без необходимости чтения пробных лекций. У нас нет прямых данных, указывающих на то, что именно повлияло на это окончательное решение в пользу Глубоковского. В автобиографии Глубоковский указывал, что епископ Антоний, пользуясь правом ректора, вместе с мнением академического Совета подал свое «особое мнение», которое и было утверждено митрополитом Исидором 567 . Сообщая об этом А. П. Рождественскому, Болотов замечал, что митрополит утвердил кандидата меньшинства «при обстоятельствах не ясных еще и для нас. Так ранним морозом убиты цветы наших наилучших ожиданий. И если бы не воля, против которой мы ничего возражать не можем, то Вы могли бы вступить в наш круг с поднятою головой, как не искавший, а избранный (...) наше судно ударилось о подводный камень, до сих пор еще на мореходных картах не отмеченный» 568 . Причем Болотов заподозрил, что «всякие перипетии» совершались при активном участии самого Глубоковского, что и высказал ему в письме от 28 октября 1891 г. 569 «Тогда я кратко ответил, – вспоминал Глубоковский, – что подобные подозрения совсем несправедливы, и сам Болотов потом, как будто, вполне убедился в этом, наблюдая всегда мою слишком несдержанную откровенность и органическое отвращение ко всяким конспирациям и махинациям» 570 . Об «ослепительной перемене» в своей судьбе Глубоковский узнал из телеграммы архимандрита Николая (Зиорова) , полученной в день его утверждения – 21 октября 571 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Завтра наш Преосвященный уезжает на епархию, будет в отлучке до 8 сентября. С началом учебного года у нас много реформ как по воспитательной, так и по учебной части. Но об этом после. Прощайте! Жму Вашу руку. Пишите больше и чаще. Искренно Вам преданный, Мих[аил] Зиоров. ГАВО. Ф. 5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 192 об. – 193. Рукопись. 12 Октябрь 1887г. (л. 199) Мой милый друг, Никифор Александрович. Письмо Ваше я имел удовольствие получить. Итак, теперь у вас новое начальство 56 . Дай Бог , чтобы с новым начальством и семинария ваша процвела. Что же – получен отчет? Нет ли там какого-ниб[удь] словечка и обо мне? Напишите. Как расстались с Петром Леонтьевичем? О Николае Адоратском 57 я ничего не слыхал, (л. 199 об.) поэтому и никаких сведений сообщить не могу. Инспектором у вас будет вероятно В. С. Карпов. Это мое предположение, имеющее некоторое основание. Секрет. А теперь узнайте еще новость. Ваш покорнейший слуга с 25 сентября уже ни Михаил, а Николай, 27 он иеродиакон, а 1 октября иеромонах. Молитесь о нем, да укрепит его Господь в подъятом им подвиге и да совершит он свое делание на ниве Божией честно. Больше писать теперь некогда. После. Прощайте! Обнимаю Вас и целую. Ваш всегдашний благожелатель, а ныне и богомолец иеромонах Николай, и. д. ректора Могилевской духовной семинарии. ГАВО. Ф. 5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 199. – 199 об. Рукопись. 13 Декабрь 1887г. (л. 200) Милый Никифор Александрович! И за приветствие, и за благожелания приношу Вам мою сердечную благодарность; дай Бог , чтобы и впредь меня не забывали. А я твердо Вас помню, и буду помнить, всегда молился, а теперь – еще более. Всех вас, своих сослуживцев, я внес в свой помянник, который за каждой службой читается. Пишите мне больше и чаще, все, что у вас будет новенького, сообщайте, впредь я не чужд вашей Вологды. Всем моим сослуживцам привет, поклон и благодарность за благожелания. Итак, Вы снова под начальством Ивана Арсеньевича Лебедева 58 . Думаю, что он сумеет лучше всех нас, бывших его предшественников, управить семинарию во благое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Ziorov...

Священномученик Виктор Киранов: Путь ко спасению проходит нормально Перед Богом же виноват за многие и многие грехи, за что и несу это ужасное наказание как заслуженное… 30 июля, 2014 Перед Богом же виноват за многие и многие грехи, за что и несу это ужасное наказание как заслуженное… В дни братоубийственной войны на Украине мы вспоминаем жития украинских новомучеников, прося их о заступничестве и умирениии враждующих. Священномученик Виктор родился 8 марта 1881 года в селе Мануиловка Бердянского уезда Таврической губернии в семье священника Михаила Киранова; его предки были болгарами, спасаясь от турок, они приехали в Россию в 1830 году. Родоначальник семьи Кирановых, священник Протасий, скончавшийся в 1773 году в Турции и много претерпевший от гонителей-турок, завещал своим сыновьям, чтобы они, несмотря на тяжелое положение православных в Болгарии, не уклонялись от священства, если будут призываемы к рукоположению. Виктор Михайлович окончил Таврическую Духовную семинарию и в 1903 году, избрав светскую карьеру, поступил в Юрьевский университет, однако через год все же оставил университет и по назначению епископа Таврического Николая (Зиорова) стал служить псаломщиком в Свято-Троицком храме в селе Новопрокофьевка Бердянского уезда. Виктор Михайлович женился на девице Антонине, выпускнице Симферопольского женского духовного училища, дочери священника Петра Троицкого. 30 октября 1905 года епископ Таврический Алексий (Молчанов) рукоположил Виктора Михайловича во священника к Покровской церкви села Большая Благовещенка Днепровского уезда. В 1906 году отец Виктор был назначен законоучителем в Нововасильевскую земскую школу. В начале двадцатых годов он был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Вознесенского собора в Бердянске, а после его закрытия в 1928 году – настоятелем Покровской церкви и благочинным Бердянского округа. Покровская церковь в те годы была единственной в городе, и протоиерей Виктор дал в ней приют всем тем священникам, которые остались без приходов, но хотели служить Господу. Он завел кассу для поддержки малоимущего духовенства, откуда регулярно выдавались небольшие суммы денег, что спасало от голода семьи преследуемого духовенства.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-vi...

Письма митрополита Антония (Храповицкого) митрополиту Арсению (Стадницкому). Часть 3 Воистину воскресе Христос! Митрополит Антоний (Храповицкий) Взаимно приветствую достолюбезного святителя и собрата; избрали в Государственный Совет Вас, архиепископа Николая [Зиорова] из Ялты и епископа Никона [Рождественского] Серпуховского. А будут выбраны туда конечно те, кого пожелает видет князь и [неразборчиво]. Прошу молиться за любящего епископа Антония 4 апреля 1906 года   Покорнейше прошу Ваше Преосвященство известить меня сегодня или завтра до часа дня, будет ли речь об учебных заведениях в заседании Святейшего Синода 4 августа? То есть, скажите: будет, или может быть будет или наверно не будет. Антоний, архиепископ Волынский и Житомирский 2 августа 1906 года 31 Друже и святителю! Законоучитель женской гимназии в Глазове священник отец Андрей Гуляев прислал Вам прошение о назначении его помощником смотрителя духовного училища. Проситель окончил курс академическим кандидатом в 1900 году; — итак претензия его весьма скромная. Прилагаю его письмо вполне правдивое и убедительно прошу явить ему участие, коего он вполне достоин. После завтра еду на Житомир до 10 сентября, а затем уже в Санкт-Петербург. Прошу святых молитв за преданного сердечно собрата Антония 32 Друже и иерарше! Если Вы еще председатель, то примите мою просьбу, если Вы только член, то не откажитесь передать ее своему преемнику. Не без известный Вам мой приятель Н. З.Голубцов преподаватель Благовещенской духовной семинарии по богословию, назначенный Вами в преподаватели латинского языка в Тобольск, узнал о сем, будучи на родине на Волыни, где он похоронил отца и навязал себе на шею семью сирот, имеющих небольшую землю, которая не дает ему возможности далеко уезжать от родины. Он желал бы служить преподавателем семинарии невдалеке от Луцка и Житомира. Охотно представить бы его в Житомирскую семинарию, но нет вакансии. Примите в нем участие. Он интеллигентный и добросовестный человек, за что и навлекал на себя иногда неприятности на Амуре, но не за амурские дела, а за правду.

http://pravoslavie.ru/5546.html

Приведем дальнейший рассказ Глубоковского: «Я не обратил тогда особенно внимания и только в декабре 1907 г. на именинах у архиепископа Николая (Зиорова) , в его квартире, мимоходом заметил м-ту Антонию, что его подозрения по отношению ко мне считаю обидными и несправедливыми. Он сослался на Димитрия, и я имел с последним немало объяснений, в результате чего еще в 1-й половине декабря 1907 г. последовал успокоительный доклад Димитрия м-ту Антонию». 515 Однако история на этом не кончилась, и вечером 24 января 1908 г. Глубоковский получил от помощника управляющего Канцелярией Св. Синода Н. В. Маркова (сотрудника ПБЭ) «доверительное письмо» о том, что на происходившем в этот день заседании Синода, где присутствовали митрополит Антоний (Вадковский) , архиепископ Тверской Алексий (Опоцкий), архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) , протопресвитер И. Л. Янышев (в 1866–1883 гг. ректор СПбДА) и протопресвитер А. А. Желобовский , архиепископ Сергий, также рассматривавший статью А. П. Лебедева по поручению митрополита Антония, доложил Синоду «свои впечатления в неблагоприятном» для Глубоковского смысле, и посему у него хотели отнять право самостоятельной цензуры, подчинив издание энциклопедии «спасительному якобы просмотру духовной цензуры». Против этого возражал И. Л. Янышев. В результате обсуждения было решено сначала почитать все редактированные Глубоковским тома и «лишь потом рассудить о подцензурности». Готовность поддержать Глубоковского выразил и обер-прокурор Синода Π. П. Извольский, считавший, что нельзя из-за одного хотя бы даже промаха «затрагивать такой авторитет, как Николай Никанорович Глубоковский ». Сам Глубоковский считал эти упреки и угрозы подцензурностью совершенно непонятными и отчасти объяснял их «непостижимым ослеплением» своих обвинителей, в частности архиепископа Сергия (Страгородского) , который, по словам Глубоковского, еще со времен ректуры в СПбДА «таил на меня злобу». Он делает следующую запись в этой связи: «Цензура теперь в России вовсе не обязательна, и теперь Энциклопедия просто будет выходить бесцензурною, и зачем Синод может отбирать у меня права, теперь совершенно ему бесполезные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Даже в таком состоянии святитель намеревался продолжить путь, только теперь надо было идти уже пешком. В это время подъехал фермерский воз, который и доставил владыку к месту назначения. Многочисленные ушибы и вывернутая нога еще долго напоминали святителю о посещении Канады, но он с «обычным благодушием переносил страдания» и с улыбкой вспоминал «прелести канадских дорог» 19. С. 403]. 172 «Конечно, Владыка мог бы переезжать и не в общих вагонах, а в купе, где есть всевозможные удобства, а главное – простор, чистота и отсутствие назойливых глаз. Но ведь – сколько бы приходов должно было тогда прекратить свое существование, лишась, – вследствие перерасхода миссийных сумм, – спасительной поддержки. Нет, уж лучше самому сократиться и потерпеть, лишь бы только эти приходы продолжали существовать, так давно решил Владыка» С. 456]. 173 Александр Александрович Хотовицкий родился 11 февраля 1872 (1870) в г. Кременец Волынской губернии, в семье протоиерея, ректора Волынской духовной семинарии, которую и окончил. В 1895 г. окончил С.-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Еще в Академии юноша подал прошение о зачислении его на службу в Алеутскую миссию и его назначили вторым псаломщиком в Св.-Никольский приход в Нью-Йорке. 23 февраля 1896 г. он был рукоположен епископом Алеутским Николаем (Зиоровым) во диакона, а через день, 25 февраля, – в сан пресвитера. Став настоятелем Св.-Никольского прихода, он взял на себя подвижнический труд по строительству нового храма. Трудами и заботами о. Александра было основано 12 приходов на восточном побережье американского континента. Кроме того, он был редактором и автором журнала «Американский православный вестник»; деятельно участвовал в организации епархиального Православного общества взаимопомощи, исполнял в нем обязанности казначея, потом первого секретаря. Свое служение в Америке о. Александр совершал под руководством трех архипастырей: еп. Николая (Зиорова) , свт. Тихона и архиеп. Платона (Рождественского). Все они высоко ценили деятельного, преданного Богу и Церкви пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010