По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в 2010 году в Малом соборе начались ремонтно-реставрационные работы. В самой древней части храма, четверике, отреставрированы белокаменные порталы. Внутри всего храма отреставрирована штукатурка, заделаны многочисленные трещины и удалена плесень. Преобразился фасад нижнего яруса колокольни: специалисты-реставраторы ЗАО «ДЕНЕКС» выполнили вычинку кладки, восстановили арочных проемы, расчистили фасады от поздних штукатурных наметов, отреставрировали белокаменные карнизы первого яруса и восстановили обмазку кирпичной кладки. По всему объему храма заменена система отопления и отопительные приборы, реконструирован электрощит, разобраны поздние перегородки. Отреставрирован надгробный памятник над местом погребения митрополита Московского Амвросия (Зертис-Каменского), убиенного у стен Донского монастыря во время чумного бунта 16 сентября 1771 года. В ноябре 2010 года в Малом соборе прошло заседание рабочей группы экспертов по вопросам реставрации ансамбля Донского монастыря. Эксперты одобрили направление реставрационной деятельности по Малому собору и высказали суждение о необходимости разработки программы реставрационных работ по храму. В настоящее время работы ремонтно-реставрационные работы внутри храма завершены. Закончена покраска стен и сводов трапезной и приделов, отреставрированы входные двери и решетки. Началась разработка проектов иконостасов в приделах. Предстоят большие работы по реставрации фасадов, колокольни и трапезной храма. Великим постом в Малом соборе Донского монастыря возобновились богослужения. По благословению наместника обители епископа Павлово-Посадского Кирилла первую Божественную литургию 6 марта в храме совершил архимандрит Агафодор (Маркевич). 7 и 8 марта, в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста, в Малом соборе были совершены утреня, часы, изобразительны и вечерня, а 9 марта епископ Кирилл возглавил здесь первую в 2011 году Литургию Преждеосвященных Даров. Малый собор Донского монастыря – уникальный памятник архитектуры. Здесь молились Великие князь и цари, здесь погребены прославленные сыны России.

http://pravmir.ru/v-malom-sobore-donskog...

155 Черкасов П. П. Людовик XV и Емельян Пугачев: Французская дипломатия и восстание Пугачева. По документам дипломатических архивов Франции и России//Россия и Франция. XVIII-XX вв. М., 1998. Вып 2. С. 21–46. 157 С этого времени архиепископы, митрополиты, а с восстановлением патриаршества и патриархи Московские стали именоваться священноархимандритами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 160 «Возвысить в глазах народа сан духовный возвышением его духовного и нравственного достоинства, водворением внешнего благочиния и порядка было одним из главных попечений и забот ревностного по вере архипастыря, который по справедливости заслужил имя отца московского духовенства» ( Снегирев И. М. Жизнь Московского митрополита Платона. Часть первая. С. 45). 162 «...Не оставлено было им без внимания точное исполнение Устава церковного; чтение, пение и служение были по возможности исправлены, ибо сам архипастырь неожиданно посещал монастыри и церкви в часы Божественной литургии, вечерни и всенощного бдения, никогда не пропуская без замечания достойных похвалы или порицания; ему обязана Москва благолепием чина церковного богослужения, лучшими певцами и чтецами, для коих он сам бывал примером, потому что архипастырь деятельно участвовал в них чтением и пением; он читывал, присутствуя при св. службах в церквах, часы, апостолы и паремии; случалось, что иногда певал на клиросе вместе с дьячком и за дьячка» ( Снегирев И. М. Жизнь Московского митрополита Платона. Часть первая. С. 44.). 163 «С давних времен в Москве на крестце (место пересечения улиц. – Л. А.), у Спасских ворот, собирались безместные попы и диаконы – запрещенные, под следствием находившиеся и отрешенные от мест; там они нанимались за малую цену служить обедни при разных церквах, особливо домовых. Такие попы и диаконы назывались „крестцовскими“ и с „крестца“, для отличия от „крестовских“, служивших в домовых церквах. Сборище, известное под названием «крестца», и наем священнослужителей делали соблазн народу, бесчестие духовенству и укор начальству; но если оно и не оправдывалось, то извинялось и удерживалось давностию сего заведения, против коего тщетно восставал еще первый патриарх Иов и архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский). Старинный обычай брал верх над законом; жалобы, просьбы и другие препятствия превозмогали – и «крестец» оставался до Платона, который все решился превозмочь, чтобы истребить такое злоупотребление, как постыдную симфонию, – и успел» Снегирев И. М. Указ. соч. С. 42–43).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Сначала сооружены были во имя Воскресения Господня деревянная церковь с трапезой и прочими службами. Она освящена была в 1657 г., в присутствии царя Алексея Михайловича, который нашел это место прекрасным как Иерусалим. Никон, в угодность государю, назвал обитель «Новым Иерусалимом», гору, с которой последний любовался видом, – «Елеоном». Другия близлежащия места получили именования, сходные с священными местностями Палестины. При посредстве Арсения Суханова , получил Никон чертежи и модель гроба Господня и в 1658 г. заложил величественный храм, который ему не удалось закончить. Он довершен был иждивением царя Феодора и освящен патр. Иоакимом в 1685 г. Обновление всего здания и сооружение нового купола последовало в 1749–56 годах, под наблюдением архимандрита (потом епископа) Амвросия Зертис-Каменского 25 ). Никон, будучи еще отшельником, при переезде из Анзерского скита на материк, спасен был от потопления. В ознаменование сего, он водрузил крест в заливе Белого моря, на острове Кие. В 1652 г. он основал там Крестный мон. Владыка Никон, в бытность свою новгородским митрополитом, обратил внимание на красоту Валдайского озера (местность самая высокая в Европейской России) и решил создать там обитель. В 1653 г. на небольшом островке освящены были деревянные церкви: в честь Иверской Божией Матери и св. митрополита Филиппа. В 1656 г. патр. Никон привез в обитель список с чудотворной Иверской иконы Божией Матери, находившейся на Афоне. В 1654 г. по царской «великой жалованной грамате», село Валдай переименовано Богородицким, озеро – Святым, монастырь назван Иверским-Святоезерским. Значительная часть вновь создававшихся монастырей основывалась в тех областях, которые еще недавно перед тем стали заселяться: в Сибири, в губерниях Воронежской и Тамбовской. В 1699 г. основалась Саровская пустынь. На первую половину сего времени приходится около 100 обителей. Во второй половине, напротив, закрыто было несколько монастырей, как мера против раскола. Неистовства поляков и шведов оставили в ряде обителей лишь пустые стены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

П. Г. Чистяков Перенесение Иерусалимской иконы Богоматери из Бронниц в Малахово: опыт интерпретации устной истории (208) 57. Православный собеседник 2013 год Выпуск 3 (24) Пленарное заседание митрополит Анастасий (Меткин) Приветственное слово гостям и участникам XII научно-практической конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» (5) И. П. Ермолаев Вопрос об участии Казани в борьбе за изгнание поляков из Москвы в 1612 г. (7) Н. Ю. Сухова Подготовка и аттестация научно-богословских кадров в Казанской духовной академии в конце XIX–haчaлe XX в.: проблемы и достижения (15) Секция церковной филологии Е. И. Аюпова Преподавание церковнославянского языка: лексические трудности (34) А. И. Бовсуновская Естественнонаучные изыскания в переводе «Богословия» Иоанна Дамаскина (XVII в) (41) Г. П. Гадомская, А. К. Гадомский Идеографическое описание русской, украинской и польской религиозной лексики в современной теолингвистике (46) иеромонах Амвросий (Горновский), Н. Г. Николаева Перевод «Богословия» прп. Иоанна Дамаскина архиепископа Московского Амвросия (Зертис-Каменского): традиционное и индивидуальное в языке и стиле (62) иеромонах Филарет (Кузьмин) Экстралингвистические аспекты перевода Богословия Иоанна Дамаскина кружком князя А. М. Курбского (71) Г. А. Николаев Древнерусские письменные церковные памятники в исследованиях казанских историков языка (81) А. Е. поляков Корпус церковнославянских текстов в составе НКРЯ: результаты и перспективы (89) Ю. Ю. Полякова Религионимы со значением «весенний праздник» в русском и польском языках (98) А. Г. Саркисян О некоторых случаях дисфункционального использования библейских крылатых слов в русском языке (97) О. В. Чевела «К вопросу о «втором южнославянском влиянии»: стиль «плетение словес» и принципы расширения текста в памятниках поздней афонской редакции» (113) О. В. Чевела Проблемы преподавания церковно-греческого языка в условиях реформы духовного образования (120) А. Ю. Чернышева Сингулярное речевое поведение в православной культуре (128)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

, Климент Смолятич 1147–1154 гг., св. Константин I 1155–1158 гг., Феодор1161–1163 гг., Иоанн IV 1164–1166 гг., Константин II 1167–1177 гг., Никифор II 1182–1198 гг., Гавриил. Дионисий упомянут в 1205 г. Матфей упомянут в 1209–1220 гг. Кирилл II 1224–1233 гг. Иосиф I прибыл в 1237 г. Нашествие Батыя. Кирилл III 1243–1281 гг., Максим 1283–1305 гг. Кафедра перешла во Владимир. Св. Петр 1308–1326 гг. Митрополиты живут в Москве. Св. Феогност 1328–1353 гг., св. Алексий 1355–1378 гг. Преп. Сергий. Св. Киприан 1381–1383,1390–1406 гг. Куликовская битва. Св. Дионисий 1383–1385 гг. Св. Фотий 1408–1431 гг. Исидор 1437–1441 гг. подписал унию и изгнан. 1448 Автокефалия Русской Церкви: св. Иона I 1448–1461 гг., Феодосий 1461–1464 гг., Филипп 1464–1473 гг., Геронтий 1473–1489 гг. Свержение татарского ига. Зосима 1490–1494 гг. Извергнут из сана за ересь жидовствующих. Симон 1495–1511 гг., Варлаам 1511–1521 гг. Даниил 1522–1539 гг., Иоасаф 1539–1542 гг., св. Макарий 1542–1563 гг., Афанасий 1564–1566 гг, св. Филипп 1566–1568 гг. убит во времена Иоанна IV Грозного. Кирилл 1568–1572 гг., Антоний 1572–1581 гг., Дионисий 1581–1586 гг., св. Иов 1586–1589 гг. Установление Патриаршества. Патриархи Всероссийские: св. Иов 1589–1605 гг. низложен Лжедмитрием I. Игнатий 1605–1606 гг., свщмч. Гермоген 1606–1612 гг. Смутное время. Митр. Пафнутий Крутицкий 1612–1613 гг. Митр. Ефрем Казанский 1613г. Митр. Филарет (Романов) 1614–1619 гг. в плену 1619–1633 гг. Патриарх и соправитель царя. Иоасаф I 1634–1640 гг. Иосиф 1642–1652 гг., Никон 1632–1666 гг., Иоасаф II 1667–1672 гг. Большой Московский Собор. Питирим 1672–1673 гг., Иоаким 1674–1690 гг., Адриан 1690–1700 гг., митр. Стефан (Яворский) 1701–1721 гг. , местоблюститель Патриаршего престола. Иосиф (Волганский) 1742–1743 гг., Платон (Малиновский) 1745–1754 гг., Тимофей (Щербацкий) 1757–1767 гг., Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 гг., еп. Самуил Коломенский 1771–1776 гг., Платон (Левшин) 1775–1812 гг., с 1787 г. митрополит. Августин (Виноградский) 1818–1819 гг., Серафим (Глаголевский) 1819–1821 гг., св.

http://pravoslavie.ru/106353.html

Замысел архитектора лучше всего виден на восточном фасаде храма. Композиционно храм представляет собой пирамиду, устремляющуюся вверх. До сих пор удивляет его великолепие: стены и своды украшены пышной лепниной, живописными панно, вензелями и медальонами. Но главная ценность Успенского собора - уцелевший в первозданном виде уникальный золочёный многоярусный иконостас, выполненный под руководством мастера Якова Жукова в Москве в 50-е годы XVIII века. Заметную роль в благоустройстве обители сыграл тогда возглавлявший Переславскую епархию с 1753 по 1761 год отец Амвросий (Зертис-Каменский). Он пригласил в Переславль иконописцев, украшавших тогда Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря. Они то и выполнили заказ - написали иконы для иконостаса Успенского собора. Слева от Успенского собора возвышается пятиглавая Всехсвятская церковь с трапезной палатой конца XVII века. По замыслу зодчих, два этих храма должна была соединять Гефсимания, символизирующая Гефсиманский сад Иерусалима, где некогда была похоронена Богородица и её родители. Но трёхэтажная, по плану сложная галерея с резными каменными колоннами в связи с последующими событиями так и осталась недостроенной, а сегодня о ней напоминает лишь след на западной стороне Успенского собора. Во времена архирейской резиденции на территории обители выкопали пруд, чтобы в случае пожара вода для тушения была рядом. Размеры этого водоёма строго соответствовали размерам Ноева Ковчега. В 1788 году произошло обстоятельство, изменившее всю дальнейшую судьбу Успенского Горицкого монастыря. Высочайшим указом Переславскую епархию упразднили. " Как бы в некое воспоминание о ней, по уважению к величественности и украшению соборной церкви " , Успенский собор был утверждён главным городским храмом. Но через 40 лет указом консистории и собор Пречистой на Горице за дальностью расстояния от города приписали к Спасо-Преображенскому собору. В постепенно опустевших добротных зданиях некогда богатой обители ненадолго разместились гражданские учреждения.

http://sobory.ru/article/?object=00230

В 1767 году умер московский митрополит Тимофей, принадлежавший к числу людей, которых называют добрыми и этим словом отделываются от более точного определения характера. При добром митрополите сильная власть у консистории, ее злоупотребления – понаровка явлениям непозволенным, понаровка из-за взяток. Преемником Тимофея был Амвросий Зертис-Каменский, человек с другим характером. Энергический Амвросий, знавший хорошо московские беспорядки, потому что перед этим был архиереем крутицким, следовательно, жил в Москве, решился искоренить эти беспорядки, дать силу регламентам, указам – предприятие трудное, потому что одним из главных источников беспорядков была крайняя бедность белого духовенства. Обязательная женитьба в ранней молодости условливала многочисленное семейство, обеспечить содержание которого, обеспечить приличное воспитание детей – задача тяжелая и для государства побогаче России; отсюда искание средств жизни с ущербом достоинства, отсюда та алчность, которую издавна так легкомысленно порицали, над которою так жестоко смеялись в литературе, не давая себе труда объяснить явление. Амвросий ввел порядок в консистории, ибо за нарушение порядка предстоял «штраф цепью, скованием в железы и вычет жалованья без всякого послабления»; кто не хотел подчиняться новым порядкам, того немедленно удаляли. Амвросий запретил вступать в брак молодым людям духовного звания, не кончившим богословского курса, не выдержавшим экзамена у преосвященного, запретил духовенству меняться домами и переходить от церкви к церкви, исходатайствовал у Синода возобновление указа Петра Великого, чтоб духовенство не тратилось на покупку своих домов, а имело дома церковные. Особенно остался памятен Амвросий своим гонением на так называемых крестцовых попов в Москве: он усмотрел, что «в Москве праздных священников и прочего духовного причта людей премногое число шатается, которые к крайнему соблазну, стоя на Спасском крестце для найму к служению по церквам, великие делают безобразия, производят между собою торг и при убавке друг перед другом цены вместо надлежащего священнику благоговения произносят с великою враждою сквернословную брань, иногда же делают и драку. А после служения, не имея собственного дому и пристанища, остальное время или по казенным питейным домам и харчевням провождают, или же, напившись допьяна, по улицам безобразно скитаются». Старики передавали нам, что у этих крестцовых попов был такой обычай: стояли они с калачами в руках, и когда нанимающий служить обедню давал мало, то они кричали ему: «Не торгуйся, а то сейчас закушу!» (т. е. калач, и тем лишусь способности служить обедню).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Особенно эффектна обработка угла большими продолговатыми ширинками с огромными, геометризованными «кувшинами», окружёнными выпуклыми лепными колечками. В узор стены вплетены и окна, кокошники которых дали мастерам мысль пустить посередине стены, в совсем необычном месте, целый декоративный бордюр кокошников. По сравнению с богатством низа, надвратная церковь кажется излишне скупой и скучной; возможно, что она перестроена позже, о чём говорит и барочное восьмигранное окно южного фасада. Те же мотивы и приёмы декорации характеризуют соседние проездные ворота с прекрасными парными круглыми тумбами по сторонам. Последние как бы с напряжением поднимают и глубокую «слоистую» арку ворот, и боковые ширинки, играющие светотенью. В верхних тяблах мастер посадил великолепных лепных коньков, дышащих наивной архаикой народного искусства. Трудно назвать другой, кроме обоих Горицких ворот, памятник XVII в., где бы с такой простотой и непосредственностью вылилась народная любовь к узорочью постройки и сочной, как бы скульптурной пластичности форме. В этом отношении Горицким воротам очень близка Фёдоровская часовня, возможно, сооружённая тем же мастером. Войдя через ворота внутрь ограды, мы окажемся в фруктовом саду Переславского музея, занимающего ныне монастырь. Слева в глубине - сильно перестроенные палаты трапезной Всехсвятской церкви и новый училищный корпус, в которых размещён музей, а справа пятиглавый Успенский собор. С последним связаны любопытные страницы архитектурной истории монастыря в XVIII в. С учреждением в 1744 г. переславской епархии, Горицкий монастырь стал местом пребывания архиепископа, в связи с чем был предпринят капитальный ремонт монастырских зданий. Осмотр их присланным в 1747 г. из Троице-Сергиевой лавры архитектором Иваном Жуковым зафиксировал большие повреждения собора и других построек. Начали разбирать обветшалые части зданий. Для работ в монастыре приказали быть «в неизъятном обращении» крестьянам дальних и ближних вотчин. Однако работы закончены не были: успели разобрать до основания лишь трёхглавую церковь Иоанна Предтечи, а собор, как и остальные здания монастыря, начатые разборкой, представлял в 1752 г. такое зрелище развалин, что епископ Амвросий Зертис-Каменский (1753-1761) припоминал недобрым словом своего предшественника епископа Серапиона: «понеже он и всё ломал, как известно, а ничего доброго вновь... не построил...».

http://sobory.ru/article/?object=00230

Последователи раскола старались о сохранении типа старинной русской церкви. Церковь Преображения в Новгороде, существовавшая еще до введения христианства в России, представляла простую деревянную постройку. Посреди её, на потолке, висел фонарь. Выговская молельня представляла также обыкновенную часовню, без дорогих украшений, с образами в одних медных окладах; посреди её, с потолка, спускалась лампада. Раскольники предпочитали молиться в часовнях, часто в обыкновенных домах. Со времени Никона явилось благолепие в православных церквах; миткальные ризи и оловянные сосуды стали исчезать. У последователей раскола, иногда очень богатых, сохранилась прежняя обрядовая простота. Православный священник, со времени Никона ставший официальным лицом, не мог больше быть безграмотным. У раскольников сохранились «попы» – слово «священник» было нововведение. Иконы чтились раскольниками только старые. За такие иконы давали большие деньги. Даже в позднейшее время ставить икону за стекло считалось раскольниками грехом. Как ни удалился раскол впоследствии от своей первоначальной щепетильной преданности старине, но даже при Ковылине в монастыре московской Федосеевской общины не было образов за стеклами. Запрет новизны простирался даже на мелочи: в госпитале рогожской общины еще в нынешнем столетии не было железных кроватей – это было «новшество». Последователи раскола употребляли все старание, чтобы добыть более икон старинного письма. Во время чумного возмущения в Москве, вызванного преимущественно раскольниками, последние воспользовались обстоятельствами, чтобы запастись большим числом старинных икон. Пользуясь нерасположением в среде москвичей к архиеп. Амвросию Зертис-Каменскому (он сек розгами и плетьми священно-и церковнослужителей 68 и вообще был крутого нрава), раскольники тайным подстрекательством возбудили народ против архиепископа, и когда чернь нашла бежавшего в сером мирском кафтане в Донской монастырь архиепископа и, вытащив его из-за иконостаса, по указанию мальчика, заметившего торчавшую полу его кафтана, побила митрополита каменьями, раскольники беспоповской секты воспользовались смятением, чтобы ворваться в Чудов монастырь и захватить все бывшие там древние иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

На полях Годуновской Псалтири (Москва, 1594-1600; ГТГ. МК-6 (К-5346). Л. 287) К. и И. изображены в молении перед Христом Еммануилом, оба - в монашеских одеяниях. Образы св. мучеников помещались на минейных иконах на январь и на июнь, напр. на иконе нач. XVII в. из ЦАК МДА. В связи с тем, что день памяти К. и И. совпал с датой восшествия на престол имп. Екатерины II в 1762 г., почитание святых было особенно распространено в правление императрицы, когда в честь К. и И. построили неск. храмов. Так, 15 сент. 1762 г. свт. Тихон Задонский, в то время викарий Новгородской епархии, освятил придел во имя К. и И. в храме Покрова Пресв. Богородицы на Васильевском о-ве в С.-Петербурге. В Москве ц. во имя К. и И. в стиле барокко была построена на Солянке по проекту архит. К. И. Бланка на месте старой ц. Св. Троицы. Этот храм был освящен в 1768 г. Амвросием (Зертис-Каменским), архиеп. Московским, в присутствии императрицы (снесен в 1933). Престол во имя К. и И. существовал также в ц. Св. Троицы в Кожевниках. К. и И. часто изображались среди избранных святых и на полях икон, особенно старообрядческих, напр., на иконе 1893 г. «Косма, Дамиан, Пантелеимон, Кир и Иоанн», созданной в мастерской челябинского Одигитриевского мон-ря. Лит.: Менолог. С. 195, 281, 309, 340, 359, 384, 389; Привалова Е. Л. Росписи Тимотесубани: Исслед. по истории груз. средневек. монументальной живописи. Тбилиси, 1980. С. 101; Skawran K. The Development of Middle Byzantine Fresco Painting in Greece. Pretoria, 1982. P. 46; Chatzidakis M., Pelekanidis S. Kastoria. Athens, 1985. P. 24-25, 52. (Byzantine Art in Greece: Mosaics, Wall Painting); Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. N. Y., 1988r. P. 46; Kitzinger E. The Mosaics of St. Mary " s of the Admiral in Palermo. Wash., 1990. P. 164-165, 300, 336, 395; Chatzidakis N. M. Hosios Loukas. Athens, 1997. P. 22-23. (Byzantine Art in Greece: Mosaics, Wall Painting); Евсеева. Афонская книга. С. 215, 272, 312; Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского мон-ря. М., 2002. Ил. 25; он же. Спасо-Преображенская ц. Евфросиньева мон-ря и ее фрески. М., 2007. С. 102-108; Knipp D. The Chapel of Physicians at Santa Maria Antiqua//DOP. 2002. Vol. 56. P. 1-23; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в. СПб., 2004. С. 672-677, 750-752; Герасименко Н. В., Захарова А. В., Сарабьянов В. Д. Изображения святых во фресках Софии Киевской//ВВ. 2007. Т. 66(91). С. 24-59; ГТГ: Кат. собр. М., 2010. Т. 2: Лицевые рукописи XI-XIX вв. Кн. 1. С. 208, 226.

http://pravenc.ru/text/1840131.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010