Вероятно, и нарочно взяты с ним его три служителя, не для услуги ему, но для исповеди в покаянной Сыскного приказа. Императрица писала к обер-прокурору Глебову: « Александр Иванович ! Нынешнюю ночь привезли враля, которого исповедывать должно; приезжайте ужо ко мне, он здесь во дворце будет». Нам неизвестно, какого рода была эта исповедь; в присутствии Императрицы, Орлова, Глебова и Шишковского, только видно, что Арсений до того простер свою дерзость в объяснениях, что Императрица зажала себе уши, а ему «закляпили рот». Из Симонова монастыря 14 апреля Арсений представлен был в полное присутствие Синода и, при первом допросе, как объявлено было в газетах, «сознался в своей продерзости»; но как полагать надобно, судя по характеру этого подсудимого, «не пощадил уст своих». Его собратия и сочлены присудили его лишить сана архиерейского и расстригши из монашества, предать суду светскому, по которому Ростовский митрополит за оскорбление Величества должен быть казнен смертию. Такой приговор поднесен на утверждение Государыне, но она, как значится в указе синодском, «по великодушию и милосердию своему природному», соизволила освободить Арсения от суда светского и истязания, а повелела оставить ему один только монашеский чин и сослать его в отдаленный монастырь под присмотр настоятеля. Осужденный призван был в Синод для объявления ему и для исполнения указа. По Москве тогда уже разнесся слух, что будут снимать сан с Ростовского митрополита в крестовых патриарших палатах, куда допущено было священство и монашество. Толпы народа, побуждаемые любопытством и состраданием, окружили Синодальный двор, так что и солдаты не могли их разогнать, к тому еще подействовало на встревоженные умы народа, вскоре после того случившееся, внезапное падение церкви Трех Святителей Московских, смежной с крестовою палатой 13 , где осудили Арсения. Арсений предстал на суд, как бы на священнослужение: в архиерейской мантии с источниками, в омофоре, в белом клобуке, с панагиею на персях и с архипастырским посохом в руке. По прочтении ему высочайшего указа, решавшего его участь, члены Синода, один после другого снимали с него священные утвари: кто митрополичий клобук, кто омофор, кто панагию, кто отобрал у него посох и т. д. Взоры всех присутствовавших обращены были на выражение его лица, подмечали все его мановения и слова для того, чтоб донести Императрице, которая желала узнать все подробности, касавшиеся до Арсения при его низложении. Но при таком поразительном действии, Арсений, убежденный в справедливости своей, вместо страха и уныния, обнаружил свое негодование на собратий, и, если только верить преданию современников, предсказал некоторым из судей своих плачевный жребий. Так предвещал он первенствующему члену Синода Димитрию мучительную кончину: задохнуться собственным языком, Амвросию Зертис-Каменскому смерть от мясника: «тебя, яко вола, убиют» произнес он, потом обратясь к юному епископу Псковскому Гедеону, сказал: «ты не увидишь своей епархии» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Главнейшим принципом епархиального управления была строгость, что в тот страшный век было равнозначно жестокости. В течение всего XVIII в. для управления епархиями была характерна суровость по отношению к священникам, церковным слугам и чиновникам управлений, проступки которых влекли за собой телесные наказания. Бесчеловечным было правление Арсения Мацеевича в Ростовской епархии, не лучше проявил себя Амвросий Зертис–Каменский в Москве. Последнего духовенство просто ненавидело, как о том свидетельствуют многочисленные мемуары. Жестокостью отличались Павел Конюшкевич в Тобольске, Кирилл Флоринский в Севске, Пахомий Симанский в Тамбове (1751–1766), Гедеон Вишневский в Смоленске, Феофилакт в Воронеже (1743–1757), Варлаам Скамницкий в Вятке (1743–1748). Свирепость Архангельского епископа Варсонофия (1740–1759) зашла так далеко, что привлекла внимание председательствовавшего в Святейшем Синоде Амвросия Юшкевича. Киевский митрополит Арсений Могилянский слыл «мягким», ибо в наказание заставлял монастырское духовенство всего лишь колоть дрова  . По мнению П. Знаменского, методы епископского правосудия объяснялись самой системой администрации того века. «Не нужно забывать при этом и того, — пишет он, — что мы имеем дело с администрацией духовной, где в основе права лежит элемент религиозный, где действия власти весьма часто направляются чувством религиозной ревности, которое на известных ступенях цивилизации могло порождать действия очень жестокие и фанатические… Дух времени и крайнее унижение духовенства пред духовной администрацией налагали свою печать даже на духовные наказания, разного рода епитимии»  . Эта мысль заслуживает всяческого внимания, вместе с тем она содержит крайне низкую оценку морального уровня епископата XVIII в. Сколь сильно иерархи в самом деле были подвержены влиянию «духа времени», показывает критика Иннокентием Нечаевым, Гавриилом Петровым и Платоном Левшиным «Наказа» Екатерины II, а именно высказанного императрицей мнения, что религиозные проступки не должны быть наказуемы светским судом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Михаила, раскрывают неск. тем: Евхаристии, покаяния и Страшного Суда, прославления ратного подвига благочестивых вождей, утверждения незыблемости святого места. Н. В. Квливидзе Другие постройки Совр. стены и башни были воздвигнуты в кон. XVI в., верхние этажи в виде «корон» с белокаменной и кирпичной кладкой - в XVII в. Первоначальная трапезная ц. во имя свт. Амвросия Медиоланского (кон. XVI в.) при старом здании трапезной близ палат царицы-инокини Александры - одноглавая, 3-апсидная, была перестроена Амвросием (Зертис-Каменским), архиеп. Московским. Основной ансамбль мон-ря сложился в период покровительства ему царевны Софии Алексеевны. В мон-ре появились: ц. во имя прп. Варлаама и царевича Иоасафа Индийского (1683-1690) - в нижнем ярусе (обрамленном аркадой) колокольни; ц. ап. Иоанна Богослова - во 2-м ярусе колокольни (после осквернения в 1812 г. была упразднена); ц. свт. Николая Чудотворца (1899, не сохр.) - в одноименной башне монастырской ограды; надвратная ц. Покрова Пресв. Богородицы (1683-1688) - на юж. стене ограды, 5-главая, в стиле московского барокко. Надвратная ц. Преображения Господня (1687-1688), расположенная на сев. стене ограды над главным входом в обитель,- 5-главая, с трапезной, с пышным декором в стиле московского барокко. Ее 7-ярусный резной золоченый иконостас и внутреннее убранство исполнены «под началом» придворного живописца Оружейной палаты К. И. Золотарева. К церкви примыкают палаты царевны Екатерины Алексеевны - т. н. Лопухинский корпус, получивший это название по местопребыванию в 1727-1731 гг. мон. Елены (бывш. царицы Евдокии Феодоровны, урожд. Лопухиной); декор наличников на фасаде палат идентичен убранству Преображенской ц.; в палатах сохранились орнаментальные росписи и «мраморировки». Трапезная ц. Успения Пресв. Богородицы (1685-1687, нач. XIX в.) расположена к западу от собора, 1-главая, 3-апсидная, первоначально была возведена на подклете (не сохр.) и имела 5-главие и позакомарное покрытие (не сохр.). По нек-рым сведениям, в церкви находились престолы во имя ап.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Донской ставропигиальный мужской монастырь Россия, г. Москва, Донская пл., д. 1 (м. «Шаболовская»). Основание Донского монастыря связано с чудесным избавлением Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. Главный стан русско го воинства, защищавшего столицу, располагался тогда между Серпуховской и Калужской дорогами. В центре его возвышалась походная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. В этом храме пребывала Донская икона Божией Матери, овеянная древними преданиями, связанными с победой на Куликовом поле. 4 июля произошло первое столкновение с противником. Врага удалось отбросить, но опасность не миновала. Гирей стоял у стен Москвы. В тот день царь Феодор Иоаннович сказал одному из приближенных, что ночью «поганые побегут» от русской столицы. И действительно, на рассвете Казы-Гирей бежал, бросив обозы и награбленную добычу. В память о чудесном событии государь основал монастырь. На том месте, где стояла походная церковь, в 1591–1593 годах был построен каменный храм, ныне это Малый собор Донского монастыря. Большой собор построен в 1684–1698 годах в стиле нарышкинского барокко. Стены и башни обители возводились с 1686 по 1697 год. Над северными вратами обители была построена церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1713–1714 годы). Строительство колокольни над западными вратами монастыря велось под наблюдением трех знаменитых русских зодчих: с 1730 по 1733 год колокольню строил Д. Трезини, в 1749м – Д.В. Ухтомский, а достраивал архитектор А.П. Евлашев в 1750–1753 годах. Многие драматические события русской истории не обошли стороной Донской монастырь. В 1612 году он стал жертвой гетмана Ходкевича. Позднее у стен обители русские полки дали отпор казакам гетмана Сагайдачного, действовавшего на стороне польского королевича Владислава. В 1771 году во время чумного бунта в монастыре был убит народом архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) (погребен в старом Донском соборе), убравший от Варварских ворот чудотворную икону, к которой прикладывались и больные в надежде на исцеление, и здоровые в надежде уберечься от заразы. Народ углядел в этом злой умысел, и скрывшийся в Донском монастыре архиепископ был убит. После подавления бунта его убийцы были повешены на Красной площади по приказу Екатерины II.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В 1771 г. Д. м. стал средоточием событий Чумного бунта в Москве. Толпа решила расправиться с архиеп. Московским Амвросием (Зертис-Каменским) , по одной версии, за то, что он распорядился опечатать кружку у чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери для употребления денег на богоугодные дела, по другой - за то, что ввиду эпидемии чумы намеревался убрать чудотворный Боголюбский образ, вокруг к-рого собирался народ. Узнав о предстоящей расправе, архиеп. Амвросий бежал из резиденции в Чудовом мон-ре в Д. м. Утром 16 сент. толпа ворвалась в обитель. Архиерей молился за обедней в соборе. Увидев, что бунтовщики вошли в храм, он, предчувствуя неминуемую кончину, исповедался и причастился Св. Таин. Мятежники вывели владыку из храма и зверски убили у врат колокольни. Архиеп. Амвросий был погребен в Малом соборе Д. м., против сев. алтарной двери. На месте расправы с ним был поставлен каменный крест, а на могиле установлен гранитный памятник, на к-ром помещена митра и дикирий с трикирием. После подавления бунта убийцы были найдены, трое из них повешены на месте совершения злодеяния, против зап. ворот монастыря. В 1812 г., перед нашествием франц. войск, большая часть насельников разошлась по др. обителям, оставшиеся заготовили припасы и заперли монастырские ворота. Ценные вещи из ризницы были ранее вывезены в Вологду, но Донская икона Божией Матери (кон. XVI в.) оставлена в мон-ре. 3 сент. франц. солдаты потребовали открыть ворота обители, выдать хлеб и вино, затем подожгли калитку монастырских ворот, ворвались в обитель, в ночь на 4 сент. разграбили кельи, 5 сент.- храмы. Поселившийся в настоятельских покоях франц. генерал разрешил братии проживать в мон-ре и беспрепятственно совершать богослужение. Но когда монахи привели в порядок церковь и собирались служить в ней часы, ворвались солдаты и заняли храм для постоя, а иноков заставили исполнять черную работу. В 20-х числах сент. в Д. м. прибыл Наполеон I , после отъезда которого франц. солдаты распространяли среди братии ложные слухи о том, что вся Россия уже завоевана. Однако вскоре монахов ободрил пришедший к ним служка Троице-Сергиевой лавры, сообщивший, что неприятель продвинулся по Троицкой дороге только на 7 верст и что в М. Мытищах стоят казаки. Монахи стали уходить из мон-ря, так что к 27 сент. в Д. м. осталось только 2 инока. Вскоре в обитель вернулся наместник. Когда 7 окт. Наполеон с главной армией оставил Москву, франц. солдаты ушли из обители. Наместник с 2 насельниками отслужил благодарственный молебен. После пребывания французов в Д. м. исчезли антиминсы и ценные предметы утвари, была разрушена ц. во имя святых Захарии и Елисаветы, в колокольне, в кельях разобраны полы. Однако пожар Москвы 1812 г. не коснулся Д. м.

http://pravenc.ru/text/178962.html

Поэтому Наказ Синода содержал наряду с вопросами церковного управления, также пункты, касавшиеся положения духовенства в епархиях. По неизвестной причине во время подготовки Синодом Наказа только четырем отсутствовавшим в Петербурге членам Синода было предложено прислать в письменном виде свои мнения о положении духовенства; и только после того как Наказ был составлен и утвержден, 1 сентября 1767 г. Синод запросил отзывы еще трех епископов из малороссийских епархий  . На заседании Святейшего Синода 20 марта 1767 г. присутствовавшие члены Синода (архиепископ Димитрий Сеченов, Крутицкий архиепископ Амвросий Зертис–Каменский, Рязанский епископ Палладий Юрьев и архимандрит Новоспасского монастыря Симон Лагов) приняли решение поручить упомянутым четырем отсутствовавшим синодальным архиереям «что рассудится ко внесению для сочинения проекта нового Уложения депутату в наказ, до Церкви и духовенства принадлежащее, о том сочинить пункты и представить к рассмотрению в Святейший Синод». Ввиду того что в Малороссии еще не была проведена секуляризация церковных имений, тамошним епископам был адресован несколько иной текст: «Чтоб о принадлежащих тамошнему малороссийскому духовенству как о владении грунтов и маетностей, так и прочих им выгодностях, сочиня обстоятельные пункты, прислали к рассмотрению Святейшего Правительствующего Синода»  . Дожидаться истребованных от епархий отзывов, которые поступили лишь к 18 августа 1768 г., было нельзя: уже 2 августа 1767 г. Святейший Синод передал Наказ своему депутату, архиепископу Димитрию. Отзывы от епархий составлялись великорусскими епископами самостоятельно, а малороссийскими — только после опроса белого духовенства и монастырей Киево–Печерского и Межигорского  . Основой Наказа были шесть пунктов архиепископа Димитрия, которые подписали и вышеназванные епископы. Наказ Святейшего Синода выражает принципиальное пожелание «о утверждении Святейшего Правительствующего Синода на таком же во всем основании, как он блаженной и вечной славы достойной памяти при государе императоре Петре Великом установлен и с Правительствующим Сенатом уравнен».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

с 31.10.1770 02.05.1776 Иларион (Кондратовский), епископ рукоположен с 17.07.1776 по 27.07.1785, (в 1783 временно управлял Киевской митрополией) епископ Новгород-Северский и Глуховский Малороссийский Переяславский епископ Имена Сведения рукоположен с 25.09.1799 по 17.12.1803 епископ Полтавский и Переяславский Далее см. викарии Киевской епархии. Переславль-Залесская Учреждена в 1721 году Пере(я)славль-3алесская Кафедра в Пере(я)славле-Залесском Имена Сведения упоминается неизвестно Иннокентий (Кульчицкий), епископ, свт. рукоположен начальник Духовной миссии в Китае с 05.03.1721 по 15.01.1727 епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Пере(я)славль-3алесская и Дмитровская Имена Сведения Арсений (Могилянский), архиепископ рукоположен с 25.06.1744 по 30.05.1752 на покое; с 22.10.1757 митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России Серапион (Лятошевич), епископ бывший епископ Можайский и Волоколамский с 03.03.1753 по 29.10.1753 епископ Вологодский и Белозерский Амвросий (Зертис-Каменский), епископ рукоположен с 17.11.1753 по 08.03.1761 епископ Сарский и Подонский Сильвестр (Страгородский), епископ рукоположен с 23.12.1761 по 04.02.1768 епископ Крутицкий и Можайский Геннадий (Границкий), епископ рукоположен с 13.04.1768 13.08.1773 Антоний (Румовский), епископ рукоположен с 02.02.1774 по 19.09.1776 епископ Астраханский и Ставропольский Феофилакт (Горский), епископ рукоположен с 18.09.1776 по 06.05.1788 епископ Коломенский и Тульский Викарии Пере(я)славль-Залесской епархии Можайский и Волоколамский епископ Викариатство учреждено 16 февраля 1746 года Имена Сведения рукоположен с 30.03.1745 по 03.03.1753 епископ Переславль-Залесский и Дмитровский Пермская Учреждена в 1383 году Великопермская (Пермская, Усть-Вымская) Кафедра в Усть-Выми Имена Сведения Стефан (Храп), епископ, свт. рукоположен 26.04.1396 в Москве Исаакий, епископ рукоположен с 20.01.1397 (1398) 22.03.1416 в Москве Герасим, епископ, свт. рукоположен после 1416 упоминается в 1441 и 1448 24.01 (около 1449) (убит вогуличем)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

28 января следователя уехали из Ростова, поручивши Арсению окончить допросы тех свидетелей и исцеленных, которые не были разысканы ими, как, например, княгиня Вяземская, отлучившаяся в Москву. Вскоре и те были допрошены и подтвердили исцеления. 10 марта Синод сделал такое определение: в виду доказанной нетленности тела святителя Димитрия и происходящих от него многих чудесных исцелений, просить государыню, чтобы огласить таковое за совершенные святые мощи и переложить в новую раку, а преосвященному Димитрию – совершать память, как Угоднику Божию, 21 сентября, в день открытия его мощей, служить пред мощами его всенощное бдение и молебны, а также составить и службу. Государыне представили экстракт из записи чудесных исцелений, упомянуто было о нескольких случаях исцеления слепых, бесноватых и горячечных. В день Святой Пасхи 1 апреля после обедни Синод в полном своем составе приносил поздравление свое государыне во дворце и поднес ей свой доклад о прославлении памяти Угодника. Доклад был ею утвержден, но относительно переложения мощей в новую грибницу она приказала ждать особого указа. У государыни, всегда благоговейно настроенной, теперь возникло особенное желание быть самой в Ростове при торжестве перенесения мощей. 9 апреля послан был указ об этом во все епархии. 15 апреля он получен в Ростове. Его читали в Ростовском соборе при народном стечении и отправили тут же молебен. Указ читан при народном стечении и в Яковлевском монастыре. В виду важности предстоящего торжества в Синоде предприняты меры к составлению службы, жития святителя Димитрия и объявления в народе о прославлении его памяти. О скромном при жизни святителе Димитрии Ростовском сведений сохранилось мало. Амвросию Зертис-Каменскому, члену Св. Синода и епископу Переяславскому, удалось отыскать речь св. Димитрия при вступлении его на паству Ростовскую, духовное завещание и несколько строк его жизнеописания. При такой недостаточности письменного материала для составления его жития, сделали из Синода запрос в Ростовскую духовную консисторию, не находится ли там каких-нибудь известий о бывшем местном митрополите. Но и в Ростове ничего не отыскалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Высокопреосвященный митрополит Амвросий Амвросий Подобедов , в мире Андрей, родился ноября 30, 1742 г. в погосте Стогове, Переяславского уезда, Владимирской епархии. Отец его был священник. Учился сперва дома, а с 1757 г. в Троицкой семинарии, под руководством знаменитых ректоров ее Гавриила Петрова и Платона Левшина , бывших впоследствии митрополитами. По окончании курса в 1764 г. был в той же семинарии учителем; 12 февраля 1768 г. пострижен в монахи и, в августе, переведенный в славяно-греко-латинскую академию, прославился здесь как проповедник. Особенно замечательны две его проповеди . В одной, по случаю убиения московского архиепископа Амвросия Зертис-Каменского, проповедник говорил, между прочим: «отяготе на нас рука Господня: но се новый предмет болезнования и возмятения сердец наших! Боже Всеблагий! Ослаби гнев твой и не вниди в суд с рабы твоими». Слово было издано по Высочайшему повелению, печаталось несколько раз; было даже переведено на немецкий и французский языки. Другое слово, сказанное при годичном поминовении того же Амвросия, возбуждало еще большие похвалы у иностранцев, посещавших Россию. С 1771–1774 год Амвросий был при московской академии префектом и учителем, сперва философии, а потом – богословия. В это время он составил «руководство к чтению священного писания Ветхого и Нового завета», бывшее долгое время единственным руководством в духовных училищах. В 1779 г. Синод издал его на свой счет, для употребления в обществе и в школах. В 1774 г. Амвросий сделан ректором академии. В 1775 г. архиепископ московский Платон поручил Амвросию приготовить проповедь на день рождения Великой Княгини Наталии Алексеевны, первой супруги Павла Петровича, т. е. на 14 июня, и сказать ее в присутствии Екатерины 2-й, бывшей тогда в Москве. Амвросий говорил о важности благочестия, утверждающего царства и престолы, служащего основанием мира и благосостояния народов и заключил обращением к Императрице. Она наградила Амвросия бриллиантовым крестом и приказала представить его кандидатом на первую епископскую кафедру. В 1778 г. Императрица утвердила его епископом Севским. Он посвящен 5 июля в Сергиевой пустыни, в присутствии Императрицы. Амвросий благодарил Екатерину за благоволение к нему и получил от нее бриллиантовую панагию, богатое облачение и 3000 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В. м. пожертвована икона Божией Матери Иверская (список московской чудотворной иконы), к-рая была облачена в древние драгоценные ризы с чудотворного образа и прислана в обитель. Икона была помещена в киот и поставлена слева от зап. портала придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1861 г. московский купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин Г. Г. Солодовников пожертвовал в обитель небольшую частицу камня от Гроба Господня, привезенную им из Иерусалима. Святыня была вложена в сосуд под стеклом и вставлена в верхнюю доску подобия Гроба Господня в Воскресенском соборе. По инициативе архим. Леонида (Кавелина) в 1874 г. в Н. В. м. был открыт Музей патриарха Никона - один из первых в России церковных музеев. К тому времени в залах северной и южной трапезных располагалось собрание портретов и памятных вещей, размещенное здесь еще Амвросием (Зертис-Каменским). Основу музея составили личные вещи патриарха Никона и реликвии его времени: 3 прижизненных его портрета, комплект облачений, клобук, посох, кресло-стасидия и др. Нек-рые предметы были представлены в копиях. Так, для музея были изготовлены железные вериги, повторявшие те, что висели над гробницей Никона в соборе, а также копия 8-гранного стола, находившегося в скиту. В 1889 г. трудившимся в обители боровицким мещанином И. Воронковым была выполнена модель Н. В. м. с позолоченными куполами, ценная своей «кропотливой работой». Музей сделал монастырские древности доступными для всех паломников. 17 окт. 1889 г. в Н. В. м. были доставлены палестинские святыни, привезенные со Св. земли вел. кн. Сергеем Александровичем и присланные им в обитель для молитвенного воспоминания о нем и его супруге вел. кнг. Елисавете Феодоровне , в т. ч. частицы камней от Гроба Господня, с места рождения Спасителя, от Гроба Пресв. Богородицы и часть масличной ветки из Гефсиманского сада. Священные предметы были «утверждены» архим. Вениамином в небольшой деревянной шкатулке. После закрытия Н. В. м. коллекция Музея патриарха Никона и др.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010